Верхний баннер
05:55 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

10:34, 17 декабря 2014
Автор: Вячеслав Дегтярников

«Исторический шанс Россия ни в коем случае не может упустить, иначе мы рискуем превратиться в то, чем нас называет сенатор Маккейн – бензоколонку» - особое мнение Дмитрия Красильникова

О послании президента России и губернатора Пермского края, преближающемся столетии пермского университета, развитии промышленности и науки, работе Общественной палаты говорили с Дмитрием Красильниковым, председателем Общественной палаты Пермского края. Ведущий – Вячеслав Дегтярников.

- Во-первых, с Днем конституции вас.

- Да, вас также и всех слушателей.

- Вы присутствовали на послании президента Владимира Путина, соответственно были какие-то личные ощущения, и эмоции были прямые. Поделитесь.

- Я должен сказать для начала, что второй раз председатели региональных общественных палат приглашаются на озвучивание послания президента Российской Федерации. И на самом деле, в этом очень серьезный месседж и региональным властям, в том числе, о том, какое место должна общественная палата региональная занимать в пространстве политическом, общественном любого региона. Это важно.

Теперь с точки зрения содержания, общего ощущения. Конечно, любое послание президента – это важное событие, поскольку оно определяет движение власти, исполнительной и законодательной, на год вперед, дает ориентиры. В этом смысле послание президента всегда ожидаемо. И у каждого, безусловно, свои ожидания от этого послания. Но я думаю, что это послание ждали все, потому что страна оказалась в сложной ситуации геополитической, внутриэкономической. Поэтому от того, что произнесет президент, много зависит.

С этой точки зрения мои ожидания по большей части оправдались, потому что я услышал от первого лица государства, что приоритет сейчас должен быть расставлен в пользу либерализации экономики, в пользу поддержки  экономики, в пользу поддержки промышленности, малого, среднего предпринимательства, обуздания ретивых чиновников с точки зрения излишнего административного прессинга промышленности, предпринимательства.

Сказать, что это была развернутая программа действий нельзя, скорее пунктики. Это все равно некое стратегическое направление, в котором мы двигаемся. Но главное было произнесено: мы должны делать упор на развитие собственной промышленности, предпринимательства. Программа, конечно, дело нескольких недель, даже месяцев, пока создаются поручения правительству от президента, тогда мы уже можем говорить, наверное, о программе действий по выводу страны из начавшегося, уже можно говорить об этом, финансового или экономического кризиса.

Сказать, что это была развернутая программа действий нельзя, скорее пунктики. Это все равно некое стратегическое направление, в котором мы двигаемся. Но главное было произнесено: мы должны делать упор на развитие собственной промышленности, предпринимательства. 

- На ваш взгляд не поздно были произнесены эти слова? Мы 20 лет, даже больше, как недавно сказал, премьер-министр России сидели на нефтяной игле, ничего не делали и тут вдруг спохватились. Даже когда наркоман выходит из ломки, ему это тяжеловато. А тут целая огромная страна.

- Я сейчас вспоминаю пермский политический форум, был такой формат в Пермской области тогда еще. 2003 год, прекрасно помню этот форум, такой большой, с большим количеством приглашенных. Даже посол США был, который сейчас работает в НАТО, активно там произносит речи. Помню, что тогда 11 лет назад, одна из самых обсуждаемых тем была: когда же Россия с нефтяной иглы слезет? Похоже, что сейчас все условия для этого созданы. И конечно, этот исторический шанс Россия ни в коем случае не может упустить, иначе мы рискуем превратиться в то, чем нас называет сенатор Маккейн - бензоколонку. Очень не хотелось, чтобы это было так. Поэтому, конечно, развитие экономики, развитие реального производства - это именно то, что сейчас нам всем нужно. Но вопрос в конкретных действиях, как это будет происходить. Потому что, если даже мы берем те замечательные слова президента о том, что надо делать публичные проверки, к надзорным функциям государства аккуратно очень отнестись, государство в этой части, конечно, заточено на наказание, а надо сделать так, чтобы государство было заточено на развитие.

- Вы сказали, что это второй год, когда председатели региональной общественной платы приглашаются на оглашение посланий президента. Вы второй год ездите?

