Верхний баннер
20:47 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:01, 14 апреля 2015

«Если ты не веришь в Бога как в самое высшее добро, то в жизни у тебя нет маяка, того, к чему ты должен идти», - отец Игорь Ануфриев

«Если ты не веришь в Бога как в самое высшее добро, то в жизни у тебя нет маяка, того, к чему ты должен идти», - отец Игорь Ануфриев
«Если ты не веришь в Бога как в самое высшее добро, то в жизни у тебя нет маяка, того, к чему ты должен идти», - отец Игорь Ануфриев

Тема: история и традиции празднования Пасхи, православие в Перми

Гость: Игорь Ануфриев, протоирей, проректор Пермской духовной семинарии, настоятель храма Георгия Победоносца

Программа: «Дневной разворот»

Дата выхода: 9 апреля 2015 года

Ведущий: Евгения Романова

- Всем доброго дня, у микрофона Евгения Романова, за звукорежиссёрским пультом Мария Зуева. Сегодняшний наш «Дневной разворот» посвящён празднику Пасхи. Это главное событие для православных христиан. И хочется поговорить о древнейшем важном празднике: какой смысл он имеет, какую историю. И у многих упускается смысл Пасхи и ввиду того, что мы как-то воспринимаем праздник на поверхности – покрасить яйца, испечь куличи – но смысл точно не в этом. Мне так кажется, и согласитесь вы со мной, вот я спрошу у своего гостя Игоря Ануфриева, отца Игоря, протоиерея, духовника Пермской духовной семинарии, настоятеля храма Георгия Победоносца, здравствуйте.

Игорь Ануфриев: Здравствуйте, Евгения, братья и сёстры. Я рад сегодня всех уже поздравить с великими днями, великими событиями и наступающим главным праздником всех христиан, с Пасхой Христовой, светлым Христовым воскресением. Действительно, сейчас вот заходишь, скажем, в магазины продуктовые, стоит там кагор на видном месте, написано «Пасхальный», ну яйца там значит какие-то, красочки. Ну что там ещё. В общем, как будто бы люди готовятся, да. Но и вот действительно для многих людей - это да, праздник. Может быть, прийти в храм, поставить свечку, да, помолиться, в гости сходить к своим близким, поздравить их, да, ведь действительно Пасха. Но это ещё очень немного. И хотелось бы поговорить о смысле этого главного праздника. Вот Воскресение Христово, что же оно значит для человека? Ну казалось бы, да, вот Христос воскрес, вот умер и воскрес, ну а для меня что, вот он Бог, он это смог сделать, а какое я имею к этому отношение? Дело в том, что Христос для этого и сделал этот подвиг, пришёл на землю и пострадал, и умер, и воскрес, чтобы нас оживить. Он взял нашу человеческую природу, такую, какая у нас, только у него не было греха. И мы благодаря этому его подвигу воскресения, победы над смертью, мы также можем победить смерть. Каким образом? Для этого нам нужно поверить в него, что он есть Бог, что Бог пришёл на землю. Поверить. Дальше мы должны креститься – если мы верим, то мы принимаем крещение, становимся христианами. Но этого ещё тоже недостаточно, чтобы нам воскреснуть вместе с ним. Нужно исповедать свои грехи. Ну потому что мы все всё равно люди живые, так сказать, меняющиеся, колеблющиеся. У нас происходят разные события, ошибки в жизни у каждого. Вот эти грехи нужно покаяться, принести покаяние, очистить свою душу. Для этого Господь создал церковь, и это мы можем сделать. Но ещё нужно причаститься. Причаститься что значит? То есть соединиться с Богом посредством этого таинства, которое он дал. Вот сегодня Чистый четверг, это как раз день Тайной вечери, когда Господь сотворил первую литургию, причастил учеников перед своими страданиями. И заповедовал нам делать это, так сказать, причащаться его тела и крови. Если мы сделаем вот эти вот этапы: поверил, крестился, исповедался, причастился, то мы имеем, так сказать, полное основание вместе с ним победить смерть. А это, согласитесь, немало.

