Верхний баннер
16:07 | СРЕДА | 23 СЕНТЯБРЯ 2020

$ 76.35 € 89.25

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:07, 02 марта 2015
Автор: Нина Соловей

«Мальчишки всегда поют с удовольствием. Смотришь на их личики, и они зажигаются», - Василий Грачев

Тема: весенние концерты хоровой капелл мальчиков

Гость: Василий Грачев, художественный руководитель проекта «Весна идет», хормейстер; Дмитрий Батин, руководитель хора юношей пермской Хоровой капеллы, композитор;

Программа: «Событийный ряд»

Дата выхода: 2 марта

Ведущий: Нина Соловей

- Начнем сегодня программу «Событийный ряд» с музыки – с тех концертов, которые нам подарит весной хоровая капелла мальчиков и юношей нашего города. Например, с концерта «Весна идет». Хочется верить, что этот концерт приблизит весну, и наши градусники будут показывать только плюсовую температуру. Я полагаю, что композиция «Весна идет»  - одна из главных? Или вы взяли ее просто как действенное название, приближающее весну?

Василий Грачев: Можно сказать, это и одна из главных композиций, которая и задала тон нашему концерту. Программа интересная и разнообразная, в ней классическая, и популярная музыка. Мы бы очень хотели, чтобы наша программа принесла весеннее настроением всем слушателям, зарядила оптимизмом.

- Вы сказали, что в ней есть и классическая, и популярная музыка. Если не ошибаюсь, есть там и музыка Дмитрия Батина. Правда?

Дмитрий Батин: Да, это переложения, и мой цикл для детского хора «Ладушки» по мотивам уральских потешек. Этот цикл достаточно популярен, Василий Васильевич исполнял его в Петербурге с хором мальчиков. Это второе исполнение, премьера была на рождественском концерте. Вообще на сезон планировались два концерта, рождественский и военный, но так как рождественский был один, и все слушатели, которые хотели послушать новую программу, не смогли попасть, было очень много заявок концерт повторить. Развернули в направлении весны, но мне кажется, основное произведение здесь не «Весна идет», а «Месса» Моцарта. Это очень сложное произведение, оно исполняется с оркестром и солистами академии искусства. Поэтому это произведение – веха в истории хоровой капеллы. Может быть, для мальчиков впервые за долгую историю работа над серьезной музыкой, латинским языком. Он откликнулись и, мне кажется, получают удовольствие от исполнения такого крупного масштабного произведения.

- Которое, подтягивает их уровень…

Василий Грачев: Интересно, что «Месса» была написана 13-летним Моцартом. Это очень символично, и мальчишки, и студенческий оркестр поют очень замечательно.

- Понятно, что львиную долю зрителей составляют родители, родственники, юноши в том числе. Кто та другая часть? Есть ли постоянные зрители, которые ходят специально, намеренно на хор?

Дмитрий Батин: Хочу сказать, что поклонников становится все больше. Был недавно концерт в Дягилевской гимназии, подходили люди и говорили: «Мы теперь ваши поклонники, будем ходить на все концерты». С заполняемостью зала проблем как таковых нет. Эти два коллектива любимы в городе, тем более в этом году я взял хор юношей и попытался им разнообразить и обновить программу, так как сам композитор, чтобы у них проснулся новый интерес. И теперь я вижу, что хор очень востребован, по городским проектам нас постоянно куда-то приглашают.

- Недавно вы ездили в Китай. Как слушали китайцы?

Дмитрий Батин: У них по-другому построен голосовой аппарат. И русское пение для них что-то невероятное. Тем более мы были не в Пекине, а в городе поменьше. Как нам сказали, провинциальный городок, 4 млн населения (смеются). Очень редко приезжали хоровые коллективы, мы привезли духовную классику, русскую народную песню, то, что в принципе они не слышали. Они были в восторге и ждут нас в следующем году, даже хотят делать какой-то фестиваль сотрудничества. Думаю, это будет долгоиграющий проект.

- Март у нас привычно ассоциируется с женщинами, любовью, весной, поздравлениями. Есть в программе специальные композиции?

Василий Грачев: Обязательно, но мы не будем раскрывать всех секретов. Мы обязательно поздравим наших любимых женщин, мам, бабушек.

- Милые дамы по-хорошему всплакнут. Это будет какая-то классика?

Василий Грачев: Классическое популярное произведение, но в нашей обработке.

