Верхний баннер
15:34 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:44, 08 июня 2015

«Я жалею учителей, к которым дети приходят после уроков физкультуры», - Владимир Левитан, директор «Центра по физической культуре, спорту и здоровьесбережению»

- Добрый день, Пермь! Я Ирина Колущинская, здравствуйте! У меня сегодня в гостях снова Левитан, но не Сергей Владимирович, а Владимир Михайлович. Другими словами, у нас сегодня в гостях главный Левитан Пермского края. Здравствуйте, Владимир Михайлович! Я вас очень много лет знаю, люблю, и вообще обожаю. Потому что вы человек совершенно необыкновенный. По моему подсчету, вы, наверное, на муниципальной службе уже с полвека где-то, да?

Владимир Левитан: Добрый день, уважаемые жители Прикамья! Не на муниципальной службе, но, во всяком случае, я очень много лет занимаюсь вопросами физической культуры и спорта в Пермском крае.

- А если более точечно, то вы занимаетесь детским, подростковым, юношеским спортом. Как сейчас называется должность, которую вы занимаете уже 15 лет?

Владимир Левитан: Я директор Центра по физической культуре и спорту города Перми, но, скорее всего в образовании города Перми. В первую очередь, мы занимаемся детским спортом, и нас это сегодня очень и очень беспокоит.

- А почему?

Владимир Левитан: Во-первых, прошло не так много времени, как развалился наш Советский союз, где образование было одно из лучших в мире.

- Даже не вопрос.

Владимир Левитан: И вопросы физического воспитания претерпели очень большие изменения, и только сейчас мы начинаем понимать, а как вернуть то, что было хорошее сделано во время Советского союза.

- Я в разных школах училась, так сложилась жизнь, но я не помню, что в школе было меньше 5-6 спортивных секций школьных, у которых были преподаватели физкультуры и тренеры, и не надо было никуда бежать. А сколько школ спортивных было! Сколько помню, большинство из нас где-нибудь чем-нибудь занимались спортивным. Сейчас это, во-первых, безумно дорого, во-вторых, этих школ нет. Я не могу понять, если тогда были деньги на такую организацию спортивной и физкультурной работы в школе и в ПТУ – мы что, настолько обеднели? Или тогда мы сильно богатые были? Почему тогда государству хватало, а здесь совсем нет? Или здесь какие-то негосударственные вопросы, в чем дело-то?

Владимир Левитан: Если мы вспомним, кто отвечал за детские спортивные школы и спорт, тут нужно немножко отделить. Есть школьная физкультура, где она определяется тремя уроками физкультуры сегодня, и ее задача – дать культурно-физические знания, чтобы человек, который занимается, понимал, что такое физкультура, и что в дальней жизни она будет ему давать. А детские спортивные школы сегодня существуют, есть порядка 40 школ по разным видам спорта в городе Перми. Есть школы олимпийского резерва, есть обычные детские спортивные школы. У нас есть кружки в центрах творчества. Сегодня то количество, которое было, не уменьшилось, но стало меньше тех, кто занимается в этих школах.

- И все-таки, откуда у государства деньги тогда были?

Владимир Левитан: В то время у нас были детские спортивные школы на предприятиях. В основном, большая доля детского спорта, взрослого спорта – это было финансирование профсоюзов. Потому что те отчисления от предприятий и членские взносы, которые мы с вами платили в профсоюзы, шли и на детский, и на взрослый спорт. А у государства было «Динамо» и «Трудовые резервы», которые были на министерстве образования, это финансировалось из бюджета государства, а все остальное было на профсоюзах. Как только развалились профсоюзы, все это упало на государство. И, конечно, найти замену тому финансированию, тому, что вливали предприятия, очень сложно. Прошло много лет, мы в чистом виде живем в России и, безусловно, сегодня есть проблемы финансирования. Но, тем не менее, все во многом зависит от муниципалитетов, кто возглавляет, кто заинтересован.

