Верхний баннер
17:41 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:05, 27 октября 2014
Автор: Владимир Соколов

"От кризиса больше пострадали мелкие и средние туроператоры, у которых нет собственной "финансовой подушки", - Данил Поздеев, вице-президент пермской туристической гильдии

Ведущий: Владимир Соколов

Гость: Данил Поздеев, вице-президент пермской туристической гильдии

- Кто-то говорит, что турпоток за границу становится меньше, кто-то говорит, что просто перераспределяется. Снижается?

"От кризиса больше пострадали мелкие и средние туроператоры, у которых нет собственной "финансовой подушки", - Данил Поздеев, вице-президент пермской туристической гильдии
"От кризиса больше пострадали мелкие и средние туроператоры, у которых нет собственной "финансовой подушки", - Данил Поздеев, вице-президент пермской туристической гильдии
- На самом деле снижается. Есть и перераспределение в сторону крупных компаний.

- Если говорить о направлениях?

- На 9% уменьшился турпоток в Европу. В основном, за счет проблем туроператоров. Снизился поток отдыхающих. Бизнес-поток остался прежним. В прошлом году было 50 млн. выездов за границу. Из них 18 млн - с целью туризма.

- Процентов 35 получается.

- Да. Европа заметно "упала". Однозначных причин нет, но факты есть.

- А куда-то пассажиропоток растет? Азия, Африка?

- В связи с тем, что политическая ситуация нестабильна, а с июля начал разражаться крупнейший в истории Росси кризис туристической отрасли, поток падает везде.

- Кризис в туристической отрасли или это отголоски чего-то другого, более масштабного?

Сокращается предложение туроператоров, а не спрос со стороны туристов?

- Падает спрос.

- Почему? Вы анализируете это?

- Да, конечно. Тут нельзя, как вы правильно сказали, выделить причину только в туристической отрасли. Все начало этого года, начиная с момента обострения  политической ситуации, начала роста курсов валют, вызвало у людей ощущение нестабильности еще в начале года.

- Динамика прошлого года, для сравнения.

- Прошлый год был очень удачным для туризма. Рост составил почти 20% по сравнению с 2012. Этот год вскрыл тех, кто имеет слабые позиции на рынке туризма. Если говорить о пассажиропотоке в принципе, в сторону Европы он снизился на 10%.

- Запрет на выезд силовиков вы почувствовали?

- Да почувствовали. Кто на этом специализировался. тот почувствовал особенно хорошо. Все 100% из сектора не ушло. Они не летают сами, но отправляют семьи.

- Но на другой чаше весов семьи, которые не летят из-за того, что не летит один из членов семьи, который в погонах.

- Да, верно.

- Поток в Европу снижается. Как обстоят дела со всероссийскими здравницами - Египтом, Турцией?

- До коллапса был небольшой рост. С середины июля упали все продажи. Они перераспределились.

- Вы занимаетесь внутренним туризмом?

- Да.

- Говорят, что растет количество внутренних туристов.

- Им не остается больше ничего делать.

- Количество внутренних туристов выросло на столько же, насколько сократилось количество выезжающих за границу? Я спрашиваю, потому что у нас, как только становится тревожно, люди сокращают необязательные расходы. Быстро покупают валюту, золото, зашивают в матрасы и ждут - что будет дальше.

- Согласен с вами. Я не говорю, что сокращение потока туристов полностью возместилось внутренним туризмом. Такого не может быть. В общем и целом, люди поджались. Сильно упала глубина продаж.

- Что значит "глубина продаж"?

- Если мы раньше начинали продавать туры на новые год в конце августа, то сейчас люди опасаются покупать путевки заранее.

- Были же случаи, когда мы все просыпались утром нищими.

- Да, конечно. Вероятность этого сохраняется. Сейчас в головах людей сохраняется паника. СМИ ее усиливают. Сейчас прошел слух, что будет единый договор туроператора с туристами.

- У нас исчезают авиакомпании, дискаунтеры. Есть ли достаточно сильная взаимосвязь туроператоров с авиакомпаниями, чтобы неприятности авиаперевозчиков сказывались на турпотоке?

- На рынке туроператоров авиаперевозки - определяющий фактор. Исключения - немного автобусных туров в Европу. И проблемы одних сказываются на других

- Давайте о чехах, которые отказались от рейсов в Пермь.

- По ним было такое же падение продаж. К нам приезжал советник президента Чехии по туризму. Он сказал, что в 13 году россияне вышли на второе место по турпотоку в Чехию. Он сказал, что поток туристов упал на 20% и продолжает падать. Что касается пермского рейса - у нас системный кризис туристической отрасли. Никто не знает что будет дальше. Законодатели сидят, думают над поправками к закону. Все остальные сидят и ждут что будет дальше. На вылетах из Перми чешских авиалиний свободными обычно были около 10 мест. Все остальное бронировалось туроператорами. Не смотря на то, что это был регулярный рейс, он существовал благодаря туроператорам. Сейчас всего два оператора заявились на жесткие блоки на зиму, которые покрывают треть самолета. Им стало нерентабельно летать.

