Верхний баннер
07:21 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:26, 13 мая 2015

«Ругать гиперактивного ребенка не за что, это его физиология. За что его ругать? За то, что у него так мозг работает?», - Ольга Шугар, врач-невролог

«Ругать гиперактивного ребенка не за что, это его физиология. За что его ругать? За то, что у него так мозг работает?», - Ольга Шугар, врач-невролог
«Ругать гиперактивного ребенка не за что, это его физиология. За что его ругать? За то, что у него так мозг работает?», - Ольга Шугар, врач-невролог

Тема: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Гость: Ольга Шугар, врач-невролог

Программа: «Здоровый подход»

Дата выхода: 12 мая 2015 года

Ведущий: Евгения Романова

- У микрофона Евгения Романова, программа «Здоровый подход». Сегодня поговорим о синдроме гиперактивности или дефицита внимания у детей. Это достаточно широко распространенное явление оказывает негативное влияние на правильную, комфортную адаптацию ребенка в социуме. Гиперактивность у детей, согласно данным исследований, встречается примерно у 18% маленьких пациентов. Причем почему-то больше страдают мальчики. Узнаем, так ли это, у врача-невролога Ольги Шугар. Расскажите о причинах появления такого диагноза у ребенка, правильно понимаю  что это связано с  проблемами, которые были еще при беременности?

Ольга Шугар: Все верно вы говорите, эта проблема начинается с процесса беременности у мам. Когда закладывается нервная система, все стартует оттуда. Повышенное давление, токсикоз, повышенный тонус матки во время беременности – это факторы гипоксического поражения плода внутриутробно. Далее – тяжелые роды, обвитие пуповины. Основной фактор – это гипоксическое поражение, когда существует кислородное голодание плода.

-Как можно узнать гиперактивного ребенка в коллективе?

Гиперактивного ребенка можно выделить среди всех детей по поведению, если, например, взять детсадовскую группу. Когда ему 3-4-5 лет, такие дети изначально отличаются неусидчивостью, невнимательность. Изначально все дети неусидчивые, но уже позже, когда детей сажают за уроки, за учебу, у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания все это выходит гораздо хуже. Корень проблемы лежит в развитии нервной системы, и проведенные недавно нами исследования показали, что страдает нервная система, и есть особенности ее формирования у таких детей.

- Признаки детей, страдающих гиперактивностью: повышенная физическая активность, неусидчивость…

Ольга Шугар: Да. Они ведут себя как моторчик, бесцельно двигаются, их сложно усадить. При этом у них снижен фонематический слух. Когда им говорят, что нужно посидеть, поработать, то они как будто мимо ушей все пропускают, слушают, но кажется, что не слышат. Понятно, что окружающих это раздражает, и такой ребенок вызывает дискомфорт. То есть с такими детьми родителям в какой-то степени сложнее, сложно работать, но работать с этим нужно. Чем раньше будет начато лечение такого ребенка, тем оно будет эффективнее. Чем раньше любое неврологическое отклонение начать лечить, тем эффективнее прогноз.

- Рассеянность – один из признаков. СДВГ, как еще называют этот синдром, слуховая и зрительная рассеянность, малыш не в состоянии долго слушать или смотреть материал какой-то, он не может сфокусироваться. Проблема возникает именно в школе.

Ольга Шугар: Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это сборная группа патологий. Есть дети, которые страдают только дефицитом внимания, есть дети, которые страдают дефицитом внимания и гиперактивностью, есть дети, которые страдают гиперактивностью и импульсивностью. Проблемы начинают проявляться к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок способен высиживать 30-40 минут, есть умственная нагрузка, он способен уже держать внимание на каком-то задании. Если этого не происходит, уже надо задумываться. Почему? Он либо устает, истощается, либо ему не интересно, и он переводит умственную деятельность в игровую – признаки инфантилизма. Дальше, уже с 6 лет, когда ребенка определяют в воскресную школу, такие дети обращают на себя внимание. А уже в школе, когда появляется нагрузка у первоклассника, то таким детям сложнее.

- Получается, что с 1-2 года рождения сложно еще определить наличие этого синдрома, он, бывает, даже не проявляется.

Ольга Шугар: Все верно. Хотя признаки бывают. Например, гиперактивные дети после рождения очень беспокойные, плачут, плохо спят. Такие поведенческие моменты, все говорит о страдании нервной системы. На это нужно обращать внимание и от 0, и дальше обращаться к детскому неврологу.