- Нет, я был первый год, потому что заступил на пост председателя общественной палаты в феврале. Но на самом деле, я уже дважды побывал на посланиях президента. Первое, на котором я был, это 18 марта послание Федеральному собранию, где было объявлено о присоединении Крыма.

- На ваш взгляд, изменилось эмоционально сейчас послание президента?

- Если передать ощущения от зала, то, конечно, ощущения разные. 18 марта бурные объятия, радость. Здесь - сосредоточенность, все понимают, что придется всем много работать, чтобы Россия активно развивалась. Вот это осознание в зале, и депутатский корпус, и губернатор, и председатели региональных парламентов все эту ответственность понимают.

- Наверное, как все нормальные люди, вы наверняка обменивались после послания президента мнениями. Какие были реплики?

- Все мои коллеги, с кем я обменивался, каких-то похожих подходов придерживаются. Такое ощущение, что президент все-таки нашел правильную нить, правильную дорогу в наше будущее.

- Вслед за посланием президента было вчера послание губернатора. Были также отсылы к тому, что то, что мы услышали от президента. Они созвучны?

- Мне, кстати, тоже было очень интересно, шел на оглашение послания как раз с мыслью сопоставить, сравнить, что говорил президент и как это найдет отражение в послании губернатора Пермского края. Конечно, оно было уже более конкретным, потому что касалось конкретного региона. И многое из того, что было произнесено в  послании президента, здесь получило наполнение содержательное.

Потому что губернатор говорил и об особенности Пермского края – что это промышленный регион, что санкции мы должны воспринимать еще и с другой точки зрения, это вопросы импортозамещения, это вопросы, может ли на этот вызов, на те открывшиеся возможности наша промышленность ответить.

Я считаю, что это очень правильный подход. Конечно, не могу не отметить его идеи относительно связки нашей промышленности с наукой и высшим образованием. Тем более что на протяжении последних 5-7 лет в этом направлении много сделано. У нас формируются наукоемкие производства, вузы начинают взаимодействовать с предприятиями. Формируются кластеры, мы знаем, что «Новый Звездный» уже фактически заработал. Уже идет формирование кластеров «Фотоника», это приборостроительная компания и 2 национальных исследовательских университета, политехнический и классический, которые с этой компанией работают очень много, плодотворно, и есть уже результаты этой деятельности. Это пороховой кластер. Я надеюсь, что мы когда-то будем говорить и об IT-кластере, потому что для этого, скорее всего, какие-то предпосылки и очень немаленькие в Пермском крае существуют. В этом смысле, конечно, послание губернатора созвучно тому, что было в послании президента.

- Озвучу свои сомнения. Когда-то я писал интервью с Борисов Коноплевым. И когда он говорил о промышленности, мне было понятно, почему он говорит о промышленности. Потому что промышленность была вся государственная, и вмешательство обкома партии в деятельность того или иного предприятия было прямым. А вмешательство губернатора в частные дела частных компаний вызывают сомнения.

- Не соглашусь с вами. Мы понимаем, конечно, что когда мы говорим о промышленность, речь идет не о государственном секторе, понятно, что это частная собственность. Но по моему разумению и у государства в целом на федеральном уровне, и у Пермского края должна быть своя промышленная политика. Это промышленная политика вовсе не в том, чтобы командовать предприятиями, а в том, чтобы создавать для развития промышленности, предпринимательства необходимые условия, в том числе, налоговые преференции, ведь часть налогов генерируется здесь, и у власти есть возможность ставку изменить по ряду позиций.

Поэтому, на самом деле, не прямое командование, а возможность помочь промышленности есть. В частности, и инвестиционная политика должна быть здесь учтена. Ведь у власти есть возможность проводить переговоры с различными странами, провинциями других государств, чтобы затаскивать сюда нужных для Пермского края, для предприятий инвесторов. В этом смысле, я противоречий не вижу.

У пермской власти много проектов в поддержку связи между предприятиями и вузами. Она, эта политика, есть. Это выгодно вузам, потому что они готовят кадры и понимают, какие сейчас кадры нужны производству. А предприятию выгодно получить толкового специалиста.

