Верхний баннер
09:36 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Сила в праве

11.11.2016 | 18:40
«Было очень сложно уволить за несоответствие занимаемой должности, есть такое у служащих. А как установить это несоответствие? И основным таким параметром стал профессиональный стандарт. Я считаю, это правильно», — Наталья Русакова, руководитель юридического агентства «Магнат-Пермь»

«Было очень сложно уволить за несоответствие занимаемой должности, есть такое у служащих. А как установить это несоответствие? И основным таким параметром стал профессиональный стандарт. Я считаю, это правильно», — Наталья Русакова, руководитель юридического агентства «Магнат-Пермь»
«Было очень сложно уволить за несоответствие занимаемой должности, есть такое у служащих. А как установить это несоответствие? И основным таким параметром стал профессиональный стандарт. Я считаю, это правильно», — Наталья Русакова, руководитель юридического агентства «Магнат-Пермь»
Добрый день, друзья! У микрофона Андрей Денисенко, это программа «Сила в праве» Со мной моя соведущая, руководитель юридической компании «Магнат-Пермь» Наталья Русакова. Наталья, приветствую!

– Здравствуйте, Андрей, здравствуйте, радиослушатели!

Возвращается программа «Сила в праве» с каникул. До ухода на эти самые каникулы, собственно говоря, до начала лета у нас было, напомню, две юридических программы, две правовых программы в эфире «Эха» – это «Сила в праве» и «Налоговый акцент». Мы вот с Натальей посовещались, посоветовались, и решили под одним брендом все это дело оставить. Вот у нас теперь одна правовая программа будет – «Сила в праве», будет выходить по пятницам в 14 часов. Ну и, соответственно, мы с Натальей и с приглашенными экспертами будем обсуждать самые разные правовые и юридические вопросы, не только которые касаются налогового законодательства, но которые наиболее остро на повестке дня сейчас стоят.

– По различным отраслям права и нашей деятельности, так скажем, в том числе и бытовой, да.

Да, да, конечно. И начать мы решили вот с такой интересной темы: профессиональные стандарты. Звучит на самом деле скучновато, на первый взгляд, какая-то профстандартизация, Минтруд, что-то там… Трудовой кодекс, ну, в общем, легкая зевота такая нападает вроде бы от этого набора слов поначалу, но начинаешь разбираться, а там на самом деле все весело оказывается. Вот вводят у нас, точнее, с июля уже вступила в силу статья 195.3 Трудового кодекса, которая вдруг установила порядок применения профессиональных стандартов и вообще сами какие-то профессиональные стандарты, после чего, конечно, началась легкая паника в «интернетах», люди начали переживать: «Собственно, сейчас меня что, возьмут вдруг и уволят, если я каким-то профессиональным стандартам не соответствую?» И работодатели тоже начали переживать: «А что мне теперь делать? Вот у меня работает 150 человек, мне их сейчас что, надо как-то стандартизировать всех?» Наталья, давайте разбираться, откуда вообще ноги выросли у этой инициативы, она зачем вообще нам нужна. Профстандарты какие-то, у нас же есть высшее образование, есть диплом о высшем образовании. У меня вот написано – врач, я им не работаю.

– Значит вы не подходите для того, чтобы вести передачу «Сила в праве», Андрей.

Вот я за это и переживаю, долго ли я здесь просижу еще, у микрофона-то.

– Ну к счастью, понимаете, профессиональные стандарты, которые у нас были введены, так скажем, с первого июля, некоторые из них являются обязательными, вас они не коснутся, Андрей, можете спокойно сидеть. Я думаю, что наша программа «Сила в праве» еще просуществует долго и продуктивно. Для того, чтобы начать разговор о том, что такое профессиональные стандарты вообще, хотелось бы такую небольшую предысторию, сказать о том, зачем они вообще появились и зачем они стали так нам необходимы в современном мире. Ранее Минтруд ссылался на квалификационный справочник должностей и работников.

То есть это именно те самые должности, которые записывались в дипломах и иных документах о получении образования?

– Да, то есть был единый тарифно-квалификационный справочник.

И в трудовых книжках же раньше.

– Да, работа, профессия рабочих, то есть у нас должностные инструкции, трудовые договоры, то есть именно при выборе должности мы исходили из наименования из этого справочника. Но технично мы, так аккуратно перешли с плановой экономики в рыночную экономику, и сейчас, на сегодняшний день, конечно, идут споры вообще, какая у нас экономика, но не об этом суть. И возникла потребность в связи с развитием динамики, то есть у нас современное общество, оно достаточно быстро прогрессирует. Такие профессии, как, например, разработчик бизнес-процессов, да?

