Верхний баннер
18:00 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


«В первый класс сейчас приходят сложные очень дети с различными нервными заболеваниями, разного уровня, которые вообще не могут сидеть – это тоже черта нашего времени», – Ольга Березовская, директор школы №140
«В первый класс сейчас приходят сложные очень дети с различными нервными заболеваниями, разного уровня, которые вообще не могут сидеть – это тоже черта нашего времени», – Ольга Березовская, директор школы №140
- Добрый день всем, кто присоединился к нам! В эфире программа «Взрослые и не подозревают», я, ее ведущая – Юлия Желнина, помогает мне Мария Зуева за звукорежиссерским пультом. И сегодня у меня в гостях директор среднеобразовательной школы №140 Ольга Березовская. Ольга Маратовна, здравствуйте!

- Здравствуйте!

- У слушателей, наверное, подозрения все-таки закрадываются – почему именно 140-я. Я просто слышала очень много хороших отзывов, честно. И хотелось бы мне вот увидеть этого человека, который занимается такой школой. Поэтому расскажите, пожалуйста, что это за школа, сколько лет она уже существует?

- Нашей школе 24 года, она с 1993 года существует, сегодня в ней обучается 860 учащихся, работает 52 учителя. И наша школа, ну вот я могу сказать, что я люблю свою школу и надеюсь, что и наши ребята, которые учатся в школе, наши родители, которые вместе с нами живут в нашей школе, они разделяют мои чувства и тоже такое теплое отношение сохраняют к нашей школе. Говорить о том, чем живет школа – ну, всеми проблемами, которыми живет страна.

- Да.

- Потому что отдельно жить школа от страны не может, мы же это понимаем, да?

- Конечно.

- Самое главное, внутри школы существует коллектив детей, родителей и педагогов, которые трудятся все вместе над тем, чтобы в школе было интересно жить, чтобы в школе были созданы условия для образования, для развития детей, и чтобы вся вот эта работа, которую мы сегодня считаем главной для того, чтобы наши дети добились чего-то в жизни, она была эффективной. Это наша основная задача.

- Да. Недавно, в предыдущей программе уполномоченный по правам ребенка Павел Миков отметил такую проблему, что родители, отдавая ребенка в школу, совершенно абстрагируются и занимаются своей, скажем так, работой, да, своей деятельностью, а ребенок на поруках учителей, преподавателей, воспитателей, т.е. вы как бы не приемлете такое отношение?

- Вы знаете, это все равно есть в единичных случаях и будет.

- Да.

- Потому что это, наверное, это почерк времени нашего, когда родители вынуждены зарабатывать деньги, работать очень много. Но как-то так у нас уже сложилось, что в основу работы нашей школы мы ставим как раз союз родителей и педагогов в работе с детьми. Почему мы считаем это важным? Потому что если родители будут свои ценности воспитывать, школа будет свои ценности воспитывать, получится, что ребенок будет между двух полюсов. Родители и школы должны работать вместе, проблемы, которые возникают, стараться решать вместе, и, конечно, выходить за рамки каких-то проектов в этой деятельности, это тоже очень важно. Но я бы хотела сказать, что мы даже нашу воспитательную всю работу построили так, что у нас 3 праздника в году – День учителя, посвященный педагогам, День родителя, посвященный родителям, и День ученика. И разные – День учителя готовят дети и родители, День ученика готовят родители и дети, а День родителя готовят дети и педагоги. И мы стараемся, чтобы эти праздники были незабываемыми, каждый год они разные. Еще очень добрая такая традиция, которая сплачивает и педагогов, и детей – мы проводим рождественский новогодний прием лучших семей, когда приходят бабушки, дедушки, папы, мамы и дети – лучшие ученики школы. К этому празднику готовятся педагоги, к этому обязательно спектакль какой-то. Вот в этом году мы уже поставили для себя цель следующего года – мы возьмем сказки, в этом году у нас была «Снежная королева», был спектакль «До третьих петухов», самые различные. Здесь и педагоги увлечены, и дети приходят и ждут чего-то необычного, они ждут чего-то необычного, поэтому, а все остальные наши праздники, которые мы проводим, это, конечно, без союза родителей мы не сможем. В школе уже традиционно мы работаем все вместе – так сложилась система. Проекты самые различные. Мы участвуем сегодня в городских проектах интересных – это профессиональные пробы и основная школа «Пространство выбора» для того, чтобы к 9 классу у учеников сложилось представление о своем будущем, что он дальше будет делать. Мы участвуем, уже давно перешли, изменения произошли в системе на старшей ступени, когда дети учатся по индивидуальным учебным планам.

