Верхний баннер
07:05 | ЧЕТВЕРГ | 01 ОКТЯБРЯ 2020

$ 78.78 € 92.43

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

01:24, 26 ноября 2014
Автор: Анастасия Сечина

«Мне кажется, в Перми нельзя не быть активным слушателем», - Виталий Полонский

О грядущей премьере оперы в формате «квест» «Дедушка Лир», о новых составах трилогии «Моцарт - да Понте в Перми» и о том, чем поразила пермская опера петербуржцев, присутствовавших на специальной конференции в Брно, говорили в программе «Событийный ряд» с главным хормейстером пермского театра оперы и балета Виталием Полонским. Ведущий – Нина Соловей.

- Для начала я с удовольствием поздравляю пермскую оперу с прошедшим днем рождения, который состоялся вчера, состоялся и замечательный концерт в рамках празднования 144-го дня рождения. И всех, кто работает и кто ходит в пермский театр оперы и балета, тоже поздравляю.

- Спасибо.

- Начнем с Брно?

- Да. Еще два дня назад я был в этом прекрасном городе, где замечательный климат, в отличие от нашей уже минусовой температуры. В этом городе проходила конференция Международной оперной ассоциации Opera Europa (Опера Европа), где собирались ведущие специалисты оперных театров Европы. Я тоже был приглашен как один из участников, мне было предоставлено слово рассказать о работе хора MusicAeterna и вообще о хоровой работе нашего театра. Я сделал доклад, после чего были вопросы, но, я так понимаю, это отдельная история.

- Вы ведь не докладывали – столько-то опер поем, столько-то певцов, такой-то состав… Какая-то уникальность хора должна была быть представлена.

- Естественно. Проект MusicAeterna – это всегда уникально и не всегда укладывается в те рамки, которые есть в оперных театрах. Поэтому я просто рассказывал о наших методах работы, нашей концертной деятельности, о том, как мы находим певцов. Общество не живет территориально внутри одного города. Допустим, в Мадриде  из Мадрида может быть только 20% работников, все остальные – наемные рабочие, которых нанимают на сезон. Эта технология немножко отличается от наших театров, и MusicAeterna тоже похожа на европейский продукт как структурно, так и качественно.

У нас одна из самых больших проблем – отсутствие консерватории. Мы бы с удовольствием воспользовались певцами-пермяками, но иногда уровень не очень соответствует

- А в числе вопросов были вопросы из разряда «как вам удается выживать»?

- Нет, были вопросы, конкретно касающиеся составов. Спрашивали, как мы боремся с возрастом внутри хора, как избавляемся от певцов, которые не в состоянии выполнять творческие задачи. К счастью, контракты так устроены, что людей нанимают на год.

- Поэтому такой проблемы не стоит.

- У нас одна из самых больших проблем – отсутствие консерватории. Мы бы с удовольствием воспользовались певцами-пермяками, но иногда уровень не очень соответствует.

- То есть проблема кадров?

- У нас большая проблема кадров именно в региональных театрах. В Москве и Петербурге этой проблемы не существует вообще, потому что певческий рынок очень большой. Точно также этой проблемы не существует в Европе, потому что один из представителей интермеццо – это компания, которая нанимает как раз певцов, у них огромная база данных. Они распродают своих певцов в разные проекты, у нас этой проблемы не существует.

- А набирать по принципу «кто пришел, тому и рады» - не наш вариант...

- Нет, естественно. За время существования хора MusicAeterna раз в месяц обязательно кто-нибудь пытается прослушиваться в хор, но не всем удается это сделать.

- Переходим уже поближе к России, Петербургу, где был фестиваль, посвященный Дягилеву.

- Это самостоятельный фестиваль, он не является побратимом нашего фестиваля. Дягилевский фестиваль – это наш продукт. «Дягилев P.S.» - продукт петербуржский. Но поскольку, как правило, наша продукция интересует столичные фестивали и города, нас пригласили на этот фестиваль, где мы представили «Дидону и Энея» Перселла и «Dixit» Генделя. Это наша визитная карточка, с которой мы объездили пол-Европы. Сейчас мы получили замечательные рецензии, устно люди подходили и благодарили. Митя Ренанский написал, что это событие года для Петербурга. Конечно, нам это очень приятно.

- Публика в Петербурге, а особенно люди, которые ходят в театры - искушенная и очень подготовленная публика. Понятно, что приехала пермская опера, которая получила в этом году 18 номинаций, и сегодня не надо говорить, что приехал театр из провинции...

- Действительно, вектор немножко поменялся. Пермь является практически хедлайнером всех событий, которые происходят в России. Когда достаточно авторитетный критик Митя Ренанский говорит, что это событие года и с большими благодарностями… Причем мы перестаем ощущать себя провинциальным коллективом, который приехал, у нас раз в два года гастроли куда-то в столицу… Нет, это становится нормой. Приятно, что это находит отклик у публики.