Да.

– В советское время мы даже не понимали, что такое бизнес-процесс, по сути, если разобраться, да?

Да, уж не говоря «СММ-менеджер», например, да.

– Это уже вообще, да, то есть что это и с чем это едят.

Технологии ведь очень быстро развиваются и действительно технологии требуют, соответственно, появления новых каких-то профессий, которых еще вчера, казалось бы, не было…

– Да, да.

А сегодня они вдруг – бах, и откуда-то появились из воздуха, и появились специалисты.

– Да, и их ведь как-то нужно регулировать. То есть как вы составите должностную инструкцию, если в принципе у нас даже в законодательстве не закреплено, что это такое, то есть какие мы можем вменить обязанности этому сотруднику, за что мы с него сможем спросить, и вообще, как ему хотя бы зарплату-то рассчитывать, что немаловажно для работодателя, за что мы можем его уволить, если он не соответствует тем или иным требованиям. Если штамповщик на предприятии, понятно, он технично занят производственной деятельностью, то есть он производит какую-то деталь, понятно, у него есть план, это вроде более-менее нам понятно на производстве. А что касается интеллектуального труда, каких-то авторских работ, вот с этим все сложно стало. Как раз у нас часть четвертая Гражданского кодекса дала о себе знать и уже развивается достаточно прогрессивно, но никак на деле именно в части должностных инструкций и именно наемных работников, если они разрабатывают что-то, никак не регулируется, ну как вариант, как сторона из жизни. И сложившаяся система документов социально-трудовой информации, она на сегодняшний день состоит из ряда документов, которые уже не работают, они изжили себя, можно так сказать, морально устарели. И возникла необходимость создать вот такое понятие, как «профессиональный стандарт». Ничего в этом сложного, опасного и страшного нет. Действительно, вы правильно сказали, Андрей, что статья у нас введена в Трудовой кодекс, которая нам регламентирует, что такое профессиональный стандарт. Но хочу обрадовать наших слушателей, что он придумывается не просто сидя на служебном месте: «Вот напишу-ка я, допустим, мерчендайзер, да, у нас кто такой, я вот сейчас придумаю сам и сделаю, составлю». И будет утверждение.

Ну это главная опасность у нас в современном юридическом поле, когда законы принимаются именно на коленке и часто без оглядки на последствия людьми, которые, в общем, сами понятия не имеют ничего про отрасль, которую они берутся регулировать.

– Все верно, согласна полностью. И в связи с этим был создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Шикарное, так скажем, учреждение, его так назовем. Он создан в соответствии с указом президента, не будем на нем акцентировать. Туда входит несколько советов по разным направлениям и областям индустрии и нашей жизни, так скажем, как производства, так интеллектуального труда, так и финансов, экономики, и так далее. И они разрабатывают определенный алгоритм, то есть, есть даже рекомендации, из чего должен состоять этот профессиональный стандарт и, исходя из этого, на сегодняшний день уже порядка восьмисот профессиональных стандартов утверждены министерством труда и благополучно используются при работе.

Ну, в общем, не мало, но у меня сразу же вопрос, который из предыдущего вытекает: а они не устареют ли так же быстро, как устарел тот самый квалификационный справочник? Ну то есть сегодня, например, есть у нас СММ-менеджер тот же самый, за которого я зацепился, а уже завтра технологии ушли куда-нибудь далеко вперед, соцсети поумирали и появилось что-то новое, то есть соцсети, которые встроены в голову, например. И, соответственно, СММ-менеджеры уже не нужны, а нужен некий 3D-СММ-менеджер, которого в профстандартах, например, нет.

– Или какое-нибудь такое эфемерное, виртуальное, да, такое?

Ну да, да, мало ли.

– Тело, которое будет работать.

Да, да, да. Или вдруг у нас космический перелет, и вдруг завтра самыми вообще доступными нам понадобятся штурманы, бороздящие просторы вселенной.

– Вот изучая вообще структуру и назначение профессионального стандарта – я позже этого коснусь, потому что сама напрямую являюсь одним из членов группы разработчиков – я пришла к выводу, что на самом деле выбрана идеальная система, как регулятор наших профессий и должностей. Почему? Объясню: организации-работодателю почему необходим профстандарт? При формировании кадровой политики в управлении персоналом. Это идет от того, что структура профессионального стандарта сейчас не говорит конкретно, от, допустим, как вы назвали менеджера…

СММ.