- Да.

- На профильном базовом уровне.

- Это что такое?

- Вот на профильном базовом уровне выбирают, какой предмет они будут изучать. И имеют возможность тоже программировать свое будущее, в какой вуз они будут поступать, какой предмет им необходим для более тщательного изучения, какой они могут оставить на базовом уровне.

- Да.

- Это и наши школьные проекты, образовательные события, направленные на развитие кругозора – это для нас «Новая школа», «Новой школе – новый учитель». Вот эти школьные проекты, и, конечно, еще есть подпроекты, но сегодня, работая все вместе, на наш взгляд, разговаривая с родителями, мы стараемся, чтобы школьная жизнь детям запомнилась и стала для них шагом в будущее, нормальным шагом. Поэтому самое различное, мы сегодня понимаем, что те рамки, в которые мы сегодня поставлены, у нас сейчас идут экзамены…

- Да.

- Самое такое время тревожное.

- Да, мы к этому вернемся еще во второй части нашей программы.

- Тревожное, да, и мы стараемся, чтобы наши дети были готовы и к экзаменам, на это направлены и мероприятия, и какие-то тоже события наши, поэтому для ребят сегодня работают спортивные секции.

- В том году, я знаю, открылся класс робототехники.

- Да, у нас уже 2 года.

- Ну это вообще какая-то редкость, мне кажется, для среднеобразовательной школы.

- Нет, сегодня во многих школах начинает работать этот курс робототехники.

- А зачем это нужно, это требуется, в этом дети нуждаются?

- Ну, во-первых, это тоже проект нашего города, департамента образования.

- А, понятно.

- Во-вторых, мы ввели это модульным курсом в начальной школе для развития детей. Очень мало технического образования дается в школах сегодня. Наверное, проблемно, и, я считаю, что плохо, что очень мало мужчин работает в школе, у нас их три.

- Это физкультура, труд?

- Это плаванье, труд – нет.

- А, нет?

- У нас нет сегодня базы для труда. Мы вынуждены 8-9 классы учить на базе колледжа, чтобы дети получали навыки. Да, сегодня же все равно, согласитесь, профессиональное образование должно строиться по-новому, и вот робототехника – это все-таки первый шаг к этому. У нас он идет и как модуль – модульное образование, и как кружок есть, и как платная услуга есть – разного уровня. Детям это интересно, они к этому стремятся.

- И там и мальчики, и девочки, да, ходят?

- Конечно, занимаются все.

- Также, вот я знаю, в этом году будет стадион – реконструкция стадиона.

- Строительство.

- Строительство.

- Полностью, все, сейчас вот, знаете, такие развалины стоят, полностью все снесено, да, и будет построено футбольное поле современное с покрытием, беговая дорожка, прыжковая яма, волейбольно-баскетбольная площадка, тренажерная площадка, т.е. все условия для того, чтобы заниматься. Но, кроме того, у нас еще один из лучших спортзалов в городе, где дети могут заниматься, и бассейн свой школьный.

- Да вы что! Я хочу отметить, что вы среднеобразовательная школа.

- Да.

- Деньги идут из бюджета краевого и городского.

- Конечно.

- Т.е. вы как-то выбиваете эти деньги, или вы как-то как хозяйка, вам выделяют их как хозяйке?

- Вы знаете...

- Это очень интересно.

- Во-первых, мы, участвуя в проектах, какие-то деньга зарабатываем.

- Да.

- Вот на свое озеленение, например, да, во-вторых, нам помогают наши депутаты, которые с нами работают, вот так получилось, что у нас Сапко Игорь Вячеславович, наш депутат.

