Верхний баннер
13:22 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:02, 16 сентября 2014
Автор: Нина Соловей

«Флаэртиана» - это главное событие в киножизни Перми», - Павел Печенкин, президент международного фестиваля документального кино «Флаэртиана»

Ведущий: Нина Соловей

 

Гость: Павел Печенкин, президент международного фестиваля документального кино «Флаэртиана»

 

- У меня в руках книжечка с программой фестиваля, с пылу с жару и еще пахнет типографской краской. Довольно увесистое издание в сравнении с прошлыми буклетами… Сколько здесь страниц?

«Флаэртиана» - это главное событие в киножизни Перми», - Павел Печенкин, президент международного фестиваля документального кино «Флаэртиана»
«Флаэртиана» - это главное событие в киножизни Перми», - Павел Печенкин, президент международного фестиваля документального кино «Флаэртиана»

- 120 страниц. Это самая большая за всю историю «Флаэртианы».

- На титульном листе, если я не ошибаюсь, это сцена из фильма, который в прошлом году стал победителем.

- Да, «Человек и лис». У нас уже на протяжении многих лет, из года в год победитель предыдущего фестиваля становится лицом следующего фестиваля.

- Я помню, что этот фильм, в прошлом году победил и вызвал большие споры среди зрителей и членов жюри. Как авторы этого фильма отнеслись к победе на «Флаэртиане»? Для них это был сюрприз?

- Безусловно, что я привез приз Арашу Лаоти в Иран и вручил его там. Он, конечно, был в шоке. Во-первых, даже сумма, которая.

- Он там миллионером стал?

- В общем, да, потому что у них доходы очень маленькие, они ездят на машинках местного производства 15-летней давности. Я фактически ему подарил машину.

- Он продолжил снимать кино?

- На мой вопрос, собираешься ли ты еще снимать кино? Обязательно, я сейчас снимаю, и хочу получить еще одного «Нанука».               

- Завелся.

- Завелся парень, да. Меня поразило, в Иране университет и напротив университета через улицу, достаточно широкая улица, типа Компроса, там целый квартал книжных магазинов. И я понял, что это ребята, от которых можно ожидать самых разных сюрпризов.

- Но не в этом году, получается?

- Не в этом.

- Сейчас идет работа.

- Хотя в программе есть 2 иранских фильма

- Те режиссеры, которые мечтают получить, подержать в своих руках, поставить на полочку золотого или серебряного «Нанука», те режиссеры, которые представили свои работы, попали в программу фестиваля, они о чем сегодня снимают фильмы? Так же истории социальной направленности в основном?

- Вообще это принцип отбора нашего фестиваля, который заключен в формуле самого фестиваля, человек, проживающий на экране часть своей жизни. Это наши современники, которые живут в разных странах. Они люди, это не функции, не иллюстрация к мнению журналиста на экране телевизора, а это люди, и они живут полноценной жизнью в тех странах, где снимается кино. Это интересно. Допустим, есть фильм про женщин-ниндзя в Иране, представляете, странное сочетание такое. Я его посмотрел. Забавное кино такое, веселое для Ирана. Понятно, что цивилизация древняя, и если древня, значит, очень серьезная такая.

- Строгие законы, женщины на своем месте должны быть.

- Да, да, а у них женщины-ниндзя, оказывается, это возможно, вместо того, чтобы сидеть дома, лясы точить, они учатся японской борьбе.

- В этом году и буклет большой, и программа, и дней больше у фестиваля, выбор был такой большой между картинами, что пришлось расширить дни фестиваля?

- Понимаете, мы каждый год ищем что-то новое, и каждый год мы его находим.

- То есть, было то, от чего нельзя отказаться?

- Да, там спецпрограмма очень большая, тот же самый фильм «Открытие», это победитель Венецианского фестиваля документального кино. Венецианский фестиваль, мы были обязаны его привести, мы его покажем на церемонии открытия, и мы еще его покажем по время фестиваля. Или еще, лучший фильм 2013 года «Процесс убийства», «Акт убийства», который победил на более чем 50 фестивалях, его показывали по всему миру. К сожалению, он проскользнул в прошлом году мимо нас. Он был недавно сделан, когда был фестиваль. Но нынче мы его привезли, я его посмотрел в Иране, был там членом жюри, мне кажется, это лучший фильм последнего десятилетия. Это точно. Спецпрограмма, это согласившийся на это Хельмрих, режиссер из Нидерландов, он неделю назад сказал, что не может приехать, я не знаю, по какой причине, может быть, это какие-то политические вещи, но они не заявляют это как протест, но я не могу исключить политические мотивы. Он сказал, что у него лекции в Китае, от которых он не может отделаться. Зато в отместку мы попросили у него все его фильмы, всю трилогию, которую в России еще не показывали. Один из фильмов пермяки уже видели, это «Положение среди звезд», который был не открытие фестиваля 2011 года. Еще 2 других фильма. Это суперсобытие. Плюс «Кардиополитика», которая наконец-то закончена и мы ее покажем в том виде, в котором она была на московском фестивале

- Это про Институт сердца.