– СММ, да, менеджер, то есть он должен это, это, это – обязан уметь вот это, вот это, вот это, перед ним как должностная инструкция. Раньше это было так. Сейчас, я рада, совершенно по-другому. В профессиональном стандарте – я взяла, кстати, для вас ознакомление – например, профессиональный стандарт…

Ну увесистый он.

– Специалиста по управлению персоналом, 50 листов. Если мы в него окунемся, то есть он достаточно красиво выглядит, как вы видите, есть таблички такие, все красиво описано, современно, подход чувствуется профессиональный такой. Там мы озвучиваем трудовые функции вот этого человека, так скажем, по управлению персоналом специалиста, что он будет делать. Есть обобщенные трудовые функции, а есть частные трудовые функции. И затем каждую трудовую функцию, мы ее расписываем, то есть что он должен знать для того, чтобы ее выполнять, и что он должен уметь для того, чтобы ее выполнять, и предполагаемые должности на том или ином уровне. То есть, если погрузиться полностью в профессиональный стандарт, ну хотя бы один какой-нибудь взять на разбор, то мы увидим, он не имеет таких частных критериев.

То есть вот этот стандарт, он подходит не конкретно, например, для должности директор по персоналу, а он распространяется вообще на специалиста по управлению персоналом…

– Да, да.

И в зависимости от того, насколько человек компетентен именно по этим пунктам, то есть его можно в качестве теста некоего, да, использовать?     

– Да, все верно, я вот почему начала говорить, почему именно работодателю это нужно. Вы приглашаете к себе на работу специалиста какого-то, да, то есть вы все равно же его тестируете – либо устно, либо как-то письменно, в зависимости от той должности, на которую вы его приглашаете. И вот этот профессиональный стандарт является как ориентир. И если он только, допустим, часть функций может выполнять, вы понимаете, что, в принципе, вам этого будет достаточно для исполнения вашего, так скажем, заказа как работодателя, но вы не будете ему платить 50000, как бы он хотел. Вы понимаете, что он соответствует только части профессионального стандарта, поэтому у вас есть достаточно логичное, законное обоснование, что «дорогой мой, ты на 50-то не готов работать, твоя красная цена, грубо говоря, 20000 на рынке».

Мы не рискуем здесь попасть в такую же ситуацию, в которую попали все школьники со своим единым государственным экзаменом, когда сейчас, ну по большому счету, в 10-ом, 11-ом классах люди не получают какие-то знания, а они именно готовятся к сдаче ЕГЭ, то есть вот они готовятся решать эти тесты. И в конечном итоге тот же самый специалист, например, по персоналу, он не будет стремиться получать какие-то новые знания, еще что-то. Ну если вдруг этого нет, да, вот прошла какая-нибудь новая интересная конференция, а ее еще нет в этом профстандарте, ну этой темы просто нет, ну вот он просто берет профстандарт и по нему, соответственно, сидит дома, как по методичке, и готовится, потом приходит на собеседование, на пять с плюсом отвечает на все вопросы, ему говорят: «Классно, ты замечательный директор по управлению персоналом, вот тебе сто тысяч рублей оклад, садись, вот твое кресло кожаное красивое, все, управляй персоналом». А на деле оказывается, что человек просто методичку проштудировал.

– Понимаю опасения, понимаю вопрос, и на самом деле готова на него ответить. Другая сторона плюсов, так скажем, применения профессиональных стандартов – это система образования, то есть они необходимы при разработке образовательных стандартов и программ. Если мы будем понимать, что специалист по управлению персоналом должен иметь какие-то определенные знания, соответственно, уже в программу образования мы закладываем эти ресурсы, эти знания, которые мы должны довести до ума этого потенциального и будущего специалиста по управлению персоналом.

Ну то есть под эти штуки должна и система образования перестроиться, в том числе и высшего?