- Да, да.

- Вот, Геннадий Михайлович Шилов. Они, когда есть проблемы, они помогают решать. С родителей деньги мы не собираем. Если есть необходимость, то все, что мы зарабатываем с помощью платных услуг, мы реализуем, вот что-то ремонтируя, делая. И у нас нет ни взносов никаких, никаких вот таких фондов поддержки.

- Да.

- Понимая то, что родителям сегодня тоже сложно в этом мире – и чисто материально, и информационно, мы стараемся, чтобы родители нас поддерживали во многих проектах и работали вместе с нами.

- Да, т.е. учатся абсолютно разные дети?

- Очень сложные дети приходят. Вы знаете, почему так сложилось, да, как только у кого-то проблемы, вот они приходят и говорят: «Возьмите нас, пожалуйста, мы столько много слышали про школу». Иногда завучи на меня даже ругаются: «Вы зачем, Ольга Маратовна, это же нам придется его пестовать и выводить из состояния». Я говорю: «Ну кто-то должен протянуть руку помощи».

- Про каких детей мы говорим?

- Это сложные дети, в любой класс могут прийти, у кого не сложились отношения в другой школе.

- С девиантным поведением, да?

- Вы знаете, не всегда девиантное поведение.

- Не всегда?

- Бывает, у ребенка не складываются отношения со сверстниками. Сегодня ведь не случайно, согласитесь, суицидные явления у детей стали подниматься, и вышли на передний план проблемы родителей и взрослых.

- Конечно.

- Это не случайно, у ребенка не складываются отношения со сверстниками, у него не складываются отношения в школе – так может сложиться, понимаете. И, на мой взгляд, никогда, ну вот, понимаете, мы же знаем, что социальная роль, которую... ребенок много лет учится в школе, его привыкли считать отличником, он уже давно не учится.

- Да.

- А по инерции к нему относятся как к отличнику.

- Да, синдром такой.

- Он останется, понимаете. А вот здесь ребенок – привыкли, что он вот серый троечник, он уже давно перешагнул троечную. Есть, когда замечают, а есть, когда нет, и у ребенка появляется обида, конфликт, и он все больше разрастается, и поэтому очень сложно. Понимаете, дети не должны бояться приходить со своими проблемами, – вот я считаю так.

- Родители обязаны их выслушать?

- Иногда родителям некогда, я так считаю. Не находят времени они для того, чтобы выслушать, и невнимательны. Некоторые приходят вечером и успевают только спросить: «Как дела?». И ребенок заучено говорит: «Хорошо».

- Были случаи, когда обращались к вам как к человеку, которому доверяет ребенок, выражая какие-то проблемы?

- Конечно были, и бывают такие случаи, приходят. Вы знаете, бывает еще так: в первый класс сейчас приходят сложные очень дети с различными нервными заболеваниями, разного уровня, которые вообще не могут сидеть – это тоже черта нашего времени.

- И они учатся среди обычных детей?

- Знаете, иногда мы вынуждены предлагать и индивидуально ходить заниматься, потому что ребенок в коллективе не может работать, и для него эта нагрузка, и для его сверстников, когда он... Это не гиперактивность, в одном случае – это заболевание, в другом – это распущенность.

- Да.

- Т.е. у ребенка не сформированы какие-то навыки, которые сегодня родители должны все равно сформировать к школе. Поэтому мы стараемся находить индивидуальный подход к таким детям и решать вопросы именно индивидуально. Но бывают, конечно, исключения, когда не получается, я сразу же скажу, у нас тоже не идеально все.

- Да.

- У нас не идеальная картинка. Может я так сказала, но, правда, бывают и срывы, да, бывает, когда...

- У педагогов?

- Так, естественно, когда мы не можем найти общий язык с ребенком.

- Да.

- Когда все перепробовали, ни на что не откликается. Мы иногда сидим, вот с завучами соберемся, ну как еще вот, чтобы откликнулись, как, понимаете?

- Да.