- Почему не на совсем? Почему временно отменили?

- Отменили до марта. Это предварительно. Все зависит от того, будут ли туроператоры выкупать места.

- Блок - это когда туроператор выкупает часть мест и платит за них вне зависимости от того, наберутся ли на эти места пассажиры?

- Если мы говорим о жестком блоке, то да.

- А какие еще есть?

- Есть мягкий, полужесткий. Разные условия бывают. При жестком блоке билеты наиболее дешевые. Весна и осень  - это сезон в европейском туризме.

- Ходят упорные слухи о том, что россиян на Западе все меньше и меньше любят. Закрываются гостиницы, рестораны для русских. В интернете выкладываются фотографии с объявлениями "мы не обслуживаем русских". В самом деле так страшно?

- Не соглашусь. Европейцы очень толерантные люди и те, кто бывал в Европе подтвердят мои слова. Экстремисты есть везде. Есть у хозяина какой-нибудь гостиницы ненависть к нам - он ее выражает. Например, в той же Чехии, честно говоря, нас не очень любят.

- Ну еще бы. Они еще помнят наши танки на своих улицах.

- Да, они это помнят. И то, прекрасные отношения и в туристических и вне туристических зон. Никаких проблем. Они приветливы, стараются говорить на русском. Русские, к сожалению, гораздо менее толерантны.

- Мы уже поняли, что кризис в туристической отрасли - не ее кризис. Есть проблемы у авиакомпаний. Я понимаю, что вы специалист в другой отрасли, но вы с ними сотрудничаете и, может быть, знаете, с чем связан кризис у них.

- Думаю, что их кризис связан, в первую очередь, с туристическим бизнесом. Хотя, я бы не сказал что есть значительное снижение пассажиропотока по всем направлениям. Люди летают. У нас еще недавно не хватало самолетов, чтобы перевезти всех желающих. Еще полгода назад авиакомпании могли отказать в чартере лишь потому, что нет самолетов. Нет пилотов. Именно поэтому на регулярные рейсы такие дорогие.

- В Европе, все-таки, можно выбрать себе билет подешевле, но с меньшими удобствами, можно подороже, можно воспользоваться услугами дискаунтера. Почему у нас все так дорогого и нет выбора?

- Потому что наш авиарынок находится еще на стадии роста. пассажиропоток постоянно растет. Авиакомпании стараются приобретать новые самолеты, готовить пилотов, но все это небыстро. Спрос превышает предложение - цена растет.

- Данил, дайте совет. Что делать? зашивать деньги в матрас, ехать на Байкал?

- Чтобы меня потом туристы не побили, я лучше советовать не буду. Я скажу, что есть. Поскольку кризис продолжается уже три месяца, становится понятно, что турист выбирает. Если сначала все были в панике, в шоке, то сейчас нет. Упала глубина продаж. Люди бронируют не ранее, чем за месяц. Те, кто хоть немного разбирается в сути происходящего, выбирают надежных крупных, туроператоров, у которых есть резервы. Почти все туроператоры скорректировали программы под падающий спрос, чтобы не попасть в минус. Некоторые скорректировали свою доходную часть до 50%. Зимой люди чаще едут в азиатские страны, где тепло.

- Громкие истории с банкротством туркомпаний - люди уехали и не могут вернуться. Это было внутренне запланировано?

- Отнюдь. Я вам приведу простой пример: допустим, российский фермер решил заработать денег. Он посадил репу, которую очень хорошо потребляют во Франции. Он взял кредитов, купил семена, арендовал поле, взял в лизинг технику. Он готовится к тому, чтобы вырастить 50 центнеров репы, а осенью торжественно продать, получить прибыть и припеваючи прожить до следующего сезона.

- А тут раз - и случается ситуация, когда он все приготовил, у него даже репа выросла, а покупатель отказался. Он не может оплатить лизинг и у него грозятся отобрать трактор и так далее. Все рушится. В туристической отрасли произошло то же самое. Люди составили очень оптимистичные планы, после прошлого года.

- Ну как же так? В России живем. Размахнулись!

