Верхний баннер
12:01 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:57, 28 декабря 2014
Автор: Роман Попов

«Если будут досрочные выборы губернатора, это будет договорной матч. Все будет участниками политического шоу по легитимизации той или иной фигуры», - Сергей Ильин

Тема: политические итоги года

Гость: Сергей Ильин, заместитель главного редактора «Нового компаньона»

Программа: «Дневной разворот»

Дата выхода: 23 декабря

Ведущий: Роман Попов

- Заканчивается 2014-й год. Я надеюсь, ничего уже не произойдет на оставшуюся неделю. Какие у тебя сложились общие впечатления от этого политического года?

- 2014-й год пограничный. Мы начинали год в одной стране, заканчиваем в другой. В политику вернулась экономика и встала на первое место. Многие политические вопросы, которые волновали общество в последние годы, уходят на второй план. На первый план выходят тектонические сдвиги в экономике России, которые мы сейчас начинаем ощущать. Мы видим это на ценниках, на банковских табло, видим, что отечественную валюту лихорадит. Недавно доллар возрастал до 80 рублей, и очевидно, что некий потолок обозначен. Сейчас идет откат, рубль укрепляется, но все уже потолок увидели и понимают, что это может вернуться. Это приведет к тому, что в следующем году бюджеты всех уровней будут подвергнуты секвестру. Сейчас объемы секвестирования предполагаются в объеме от 5% до 10%. Это очень серьезно. Будут резать все статьи. Это касается и федерального, и краевого бюджета. Надо готовиться затягивать пояса и жить в новой экономической реальности. Те политические моменты, которые волновали сытое общество, уходят на второй план.

- Что ты имеешь в виду под политическими моментами, которые волновали сытое общество?

- Я о нюансах, деталях, о поиске интриг там, где их нет. Сейчас это неважно.

В следующем году бюджеты всех уровней будут подвергнуты секвестру. Сейчас объемы секвестирования предполагаются в объеме от 5% до 10%. Это очень серьезно. Будут резать все статьи.

- Сейчас мы можем пожать друг другу руки, потому что теперь мы все в кризисе.

- Да, все. В «Форбсе» вчера видел информацию о том, сколько потеряли в этом году наши олигархи. Мне понравилась строчка про Рыболовлева, который потерял 0,0 млрд долларов. Этот человек продал «Уралкалий», вывел деньги за рубеж, где они лежат в активах, приносящих 1-2% в год. Он ничего не потерял. Те, у кого активы здесь - они потеряли. По информации «Форбс», потери наших олигархов составили 73 млрд долларов. Это серьезная оценка.

- Кризис касается всех. Но какое он имеет отношение к политике?

- Для меня лично обнуление ситуации произошло. Есть еще события второго ряда, которые теперь не имеют никакого значения, но можно отметить некие итоги сюжетов, интриг, которые происходили в течение года.

- Хорошо, давай события второго ряда - то, что мы еще 3-4 недели назад называли словом «политика».

- Первое - фонд развития гражданского общества, близкий к Кремлю, вывел итоговый рейтинг выживаемости, эффективности губернаторов. Весь год наш губернатор находился в «подвале».  Имеет ли это значение в нынешней ситуации? Нет. Те претензии, которые могли быть ему предъявлены раньше, сейчас не имеют большого значения. В «подвал» можно ставить всех губернаторов. Когда начнется 2015 год, и правительство выйдет с инициативой секвестирования бюджета, никто не скажет , что они работать не умеют, потому что в ответ услышат о том, что мы в кризисе, и не надо раскачивать лодку.

- В издании «Бизнес-класс» написано, что на пост губернатора могут претендовать Скриванов, Кузяев, Папков, Жданов, фаворит - Басаргин. Насколько я понимаю, для тебя это событие второго плана? Гонка, не гонка - неважно. Важно - как выживать будем?

- Для меня лично - да. На мою обывательскую жизнь эти события повлияют во вторую очередь.