- Насколько сложно диагностировать этот синдром, меняются ли методики?

Ольга Шугар: Диагностировать не так сложно, потому что родители уже изначально обращаются с проблемами в поведении и обучении. Существуют международные диагностические критерии, которые некоторые врачи на приемах применяют. Непосредственно я этим занимаюсь. Анкета состоит из трех блоков вопросов, там в каждом из блоков 6 положительных по дефициту внимания и гиперактивности, и это выявляется уже на первичном приему врача.

- Проводят ли какие-то обследования, чтобы выявить этот синдром?

Ольга Шугар: Естественно. Первичная неврологическая диагностика. Очень хорошо синдром выявляется на приеме у психологов и нейропсихологов. Они проводят свою нейропсихологическую диагностику и могут выявить по функциональным блокам мозга, что страдает у такого ребенка. После проведения первичной диагностики они уже занимаются дальнейшей коррекцией по уже нарушенным блокам мозга.

- МРТ?

Ольга Шугар: Нет. Это немножко не то. Томография призвана смотреть структуру. Обычно у таких детей структура мозга развита нормально. И если делать компьютерную томографию или МРТ, то никаких специфических признаков там никто не увидит. А именно по исследованию функций развития головного мозга таких детей – здесь да. Исследованием функций занимаются нейропсихология и электроэнцефалографическая диагностика.

- Часто идет постановка диагноза гиперактивности у детей дошкольного возраста, которые пошли в воскресную школу, или в 1-2 классе. В таком случае гиперактивность проявляется в невнимательности ребенка на уроках, неусидчивости, ребенок очень быстро теряет интерес к чему либо, ему сложно сидеть за партой – учителя таких детей не любят, прямо говоря. Как помочь родителям, какие советы родителям можно дать? Я так понимаю, что таблетками не вылечить этот синдром.

Ольга Шугар: Таблетки, которые применяются в данном состоянии, будут способствовать лишь улучшению созревания и развития центральной нервной системы. То есть они специфические, они улучшают кровообращение, улучшают усвоение питательных веществ. Но поведенческую стратегию, которая сформировалась у ребенка с 5-6 лет, особенно если это клинический вариант гиперактивности и дефицита внимания, ребенку уже такая модель удобна. Здесь нужно проводить не только нейропсихологическую диагностику и медикаментозное лечение, но и обязательно работать с родителями. Может быть, это какие-то виды семейной терапии, то есть учить родителя, как в таком состоянии принимать своего ребенка, воспринимать, воспитывать и прорабатывать эти акцентуации характера ребенка, чтобы он не развивал их, не усиливал и как-то вливался в коллектив. Как родителям адаптироваться к ребенку, так и ребенку адаптироваться в коллективе.

- А нужно ли родителям предупреждать учителей, что вот у нас такой особенный ребенок?

Ольга Шугар: Имеет смысл переговорить в приватной беседе. Вообще такие дети интеллектуально сформированы очень хорошо, то есть мешает проявлению всех способностей именно поведенческая модель. Он хорошо усваивает материал, при этом все процессы у него протекают быстро, поэтому здесь нужно учить его усидчивости.

- Диагноз «гиперактивность» - это диагноз, который обязательно нужно лечить или нет? Потому что существуют некоторые стереотипы: ну что за болезнь – гиперактивность. Даже вы сказали, что таблетками не лечится.

Ольга Шугар: Опасность в том, что это дисфункция, то есть расстройство. По многим мировым источникам эта дисфункция к 13-15 годам в каких-то израстается и ребенок функционирует, но в 6-8 лет закладываются не только умственные, школьные навыки, но и определенная поведенческая модель ребенка на будущее. Ребенок уже с определенными чертами характера будет выходить в этот возраст. То есть такие дети изначально начинают плохо учиться, у них снижается самооценка. И опасность в том, что такие дети часто попадают в асоциальные группы, когда формируется агрессивная модель поведения и неприятие сверстниками, неприятие учителем, неприятие родителями, ребенок находится в изоляции. Поэтому обращать внимание на то, что ребенок неусидчивый, плохо усваивает материал, его сложно чем-то заинтересовать, обязательно надо. Уже в 6-7 лет, если действительно выставлен диагноз, заниматься таким ребенком обязательно надо.

