"В условиях административных барьеров, мы можем в одночасье потерять то, что создавалось и приобреталось многие годы", - Борис Радостев, спортивно-цирковой тренер
Тема: Разногласия с пермскими чиновниками по статусу «Центра искусств и спорта»; Воссоздание Ассоциации рестораторов Перми
Гости: Борис Радостев, спортивно-цирковой тренер, основатель «Центра искусств и спорта»; Илья Барщевский, ресторатор
Дата выхода: 19 февраля 2015 года
Программа: «Дневной разворот»
Ведущий: Евгения Романова
- Борис, расскажите о «Центре искусств и спорта». Возраст детей, достижения?
- Приказ о создании Центра подписан в 1997 году. Центр создан на основе результатов циркового коллектива под руководством Б. Радостева. 17 лет 800 детей занимаются в Центре. От 4-х до 17 лет. Методика построена через воспитание искусством и спортом. Мы в статусе Центра, учреждение высшей категории. У нас лицензии по 17 образовательным программам, по направлениям физкультурно-спортивным, художественно-эстетическим, социально-педагогическим и культурологическим.
- Вы являетесь руководителем этого Центра?
- Да.
- Вы ждете встречи с Дмитрием Самойловым. Какова цель?
- Принят новый ФЗ. Закон об образовании, где четко выстроены ведомственные принадлежности муниципальной услуги. С 2008 года нашим учредителем является Комитет по физической культуре и спорту. Соответственно, ведомственная принадлежность физической культуре и спорту. Мы не совсем физкультурное учреждение. На протяжении образовательной программы наши дети-спортсмены изучают предметы художественно-эстетического цикла. Сейчас необходимо принять решение, что же является нашей услугой, нашей основной деятельностью. И какие механизмы получения этой услуги и критерии оценки этой услуги. На сегодняшний день наше муниципальное задание составляется по трем муниципальным услугам: подготовка спортивного резерва по спортивной и художественной гимнастике, и прыжкам на батуте. Эти виды услуг исключают искуствоведческий цикл, который связан с подготовкой артистов. Соответственно, мы теряем свою конкурентоспособность, теряем свою миссию, международный статус. Мы единственные на сегодняшний момент прошли аттестацию и аккредитацию в крупнейшей международной европейской Ассоциации профессиональных цирковых школ. Эта Ассоциация объединяет как средние, так и высшие учебные заведения. Мы прервем непрерывный образовательный процесс тогда, когда наш выпускник смог бы в дальнейшем поступить в международное учреждение этой направленности.
- Кто в России получает сертификацию?
- Мы единственные аккредитованные и аттестованные в этой Ассоциации. Для того, чтобы этого добиться, необходимо было привести свои программы в соответствие с международными стандартами и отвечать требованиям, результатам и критериям, как по своей специфики, так и по оснащенности, по уровню материальной базы. Там очень много параметров. Комиссия рассматривает на протяжении нескольких лет. Необходимо доказать, что мы являемся состоятельным конкретным учреждением. Потом приезжает Международная Аттестационная комиссия. Мы эту аттестацию проходили в 2008 году. После этого на общей Генеральной Ассамблее принимается решение принять участие в работе. Это участие дает обмен, продвижение, участие в международных программах. Подводя итоги только 14-го года, мы единственные от России презентовали свой опыт на Генеральной Ассамблее таких школ в апреле месяце в Лондоне. За период последних 6 месяцев 14-го года мы провели 3 международных форума: «Города, доброжелательные к детям», «Фестиваль уличных театров», «Фестиваль азиатских культур». Итог нашей работы подводился на международном форуме культуры в Санкт-Петербурге. По приглашению В. Полунина мы презентовали свой опыт с точки зрения синтетики объединения искусства и спорта. И этот опыт был высоко оценен. Декабрь месяц для нас тоже был знаменателен. По итогам года мы стали лауреатами конкурса 100 лучших школ России.
- В чем суть разногласий с пермскими чиновниками?
- Я не думаю, что здесь конфликт. Мы в рабочем процессе, мы ищем выход из ситуации. Единственная проблема в том, что это не дает нам должным образом финансировать текущий образовательный процесс, т.е. когда нет финансирования, покрывающего текущие затраты, мы не можем оплатить работу педагога. Этот вопрос находится на контроле у Е.В. Бербер и, в том числе, у Р.А. Кассиной. Рабочие совещания собирались совсем недавно, и я думаю, что мы найдем выход из ситуации. Нам надо это сделать, чтобы сохранить и приумножить тот опыт, который создан в учреждении. Это наша уникальность, наша идентичность. Мы нашли себя и мы состоялись.
- Суть разногласий в том, что вы не только спортивное учреждение, вы еще и художественно-эстетическим образованием занимаетесь?