- Вы сказали замечательную вещь, ведь в школе нас не уроки спорта, а именно уроки физкультуры. А что имеется в виду? Что должно быть на этих уроках?

Владимир Левитан: У нас есть государственные стандарты, государственная программа, где есть тот минимум, который определен.

- А физическая культура в чем? То есть на этих уроках дети должны понимать, что такое физическая культура. И как это делается?

Владимир Левитан: Берется час времени, где учитель перед началом какого-то цикла, например, лыжного спорта, он поясняет детям, что такое лыжный спорт, рассказывает об его истории, поясняет, что дает лыжный спорт ребятам. То есть ребята не должны приходить и делать «как я», а должны понимать, для чего они все это делают, какие упражнения, какие группы мышц развиваются и так далее. Тогда ребенок, приходя на занятие, должен понимать, для чего он все это делает.

- Владимир Михайлович, мы с вами живем в параллельных мирах! Ни у меня, ни у моих сестер, ни у племянников, ни у внуков, вот это… Я вообще первый раз в жизни это слышу.

Владимир Левитан: Вот это идет со мной по всей жизни. Я, когда работаю в образовании, я был в свое время и главным в управлении образования, отвечал за это дело, сейчас я отвечаю за всю физкультуру в школе в департаменте образования города Перми. Мы уже как 15 лет выстроили такую систему образования – система непрерывного образования по физическому воспитанию. Начиная от детского сада, начальная, средняя, старшая школа, допобразование и мероприятия. И сегодня проводим порядка 8 крупнейших спартакиад за год среди учащихся города Перми. Эта система, которая есть, выстроена вертикаль, горизонталь. И все прекрасно понимают, и руководители образовательных учреждений, и дошкольников, и так далее. Мы сегодня работаем в этой системе, она поддерживается районными методобъединениями, городскими, у нас их порядка восьми. Сегодня есть еще координационный совет, который возглавляет Гаджиева Людмила Анатольевна, а я ее заместитель, который постоянно работает и контролирует развитие физической культуры в образовательных учреждениях. Безусловно, есть и отрицательные моменты, но вот эта система дает четко работать, и сегодня понимание большинства руководителей образовательных учреждений очень нормальное.

- Нас сейчас слушают 73-80 тысяч человек и, наверное, они со мной согласятся, потому что в массе дети в школе физкультуру не любят, учителей физкультуры очень редко любят и, что характерно, толку от этого никакого. Три часа или не три часа… Вы знаете, я в школе проработала 18 лет, и когда у меня контрольная, а ко мне прибегают в мыле 30 человек, какая там к черту история, а тем более математика. Вот это вкрапление уроков физкультуры внутрь учебного заведения, это же все равно суррогат. Физкультурой и спортом нужно заниматься после уроков. Я очень хорошо помню, когда мы каждый второй урок из 6-ти делали производственную гимнастику с ребятами. Это было очень правильно. Я думаю, для того, чтобы организовать настоящую оздоровительную физкультуру по школам, мы просто нищие. Нет у нас настоящих школьных стадионов, нет кадров. В нашей с вами молодости тетку среди учителей физкультуры надо было еще поискать, а те, которые были, гениальные. Сплошные были мужики. А сейчас, простите, их нет. И я думаю, что это печальная картина, эти «медведевские» три урока. Ну сколько у нас есть школ, в которых нет вообще никаких мест для того, чтобы заниматься физкультурой…

Владимир Левитан: В отношении трех уроков это правильно. Мы даем не только культурно-физические знания, но и в какой-то степени мы даем нагрузку ребятам. Я жалею учителей, когда приходят после уроков физкультуры на другие предметы. Безусловно, ребята возбужденные, и они дискомфортно себя чувствуют, для этого ведь у нас в спортзалах есть и душевые. Можно пораньше закончить урок физкультуры и дать ребятам привести себя в порядок.

– Где же это работает все?

