Верхний баннер
14:43 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:18, 16 марта 2015
Автор: Владимир Соколов

«Я помню, как мы с подругами возвращались из школы и проговаривали, как мы счастливы, что родились в Советском союзе...» - Елена Шлыкова

Тема:  Четырёхдневный марафон, посвящённый духовно-нравственному воспитанию детей; стратегия воспитания детей в РФ

Гость: Зоя Галайда, член регионального штаба ОНФ; Елена Шлыкова, эксперт регионального штаба ОНФ, председатель РОО «За права детей на образование»

Дата выхода: 11 марта 2015 года

Программа: «Дневной разворот»

Ведущий: Владимир Соколов

- Что за четырёхдневный марафон, посвящённый духовно-нравственному воспитанию?

Зоя Галайда: Тема долгожданная, хорошо, что обсуждается в России Стратегия воспитания детей в РФ до 2025 года. Мы пережили разные времени, когда пытались отделить воспитание от образования, когда говорили, что воспитание дело семейное…

- Так вроде бы не пытались, с некоторым успехом это сделали.

Зоя Галайда: Я так мягко говорю. Поэтому рассмотрение этого документа очень важно. И Народный фронт – это такая организация, которая сейчас неравнодушна к самым насущным проблемам – не мог остаться в стороне. И, мне кажется, в Пермском крае выбрана интересная форма обсуждения этой стратегии. С привлечением самых разных людей. Обсуждение идёт по разным аспектам. Если сделать круглы стол и сразу всю Стратегию обсуждать, это не так интересно. А если обсуждать отдельно молодёжную политику (как молодёжь понимает воспитание), как понимает родительская общественность воспитание и свою роль, как понимают свою роль учреждения государственной системы образования в воспитании личности. И когда собираются разные люди, они по разному смотрят на предмет. А задача Народного фронта и вообще Стратегии – объединить усилия этих институтов в воспитании гармоничной личности. Поэтому, мне кажется, та форма которая избрана в Пермском крае, она удачна и должна саккумулировать все самые умные мысли и опыт, чтобы мы дали дельные предложения к этой Стратегии от Народного фронта. Не от каких-то официальных институтов, а именно от самой разной общественности.

- Там ведь участвуют не только представители Народного фронта. Педагоги, даже правоохранители.

Зоя Галайда: Даже не столько представители ОНФ. Народный фронт организатор обсуждения. А участвуют разные категории.

- Вы разрабатываете поправки, рекомендации, это делается в каждом регионе, и потом квинтэссенция народной мудрости направится в Москву и будет включена в Стратегию…

Елена Шлыкова: Я бы хотела о предыстории общественного обсуждения рассказать. В октябре прошлого года в Пензе состоялся форум «Качественное образование во имя страны». И именно на этом форуме, он проходил также на площадке ОНФ, Владимир Владимирович Путин дал поручение обсудить проблемы духовно-нравственного воспитания. И в рамках этих поручений рабочая группа ОНФ, которой руководит очень интересный человек, профессионал в образовании, поэтому её виденье является ценным, это не посторонний человек, не чиновник – Любовь Николаевна Духанина. Она является руководителем рабочей группы «Образование и культура как основа национальной идентичности». И в рамках этих поручений уже прошёл вебинар под её руководством. Организованное на площадке ОНФ обсуждение этих проблем является одним из составляющих элементов этого большого общероссийского марафона, обсуждения Стратегии развития образования…

Зоя Галайда: Воспитания.

Елена Шлыкова: Да, воспитания. На период до 2025 года.

- Что вдруг произошло в стране, что вдруг взялись за духовно-нравственное воспитание? Я помню 90-ые годы – Духless, бездушие. Я помню, когда мы все не любили Россию, у нас всё было плохо, мы пели песни «Russia, goodbye» и так далее. Простите, 20 лет прошло. Что вдруг такое произошло?

Зоя Галайда: Мне кажется, у нас в стране уже достаточно длительный период, лет 15, происходит смена приоритетов. Я давно работаю в образовании и в профосоюзе, я понимаю, как мы боролись за элементарные вещи для того, чтобы было это всё в образовании. Сейчас мы чувствуем изменение приоритетов. Думаю, в этом ключе меняется и отношение к воспитанию. Идёт более осмысленное представление о воспитании подрастающих поколений. И я уверена, что воспитание подрастающих поколений – это вообще стратегия развития государства. Ну это, в принципе, понятно всем. То время, про которое вы говорили – это болезнь перемен…

- Ну да, переходного периода.