- Очень скоро мы сможем снова услышать звездную трилогию «Моцарт – ла Понте» в Перми. Речь идет и о «Так поступают все женщины», и о «Свадьбе Фигаро», и о недавней премьере «Дон Джованни». Я так понимаю, что оставлен тот состав, который пел на недавних премьерах, а в «Так поступают все женщины» и «Свадьбе Фигаро» изменены составы?

- В «Доне Джованни» тоже будет один ввод. Мне очень приятно, что будет вводиться одна из артисток хора. Это Эленис Тамело, она будет петь партию Церлины. Церлину у нас пела Даша Телятникова, могу сообщить поклонникам, что Даша ожидает прибавления в семье. Она выступила с нами в Петербурге, пела одну из ведьм, и уже заметно, что Даша ждет прибавления.

- Хотя говорят, что певицы в положении поют еще лучше.

- Даша прекрасно справилась с этой ведьмой. Но мы не можем ее на сцену выпустить уже в таком состоянии.

- Давайте начнем с первой оперы. Насколько изменился состав, будем ли мы ожидать то же самое восхищение голосами, спектаклем, которое мы получили на премьере?

- Абсолютно. Я могу сообщить публике и порадовать ее тем, что из первого состава у нас будет партию Фьордилиджи  петь Наталья Кириллова. Это одна из наших звезд, потому что компания в нашем театре просто потрясающая, нам действительно уже начинают завидовать другие театры. Из первого состава будет Станислав Леонтьев, замечательный певец, тенор, с которым мы сотрудничаем достаточно часто, он будет петь Феррандо. Андрей Бондаренко, который практически прославился в нашем городе, исполняя графа Фигаро, будет петь в нашей трилогии, войдет в роль Гульельмо. Я уверен, что два петербургских певца споются и сделают прекрасную работу. Также могу сказать, мы ратуем за то, чтобы в Пермь приезжали певцы, которые вышли из Перми. Вот таким певцом является Юрий Кисин. Это музыкант, который уже приезжал к нам, пел в «Золушке» Пандольфа, и мы его снова пригласили на Альфонсо. Пермяки, возможно, помнят – он еще пел Мазетто в «Дон Джованни». И также есть два ввода, вводятся новые певцы, они из труппы, это Элени-Лидия Стамеллу, артистка нашего хора, и Наташа Буклага, которая звездно выступала в «Фигаро».

Наша театральная политика - на премьеру мы можем позволить себе певцов, но дальше должны прокатывать спектакли собственными составами

- Если не лукавить, то ввод этих артистов – вынужденная мера, когда театр не может снова пригласить тех ярких звезд? Либо вы сегодня можете сказать: да, наши певцы достигли того уровня, которого требует Теодор Курентзис?

- Мне очень приятно, что Нина сейчас практически защищает позицию, что в город должны приезжать звезды. Иногда нас за это ругают. Нет, наша театральная политика - на премьеру мы можем позволить себе певцов, но дальше должны прокатывать спектакли собственными составами.

- Вы же не можете уронить качество, правильно?

- Оно не упадет, я вас уверяю. Во-первых, Наталья Кириллова, певица, которая на протяжении всех лет работает с маэстро Курентзисом, вращается с такими певцами, как Симоне Альбергини. Мария Форрстрем... Естественно, они набираются опыта и сейчас это уже опытные певицы. Я не говорю, что стыдно или что-то, это будет высокий уровень. Наташа Буклага, входящая в Дорабеллу, сделает потрясающую роль, просто замечательную. В «Фигаро» из первого состава будет Фани Антонеллу, Андрей Бондаренко, Марцелиной выступит Надежда Бабинцева, наша певица, Володя Тайсаев будет Бартоло. Вводы – думаю, что много людей будут рады новому вводу, это графиня Надежда Кучер, Наташа Лескова, артистка нашего хора, одна из замечательных Ольг из «Евгения Онегина», публика её знает. Наташа – тоже артистка хора, но потрясающий голос.

- Вот почему в хор не все могут попасть! Потому что потом вы смотрите на то…

- Это одно из условий. 70% артистов поют сольные партии. Иногда я сетую, что не вижу их на репетициях у себя, потому что они готовят какие-то роли. Карьера Наташи Лесковой идет очень хорошо, несмотря на то, что девушке всего 23 года, а она уже работает в проектах Теодора Курентзиса. Она начинающая певица, но мастерство у нее уже достаточное, чтобы выглядеть достойно, на уровне певцов Андрея Бондаренко.

- Кроме того, что мы услышим три оперы, кажется, еще раз услышим и «Королеву индейцев». Должны представить еще и необычную сказку, опера-квест «Дедушка Лир», и речь тут не о «Короле Лире», как меня спрашивали. Я так понимаю, это будет мировая премьера произведений Петра Поспелова.