- Когда вы готовитесь к концерту, вы репетируете в стенах своего учебного заведения. Вчера вдруг в Дягилевской гимназии пели, затем в Органном зале. Отличается ли перестройка аппарата у ребят? Либо они уже маститые артисты и легко пристраиваются к новой площадке?

Дмитрий Батин: В этом даже есть доля профессионализма у исполнителей, умение быстро мобильно приспосабливаться к условиям. Хотя это определенный стресс, приходится даже аппарат настраивать в другой акустике. Но мне кажется, что дети хоровой капеллы ближе к взрослым профессионалам.

Василий Грачев: Залы с хорошей акустикой располагают и к хорошей музыке. Это большая ответственность – петь в Органном зале, это и честь, все-таки один из лучших залов в городе. Мальчишки всегда поют в нем с удовольствием, смотришь на их личики, как они зажигаются – в этом зале всегда приятно петь. Приятно петь и в Дягилевской гимназии, там тоже шикарный зал, очень хорошая обстановка, как нас вчера встречала администрация гимназии, с каким пиететом они относятся вообще к хоровой школе, просто приятно. То же самое в Органном зале. Мне бы хотелось, чтобы наши мальчишки начали не только выступать в Перми и области, но и чтобы снова возобновились поездки, были выезды и в столичные города, мы принимали участие во многих конкурсах, где просыпалось и не только чувство, что я могу, но еще и посмотреть, и поучиться. Мне бы очень хотелось повезти мальчишек и в Петербург.

- У нас весна только начинается. В мае пройдут специальные концерты. Есть время рассказать про другой концерт.

Дмитрий Батин: 25 марта в гостинице «Урал» будет концерт хора юношей, может, впервые за все последнее время. Он будет представлять целую новую, неизвестную программу. Какие-то фрагменты мы покажем уже сейчас, какие-то показывали в рождественском, но в целом это абсолютно новая программа. Поэтому все, кто хочет попасть, приходите. Она продолжает тему весны и немножко анонсом заходит на тему 9 мая.

- А в хоре юношей поют мальчики, у которых уже произошла та самая ломка – они басят?

Дмитрий Батин: Еще как басят. Но в целом юноши, которые уже закончили школу, какие-то вузы, давно работают, все равно приходят, их это не отпускает, и они дарят свое искусство слушателям.

- Что их держит, тех, которые уже выпустились? Оценки им не поставят, дипломы не дадут.

Дмитрий Батин: Наверное, все-таки сцена, доля артистизма, благодаря которой хочется участвовать в концертах.

Василий Грачев: И, конечно, общение. Они настолько привыкают, уже близки друг другу, что хочется продолжать дальше свое общение. Очень приятно, что хор юношей – это все выпускники хоровой школы. У нас такая преемственность, и когда мы стоим смешанным хором, первые два ряда – это мальчишки, а вторые два – юноши, то мальчишки всегда смотрят с пиететом на больших. Я уверен, что мальчишки уже мечтают, когда вырастут и перейдут в старший состав, юношеский хор.

- 9 мая весь мир отмечает 70-летие Победы. 4 мая хоровая капелла представит отдельный концерт.

Василий Грачев: В Органном зале так же в 19 часов, так же все наши коллективы готовятся к этому мероприятию. Это будет и хор мальчиков, и хор юношей, смешанный состав. Конечно, мы постарались включить в программу песни и военного, и послевоенного времени. Но мы постарались выбрать такие малоизвестные произведения, которые очень хотелось бы вспомнить и спеть.

- Есть набор обязательных песен, которые прекрасны, красивы, вышибают слезу и хорошо поются, но в определенной степени уже набили оскомину...

Дмитрий Батин: Хотели сделать другой разрез, воплотить тему немножко по-другому. Для хора юношей и скрипки соло я сделал переложение из фильма «Список Шиндлера». Это очень щемящая музыка и все-таки военная тема. А еще я им сделал попурри на тему мелодий из «17 мгновений весны». Тоже, казалось бы, музыка известная, но редко исполняемая на концертных площадках.

Василий Грачев: Всех секретов мы раскрывать не будем, чтобы у публики были интерес и ожидание.

- А известные песни военных лет, которые все-таки прозвучат – как вы работаете с ребятами? Говорите: «Вот красивая мелодия, такой-то текст…» Насколько им понятно это время, уже далекое, прошлый век для них?

Василий Грачев: Знаете, очень понятная и доступная тема. Прежде чем начать разучивать, мы обязательно делаем маленький экскурс в атмосферу произведения, в то, что там происходило. Может быть, чуть-чуть придумать немножко…

- Грубо говоря, если песня «На безымянной высоте» - чтобы они понимали что это?