- Да, про Суханова.

- Но это не конкурсная программа, а что вошло в конкурсную программу? Самые яркие, которые вам хотелось бы отметить. Жюри-то нас пока не слышит.

- Да, жюри не слышит. Мне трудно выделить по качеству. Как бы слабее качество, какие-то профессиональные достоинства, но зато необычная тема, необычный разворот, необычное событие, рот просто открываешь и все. Или тема необычная для документального кино. Допустим, как фильм про то, как 2 друга везут сверстника, брата одного из друзей, он болен синдромом Дауна, и они везут его не встречу с женщиной. И это происходит целый фильм, это целая история, которую смотреть невероятно трогательно, смешно и это настоящая жизнь. Такое не придумаешь. Много фильмов, которые надо обязательно посмотреть, я уже говорил про женщин-ниндзя из Ирана, я говорил так же про, допустим забавное кино, которое сняли финны, наши коллеги, «Любовь и проектирование». Такой, даже больше научно-популярный фильм, где один из режиссеров, по совместительству он режиссер, но на самом деле, он психолог. Он специалист в другой области. И вот он решил снять фильм, что такое любовь, как она отражается на различных показателях. И он уверяет, что в этом исследовании нашел универсальную формулу, которую можно записать и показать. Если ты чувствуешь, что ты влюбляешься, сходи, проверься, (смеется) и можешь реагировать на это, и взять выписку, влюбился, к сожалению, или к счастью. Тоже забавное кино. Это зрительское кино. Мы такие сюрпризы готовим для зрителей, которые будут приятны. Или у нас фильм болгарский. 3 брата, один из них мечтает быть телезвездой, второй монах, а третий напоминает нашего великого парикмахера московского, как его фамилия забыл …

- Зверев

- Да. Вот 3 брата и 3 невероятно разных жизни. Это очень интересно смотреть, как же природа в рамках одних и тех же родителей, одной и той же матери, потому что отцы у них разные…

- Ну, вот видите, гены у них все-таки разные.

- Да. Есть такие драматические истории, как «Церемония» израильский фильм, где один из ветеранов израильских готовит торжественную церемонию, и на этой церемонии случается несчастье, и все это происходит перед камерой. Обрушиваются трибуны, гибнут люди, а мы снимаем фильм о человеке. И он главный в этой церемонии, это его вина. Это такой драматический фильм о том, что человек переживает

- Как бы цинично это не звучало, но это победа режиссера…

- Да, это такое жесткое наше ремесло. В общем, большая программа. «Российское кино» есть программа

- Представлено в конкурсной?

- В этом году у нас было очень много хороших фильмов, было 4 претендента. Но больше 2 фильмов из одной страны мы не ставим, иначе не российская «Флаэртиана» была, а международный конкурс, но очень сильные фильмы. Лена Ласкари снова представила фильм, причем очень классный фильм, «Дель и его предел». Фильм про режиссера, который живет в маленьком городке, приехал в маленький городок в Саратовской области из Москвы. Он закончил ГИТИС, работал несколько лет режиссером. Приехал и возглавил театр там. Он возглавил так, что вокруг театра стала крутиться вся культурная жизнь. И не только культурная. Допустим, начальник полиции стал у него играть в театре и директор школы. Ходят туда и те люди, которые в полиции бывают, и те люди, которые в школе учатся, родители их. Такое волшебное зеркало через театр появилось в этом городе. И город от этого стал жить, мне кажется, гораздо интереснее. Этого нет в нашем городе, потому что наш город очень большой, а вот в маленьком городе такое явление, как такой театр, такой человек, он просто преломляет, меняет всю жизнь вокруг. «Кровь» Алины Рудницкой прекрасная картина, очень жесткая, но построена на благородном событии. Бригада скорой помощи едет в Ленинградскую область собирать кровь. Но кто эту кровь сдает, и по каким причинам.