– Да, да, естественно, конечно. При формировании проекта федеральных гособразовательных стандартов – и гос., да, у нас модное сейчас это – всех уровней профессионального образования, как основного, так и дополнительного образования. Элементарно, коснусь, допустим, своей темы – консультант по налогам и сборам. Буквально вчера мы рассматривали в очередной раз в городе Москва как раз стандарт профессиональный по консультанту по налогам и сборам, и также в каждой трудовой функции мы понимали, что на сегодняшний день мы не только можем давать дополнительное образование тем людям, которые имеют базовое высшее образование для того, чтобы идти получать это дополнительное образование, а исходя из тех трудовых функций, которые мы закладываем, мы понимаем, что мы можем уже начать обучать консультантам, имеющим среднее специальное, специальное профессиональное образование сейчас, после колледжей так называемых. То есть мы расширяем возможности набора людей, которые желают стать консультантами по налогам и сборам. Но понятно, что если он дальше не пойдет учиться, этот потенциальный консультант, получать высшее образование, то просто он будет ограничен в тех функциях, которые закладывает профессиональный стандарт, вот и все.

Ну и это, может быть, ведь отчасти, наверное, решит одну из проблем как раз нашего образования, высшего в первую очередь. У нас просто нормой уже за последние годы стал сам факт наличия высшего образования.

– Да, да.

Ну буквально, ну конечно, еще в дворники не берут пока по этому критерию…

– По диплому, да.

Да, но действительно в очень многих профессиях, ну вот менеджер по продажам, обязательное требование – наличие высшего образования. Зачем ему там высшее образование? Причем любого, он может быть лингвистом, может быть физиком, кем угодно, главное, чтоб было высшее образование. И высшее образование у нас стало ну неким таким критерием адекватности человека, что ли.

– Да, да.

Он в состоянии был просидеть пять лет за партой – все, вот его на это хватило – он уже молодец, значит, он уже более-менее пригоден к труду. И, в общем, проблема эта пока решения не имела, потому что действительно у нас человек без высшего образования – он какой-то человек второго сорта априори, ну с точки зрения работодателя, по крайней мере.

– Ну, как говорится, с бумажкой ты человек, без бумажки, то есть без диплома, грубо говоря, априори, ты, получается, то есть вообще так только иди, действительно, с метлой и с лопатой. Это неправильны подход, я считаю, Андрей, в корне, потому что можно не иметь образования, но быть настолько образованным человеком, что рядом с тобой сидящий, с 25-ю дипломами, он даже в подметки не будет годиться тебе, потому что ты настолько эрудированный, начитанный и понимаешь вообще, и у тебя уровень мышления настолько выше, чем у него с 25-ю дипломами о высшем образовании.

Да, да.

– Поэтому я считаю, что это правильный вообще шаг нашего государства, так скажем, в целом, именно разработка профессиональных стандартов. Если мы как раз обратимся к статье 195.1 Трудового кодекса, там же четко прописано, что квалификация работника, на которую мы ссылаемся, это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника.

Напомню, что обсуждаем мы тему профессиональных стандартов, которые у нас с июля этого года вступили в силу, новая статья Трудового кодекса 195.3, которая регламентирует эти самые профессиональные стандарты. Я напомню контакты для связи, если у вас есть вопросы, которые этой темы касаются. Для мессенджеров: +7-963-870-10-00. Ну и телефон прямого эфира: 2-066-066. Наталья, следующий вопрос, который хотелось задать: каких отраслей прежде всего коснется вот эта вот профессиональная стандартизация, то есть кому стоит начать уже сейчас беспокоиться о переходе на вот эти вот новые законодательные рельсы?

– На самом деле, что касается коммерческих структур, беспокоиться не нужно. Единственно, что, я еще раз говорю, это такой, знаете, критерий и алгоритм, что ли, разработки должностных инструкций, это вот основание, это профессиональный стандарт, это очень большое подспорье для работодателя. С 1-го июля 16-го года обязательным для применения профессиональных стандартов, это в основном государственные и муниципальные и государственные учреждения, а также компании, в которых государство обладает долей более 50-ти процентов в уставном капитале. То есть вот это вот внедрение профессиональных стандартов поможет четко сформулировать требования к сотрудникам и обосновать увольнения в случае невыполнения обязанностей. Если – мы заметили – часто очень тяжело уволить муниципальных служащих и госслужащих на самом деле, потому что их должностные инструкции, они с точки зрения уже реального времени устарели.

И к тому же они просто знают, что они работают на государство, где просто на дверь им не покажут, всегда можно пойти в трудовую инспекцию.

