Верхний баннер
03:29 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

20:00, 25 февраля 2015
Автор: Роман Попов

"Миссия археолога – это спасение историко-культурного наследия, его изучение, публикация и сохранение", - Андрей Белавин

Тема: Археология как самостоятельная наука

Гости: Андрей Белавин, доктор исторических наук, директор Пермского филиала Института Истории и Археологии УРО РАН;

Валерий  Матвиенко, председатель пермского научного центра УРО РАН

Программа: «Ни дня без науки»

Дата выхода: 15 февраля 2015 года

Ведущий: Роман Попов

- Андрей Михайлович, археология это замечательная область исторической науки, но не все воспринимают ее как науку самостоятельную. Археология – это самостоятельная наука?

Андрей Белавин: - Абсолютно самостоятельная, хотя является частью исторической науки как таковой. История как наука состоит из 3-х крупных частей: собственно история, которая работает с письменными источниками, этнография или этнология, наука, которая работает с живыми источниками – с фольклором, с традициями, и археология, которая работает с мертвыми источниками, теми материальными остатками, которые дошли до наших дней из далеких эпох. И в буквальном смысле она копает в глубь веков. Самое большое отличие археологии от собственно истории в том, что историк работает с письменными источниками. На разных территориях они появляются в разное время. Самые древние – это 5 тысячелетие до нашей эры северная Африка Передний восток. А на нашей территории письменные данные очень ущербные и ограниченные появляются только во втором тысячелетии нашей эры. Археология работает с дописьменными периодами, т.е. область интереса археологии лежит в сфере истории человечества. С момента появления человека и до наших дней. Все 2,5 млн. лет истории человечества.

- Археологи работают с таким временным периодом, который в школьном преподавании истории обычно укладывается в 2 абзаца первого параграфа. А после этого начинается то самое десятилетнее изучение. Нет в этом противоречия? Нет ощущения, что ваш труд недооценен?

Андрей Белавин: - Такое ощущение есть потому, что археологии в школьном курсе истории уделяется меньше внимания, чем следовало бы. Рассказ о скифах, древних греках, древнем Востоке,  древностях славян – это все археология. Это неписьменные источники. Если есть письменные источники, то они добыты археологами, тоже клинописное письмо, например, на Ближнем востоке – это результат археологических раскопок. Особенных претензий нет потому, что те события, которые изучают археологи нельзя детально реконструировать, а во-вторых, чем дальше от наших дней, тем течение времени замедляется. И для специалиста по археологии эпохи первобытности, эпохи палеолита дата плюс-минус 10 тысяч лет особой роли не играет. Для тех, кто Средневековьем занимается,  там даты точнее, плюс-минус 10-25  лет. Чем дальше от нас, тем события более вялые, растянутые по времени. Может быть из-за этого не чувствуется ущербности в плане того места, которое археология занимает в школьном курсе. Школьный курс истории – чисто образовательное мероприятие. И он не есть история как таковая.

Валерий Матвиенко: - Археологи среди историков может быть самые счастливые и независимые люди. История достаточно политизирована, особенно история последних лет и может быть эта непропорциональность связана с тем, что давление политической конъюнктуры на историю последних лет и вмешательство наиболее сильные. Понятно, что важны последние годы. Мы самые счастливые среди историков.

- Потому что вы не даете костям национальности?

Андрей Белавин: - Костям национальность мы даем, особенно это касается периода второго-первого тысячелетия нашей эры, когда идет формирование современной этнической карты, современного расклада тех народов, которые живут. Политика здесь относительна, хотя были известны случаи полной политизации археологии: 20-30 гг. 20 века. Проблема с ариями, проблема с предками немецкого народа, обоснование исходя из географии размещения культур, что арии шли на восток, всегда пытались эти территории занять, хотя оказалось обратное движение с востока на запад этих культур.

-  Среди представителей технических наук часто можно найти общее мнение относительно фундаментальных вопросов. Гуманитарные науки расходятся иногда в представлении о некоторых  аксиомах. Вы ставите точки над i?уманитарные науки расходятся в фундаментальных аксимах. занять.и археологиио.

