Верхний баннер
15:21 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:33, 02 июня 2015

«Библиотеки я сегодня называю социальными институтами, не только информационными или образовательными», - Ольга Орлова

Тема: современные функции библиотек, библиотека как социальный институт, роль библиотек в адаптации мигрантов

Гость: Ольга Орлова, заместитель директора Пермской городской библиотеки имени Горького

Программа: «Обществознание»

Дата выхода: 29 мая 2015 года

Ведущий: Екатерина Набатова

- Добрый день! У микрофона Екатерина Набатова, за звукорежиссерским пультом Александр Назарчук. В эфире программа «Обществознание». Напомню, это программа о неравнодушных людях и о том, как они влияют на нашу с вами жизнь. Сегодня в гостях у нас заместитель директора Пермской городской библиотеки имени Горького Ольга Орлова. Ольга Сергеевна, добрый день!

Ольга Орлова: Добрый день!

- Поговорим мы о том, какую роль играют библиотеки в миграционной политике региона, что из себя представляет современная библиотека и может ли книга конкурировать с интернетом. Традиционный вопрос для всех наших гостей: что бы вы хотели изменить в Перми, улучшить?

Ольга Орлова: Как в Перми, так и в Пермском крае, я бы хотела, конечно, улучшить отношение к библиотекам. Библиотеки играют огромную роль в социальной жизни населения любой территории. И, соответственно, они должны хорошо финансироваться, быть признанными в обществе и иметь возможность так же динамично развиваться, как развивается все вокруг в нашем обществе. К сожалению, пока мы этого не наблюдаем – и очень жаль.

- Мы поговорим позднее о библиотеках. Сейчас хочу начать наш разговор о вашей общественной деятельности. Вы активно занимаетесь проблемами миграционной политики, межнациональных отношений.

Ольга Орлова: Миграция – это неизбежное явление современной жизни, и, соответственно, мы прекрасно должны понимать, что люди, которые меняют место жительства, меняют и образ жизни, и соседей, и абсолютно все. И, конечно, помогать им в этих процессах нужно обязательно. Другое дело, что мы достаточно долго жили в стабильном обществе, и поэтому, возможно, наше население к этому настолько сильно не готово. На самом деле существует множество программ по адаптации мигрантов. В 2004 году краевая библиотека выиграла грант по организации школы мигранта.

-  Что из себя представляет школа, сама адаптация?

Ольга Орлова: Школа представляла собой знакомство с разными сторонами жизни, условно говоря, на пермской земле. Это и культура, и история Пермского края, и знакомство с юридическими вопросами. Ну и, конечно, большое количество занятий было отведено русскому языку. После школы мы провели достаточно большое заключительное мероприятие, и поняли, что эта тема, которой мы будем заниматься, заниматься и заниматься, потому что она реально нужна. Но ею надо заниматься не только по отношению к мигрантам, как мне кажется, но и проводить определенную разъяснительную работу и среди местного населения.

- Как раз хотела спросить, как вы оцениваете уровень толерантности в нашем пермском обществе по отношению к мигрантам?

Ольга Орлова: Наверное, не очень высоко, но, возможно, что он все равно медленно, может это не очень сильно видно, но меняется. Но и мигрантов становится не больше пока, а, видимо, в силу экономических причин, эта ситуация пока несколько выровнялась в Пермском крае, мне кажется, и здесь нет особого притока мигрантов, например, как в Екатеринбурге. Но, тем не менее, любая социальная напряженность влечет и напряженность в этой сфере тоже, и определенный всплеск интолерантности.

- А что нужно делать, чтобы развивать толерантность, чтобы было меньше напряжения в обществе по отношению к мигрантам?  Какие конкретные механизмы? Понятно, что развивать, а как именно? Через какие механизмы развивать и поддерживать толерантность?

