Верхний баннер
15:24 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:44, 09 декабря 2014
Автор: Олег Лысенко

«Работать по специальности всю жизнь на одном предприятии, добиваться роста там - эта идея устаревает. В мире мобильность давно считается нормой», - Ольга Андреева

О мобильности общества в программе «Социум» говорили с Ольгой Андреевой, кандидатом социологических наук, доцентом кафедры менеджмента и маркетинга технического университета. Ведущий – Олег Лысенко.

- Сегодня хотелось бы обсудить мобильность общества. Что сейчас происходит с понятием мобильности в области социологии?

«Работать по специальности всю жизнь на одном предприятии, добиваться роста там - эта идея устаревает. В мире мобильность давно считается нормой», - Ольга Андреева
«Работать по специальности всю жизнь на одном предприятии, добиваться роста там - эта идея устаревает. В мире мобильность давно считается нормой», - Ольга Андреева
- Само понятие мобильности не новое. Хотелось бы обратить внимание на новый оттенок этого понятия, которые введен в социологии не очень давно.

Над идеей мобильности работали разные авторы. Традиционно мобильностью называют перемещение себя в пространстве. Люди, знакомые с гуманитарными науками, социальными теориями часто используют понятие "социальная мобильность". Оно подразумевает общение человека в обществе и его перемещение горизонтальное или вертикальное.

Наука пошла дальше. Главная задача науки - подмечать тенденции, выявлять закономерности, которые мы не замечаем в повседневности. Мобильность с этой точки зрения на сегодняшний день воспринимается в более широком смысле. Для этого мне хотелось бы обратиться к книге Ури о мобильности в XXI веке. Он говорит, что мобильность есть не только физическая, не только социальная. Есть еще профессиональная мобильность, которая активно развивается в нашей стране. Есть мобильность виртуальная. Все виды мобильности тесно друг с другом связаны. Виртуальная мобильность очень важна и влияет на поведение человека в других сферах.

- У нас остался невыясненным вопрос: а зачем эти новые подходы? Что такого произошло в нашем обществе, что наука от изучения структуры, классов, групп перешла к изучению мобильности? Что нового нам дает изучение мобильностей?

- Давайте обратимся к понятию сетевого общества. Для многих привычным делом является существование в рамках различных сетевых структур. Умение пользоваться отношениями горизонтальными и вертикальными не только на работе и с друзьями и в плане восприятия мира.

- Что такое сетевое общество?

- Общество - это сеть взаимодействий. Это идея начала XX века. Назову фамилию Кастельса - это конец XX века. Он сетевое общество описал очень подробно и объяснил для многих, что мы живем внутри социальной сети - сети знакомых, родственников, коллег. Любые взаимодействия - это сетевые взаимодействия.

- В наших учебниках общество до сих пор преподносится как некая иерархическая пирамида слоев, классов, групп. Классовая теория, пирамида. Статичная вертикальная картинка. Большинство наших обществоведов до сих пор продолжает мыслить в этой парадигме. И тут вдруг появляется мода на сеть. Работы выходят одна за другой, и они разрушают визуальный образ пирамидального общества. Получается, мы все больше воспринимаем общество как большое количество горизонтальных связей.

- Пирамидка очень лаконична и удобна. Теория шести рукопожатий - это романтизированная теория сети. Мобильность - это возможность быть включенным, перемещенным на любой уровень и общаться с любым человеком. Теория мобильности открывает новые возможности описания человеческих отношений, объяснения того, что раньше невозможно было объяснить или не считали нужным объяснять.

- Насколько такие виды мобильности, как туристическая, виртуальная, академическая значимы, насколько они меняют мир? Насколько это важно для человека?

- Я бы хотела остановиться немножко на каждом типе мобильности, чтобы в дальнейшем было легче понимать. Самая привычная мобильность - это мобильность туристическая. Люди стараются путешествовать. Сразу скажу, что путешествие на свою дачу - это мобильность, но не туристическая. Путешествия считаются таковыми, когда они совершаются на большие расстояния и сопровождаются подготовкой к этому. Это может быть другой город, страна.

- Кто-то имеет возможность ездить, кто-то не имеет.

- Здесь это неважно. Это характеристика человека, а не внешней среды.

- Можно сказать, что в более развитом обществе туристическая мобильность более высокая?

- Это общество более динамичное.

- Что впереди - наиболее образованные, богатые слои общества, поэтому они больше любят путешествовать или наоборот - они более мобильны, поэтому они более успешные?