 

Андрей Белавин: - Мы пытаемся это сделать, но в отличие от историков, которые опираются на конкретные документы с конкретными датами и фамилиями, мы менее связаны. И все наши точки являются многоточием, потому что археология – наука удивительная вот в каком плане: если круг исторических источников очень ограничен и очень медленно нарастает в основном за счет источников новейшей истории, а чем древнее, тем источников меньше и их, как правило, все уже нашли. А в археологии круг источников растет очень быстро, примерно раз в 20 лет удваивается. Появляются новые факты, которые, как правило, не лезут в старые гипотезы, поэтому гипотезы мы меняем и меняем обоснованно, т.е. опираясь на тот материал, который появляется в нашем распоряжении.

- Вы можете привести пример изменения гипотез?

Андрей Белавин: - Могу это показать на нашем уральском материале. В 50-е годы в результате политических действий, когда возникла идея обосновать коренное население автономных краев и республик, как население автохтонное, население, живущее здесь с глубокой древности, прошла целая серия академических научных совещаний. И окончательно оформилась такая точка зрения, что все народы в частности финно-угорские живут издревле на тех территориях, на которых жила именно та титульная нация, которая внесена в заголовок названия республик. Те же коми-пермяки например, или удмурты. Археологи пошли вслед за политиками и имеющиеся представления о других народах, об их миграции и об их роли в этногенезе коренного населения отодвинули в сторону и стали трактовать, исходя из этого посыла: все древности как древности, финские скажем, поэтому  возникли странные вещи, например, древние удмурты 5-9 веков, хотя всем известно, что удмурты как народ сложился в 18 веке. Однако за последние 30 лет источники увеличились, возникли новые методы их обработки, в том числе, математические, в том числе с применением разнообразных методов естественных наук. Возникло более широкое поле для сравнения. И мы теперь наглядно видим, что древности эпохи Средневековья в Пермском Предуралье являются не чисто финскими, у них высокая доля древности угорских. Поэтому мы стали говорить, что это период проживания смешанного населения, когда здесь в основном преобладали угорские племена, далекие предки венгров, хантов, манси. И только в начале 2-го тысячелетия, когда эти народы отсюда уходят, здесь появляются новые волны финнов, которые стали предками коми-пермяков и удмуртов. Таким образом, за последние годы точка зрения меняется, но она меняется не у всех исследователей. Многие стоят на старых позициях, не приемлют эту точку зрения. Но в спорах рождается истина.

Валерий Матвиенко: - Математики для вас вредны? Как вы воспринимаете работы великого математика Фоменко? В археологии он натворил что-то или нет?

Андрей Белавин: - В археологию он не лезет, а занимается интерпретацией истории. Хотя часть этой истории базируется на археологических источниках. В целом, нам математика очень полезна: методы статистики, комбинаторного анализа позволяют новые массивы материалов по-другому обрабатывать. Иногда появляются такие результаты, которые мало бьются с традиционными представлениями. Академик Фоменко и его последователи наделали, к сожалению, много плохого в плане интерпретации исторических фактов. В силу того, что, будучи хорошими математиками, они оказались малограмотными историками. Они не представляют себе что такое исторические источники. У них возникло желание вольной интерпретации, говоря, что это все придумано средневековыми монахами. Могу по этому поводу рассказать короткую притчу. В 1991 году Ирак под руководством С. Хусейна в вступил в войну с США, где президентом был Дж. Буш. Ирак проиграл эту войну и сдался. В 2011 Ирак под руководством С.Хусейна вступил в войну с США, которыми тогда руководил президент Дж. Буш. И тоже проиграл. С точки зрения Фоменко это повторение, перенос событий 2011-го на 1991 год. А в реальности это два разных события. Действительно были эти конфликты, оба раза во главе США стоял Д.Буш: в первом случае – старший, во втором – младший. Но поскольку с точки зрения Фоменко есть полное совпадение фамилий, результатов этих событий – это одно и то же событие, перенесенное в 91-й год. Вот он так интерпретирует историю, что ошибочно.

- А какие еще науки кроме математики в помощь археологам?