Владимир Левитан: У нас есть школы, где это есть. Но я другое хочу сказать. Тогда, когда составляется расписание занятий учебного процесса, должны это учитывать, чтобы всем было комфортно в этой школе. Что касается спортивных сооружений, то у нас в последнее время много построено межшкольных стадионов. Но, к сожалению, те сооружения, которые были построены еще давно, многие не соответствуют требования для занятий физкультурой, а есть школы, в которых вообще нет спортивных залов.

- Вы сказали мне накануне эфира, что нормы ГТО войдут в ранг ЕГЭ.

Владимир Левитан: Это не я сказал, это было сказано, когда был указ президента о внедрении комплекса ГТО на территории РФ. И было сказано, что сдача норм ГТО будет приравниваться к ЕГЭ. Более того, я сам слышал выступление ректора МГУ, который сказал, что не только ГТО, но будут и мастера спорта, олимпийские чемпионы, призеры и так далее будут приравниваться к ЕГЭ. Он сказал: «Нам нужны здоровые дети, а мы их научим уже всему остальному». У нас как получается – мы сначала сделаем, а потом думаем, как это делать. К сожалению, сегодня так оно и получается. Мы по своей инициативе решили провести в городе спартакиаду ГТО, у нас участвовало порядка 500 ребят. Мы провели двухдневное мероприятие, два года проводили. Но интереса ни у кого, кроме ребят, не возникло, мы потом перестроились на другие виды спорта, другие спартакиады. Но когда вышел этот указ, мы не стали ждать, когда придут методические разработки, тем более, наш край не попал в число экспериментальных, и нам нужно будет сдавать нормы ГТО в 2016 году, а мы уже проводили спартакиаду «От значка ГТО к олимпийской медали!». Мы включили туда виды спорта, которые есть в нормативе, и где-то 300 ребят выполнили этот норматив ГТО.

- Бедные ботаники, умные, те самые, которые покупают за сумасшедшие деньги Европу.

Владимир Левитан: Сейчас простому школьнику, который ходит на 3 урока физкультуры, безусловно, будет очень тяжело сдать эти нормы ГТО. Задача другая. Кроме того, что ты ходишь и посещаешь уроки физкультуры, нужно обязательно заниматься вне уроков физкультуры, вне школы.

- Скажите, а кто-то вообще посчитал, из тех, которые в школу не ходят, сколько времени при сегодняшних программах должен дома заниматься ученик средней школы для того, чтобы прилично учиться? Кто-нибудь считал?

Владимир Левитан: Такой статистикой я не занимался. Я вам могу только одно сказать: если он будет заниматься физкультурой, его задача поддерживать себя. Вот это главное.