- Туристический бизнес сезонный. Почти все контракты заключаются на полгода вперед. Сейчас идет заключение летних контрактов. Идет предоплата гостиниц - кредиты, бронирование самолетов - кредиты, маркетинговые расходы, дистрибьюция - это все кредиты.  Потом идет возврат денег, когда туристы начинают приносить прибыть. Туристы полетели не полностью. Появляется отрицательный баланс. Он тянет за собой ухудшение качества обслуживания, финансовый домик начинает складываться, если нет собственной "подушки", собственных отелей, с которыми можно договориться - один карман. Пострадали больше всех середнячки, которые могли договорится, забронировать, взять кредиты, сделать предоплаты в надежде на прибыть. Это было однозначно непреднамеренно.

- Потенциальный турист не всегда знает кто крупный, а кто середнячок. Спокойнее не стало. Есть какое-то страхование от невозврата? Ест страхование от невыезда - это я знаю.

- Страхование от невыезда есть, да. Это в случае невыдачи визы, смерти близкого родственника или крупной порчи имущества. Есть прецедент страховки от банкротства туроператора, но это пока очень дорого.

- Может быть это панацея? Может быть, это позволит восстановить турпоток?

- Это скорее очень хороший инструмент успокоения. Хотя, сейчас и страховые компании замечательно банкротятся. Сейчас только одна страховая компания делает это только с тремя туроператорами. Дело в том, что нельзя застраховать туриста от банкротства третьего лица - туркомпании. Только туроператор может застраховать свою гражданскую ответственность.

- И это сразу же отразится на стоимости путевки.

- Сейчас это от 5 до 7,5%.  

- Если я еду с семьей. примерно 100 тысяч. 5 тысяч страховка - не так уж и страшно. Зато я точно знаю, что вернусь. Если захочу.

- В общем, да, согласен, не так уж и страшно. Но с точки зрения турбизнеса - это очень большая суммаю

- Но карман же туриста. Что тут страшного?

- Если бы это было на всем рынке... Скорее всего, к этому и придем. Я лично выступаю за страхование каждого тура в отдельности. На Западе, в Америке страховые компании так и работают.

- Получается, изобретать ничего не надо. Посмотрите как умные люди уже сделали.

- Не столько умные, сколько опытные. Они уже прошли и не такие кризисы.

- У нас принято кивать на Европу, если принимаются непопулярные решения. А вот с борьбе с коррупцией, например, мы не хотим кивать на Сингапур - это когда всех расстреливают просто. Почему опыт не туркомпаний не перенимают.

- Пока думают. Но на мой взгляд, этот закон не будет принят.

- А готовы ли вы сейчас как-то успокоить туристов.

- Рынок сейчас более-менее стабилизировался. Те, кто хочет лететь - летит. Например, у нашей компании поток туристов увеличился за счет мелких компаний.

- Пока не стало спокойнее.

- Честно говоря, спокойствия нет, пока со стороны государства не предпринято каких-то мер.

- Ну вот, опять государство. Во всем оно виновато. Что мы можем сами сделать - туристы и туроператоры, чтобы себя обезопасить, чтобы не боялись. Мы же уже договорились о том, что психологический момент играет тут ключевую роль.

- Согласен. Надо выдирать адекватный вариант с помощью специалиста от туроператора. Можно лететь индивидуально.

- Дикарем.

- Да, дикарем. Это всегда кратно дороже. Исключение - некоторые страны Европы.

- Ну да? Дороже что? Билеты или что. У нас недавно летал сотрудник в Испанию. Они через интернет договорились, сняли домик. В Испании, по-моему.

- Ну я же говорю, Европа - исключение. Если вы летите в массовом направлении - Турция, Египет из Перми, вам придется лететь через Москву. Гостиница там в 2-3 раза дороже, чем купит туроператор, которые покупает ее заранее и оптом. Поэтому туроператорский бизнес и существует.

- Спрашивают по ICQ: как купить билет на чартер по "вкусной" цене без покупки тура?

- Если не все заказанные места выкуплены пассажирами, информация о них может быть у туроператора. Но шансы купить такие места самостоятельно очень малы.

- Про внутренний туризм. Данил, почему так дорого путешествовать внутри страны? Карелия, Байкал, да санатории под Пермью, не буду называть... цены - ужас какой-то.

- Отсутствие конкуренции и неразвитость рынка. Нет нужды развивать технологии, улучшать сервис. Все равно купят. Я сам сталкивался - не сезон, дождь, слякоть. Мест нет на месяц вперед. Зачем снижать цену?

- А зачем туда ехать-то тогда, я не понимаю.

- Все едут по разным причинам. Если говорить о санаториях, люди едут лечиться. И это лечение помогает. Может быть, эффект плацебо, может быть, медикаментозное, но помогает.

- В Карловы Вары у меня теща ездит ежегодно. Она там лечится. Довольна. И дешевле, чем у нас.

- Насчет дешевле - не уверен.

- Ну, может быть, столько же. В любом случае, выбор остается за вами. Спасибо вам, Данил, за интересный рассказ.

- Спасибо вам.


Обсуждение
2967
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.