«Чешское кино тем и отличается, что это светлая грусть, печаль с оттенком надежды», - Арина Маслакова, пресс-секретарь киноцентра «Премьер»
Ведущий: Катерина Шафиева.
Гость: Арина Маслакова, пресс-секретарь киноцентра «Премьер» и «Пермкино».
- Мы говорим о том, что у нас идет в киноцентре «Премьер», что предлагает «Пермская синематека» для пермяков. Начнем с постоянной программы. Я вижу на сайте, что получается очень насыщенный ноябрь. И Каннский фестиваль, и мультики, и чешское кино, и «Кризис безобразия», о котором мы поговорим чуть позже. Что пермяки могут увидеть в киноцентре из постоянной программы?
- Давайте начнем с детской, потому что она из месяца в месяц очень большая. В ноябре мы подготовили для детей настоящие киноканикулы, они частично совпадают со школьными. Школьники целыми классами приходят в «Премьер», с 12 до 16 часов у нас детское время. Мы посчитали, и оказалось, что в месяц мы показываем порядка 600 часов мультиков и детских фильмов. В ноябре мы показываем премьерный документальный фильм для детей.
- Документальный для детей?
- Да, звучит немножко странно, мы ведь ждем от документального кино истории, может быть, социальной. Нет, здесь документальный фильм «Амазония, инструкция по выживанию», где маленький капуцин, обезьянка, попадает в авиакатастрофу в Амазонии, знакомится с дикими джунглями. У нее появляются друзья, враги, все это очень красочно.
- Это анимационный фильм?
- Нет, документальная съемка потрясающей красоты.
- Героем стал не человек, а обезьянка. Интересно, это действительно так, что разбился самолет, и обезьянка попала… А как тогда человек снимал?
- Фильм заявлен как документальный, мы видим то, что происходит в природе на самом деле. Это уникальная возможность познакомиться с миром джунглей для детей в режиме реального времени без постановочных кадров, все происходит как на самом деле.
- То есть авиакатастрофа – условие, в которое поставили обезьянку, а все остальное – это реальность. А мультики? Я вижу 600 часов мультфильмов. Ты сказала, что это премьеры. Это те, которые сейчас идут в кинотеатрах?
- Не совсем. Например, мы показываем «Чебурашку», русско-японский фильм.
- Уже все наслышаны об этом «Чебурашке». Думаю, даже взрослым стоит сходить.
- Потому что он потрясающий. Во-первых, его не отличить от советского, он даже говорит таким же голосом. Это русско-японский мультик, который рисовали в течение нескольких лет с большой любовью. В Японии сейчас бум Чебурашки, они все ходят с огромными плюшевыми ушами, игрушки повсюду. Мультик сняли под слоганом «Наш няшка Чебурашка», на российские экраны он выходит в ноябре.
- Вы стартуете вместе с премьерами в остальных кинотеатрах. Хорошо, какие еще новинки у вас есть?
- Две специальные программы для детей, называются «Кинодетство» и «Гора самоцветов», о которой многие уже наслышаны. «Гора самоцветов» - цикл мультфильмов про разные народы, которые живут на территории России. «Кинодетство» - российская анимация последних 5 лет. На самом деле в России рисуется очень большое количество мультиков. В тех студиях, в которых рисовались советские мультфильмы, и не нужно думать, что мультики сейчас все очень плохие и некрасивые. Нет, отличные мультфильмы, мы показываем их в программе «Кинодетство». Несколько студий предоставляют свои новые произведения.
- Иногда получается наткнуться на современные мультики на сторонних ресурсах, и их действительно так же интересно смотреть, как советские. Я очень люблю советские мультики. А вы показываете и старые?
- Нет, вся штука в том, что мы показываем именно мультипликацию последних 5 лет.
- А бывают в «Премьере» программы советских мультфильмов для детей и взрослых?
- В «Премьере» огромное количество программ, и обо всем рассказать за уделенное время невозможно. Бывают какие-то клубы, тематические встречи, следите за сайтом, мы публикуем информацию.
- В этот раз вы отказались от идеи старых мультиков.
- У нас появилась возможность показать чудесные мультфильмы, мы пользуемся ей.