- Старый вопрос: что вперед  - курица или яйцо. Хочу сказать, что прослойка элиты, имеющая возможность путешествовать, не гарантирует обществу мобильность. Когда мы говорим о туристической мобильности, мы говорим о том, что любая группа имеет возможность это реализовывать. Деньги тут вторичны. Они могут влиять на расстояния, время путешествия.

- Мы проводили исследования и сделали вывод, что если доход человека невелик и он редко выезжает за пределы Пермского края, он, прежде всего, считает себя пермяком. Если доход человеку позволяет, он много путешествует по России и считает себя гражданином России. Если доход высокий и человек часто бывает за границей, он считает себя космополитом.

- Здесь неважно, о какой стране мы говорим или городе мы говорим. Любая теория хороша тем, что она универсальна. Если у нас совпадают типы общества, структура восприятия мира, то либо мы в эту теорию укладываемся, либо нет. Здесь интересно посмотреть общемировой тренд, насколько люди считают себя мобильными и сравнить с тем, что происходит у нас.

- Мы к этому еще вернемся. Итак, профессиональная мобильность.

- Это мобильность, которая у нас только начинает становиться активной. Такая активность характерна для очень многих стран. Это когда люди переезжают в поисках лучшей работы, когда не руководствуются принципом "где родился, там и пригодился". Это переезд семьей, переезд после учебы. Это воспринимается как серьезное событие, но не как что-то экстраординарное. Человек меняет компанию, город. Когда человек должен работать по специальности всю жизнь на одном предприятии, добиваться роста там - эта идея устаревает уже тоже. А в мире мобильность давно считается нормой. Там человек, не имеющий за спиной опята работы в разных компаниях и в разных регионах - это человек, у которого меньше шансов получить хорошую работу. Наше поколение младше 40 с этим уже столкнулось.

Следующий интересный вид мобильности - это академическая мобильность. Та мобильность отличается от других тем, что обычно поддерживается государствами. Она направлена на поддержку образа своих стран, обмен знаниями. Это перемещение студентов и преподавателей. Первое - это поступление студентов на учебу в другой город. Второй уровень академической мобильности студентов появился после введения Болонского соглашения - студентов стали активно отправлять в другие города и другие страны по обмену или просто направление на какой-то срок в другой вуз. Главное здесь - знание языка. Кстати, знание языка усиливает все виды мобильности.

- Вот скажи мне... Сейчас одним из критериев оценки эффективности вузов является количество иностранных студентов. С другой стороны, от нас многие едут поступать в Прагу. Причем, в Праге образование бесплатное. Зачем Чехии бесплатно учить иностранцев?

- Мы сейчас переключаемся на политику Чешской республики. В Германии то же самое. Там тоже бесплатно принимают студентов, сдавших экзамены. Таким образом эти страны привлекают мозги, популяризируют свою страну, привлекают кадры.

Второй аспект академической мобильности - это путешествия преподавателей. Здесь то же самое - чем больше преподаватель имеет интеллектуальных и лингвистических способностей, тем больше у него возможностей для мобильности. Он участвует в конференциях, образовательных программах, квалификациях. Многие пользуются этим очень активно, редко появляются в родных вузах, занимаются научным туризмом (смеются).

- Даже если ездить только по своей стране - это уже полезно. Месяца полтора назад на вашем месте сидел ученый из Бангладеш. Я спросил как ему наша наука. Он вежливо сказал, что очень интересно, но не так, как во всем остальном мире. Очень вежливый человек

- У нас академическая мобильность, на самом деле, низкая для того, чтобы понять, что поря что-то менять.

- Варимся в своем соку, изобретаем велосипеды.

- И последний вид мобильности - виртуальная мобильность. Это мобильность, которая формируется с помощью трех источников - радио, телевидение и интернет. Телевидение и радио формирует воображаемую мобильность. Это когда человек представляет себя кем-то, где-то, в каких-то ролях. Интернет - это место, где человек в чистом виде находится в виртуальной среде, где человек может не только воображать, но и представить себя кем-то.

- И какое это имеет отношение к социальной жизни?

- Это создает социальную жизнь. Я знаю людей, которые играют в сетевые игры и вне игры общаются для решения каких-то тактических вопросов и выясняют, что все они из разных городов и даже стран. Понемногу, общаясь по разным вопросам, они выясняют то, что им не было бы доступно, если бы они смотрели телевизор. Здесь сетевое общение представлено в чистом виде. Интернет развивает мобильность неявно. Интересный момент сети интернет, который делает ее особенно популярной - это анонимность.

