Верхний баннер
22:21 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

18:14, 04 декабря 2014
Автор: Роман Попов

«Самый часто задаваемый вопрос касается предоставления жилья детям-сиротам» - Ирина Карнаухова о бесплатной юридической помощи в Прикамье

Теги: юристы

О службе бесплатной юридической помощи говорили с директором Государственного юридического бюро Андреем Поляковым и заместителем директора Ириной Карнауховой. Ведущий – Роман Попов.

- Андрей, как связано Государственное юридическое бюро и бесплатная юридическая помощь? Для этого ли создавалась организация?

Андрей Поляков: Именно для этого создавалась организация, и создавалась она в рамках 324-о федерального закона, который на федеральном уровне закрепляет вот возможность создания таких структур как государственные юридические бюро. Это закон, который и создает эту систему государственной юридической помощи. И вообще эта организация – это государственное, казенное учреждение, оно создано с целью оказания бесплатной юридической помощи. Единственное, что есть некоторые ограничения по категориям граждан, которым можно и нужно оказывать эту помощь, и ограничение по кругу вопросов.

- Ирина Вячеславовна, кто имеет право на бесплатную юридическую помощь?

Ирина Карнаухова: Малоимущие граждане, инвалиды 1-й, 2-й группы, ветераны ВОВ, герои Российской Федерации, герои Советского Союза, социалистического труда, дети-инвалиды, дети-сироты, это граждане, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, это усыновители, также это несовершеннолетние дети, которые содержатся в местах лишения свободы, граждане, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях

- Проще говоря, льготники.

Ирина Карнаухова: Да.

Андрей Поляков: И еще у нас есть такая формулировка «трудная жизненная ситуация». Это тоже законодательно закреплено, и под эту категорию попадает большое количество людей, да, Ирина Вячеславовна?

Ирина Карнаухова: Да, да.

- Я так понимаю, что приходят к вам в любом случае не те, кто должен?

Ирина Карнаухова: Нет, к нам приходят те, кто должен. И просто обращаются пенсионеры, мы, естественно, стараемся оказать всем бесплатную юридическую помощь, хотя бы в виде устных консультаций. Нам нужны все граждане, нам необходимо понять, провести мониторинг - кому требуется эта помощь, чтобы в дальнейшем уже выйти с инициативой к депутатам и увеличить категории граждан.

Андрей Поляков: Да, сами по себе формулировки в законодательстве, они сейчас незакончены. Они есть в таком виде, и теоретически можно и круг вопросов расширять, и категории граждан расширять. Для начала так и задумывал законодатель, что для начала мы проведем некий мониторинг по первому некоторому времени работы. И дальше уже будет понятно, насколько эта услуга востребована и насколько нам стоит дальше проводить вот эту вот законотворческую инициативу.

Плюс у нас уникальное построение работы. Буквально рядом с нами существует пермское отделение ассоциации юристов России, силами которого мы можем оказывать помощь тем людям, которые юридически не попадают в действие 324-о закона. По сути дела, мы не отказываем никому.

- Где вы находитесь?

Андрей Поляков: Екатерининская-24, это центральный офис в городе. У нас есть специалисты в Орджоникидзевском районе, которые забирают по «кустовому принципу», еще и вплоть до Ильинского района, у нас есть специалист в Кировском районе, который забирает и Краснокамск, и у нас есть наши краевые филиалы, отделения.

Ирина Карнаухова: У нас рассредоточены рабочие места по «кустовому принципу», например, у нас специалист, который находится постоянно в Кунгуре, также курирует Суксун, Орду, Кишерть. Близлежащие районы. У нас таких 8 «кустов». Это специалисты в Осе, Соликамске, Кунгуре, Кудымкаре, Верещагино, Лысьве, Губахе.

- Вы бюджетополучатели, Андрей?

Андрей Поляков: Да, мы бюджетополучатели. Учредителем государственного казенного учреждения Государственное юридическое бюро является Агентство по делам юстиции и мировых судей, Дорофеева Яна Владимировна директор и она же является руководителем пермского регионального отделения ассоциации юристов России. Тут все так стройно получается. И бюджет содержит нас, краевое правительство.

- Велика ли сумма, которая выделяется краевым правительством на вас, как она рассчитывалась и сколько человек в рамках этой суммы вы должны охватить? Я к тому, что раз вы бюджетополучатели, то у вас есть бюджетное задание.