- Мне нравилось смотреть мультики Роберта Саакянца, хотя они совсем не детские. Там происходят странные вещи, которые ты начинаешь понимать, только будучи взрослым, когда пересматриваешь их. А с какого по какое число идет программа?
- Все фильмы по-разному, но в течение всего ноября. Например, «Чебурашку» мы показываем с 1 ноября до конца месяца точно. «Кинодетство» у нас идет уже не первый месяц, мы продолжаем показывать и «Гору самоцветов».
- Смотрите программу на сайте. Не обязательно идти на «Чебурашку» с детьми, не думаю, что если вам по 18 лет, вас никто не пустит.
- Я сама пойду вечером после выходных.
- Это можно посмотреть на сайте.
- Или позвонить в кассы.
- Хорошо, что для взрослых, кто не хочет смотреть мультики, но хочет посмотреть вкусное кино?
- И для тех, кто увлекается современным актуальным искусством, мы подготовили программу «Кризис безобразия». Это цикл документальных фильмов об арт-процессе России 1980-1990-2000-х годов. Это документальные фильмы о художниках – Олег Кулик, Сергей Курехин. Большая программа приехала из Москвы, мы ее показываем.
- Современные реалии тоже попадают?
- Программа будет длиться два месяца с 1 ноября по 30 декабря, мы будем показывать фильмы потихонечку. Можно будет не ударно ходить на все подряд, а немножко растянуть удовольствие, составить какое-то впечатление об этом процессе, переварить.
- Можно будет проследить хронологию, как начиналось современное искусство в России?
- Не так досконально, как в учебнике, но какое-то впечатление можно точно получить.
- Это новая программа, которой не было раньше. Будут ли обсуждения для зрителей?
- Вероятно.
- Я помню, что после фильмов программы «Пилорамы» всегда был небольшой дискуссионный клуб, он иногда создавался стихийно, что люди сидят и делятся впечатлениями, иногда даже присутствует режиссер.
- Не могу обещать, что после каждого фильма такое будет. Но если будет складываться стихийное обсуждение… «Премьер» тем и отличается, что можно обсуждать, не выходя из кинозала.
- Никто обычно не гонит, люди даже специально остаются: «А давайте поговорим!» Смотри, программа «Кризис безобразия». Чем фильмы отличаются друг от друга, кроме того, что представляют разные хронологические события? Где-то 1990-е, где-то нет. Чем меня должен заинтересовать тот или иной фильм?
- Личностями. Это совсем разные люди, у каждого своя история, своя маленькая культурная революция, свои достижения и таланты. Если, например, тебя интересует история Олега Кулика, который знаком и с нашим городом, может быть, общались по делам культурной революции, можно прийти и посмотреть фильм.
- Хорошо. А если я знакома с современным искусством более или менее, с работами Кулика – это одно дело. А почему сторонний обычный пермяк должен туда пойти, что его здесь зацепит? Допустим, он знает про современное искусство, знает, что у нас есть музей, но особо им не интересуется. Что его здесь должно зацепить?
- Может быть… Когда мы смотрим на современное искусство, будучи неподготовленными, мы обычно думаем: «Это что?» Чтобы найти ответы на эти вопросы, внутреннее непонимание погасить и начать понимать весь процесс в целом, нужно посмотреть фильмы, как-то их вписать и мостик прокинуть от себя к современному искусству.
- Чтобы понимать, для чего это вообще делалось, мы слышим про те же работы Андрея Люблинского, кто-то говорит «что за дрова красные», кто-то «да ну, здорово, стоят и никому не мешают». Тут разное отношение у всех. Можно сходить и понять, зачем это было сделано изначально и откуда это началось. Я так понимаю, что эти фильмы тоже дадут представление, откуда те или иные современные художники берут вдохновение.
- Конечно, это же не сегодня появилось. Целый культурный пласт, три десятилетия.
- А есть ли фильмы о пермских современных…
- Нет.
- Заявлены в основной части Петербург и Москва. Там зарождалось, начиналось, в конце концов, культурная революция тоже началась с Марата Гельмана, который был призван из Москвы. Разобрались с современным искусством. А почему «Премьер» взялся за эту программу, помимо того, чтобы показать людям, как это все было?