Андрей Белавин: - Достаточно широкий спектр естественных и гуманитарных наук. Из естественных – те разделы физики, которые связаны с радиоактивными материалами. Используются для датирования калеоргонный, радиокарбонный методы. Привлекают археологи и данные геологии. Используем мы данные палеоботаники, палеозоологии, палеонтологии. А последние годы – данные металлографии. Разные химические способы анализа материала. Древний предмет теперь гораздо глубже может быть прочитан. Археолог 21 века отличается от археолога начала 20 века тем, что в его распоряжении имеется масса новых инструментов, новых подходов. И его наблюдения и выводы гораздо глубже и точнее.

- Точность в археологии насколько важна?

Андрей Белавин: -  Для более близких к нам эпох конечно важна. Особенно если есть возможность связать археологический материал с событиями, известными по письменным источникам. Во многих случаях это удается. Тогда история начинает пониматься более глубоко и за письменным фактом есть еще и материальная составляющая. Принято считать, что оптимальная точность для археологии второго-первого тысячелетия нашей эры и первого тысячелетия до нашей эры – это плюс-минус 25 лет. Но это не предел, потому что есть археологические факты, которые удается датировать с точностью до дня. Например, известна история, когда в Суздале раскрыли погребение людей, павших во время взятия Суздаля отрядом монгол. С точностью до дня можно датировать эти погребения.

- Как мы еще можем дополнить для большей точности?

Андрей Белавин: - Какая еще большая точность может быть, если мы датируем тот или иной археологический материал с точностью до года или до дня. Иногда удается связать с конкретными людьми. В Новгороде целый ряд раскопок дал возможность определить усадьбу какого конкретного древнего новгородца, известного по письменным источникам, копают в данный момент. Сейчас раскопана усадьба Олисея Гречина. Это известный новгородский деятель и художник.

- Есть примеры, когда археологи опровергали письменные источники?

Андрей Белавин: - Я не помню такого, но может и бывало.

Валерий Матвиенко: - А чем наш край интересен для археологии?

Андрей Белавин: - Пермское Предуралье – это родина всех финно-угорских народов мира. 6-7 тысяч лет тому назад в Предуралье сформировались группы людей, которые постепенно расселялись на запад вплоть до берегов Балтики и на восток за Урал до Приобья. Те группы людей, которые стали основой практически для всех финно-угорских народов. И эта роль Предуралья прочитывается только благодаря археологическим исследованиям, которые немного подтверждаются лингвистикой.  Второй момент – это серебро Закамское. Это предметы торевтики, Сасанидской, Среднеазиатской, Византийской периодов, которые находят на нашей территории. Больше 70 процентов Сасанидских художественных металлических изделий,  прежде всего посуда, которая сейчас известна во всех музеях мира, это вещи найденные на территории Пермской губернии. А в самом Иране найдено всего два Сасанидских блюда. Под серебром Закамским подразумевается не только драгоценная посуда, но и огромное количество монет. Свыше 11 тысяч найдено арабских дирхемов 9-10 вв. на территории Прикамья. Сасанидская драхма, византийские монеты. Огромное количество серебряных украшений с зеленью, с чернью. Это то серебро, которое когда-то служило источником выплат в орду для Московского государства.

-  Когда и с чего началась пермская археология как наука?