Андрей Поляков: Да, у нас есть бюджет определенный. Рассчитывалось это в первом году из организации рабочих мест для специалистов, зарплаты специалистов и текущего содержания офисов. Что касается офисов, мы, как правило, как в случае с Краснокамском и рядом других территорий, базируемся в помещениях участков мировых судей. У нас приемы проходят и в библиотеках. Так как мы работаем со всеми, наших специалистов приглашают и в приемные депутатов. Поэтому у нас, у наших специалистов, характер работы, в общем-то, разъездной, хотя есть рабочее место, где есть компьютер, где есть стол, стул, возможность принять клиента. Это было в первый год, мы купили все, что нам нужно было, и столы, и стулья, и ноутбуки.

Я сразу скажу, что мы создавали это с нуля. Всю теоретическую базу создали специалисты агентства по делам юстиции и мировых судей, дальше уже начали работать мы. Мы набрали персонал, мы определили места, где будут базироваться специалисты, провели переговоры, разместили всех наших специалистов в крае. Первая консультация у нас была в сентябре прошлого года. Мы довольно в короткие сроки все это организовали. Мы зарегистрировались 20 июля как юридическая структура, как юрлицо. И 1 сентября у нас уже были первые консультации

- А как о вас узнают?

Андрей Поляков: Вот сейчас, Роман, это довольно серьезный вопрос, и он следующий идет после того, как мы организационные все вопросы решили. Сейчас у нас задача провести такую работу, при которой народ начал бы о нас узнавать. Средства массовой информации и замечательная радиостанция «Эхо Москвы» нам помогает. О нас есть, правда, информация во всех мировых участках. О нас есть информация в ряде структур, которые работают с населением. Это и ТОСы, и всевозможные государственные структуры. У нас проводятся совместные приемы, в том числе, и с приемной президента, и с приемными депутатов. У нас даже есть выезды, которые сформированы в идее некой сборной команды. Допустим, едет представитель ЖКХ, представитель пенсионного фонда, наш специалист и так далее. Понятно, что какая-то система оповещения существует. Сегодня мы над этим усиленно работаем и пытаемся все-таки создать такую систему, при которой о нас знало бы большее количество людей. Потому что сейчас ресурс наш нам позволяет увеличить в несколько раз количество людей, которых мы консультируем.

- Сколько человек прошло за год?

Ирина Карнаухова: За год у нас прошло более 3 тысяч человек.

- Получается, что к вам направляют людей структуры, которые непосредственно с ними работают?

Андрей Поляков: В том числе.

- Возможно, это выглядит так... Вам нужно написать заявление, не знаете как, вот вам адресок, позвоните.

Андрей Поляков: Мы можем работать в виде консультирования, мы можем работать в части заполнения документов и мы можем выходить в суды, мы можем представлять клиентов в судах.

- А сколько вас человек вообще?

Ирина Карнаухова: У нас 12 юрисконсультов. В части представления интересов в суде - это пока такой развивающийся вид помощи - за год мы 27 раз представили интересы граждан в судах. Наверное, это еще мало для начала.

- То есть, у вас по 250 клиентов на одного юрисконсульта пришлось за этот год?

Андрей Поляков: Плюс-минус

- Сколько времени уходит на одного клиента? Пробовали посчитать?

Ирина Карнаухова: Да, пробовали, от получаса до 2 часов.

Андрей Поляков: А если это все требует какого-то оформления документов, запроса документов или представления в суде, то до нескольких дней.

- То есть, от получаса до 2 часов - это среднее.

Ирина Карнаухова: Да, это беседа с целью выяснения обстоятельств дела.

Андрей Поляков: И тут надо понимать, что та цифра, которую мы назвали, она отражает только тех, кто по законодательству у нас имеет право. О чем мы говорили в начале программы. Если брать всех посетителей, которым, в том числе, мы разъясняем... То есть, приходит человек, говорит: у меня такой-то вопрос. Наш специалист ему разъясняет, что с этим вопросом нужно сделать так-то, сходить в тот-то комитет или в такое-то министерство, написать письмо, сделать запрос. Кто уж совсем не может самостоятельно написать какое-то заявление, мы помогаем тоже. 3000 - это только те, с кем мы работаем, как положено.

- Пытались подбить, какой самый популярный к вам вопрос, запрос, просьба?

Ирина Карнаухова: Да, конечно. Самый часто задаваемый вопрос - это предоставление жилья детям-сиротам, к сожалению, эта тема у нас хромает в Пермском крае.

- Я так понимаю, что это проблема, которая практически не решаема. Здесь есть огромное противоречие закона реальности, которая не дает возможности.

Ирина Карнаухова: На самом деле проблемы как таковой нет, есть, может быть, какое-то небольшое недопонимание. Большое количество вопросов на эту тему связано с изменением законодательства. До определенного момента это были полномочия органов местного самоуправления, сейчас это полномочия правительства Пермского края. И здесь небольшой переходный период, я думаю, это связано, скорее всего, с этим.