- Это тяжёлая работа, всё, что вы перечислили, для многих совершенно закрытый мир. И я надеюсь, наш эфир сегодня немного просветительский будет в этом смысле, чтобы постичь некоторые азы веры, возможно. Если у вас будут вопросы, уважаемые слушатели, у нас прямой эфир. Всё, что касается праздника Пасхи и не только. Всё, что касается духовной жизни, может быть просто не у кого-то, некому задать эти вопросы. Напомню, у нас в гостях отец Игорь, протоиерей, духовник Пермской духовной семинарии. Ну вот скажите, пожалуйста, насколько важно исповедоваться, и как правильно подготовиться к этому процессу. Возможно, вот, идёт человек, увидел храм, думает: «Зайду, поговорю с отцом или батюшкой». Некоторые батюшки говорят: «Не называйте меня батюшкой». Ну как бы надо ещё знать сан, чин. Некоторые не знают, с чего начать, как зайти, как к процессу подступить.

Игорь Ануфриев: Ну я думаю, что священник для того и поставлен в том или ином храме, чтобы помочь человеку. Конечно, трудно сделать первый шаг, когда человек живёт в такой мирской светской жизни, но если он ощутил эту потребность, потому что всех тяготят те или иные вещи, которые мы совершили. Мы их с собой носим. Это же, согласитесь, это тяжело, и человек желает освободиться. Другое дело, что он, может, не знает, как к этому подойти. Вот советую: вот есть храм, который вам может ближе, который больше нравится – зайти, спросить священника, будет ли это во время службы или между службами, может быть, батюшка дежурит, и просто сначала задать свои вопросы. Я думаю, что священник уже поможет, для этого он и поставлен, научен, чтобы найти подход к каждой душе. Вот приходят самые разные люди: дети, старички, взрослые люди, образованные, просто какие-то простецы, больные, здоровые – разные, и каждому нужно вот как бы почувствовать его душу и помочь.

- И найти нужные слова.

Игорь Ануфриев: Да, да.

- Давайте найдём нужные слова для нашего слушателя, надевайте наушники, вот у нас есть звонок, слышно ли вам, здравствуйте, как вас зовут и ваш вопрос?

-Здравствуйте, я Людмила.

Игорь Ануфриев: Здравствуйте.

- Вот объясните мне, пожалуйста, почему так крепко прижился миф о Христе и о его воскресении?

Игорь Ануфриев: Это всё, ваш вопрос?

- Да. Мне кажется, он был просто мазохистом, если он был вообще. Я вот не верю, что был Христос.

Игорь Ануфриев: Вот вы не верите, а столько людей на свете верит. И это же не просто так. Смотрите, вот прошло уже 2000 лет, и как вы говорите, этот миф, он живёт и торжествует, и с каждой Пасхой, вот через два дня Пасха будет, вы увидите, сколько будет народа в православных храмах, и какое это будет торжество и какая это будет радость. Если бы это было просто на пустом месте, то поверьте, столько лет, этот миф, он давно бы исчез. А как он утвердился, вы говорите, как люди поверили, вот пример вам такой. У него было 12 учеников, у Христа. Один отпал, Иуда-предатель, а остальные 11 остались, потом был избран ещё 12-й. И вот эти люди, практически неграмотные, рыбаки, неучёные, они пошли на проповедь и покорили весь мир. И весь мир вскоре уже, через несколько десятков лет, услышал эту весть о воскресшем Христе. Они творили чудеса такие, исцеляли людей, пророчествовали, видели душу человека. Поэтому на пустом месте такое чудо, оно бы не состоялось.

- Ну отец Игорь, наверное, такие подобные вопросы от Людмилы вам не впервой слышать.

Игорь Ануфриев: Конечно.

- И как вы на них реагируете? Приходят ли с такими сомнениями, вопросами люди в церковь и спрашивают, а есть ли он? Ну и в таком духе.

Игорь Ануфриев: Приходят, конечно, люди с сомнениями. Но если человек желает всё-таки укрепиться в вере, потому что вот моё убеждение, жить без веры – это очень тяжко.

- Почему?

Игорь Ануфриев: Ну потому что смысла нет. Если ты не веришь в Бога как в самое высшее добро, то в жизни у тебя нет маяка, того, к чему ты должен идти. Можно и так поступить, и так. Почему это добро, почему это зло, почему этот человек хороший, а тот плохой – нет объяснения. Как говорит Достоевский: «Если Бога нет, то всё позволено». И если человек желает укрепления, то он потихонечку обретает, а если человек просто не желает, говорит «я против» - такие редко приходят в церковь, но бывает так, и практически скоро и уходят, потому что заставить человека верить, это, согласитесь, бессмысленно.