Ольга Орлова: Мне кажется, что это должна быть большая просветительская работа, в которой должны быть больше задействованы и вы, дорогие СМИ, потому что вы очень сильно влияете на эти процессы. И если со страниц газет, из эфира и так далее звучит в основном негативная информация о мигрантах…

- Криминального характера, да?

Ольга Орлова: Не только криминального, то это вносит определенного рода напряженность в общество, потому что это все откладывается в головах у нашего населения. Поэтому больше гласности, больше просветительской деятельности – и мне кажется, что наше правительство именно это и закладывает в свою региональную программу.

- Ольга Сергеевна, вы занимаетесь этой деятельностью как гражданский активист или как должностное лицо библиотеки?

Ольга Орлова: Я занялась написанием проектов по мигрантам гораздо раньше. И в 2004 году мой проект «Школа мигранта» очень хорошо пошел, и вот с этого момента я занимаюсь этим на уровне гражданского активиста, потому что моя деятельность никаким образом не финансируется, но она уже не имеет того объема деятельности, как все предыдущие 10 лет. Тем не менее, я прекрасно понимаю ее значимость, потому что людям в трудных ситуациях нужно уметь протягивать руку.

- А сегодня вы уже вовлекли в эту деятельность библиотеки? С какими общественными организациями вы сотрудничаете, как взаимодействуете с органами власти? То есть насколько они поддерживают вашу деятельность или вы действуете автономно? У органов власти есть свои мероприятия, свои обязательные программные методы, а у вас больше как общественная деятельность?

Ольга Орлова: Нет, на сегодняшний день я как раз поставила задачу вовлечь в эту деятельность муниципальные библиотеки Пермского края. Потому что миграция идет не только в пределах города Перми, но и всего Пермского края. Библиотеки – я их сегодня называю социальными институтами, не только информационными или образовательными. Они могут играть очень большую роль в установлении диалога между различными национальностями, приезжающими, и местным населением. И я считаю, что эта работа должна проводиться обязательно.

- А в каких территориях большая потребность возникает в таких мероприятиях?

Ольга Орлова: У нас очень хорошо развернул свою деятельность в этом направлении Карагайский район – мы знаем, что там долгое время была достаточно сложная ситуация в этом вопросе. И сейчас библиотека включилась в эту политику и проводит огромное количество мероприятий просветительского характера, культурологического, для того, чтобы сближать эти национальности, вести их к диалогу и взаимодействию. Мне кажется, что эта практика очень успешна именно в этом районе. Недавно я выпустила сборник по этому поводу, и статья о Карагае там тоже имеет место быть.

- Исходя из вашего опыта, на какой почве могут быть конфликты между мигрантами и местным сообществом?

Ольга Орлова: Чаще всего начало бывает не связанное с большой политикой, больше связано с какими-то бытовыми вещами, которые, когда уже начинает разгораться скандал, начинают высказываться уже претензии на национальном уровне. Грузинский мальчик увел русскую девочку у русского парня и так далее. Возможно, есть еще – просто я не очень слежу за этой ситуацией – чо-то, связанное с каким-то переделом, но этого я не знаю, и говорить об этом не буду.

- В этом году пермские библиотеки в вашем лице, в лице ваших коллег, получили премию центра «Грани» «Хрустальная гражданка». Получили вы эту премию за активную деятельность центров правовой информации при библиотеках. Расскажите, что из себя представляет деятельность центра правовой информации? Мы за рамками эфира обсуждали церемонию награждения «Хрустальная гражданка», и после вы поздравляли своих коллег на муниципальных территориях. Что, действительно, сегодня редко говорят библиотекарям слова благодарности и вообще замечают их работу? Эта награда и центр правовой информации – это один из способов посмотреть немного по-другому на работу библиотек.

Ольга Орлова: Мы открыли первый центр правовой информации в 2000 году. То есть на сегодняшний день они отмечают уже 16 лет своего существования.

- То есть через 16 лет вы получили такое общественное признание?