- Сейчас вы просто помогаете людям юридически грамотно пройти по этой процедуре, и жилье они получают?

Ирина Карнаухова: Совершенно верно.

Андрей Поляков: По большей части, да.

- К вам обращаются с этой просьбой чаще в крае или чаще в Перми?

Ирина Карнаухова: И в Перми, и в крае, одинаково.

- А в принципе, делите вопросы на краевые и пермские?

Андрей Поляков: Статистику мы ведем относительно каждого из наших специалистов. То есть, у нас есть рейтинги по каждому из наших специалистов. Поэтому, у нас эти цифры все есть. Мы это все дифференцируем. Но когда мы говорим в целом о деятельности бюро, мы обобщаем.

- Я вернусь к госзаданию. У вас, наверняка, есть какие-то плановые цифры, которых вы должны были достичь.

Андрей Поляков: У нас в этом плане уникальная ситуация. Мы вообще 15-й регион в стране, который открыл юридическое бюро. И в связи с тем, что работа этих бюро еще не настолько изучена самими организаторами этого процесса, как такового госзадания нет. У нас очень четкое предписание о том, чтобы 100% обратившихся к нам людей получили качественную помощь, что и происходит. Тут о плановых цифрах говорить очень сложно, потому что здесь двоякая штука. Нам надо понять востребованность, а чтобы понять востребованность, нам нужно максимально оповестить весь народ. Даже не в районных центрах, а больше в поселениях чтобы о нас узнали. Пресс-служба губернатора нам в этом помогает хорошо. И после такой фундаментальной работы по оповещению граждан, мы сможем понять, сколько мы должны отработать вопросов, какая востребованность.

- Бюджетов на оповещение, на размещение, на рекламу у вас, я так понимаю, нет?

Андрей Поляков: К сожалению, нет.

- Получается ситуация, что вам выделил деньги на ваше существование, но никто не выделил деньги на то, чтобы о вас узнали.

Андрей Поляков: К сожалению, нет.

- Получается, что работать вы вынуждены либо на личных связях (как сейчас: «Окей, ребята, мы про вас расскажем...»), либо на профессиональных завязках - разместиться у приставов, разместиться у мировых судей, разместиться еще где-то. В конце концов, попросить всех чиновников про вас рассказывать.

Андрей Поляков: Благо, они не отказывают, так и происходит. У нас в этом плане идет взаимодействие и с органами местного самоуправления, и с теми службами, которые ты сейчас назвал, и, в общем-то, тут помогает еще участие во всяких форумах, в каких-то конференциях. Довольно часто мы принимаем участие в этом.

- Если бы я к вам обратился, не будучи льготником, что бы в ответ получил?

Андрей Поляков: Мы бы в любом случае, Роман... Даже не потому, что ты Роман Попов, и мы с тобой дружим... Мы, в любом случае, сделали бы максимум для того, чтобы ты получил ответы на все твои вопросы.

- Хотя бы на устном уровне.

Андрей Поляков: Да, и не только. Я говорю, силами Ассоциации юристов мы бы могли спокойно с тобой отработать, понятно, в зависимости от вопроса.

- Я если я льготник, должен ли я подтверждать, что я льготник?

Андрей Поляков: Да. Но это все несложно. Если ты льготник, у тебя в любом случае есть определенные документы, которые ты должен предъявить

- И как только я предъявляю, вы тут же что, в базу меня вносите, в реестр, юрисконсульта ко мне прикрепляете, как это происходит?

Ирина Карнаухова: У нас есть программа, где мы регистрируем ваше обращение. И уже с вами работает юрисконсульт. Вы заполняете еще определенной формы заявление, согласие на обработку персональных данных (мы являемся операторами ваших персональных данных), и мы начинаем работать по вашему заявлению

- Адвоката мне тоже вы ищете?

Андрей Поляков: Тот специалист, который с клиентом работает, зачастую и является его представителем в суде.

- И сколько в таком случае на специалисте разово может висеть клиентов?

Андрей Поляков: Всякое бывает.

Ирина Карнаухова: Может быть много одновременно

- Насколько в таком случае индивидуальный подход здесь обеспечивается? Могу ли я позвонить юрисконсульту среди ночи с вопросом, если меня осенило?

Ирина Карнаухова: Ну, надо соблюдать какие-то рамки приличия (смеется)

Андрей Поляков: В 3 часа ночи не стоит звонить.

- Я тут же себе представил, как в сериале: я звоню личному адвокату...