- Кто будет судить, выбирать? Понятное дело, что это обязательно выдающиеся кинематографисты. Произошла у вас рокировка с председателем жюри, вынужденная. Но с другой стороны, может быть, даже и лучше будет, тот, кто не смог в прошлом году будет в этом году. Есть и представитель пермского культурного сообщества, научного сообщества.

- В этом году членом жюри будет Галина Янковская, международного жюри, а в жюри российской национальной программы, по традиции, оно все состоит из пермяков. Про национальную программу я бы тоже хотел сказать, что там впервые 2 фильма из Перми. Этого никогда не бывало. Это фильм Алексея Романова, который называется «Кама с утра». По-русски, понятно, перевод не нужен. На самом деле, фильм о любви, странной любви людей, которые увлечены индийской философией, и живут в такой странной квартире, такие странные отношения, но на самом деле, это все пронизано любовью, человеческим хорошим, светлым чувством. О том, что эти люди умеют жить, не угнетая друг друга, помогая друг другу, несмотря ни на что. Такое бывает не так часто, кстати. И второй фильм, «С нами бог» Кости Шитова. Фильм о воспитанниках детского приюта при Свято-Лазаревском монастыре в городе Верещагино. Этот фильм снят на деньги патриархии про двух ребят, братьев, которые в этом приюте воспитываются. Тоже замечательный, теплый фильм и в хорошем смысле патриотичный, в хорошем смысле. Из других фильмов российской «Флаэртианы», я бы выделили «Непал форева» Алены Полуниной. Это известный очень режиссер, «Революция, которой не было», помните такой фильм. Это «Песни скрипача» Владимира Герчикова. Такие фильмы, как «Мама, я убью тебя», про детей из детского дома. И «Холокост – клей для обоев», уже очень известный фильм, получивший огромное количество призов в нашей стране, что важно. В общем, будет не скучно, на самом деле. Для тех, кому и этого мало, будет еще специальная программа, которую привозят наши коллеги из Польши. Молодое кино Польши. Потому что я считаю, и многие мои коллеги считают, что польское документальное кино лучшее в Европе. И это будет представление нового. Вообще на нынешнем фестивале мы специально строим павильон, который будет называться «Кампус». Все, что связано с показом фильмов студентов, с мастер-классами, со специальными событиями, которые так или иначе касаются образования, это все будет в этой площадке. И будет большой зал, которого у нас никогда не было, на 150 мест, его мы строим в своем дворе, где будут показываться такие фильмы, которые мы называем спецсобытиями, «Акт убийства», «Священная римская кольцевая», триптих Хельмриха и так далее

- Но я смотрела, что у вас там есть и программы - кино Германии», кино Испании…

- Да, вообще на фестивале будут представлены наши коллеги с фестиваля Брюсселя, с фестиваля «Punto de Vista», испанский фестиваль, который привез очень хороший фильм, который стоит посмотреть, обратите на него внимание. Наши американские коллеги с фестиваля «Флаэртиана» привезли фильм «Аламар», который всем рекомендую посмотреть. Совершенно удивительная история, снятая где-то на каких-то коралловых рифах, куда мальчика привозит отец, и он там общается с морем, со стариком, с животными, с птицами. И это мальчик, который всегда жил в большом городе, и это для него такое событие. И мы чувствуем, что в его душе происходит. Для тех, кто любит погорячее, те же американцы привозят свои эксперименты, связанные в видео-артом, так что welcome. Посмотрите

- Это в самом центре города

- Да, Пионерская, 17, киноцентр «Премьер»

- Но, кроме того, что можно будет на Пионерской посмотреть огромное количество фильмов, которые вы не посмотрите на ТВ, если вы не интересуетесь на серьезном профессиональном уровне документальным кино. Здесь у вас есть возможность посмотреть фильмы, которые вообще в России нигде не нельзя посмотреть. А так же будет, выражаясь сленгом, кинотусовка, целый поезд приедет в наш город…

- Да, 26 числа мы принимаем поезд ВГИК, института, известного во всем мире. Приезжает 55 человек, это студенты, преподаватели ВГИКа, и они приезжают во время фестиваля

- Каждый со своей камерой.

- Нет, там будет 2 группы, которые будут снимать фильм о городе, одна группа. А второй будет снимать ветеранов, воспоминание о войне. В основном, тусовка будет в киноцентре и они будут смотреть кино и будут показывать свое кино, это будет 26 числа, в день, посвященный ВГИКУ. Кроме того будет ретроспектива киностудии «Новый курс», 25 лет исполнилось киностудии в этом году. Поэтому, это тоже будет событие для тех, кто любит и знает.

- Я хотела расспросить, в эту ли программу входит фильм о Шаламове?