- Вы знаете, что такое, когда в понедельник две контрольные или два зачета, вы думаете, они в субботу и воскресенье будут заниматься спортом? Кретины, безусловно, будут, они вообще не будут думать. А люди, которые думают о результатах учебы, у которых есть нормальная человеческая мотивация учебной деятельности, у которого есть цели и мозги – вот это все катастрофа. Я не говорю, что им не надо заниматься физкультурой. Просто надо как-то части головного мозга, которые размазаны по разным кабинетам и министерствам, как-то соединить в одну коробку, чтобы эта голова начала все-таки соображать. Вот это методическое объединение и вот та часть Минобразования считает, что такая должна быть математическая программа и вот столько часов, а потом выясняется, что в земных сутках всего 24 часа. Я вам больше скажу, начинается трагедия, я знаю статистику… Вот начинается переход девочки к девушке, начинается цикл, им становится так тяжко, так трудно, и вот в этот самый момент ее начинают нагружать и нагружать этими самыми учебными программами. На самом деле ни на какой черт не нужны 50%, зачем эта математика в жутких количествах? Кому это нужно? Только тем, кто будет учиться в технических вузах. Никакого спорта вне уроков у большинства детей нет и возможности заниматься тоже, потому что спорт после уроков – очень дорогое удовольствие. Я знаю сколько стоят спортивные танцы, теннис, верховая езда и так далее. А вот при этом стадионы-то пустые. У меня есть замечательный врач, который держит мою спину в вертикальном положении после поломанного позвоночника, вот у него трое детей очень разного возраста. Они с женой постоянно ходят бегать на лыжах, на коньках, они сплавляются, едут на юг только диким образом, лазают по горам и так далее. Это сумасшедшие родители. Остальная часть родителей… Во-первых, нет для этого возможности, а у тех, у кого есть возможность, нет времени. А главное то, что вся жизнь школьника сегодня отправлена только в одно место – сдать эти дурацкие ЕГЭ. Наплевать на все остальное вообще, потому что иначе вуза не будет, а следовательно, не будет достойной жизни. Человек заканчивает 11 классов и идет в вуз, а после 9 класса эта специализация – гуманитарные, математические, естественные и так далее. И если ты хочешь поступить в приличный вуз, и тебе нужен очень высокий бал, и заниматься дополнительно невозможно, и в итоге … Вот есть ЕГЭ, эти 4 предмета, а на все остальное наплевать. Мы живем в параллельных мирах. Вот эти кусочки прекрасных мозгов как-то отдельно друг от друга живут. А вот так, чтобы кто-то подумал, что нет у нас учеников и школьников, а есть девочки и мальчики, есть подростки такого и такого возраста, и вообще они не только социальные, но и биологические существа, к тому же они растут. И мы накручиваем столько этих ЕГЭ, ГТО, таких-сяких приказов, и каждый раз кажется, что самое главное, люди должны понимать, что дети живут дома. Ни фига вы с ними не сделаете, если не будет физической и другой культуры у родителей. Нормальные родители не бегают в школу, они работают.

Владимир Левитан: А родители откуда появляются?

- От бабушек.

Владимир Левитан: Эти дети, которых сегодня мы видим – это будущие родители. И если сегодня мы им не будем прививать в детском саду, в школе любовь к занятиям физкультурой, я не говорю о спорте высших достижений. Вы говорите нагрузки, ЕГЭ и так далее., но я это комментировать не буду, есть решение, это проводится в школе. Как ребят сегодня привлечь, чтобы они могли сами снимать эти нагрузки, которые они получают на других предметах. 30 минут он позанимается, отвлечется – и это уже будет для здоровья. Не будет он ничем заниматься, будущий вундеркинд, этот вундеркинд доживет до 30 лет. Дальше он будет ходить не в спортзал, а в поликлиники и больницы. Не говорится о большом спорте, там и нагрузки, и травмы и все, что хотите. Я говорю о физкультуре, о детском спорте в понимании, чтобы человек был здоров, чтобы это помогало ему и учиться в школе, и была радость какая-то. Мы 20 мая подводили итоги учебного года на стадионе, у нас проходит такая эстафета «Один за всех и все за одного». С 1-го по 11-й класс бежали эти девчонки и мальчишки, вы бы видели, какие глаза были у первоклассников и второклассников, когда они стояли рядом с одиннадцатиклассником и получали эту медаль, это вообще было чудо, мы это проводим каждый год. Конечно, есть родители, которые специально достают справки, чтобы освободить ребенка от физкультуры – это неправильно. И мы в будущем получаем тех же родителей.

- Я вспомнила, Акимов был директор СПТУ № 1, заслуженный учитель и замечательный мужик. И я вот вспомнила, как СПТУ № 1 отправляется на летние каникулы – колонна, человек 400, не меньше, и во главе Акимов и Заинчковский, и вот они рысцой, и бегом до Куликовки. И куда деваться этим 18-летним ребятам, когда впереди такие два лося. Сейчас я не знаю, кто бы мог такое сделать. Это был такой престиж. А сейчас заниматься физической культурой в школе не престижно.

Владимир Левитан: А вот скажите мне, сейчас говорят, что надо бороться с детской преступностью, с детской наркоманией, и как вы представляете себе… За счет чего? За счет пропаганды и агитации? За счет бесед?

