Верхний баннер
02:09 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:24, 18 ноября 2014
Автор: Нина Соловей

«В нашей выставке нет пионеров, октябрят, стягов с Лениным. Есть чистая квинтэссенция жизни в ее более позитивных и радостных проявлениях», - Илья Шипиловских

Музей советского наива готов представить новую экспозицию «Жизнь других». Посвящена она жизни в 70-80-е. Чьей-то молодости, детству, юности. Для кого-то это нечто непонятное и очень далекое. Расскажут об этом времени фотографии, кинохроника, вырезки газет. О новой выставке говорили с её куратором Ильёй Шипиловских (Екатеринбург). Ведущий: Нина Соловей.

- Илья, вы до эфира сказали, что выставка была представлена сначала в Екатеринбурге, Красноярске и вот в Перми. «Жизнь других» - это жизнь людей другого формата, другой эпохи?

«В нашей выставке нет пионеров, октябрят, стягов с Лениным. Есть чистая квинтэссенция жизни в ее более позитивных и радостных проявлениях», - Илья Шипиловских
«В нашей выставке нет пионеров, октябрят, стягов с Лениным. Есть чистая квинтэссенция жизни в ее более позитивных и радостных проявлениях», - Илья Шипиловских
- Эту выставку мы делали вместе с Владимиром Селезневым, к сожалению, он не смог приехать сегодня, но на открытии в среду можно будет задать вопросы. Ключевая идея выставки: это люди, которые жили по ту сторону разлома, который можно назвать перестройкой, в СССР. Они и другие, и точно такие же. Мы пытались  показать, что неважно, какой идеологический строй, какой режим на дворе, все равно люди живут своими жизнями, заботами, не связанными с идеологией моментами. Люди просто ходят на работу, отдыхают, веселятся, проживают каждый момент так, как им хочется его прожить.

- Но мы же не можем сбрасывать со счетов, что они жили во времена СССР. На это время, например, пришлось мое детство, я помню пионерию, октябрят, коммунизм, все равно все этим было пропитано, идеология насаждалась довольно активно...

- Это так, но мы предлагаем пофантазировать. Магия искусства! Мы оставляем за скобками все то, что нам не хочется показывать, и выводим на передний план то, что хочется. В нашей выставке нет пионеров, октябрят, стягов с Лениным, а есть чистая квинтэссенция жизни в ее более позитивных и радостных проявлениях.

Мы старались, чтобы это походило на кадры из кинофильмов. Чтобы можно было представить кадр из фильма Гайдая, образ девушки из кинофильма Феллини. У нас получилось найти подобные образы.

- Это часть моды, искусства того времени?

- Мы старались, чтобы это походило на кадры из кинофильмов, чтобы одежда, в которой находится человек, как бы отсылала к совершенно советским моментам, чтобы можно было представить кадр из фильма Гайдая, схваченный образ девушки из кинофильма Феллини. Понимаете, у нас получилось найти подобные образы. Сначала мы только предполагали, что можно найти фотографии, на которых люди в советское время находятся вне советского. Когда мы стали предлагать желающим присылать нам фотографии, собирать, количество внесоветского оказалось довольно велико, и нам было приятно.

- На это время пришелся бум фотографий и увлечения фотоискусством. Люди стали не только ходить в салоны и фотографироваться на паспорт…

- Сложно сказать, что это за время. Фотографии представлены от 1930-х до самого конца 1980-х. Широкий временной отрезок, не знаю, когда в это время был бум фотографий.

- На мой взгляд, как раз это и было всеобщее увлечение. Мне почему-то сразу вспоминается фильм «Оттепель», не так давно вышедший, когда до людей доходила информация, занавес как-то приподнимался, и накануне перестройки, как вы сказали, люди стали выезжать, понимать, что есть несколько другая жизнь. А экспозиция – это настоящие документальные съемки, вырезки реальных газет?

- Фотоснимки – это не оригиналы, а сканы. Людям, конечно, сложно расстаться со своими… Мы их масштабировали, делали более удобными для экспонирования. Плюс все равно есть вырезки из газет, они тоже, скорее, смешные приметы того времени. Это сделано для того, чтобы фотографии не болтались в вакууме, а чтобы дать им контекст. Плюс в экспозицию, помимо фотографий и газетных вырезок, входят работы, произведения художников, которые тоже работают с памятью, архивом, образами, найденными или образами из их семей. Там есть и видеоарт, и инсталляции, и стихи, самые разные способы рассказать о жизни других.

- Видеоарт – это нечто, собранное из кинохроник того времени?

- Например, группа «Миш-маш», их видео – яркие красные пятна. По идее, это часть более масштабной инсталляции, но мы показываем только это видео, которое сделано на основе найденной кинохроники неизвестной семьи. Она была у коллекционера московского, не помню, как его зовут. У него есть такое увлечение, он находит и собирает разные кинохроники. Художники взяли это видео и перемонтировали его так, чтобы получилась новая история собирателей. Это мое любимое видео, я его увидел в 2008 году и с тех пор все думал, как же мне его включить и показать людям? И вот, уже в третий раз можно будет увидеть.

- Как вас принимали в Красноярске, Екатеринбурге, чего вы ждете от Перми?

- В Екатеринбурге был мощный отклик. Люди приносили свои фотографии и потом говорили друзьям и знакомым: «Я буду в музее, приходи посмотреть!» Выставка пользовалась большой популярностью. В Красноярске это была часть большого музейного биеннале, там была большая проходимость, но надо признать, что люди шли не конкретно на эту выставку, на много всего. Там не было того, что есть сейчас в Перми – тоже open call, открытый призыв прислать фотографии. И сейчас у нас есть достаточно много фотографий из Перми.

- Пермский контекст там будет.

- Да, будет представлен. Думаю, что будет интересно.

Многие из художников - молодые, им нет и 35 лет. На примере их работ можно увидеть, как человек задумывается об преемственности, как он пытается найти связь со своей семьей.

- А зритель, который придет на эту выставку? Люди моего поколения, родители – они вспомнят молодость, возникнет ощущение «милоты» - как было хорошо, раньше трава зеленее была… А что увидят молодые, им-то что будет любопытно? Они посмеются: «Какая мода смешная была»? Как мы смеялись над фотографиями родителей своих.

- Может быть, и посмеются. Но по нашей с Владимиром задумке, у них должно возникать чувство сопричастности, преемственности, встроенности в глобальную цепь поколений, как бы пафосно это ни звучало. Они видят, что их мамы-папы, бабушки-дедушки…

- Тоже жили?

- Абсолютно также.

- Без гаджетов.

- Да, кстати. Я надеюсь, что у них возникнет подобное ощущение. Плюс многие из художников, чьи работы представлены, они молодые, им нет 35 лет. На примере их работ можно увидеть, как человек задумывается об этой преемственности, что он пытается найти связь со своей семьей, несколько работ про поиски отца. Это так или иначе близкие многим из моего поколения идеи и темы, поэтому я думаю, что это может вызвать определенный мыслительный процесс у всех тех, кто придет из молодых на выставку.

- Будет несправедливо, если мы не назовем хотя бы несколько имен из тех, кто участвует в выставке.

- Конечно. Кроме группы «Миш-маш», это Анастасия Богомолова из города Касли, Сергей Потеряев, группа «4 позиции Бруно», которые вообще-то музыканты, но для нас сделали видеоинсталляцию и саунд-ландшафт. Кристина Горланова, художница, чьи работы мы не показывали в предыдущий раз. Наталья Резник, уроженка Перми как раз, которая проживает в Германии, но ее работа про поиски отца кажется мне одной из самых сильных. 


Обсуждение
2913
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.