- Нет, это такое рабочее название, мы назвали «Худсовет», то есть, раньше на киностудиях был такой худсовет, где специалистам по кино-режиссер показывал первый раз эскиз, который более или менее закончен. Но в этот эскиз можно еще внести изменения, перед тем, как фильм будет готов и закрыто его производство. Мне сейчас нужно как режиссеру мнение своих коллег и людей, которые знают эту тему, тему ГУЛАГА

- Эта «Флаэртиана» откроется 21 сентября. А буквально уже завтра в городе отроется другой фестиваль, который вырос из «Флаэртианы» и стал полноценным фестивалем. Это «Вуз-Флаэртиана» - спутник «Флаэртианы», фестиваль, направленный на привлечение студенчества, их интересов.

- Не только студенчества, в этом году проходит он в библиотеках, в школах, в средних учебных заведениях. И вуз – это символичное название, потому что я считаю, что документальное кино, это прежде всего ресурс для образования, для понимания жизни. Если раньше таким ресурсом была единственная литература, к которой обращались, когда было хорошо, когда было плохо, к которой обращались по поводу и без повода. То сейчас таким ресурсом стало кино, это другой язык, это не хорошо и не плохо. Это факт. И поэтому естественно возник этот проект «Вуз-Флаэртиана», который нынче будет происходить… Нынче изменения в основном такие, классический университет решил возглавить это движение, и открытие фестиваля будет завтра в 18:00 в студклубе классического университета. Там будет показан фильм, который будет называться «Пепел и деньги», фильм немножко провокационный, это театральная постановка эстонского театра, о том, как они в городе решили создать, Эстония страна маленькая, новую партию. И заканчивается это примерно тем… Они сняли там такой спортивный манеж, и между собой разговаривают, неужели кто-то в это поверит, что мы сделали новую партию, хотя была рекламная подготовка, выступали, платформа, так далее. И когда они пришли, было 7 000 человек, он был переполнен. Создали они партию, которая называется «Единая Эстония» (смеется), это спектакль о том, как манипулируют общественным мнением, как хвост виляет собакой, как говорится. Очень интересное кино с этой точки зрения. Модератором этой встречи, этой дискуссии будет Игорь Аверкиев.

- Но ведь главное отличие этого спутника большой «Флаэртианы» в том, что там не на конкурс фильмов представляются работы?

- Нет, это конкурс команд. Принцип сейчас поясню. Задача этого фестиваля, чтобы команды из того или иного вуза пришла в архив «Флаэртианы», посмотрели, отобрали фильмы, котоыре, как им кажется, актуальны для той аудитории, которую они представляют. Они отбирают эти фильмы, формулируют задачи, тему, приходит жюри, которое по заявленной теме смотрит фильм вместе со зрителями. После этого возникает дискуссия, и это бывает самое интересное. Дискуссия бывает самая интересная, если эту дискуссию правильно организовать. И вот так по 4 параметрам, по теме, по качеству подготовки дискуссии, по самой дискуссии, в том числе по техническому качеству показа фильма, жюри рассматривает результат. Это такая дискуссионная платформа, которая возникает во время фестиваля и существует во всех вузах города

- Неконкурсный фестиваль показов, фестиваль дискуссий

- Да фестиваль обсуждений, на самые разные социальные темы, самые разные.

- Повторяются ли фильмы, которые были показаны в прошлые годы?

- Да, я знаю, например, что в институте культуры будет показан фильм, который победил в российской «Флаэртиане», и этот фильм снят в пригородах Харькова. В прошлом году этого ничего не было. Это фильм об иллюзии построения в изолированной деревне далеко от людей какой-то уникальной коммуны, в которой по иным принципам люди живут и что и этого получается. Самые различные фильмы, самые различные темы. И от таких социальных тем как наркомания до каких-то просто описательных фильмов о других городах и странах

- Не могу не спросить вас еще об одном. Не так давно мы с вами разговаривали о проблемах с финансированием на будущий год фестиваля. Состоялась ли у вас какая-то встреча, может быть, с министром, с губернатором? Вы хотели выйти с ними на разговором, чтобы понять, как дальше быть…

- В этой истории мне одно немножко непонятно, когда речь идет о сокращении бюджетов каких-то культурных проектов, причем, проектов, которые существуют