Зоя Галайда: Тогда упускались такие вещи, и, может быть, даже гипертрофированно упускались. Сейчас, мне кажется, всё становится на свои места, как и должно быть. Потому что любое государство или семья, если думают о том, чтобы было будущее, оно должно думать о том, какое подрастающее поколение вырастает. И это стратегический вопрос государства.

- Наверно, это стратегический вопрос, соглашусь. Я застал ещё пионерское детство, меня принимали в пионеры, я помню, как я гордился, что живу в этой стране, а не в коробке на улице какого-нибудь американского города. Перегиб однозначный, перегиб был, конечно же. Потом в другую сторону всё качнулось: Россия плохая, Америка хорошая. Вспомнили, взялись… Вы считаете, что духовность и нравственность можно воспитывать в школе? Общественными усилиями? Или работа с семьёй в первую очередь?

Зоя Галайда: Я думаю, что приоритет, безусловно, семье, но много времени ребёнок проводит в различных институтах общества. И очень важно, чтобы гармоничное сочетание, воспитание духовной личности было и в семье, и в школе, и на рабочем месте, если молодые люди работают уж. И важно, чтобы подходы были гармоничные. Но приоритет всё-таки в семье. Хотя это непросто, сложно, чтобы семья была приоритетом. Мы должны потихонечку, в том числе, через Стратегию государства, воспитывать в семье подходы к ребёнку. Ответственность, не только отношение потребительское семьи, и в ребёнке воспитываются эти качества. Подход к воспитанию ребёнка гармоничный, ответственный. Сегодня это и в законах прописано. У нас родители иногда не чувствуют ответственности за воспитание детей, это не секрет.

- Надо помогать почувствовать.

- Им надо помогать почувствовать.

- Меня не оставляет ощущение. Давайте аналогию. Я прихожу и говорю: «Я умён, я силён, уважайте меня, любите меня, потому что я крут». Не то же самое здесь? На основании чего ребёнок будет воспитываться? Детям скажут, что у них лучшая страна? Самая большая, с лучшей экономикой? Берёзки белее, небо голубее. Это не будет очередным перегибом, пылью в глаза? Чем, как воспитывать? Внушением, мантрами?

Елена Шлыкова: Нужно вернуться к советскому детству. Оно у нас было одинаковое. Вы вспоминали свои ощущения, я хочу те же самые ощущения вспомнить, причём не только на уровне ощущений, но и детских разговоров. Я помню, как мы с подругами возвращались из школы и проговаривали, идя домой из школы, как мы счастливы, что мы родились в Советском союзе.

- Согласитесь, что это было построено на дезинформации, которой нас пичкали. Это была дезинформация. Я прекрасно помню рисунок в нашем учебнике о стоимости медицинских услуг. И там были перечислены операции и цены в рублях. Но там не было информации об их зарплате! Мы думали, что у них тоже, как и у нас 150 рублей, зарплаты. И мы понимали, что легче умереть.

Елена Шлыкова: Я не соглашусь с вами по поводу дезинформации. Недавно хороший анекдот встретила: «Я-то думала, что у меня было счастливое и беззаботное детство, а оказалось, что оно отравлено идеологией было». Так вот, я за то, что у нас оно было счастливое и беззаботное.

- Приходит момент отрезвления. Не опасно ли это?

Елена Шлыкова: Для нас нынешних, скорее, это было полезно.

- Вспомните 90-ые. Отрицание России, отрицание своей российскости.

Елена Шлыкова: Может, мы потому и выстояли, что в нас это было заложено. Сейчас мы к чему возвращаемся? Мы говорим о том, что идёт поиск смыслов. Если мы понимали и гордились тем, что живём в России, нынешние дети, к сожалению, стремятся отсюда уехать. Так вот, проект этого документа, «Стратегия развития образования…», сам факт появления этого проекта, направлен на то, чтобы и общественность, и педагогическая, и в целом общество наше российское задумалось над тем, что мы должны сделать для того, чтобы молодёжь стремилась остаться в России и работать на её благо. И тот девиз, который был во времена нашей с вами молодости, «Прежде думай о родине, а потом о себе», может быть, вновь стал актуальным.