- Не знаю, есть ли какая-то сверхзадача – донести до людей разумное, светлое, вечное. Нет, мы просто стараемся делать программу максимально интересной и разнообразной, чтобы у зрителей был выбор. Мы тем и отличаемся от обычных кинотеатров, что у нас нет жесткой программы, которую мы предлагаем, три мультика, два новых фильма – приходите и смотрите только их. Мы предлагаем несколько специальных событий в этом месяце, «Кризис безобразия» и чешское кино, плюс киноклубы. Можете подать коллективную заявку. Например, у нас есть ретроклуб для пенсионеров.
- А что там показывают?
- Они оставляют заявку, что хотят посмотреть, каким-то образом обсуждают, смотрят.
- Если я правильно помню, то «Пермская синематека» - это как библиотека для фильмов. Когда мы учились еще у Рашида Давлетшина, он нам объяснял, что если вам что-то хочется посмотреть, но вы не успели на той же «Флаэртиане», можете спокойно оставить групповую заявку на какой-то набор фильмов, и вам все покажут, как в библиотеке, если есть в наличии. К чему я веду? Не связан ли показ «Кризис безобразия» с нынешними пермскими реалиями в плане культуры? Не было такого подтекста?
- Думаю, что нет.
- Вы не политические борцы за правду, а стараетесь культурно развивать наших пермяков.
- Мы, безусловно, борцы за правду, но культурное развитие прежде всего, потому что все беды от невежества.
- У вас еще есть фильмы Каннского фестиваля-2014. Это одна из постоянных рубрик.
- Насколько возможно показывать, да. Это же ограниченное количество фильмов. Фестиваль-то заканчивается, в следующем году начнется следующим. У нас эхо не только «Флаэртианы», которое сейчас продолжается, но и эхо Каннского фестиваля 2014 года.
- Что будет показано на нем?
- Несколько фильмов, которые я очень рекомендую посмотреть. Что ни фильм, то номинация на «Золотую пальмовую ветвь». Фильмы интересные и очень разные. Часть можно посмотреть в течение всего месяца, часть – первые или последние две недели ноября.
- Разделили, чтобы не было загруженности.
- С 1 по 30 число идет «Сен-Лоран. Стиль – это я», фильм о Сен-Лоране, небезызвестном модельере. В сюжете фильма он немножко потерял себя и ищет вновь, через диалоги с его друзьями, знакомыми, любовниками и так далее мы узнаем эпоху, получается такое цветное полотно.
- Это все художественные фильмы? Просто очень фильмы о модельерах выпускаются в последнее время некачественные. Буквально недавно вышел фильм о модельере, шел во всех кинотеатрах не так давно. Он был такого низкого качества, что хотелось плакать. Было жаль своего времени. Это все не будет ли с этим фильмом такой же истории?
- Кто-то из критиков отзывается о нем очень хорошо, кто-то очень плохо, как часто бывает с фестивальными фильмами. Конкретно с этим фильмом история такая же. Кто-то говорит: «Отличный фильм, все явно, ярко, четко». Кто-то: «Нет, картинка размыта, режиссер пытался показать разные ракурсы, цельности немножко не хватило». Кому интересна эпоха и такая своеобразная красота, тому понравится. Дальше потрясающий фильм «Мамочка» Ксавье Долана. Он о матери, которая забирает собственного сына из интерната и хочет начать все сначала. Интересно то, что у режиссера почти такая же история, поэтому все показано ярко, искренне и честно. Фильм рассказывает о том, как у них складываются отношения, кто им помогает, как они выходят из разных ситуаций. Отношения очень напряженные, фильм держит в напряжении, интересно посмотреть.
- Всегда интересно смотреть, как взрослые дети по новой строят отношения с родителями. Тут стоит ограничение 18+, поэтому полагаю, что фильм достаточно тяжелый.
- Как почти на всех фильмах.
- На «Мамочку» бы я сходила сама. Дальше?
- «Два дня, одна ночь». Это драма Жана-Пьера Дарденна и Люка Дарденна. Фильм о судьбе девушки, которая рискует потерять работу, и как она выходит из ситуации, чтобы спасти себя, свое рабочее место, что она делает.