Андрей Поляков: Да, да, да (смеется). Но в целом, все, как ты говоришь, тот специалист, который работает с обратившимся, заявителем, он работает с ним до результата, сколько бы ни было звонков, разговоров, он все равно будет работать.

Я здесь скажу, кому мы отдавали предпочтение, когда набирали специалистов. У нас помимо квалификационных требований, которые, естественно, выдержали все работники наши, есть ещё преимущество для тех, кто работал в социальных службах. Потому что зачастую здесь момент не только юридический, но и психологический, с людьми работать надо, их слушать надо.

- Когда набирали сотрудников, я так понимаю, что у вас были определенные критерии и требования.

Андрей Поляков: Да.

-  Как отбирали сотрудников? По какому принципу?

Ирина Карнаухова: Конечно, самое главное требование - это наличие высшего юридического образования, это также у нас закреплено в нашем законе. Следующим квалификационным требованием было наличие опыта работы в органах государственной власти, в отраслевых органах. Допустим, у нас есть случаи оказания бесплатной юридической помощи по пенсионному обеспечению, защита прав потребителей при предоставлении коммунальных услуг. Соответственно, мы искали с людей с опытом работы в пенсионных структурах и в сфере ЖКХ. Старались по этому принципу. У нас есть сотрудники с опытом работы в инспекции по труду, в министерстве социального развития и так далее. Старались принимать на работу высококвалифицированных сотрудников.

- Высококвалифицированные сотрудники обычно идут на неплохую зарплату. А у вас работа, фактически государственно-бюджетная.

Андрей Поляков: Зарплата действительно неплохая для этих специалистов. Тут скрывать не будем. И в среднем, по отрасли, у нас специалисты получают неплохую зарплату, и поэтому к нам пришли очень хорошие кадры.

- То есть у вас еще конкурс был, вы отбирали?

Андрей Поляков: Да, здесь спасибо учредителю, потому что зарплату специалистов нам утвердили неплохую.

- Вы отстаивали ее где-то?

Андрей Поляков: Отстаивал наш учредитель.

- Перед депутатами Заксобрания?

Андрей Поляков: Да.

- Утверждали вам бюджет на 2014 год, сейчас точно также будет утверждаться на 2015?

Андрей Поляков: Уже утвержден, до 2016 года включительно.

- 3 года функционируете, потом отчитываетесь за результаты работы?

Андрей Поляков: Да, нет, мы отчитываемся регулярно, в общем-то, в таком рабочем режиме. И надо сказать, что это не проект. Очень многие путают это с каким-то программным продуктом. Это не программная история. Это бюро создано, до 2016 года утвержден бюджет, это не значит, что после 2016 года этого бюро не будет, просто утвердится следующий бюджет. Вот и все.

- Это федеральная история?

Андрей Поляков: Да, это будет работать. Это открывается во все большем количестве субъектов. Это тренд, можно сказать, выражаясь современным языком.

- Есть какие-то логические обоснования существования такой службы, помимо банальной безграмотности населения? Мне просто интересно, ведь большая часть юридических тонкостей, шагов, бумаг, документов, вполне поддается любому человека.

Андрей Поляков: Согласен

- Но у нас получается так: вместо того, чтобы обучить людей, мы…

Ирина Карнаухова: Я считаю, что правовая (может быть, грубо звучит) безграмотность, она, все-таки у нас на самом первом месте.

Андрей Поляков: Необходимо правовое просвещение.

Ирина Карнаухова: И мы, составляя заявления, оказывая помощь, и просвещаем, и решаем проблему человека. Она может у него возникнуть один раз в жизни, это не серийный вопрос. Один раз в жизни у человека возникла проблема. И зря вы говорите, что это так все просто - написать, составить. Это далеко непросто

- Я не говорю, что просто, я говорю «посильно».

Андрей Поляков: Это по силам многим людям, но многим нет.

Ирина Карнаухова: А у нас именно та категория, которой не под силу.

- Я честно могу сказать, я бы с удовольствием стал клиентом такого рода службы, если уж не бесплатной, государственной, то за какую-то посильную плату, хотя бы для того, чтобы в налоговую не ходить.

Андрей Поляков: Милости просим в ассоциацию.

- Но при всем при этом я понимаю, что во мне говорит банальная лень и нежелание посидеть, потратить время, разобраться, прочитать.

Андрей Поляков: Ром, ты взрослый, молодой, сильный.

Ирина Карнаухова: Энергичный.

- Спасибо.

Андрей Поляков: И ты сможешь это сделать, если ты захочешь, то ты сможешь. Есть ряд людей, которые  по абсолютно объективным причинам этого сделать не могут, нет возможности найти какие-то документы, куда-то сходить. Нет интернета. Ты понимаешь, что очень много людей разных.