– Да, да, конечно, конечно. То есть они достаточно социально обеспечены в этом плане. Ну мало того, что трудовая инспекция, у них есть отдельный федеральный закон, регламентирующий их деятельность. Поэтому, конечно, было очень сложно действительно уволить за несоответствие занимаемой должности, есть такое у служащих. А как установить это несоответствие? И основным вот таким вот параметром стал профессиональный стандарт. Я считаю, это правильно, потому что если мы посмотрим, кто работает иной раз в муниципальных образованиях, то диву даешься: вообще человек школу-то заканчивал или нет? Да, то есть, мне кажется, три класса церковно-приходской школы – и это все, что есть, да, не в обиду всем сказано. А если человек не может даже читать документы, которые он создает, он не понимает наличие и значение тех или иных реквизитов, но он занимает определенную должность, допустим, немалую, специалист по какой-то работе, сидит в администрации того или иного района, то становится не совсем комфортно, когда смотришь на таких людей.

Ну а как раз-то вопрос, который я и хотел задать следующим: стоит ли опасаться работникам увольнений в связи с внедрением профессиональных стандартов, и если стоит опасаться, то кому в первую очередь? Потому что в «интернетах» действительно серьезная паника была по этому поводу.

– На самом деле, опять же, ссылаясь если на основу трудового законодательства, которое у нас на сегодняшний день Трудовой кодекс, то в статье 143 четко сказано, что профстандарты, говоря простым языком, могут быть основанием для формирования тарифной системы на предприятии. Есть завод, в любом случае там есть тарифная система, согласно которой составляется штатное расписание, выплачивается заработная плата. И вот основа этой тарифной системы, этой сетки так называемой, по-старому как раньше говорили, могут быть именно положения профессиональных стандартов тех или иных профессий. Это очень удобно. Очень удобно рассчитывать заработную плату, исходя из выполненных работ либо услуг по этим профессиональным стандартам, оценивать категорию и эффективность той или иной деятельности работника на этом же производстве, к примеру. Поэтому, что касается простого работодателя, не будем делить на коммерческие и некоммерческие, либо иные какие-то структуры, еще раз повторюсь, это помогает сформировать кадровую политику в первую очередь на предприятии, требования к соискателям и работникам, штатное расписание, должностные инструкции, в конце концов, организовать обучение работников, выбрать те или иные семинары повышения квалификации, что сейчас это очень модно и актуально. Ну и, в конце концов, утвердить даже порядок аттестации, если она существует в организации, и присвоение каких-то тарифных разрядов. Тоже в этом помогут профессиональные стандарты и их положения.

Будет ли на работодателе лежать какая-то ответственность за не внедрение этих самых профстандартов? Ну я вот просто распечатал для себя одну из историй, которую наверняка многие помнят, с чего она начиналась, это гибель 14-ти детей на Сямозере в Карелии, которых вывели, собственно, на это озеро совершенно неподготовленные люди, в связи с чем у нас законопроект до конца года должен появиться об аттестации гидов. Ну это, видимо, как один из подразделов, что ли, того, о чем мы сейчас говорим. Но вот, тем не менее, есть отдельная совершенно отрасль, где ну очевидно, стандартизация нужна. И какую ответственность понесут работодатели, которые вот эту самую стандартизацию не внедрят и если у них, не дай бог, опять будут водить детей в походы люди, которые сами вчера еще в походы ходили, будучи детьми, и на этом их подготовка заканчивается?

– К сожалению, на сегодняшний день, да, у нас только обязательны для тех структур, которые я озвучила.

То есть, государственные и муниципальные органы, прежде всего?

– Где участие государства свыше 50% в доле уставного капитала, ну даже эти же коммерческие структуры.

Ну то есть сюда попадают всякие ВГУПы, МУПы и все прочее.

– Да, да. К простому малому и среднему бизнесу – ну назовем, предпринимательская наша основа, так скажем – к сожалению, наверное, или к счастью, пока еще не совсем понятно, обязательным применение профессиональных стандартов не является. Ну скажу на своей практике, я, допустим, уже разрабатываю положение кадровой политики с учетом все равно уже профессиональных стандартов в своей компании, потому что требование к юристам, оно достаточно эфемерное такое, это невозможно – ум взять и взвесить, положить его на весы и сказать: «Вот ты стоишь столько-то». Поэтому положение профессиональных стандартов, хотя в этом месяце у нас и юрист, и главный бухгалтер, оно очень помогает в разработке этой политики. А что касается штрафов, компанию могут оштрафовать, если она не применяет профессиональные стандарты и входит в то число, которое обязательно должно применять. Ну на сегодняшний день у нас круг лиц достаточно узкий. Но с 1-го января 17-го года это будет все расширено, и чем дальше, тем больше у нас список будет пополняться, и я думаю, что все равно коммерческие структуры у нас будут задеты тем или иным образом, смотря из того, чем они занимаются, какой вид деятельности осуществляют. Это же строительство, это же образование, я считаю – в первую очередь должны обязательно применять профессиональные стандарты. Компании грозит профессиональная ответственность за отказ применять профессиональные стандарты, когда это обязательно в силу закона, как я уже сказала. Статья 5.27 КоАП Российской Федерации, и Минтруд прямо указывает на это в пункте 13 своего письма. Названная статья предусматривает санкцию в виде предупреждения или штрафа для руководителей до 5-ти тысяч рублей, а для организации, как юридического лица, до 50-ти тысяч рублей. На сегодняшний день, к сожалению, только такая ответственность.