Ольга Орлова: Мы получили не только за то, что открыли центр правовой информации, а за их бурную и активную деятельность и социальную работу, которую они проводят, ну и, конечно же, прежде всего за работу по обеспечению населения доступа к правовой информации. Мы с вами живем в век, очень бурно развивающийся во всех отношениях, и чаще всего масса вещей, связанных с нашей жизнедеятельностью, находят отражение в законах. Но как население может получить доступ вот к этим законам – пресса, еще что-то и так далее. В 2000 году ставка была сделана на федеральном уровне именно на библиотеки, где начали открываться вот такие центры правовой информации, и, соответственно, там предоставлялся доступ к российскому, региональному и муниципальному законодательству.

- То есть любой желающий может прийти в этот центр – и что он может сделать? Посмотреть в интернете или получить консультацию?

Ольга Орлова: Получить доступ именно к правовым системам. И в данном случае я хочу сказать слова глубочайшей благодарности правовой системе «Консультант-плюс» и нашему представительству в лице Постаногова Александра Владимировича. За то, что бизнес-структура все эти 16 лет взаимодействует с библиотекой, бесплатно предоставляет доступ к этим системам, более того, все время расширяет возможности библиотек в получении самой актуальной правовой информации. Имеется в виду, что через интернет информация библиотек актуализируется ежедневно. Соответственно, в этих центрах население может получать вот эту информацию, когда библиотека открыта.

- А спрос действительно есть, или это, так скажем, некая организация, которая вроде бы и есть, но… Вот приходят туда или не приходят, как вы отслеживаете?

Ольга Орлова: Так как я этой сетью руковожу все время, и разрабатывала сама формы отчетности, то библиотеки отчитываются, и я вижу, что цифры посещаемости, спроса, выдачи документов, они из года в год растут. Растет популярность этих центров. Я анализирую, сколько публикаций о центрах правовой информации выходит на территории Пермского края. Эти центры популярны не только за счет того, что они предоставляют доступ, они занимаются огромной работой по донесению законодательства населению, популяризации российского законодательства через выпуск пособий малых форм, через проведение различных семинаров, конференций для населения. И самое интересное в этой деятельности, что в этих мероприятиях очень часто участвуют не только местные власти, но и региональные. То есть библиотека стала той площадкой общественного обсуждения массы вопросов, связанных с юриспруденцией, законодательством, которая интересна населению на сегодняшний день.

- А какие вопросы волнуют население?

Ольга Орлова: Конечно, прежде всего, земельные отношения, ЖКХ, расселение ветхого и аварийного жилья, и так далее. То, что мы слышим на наших каналах фактически ежедневно. То, что является проблемным вопросом для нашего населения. Это все является предметом обсуждения. И то, что мы взаимодействуем с массой общественных организаций по этой тематике, позволяет нам выявлять самую актуальную тематику для населения и работать с населением по этим темам. У нас есть такие партнеры не только в этой сфере, но и, например, мы очень много лет работаем совместно с избирательной комиссией Пермского края и тоже продвигаем избирательное законодательство.

- Мы, кстати, с вами говорили о том, что сегодня библиотеки активно участвуют в политике, но в политике каким образом – через избирательные комиссии, через просвещение в рамках избирательного законодательства?

Ольга Орлова: Прежде всего, конечно, просветительская работа, потому что она ведется постоянно. Не во время и не перед выборами, а постоянно. И мне очень нравится, что мои библиотеки работаю со средними учебными заведениями, со специальными учебными заведениями, где воспитательная работа, они помогают ее проводить.

- А что такое воспитательная работа, кого воспитывают библиотекари сегодня?

Ольга Орлова: Это происходит подспудно, я не имею в виду напрямую. Побуждать какую-то активность, интерес к какой-то политической жизни или к другой общественной жизни – это ведь тоже немаловажно. Чтобы люди входили в эти сферы.

- То есть сегодня библиотеки способствуют развитию гражданского общества, развитию гражданских инициатив, можно так сказать?