- Согласитесь, что многие приходят в церковь во время очень тяжёлых моментов в жизни, когда болеют сильно родственники, когда теряют близкого, когда сами, насколько я понимаю, вот в онкологический корпус заходишь – и там сразу бросается в глаза вывеска, туда пройти можно, со священником поговорить. И иконы в палатах. Как вы это объясните?

Игорь Ануфриев: Ну это тоже просто объясняется, что человек в страдании пребывает, во скорбях, конечно, он ближе к Богу, потому что ведь и Бог страдал. Вот завтра будет Страстная пятница. И каждый человек всё равно так или иначе болеет, он попадает в такие обстоятельства сложные, скорбные, и, конечно, в этом состоянии он и вспоминает о Боге, хотя конечно, самое лучшее, это когда человек приходит благодарить, что ему хорошо, что он осознал, что это всё ему дал Господь. Вся жизнь наша – это дар Божий, да. Но вот так вот устроен человек, что он, конечно, больше приходит тогда, когда ему тяжело и находит утешение, могу вам сказать по своему небольшому опыту. Люди, которые приходили в тяжёлые скорби, но желали, искренно желали – все находили утешение.

- А бывает такое, что не находят утешение. Выздоравливают и забывают о церкви.

Игорь Ануфриев: Ну, когда выздоравливают и забывают – бывает такое. Конечно, человек слаб, он как бы увлекается снова там какими-то своими делами, отходит, бывает, но всё-таки большая часть тех, кто обрели утешение в скорби, они остаются в вере.

- Напомню, что подняли мы сложный вопрос, необычный, может быть, вопрос для дневного эфира на «Эхе» в «Дневном развороте», вопросы веры. Если у вас есть они, не стесняйтесь, задавайте. Прямой эфир 2-066-066. У нас в гостях отец Игорь Ануфриев, протоиерей, духовник Пермской духовной семинарии. А есть ли у нас реклама, спрашиваю я Машу? Подождите, у нас есть звоночек, раз вы до нас дозвонились. Здравствуйте, как вас зовут? Здравствуйте.

- Алло, добрый день!

-Здравствуйте, как вас зовут и ваш вопрос?

-Сергей.

- Говорите.

-Скажите, владыка, а почему священники только мужчины, интересно мне?

Игорь Ануфриев: Почему священники только мужчины, да? Спасибо за вопрос. Это установление Божие. Потому что Господь вот он сам был мужеского пола, он избрал учеников своих, 12 апостолов и 70 апостолов. И в Ветхом завете, если возьмём, то Господь Моисею сказал также, вот поставь своего брата Аарона и его сыновей. То есть это божественное установление. Как уж это, почему – это сейчас довольно трудно установить. Но это не человек придумал. А вот сейчас когда человек придумал женское священство, то он, конечно, искажает веру. Если можно, я бы ещё немного по Пасхе сказал…

- Да, конечно.

Игорь Ануфриев: Если у вас пока нет вопросов.

- Да, только нам нужно прерваться буквально на минуту рекламы. Давайте вернёмся и продолжим тему. Возвращаемся в студию, говорим мы в преддверии Пасхи, 12 апреля весь православный мир отмечает Пасху, мы говорим о традициях, истории. Ну и конечно, любые вопросы веры, если вас беспокоят, задавайте. В гостях у нас отец Игорь Ануфриев. О смысле Пасхи.

Игорь Ануфриев: Я бы хотел сказать немножко о древнем смысле. Пасха ведь была и в Ветхом завете. И как мы знаем, это связано с исходом евреев из Египта, когда они были в рабстве, их притеснял фараон. А Моисею была дана такая весть, что вывести евреев из Египта. Там было много всяких событий, но самое главное, это вот Пасха. Пасха вообще значит «переход, прохождение мимо». Самая последняя казнь была такая – за то, что фараон опять не отпустил евреев, было сказано, что погибнет каждый первенец, это 10-я казнь. Как у скота, так и у людей. И вот когда это случилось, то фараон и отпустил. Но евреям было сказано: вы должны заклать однолетнего агнца мужского пола без порока, то есть хорошего, и его кровью помазать косяки ваших дверей. И когда пойдёт ангел смерти, он будет проходить мимо ваших домов, то есть вы не пострадаете. Вот это вот, вот этот агнец пасхальный, это и есть прообраз Христа, тоже без порока такой, замечательный во всех отношениях человек. Он пострадал как агнец, и его кровью мы спасены от смерти. Вот как бы такой смысл ещё и из священной истории.