Ну я просто на понимание, у нас же под эту же профессиональную стандартизацию, под норму этого закона попадают и все наши государственные так называемые монополии – естественные и неестественные.

– Ну да.                             

Всевозможные «Газпромы» и все прочее, то есть где доля государства больше 50%, они сюда же у нас…

– Входят.

Входят?

– Да, конечно, монополии однозначно, они должны ее применять, когда действительно доля государства больше 50% в уставном капитале.

Ну и учитывая, что у нас, по большому счету, все-таки рынок, последние годы, по крайней мере, двигался в сторону как раз государственной экономики, это затронет довольно значительный пласт населения.

– Не спорю, да, какие-то действительно должности или, так скажем, умения тех лиц, которые эти должности занимают, должны соответствовать профессиональному стандарту. Но Минтруд четко разъяснил, на сегодняшний день у нас получается стык таких норм, то есть вроде бы квалификационный справочник, на основании которого был принят человек, он уже не актуален и не работает, а профессиональный стандарт, он себя еще не реализовал на практике, не показал как бы свое действие и последствия, так скажем, грубо. И Минтруд запретил увольнять работодателям на сегодняшний день работников за несоответствие – на сегодняшний день же, опять, на сегодняшний день акцент – тому или иному профессиональному стандарту.

Напомню, в эфире «Эха Перми» программа «Сила в праве». Говорим мы сегодня о профессиональной стандартизации с моей соведущей, и обсудили мы, собственно, что такое профессиональные стандарты и зачем они нужны. Наталья, скажите, в течении какого времени вся эта штука будет внедрена на бескрайних просторах нашей родины уже окончательно и бесповоротно? Я правильно понимаю, что в июле эта статья Трудового кодекса вступила в силу и сейчас идет такой этап внедрения медленный, да?

– Этап внедрения, применения, да, то есть притирки так называемой, законной реальности нашей жизни.

То есть пока еще карающий топор, он только висит?

– Ну да, да.

Пока еще ни на чью голову он не рухнул?

– Да, ну потому что оснований при увольнении нет, а если оснований для увольнения нет за то, что не соответствует работник, опять тогда, обратная сторона медали – а за что привлекать работодателя, он вроде бы применил профстандарт, да, но он не работает на этом предприятии.

Давайте примем звонок. Добрый день, вы в прямом эфире, как вас зовут?

Здравствуйте! Игорь.

Да, Игорь.

А как можно применить эти профессиональные стандарты к таким творческим профессиям, как журналист, актер, допустим, или частнопрактикующий врач? Вам не кажется, что закон, он просто недоработан? Нужно, во-первых, опубликовать список профессий, подлежащих стандартизации, вот я что хотел.

Спасибо, спасибо, Игорь! Ну обсуждали мы вроде бы эту тему, давайте напомним, вернемся.

– Ну по поводу списка так называемых профессий, как уже было сказано, Игорь, для вас повторимся, что на сегодняшний день это этап внедрения только этого, так скажем, нового тренда, модного слова «профессиональные стандарты», и на сегодняшний день, я уже говорила, принято около восьмисот профессиональных стандартов, но те должности, которые вы озвучили, на сегодняшний день пока еще не утверждены профессиональными стандартами, но все в ваших руках, кстати.

Но, кстати, там упомянут был врач, который вполне прекрасно стандартизируется, почему нет?

– Врач – да, да, да.

Есть определенный список навыков, манипуляций, которые врач либо умеет выполнять, либо не умеет.