Ольга Орлова: Да, можно. С моей точки зрения, гражданские инициативы и отношения, прежде всего, развиваются на взаимодействии всех структур общества.

- Мы говорили о взаимодействии центров правовой информации, гражданского общества, органов власти. В чем это взаимодействие и почему вы считаете это важным и необходимым для местного сообщества?

Ольга Орлова: Я уже говорила, что наши центры правовой информации существуют довольно долго, и за это время установились достаточно прочные, за что я благодарна нашим партнерам, связи с различными структурами, как на краевом, так и на муниципальном уровне. Это прежде всего взаимодействие с органами власти, которые поддерживают центры правовой информации, понимают их значение, и, в любом случае, сегодня масса федеральных документов говорит о том, что органы власти на всех уровнях должны быть открыты. Как быть открытым? Это публично выступать, выставлять свою информацию на сайты, встречаться с населением и так далее. Наша пермская библиотека стала такой площадкой взаимодействия органов власти с населением. Проводятся общественные приемные, иногда проводились… Очень интересная была инициатива гражданских слушаний законопроектов, которые готовит местная власть, это очень важное начинание.

- Я несколько раз была на таких общественных слушаниях в Перми, честно скажу, впечатление достаточно двоякое. С одной стороны, есть подготовленные специалисты со стороны органов власти, и с другой стороны население, которое, по большому счету, слушает, но не предлагает, не относится к этим инициативам. Как вы считаете?

Ольга Орлова: Мне кажется на сегодняшний момент, что у нас эти отношения просто еще в стадии зарождения. И активность может проявляться и развиваться только со временем. Если на сегодняшний день эти вещи по крайней мере происходят, происходит попытка обсуждать – это же определенного рода шаги вперед.

- То есть это первый шаг к открытой публичной политике?

Ольга Орлова: Да, с моей точки зрения, да. Я присутствовала и на более непростых слушаньях.

- Какие примеры, например?

Ольга Орлова: К сожалению, немножко давние, но в Кунгуре обсуждалось расположение автовокзала для населения. И вот этот вопрос обсуждался очень бурно, и все-таки победила именно общественная сторона, а не властная. И автовокзал был перенесен ближе к железнодорожному вокзалу.

- Это, наверное, самый замечательный пример того, как гражданское общество может участвовать в принятии решения.

Ольга Орлова: Да, потому что население было услышано. И, соответственно, было принято во внимание при принятии закона. Это очень важные вещи, и они должны развиваться. Это одно из направлений деятельности. Так или иначе, на базе библиотек и центров правовой информации развивается такая сфера, как общественные слушания различных проблемных вопросов, которые характерны для нашего общества. Любая территория – это все рано вопросы ЖКХ, энергоснабжения, градостроительства и так далее. Но и огромное развитие у нас получила такая форма взаимодействия, как юридическая помощь населению.

- Хочу еще немного вернуться к гражданскому обществу, к общественным слушаниям. Вы как оцениваете ситуацию в Перми? В Перми органы власти слышать общественность? То есть в Перми может сегодня общественность сказать, что мы считаем, что автовокзал должен располагаться в ином месте, и указать это место, и органы власти услышат, так же, как в Кунгуре это было? 

Ольга Орлова: Честно признаться, затрудняюсь ответить, потому что решения, видимо, принимаются по-разному, на разных уровнях… Не отслеживаю я эту ситуацию до конца для того, чтобы иметь твердое мнение по этому поводу. Но я надеюсь, что так или иначе мы с вами показали правильные ориентиры, как это должно быть, и учет общественного мнения должен быть превыше всего. Будем надеяться, что в этом направлении мы все равно будем развиваться. Этому способствует все равно и интернет, и открытость, гласность и так далее. Поэтому мне кажется, что со временем все эти отношения выстроятся.

- Вы начали говорить о том, что вы еще оказываете юридические консультации через центры правовой информации.