Но обратить внимание на интригу надо. Я уверен, что к весне эти события опять начнут привлекать внимание. Приведенный список не новый. Что касается акцента на фигуре Дмитрия Скриванова, то старт с пермской земли на некую столичную орбиту всегда несет последствия в тех или иных раскладах. Первым стартанул Евгений Сапиро. Это был позитив для региона, безусловно. Я с большим удовольствие наблюдаю за развитием карьеры Юрия Трутнева. Старт Скриванова - событие если и не из этого ряда, то похожее.

- Подавляющее большинство наших слушателей оценивает его крайне позитивно.

- Я присоединюсь. По поводу губернаторских амбиций: я не думаю, что Скриванов, согласившись возглавить этот Фонд, собирался запустить проект и вернуться в Пермский край. Думаю, что у него это надолго. Поэтому из претендентов на кресло губернатора его надо убирать. Но влиять на процесс он будет.

- Не будет выдвигаться сам?

- Думаю, нет.

- Обращу твое внимание на строчку из «Бизнес-класса»: «Никто не знает, какая судьба ждет фонд развития моногородов в свете последних событий в экономике страны».

- Я думаю, что у фонда моногородов роль возрастет, потому что сейчас под ударом находятся именно те отрасли экономики, в которых и задействованы эти моногорода.

Я думаю, что выборов в 2015 не будет. В 2016 их не будет объективно, а в 2017 подойдут сроки. Сейчас, в свете новых событий, в свете реформы МСУ, мы можем вообще поставить вопрос целесообразности выборов губернаторов.

- А если не будет никаких выборов в 2015 году, а будут в 2017, о чем сейчас говорит большинство?

- Этот сценария надо рассматривать всерьез. Я тоже думаю, что выборов в 2015 не будет. В 2016 их не будет объективно, а в 2017 подойдут сроки. Сейчас, в свете новых событий, в свете реформы МСУ, мы можем вообще поставить вопрос целесообразности выборов губернаторов.

- В таком случае, шансы политиков из столичной орбиты возрастают неимоверно. Он здесь, рядом, свой, общается с Рогозиным. В его же команду прочили Дмитрия Скриванова. Тогда уж точно кандидат?

- Это надо ему вопрос задать. Он входит в пул кандидатов 2017 года.

- То есть если 2015-й год, то, скорее всего, Басаргин. А как тогда будет развиваться сценарий? В начале года уход на и.о., выборы?

- Если бы я рисовал сценарий досрочных выборов, то в нем в течение января - марта Басаргин неуклонно рос бы во всех кремлевских рейтингах. Говорилось бы, что он исправил тут ситуацию, решил тут вопрос, навел порядок. И где-то в марте-апреле он получил бы аудиенцию у первого лица, где его похлопали бы по плечу. После этого вся региональная система власти выстроилась бы в стройную вертикаль, зарабатывая очки...

- Присягая на верность. Это понятно. Итак, если 2015 год, то Басаргин. Если 2017, то с большой вероятностью Скриванов. А кто еще?

- Мы гадаем на кофейной гуще. В озвученный выше список можно добавить Тушнолобова, Фролова...

- Фролова? Алексей Фролов у нас в номинации «Политика» представлен одним из кандидатов, и он пока с хорошим результатом идет. И ты его рассматриваешь как политика?

- Я оцениваю, прежде всего, его должность. Так же, как и Сухих, и Демкин.

- Тебе не кажется, что истерия, постоянные акценты на губернаторских выборах - это своего рода итоги этого года?

- Так все и было до осени этого года, когда у нас внутренняя политика перестала существовать. Потом международная политика, Украина стала забивать всю повестку, в том числе, региональную. В какой-то момент эти вопросы и для центрального руководства отошли на второй план, и напряженность отпала. Интрига на протяжении всего года была. Это итог, да.

- По твоим ощущениям, этот вопрос был надуманным?

- Пока возможность для досрочной компании существует, он из повестки дня не уйдет. Досрочные выборы прошли в 20 регионах.

- Для города политика в этом году существовала?

- Как итог я назвал бы единогласное голосование за неимоверное количество поправок к бюджету. Списком. Такой дружной команды и такого единого мнения не было давно. Это для меня итог. Показатель. Такого не было никогда.

- Это может говорить и о том, что некая оппозиционная группа депутатов решила все свои политические задачи и теперь решила сидеть тихо и не высовываться лишний раз. С другой стороны это может говорить о том, что в гордуме не осталось нормальных политических задач.