– Все верно. И поэтому нужно смотреть профессиональный стандарт. Я не исключаю, что там есть такая трудовая функция, как частная практика. И пожалуйста, то есть, если вы соответствуете знаниям и умениям вот этой трудовой функции, кто вам запрещает практиковать? Если вы журналист, давайте посмотрим соответствие каким-то другим похожим профессиональным стандартам. Если этих нет профессиональных стандартов, то, как правило, профессиональное сообщество журналистов должно выходить с инициативой в Министерство труда, разрабатывать профессиональный стандарт и его утверждать. На самом деле, господа, все в наших руках.

И если, опять же, у этого профессионального сообщества будет такая потребность. Может быть мы решим, что невозможно журналиста оценивать какими-то тестами, и так далее.

– Четкими критериями какими-то, да, творческие люди.

Ну потому что как оценивать? Или писателей, да? Это же мы вернемся во времена Булгакова – если ты член Союза писателей, значит ты писатель, а если нет у тебя членского билета, значит не писатель, все же очень просто.

– Все просто, да.

Так что, безусловно, это не всех профессий будет касаться, но мне кажется, что со временем очень многих.

– Очень многих, и у нас существует, утвержден план внедрения стандартов Министерством труда, и он должен быть выполнен не позднее 1-го января 2020-го года. К этому времени мы как-то должны уже максимально перейти к применению обязательному профстандартов.

Действительно, из того, что я проглядел, готовясь к эфиру, работников социальных служб уже начинают дрессировать по вот этим самым новым стандартам, оценивать, и так далее, и так далее. И строителей, кстати, тоже. Причем строители вот как раз через свои профессиональные ассоциации начинают двигаться в этом же направлении.

– Ну саморегулируемые организации, они уже, да, применять начинают.

Ну давайте все-таки немножко может быть пофантазируем. Вот после того, как это будет все внедрено в государственных структурах, государственные у нас все чиновники перейдут на профстандарты. Каких отраслей в ближайшем времени это может коснуться? Ну вот ваша просто экспертная оценка, то есть кому начинать морально готовиться уже сейчас, кто пока вот в список этих восьмисот профессий не вошел?

– Ну однозначно, я думаю, что это производство, без разницы, какое производство, производство, где конкретно идет выпуск готовой продукции. Это финансовые какие-то сферы деятельности, то есть должности, связанные именно с оборотом денежных средств. Ну это же сейчас очень модно у нас, это 115-й ФЗ и все прочее, то есть они сами вольно – невольно, они как бы диктуют, что нужно как-то это все регулировать уже даже в плане трудовых действий. И в сфере образования. Вот я думаю, что вот эти вот три сферы, они первоочередные будут в применении профессиональных стандартов.

А образование, оно в первый, скажем так, транш не попало? То есть государственных учреждений, у нас же все школы, вузы, это же все государственные структуры, в большинстве своем.

– Да, вы не забывайте, Андрей, что у нас есть частные образовательные центры, я имею в виду вот это. Иногда отдаешь своего ребенка и не знаешь вообще, тот педагог, который себя называет репетитором, он вообще способен поднять уровень того или иного предмета, знаний по этому предмету у ребенка. Ты отдаешь когда ему, ты же доверяешь, ты же ждешь результат. А когда ты его не получаешь, то на сегодняшний день, в принципе, говоря грубым языком, предъявить этому репетитору ничего не можешь, если ты грамотно не составишь договор, все риски не предусмотришь. Но не все у нас люди могут первоначально составить договор, да еще вообще, в принципе, об этом подумать, да, для того, чтобы идти к репетитору. Как правильно бывает: «Выучите моего ребенка, тысячу рублей, грубо говоря, занятие – и все». Вроде бы на первый взгляд, как родители, мы видим, да, уровень повысился, а когда встречаем на практике, ребенок начинает реализовывать так называемые полученные навыки и умения, мы видим, что воз и ныне там.

Наталья, в связи с этим как раз вопрос: а может ли быть самостандартизация, что ли? То есть вот человек работает тем же самым репетитором, да, вот у него просто частная практика, больше он ничем в этой жизни не занимается, просто репетитор английского языка. Может ли он куда-то обратиться и сказать: «Ребята, вот давайте я тут пройду какие-нибудь тесты, вы оцените мои компетенции и выдадите мне какую-нибудь бумажку, что я профессионально стандартизированный, стандартизованный репетитор такого-то уровня».