- Это детективная драма или нет?
- Нет, не детектив.
- То есть тут отношения людей. Я вот в ролях вижу Марион Котийяр, это французская актриса, частенько снималась. Если кто помнит фильм «Такси», она как раз в первых частях играла подружку таксиста, красивая женщина. Полагаю, что у нее главная роль. На нее просто приятно сходить посмотреть, она хорошая актриса, очень красивая женщина. Что еще?
- Фильм не каннский, но явно претендующий на множество международных наград – фильм Озона «Новая подружка». Не буду рассказывать наперед сюжет, чтобы вам было интересно, но история необычная. Клэр, главная героиня, переживает смерть старой хорошей подруги. Вместе с мужем и мужем подруги они пытаются общаться, разговаривать. И муж умершей подруги предлагает оригинальный способ выйти из депрессии… Я не буду раскрывать все тайны.
- Ага, Арина решила оставить интригу. Хорошо, оставим это на ее совести. Думаю, пермяки, кому интересно, сходят и посмотрят, что за оригинальный способ. Честно говоря, я боюсь предполагать.
- Метка 18+.
- Я вижу фильмы Каннского фестиваля, 3 ты назвала, а почему «Новая подружка» тоже включена в этот список?
- Потому что это Франсуа Озон, что ни фильм, то шедевр.
- Вы не смогли пройти мимо него и решили включить его в список, потому что он его достоин.
- Он достоин многих наград, я думаю, это вопрос времени.
- Мы обсудили 600 часов мультиков, фильмы Каннского фестиваля, новую программу «Кризис безобразия», не успели поговорить о чешском кино. Вообще я так понимаю, что это постоянный гость?
- Не сказала бы. Это прямо специальный гость, первый раз у нас такая программа.
- Я помню, что кто-то привозил чешское кино. Может быть, это была «Флаэртиана».
- Чешское кино я там не припомню. Польское – да.
- Ладно, не будем вспоминать. Специальная программа Czech In. Рассказывай, почему чешское?
- Мы пытаемся объять необъятное, показать максимум того, что вообще можно показать, но только обязательно очень хорошее. Программа предоставлена нам чешским культурным центром Москвы, она будет показана в 5 городах России всего-то лишь, поэтому нам опять с вами очень повезло. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ульяновск – вот такой необычный выбор.
- Все города понимаю, Ульяновск не очень. Наверное, у них тоже есть какой-то киноцентр.
- К сожалению, не знакома с коллегами. А в Перми чешское кино можно посмотреть в «Премьере».
- То есть это инициатива не «Премьера», а московских коллег.
- Нет, мы очень рады, что сотрудничаем. Это потрясающе, здорово, чешские фильмы. Они совершенно новые, где их еще посмотришь в России?
- Хорошо, давай рассказывать о программе чешского кино. Где оно начинается, когда заканчивается?
- С 12 по 16 ноября. Если программа «Кризис безобразия» идет 2 месяца, практически раскиданы, можно будет каждый день осмыслить, то здесь такой фестивальный формат, прямо можно ходить каждый день и смотреть новый фильм. Фильмы все на чешском языке, но очень хорошего качества субтитры на русском. Тем, кто знает чешский, будет вдвойне интересно, у нас есть чешский языковой центр, на филологическом факультете у нас изучают чешский язык. Всех студентов, кто изучал чешский, мы приглашаем на программу чешского кино.
- Получается всего 5 дней у горожан, чтобы пойти и посмотреть все фильмы. Каждый день.
- Один день – один фильм.
- Практически у всех фильмов пометка 16+, серьезные там ребята-то соберутся. Кстати, а режиссеры приедут?
- С режиссером будет 12 ноября встреча по скайпу. Думаю, все сложится и будет в порядке, у нас будет переводчик с чешского на русский. Можно будет задать вопросы, поговорить.
- Хорошо, что у нас будет из чешского кино?
- Мы посмотрим несколько фильмов. Например, «Медовый месяц» 12 ноября в 19 часов. 13 ноября смотрим трагикомедию «Клоунада», 14 ноября драма «Как никогда», 15 ноября «Белла Миа», 16 ноября завершающий, трагикомедия и семейное кино, «Поедем на море».