- Конечно, нет.

Владимир Левитан: А вы вспомните, кто в то время показывал высокие результаты. Это были ребята – хулиганы, которых забирали тренеры с улиц в детские спортивные школы и отвлекали их от преступников и наркомании. Только лишь спорт и физкультура может решить данный вопрос. И я считаю, что должно быть все бесплатно. Я буквально во вторник услышал, было заседание Совета по физкультуре при президенте, и Владимир Путин сказал, что хватит тратить деньги на тех, кого мы приглашаем, надо отдать деньги детям и населению, чтобы население занималось физкультурой. Эта прерогатива была всегда при Советском союзе. Я помню, когда я был председателем общества «Труд», мне звонят председатели обкомов профсоюзов и говорят: «Слушай, помоги, у меня деньги остаются от оздоровления детей, меня с работы снимут за неосвоение». Я тут же организовываю все детские спортивные школы, и в августе-сентябре они проводили спортивно-тренировочные сборы бесплатно. Я веду к тому, что детям было всё. И наркомании детской и преступности было намного меньше, потому что они на улице не болтались. Я считаю, что прерогатива государства – это детство. Желать можно лучшего, но мы пока живем в такое время, что очень сложно еще. Но, тем не менее, к этому стремиться надо.

- Я очень благодарна вам за то, что вы это сказали, потому что я с вами полностью согласна.  Вы знаете, у меня есть замечательная знакомая – народная учительница СССР в Белоруссии. И вот она говорила, что в основе детской преступности лежит гиподинамия. Они, бедняги, не могут двигаться, а потом эта дурная энергия выливается наружу.  И я очень хорошо понимаю эту историю с профсоюзным боссом. Я работала на Севере, у меня была огромная школа, я была заместителем директора, и у меня было два профсоюза. И я им сказала, что, ребята, у нас в поселке кроме школы ничего нет, поэтому, если вы не хотите, чтобы наши дети беду себе на голову, давайте мне еще 4 тренера, мне нужен еще один физкультурный зал… И гоняли они все с удовольствием. При этом такой восторг был у начальства, так награждали этих ребят, были специальные плакаты, что вот самый лучший такой-то, спасибо родителям и так далее. Это было очень престижно. И думаю, что надо в кучку собирать педагогические и государственные мозги и понять, что по отдельности – вот здесь ЕГЭ, вот тут ГТО, вот еще что-то… Действительно, нужна система. То, что вы сделали за эти 15 лет  – замечательно. Я хочу еще спросить, вот департамент образования берет на себя и на школы все эти задачи, но ведь никакого механизма влияния на родителей в этом деле нет?

Владимир Левитан: Не совсем так. Потому что в департаменте образования понимание руководителя, в данном случае Людмилы Анатольевны Гаджиевой, это, безусловно… У нас одним из направлений в нашем департаменте с образовательными учреждениями является физическая культура. И она не отделяется у нас от того, что у нас ЕГЭ, мы идем на равных.

- Кто заказчик школьного образования?

Владимир Левитан: Министерство образования.

- Нет, заказчик образования детей – родители, вот разберитесь с этим делом. Это раньше государство было заказчиком. Мне очень хочется с вами встретиться, когда начнутся каникулы и поговорить о том,  где по части спорта и физкультуры отдыхают наши дети. Я вам очень благодарна. ГТО на ЕГЭ не надо переводить, потому что ботаников все-таки жалко, а за 2 года они здоровее не станут! Давайте со следующими ботаниками будем работать. Спасибо вам большое! Ваши дети молодцы, старший сын, по-моему, до сих пор выбегает на стометровке из 11 секунд, но жаловался, что не допрыгивает до кольца, все-таки шестой десяток, можно уже и не допрыгивать. Спасибо большое вам и до свидания!

Владимир Левитан: Спасибо вам за передачу!


Обсуждение
2779
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.