- Если мы берем тот же приборостроительный завод. Там огромное количество молодых ученых. Видно даже, как помолодело предприятие. Но ведь это политика самого завода. Какое, казалось бы, к этому имеет отношение  губернская власть? А причем здесь власти?

- Давайте так, ведь у власти есть возможность реализовать различного рода проекты. Я сейчас не буду говорить за господина Андреева, руководителя приборостроительной компании, поскольку я все-таки из вузовской среды, у пермской региональной власти достаточно много проектов в поддержку связи между предприятиями и вузами. Вот она, эта политика, есть. Это выгодно вузам, потому что они готовят кадры, они понимают, какие сейчас кадры нужны производству. А предприятию выгодно получить толкового специалиста, установить связи с наукой и развиваться дальше. Вот на этих стыках власть бывает необходима.

В качестве примера могу привести программу так называемых МИГов, международные исследовательские группы, финансируются из регионального бюджета. Когда берется продукт, созданный университетом или научно-исследовательским институтом, запатентованный, собирается из состава университета и обязательно с международным участием, и дальше они уже на основе этого продвигают этот продукт дальше, делают новое научное открытие. Вот политика государства направлена на развитие науки и промышленности, в том числе.

- Теперь поговорим о деятельности той организации, которую вы возглавляете. Не очень понимаю, честное слово, ваш функционал. Что значит Общественная палата Пермского края? Вот я состою в общественном совете при наркоконтроле. Судя по деятельности этого органа, я понимаю, что там ничего не происходит. Дважды я присутствовал на заседании и дважды 2 часа времени убил зря, слушал пустые речи. Как выстраивается деятельность вашей организации?

- Слишком много вопросов сразу задали. Общественная палата Пермского края - это институция, которая живет по закону, специально для нее созданному. Основной смысл существования этой институции – быть переговорной площадкой, на которой присутствует власть всех уровней и то, что мы называем гражданским обществом. Это возможность обсуждать наиболее острые вопросы, которые касаются развития социума, нашего сообщества, регионального, локального, доносить вот эти основные проблемы, посылы, месседжи, которые исходят от общества, власти. И поскольку по закону мы имеем право рекомендовать органам государственной власти те или иные действия, то мы, соответственно должны контролировать, насколько наши рекомендации исполняются.

Вот это одно направление нашей деятельности. Второе направление - и это прописано в законе - мы имеем право осуществлять экспертизу нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правых актов. То есть, мы имеем право писать по проектам законов, которые вносятся в Законодательное собрание, экспертизу. И сейчас очень важно нам, поскольку, еще раз повторяю, процедуры избрания прошли совсем недавно, отстроить механизм, который позволит понимать, насколько наша экспертиза учтена депутатами при принятии решения, при голосовании при принятии закона.

Вот чем занимается палата в первую очередь. И поскольку она представляет гражданское общество и общественные организации некоммерческие, то она должна стать (я пока говорю все в будущем времени) лифтом социальным для этих некоммерческих организаций.

- Вы говорите, сами заметили, «должны стать, должны заниматься». В принципе, в это время ничего не происходит?

- Нет, это не так. Общественная палата Пермского края существует с 2010 года, сейчас третий состав избран этой палаты. Понятно, что на каждом из этапов были свои задачи. Вначале надо было создать закон. Понять, чем заниматься. Второй состав, в который я тоже входил в качестве члена этой палаты, занимался выстраиванием отношений с властью. Потому что, когда идет пленарное заседание Общественной палаты, мы рассматриваем серьезный вопрос, а там нет лица, ответственного за это направление, нет ключевого министра, о чем вести речь? Разрабатывали закон вместе с уполномоченным по правам человека об общественном контроле в Пермском крае.

Сейчас задачи другие. Сейчас вся нормативная база, все условия, чтобы палата исполняла свои функции, присутствуют. У нас есть и пленарная работа, работают 6 комиссий постоянно действующих, которые рассматривают конкретные вопросы развития социальной сферы, культуры, экономики и так далее. На все эти заседания приходят министры, приходят вице-премьеры, которые способны ответить на наши вопросы, разъяснить ситуацию, а, может быть, где-то и принять решение, поскольку это требуется. И это очень важно. Поскольку сейчас мы этого уже добились и эти взаимоотношения установлены, сейчас задачи другого порядка возникают, чтобы тот голос общественной палаты был услышан и чтобы наши рекомендации действительно выполнялись. Обратную реакцию мы сейчас, безусловно, начнем отлеживать.