– На самом деле, к сожалению, мы не можем заниматься самостандартизацией, Министерство труда четко разработало алгоритм принятия этих профессиональных стандартов. Он одним человеком на обсуждение выдвигаться не может. Это как правильное профессиональное сообщество, поэтому пусть репетитор найдет еще человек 50 репетиторов и тогда, грубо говоря, они выйдут с инициативой и создадут такой профессиональный стандарт, потому что потребность общества в этом, она все равно существует. Один – нет, конечно, его никто не будет слушать. Если мы говорим про этапы разработки профессионального стандарта, коротко остановлюсь буквально, да?

Да, конечно.

– Их семь – это организационно-подготовительный этап, когда мы собираем всю информацию вообще о необходимости и актуальности этого стандарта, формируем пояснительную записку, аналитическую часть, опять же, да, уже более профессионально озвучиваем вот этот первый этап. Проект профессионального стандарта, то есть мы смотрим, исходя из требований его структуры, что бы могло быть, проводим мероприятие общественно-профессионального обсуждения, как я уже сказала. То есть это обязательные общественные слушания на уровне профессиональных сообществ. По-другому никак. Формируем пакет документов, подтверждающих обсуждение вот этого проекта профессионального стандарта с ведущими профильными и профессиональными организациями и объединениями, и дорабатываем проект, и уже согласовываем и утверждаем в Минтруде. Других этапов на сегодняшний день пока нет.

Спрашивают в «Телеграме»: с какого времени начинать бояться увольнений вот этим самым сотрудникам, которых мы перечислили с вами, служащим, в первую очередь, государственных всяких органов?

– На сегодняшний день критерия, так скажем, пресекательного срока, когда уже сотрудник, если не соответствует, то он автоматически не является сотрудником и может быть уволен либо сокращен, его нет. Нет, может быть хорошо, что нет пока, да. Но опять же, хочу обратить внимание, если ранее вся ответственность лежала на работодателе, то есть ты принимаешь неквалификационного работника – ты за него отвечаешь, то сегодня идет технически так подготовка наших умов к тому, что если мы хотим быть, иметь такую профессию, хотим быть специалистом именно в этой области, значит мы должны еще и самостоятельно, сами начинать самообучение и повышать свой уровень знаний и умений. А отвечая конкретно на вопрос, таких пока сроков нет, готовиться не нужно, вас никто на сегодняшний день не уволит за то, что вы не соответствуете. Главное – не нарушать нормы трудового законодательства в части выполнения обязанностей вас, как работника.

А будет какой-то у работников подготовительный период? То есть вот внедрен профессиональный стандарт по определенной профессии, дадут человеку какое-то время адаптироваться к этому стандарту, может быть подтянуть свои квалификации. Или просто вот стандарт принят, всех работников через него прогнали: «Так, ты налево, ты – направо, дверь на выход там, дверь на повышение там».

– Ну вот исходя из логики, опять же, исходя из этого плана, который мы озвучивали, где есть срок до конца 2020-го года, я думаю, что логично предполагать, что именно только после этого времени будет уже, так скажем, массовое, возможно, увольнение, либо единичное увольнение тех сотрудников, которые не соответствуют и ничего с сегодняшнего дня по окончании 2020-го года не сделали и не предприняли. Но так же и работодатели, потому что работодатель обязан опять, если он заинтересован в сотруднике, создать ему условия повышения уровня квалификации. Я думаю, что это будет правильно и логично.

Пишут с «Вайбер»: успеет ли у нас система образования адаптироваться до 2020-го года к вот этим изменениям? Ну, кстати, хороший вопрос и очень, очень по теме.

– Хороший вопрос. Что касается новых профессий, которые внедряются у нас на рынок труда, а, соответственно, и на рынок образования, я думаю, что они уже изначально готовятся под те профессиональные стандарты, которые принимаются. А что касается прежних профессий, то, как мне пояснили в Министерстве образования, то будут корректироваться те планы, те программы образования на сегодняшний день, и они также планируют до конца 2020-го года все-таки уже окончательно принять в той форме, потребность в которой на сегодняшний день существует. Мы будем ждать, недолго осталось, два года, да, три, четыре, три года. 

Да, да, да. Ну что же, друзья, спасибо, что были с нами! Я напомню, что в эфире была программа «Сила в праве», провели ее Андрей Денисенко и руководитель юридической компании «Магнат-Пермь» Наталья Русакова. До встречи в эфире! Оставайтесь на «Эхе», впереди еще много интересного.

– До встречи, спасибо!

___________________

Программа вышла в эфир 11 ноября 2016 г.


Обсуждение
5140
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.