- Ничего, иногда ничего не получается. И обидно, и больно бывает, но и хотелось, конечно, сказать, что и люди стали по отношению к школам другие, понимаете.

- Хуже? Лучше?

- Отношение к школе – вот это у всех проблема, да.

- Да.

- Раньше детям в школу все несли, а сейчас иногда бывает... Случай: иду я вечером, смотрю – женщина, я рядом со школой живу, и пошли в школу, забыла документы – выкапывает цветы с нашей клумбы.

- Да вы что!?

- Да, я: «Женщина, вы что делаете?». Она говорит: «Вам что, жалко?». Я говорю: «Жалко». Это же дети покупают, зарабатывают, выращивают, жалко, правда жалко, понимаете. А почему-то считают, что можно это прийти сделать. Выгул собак – это проблема всех. Приходят на территорию школы, не считают, что там дети, понимаете.

- Да.

- И они должны... Нет, взрослые должны для детей все равно делать. И всегда Россия была по отношению к детям благородна, и, я надеюсь, что вот все наши радиослушатели, которые меня слышат, вот они все равно задумаются над этим, потому что дети есть дети, они не должны за взрослыми убирать.

- Да, совершенно верно. У нас есть телефон прямого эфира 2-066-066, и Viber, WhatsApp, Telegram – номер 8-963-870-10-00. Можете писать, звонить, Ольга Маратовна с удовольствием поговорит. У меня сегодня в гостях директор 140-й школы Ольга Маратовна Березовская. И мы говорим о системе образования, такой обновленной, скажем так, ну и, в частности, о школе, на примере школы. Давайте сейчас поговорим, наверное, о ЕГЭ, потому что в российских школах проходят экзамены, и экзаменационный период всегда сопровождается какими-нибудь скандалами, как обычно. И вот недавно в Перми, да, даже был такой инцидент – в суд обратились родители, вы, наверное, слышали? Не слышали? Мальчика не допустили к экзамену из-за того, что он… получается, детей впустили в 9 часов на пункт сдачи, а он сдал телефон буквально минут за 15 до экзамена, т.е. не были еще вскрыты конверты, и его из-за этого выгнали. Соответственно, родители подали в суд, и суд встал на сторону мальчика. Такой вот случай был. Как вообще проходит ЕГЭ у нас в Перми, в частности, в вашей школе? Какие изменения за 15 лет произошли? Хочется вот ваше экспертное такое мнение.

- Вы знаете, все 15 лет у нас в школе пункт ЕГЭ.

- Да.

- И поэтому я наблюдала развитие ЕГЭ за все эти 15 лет.

- Какие сейчас изменения?

- Изменения… Во-первых, изменился сам подход – более строгий контроль за, ну, вы знаете, что, во-первых, видеокамеры, общественные наблюдатели, да, это родители, представители общественных организаций, это металлоискатели, которые телефон должны обнаружить, если ребенок не сдал. Хотя сейчас вот даже расписку дети дают о том, что он предупрежден, что телефон он обязан сдать своим сопровождающим.

- Да, и все равно телефоны всплывают.

- Это изменения тестов, тестового материала. Если раньше это можно методом тыка было сдать экзамен наугад, то сегодня это не проходит по основным предметам, нужно уметь готовиться, решать и т.д. Дальше – задания те, которые в этом, второй год уже введено сочинение.

- Я хочу вас, Ольга Маратовна, прервать, у нас звонок, давайте примем.

- Алле, добрый день!

- Добрый день! Как вас зовут?

- Ольга Маратовна, будьте добры, ответьте на такой вопрос. Вам не кажется, что эта вся система проверки превращает школу в тюрьму, очень разрушает психику ребенка, и когда прекратится эта порочная практика возить детей сдавать экзамены в другую школу? Они запуганные и так, и, понимаете, еще чужая школа, чужие преподаватели, все чужое. Ребенок напряжен, страх, и ничего не может потом сделать. Спасибо!

- Спасибо, Надежда Николаевна!