- Спрашивают по ICQ, скажите, в день Пасхи во сколько можно прийти в церковь, во сколько начинается служба, и по-разному ли время служб в разных церквях?

Игорь Ануфриев: Как правило, во всех храмах службы начинаются с половины 12-го.

- Это мы говорим ночи?

Игорь Ануфриев: Ночи, да, с субботы на воскресенье, а в 12 часов, собственно, в полночь совершается пасхальный Крестный ход, самая таинственная и красивая часть службы. Потом сама служба продолжается примерно до полчетвёртого утра.

- Как вы относитесь к тем людям, которые не выдерживают, проводят примерно час-два и уходят? Обязательно, если уж ты пришёл на службу, то быть там до конца?

Игорь Ануфриев: Нет, прекрасно даже если человек пришёл, поучаствовал в Крестном ходе, а потом по тем или иным причинам не выдерживает – это всё-таки благо, он пришёл…

- Это неважно, сколько времени он там?

Игорь Ануфриев: Нет, конечно, важно, и смысл богослужения в причастии, что многие люди в пост, вот сейчас заканчивается Великий пост, его цель – это Пасха, и человек желает в эту Пасху причаститься, он стремился к этому празднику, то это важно. Но если даже человек пришёл, ну сколько, наверное, побыл, то он всё равно получит благодать. Даже замечено, что в Пасху приходят к православному храму неверующие люди. Они испытывают какое-то волнение, беспокойство.

- Тягу?

Игорь Ануфриев: Да, тягу, неосознанно, приходят, наблюдают, они даже в Крестном ходе не участвуют. Стоят рядышком и наблюдают. И вот видно, это их какое-то, они сами не понимают своё состояние, но Господь касается благодати их сердца и убеждает, что для каждого человека радость Воскресения, она чувствуется. Но кто-то вот ещё не осознаёт.

- Вот у нас тут ещё есть звонок, надевайте наушники, как вас зовут, здравствуйте. Как вас зовут?

- Андрей.

-Да, Андрей.

-Хотел бы, чтобы пояснил товарищ, что символизирует ночное шествие, этот ход?

- Отец Игорь, да.

Игорь Ануфриев: Да, Андрей, спасибо. Крестный ход вокруг храма символизирует ход жён-мироносиц, это такие женщины, которые сопровождали Христа при жизни, и они пошли ко гробу рано утром, когда ещё было темно, чтобы совершить тот обряд, который не был совершён, потому что его спешно положили во гроб, и не был он умащен ароматами. И вот этот вот ход, это мы идём как бы вместе с этими женщинами, мироносицами, а храм символизирует гроб Господень. И вот когда открывается храм, то мы видим, что он пуст, что Христос воскрес. Вот как увидели жёны-мироносицы, что нет его во гробе, что он воскрес, что одни только пелены лежат, и тогда вот этот возглас «Христос воскресе» звучит.

- Скажите, а вообще вот вы уже давно служите в храме и знаете, как меняются люди, приходят от самого маленького возраста и до пожилых людей, насколько массово люди верят и глубока ли их вера?

Игорь Ануфриев: Не скажу, что массово, мы от этого далеки, ну, скажем, вот мы, здесь живущие в Перми, на Урале.

- А вот есть массово где верят?

Игорь Ануфриев: Есть.

- Страны, регионы какие?

Игорь Ануфриев: У нас это регионы вот южные, это Краснодар, Центральная Россия, южная Россия, Украина, хотя там всё сейчас очень сложно. Там более массовая вера, там как-то это сохранилось. У нас регион такой, более прохладный.

- А с чем связано?

Игорь Ануфриев: С чем связано? Здесь ссыльные были, неблагонадёжные, неверующие, таких ссылали сюда, и рабочий класс был неверующим. И поэтому здесь мы как их потомки пожинаем эти плоды ещё тех, дореволюционных лет. Есть страны, Греция, например, где все считают себя православными.