- Мы проводили исследования и заметили, что в последние годы степень анонимности в интернете значительно снижается. Часто с анонимами даже не общаются.

- Есть разные категории сетей. Есть сети, где приняты необычные имена. В сетях люди часто обзаводятся друзьями, которых ни разу в жизни не видели. Иногда организуются встречи в реале. Никакие переписки по почте не позволяют сформировать такую связь, которая потом дала бы возможность спонтанной встречи.

- Итак, что у нас с мобильностью в Перми, в России? Как мы выглядим с точки зрения мобильности?

- С точки зрения мобильности мы выглядим скромно в мире. Наша мобильность очень сильно зависит от финансов. Люди поняли, что ездить можно, люди ездить хотят, но возможностей меньше. Желаемая мобильность у нас гораздо выше. Если мы посмотрим результаты опросов на тему "куда вы хотите поехать и куда вы реально поедете", то 70% респондентов хотели бы уехать в другой город - на наш юг или за границу. Имеют возможность поехать 19%.

- Думаете, только деньги?

- Не только, но это важный фактор. Уровень доходов влияет на структуру потребления.

Сейчас вводятся разного рода ограничения, они, конечно, влияют на мобильность, но, если вернуться к более раннему периоду, ограничения были в большей степени в головах, чем в политической обстановке. Ограничения в головах существуют и сейчас, и они снимаются медленно. Я вспоминаю свой разговор со знакомыми по поводу Крыма. Я спросила, нравится ли им то, что сейчас Крым в составе России. Они сказали - да, потому что теперь мы имеем возможность туда поехать. Вопрос: а раньше-то что мешало? С поездками в Крым никогда не было никаких ограничений. Даже загранпаспорта не надо было.

В сознании "далеко" и "близко" - это очень интересно. Идея мобильности - это изменение в сознании всякого пространства - временного, психологического, эмоционального. Ури пишет о мобильностях как о представлении о своих возможностях. То есть, мобильность в голове.

- На самом деле, Крым ближе, чем Чердынь. До Чердыни ты доберешься на машине за 6 часов, а до Крыма, если прямой авиарейс, за 2,5 - 3 часа.

- Академическая активность в чистом виде с деньгами связана.

- Не только с деньгами. С введением ЕГЭ, когда появилась возможность поступить в любой вуз страны, люди из регионов тянутся в центры - Москву, Санкт-Петербург... Регионы остаются без кадров.

- Это проблема не только нашей страны. Это по всему миру. В выигрыше всегда остается самый активный, самый привлекательный. Тот, кто имеет возможность выехать из Москвы в другие страну, уезжает. Там уровень жизни, статус, комфорт намного выше.

- У меня есть пример. В Санкт-Петербурге головной вуз нашей отрасли - педагогический университет им. Герцена. У них 70% студентов иногородние. А петербуржцы предпочитают ехать в Хельсинки.

- Здесь мы не отличаемся от других. Мобильность всегда выводит на сопутствующую тему. Пусть они учатся в других местах. Главное, чтобы они вернулись после учебы обратно и принесли то, чему они научились. Тема сложная.

- Можно ли мобильностью управлять?

- Вопрос крайне сложный, и я не рискну ответить на него однозначно. На каком-то этапе управлять можно. Самое простое управление - это ставить заслонки, физически ограничивать - то, что мы видим сейчас. Я имею в виду не только запреты, но и угрозы запретить интернет, запретить выезды за границу. Последнего больше всего испугались руководители высшего и среднего звена, которые ездят регулярно.

- По-моему, это для многих служит сигналом "пока не поздно, надо...".

- Кстати, об эмиграции - разрыв между желающими и теми, кто принял реальное решение, огромный. Я имею в виду отъезд на ПМЖ. Причем, количество уехавших растет незначительно. Попытаться этим управлять можно. Другой вопрос - насколько цели и результаты совпадут.

- Кроме заслонки что еще?

- Приманки. Главная приманка - наш пермский культурный проект. Это была попытка привлечь и ограничить мобильность. Была попытка создать в городе места, куда приедут работать профессионалы, привлечь студентов, которые приедут и здесь останутся. Это очень сложный процесс. Пока единственный устойчивый манок для этого - это уровень жизни. Более высокий уровень жизни и возможность самореализации - это два основных критерия, привлекающие мигрантов. 


Обсуждение
3039
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.