- Надежда Николаевна, вы знаете, вот я всегда очень переживаю за наших детей когда они сдают, и, работая с ними, мы приглашаем очень часто ребят, говорим, какие у тебя проблемы, какая помощь от нас тебе требуется, прямо такой вопрос ребятам задаем: «Тебе нужна от нас помощь?». Нужна, не нужна – они отвечают. «Что, дополнительные консультации тебе нужны, или почему ты не приходишь на консультации?». – «Я сам готовлюсь». «Ты понимаешь, что промежуточные не дают тебе такой итог?». Вот некоторые дети нам даже могут сказать, вот мне ученик: «Ольга Маратовна, да сдам я ваше ЕГЭ». Я ему говорю: «Ты знаешь, свое ЕГЭ я сдала 30 с лишним лет назад».

- Теперь...

- «Поэтому я переживаю, теперь твой черед».

- Да-да-да.

- И я не видела, чтобы они вот прямо со страхом шли, я же вижу, когда они проходят, это процедура такая. Да, я тоже считаю, что вот эти все процедуры может быть напрасны, да, он они ставят такую цель, в одинаковых условиях все дети должны быть. В одинаковых условиях, потому что я видела, как раньше приходили, они пользовались, вот дети, родители, у которых есть гаджеты очень продвинутые, большие, они пользовались этим при подготовке к экзаменам, они спокойно шли на экзамены и могли этим воспользоваться. Бывали такие случаи, понимаете. Сейчас все-таки эта система, общественные наблюдатели, вот я, например, смотрю – молодые ребята приходят российского комсомола, да.

- Да.

- Они очень принципиально смотрят на все. Они приходят полностью, я не видела, чтобы доброжелательной обстановки там не было, совершенно нормальная рабочая обстановка. Я все 15 лет на ЕГЭ, и то, что их там запугивают, говорят, я этого ни разу не видела. Я, например, к своим ребятам выходила, они у нас на нашем же пункте сдают всегда, я желала им: «Ни пуха, ни пера, ребята, давайте, у вас испытание, оно должно быть». А потом я, например, считаю, что дети должны проходить какие-то испытания. Мы и так их освободили от труда, да.

- Да.

- Мы их от очень многих вещей освободили. Ведь это независимая экспертиза, понимаете, его знаний. Если он раньше мог списать и знал, то сейчас я им говорю: «Ты на кого можешь положиться? Только на самого себя». И конечно, могут быть переборы, как везде.

 Да.

- Да, и может быть такая ситуация, но вот я никогда не видела, чтобы нервозность какая-то, обстановка нервная прямо была такая, что, не знаю... Для этого, наверное, нужны основания. Я тоже считаю, что дети с подвижной нервной системой, кто подвержен этому, может быть для них другую форму сдачи экзаменов бы давать, есть ведь такие дети, которые правда очень переживают и начинают, но они ведь на любой экзамен, не только на ЕГЭ будут переживать.

- Да. Даже в течение учебного года.

- Да, и от зачетов они будут страдать, но ведь мы их не можем, они в институт придут – там тоже экзамены, и тоже какие-то сложности будут испытывать, понимаете. Значит здесь индивидуально нужно подойти к своему ребенку, если у него такая нервная система. Значит нужно продумать, как поэтапно, пошагово ему помочь преодолеть вот этот страх. Я ребятам говорю, что вот как, в начале года в выпускные классы я захожу и говорю, что, ребят, вы экзамены сдаете, нужно идти с чувством собственного достоинства на экзамены, а для этого нужно серьезно готовиться. Поэтому, вот я уже сказала, что если ребенок имеет подвижную нервную систему, нужно с ним индивидуально все-таки работать.

- Да. Преподаватели – они же все равно это понимают и работают?

- Понимают, у нас вот психологи проводят тренинги перед экзаменами, если это необходимо, да, проводят беседу с ребятами, как расслабить себя, если ты вдруг понял, что… ну бывает же такое, у нас у всех было, когда мы учились, да – пришел, вроде ничего не знаешь, все потерял, да, потом сосредоточился. Вот такие упражнения психолог дает детям, помогает им, говорит, что, ребят, вот если вы чувствуете, ну вы же готовились все равно, у вас нет ничего, что вы ничего не знаете, не может такого быть. И она дает им инструментарий, как взять себя в руки и подготовиться. Ну я уже еще раз говорю индивидуально, все равно это индивидуально.