- Тот же Фролов говорил о том, что есть общественные организации, с которыми можно контактировать и которые его слышат, а есть общественные организации, которые кроме как митинговать ни на что не способны. Почему эти общественные организации не входят в палату и не начинают там диалог с властью, а выходят на улицы?

- Это вопрос, скорее не ко мне, а к этим организациям. Но я хотел бы сейчас в эфире заявить, что мы готовы к коммуникациям со всеми общественными организациями.

- Вы готовы предоставить эту площадку всем?

- Да.

- И без разницы, что за общественники там придут?

- Если уж наша функция быть этой площадкой, то я не вижу здесь никаких ограничений. Важно, чтобы те вопросы, с которыми выходят общественники, были социально значимыми,  резонансными, и мы могли бы всесторонне эти темы обсуждать.

Очень серьезно поучаствовали в судьбе галереи. И это было наше первое большое дело после формирования нового состава общественной палаты, это первый вопрос, который мы рассмотрели. Был март-апрель, тогда жестко стоял вопрос о том, что галерея переедет в здание речного вокзала...

- Сейчас несколько общественно резонансных проблем в обществе, они обсуждаются в пермском обществе, но не на вашей площадке. Они обсуждаются путем обвязывания деревьев ленточками, например, или попыткой перекрытия шоссе Космонавтов с помощью коней, была такая история. Почему не идут к вам? Или идут?

- По-разному бывает. Я понимаю, о чем вы говорите, я так понимаю, что речь идет о Черняевском лесопарке. Но помимо этого есть и  другие резонансные темы. Очень серьезно поучаствовали в судьбе галереи. И это было наше первое большое дело после формирования нового состава общественной палаты, это первый вопрос, который мы рассмотрели. Был март-апрель, тогда жестко стоял вопрос о том, что галерея переедет в здание речного вокзала. Мне казалось, что мы нашли правильный подход, когда просили губернатора обратить внимание на позицию сотрудников галереи, которые активно высказались о том, что они как хранители вот этого сокровища, безусловно, потрясающего по своей значимости не только в рамках Пермского края, но и в России в целом, говорили о том, что этого делать нельзя по целому ряду обстоятельств. Мы просили губернатора обратить внимание на эту позицию и поддержали ее. Не знаю, наша ли позиция здесь какую-то роль сыграла или еще что-то, но мы считаем, что наше участие здесь было, и мы видим, что сейчас вполне вменяемый вариант - это здание бывшего ВКИУ.

- Какой-то период казалось, что во властных коридорах все уперлись, и они решили, что это будет Речной вокзал, и шли такие довольно жесткие заявления, что, мол, решение принято, другого решения быть не может.

- Ну, мы выступили уже, когда вот эти жесткие позиции прозвучали, и получилось так, как получилось.

Достаточно серьезное дело – это муниципальная реформа в Пермском крае. У нас был круглый стол и потом заседание общественной палаты, на котором присутствовало порядка 7 или 8 депутатов Законодательного собрания, представителей всех этих законопроектов, которые были внесены. У нас тоже была своя позиция. Мы поддержали тогда законопроект Совета муниципальных образований. Мы акцентировали внимание на том, и это, кстати, потом на пленарном заседании Законодательного собрания звучало из уст депутатов, что вообще-то, когда такие большие законопроекты реализуются, то надо, конечно, мнение населения спрашивать. С помощью тех форм, которые прописаны в том же 131-м федеральном законе. Мы говорили о том, что хорошо бы предоставить некоторую отсрочку муниципалитетам, чтобы они приняли решение, какая форма органов местного самоуправления им подходит в большей степени. Депутаты пошли по-другому, но это уже их право. Наше право рекомендовать, мы высказали свою позицию во всеуслышание.