- Андрей Белавин: - У пермской археологии такой же путь, как у российской в целом. Как научный интерес он стал оформляться в 19-м столетии. И для археологии нашего региона огромную роль сыграли такие исследователи, как отец и сын Теплоуховы. Их предшественники Волеговы стали собирать с подачи графа Строганова большую коллекцию древностей. Часть этой коллекции отправлялась в Петербург, это эрмитажная коллекция Строгановых. Это в основном вещи драгоценные, те же иранские византийские сосуды. А часть оседала в коллекции Теплоуховых в Ильинском. Они были первыми собирателями, систематизаторами. К ним в конце 19 - начале 20 вв. присоединилось большое количество любителей и полупрофессионалов. Это Новокрещенных – руководитель пермского отделения Уральского общества любителей естествознания. Он раскопал в частности Гляденовское Городище – был первым автором этих раскопок и добыл там несколько тысяч предметов, которые до сих пор представляют огромную ценность с научной точки зрения. Это инспектор Сергеев, Чернов, достаточно много людей, которые собирали древности, изучали памятники. Огромную роль в становлении археологии в Прикамье сыграл известный российский археолог-систематизатор А.А. Спицын. Почто что наш земляк, он из Вятки. Он был членом Императорской Археологической комиссии, а потом членом-корреспондентом Государственной Академии  Истории Материальной Культуры. Он раскопал целый ряд могильников. И в 30-е годы к нам сюда приходит Государственная Академия Истории Материальной Культуры. Прокошев, Талицкий, целый ряд других исследователей. Начинаются систематические раскопки, связанные с тем, что уже тогда планировалось строительство Камской ГЭС. И надо было изучать памятники, которые могли погибнуть. Большую роль в становлении пермской археологии сыграл О.Н. Бадер, известный советский специалист по древнему каменному веку, палеолиту. В 1946-м году он приехал сюда из нижнего Тагила, куда был сослан в 41-м году как этнический немец. Он отбыл там эту ссылку в составе трудармии, хотя работал в нижнетагильском музее. И в это время раскопал Ермаково городище. Ермак-камень, на котором по преданию был промежуточный лагерь экспедиции Ермака в Сибирь. С 1946 года он начал работать в Пермском университете. Он создал первую постоянную камскую археологическую экспедицию, которая начала систематически работать на памятниках, которые должны были затапливаться Камской ГЭС. В 83-году в педуниверситете на возрожденном историческом факультете появилась археологическая экспедиция. А с 2003 года сначала филиал, а теперь отдел истории археологии в Пермском центре Академии наук. 150 лет истории археологических исследований в Прикамье. И нынче мы имеем 3 крупных центра и плюс в краевом музее есть отдел археологии. На нашей территории работают многие наши соседи, удмурты например, поскольку им интересен целый ряд памятников. Хотя количество археологов-профессионалов на нашей территории всего 20 с небольшим человек. Для такой территории как Пермский край – это крайне мало.

- А вы делите направления поиска друг с другом?

Андрей Белавин: - На территории Пермского края две с лишним тысячи памятников археологии разных эпох. Сколько бы к нам ни приехало археологов, всем найдется место, но археологов в целом не очень много по стране. У нас так сложилось, что и педуниверситет, и Академия наук в основном интересуются археологией эпохой Средневековья, эпохи железа. В классическом университете больше специалистов по археологии камня и бронзы. Это другая археологическая эпоха, хотя там сейчас тоже появились археологи-средневековщики. А в педуниверситете появился сильный специалист по эпохе камня. Всем находятся места и темы. Удмуртский университет интересуется памятниками Неволинской культуры, которая была открыта руководителем их археологической экспедиции Р. Голдиной. Они эту традицию продолжают.  Чем больше у нас профессионалов работает, чем больше мы добываем источников, тем больше памятников археологии мы спасаем от грабителей, которых тоже много сейчас.

- Сколько лет существует археология как наука, ровно столько же лет существует черная археология.

- Андрей Белавин: - Я бы не стал ее называть черной, потому что это не археология. Для археолога важны не только предметы, но и сам контекст, из которого эти предметы происходят. Грабители – большой бич отечественной археологии, поскольку  мы единственная страна, где за ограбление памятника археологии невозможно человека даже толком оштрафовать. Все наши соседи из европейских стран над нами смеются. Там такого разгула нет. Для нас это печально тем, что они работают на антикварный рынок. Работают они активно, у них больше финансовых возможностей. Они не связаны с долгим процессом научных раскопок. Им важно с помощью металлоискателя что-то найти, выкопать и быстро продать этот предмет. В конце 19-начале 20 вв. с подачи Теплоуховых в Пермском крае возникла договоренность между пермским губернатором и МВД Российской империи. И околоточные надзиратели, полицейские стали приглядывать, в том числе, и за объектами историко-культурного наследия. Мы нашли документ в архиве Института Истории Материальной Культуры – это письмо председателя Пермской комиссии УОЛЕ Новокрещенных министру двора, который курировал императорскую археологическую комиссию с просьбой договориться с министром внутренних дел о поощрении полицейского урядника Рождественской области Соликамского уезда за его роль в сохранении памятников археологии в окрестностях села Рождественское. И реально удалось тогда пресечь тогда незаконную добычу археологических материалов. Удалось наладить контакт с местными жителями, чтобы они сдавали случайно найденные вещи на научную обработку.

