«Игровая форма в «Аленьком цветочке» присутствует с самого начала, поэтому и пришла идея соединить театр Петрушки с этой сказкой», - Борис Саламчев
15 ноября в Пермский театр кукол представил первую премьеру 78 сезона - спектакль по знаменитой сказке Аксакова "Аленький цветочек". Поставлен он в жанре театра Петрушки. Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Борис Саламчев. С ним и поговорили о премьере. Ведущий – Нина Соловей.
- «Аленький цветочек» - известная всем сказка, и вдруг - Петрушка. Откуда такое решение? Петрушка - это ведь что-то игровое, лубочное, веселое.
- Да, но сама сказка такая и есть, когда читаешь саму сказку Аксакова, которую ему рассказала ключница Пелагея. Сам Аксаков как будто играет сказкой. Там игровой жанр показан очень сильно. Игровая форма сказки присутствует с самого начала, поэтому пришла идея соединить театр Петрушки с этой сказкой.
Мы знаем сказку "Аленький цветочек не столько по Аксакову, сколько по переложениям. То пьеса, то сценарий, а где сам Аксаков? Интересно посмотреть, почему серьезному писателю захотелось пошалить, похулиганить, написать такую историю. Вот это его хулиганство, эту игру все время как бы отметают и ставят русскую версию «Красавицы и чудовища». А сказка другая, на мой взгляд.
- То есть, главным у вас будет Петрушка, рассказчик?
- Да, Петрушка и три Марфушки. Сначала они начнут читать сказку и делать все то, что написано в сказке, постепенно игра театра Петрушки постепенно перейдет на сюжет сказки, потом вернется обратно. Вот это движение к сказке и обратно меня очень сильно привлекает.
- Но ведь театр Петрушки относится вообще к скоморошьим играм. Зрители, которые придут, не только посмотрят сказку, но и совершат некий экскурс в историю театра.
- Понимаете, история кукольного театра настолько запутанна, настолько разнообразна. На сегодняшний день театр Петрушки довольно современен, хотя часто работает еще на том материале. Много обращений к Петрушке. Мы не делаем исторического экскурса, мы берем прием Петрушки. В свое время я пришел к выводу, что существует пять видов театра, один из которых - театр Петрушки.
- А он требует какого-то особого актерского существования, другого подхода?
- Раньше я думал, что требует, но в Пермском театре кукол я понял, что нет. Если актер довольно свободен, если он готов импровизировать, играть, то он становится петрушечником. Он понимает, что игра в Петрушку длится ровно столько, насколько его хватает.
- А сама история "Аленький цветочек" вами взята в классическом варианте или там есть какое-то соединение с днем сегодняшним? Как любят спрашивать: а чему эта сказка сегодня научит ребенка?
- Она научит тому, что если ты открыт, честен, постоянно есть ты как "ты", то, рано или поздно все равно придешь к цели. Если старшие дочери попросили чудо, то младшей нужен просто аленький цветочек. Почему она попросила его - никто не знает, но она попросила цветочек. Когда папа рассказал о трудностях, она заменила папу и поехала к чудищу. Потом она просит чудище заговорить с ней, потом показаться. Потом она приехала, плакала над ним, и он превратился в прекрасного рыцаря.
- А музыкальное оформление. Какая-то оригинальная музыка?
- Когда Аксаков публиковал сказку, там такая сноска есть о том, что эту сказку он слушал десятки раз в исполнении ключницы Пелагеи, что сказка связана с Востоком, пересказана много раз, туда вошли и рассказчики, переводчики. Поэтому мы и музыку взяли европейско-восточную - сербскую, хорватскую. Она близка к народу.
- Художественное оформление? Отдельной строкой выделена художник Людмила Гензе.
- История в том, что Петрушки захватили вертеп. Мы добавили туда два балкона. И они в этой выгородке питаются рассказать сказку "Аленький цветочек". А она удивительно раскладывается на три плана.
- Вы приехали из Омска. Эта ваша первая встреча с пермским театром. Какие впечатления?
- У нас в театре работает заслуженная актриса России Светлана Чеботнова. Она училась в Перми, она пермячка. Она сейчас ставит в нашем театре, завоевала приз за лучшую режиссуру в Шанхае. То есть я с пермяками, вроде как, знаком. Но вот с Театром кукол познакомился впервые и мне очень нравится, как они работают. И цеха, которые успели сделать такой объем, и актеры.
- Возрастное ограничение 5+. Значит ли, что детям помладше будет сложно смотреть?
- Думаю, что не будет сложно. Это разграничение по возрастам кто-то придумал... Логика мне до конца не понятна. У нас в Омске есть зал для самых маленьких - с трех лет. Для них делаются интерактивные спектакли. Вот этот спектакль мы тоже попытались сделать интерактивным. Петрушке это положено. Этот интерактив, мне кажется, нам создать удалось.