- Советы родителям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: четко формулируйте задачи, которые ставятся перед малышом, меньше слов больше конкретики, старайтесь строго соблюдать определенный распорядок дня. Почему распорядок дня? Упорядочивает психику?

Ольга Шугар: Распорядок дня очень важен. В одно время подъем, в одно время отход ко сну, с максимальным исключением компьютеров, планшетов, телефонов, различных возбуждающих игр, различных мультиков. Чтобы это все было очень строго дозировано.

- Именно перед сном?

Ольга Шугар: Нет. Вообще на протяжении всего дня.

- А почему акцент на компьютерах и гаджетах?

Ольга Шугар: Это перевозбуждает ребенка.

- А здоровым детям вы также советуете как невролог ограничить компьютеры и гаджеты?

Ольга Шугар: Да.

- То есть никакой пользы и ничего хорошего они не несут? Это уже можно говорить?

Ольга Шугар: Не несут. Можно говорить. Это не то чтобы я говорю и советую, это ко мне приходят родители и рассказывают, что, действительно, это убрали – и стало лучше. «Мы у ребенка забрали планшет и отдали его в какую-то спортивную секцию, и стало лучше». У таких детей, если поставили диагноз «гиперактивность», то план действий таков: обязательно обращение к врачу, обязательно определенные медикаменты, обязательно общение с психологом, обязательно отдать ребенка в какую-либо секцию – спортивную, театральную. Развивать в ребенке либо творческое начало, либо спорт. Если ребенок гиперактивный, особенно у мальчишек – это дзюдо, каратэ. Там, где он будет находить себе какую-то отдушину. Там, где будет повышаться его самооценка, где его будут хвалить, и ему будет нравиться этим заниматься.

- Почему творчество или спорт, что, школы мало?

Ольга Шугар: Для гиперактивного ребенка все равно должна быть отдушина, чтобы развивалась творческая и активная энергия.

- Хотела бы еще уточнить о лечении народными средствами. Кто-то считает, что раз ребенок возбужден, то можно принимать мелиссу, ромашку… Можно ли самостоятельно, без врача давать такие вещи?

Ольга Шугар: Седативные фитосборы, конечно, используются, но это на ранних этапах. То есть это как такая симптоматическая терапия, это не основное лечение.

- Вот название – «синдром дефицита внимания» – это означает, что ребенку надо больше внимания?

Ольга Шугар: Всем детям обязательно нужно внимание, и чем больше, тем лучше.

- Почему-то тут один из пунктов в поведении с такими детьми эксперты советуют: необходимо изменить психологический микроклимат, уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе и не ссориться в присутствии ребенка.

Ольга Шугар: Не ссориться в присутствии ребенка – это имеется в виду, чтобы у ребенка не было дополнительного перевозбуждения, дополнительной эмоциональной пульсации. Конечно, психологический микроклимат очень важен в семье, и вообще все это из семьи. В большинстве случаев ребенок может «отзеркаливать» поведение родителей, и то, что происходит в семье, отражается и в его поведении.

- Как я понимаю, повод поругать за что-то такого ребенка у родителя всегда найдется. Ругать такого ребенка или нет?

Ольга Шугар: С аккуратностью. Потому что ругать такого ребенка не за что, это его физиология. За что его ругать? За то, что у него так мозг работает. Это неправильно. Родителям здесь нужно пожелать быть терпимее к такому ребенку. А чтобы это разрешить, нужно этим заниматься. Не заниматься и ругать – так нельзя делать.

- К какому врачу лучше обращаться, если родители со временем заметили признаки этого заболевания? Невролог или психиатр?

 Ольга Шугар: Нет. Это не психиатрическая проблема. Это неврологическая проблема, поэтому обращаться изначально нужно к неврологу. А дальше будет назначено лечение, и нужно будет смотреть, как ребенок на это лечение откликнется. Подход к лечению должен быть комплексный: невролог, психолог, различные секции, психотерапевтические занятия с родителями. То есть только комплексный подход обеспечит максимальный эффект.

- Во взрослом состоянии проходит это, или считается, что это синдром на всю жизнь?

Ольга Шугар: Это не хронический синдром на всю жизнь, в 15-20% он переходит во взрослый возраст. Чаще всего это синдром дефицита внимания у взрослых.

- Как это проявляется у взрослых людей?

Ольга Шугар: Это нарушение профессиональных взаимоотношений, рассеянность, быстрая истощаемость, и плюс с возрастом присоединяются различные болезни. 


Обсуждение
6966
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.