- У меня в гостях, напоминаю, директор 140-й школы Ольга Маратовна Березовская. Параллельно говорим о ЕГЭ и отвечаем на вопросы слушателей. Вот у нас написал Виталий: «Как организована в школе психологическая помощь преподавателям? Не секрет, что школьные учителя – не самые здоровые в этом плане люди, и свои комплексы прививают детям». Ну да, это, наверное, еще в СМИ чаще появляются темы, да, что учитель заклеил рот скотчем, чтобы привить дисциплину, или еще какие-нибудь такие невероятные выходки. Вот все-таки как?

- Вы знаете, я понимаю, что у учителя бывают, он человек, да, и у него бывают срывы, бывают, но я считаю так, что если учитель чувствует, что в нем произошли перемены и он не может относиться к детям как к детям, потому что мы все равно детям прощаем, они имеют право на ошибки.

- Да.

- Понимаете, они имеют, им нужно объяснить, я все время учителям об этом говорю, что нужно уходить, да, это первая проблема. Вторая, на мой взгляд, проблема – бывает очень хороший учитель, но он перегорел, выгорание, вот это профессиональное выгорание. Известен, наверное, всем этот термин, да, и у нас есть примеры тогда, когда учитель говорит: «Люблю свою работу, но не могу больше работать».

- И он сам уходит?

- И он сам уходит.

- Но ведь явно есть те, которые еще это не поняли, начинают срываться.

- Работает индивидуально психолог.

- Т.е. ежегодно...

- По заявке администрации с кем-то, у нас бывают тренинги профессиональные психологические, кроме этого, все педагоги раз в году обязательно бывают у психиатра и нарколога.

- Да.

- Это обязательное условие работы. И, конечно, заручиться за каждого учителя, я вот надеюсь, что учителя в нашей школе такие срывы способны преодолеть сами.

- Да.

- Ну издержки профессии, когда человек все время на виду, все время должен работать, это неизбежно, понимаете.

- Да.

- Поэтому, согласна, что помощь психологов, но я уже сказала, какие – это психологические тренинги, это индивидуальная работа по заказу, это просто консультации.

- Да. Все, давайте уже вернемся...

- Еще служба, я забыла сказать, сейчас же в каждой школе созданы конфликтные службы, вот эти комиссии, в которые может каждый, они создаются...

- Вовремя отреагировать, да?

- Да, когда каждый может из-за конфликта. У нас есть служба примирения школьная, которая вот эти конфликты помогает разрешить, и когда они между детьми, и когда они между ребенком и учителем и продолжаются значительное время, вот тогда подключается служба примирения школьная, которая оказывает вот эту и психологическую и социальную помощь в вопросе.

- Да, мы вот начали про ЕГЭ до звонка… Какими еще изменениями, т.е. вы остановились на том, что тесты потихоньку видоизменяются.

- Да.

- Точнее, вообще уходят на задний план, или не уходят?

- Вы знаете, они уходят. Вот я, как учитель литературы и русского языка, могу сказать, русский можно тестовый изучать, но литературу очень сложно. На мой взгляд, литература, история – они учат мыслить, говорить, рассуждать, да, и тесты изменились в эту сторону. Но вот я бы больше приветствовала – моя позиция, да – устный экзамен по этому предмету.

- Да.

- Если ребенок выбирает это профилирующим предметом – литературу и историю, он все равно устно должен уметь говорить, высказывать свою точку зрения, логические цепочки простраивать должен уметь, понимаете? А, получается, что тесты...

- Это однозначно больше пригодится в высшем учебном заведении...

- Да.

- Чем вот это в голове, я совершенно согласна.