далеко за пределами всех полномочий всех чиновников вместе взятых, которые проверены временем, и когда мне объявляют о том, что твой фестиваль будет иметь в 2 раза меньше бюджет, чем требуется, у меня ступор возникает. Я не понимаю, а как в этой истории реагировать. Но у нас, слава богу, нормальные отношения и с министром культуры, и с чиновниками, я думаю, что мы эту глупость будем по-другому расследовать. Сокращение бюджета, но это не сокращение бюджета фестиваля. Бюджет фестиваля нельзя сократить. Для него нужна сумма в 2 раза больше, если мы ее не найдем, то фестиваля не будет. Но я надеюсь, что этого не случиться

- Это не значит, что аппетиты руководителей фестиваля растут. Это значит, что фестиваль, если он проходит на должном уровне не может дешево стоить

-Да, в прошлом году уже было сокращение на полмиллиона. И городская дума выкинула из культурных мероприятий сумму, которую они давали на «Вуз-Флаэртиану», и на поддержку основной «Флаэртианы». И федералы неизвестно дадут или нет, потому что нынче мы получили 1/15-1/18 часть бюджета из федеральных денег. В следующем году неизвестно, будет это или нет. Но я думаю, что, мы живем сейчас в другом, изменившемся мире, который за последний год изменился, и это не только плохо, но и хорошо, потому что многие стандарты будут пересматриваться, многие мнения претерпят изменения, и в этом смысле я думаю, что «Флаэртиане» ничего не грозит, потому что это, прежде всего, образовательный проект, просветительской проект. Если мы от таких проектов будем отказываться, тогда куда-то не туда идем, или пошли нечаянно.

- Вы много ездите, бываете на других фестивалях. Как в России обстоит ситуация?

- Я не хвастаюсь, но фестиваль «Флаэртиана» сейчас фестиваль №1 в России документального кино. Я думаю, что он не пропадет. Единственное, что если мы не найдем деньги, он может уехать в другой город.

- Я видела информацию, что фестиваль «АртДокФест» объявляет сбор денег, чтобы не закрыться. То есть, проблемы с финансами и у них есть.

- Да, но они получали деньги от министерства культуры Российской Федерации в основном

- А министерство культуры Российской Федерации потеряло интерес к этому жанру?

- К этому фестивалю, да, не знаю, по каким причинам. Его возглавляет Виталий Манский, документалист. Может быть, из-за каких-то там... Неизвестно, я не буду гадать, по каким причинам.

- А что касается международного уровня? Там все по-прежнему? Фестивали в других странах - насколько там велики интерес и поддержка?

- Я был в этом году, много поездил, именно для того, чтобы понять, где мы находимся, в каком месте. Я был в Иране, экзотическая страна для европейцев. Я был у Швейцарии, фестиваль «Visionsdureel». Председатель жюри прошлого года Лучано Барисони его возглавляет. Я был на московском фестивале с «Кардиополитикой» и в Брюсселе была на «Миллениуме» в общем, вы знаете, у нас есть по-прежнему, до сих пор мы немножко комплектуем

- Недооцениваем себя?

- Да, что Россия такая, не дотягиваем до европейцев, да все это ерунда. Все мы дотягиваем, мы другие люди просто чуть-чуть, у нас другие интересы. Неразборчиво или амстердамский фестиваль с бюджетом 2 млн. евро. У меня там другая история. Но у нас маленький фестиваль, он очень теплый, очень искренний, и этим он славен. Потому что никто бы сюда не поехал. Вот на прошлом фестивале Иикка Вехкалахти, он должен быть председателем жюри, а он попал в больницу и чуть не умер. Он настаивал на том, что у него отравление, а у него был аппендицит. И наш доктор блестящий из 4-й медсанчасти сделал ему операцию, и он нынче приезжает сюда, и мы ему снова поручили быть председателем жюри. Такие человеческие истории, которые всегда сближают людей очень сильно

- Хочется пожелать, чтобы хорошие человеческие истории были не только у тех, кто приедет к нам на поезде ВГИК, у тех, кто будет показывать свои фильмы, у членов жюри, которые будут больше нас с вами работать на этом фестивале, но и у пермяков, которые придут на показы фильмов.

- Да, я надеюсь, что они придут. Я в этом уверен, потому что «Флаэртиана» - это главное событие киножизни в Перми, это точно. Но вокруг этого каждый день происходят свои события. И люди, которые каждый день участвуют в этих событиях, они придут. Я рассчитываю, будет 8-10 тысяч человек

- Отпрашивайтесь с работы, берите отпуск за свой счет на недельку, и окунитесь в мир документального кино

- На самом деле, в этот раз каждый фильм практически повторяется 3 раза.

- Это хорошо.

- Не пропустите


Обсуждение
2700
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.