Верхний баннер
22:45 | ВТОРНИК | 23 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:59, 20 февраля 2015
Автор: Владимир Соколов

"Было два варианта - либо резко увеличить стоимость проезда, либо отменить часть электричек", - Сергей Канцур

Темы: Отмена пригородных электричек, железнодорожная инфраструктура, стоимость проезда

Программа: "Дневной разворот"

Дата выхода: 09 февраля 2015 года.

Ведущий: Юрий Бобров

Гость: Сергей Канцур, генеральный директор Пермской пригородной компании

- Был посыл президента по поводу отмененных электричек "Немедленно вернуть". Когда и как вы услышали его реакцию на отмену?

- Часа не прошло, как раздались первые телефонные звонки, вечером активность была очень высокой. Обсуждали со Свердловской железной дорогой, с Управлением РЖД в Москве. Принято решение скорейшим образом восстановить, что мы и сделали. И с 6 числа электрички были вновь запущены на свои рейсы.

- В том числе электричка Пермь - Лысьва, которая имеет ряд особенностей. Она была запущена когда?

- Да, у нее есть свои особенность. В 2012 году был приобретен рельсовый автобус. Выглядит как "Сапсан", ездит на дизеле только из-за того, что участок от Калино до Лысьвы не электрифицирован. Причиной его отмены была возросшая дороговизна этого вида транспорта.

- А раньше там что ездило?

- Раньше было два вагона, которые возил тепловозик. Скорость низкая. Теперь не надо перецепляться с электровоза на тепловоз, там есть туалеты и время в пути на 40 - 50 минут меньше. От Перми до Лысьвы он идет всего 2 часа 56 минут.

- Какая экономическая подоплека под решениями о сокращении и за счет чего восстановили?

- С 1 января 2015 года вступил в силу ряд федеральных решений. В частности, решение, которое сильно подкосило выгодность пригородных перевозок - это решение о льготной ставке за пользование инфраструктурой - это рельсы, контактные провода, платформы, вокзалы, депо и прочее хозяйство. На поддержку пригорода выделялось 25 млрд в 2014 и в 2015 году. Но в 2015 году принято решение о том, что ставка от 1% в 2014 году увеличилась до 25% в 2015 году. Плюс - решением Федеральной службы по тарифам вся эта сумма проиндексирована на 10%. Это понятный рост в связи с инфляцией. Для компании это вылилось в 170 дополнительных млн рублей. Было два варианта - либо резко увеличить стоимость проезда, либо отменить часть электричек. У нас стоимость проезда с 1 января повысилась всего на 10% и было принято решение отменить часть электричек, которые....

- Вот-вот! Как выбирали?

- Заказчик перевозок, правительство Пермского края, в лице министерства транспорта, отследило маршрутную сеть, проанализировало где есть альтернативы, где нет, проанализировало прибыльность. По этим параметрам выбрали поезда, которые были исключены в 2015 году.

- Лысьва - не самая ненужная, а самая дорогая?

- Убытки от курсирования этого поезда составляли примерно 26 млн рублей в год. Стоимость проезда до Лысьвы 273 рубля. региональные льготники платят 138 рублей, а студенты покупают абонемент на все выходные за 864 рубля, экономя при этом около 2,5 тысяч. В результате, автобус стоит 300 - 500 рублей, а мы - 273. Поднимать выше  - этот опыт уже был. например, в этом году в Забайкальском крае подняли стоимость в 10 раз. там решили пойти по этому пути. Но мы же понимаем, что количество пассажиров при этом сократится не в 10, а в большее количество раз.

- Почему лысьвенский состав сейчас в Нижнем Тагиле стоит?

- Обслуживание рельсовых автобусов происходит только в депо Нижнего Тагила, т.к. их не так много. Содержать здесь базу обслуживания для одного маршрута невыгодно. Второе направление - Пермь - Теплая гора и третье - в сторону Березников.

- Почему именно они были выбраны?

- Экономическая причина. Низкая населенность и наличие альтернативных автобусных маршрутов. Однако надо понимать, что именно там и сконцентрированы те населенные пункты, пусть они и маленькие, в которые ничего, кроме электрички, не ходит.

- За счет чего вернули электрички?

- На то, чтобы эти поезда вернулись потребуется 255 миллионов. Тут не совсем правильно раскидывать на общее количество поездов и размеры субсидий. По этим поездам убытки гораздо выше, чем по остальным. В целом по компании на сегодня доходами от перевозок покрывается порядка 60% расходов. С учетом принятых поправок, мы покрываем около 50%. Это в среднем. Всего 1% поездов себя окупает. Это кунгурские и верещагинские. Они идут без большого количества остановок и везут много людей. Очевидно, что если говорить о перспективах развития, то в этом направлении и надо идти - быстро и много людей.

- Если поднять стоимость в 2 раза, будет выгодно. Почему вы не поднимаете тарифы. Не одобряет федеральная служба по тарифам?

- Да. Это решение принимает заказчик перевозок - это Пермский край. Зависит от того, какое решение они примут с точки зрения социальной поддержки населения. Мы делали соцопрос и получилось, что 60% нашх пассажиров имеют доход на семью меньше 15 тыс рублей. Это люди, стоящие у черты бедности. Для них удорожание даже на 10% - это существенно.

- Мы привыкли к тому, что садясь на электричку покупать билет глупо. Можно "уснуть", можно из вагона в вагон перебежать.