Я считаю, что законодатель очень мудро здесь предусмотрел некую централизованную государственную структуру, которой до сих пор на рынке юридических услуг просто не было.

- Общаетесь с коллегами из других регионов?

Андрей Поляков: Конечно

- Собираете у них какие-то данные, статистику? Обмениваетесь опытом?

Андрей Поляков: Конечно, собираем.

- Из 15 имеющихся служб как смотритесь на уровне?

Андрей Поляков: Мы смотримся на хорошем уровне, во-первых, по качеству работы нашей. Но качество, я уверен, у всех хорошее, потому что работают люди высокой квалификации. Но у нас, я повторяю, уникальное построение самой работы по этому «кустовому методу», и мы, по сути дела, закрываем весь край возможностью поработать с этими категориями граждан. И, в общем-то, как я говорю, нам сейчас в пору самим делиться опытом уже, несмотря на то, что мы открылись попозже многих из субъектов.

- Как у вас обстоят дела с возможностью удаленных консультаций, горячая линия?

Андрей Поляков: Skype-приемы у нас - это довольно такая интересная методика. Мы проводим Skype-приемы, у нас за этот год было проведено около 100 уже даже больше Skype-приемов. Происходит это таким образом. Например, библиотеки, с которыми мы тоже хорошо сотрудничаем (пользуясь случаем, тоже благодарю их за поддержку) вывешивает объявление, каким-то образом оповещает своих читателей, что у нас будет проводиться Skype-прием в такой-то день, такими-то структурами, такими-то специалистами. Заранее записываются, заранее присылают нам вопросы в некоторых случаях, и у нас специалист дежурит на скайпе, все уже отработано и очень эффективно.

- Получается, что, в принципе, с помощью таких онлайн приемов при наличии адекватных партнеров можно зацепить даже самые отдаленные территории.

Андрей Поляков: Можно.

- Горячая телефонная линия? Просто периодически бывает и такое.

Ирина Карнаухова: У нас постоянные приемы граждан. 

Андрей Поляков: Она постоянная.

Ирина Карнаухова: Мы не делаем из этого какого-то события, мы хотим, чтобы люди знали, что они могут позвонить в любое время, не ограничивая ни в чем. Телефон наш 212-12-61. По этому телефону можно узнать и о специалистах в крае.

Андрей Поляков: Кроме этого у нас работает сайт, там вся информация есть о специалистах территориях, телефоны, адреса, там все есть. Сайт www.Gubperm.a5.ru

Ирина Карнаухова: И еще есть страничка «В контакте».

- Вот нам пишут по icq: «Есть желание организовать благотворительный спортивный турнир, можете организовать помощь в юридической стороне вопроса?»

Андрей Поляков: Можем. Обращайтесь, это в частном порядке, я сам спортсмен, любящий это дело, пожалуйста, приходите, либо контакт оставьте, созвонимся, договоримся.

- Это как раз не тот случай.

Андрей Поляков: Да, но я говорю, силами Ассоциации мы все это сделаем.

- Просто обычно же как представляется, если госуслуга... Потеряны все документы, все пропало, живу в подвале, и вот пришел - мне помогли (смеются).  А если не в подвале, то будь добр уже в соседнее окно, через кассу!

Андрей Поляков: Нет, нет. Даже если не в подвале. Друзья, мы заинтересованы, милости просим с любыми вопросами к нам обращайтесь, если мы можем оказать бесплатно, то мы максимально приложим все усилия, чтобы это было бесплатно. Если уж совсем никак - ну, мало ли, спор двух хозяйствующих субъектов - мы, во всяком случае, подскажем специалиста.

- И последняя история. Год прошел вашей работы, итоги промежуточные подведены, планы сверстаны. Что в следующий год? Ближайший план и долгосрочный план.

Андрей Поляков: Мы сейчас говорим о расширении нашей деятельности, мы говорим о возможном расширении круга наших специалистов, может быть. Но то, что мы хотели бы - чтобы у нас было больше клиентов, чем сейчас, и мы к этому все усилия прилагаем, это абсолютно точно. Каких-то количественных показателей мы сейчас назвать не можем, потому что здесь плановости быть не может. Потому что вопрос может возникнуть завтра, может возникнуть здесь и сейчас, и человек придет к нам, а может вообще не возникнуть, вот такая вот социальная обстановка, может быть, благоприятная в каком-то районе и там вообще вопросов этих нет. Поэтому тут все зависит от желания людей.   


Обсуждение
2965
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.