- А как вы определяете, слышат вашу позицию или не слышат? Вы вроде как поучаствовали в истории с галереей, но мы не знаем, вашу ли позицию услышали…

- Хороший вопрос. Я бы так сказал: цыплят по осени считают. Наша осень наступит в феврале, потому что согласно закону Пермского края об Общественной палате, мы обязаны ежегодно предоставлять отчет о своей деятельности губернатору, Законодательному собранию, уполномоченному по правам человека и направлять его в Общественную палату Российской Федерации. Сейчас эта работа идет по подготовке нашего доклада, и мы запрашиваем обратную связь с органом государственной власти, как наши рекомендации реально выполняются. Я здесь пока достаточно пессимистично отношусь к этим вещам, посмотрим, на самом деле, какова будет реакция, часть наших рекомендаций, безусловно, выполнена. За это я ручаюсь, но говорить о том, что 100%, конечно, нет, будем делать все, чтобы этот процент был выше.

- Наверное, последний вопрос в эту тему. Скажите: если вам, как председателю необходима встреча с губернатором, вы этого сразу добиваетесь?

- Безотлагательно.

- Это прямая связь, у вас есть какие-то контакты, по которым на вас  губернатор реагирует?

- Да, и губернатор, и должностные лица. Проблем здесь никаких нет, все каналы коммуникации реально существуют.

- Вернемся к посланию губернатора. Он отвел достаточно большую часть времени пермской науке и в частности, говорил о грядущем столетии пермского университета, первого университета на Урале. Говорил о том, что необходимо готовиться к этому действительно крупному событию. До эфира мы с вами перекинулись, и я в частности сказал, что такое ощущение, что университет к этому событию никак не готовиться

- Да.

- Что нет никаких подвижек, хотя, если мы берем первую профессуру, там просто звезды, все звезды.

- Безусловно.

- И Фридман, и Греков, и Вернадский. Звезды не просто отечественной науки, а мировой науки.

- Безусловно. Вопрос понятен.

Вначале хотел бы сказать, что это для Пермского государственного национального исследовательского университета - чрезвычайно важное событие. И не только для нас. Когда мы говорим о том, что в 1916 году появился пермский университет… Вначале это было отделение Петроградского университета, статус университета мы получили в мае 1917 года. На самом деле, это не только день рождения университета, это день рождения высшего университетского образования на Урале. В 1914 году появился горный институт в Екатеринбурге, но он так и не заработал до революции. А университет на гигантской территории от Казани до Томска, близлежащий университетский центр появился именно здесь в 1916 году. Поэтому это большое событие. И мы к нему готовимся. Может быть, пока это не видно снаружи. Сейчас нам очень важно за эти месяцы определиться, как бы мы хотели это мероприятие провести, какие проекты запустить.

Фактически за год до самого празднования, начиная с 2015 года, сентября-октября 2015 года, у нас многие мероприятия будут запущены. Создан организационный комитет во главе с губернатором Пермского края. Сейчас рассматривается вопрос о создании такого  комитета на федеральном уровне, и он, вероятно, будет возглавлен министром образования Российской Федерации, господином Ливановым. Постоянные контакты и с губернатором, Виктором Басаргиным, и с городом, потому что, мы очень надеемся, что город в пределах своих компетенций тоже очень нам поможет. Это и ремонт близлежащих улиц. Кстати говоря, вклад города уже заметен, в этом году летом проведена реконструкция двух улиц внутри университетского городка, Букирева и Генкеля. Положен замечательный асфальт, то есть, университет еще определенный лоск набрал. Программа мероприятий очень большая, обширная, к этому готовятся факультеты, к этому готовится университет, город, край, и надеюсь, что Российская Федерация

- А как-то будут принимать участие в этой истории другие университеты России? Если вспоминать историю пермского университета, то тогда была гражданская война, и пермская профессура ушла большей своей частью на восток, за войсками Колчака. И она сыграла огромную роль в формировании университетской среды в других университетах.

- Да, эта история, безусловно, была. Мы, конечно, в первую очередь будем приглашать те университеты, тех преподавателей, с которыми выстроены долгосрочные отношения. Университет заметен в университетской среде, и таких связей, безусловно, много. Что касается тех университетов, в основании которых так или иначе поучаствовал пермский университет, в этой истории мы еще должны разбираться, конечно, наше влияние на создание того же Иркутского университета, других…

- Но это же интересный посыл?

- Это очень интересно.

 


Обсуждение
2701
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.