- Сегодня мы считаем, что зайцев у нас 1-2%. Система приобретения билетов такова, что билеты приобретаются в кассах. Если не успели, то в поезде, с комиссионным сбором 50 рублей за приобретение билета в поезде. Если на остановочном пункте кассы нет - садись, но при этом тебя ждет разъездной кассир, который есть почти в каждом вагоне. В пролом году мы провели ревизию и выявили 1-2% безбилетников. В год мы перевозим примерно 7,5 млн пассажиров.

- Березники, Добрянка, Чайковский... понятно, что с их пассажиропотоком пригородные поезда были бы логичны. Почему нет электричек?

- Добрянка, Березники, Соликамск - это направление проигрывает автобусам, потому что в автобусы и дороги вкладывается очень много денег. Доезжают все быстрее. Развития ЖД в этом направлении не происходит. Мы проигрываем в конкурентной борьбе с автобусами, они едут быстрее. Выиграть можно только за счет цены, но это экономически нецелесообразно. Кроме того, провал в Березниках не позволяет по ЖД доехать до Березников.

Чайковский не связан с Пермью прямой веткой. Туда заходит ветка Горьковской ЖД, которую обслуживает компания "Содружество".

- Ну а уж договориться с двумя компаниями...

- А мы никак не заедем туда.

- Вопрос из ICQ - возвращают нас к скандальному видео, где бабушка подходит к электричке, ставит пластиковое ведро, еле вскарабкивается на него, чтобы добраться до первой ступеньки вагона, после чего, героически, превозмогая возраст, лезет в вагон и подтягивает за собой ведерко на веревочке. У нас половина платформ в таком состоянии. Почему, доколе и как это вообще допустимо?

- К сожалению, да, ситуация известная. Мы, как компания перевозчик, не уполномочены заниматься инфраструктурой. Этим занимается РЖД, в частности, Свердловская дирекция пассажирских обустройств. Жалобы, которые к нам приходят, мы им переправляем и просим принять оперативные меры. В прошлом году ряд платформ в Пермском крае был восстановлен. Обычно это происходит после капремонта путей - когда одно подразделение сняло пути и убрало насыпь, другое - сделало насыпь и положило пути, а третье не пришло и не сделало платформу. Вот откуда это берется. Бороться с этим надо вместе - нам и нашим пассажирам. Когда мы об этом говорим, выводятся люди, они делаются. Таких платформ в Пермском крае все меньше и меньше. Есть программа по капремонту платформ. Основные деньги идут не на платформы, а на программы.

- Если снять много таких роликов, написать коллективные письма, то толку будет больше?

- Такая активность не помешает.

- Откуда возьмутся 250 недостающих миллионов?

- Вариантов немного. Федеральное решение, наверное, будет подкреплено и федеральными деньгами. Возможно, будет обращение в бюджет Пермского края. Может быть, увеличится стоимость проезда. По какому пути пойдет правительство можно пока только догадываться. Мы ждем заключения договора с заказчиком - Минтранспорта Пермского края, где будут прописаны поезда, которые были восстановлены.

- Совещались - совещались, вы были в Москве.. пока бумаги нет?

- Пока нет. Ждем решения. В принципе, это следует из слов президента. Он сказал восстановить сейчас и в ближайшие сроки определить механизм - как это будет действовать.

Слушатель Владимир: Почему так поздно появляется летнее расписание электричек - в июне? Оно висит, но книжечек нет.

- Вполне возможно, что задержка связана с тем, что есть определенные непонятности в том, какие поезда будут, а каких не будет.

Слушатель Александр: Пригородная компания занимается тем, что собирает деньги, ловит зайцев, требует деньги от администрации. Когда они сами начнут сокращать расходы на электрички? Эти электрички - это прошлый век. Они тащат груду железа. По весу люди там - это как муравьи на машине. Когда эти электрички сдадут на металлолом?

- Мы не только собираем деньги и ловим безбилетников. Кстати, когда мы начинали, безбилетников было около 30%. Сейчас их один - два. Это не десятки, это сотни миллионов, которые мы не требуем из бюджета.  Потом, в прошлом году мы ускорили поезда на пять часов. Если брать в целом - это 99 поездов. Каждый поезд, примерно, на пять минут. Это не так много. Но для бюджета мы сэкономили 6 млн рублей.

Все видели и знают, что сейчас есть новый поезд "Ласточка". На СвЖД он совершил пробную поездку. В Свердловске их собирают и, в принципе, можно взять новый подвижной состав. Но, при этом, цена этого подвижного состава в разы выше, чем того, который есть сейчас. Нагрузка на бюджет резко увеличится.

- А эффективность "Ласточки" в чем?

- Для пассажира очевидно внутреннее содержание электрички. Да, там немного друге сидения, там комфортнее, нет сквозняков...

Слушатель Борис: За последние 10 - 20 лет значительно снизился пассажиропоток потому что ни скорость не увеличилась, ни удобство не улучшилось. В цивилизованных странах, даже в Москве, Петербурге, на Юге России стоят высокие платформы. У нас такие платформы, что пассажирам карабкаться приходится. Когда-то у нас будут высокие платформы?

- Думаю, что в ближайшее время нам высоких платформ ждать не приходится. Надо ремонтировать те, что есть.

- Вопрос по ICQ: "Есть множество схем того, как можно транспорт сделать прибыльным. Мне жаль, что правительство действует неэффективно. Мне кажется, я зря плачу налоги." Скажите, что нужно сделать, чтобы было лучше?

- Есть такое решение. В моем понимании, это ускорение электричек и глобальное рассмотрение транспортной схемы региона. там, где есть электропоезда, надо максимально использовать их преимущества - чтобы они ходили максимально загруженными в нужное время. Должен быть подвоз - отвоз автобусами. Это касается и города. 


Обсуждение
2138
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.