- Я считаю, что наиболее активные, влиятельные и амбициозные депутаты объединились в одну общую группу, которая нашла точки соприкосновения с краевыми властями, с группой Сапко, и сейчас это консенсус заставляет всех остальных двигаться в общем направлении. А что касается тех, кого называют оппозиционной группой, то там не на кого смотреть. Ждать, что там появится независимая оппозиционная группа, как в Заксобрании, не стоит.

Я ожидал, что особое мнение будет у товарища Уткина, который был ярым сторонником Чиркунова, работал в правительстве. Ожидали особого мнения от Каца, Ковыева. По крайней мере, год назад. Их теперь нет. Это люди, которые, в политическом плане просто просиживают штаны. Свои-то вопросы, я думаю, они решают, и наверняка себе объяснили, почему они идут в общем строю.

- Ты сознательно не упомянул окончательный провал кампании за прямые выборы мэра?

- Это не пермский провал, а общероссийский. Международная политика и экономическая ситуация диктует такие решения. Других нет. К сожалению, это объективный процесс.

- Если говорить о планах, то, исходя из твоего посыла, можно сказать: наступил кризис, пожмите друг другу руки. Так ведь не пожмут!

- Некая перезагрузка произойдет. История пишется по новой. Все ошибки прошлого кризис списал. Другое дело, что тех больших бюджетоемких проектов, на которые нацелились политики и чиновники, скорее всего, не будет в 15-м и 16-м году. Перенос зоопарка из повестки 2015 года, я думаю, чудесным образом исчезнет. Денег нет. Будут пересмотрены и уже пересматриваются многие инвестиционные проекты. От бюджетов развития и долгого планирования придется переходить к решению тактических задач.

В Перми, очевидно, будет передел рынка управления жильем вследствие принятых законов, призванных этот рынок оздоровить.

Очевидно, что весной депутатам придется вернуться к вопросу стоимости проезда на общественном транспорте.

Крупных избирательных кампаний в 15-м году я не ожидаю.

Я считаю, что горизонт планирования в политике сократился с трех лет до года, а весной он начнет сокращаться до кварталов. Очевидно, что общая тенденция к закручиванию гаек в политическом смысле будет и в дальнейшем.  

- На выборах в муниципалитеты в 2015 году будут отрабатываться технологии 2016 года, будет такая политическая разминка, разве нет?

- У меня нет мнения по этому поводу. Я считаю, что горизонт планирования в политике сейчас сократился с трех лет до года, а весной он начнет сокращаться до кварталов. Очевидно, что общая тенденция к закручиванию гаек в политическом смысле будет и в дальнейшем.  Если все-таки будут досрочные выборы губернатора, уверяю тебя, это будет договорной матч, не будет никакой конкуренции. Все будет участниками политического шоу по легитимизации той или иной политической фигуры.

- Ну и, скорее всего, той самой, которая сейчас есть, чтобы не нагнетать лишний раз, так?

- Я бы не стал сейчас делать прогноз, а подождал бы до весны.

- Несколько дней назад у меня была возможность побеседовать с человеком, который уже ощутил кризис и довольно спокойно отнесся к этому. За кулисами он мне сказал: «Давай дождемся апреля. Я думал, что время Х будет в марте, но сейчас думаю, что в апреле. Апрель - месяц, когда все начнется». На вопрос: «Что начнется?», он развел руками как грузин с арбузом в анекдоте. Всё начнется! Народ окончательно обнищает, одичает…

- Не думаю, что народ обнищает к апрелю. Но то, что вопросы, по которым надо принимать решение откладываются на 3-4 месяца - это факт. Поэтому, соглашусь с твоим собеседником. Весна - то время, когда что-то может произойти.

- А по федеральной повестке? У нас скоро послание президента. Мы дождемся чего-то резко кардинального?

- Надеюсь, что ничего радикального не услышим. На данный момент не выработано никаких рецептов и политических решений. Президент в очередной раз призовет всех успокоиться, потому что паниковать уже поздно. Надо привыкать к новой реальности.


Обсуждение
2124
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.