- Такие традиции вошли, на каждом углу церковь, причём если у них маленькие церкви, маленькие макеты церкви, что ли, стоят у дороги, то это считается, если ты попал…

Игорь Ануфриев: Ну там у них часовенки такие.

- Да, часовенки. Если ты попал в аварию и вдруг выжил, то обязательно здесь поставить небольшую часовню.

Игорь Ануфриев: Да-да, надо сказать, что в Греции, я несколько раз там бывал, там вера больше такого народного плана, ну не скажу внешнего, но такого вот, не очень глубокого. Все православные, но вот те люди, которые у нас в России верующие, они более глубокой веры, на мой взгляд.

- Как вы относитесь к тому, что иногда родители говорят: вот вырастет ребёнок, тогда сам выберет веру. Крестить в маленьком бессознательном возрасте неправильно.

Игорь Ануфриев: Я не соглашусь с этим. Почему? Потому что если мы не крестим младенца, то мы его несколько отлучаем от Бога. Почему? Некрещёного нельзя причащать. А причастие – это самое главное таинство, о чём я сказал, наше общения с Богом. Мы его лишаем общения с Богом. Ну допустим, ребёнок вырастает, сколько-то он всё равно живёт в этом мире, который, как сказал апостол, «лежит во зле». Видит всякие разные проявления.  Бывали самые разные случаи. Вот девочку в 9 лет спрашивают: «Будешь креститься?», - «Да, я буду креститься». Но что-то не получилось с крёстным – нужен крёстный. Прошло два года. Спрашивают: «Ну как, будешь креститься?», - «А я не буду креститься». Она уже ощутила какое-то влияние мира, и кто за это ответит, что человек некрещёный? Родители ответят. Другое дело, что нужно сознательно не просто крестить младенца, вот он родился, надо покрестить.

- Бабушки настояли?

Игорь Ануфриев: Да. А почему? Ну просто. Вот все крещёные, пусть будет и он крещёный. Нет, это тоже значит, ещё люди не готовы. Потому что крещение предполагает и воспитание в православной вере. А если мы просто крестим и забываем, то мы тоже нашего ребёночка тоже бросаем в это море житейское, да, и как он там выплывет? Так что вот я за то, чтобы крестить младенцев, но надо воспитывать, то есть взрослым надо к этому сознательно подойти, взрослым, родителям, крёстным. Для этого в храмах сейчас есть такие беседы подготовительные, огласительные беседы перед крещением.

- Мы продолжим беседу с отцом Игорем буквально сразу после федеральных новостей. У меня в гостях сегодня отец Игорь Ануфриев, протоиерей, духовник Пермской духовной семинарии, настоятель храма Георгия Победоносца, и в преддверии праздника Пасхи мы говорим о вопросах веры. Когда приходят к вам на исповедь, вы ведь всё равно чувствуете, много лет вы в церкви, вы это понимаете, с одним и тем же идут люди, согласитесь, с одними и теми же проблемами и бедами.

Игорь Ануфриев: Не надо этого пугаться, некоторые приходят, говорят, у меня опять этот грех, у меня опять этот грех. Как мы приходим к доктору: у нас всё время одна и та же болезнь. У кого-то желудок болит, у кого-то сердце, и мы всё время приходим: доктор, вот опять мне нужно. Так и душа, она у человека болит, скажем так, с одной стороны. И исповедь – это и есть тоже средство, чтобы нам победить грех с божьей помощью. Сам человек не победит, а церковь даёт возможность. У меня есть такие примеры радостные, когда человек победил грех. Представляете, вот он всё время зависел от того или другого, ну как зависимость наркотическая от греха, а тут он вдруг почувствовал свободу. Это такая радость. А сам человек это не сможет сделать, поэтому и советуем воспользоваться этим.

- Согласитесь, что люди неверующие часто упрекают христиан, что те используют исповедь для успокоения совести. Греши как хочешь, сколько хочешь, приди, покайся раз в две недели и дальше.

Игорь Ануфриев: Нет, ну это неправильно, неправильно. Это грех, когда человек говорит: «Я сейчас согрешу, а потом покаюсь». Это грех и по сути – нет, человек борется с грехом. Он борется, на исповеди он тоже борется с грехом, просто он падает, согрешает всё равно, бежит на исповедь, кается, хочет освободиться от греха. Но только это можно делать с Божьей помощью. Она подаётся в таинстве покаяния.