Зоя Галайда: Я вообще, конечно, против всякой, знаете, очень сильной идеологии, когда ребёнку внушают, что наша страна… без всяких аргументов. Я думаю, что Стратегия, я очень внимательно её прочитала, она как раз учитывать то, что должно всё происходить очень естественно. Есть базовые нравственные ценности. Их просто надо показать. У меня внучка сейчас растёт. Доброта, преображение мира. Когда она вокруг себя что-то делает лучше и красивей, она начинает любить…

- Вы говорите правильные, хорошие вещи.

Зоя Галайда: Стратегия направлена на то, чтобы через развитие базовых качеств человека мы воспитывали больше позитивных людей, и это очень важно. И есть ещё замечательная позиция в этой Стратегии: воспитать гражданина, который может защищать своё отечество. Не всё тут ля-ля-ля и всё прекрасно, и мы только позитивом и хорошенькими вещами воспитываем детей. Дети должны понимать и всю жёсткость жизни, и уметь быть стойкими в этой жизни, и уметь противостоять криминалу. Никто ведь не говорит, что мы должны сдаться негативу, мы должны воспитать поколение людей, которые будут хранить своё государство от негатива.

 

Слушатель: Адель. Я уже много живу на свете. И иногда думаю: вот эта перестройка, демократия, ни к чему хорошему не привела. Свобода, свобода, от чего, скажите, пожалуйста? Вот я когда росла, мы дети директора завода, играли вместе, у нас не было подразделения, что у него родители такие, а у нас такие…

 

- Социальное расслоение. Когда я жил в Советском союзе, оно тоже было. Что касается свободы. Вот вы сейчас позвонили и сказали, что перестройка нам ничего не дала, раскритиковали всё, что происходило в стране, но вы, по крайней мере, свободно звоните и говорите об этом сейчас, это уже свобода. Извините, что я сам ответил на этот вопрос.

Зоя Галайда: Можно только добавить, что базовые свободы человека должны сохраняться, и это как раз достижение, и они должны сохраняться. Другое дело, что есть интерпретация понятия свободы, это нужно тоже понимать.

Елена Шлыкова: А я бы вот ещё что хотела добавить. У нас педагогический стаж в нашей семье уже больше 200 лет.

- Ух ты, династия.

Елена Шлыкова: И я знаю, огромное количество добрых примеров, когда дети общаются не по социальному признаку, а потому что они близки по взглядам. Таких детей всё равно больше. Конечно, у нас есть масса негативных примеров, но

Зоя Галайда: Для этого Стратегия и создаётся.

Елена Шлыкова: Для этого и создаётся Стратегия.

- Виталий по ICQ пишет, я перефразирую: «Любви к родине может мешать ассоциация её с существующей властью». В Стратегии это увязано? Царь, государство, народ? Или там всё-таки родина – это родина, а власть – это власть?

Зоя Галайда: Я не хочу расхвалить Стратегию, хотя я поняла те позиции, которые там прописаны, там пытаются гармонию развития личности расписать в этой стратегии. Первенство отдаётся семье. Если мы сможем все вместе правильно направить процесс воспитания в семье – это главное. Там и любовь к родине, и базовые качества нравственные человека закладываются и так далее. Но всё-таки любовь к родине и гражданская позиция, она тоже прописана в Стратегии, и без этого никак, потому что гражданская активность человека, его участие в процессах, которые происходят рядом с ним, в обществе, в школе или потом дальше, в других каких-то институтах общества, она тоже воспитывает любовь к родине, потому что родина даёт возможность человеку свободно развиваться вне семьи, вне школы и так далее. Я вижу некую гармонию. Куда это поведёт? В большой степени зависит от нас? Как мы сейчас обсуждаем этот вопрос? Какие мы выводы сделаем в результате? Какой перевес мнений? Я думаю, это всё будет учтено. Пока некая гармония закладывается.

Елена Шлыкова: А я бы хотела всё-таки ответить на ваш вопрос, одно ли и то же власть и отечество? Вот сейчас как раз возможность высказать своё мнение. Власть пришла к нам на площадку Народного фронта и говорит: «Дорогие друзья, давайте-ка ваши предложения по тому, как изменить систему воспитания в России, озвучивайте предложения мы их все учтём и, может быть, создадим новый, очень конструктивный, реальный документ».