Валерий Матвиенко: - То, что вы говорите важно с точки зрения патриотизма. Большинство из нас думает, что реальная история для нашего края началась со Строгановых, промышленного освоения Урала. А здесь 2 тысячи памятников.

Андрей Белавин: - Если вы учили краеведение по комплексу учебников «Страницы истории земли Пермской», я один из его авторов – это был первый региональный учебник истории для школ на Урале. В 95-м году первый том, в 96-м второй издали. Весь первый том – это археология. Есть поручение президента вернуть в рамках регионального компонента краеведение.

- Пермская археология имеет интерес за пределами пермского края?

Андрей Белавин: - Мы в основном работаем на территории региона, поскольку если мы от него отвлечемся, есть риск потерять многие памятники из-за этих грабителей. За пределами региона иногда проводим исследования. Если нас об этом просят коллеги и соседи. Есть определенные территориальные ограничения. В той или иной территории, где много археологических центров, не любят когда к ним кто-то приезжает. Разве что зовут на помощь. На территории Свердловской области, Ханты-Мансийского округа у нас работы проводились.

- Можно ли говорить об археологии как о науке, привязанной к конкретной местности?

Андрей Белавин: - Если иметь в виду полевую археологию, т.е. собственно археологические раскопки, то археолог, имеющий профессиональные навыки и опыт, он и в Африке археолог. Специалист именно в полевой части археологии может раскопать памятник любого времени, меняя методику. Несколько разные подходы к памятникам среднего палеолита и Средневековья. Отличается методика в разных климатических зонах по понятным причинам. С этой точки зрения археологи Пермского края могут копать везде. Недавно в Татарстане наши ребята копали, поскольку они сами не справлялись с объемом исследований. Другое дело, когда второй этап работы наступает – интерпретация этого материала. Вот здесь археолог более привязан к территории, которую изучает и к тому времени, с которым работает. Я бы, например, не взялся за описание результатов раскопок эпохи камня. Я могу изложить общие представления, но в деталях уже не смогу разобраться.  

Валерий Матвиенко: - Насколько я слышал тысячелетняя история Казани – результат заслуги историков, в том числе археологов. Я слышал вашу датировку про Пермь Великую.

Андрей Белавин: - Реальный факт, что Казань, начав развиваться с Кремлевского холма, непрерывно существует тысячу лет. Сложно оценить, как он когда-то назывался. Про 900 лет, это касается только имени Перми. В первый раз в 1113 году упоминается термин «Пермь» в исторических источниках. Это имя, которое давали прибалтийские финны тем территориям, на которых шла финская колонизация. И можно проследить по письменным источникам как это имя двигалось по карте России с севера европейской части. Сначала имя Пермь касалось территории подбрюшья Кольского полуострова, потом эта местность была известна как Колоперемь (Голопермь), позже появляется Пермь на Вычегде, и, наконец, следом за движением колонизационного потока Пермью стали именовать верховье Камы. Пермь – если буквально – дальняя земля, земля за рубежами, пограничье. А Пермь Великая – это имя, которое дается территории колонизируемой. Великая – не потому что она огромная и богатая, а потому что территория колонизации. Пермь Великая, которая в 14 веке появляется в источниках, это маленькая территории, треугольник между Камой,  Колвой и Вишерой. Часть Чердынского современного района. Это территория, куда приходит население Перми Вычегодской, колонизируя эту территорию.

- Можно говорить о том, что археологи развенчивают мифы или наоборот превращают мифы в железные факты? Вы не чувствуете определенную миссию?

Андрей Белавин: - Миссия археолога – это спасение историко-культурного наследия, его изучение, публикация и сохранение. Мы параллельно развенчиваем мифы и параллельно порождаем новые, идя за археологическим материалом.  


Обсуждение
2215
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.