Буква П, 17 мая
«Водопады в Тиволи». Художник Федор Матвеев. Холст, масло. XIX
Пейзаж как самостоятельный жанр русской живописи оформился достаточно поздно. На рубеже 18-19 столетий родные красоты мало интересовали русских художников. Идеалом для них была природа Италии с ее пышной южной растительностью, морскими побережьями, гористой местностью и античными руинами. Совершенствовать свое мастерство в Италию отправлялись лучшие русские художники по итогам обучения в Петербуржской Академии художеств. Среди них был и Федор Матвеев. Он покинул родину 20-летним юношей, и больше не возвращался. Однако, регулярно отправлял в Россию свои работы. Так, пейзаж «Водопады в Тиволи» сначала была выставлен в Эрмитаже, позже в Русском музее, и уже в 1938 году картина была передана в коллекцию Пермской галереи.
Интересный факт, данная работа выполнена не на пленэре, как может показаться, а в студии с грифельных или угольных набросков. В начале XIX в. художники зачастую создавали и смешивали краски самостоятельно. На природе это было бы невозможно. Поэтому большинство пейзажей начала XIX в. писаны по памяти, художники идеализировали мир, создавали сказочные виды, а не реальные. Несмотря на это, пейзаж Матвеева конкретен и узнаваем. На первом плане – горная река, водопад и горы, покрытые густой растительностью. Вдали – холмистая местность, уходящая за горизонт в сизоватой дымке. Дополняют и оживляют изображение несколько человеческих фигурок, называемых «стаффаж». Сегодня «Водопады в Тиволи» Федора Матвеева открывают экспозицию русского искусства I половины 19 века Пермской художественной галереи. Комсомольский проспект, 4.
Меня зовут Анна Букатова. Будем культурными людьми.