- Надеюсь, они вам не скажут: «Мы вас услышали». Знаете, есть такой эвфемизм.

Зоя Галайда: У вас, Владимир, наверно, остаётся ощущение, что мы не поняли вашего вопроса.

- Нет, нет, я понял, вашу мысль. Давайте по Стратегии. Я тоже её прочитал по диагонали. В основе Стратегии традиционные российские религии, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога. Я отправлял сына в школу в первый раз, на линейке присутствовал православный священник. Директор школы, депутат района и православный священник. Он там зачем-то стоял. Почему-то не было муфтия, не было раввина. У нас ведь многоконфессиональная страна. Я считаю, что это насаждается. Может быть, это не так, религия несёт в себе много ценного, но не перегиб ли это? Как Стратегия это учитывает?

Зоя Галайда: Такой тонкий вопрос.

- Я представил себе, что я первоклассник-мусульманин. Какого чёрта?

Зоя Галайда: Вопрос тонкий. Он тоже в стадии младенчества.

- Однако уже стоит, с крестом на пузе.

Зоя Галайда: В Стратегии вы прочитали посыл, что у нас многоконфессиональность заложена. Как в конкретной школе что-то просиходит… Трудно сейчас по этой школе ответить, потому что в самом деле религионзный фактор недряется, и там действительно посылы нравственные очень неплохие. Во всей.

- В любой религии.

Зоя Галайда: Да. Хотя я христианка, я с удовольствием прочитала «Коран», потому что я там столько мудрых вещей нашла. Это ж не значит, что я перестану быть христианкой.

Елена Шлыкова: Как образец культуры.

Зоя Галайда: И в принципе в школе это должно быть именно как культура. Как фактор, который существует рядом с нами.

- Просто религия или всё-таки конфессии?

Елена Шлыкова: Согласно нашей Конституции, Россия – это светское государство.

- Ну вот, наконец-то вспомнили.

Елена Шлыкова: Я за родителями остаётся право выбора. И даже по стандартам нашим образовательным, родитель вправе выбрать любой из курсов либо выбрать светскую этику. Как решался вопрос в конкретной школе с приглашением на 1 сентября священника, нам ответить сложно. Но, на мой взгляд, чем может похвастать Пермский край – это особым отношением между конфессиями. В этом плане у нас, мне кажется, атмосфера дружеская.

- Да, мне есть с чем сравнивать. Я был в бывших союзных республиках, в Пермском крае в этом плане есть чем похвастаться, соглашусь… Я почитал это всё, и я вижу, что это большие деньги.

Елена Шлыкова: (тяжёлый вздох) На сегодняшний день, всё, что касается воспитания, и вчера прозвучало это за круглым столом… Зоя Ивановна уже сказала, что было очень много представителей очень разных общественных организаций. На сегодняшний день это всё делается в рамках волонтёрского движения.

- Пока только разрабатываться Стратегия.

Елена Шлыкова: Нет, я говорю только о воспитании. По поводу тех ресурсов, которые будут запланированы под конкретную программу, говорить пока сложно. Мы хотим увидеть сразу конкретику в этом документе, а увидеть её мы не можем до тех пор, пока этот проект не станет законом. Вот по аналогии с национальной стратегией действий в интересах детей. Сначала документ приобретает статус закона, а потом под него разрабатываются конкретные программы.

Зоя Галайда: Это происходит одновременно. Обратите внимание, в преамбуле к Стратегии есть перечень документов, на которые уже опирается Стратегия, они уже действуют и они уже имеют финансовый ресурс. То, что уже происходит, оно действительно подкреплено финансами. Но любой документ, приобретающий форму закона, одновременно разрабатывается и финансовая подоплёка… Будем надеяться!

- Как вы будете измерять через 10 лет результативность всех этих усилий, в каких единицах?

Елена Шлыкова: Вчера прозвучала эта мысль, что целесообразней было разработать эту стратегию лет на 20. Чтобы хотя бы одно поколение прошло через эту стратегию. Тогда можно было бы увидеть реальный результат.

- Да, я прекрасно помню, почему коммунизм обещали построить через 15 лет.

Елена Шлыкова: У нас более оптимистичный взгляд.

 


Обсуждение
2618
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.