- Не совсем так. Мы по своему статусу – центр. А центр определяет как минимум 4 направления. В наших направлениях деятельность, которая не связана с утвержденным ведомственным реестром. Для этого нужен механизм определения услуги. Это решение может быть найдено тогда, когда мы услугу получим, в том числе, от ведомства, связанного с культурой или от ведомства, связанного с образованием. Подготовка спортивного резерва относится к Комитета по физической культуре. Цирковое искусство относится к Департаменту культуры. Частью нашей комплексной образовательной программы является социально-педагогическая деятельность. Она скорее всего связана с Департаментом образования. Или может это только в Департаменте образования в соответствии с федеральными стандартами. Но учреждение не в силах принять это решение. Моим учредителем является Администрация города, и Администрация города определяет нам, что является нашим муниципальным заданием. Например, до этого под наше учреждение была сформирована услуга, а с 2014 года она отменена в соответствии с законом. Страдает наш образовательный процесс из-за того, что мы пока не можем найти выход из ситуации. Я думаю, что найдем.
- Художественное направление из вашего образовательного процесса можно исключить?
- Тогда, когда учреждение состоялось, и когда мы на протяжении многих лет искали подход к своим программам, чтобы создать и развить гармоничную личность, для этого нужно развитие через синергию, интеграцию. Мы постарались учесть стандарты подготовки, связанные со спортивным резервом и с подготовкой артиста. У нас получился очень хороший результат: ребенок-спортсмен изучает предметы искусствоведческого цикла. У него есть возможность реализовать себя не только в спортивной составляющей, но и в искусстве. Те спортивные дисциплины, которые у нас, они являются базисом для подготовки артистов балета или цирка: спортивная гимнастика, художественная гимнастика. Она развивает очень хорошо комплексно, но для этого недостаточно развить творческую составляющую. Для этого нужен грим, нужна сценическая пластика, сценическая речь. Это все предметы, связанные с подготовкой артиста. И ребенок имеет возможность реализовываться по 2 направлениям: если он идет успешно по спорту, он продолжает это делать, а если заканчивается его карьера, то он может себя попробовать в творческой составляющей. Самое главное, что по итогам работы, он может успешно трудоустроиться. У нас с руками могут забрать в артисты цирка подготовленного ребенка: он с завтрашнего дня может работать в любой точке мира. Мы готовим специализацию, которая конкурентоспособна и которая востребована не на рынке города, а в любой точке мира. Понятно, что это товар и продукт уникальный. На наш выпуск может приехать человек из Цирка дю Солей и посмотреть, что ему нужно. Доминик маргеран (неразборчиво) приезжает, смотрит аттестацию школы и говорит, что завтра может увезти для постановки нескольких девушек. Они пройдут подготовку и будут законтрактованы на несколько лет вперед. И наши выпускники это понимают. Но в условиях административных барьеров, мы можем в одночасье потерять то, что создавалось и приобреталось многие годы. Самое главное - это работает, есть материальная база и кадровый потенциал. Мы через месяц заканчиваем уникальный инвестпроект в рамках соглашения между ЛУКОЙЛ и Пермским краем. Заканчиваем реконструкцию школы и пристраиваем универсальный спортивный зал, который будет отвечать всем требованиям международных стандартов. Это будет единственный зал в крае, где есть поролоновые ямы для соскоков, где учтены все подвесные конструкции.
- А какой выход из ситуации видите вы?
- Надо найти механизмы получения муниципальной услуги и надо определить критерии оценки качества и эффективности того, над чем мы будем работать.
- Когда у вас будет встреча с Дмитрием Самойловым?
- Я думаю, в ближайшее время встретимся.
- Что может случиться при худшем развитии ситуации?
- Мы в любом случае будем работать. Постараемся сохранить тогда искусствоведческие дисциплины на платной основе, чего бы не хотелось делать в нынешней ситуации в условиях кризиса.
- Когда и из-за чего возникли проблемы с финансами у учреждения?
- Имеющаяся муниципальная услуга не покрывает все фактические затраты. Но в такой ситуации находятся практически все учреждения. В условиях кризиса нужно думать об эффективности и оптимизации. Мы знаем и предлагаем примеры, какой выход необходимо найти. Сейчас необходимо в первую очередь согласовать наш учредительный документ, связанный с Уставом, где бы определялись направления основной нашей деятельности. А потом уже действовать поступательно. По крайней мере, мы должны сохранить то, чем занимаемся и быть легитимными.
- Вы не жалеете, что стали муниципальным центром?
- Я благодарен Юрию Петровичу, Татьяне Ивановне Марголиной за то, что они приняли решение создать такой центр. Мне бы хотелось поблагодарить друзей и коллег, СМИ за поддержку и помощь.