- Трагикомедия и семейное кино? Это всегда очень странно выглядит, сочетание трагикомедии и семейного кино. Как это будет выглядеть?
- Я думаю, что хорошо. Сама фильмов еще не видела, обязательно буду ходить на всю программу, так как чешский в университете тоже изучала. В том, что фильмы очень интересные и атмосферные, не сомневаюсь ни капли. Как-то я читала описание фильмов, которые предлагают прокатчики, все они объединяются темой отношений между людьми. Семьи, друзья ли, те, кто давно расстались и вновь встретились или живут вместе не первый десяток лет. Как у них развиваются отношения внутри, что происходит между людьми? Мне кажется, именно это попало в фокус внимания чешских режиссеров.
- Просто такое впечатление создается, что чешские режиссеры балуются тем, что создают эти фильмы. Понятно, что о людях, но больно уж грустные, что ли. Нет?
- Чешское кино тем и отличается, что это светлая грусть, печаль с оттенком надежды. Ты смотришь фильм, проникаешься им без сомнения, это точно фильм, который взывает к чувствам и эмоциям. Но когда фильм заканчивается, ты из кинозала выходишь с улыбкой, хорошим, добрым ощущением.
- То есть не боитесь, что на выходе из зала будут толпы рыдающих зрителей.
- Точно не будет.
- Я помню румынские документальные фильмы. Чешские эти – все-таки художественные. А те короткие, но после них хотелось удавиться и плакать.
- После чешского кино точно удавиться не хочется. Плохо, депрессия осенняя догнала – приходите на чешское кино, оно поможет вам справиться с любым унынием.
- Напоследок у нас остается 4 минуты. А есть ли у нас какая-то предновогодняя программа? Некоторые из постоянной идут до декабря, ограниченное время, а какая-то стандартная? Дети тоже уже начинают быть свободными.
- У нас нет ничего стандартного, и программа предновогодняя точно будет. Но никаких секретов я пока раскрывать не буду, это точно. То, что будет что-то для взрослых и детей, это однозначно.
- Это праздничные январские дни или еще до декабря?
- В Пермь зима пришла неожиданно, новогоднее настроение уже у всех было. До Нового года осталась пара месяцев, но мы начнем готовиться к нему заранее.
- Вам пишут: «Спасибо «Премьеру» за кино про Алексеева». Что это за кино?
- Фильм, который мы показывали, так и называется: «Про Алексеева».
- К своему стыду, я не всегда бываю в «Премьере».
- Заходите на сайт, там есть вся программа, что когда идет. Позвонить в кассы и уточнить время, стоимость билетов.
- Кстати, о стоимости. Даже то же чешское кино, потому что в фестивальном формате, ты же говоришь, студенты, изучающие чешский язык, изучают и культуру, потому что без этого невозможно выучить язык – сколько будут стоить билеты именно на эту программу? Есть определенная такса?
- Сложно сказать. Но то, что билеты будут доступны для студентов, точно. Можно уточнить в кассе по телефону 280-95-77.
- Программа для детей?
- Когда класс оставляет заявку, действуют серьезные скидки.
- Я помню, что и детские билеты – какие-то очень смешные деньги в «Премьере». Даже если идти с ребенком на фильм, мультик.
- Билеты стоят несколько ниже, чем в других кинотеатрах, это действительно так.
- Я даже вижу «Семейку монстров» у вас в программе, хотя она очень-очень давно прошла во всех кинотеатрах.
- Бывает так, что премьера в кинотеатрах отгремела, а мы продолжаем показывать для тех, кто не успел посмотреть.
- Это очень удобно. Я так в свое время посмотрела несколько фильмов в «Премьере», потому что не попала в кинотеатры городские, они были все забиты. Я думаю: «Боже, и что мне теперь делать? Скачивать я не люблю». Смотрю, показывают. Мы пришли, никого нет, тишина и покой, спокойно посмотрели фильм.
- Да, такое бывает с фильмами. Прошли в других кинотеатрах, можно посмотреть не на маленьком экране ноутбука, очень удобно.