- Да, нам сегодня нужны, но ведь приходят молодые ребята, молодые учителя, вот у нас молодые учительницы пришли чудесные, у нас Шишкина Елизавета, вот она второй год у нас работает – молодой специалист, в аспирантуру поступила, историк, детей любит, сама умница, глубокие уроки может. У нас пришли чудесные учителя физкультуры – Плавинская Дарья и Виктория Бусарева, они находят общий язык с детьми. Да, мы их поправляем в тех вопросах, в которых они… но они любят свою работу и стремятся. Обновляется, молодежь сейчас возвращается в школы, я очень рада.

- Возвращается, да, т.е. меняется?

- Приходит, да. Хотелось бы, конечно, чтобы учителя математики, учителя начальных классов, да, больше уровень, количество этих преподавателей было, но возвращаются. Приходят педагоги молодые в школы, и я надеюсь, что вот это обновление придаст школам еще вот такой большой прирост новых проектов, новых каких-то интересных начинаний.

- Вот вы говорите – возвращается, т.е. какой-то период было затишье?

- Затишье.

- Не нужно было. Но ведь у нас педуниверситет таких вроде бы взращивает. Вот мы общались с Павлом Миковым, – вспомнила мгновенно, что зачастую студент, или, точнее, школьник, он выбирает университет, а у него не получается, и он идет в педуниверситет, якобы там не так сложно учиться, и затем...

- Неправда это. Но я хочу сказать, наверное, такая тенденция есть. Почему? Вот так у нас сложилось, у нас два учителя математики ушли на пенсию, и мне нужен был учитель математики вот 2 года назад. Когда я обратилась в педуниверситет, есть ли выпускники, вы представляете, на весь Пермский край в один год 4 человека выпускают, в другой год – 7.

- Математики преподаватели?

- Математики преподаватели, поэтому сегодня, наверное, и сложилось ситуация с преподавателями точных наук именно вот сложная – физика, математика, когда... И я думаю, что если вот нас молодые студенты слышат: да, приходите в школы.

- Приходите, да.

- Есть поле деятельности, интересное поле деятельности, и оно приносит удовольствие.

- Ну как действительно еще их завлечь?

- Знаете, иногда они приходят, и вот если 2 года отработал, то уже засасывает, уже хочется им работать.

- Да.

- А когда не получается – бывает и так, когда не получается, я согласна. Но ведь не получается на любой работе.

- Да, и нужно стараться.

- А у нас в школе не получается – это очень сложно.

- Ну как сейчас задания по ЕГЭ, я все-таки хочу про ЕГЭ уже поговорить. По вашему мнению, есть, вот мы говорили, что бессмысленное задание, по вашему мнению, это вот тесты, т.е. вы хотите больше устной части. Какие-то еще есть...?

- Нет, по отдельным предметам.

- По отдельным.

- Есть ведь вот точные науки, в которых можно решать. Раньше вот мы же сдавали все экзамены и тоже решали задачи, да, это тоже своеобразный тест был.

- Да.

- Но устные… вот я, например, считаю – история и литература.

- Да, это мы уже поняли.

- Вот это.

- Задания хотя бы становятся сложнее из года в год?

- Я бы не сказала, что сложнее – точнее, скорее.

- Точнее.

- Точнее. А есть задания и социального характера, когда ребенок из жизни, большая связь с жизнью пошла в вопросах тестов, да. Вот я уже сказала о том, что своеобразным допуском к сдаче ЕГЭ является обязательное написание сочинения по литературе вот уже второй год, это тоже хорошо, потому что ребенок показывает свою зрелость суждений, умение высказать свой взгляд на проблемы, поднятые в литературе разного уровня.

- Да. Иностранный язык, да, скоро будет обязательным.

- Со страхом жду.

- Да, вот как?

- Со страхом жду.

- Иностранный, я понимаю, на выбор, но есть...

- Я понимаю наши столичные регионы, есть специализированные школы, но когда мы имеем вот такой уровень, у нас учителя иностранного языка всегда ведут много часов, потому что их нехватка в учебных заведениях.

- Да.

- Разговорный язык устный, и вот сегодня как раз ЕГЭ, я приехала с ЕГЭ.

- Какой сегодня предмет?

- Английский язык стоит.

- А, вот оно что.