Ольга Орлова: Это еще одна из форм взаимодействия, потому что правовая грамотность – это очень важная составляющая гражданского общества. Правовой нигилизм, ощущение себя вне правового поля – это очень затрудняет нормальное развитие общества, и поэтому то, что в Пермском крае развернута огромная консультационная работа, причем дистанционная. Инициатором была Татьяна Ивановна Марголина, уполномоченный по правам человека, организовав скайп-приемы практически во всех центральных библиотеках городов и районов Пермского края. На сегодняшний день это подхватила гражданская палата, гражданско-юридическое бюро, организованное для оказания бесплатной юридической помощи населению. И вот эти вот процессы, они с каждым годом только расширяются, и это очень важно. При вручении «Хрустальной гражданки» Аверкиев подчеркнул, что только за 2014 год гражданская палата дала населению Пермского края тысячу юридических консультаций. Это огромная цифра.

- А консультацию дают библиотекари?

Ольга Орлова: Нет, профессиональные юристы. А сбор заявок на эти консультации, предоставление этой услуги, вот это все продвигает населению центр правовой информации. Население знает, приходит, записывается на консультацию и в нужные дни выходит в эфир и получает нужную юридическую помощь.

- В традиционном представлении библиотека, в первую очередь, это место, куда школьники, студенты приходят, читают книги, готовятся к экзаменам, к семинарам. Сейчас мы с вами поговорили о том, что библиотеки сегодня – это еще и центры правовой информации, куда может прийти население за консультацией, за тем, чтоб познакомиться с какими-то законами. А что такое еще современная библиотека, к чему она должна двигаться? Какие услуги еще она может предоставлять или в какое направление развиваться?

Ольга Орлова: Мне кажется, что пермская библиотека и любая другая библиотека должна развиваться прежде всего как библиотека!

- То есть мы не должны забывать, что в библиотеку должны приходить и читать книги?

Ольга Орлова: Да. И, соответственно, библиотеку нужно держать на высоком информационном уровне. То есть она должна хорошо комплектоваться – как периодикой, так и книгами, предоставлять населению свежую, актуальную информацию, тогда это обязательно скажется на развитии нашего общества.

- Вы испытываете сегодня трудности с комплектацией библиотек?

Ольга Орлова: Да, сокращается финансирование на комплектование, и это происходит из года в год. И, соответственно, мы очень часто уповаем на дары, на то, что нам дарят книги, но это неправильно. Правильно – это отбирать наиболее значимую на сегодняшний день актуальную и свежую информацию и предоставлять ее населению. И ни в коем случае не считать, что интернет может в этом плане заменить библиотеку, потому что там сидят профессионалы, которые знают читательский спрос, интересы людей той территории, на которой они работают, и они работают по комплектованию книг именно на эту территорию.

- Но, с другой стороны, интернет вошел в нашу жизнь, в каждую семью, в каждую территорию. И если я хочу что-то почитать – я могу зайти в интернет, скачать книгу и, в принципе, не ходить в библиотеку. Как библиотека может тогда конкурировать с интернетом? Как она может завлечь читателя именно в библиотеку?

Ольга Орлова: Во-первых, библиотеки достаточно большие, и за многие годы подборки по определенной тематике. Не ко всем книгам интернет предоставляет доступ. Доступ очень часто бывает – как к фильмам, так и к книгам – платный, не надо об этом забывать. Давайте не будем бежать впереди кареты, лошади и так далее. В Пермском крае коммуникации развиты еще достаточно плохо. Есть населенные пункты, где в библиотеках нет даже телефона, а мы говорим с вами об интернете. Поэтому мне кажется, что здесь очень важно, что библиотека сегодня в маленьких населенных пунктах стала пунктов общественного доступа к интернету, к государственным электронным услугам… Запись к врачу или еще что-то. И об этой функции библиотеки надо обязательно помнить.


Обсуждение
2168
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.