- Вы заметили, стало ли больше людей в церкви во время кризиса? Влияет ли как-то кризис на веру, есть ли какая-то взаимосвязь с экономическим кризисом?

Игорь Ануфриев: Я прямой зависимости не заметил. Могу в целом сказать, что становится всё-таки несколько больше людей, в том числе думающих, образованных, которые приходят в церковь, которые ищут смысла жизни, глубокого смысла жизни. Но так, чтобы это стало каким-то массовым явлением, конечно, нет.

- У нас есть звонок. Вы в эфире, как вас зовут, здравствуйте?

- Здравствуйте. Фаина Петровна. У меня вопрос: скажите, пожалуйста, как вы пришли к Богу? Я знаю, что вы очень серьёзно занимались музыкой, композитор, причём, семья - отец был коммунистом, секретарём парторганизации, и вдруг такой перелом. Объясните, пожалуйста, если это несложно.

Игорь Ануфриев: Да, спасибо, Фаина Петровна. Действительно, я пришёл к вере через музыку, через искусство. Сначала я сочинял музыку, ходил в храм, мне нравилось пение церковное, потом я стал петь в церкви, мне очень понравился этот процесс. И как бы постигать жизнь церкви изнутри. А потом постепенно мне было сделано такое предложение одним духовником, и так постепенно.

- Сколько вам было лет?

Игорь Ануфриев: Когда я уже принял сан, да? Было мне 38 лет, то есть я уже был взрослым человеком, у меня было всё, так сказать, более-менее благополучно в жизни, но, тем не менее, Господь призвал через музыку, через искусство, такой путь.

- Хотела я вас спросить про семью. Почти каждая вторая семья разводится. То есть вот сколько у нас браков, и ровно 50% по статистике разводы. Приходят к вам мужчины, которые пытаются сохранить семью, или женщины… Какие советы, какие, в основном, причины? Измена лежит в расставании, или не только? И как вы советуете, что советуете, как помогаете?

Игорь Ануфриев: Ну, к сожалению, мало приходит людей, которые разводятся и приходят советоваться. Приходят, когда уже всё совершилось: помогите, как жить! Вроде одинокая женщина, вот мужчина, у которого не сложилось. И всегда есть выход, всегда есть покаяние, всегда есть, действительно, Господь даст выход. Но сохранить бывает уже трудно, это нужно заранее. Поэтому мы стараемся проводить беседы перед венчанием, когда молодые люди решаются совершить венчание. Венчаний очень мало, скажу вам.

- Почему?

Игорь Ануфриев: Да потому что люди…

- Ведь это был процесс, ну согласитесь, что модный.

Игорь Ануфриев: Модно это было давно, это когда-то в начале 90-х. Эта мода давно прошла, и сейчас люди боятся: а вот как что будет, а вдруг у меня не получится, а я повенчаюсь.

- Как ипотека на двадцать лет?

Игорь Ануфриев: Да-да. А вот венчание и даёт ту основу, на которой можно сохранить семью, потому что Господь помогает. А у нас люди не понимают. Поэтому и стараемся беседовать заранее, предупреждать, что ли, те или иные… А трудности ведь всегда в семейной жизни, они неизбежны, люди друг к другу притираются. И, к сожалению, сейчас воспитание такое, что все вот как-то особняком, индивидуалисты.

- Не торопятся жениться.

Игорь Ануфриев: Да, не торопятся жениться, не такой характер. Живут долго так называемым гражданским браком.

- Осуждается церковью гражданский брак?

Игорь Ануфриев: Конечно, осуждается. Это же грех, потому что это не брак на самом деле, а сожительство. Гражданский брак – это зарегистрированный в ЗАГСе, то есть это честный брак. Перед людьми мы говорим: мы муж и жена, это принимается.

- Но по правилам, мужчины говорят, что «что значит этот штамп»…

Игорь Ануфриев: А вот он значит, что ты берёшь ответственность, и в том числе юридическую ответственность, за половину. Если у тебя будут дети… А так ты не берёшь никакой ответственности. Штамп очень много значит.

- Бывает, что в браке муж и жена давно живут, но решили обвенчаться через какие-то 5-10 лет?