- На базе нашей школы сдавали, уже сдали. Устная часть – говорение, понимаете. Вот эта практика, в столичных регионах они видят иностранцев, у них есть языковая практика. Родители, которые имеют возможность послать детей на языковую практику, да, они понимают, а большинство детей этой языковой практики получают очень мало. И поэтому, конечно, учителям иностранного языка придется работать очень глубоко. Это следующий этап, если к остальным предметам обязательным – к русскому, математике – уже в принципе сложилась определенная система, по иностранному языку, когда все до одного будут сдавать этот предмет...

- Будет много сложностей?

- Очень много, на мой взгляд, сложностей.

- Вы уже морально готовитесь?

- Готовимся.

- Когда примерно?

- Через 2 года.

- Через 2 года уже 100%?

- Я не знаю, какие изменения, но я не думаю, что вот мы на 100% готовы, мы еще не готовы к такому.

- И 2 года – это мало?

- Нас 4 года предупреждали. Предупреждали-то за 4 года, но, понимаете, когда у учителя большая нагрузка – раз, во-вторых, учителя иностранного языка имеют по 15 человек в группе, да, и должны разговорному английскому обучить всех.

- Да.

- Это сложно.

- Конечно.

- Понимаете, 5-6 человек – я согласна, можно всех включить в беседу.

- Да.

- На разговорный язык иностранный. Я вот сама сколько ездила в туристические путевки, страдала от того, что не знаю иностранный язык.

- От незнания, да.

- Английский язык, конечно, страдала, я в школе немецкий учила, но не могу сказать, что я владею разговорным немецким.

- У меня аналогично.

- Так что не могу сказать.

- Последний вопрос. Вы еще говорили, изменения в 9-ом классе…

- Вот.

- Выпускники 9-го класса…

- Выпускники 9-х классов, конечно, они в очень сложном положении. Экзамен сложный для детей. Просматривая все подходы к этому, вот я, например, считаю, что русский в 9-ом классе сложнее сдать, чем русский язык ЕГЭ в 11-м.

- Да.

- Потому что такой уровень – нужно и тест написать, и изложение, и сочинение. Да, я считаю, что в 11-ом классе ребенок для того, чтобы получить аттестат, сдает только 2 обязательных предмета – русский и математику, если он не стремится поступать в вузы, он может ограничиться этими предметами, а по остальным у него годовые оценки есть, то в 9 классе в этом году уже сдается 2 предмета по выбору, и это обязательно каждый ребенок. А в будущем готовится, что они будут 4 сдавать, включая иностранный язык. Но в 9 классе мы очень часто учим всех детей, и некоторые не могут такой объем материала готовить, одновременно к 6-ти предметам подготовиться. На мой взгляд, им очень сложно.

- Это очень сложно, конечно. Мы с вами говорили, да, до эфира, и у меня были такие глаза по 5 рублей от того, какой сейчас объем вкладывается. Может быть, это и плюс.

- Посмотрим.

- Может быть, будут более дисциплинированные. Да, посмотрим.

- Посмотрим.

- Ну вот это тоже как опыт на кроликах.

- Вы знаете, у нас в прошлом годы был такой ученик, который в 11-ом классе выбрал все предметы сдавать. И вот мы его убеждали, что если ты выбираешь все предметы, ты должен готовиться, а он ничего не готовился, он говорит: «Я еще не решил, кем я буду – юристом, артистом или врачом», понимаете.

- Вот да, это основная проблема.

- Конечно.

- Приходится нам заканчивать, потому что вопросов миллиард, и так здорово, что вы к нам пришли. В гостях у программы «Взрослые и не подозревают…» была директор 140-й школы Березовская Ольга Маратовна. Безумно было интересно с вами пообщаться, и, конечно же, вопросов миллиард, надо было как-то уместить в один эфир, но не удавалось. Мы вынуждены прощаться.

- Всего доброго!

- Встретимся в следующую пятницу. До свиданья!

- Ни пуха, ни пера всем детям, кому еще предстоит сдавать экзамены!

- Это точно, ну и родителям тоже.

_____________________

Программа вышла в эфир 10 июня 2016 г.


Обсуждение
3127
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.