- Илья, для кого и для чего вы решили создавать Ассоциацию рестораторов Перми?
- Ассоциация – это дело некоммерческое, поэтому кризис никак на нее не влияет, зарабатывать там деньги никто не собирается. Первая цель Ассоциации, которую мы ставим перед собой – это обучение. Например, повара, которые сейчас выходят из учебных заведений, мало приспособлены или совсем неприспособленны к жизни в ресторане, потому что так составлены программы обучения. Поменять программы частично, внести жизнь в эти академические программы – одна из наших целей. Кроме того, мы собираемся просвещать людей по поводу профессии ресторатора, руководителя ресторанных проектов.
- У вас в соучредителях ресторатор Александр Гасенегер. Почему именно он?
- Нашел единомышленника.
- Ваша миссия образовательная?
- В первую очередь, да.
- А где обучают вышеперечисленным профессиям?
- Поваров обучают в специализированных институтах и училищах. На менеджменте обучают тех, кто потенциально может быть руководителем. Официантов обучают в каждом отдельном заведении.
- Кризис коснулся официантов? Нехватка официантов на рынке труда?
- На рынке нехватка всех профессий, не только официантов. В связи с кризисом нехватка уменьшается. Закрываются заведения – высвобождаются люди. Те, кто не закрываются, те сокращают количество людей. И вопрос профессионализма сейчас встает остро как никогда. Будем надеяться, что кризис приведет к росту профессионализма, в том числе среди обслуживающего персонала.
- Для чего вы тратите время и деньги на эту Ассоциацию?
- Это точно некоммерческий проект. Просто хочется сделать что-то хорошее.
- Почему распалась бывшая Ассоциация?
- Там были технические проблемы. Учредителем той Ассоциации был В. Татаркин, он куда-то уехал и все документы остались у него. И Ассоциация была закрыта за непредоставление отчетности.
- Татаркин объявлен в международный розыск по обвинению в соучастии в мошенничестве в особо крупном размере.
- Это не имеет отношение к рестораторской деятельности.
- Татаркин не омрачил этой историей Ассоциацию?
- Ассоциацию – нет. История не имеет отношения к его рестораторскому бизнесу.
- Что появилось нового в ресторанном бизнесе Перми? Что закрылось? С каким заведением вам было жалко расставаться?
- С «Сальсой» мне было жальче всего расставаться. Была востребована и популярна идея танцевальных вечеринок в пятницу и субботу. Но идея непосредственно ресторана на неделе не пошла по разным причинам: место, отсутствие тепла в первые месяцы после открытия и т.д. Именно ресторанная часть не была востребована. Была востребована только развлекательная.
- А будет ли когда-нибудь что-то подобное после кризиса?
- Возможно. Если делать именно «Сальсу», то более в демократичном формате, минимальными вложениями.
- Что происходит на ресторанном рынке сейчас?
- На ресторанном рынке все очень плохо. Падение составило 26 процентов по отношению к январю прошлого года. Учитывая, что рентабельность в обычной жизни ресторана 10-15 процентов от выручки, то в среднем все работают в минус. Есть культовые неубиваемые проекты, которые пользуются спросом. Например, бар Speakeasy, в котором надо заказывать за несколько дней столик. Но таких немного, и если они зарабатывают, значит остальные теряют больше, чем 26 процентов, уходят в убытки. Заведения закрываются, выставляются на продажу. Продаж, я думаю, особо не будет, потому что кто ж захочет покупать в такую пору.
- Рестораторы хватаются за голову и думают, что дальше делать с бизнесом?
- Они фиксируют убытки. Пробуют себя в других бизнесах, может быть.
- Люди стали меньше ходить в рестораны.
- Это с одной стороны. Еще и очень низко упал средний чек. Люди, даже продолжая ходить, совсем по-другому потребляют. Можно жить и работать в каждом формате. Если половина закроется, то среди оставшихся распределится нынешнее количество гостей и им будет жить повеселее. Будут и кофейни, будут и разные рестораны. Нужно достигать эффективности, привлекать новых гостей, удерживать старых в уже работающих форматах.
- Надежда Агишева написала, что экономнее кушать в ресторанах, чем готовить дома, что цены на продукты сильно выросли.
- Это неправда. Ресторан делает наценку. Она сейчас катастрофически падает, но вряд ли кто-то продает дешевле, чем купил. Надо еще аренду платить из этой наценки. Электричество, воду, газ, зарплату сотрудников, налоги. И тогда получается убыток, но понятно, что продукты продаются все равно дороже в ресторане. Цены в меню подняли на 15-20 процентов, потому что продукты выросли на 40.