- Да, абсолютно.

- Шекспир тут не валялся. (смеются)

- Абсолютно. Лир - к счастью, это имя принадлежит еще и Эдварду Лиру, писатель, у которого есть замечательные чепуховые стихи.

- Английский Хармс?

- Да, просто фантастические истории. Если пересказывать либретто оперы, то будет очень забавно. Допустим, встретились два джентльмена, муха Зум-зум и комар Долгоног и давай сетовать на жизнь. Комар перестал петь от того, что у него чересчур длинные ноги, а сэр Мух не ездит во дворец, потому что его ноги слишком коротки. Истории будут невероятные, фантастические, возрастная категория этого спектакля 0+. Причем я могу сказать, что пермяки знают этих режиссеров-постановщиков, это Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова. Они поставили на «Сцене-Молот» «Сказку, которая не была написана». Когда был выбор режиссеров, мне пришлось сходить на этот спектакль, я посмотрел – фантазийно невероятно! Причем я достаточно взрослый человек, мне уже глубоко за 40,  мне было интересно смотреть этот спектакль. И я видел реакцию детей, потрясающее сочетание в режиссуре на публике…

Когда была презентация этого спектакля, они осознанно сказали: господа, мы работаем на публику 0+, и плюс означает, что взрослые тоже должны найти для себя что-то интересное.

- Это модный сегодня интерактив, общение с детьми?

- Да, но когда была презентация ребят для нашего театра этого спектакля, они осознанно сказали: господа, мы работаем на публику 0+, и плюс означает, что взрослые тоже должны найти для себя что-то интересное.

Необычность этого проекта в том, что спектакль будет в исполнении певцов, камерного оркестра, небольшого хора всего лишь в 8 человек, будут использованы куклы – марионеточные, перчаточных там нет, но таких кукол я не видел никогда в своей жизни. Часть кукол сделана из бытовых предметов, две терки создают тело какого-то паучка, ложки и вилки использованы невероятно оригинально. Видно, что это сделано с любовью.

- Квест – это испытание, которое нужно пройти ради какой-то конечной цели. Здесь что, зрители будут по театру блуждать?

- Мы рассчитываем, какой будет тайминг у спектакля – примерно час. Детей встретят у входа и сразу же начнут разыгрывать с ними игры. Они будут принимать непосредственное участие, переплывать реки, и, я думаю, взрослым будет интересно технологически посмотреть, с какой фантазией можно подойти к простым вещам. Как переместить ребенка из одного в другое фойе, чтобы ребенок был постоянно в контакте.

- Все равно в вашем театре первичен музыкальный материал, здесь он какой?

- С Петром Поспеловым мы работаем впервые, у Петра достаточно большой опыт написания для детей. Мы нисколько не боялись отдавать музыку именно этому композитору, тем более, что у Славы и Маши, режиссеров, тоже был контакт с Петром. Могу сказать, что музыка невероятно мелодичная, очень приятная на слух, доходчивая до любого зрителя, достаточно песенная. Думаю, спектакль будет очень красивым. После моего посещения «Сцены-Молот», делаю дополнительную рекламу нашим коллегам, просто с нетерпением жду этот спектакль.

- Не могу вас не спросить о концертных исполнениях опер, которые недавно прошли - «Сельская честь», «Сестра Анжелика». Впереди что-то еще планируется? Как театр определяет для себя нужность подобного формата, пусть это концертное исполнение, но подготовка к нему идет с не меньшим напряжением чувств, сил, мастерства?

- Да, сейчас прошла очередная серия спектаклей в концертном исполнении, это «Сестра Анжелика» и «Сельская честь». Для нас это невероятный опыт, мы взаимодействуем с разными дирижерами и разным музыкальным материалом. К моему сожалению, в зале был не переаншлаг. Мне кажется, в Перми нельзя разбрасываться такими проектами и не быть активным слушателем.

- Просто большинству нужно еще зрелище, а не все могут оценить, когда на сцене просто сидит и играет оркестр, и это уже красиво.

- Считаю, что музыка, концертное исполнение – то же самое, что читать книгу или смотреть экранизацию. Ты можешь закрыть глаза и срежиссировать себе любые картины. Качество исполнения невероятно высокое.

К моему сожалению, в зале был не переаншлаг. Мне кажется, в Перми нельзя разбрасываться такими проектами и не быть активным слушателем.

Я могу просто проанонсировать буквально несколько спектаклей – это «Тоска» Пуччини, «Пиковая дама» (мы ушли от сценической версии, она будет в концертном исполнении, будет дирижировать Андрес Мустонен). Также публика услышит музыку Дебюсси «Пелиаса и Милизанды», это ближе к лету. В общем, всех приглашаю!

 


Обсуждение
3100
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.