Василий Грачев: Конечно, обязательно.

Дмитрий Батин: Но надо сказать, что для них это практически неизвестный пласт музыки. Помните 1990-е годы, когда это считалось неинтересным, старомодным, когда-то умалчивалось, даже с какой-то долей негатива воспринимались эти песни? И дети, которые выросли, уже даже юноши, просто эту музыку не знают. И когда они знакомятся с такими произведениями, как «Беловежская пуща», «Алеша», для них это целая Вселенная, которую они открывают для себя.

Василий Грачев: И главное, что она сразу проникает в сердце – и мальчишеское, и слушателей.

Дмитрий Батин: На самом деле это качественная музыка.

- Да, удивительно, трагические события послужили рождению такого количества красивых песен. Я помню, как в детстве мы напевали «Алешу», просто нравилось петь чудесную мелодию. А создаются ли сегодня произведения? Вы говорите, что делаете переложения. А есть ли сегодня произведения современных композиторов?

Дмитрий Батин: Посвященные войне? Я не особо следил за этим в последнее время, но патриотизм сейчас в моде. Думаю, такие песни появляются.

Василий Грачев: Мне кажется, должен пройти какой-то период времени, и приживутся песни об этом событии – великой победе, войне. Конечно, должно быть время.

- Чтобы концерт не стал таким вот обязательным, что каждый коллектив должен отчитаться, какое мероприятие он провел к этой дате, там должна быть то ли человеческая часть, либо концерт будет подан специально?

Василий Грачев: Мы хотим пригласить актера, сделать что-то вроде литературной композиции, чтобы были красивые стихи, красивая музыка, может быть, не только хоровая, сопровождать эти стихи. Пока концерт у нас в плане, мы очень много думаем, чтобы это было интересно, что-то новое.

- Бывают ли случаи в вашей работе, когда ребята сами предлагают произведение? Либо как в учебных произведениях, все жестко – есть хормейстер, есть дирижер, есть ребята, которые его разучивают?

Василий Грачев: Бывают случаи, что бы им хотелось спеть. Они приходят и говорят, некоторые даже приносят ноты. Если это интересно, то почему бы и нет? Посмотреть, обсудить, поговорить, где-то и исполнить. Может быть, это не обязательно выльется в концертное исполнение, а будет как классная работа. Но, по крайней мере, что им интересно, стараемся.

- Но ведь мальчишки живут в современном мире, слушают Наггано, рэп, рок. Приходят они с такими предложениями?

Василий Грачев: Практически нет. Мне кажется, сейчас так много всего, что им хочется что-то хорошего (смеется).

Дмитрий Батин: Я тоже хотел сказать, что всегда готов к диалогу. Ребята подходят и говорят: «Давайте это, давайте то…» Но это ребята особенные, которые прошли хоровую школу. У них другое восприятие мира и музыки. Когда они мне ставят то, что в наушниках слушают, это другая музыка, не то, что вы сейчас сказали. Это музыка более интеллектуальная, бывает, что и классика.

- Родители только рады.

Дмитрий Батин: О, я думаю, счастливы.

- То есть у всей семьи вкус подвержен вашему влиянию.

Дмитрий Батин: Там ведь часто приходят родители, которые сами закончили хоровую капеллу мальчиков.

Василий Грачев: Приводят своих знакомых, знакомые – знакомых, и это здорово.

- Весна закончится, и начнется новый набор. Кто может попасть в хоровую капеллу, а кто никогда не попадет?

Василий Грачев: В основном все. Мы рады всем мальчишкам, всегда ждем и приглашаем. Единственное, если что-то с голосовым аппаратом совсем уж не в порядке, но это все не так страшно.

- А люди, у которых катастрофически нет слуха, медведи оттоптались на всех поколениях?

Василий Грачев: А вот это сначала надо посмотреть. Не каждый сразу приходит с хорошим слухом, хорошей интонацией, было бы желание петь. А если есть желание, то можно научить.

- Как такового конкурса-то нет.

Василий Грачев: Конечно, нет. Мы берем практически всех.

- А как-то различаются поколения? Например, раньше пели лучше, позвонче голоса? Есть это отличие?

Дмитрий Батин: Я этого не замечал. Честно говоря, с мальчиками и не работаю, а с юношами – у них, может быть, меняется отношение к жизни, у молодого поколения.

Василий Грачев: Да, может быть, они более прагматичные. Но в принципе мальчишки всегда одинаковые.

 


Обсуждение
1677
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.