Игорь Ануфриев: Бывает, бывает.

- Что ими движет?

Игорь Ануфриев: Приходят как-то, значит, уже пожилые люди. Мы, говорит, прожили, 40 лет, по-моему, в браке, решили повенчаться. А я говорю: «Что вас привело в таком возрасте?» А они говорят: «Вот у нас должен скоро родиться правнук, хотим, чтобы наш грех не перешёл на него». То есть разные бывают случаи, и это хорошо, когда люди даже в таком возрасте осознают это как акт покаяния за свою жизнь, которую мы прожили не по заповеди, мы исправляемся ради наших детей, допустим, наших внуков.

- Но вы всё равно много семей слышите, много историй… Можно сказать, что женщины, их как-то портит самостоятельность? Есть ведь все равно, что мужчину нужно слушать, мужчина главный. Мужчина даже в церковь ходит без головного убора и вроде как ему больше почестей и как-то вот…

Игорь Ануфриев: Дело не в почестях, дело в том, что мужчина должен быть главой семьи. Он должен взять на себя главную ответственность. Если мужчина не берёт по той или иной причине, женщине приходится на себя взвалить. И тогда в семье начинаются перекосы. Вот часто мужчина пьёт из-за того, что женщина управляет. А он чувствует, что это не так, и он уходит в выпивку.

- А что делать, если он не может заработать, если он выпивает, она встаёт и с маленьким ребёнком идет работать, куда деваться?

Игорь Ануфриев: Конечно, я в этом случае никого не обвиняю, а просто говорю, что сам факт, вот получается перекос. А если мужчина действительно глава семьи, то семья, она прочная. И если особенно мужчина верующий, а сейчас встречаются такие часто семьи, где мужчина верующий, а женщина не очень, но она приходит легче к вере, чем наоборот: женщина верующая, а мужчина нет, мужчина нет. Он трудно приходит, он не слушает женщину, он не так устроен.

- А причиной может быть для развода именно этот факт, что женщина верующая, а мужчина нет?

Игорь Ануфриев: Нет, причиной это не может быть.

- Со временем всё равно…

Игорь Ануфриев: Да-да… Только если человек начинает противиться вере, например, ну вот это уже разные веры – мусульманин и христианка, то есть он принуждает её принять мусульманство, ну тогда будем разводиться.

- У нас есть звонок, вы в эфире, представьтесь пожалуйста.

- Здравствуйте, меня зовут Виктор, я бы хотел такой вопрос задать: бывают такие случаи, что я, например, христианин, а жена мусульманка, венчают их или нет?

Игорь Ануфриев: Случаи такие бывают, но их не венчают. Венчать невозможно, потому что он мусульманин, он некрещёный. Венчать можно только крещёных людей. Венчание возможно между православным и католиком, это возможно при условии, что люди обещают воспитывать детей в православии.

- А правда, что существует развенчание?

Игорь Ануфриев: Нет. Развенчания как такового не существует, потому что идеальный брак – это один. Но когда брак распался по тем или иным причинам, и люди вступают во второй брак, тогда им даётся благословение на второе венчание, как послабление, для того, чтобы спасти людей, чтобы они не ушли ещё дальше, знаете, чтобы не закружила их жизнь. А как такового развенчания нет.

- Спрашивают по ICQ, обязательно ли в Пасху христосоваться, целоваться?

Игорь Ануфриев: Может и не обязательно, но это просто такая традиция, что мы проявляем свою радость и свою любовь к ближнему через христосование.

- Ещё до эфира меня попросили задать вопрос про заказные записки. Вообще, как правильно её написать? Какой смысл имеет?

Игорь Ануфриев: В заказных записках мы не пишем скажу кого: некрещёных, богоборцев, колдунов, экстрасенсов, а всех людей, которые крещёные, которые не противятся сознательно вере во Христа.

- У нас осталось несколько минут до конца эфира, я попрошу звукорежиссёра Сергея Слободина найти - у нас есть обращение пасхальное митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия ко всем нашим слушателям. Я благодарю вас. У нас в гостях был отец Игорь Ануфриев, протоиерей, духовник, приходите к нам ещё. До свидания.

Игорь Ануфриев: Спасибо, спасибо, всего доброго!


Обсуждение
3815
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.