Верхний баннер
07:54 | | 25 ОКТЯБРЯ 2020

$ 76.47 € 90.41

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:34, 17 августа 2015

«Пермь производит впечатление города в упадке», - Александр Балакин и Анна Бордунова, участники проекта «Сколько стоит Россия?»

Тема: проект «Сколько стоит Россия?», визит участников в Пермь

Гость: Александр Балакин, руководитель проекта «Сколько стоит Россия?»; Анна Бордунова, координатор и художественный редактор.

Программа: «Дневной разворот»

Дата выхода: 14 августа 2015 года

Ведущий: Катерина Шафиева

- Начинаем «Дневной разворот» на пермском «Эхе», у микрофона Катерина Шафиева, и сегодня у меня «Разворот» с гостями, это у меня приезжие наши гости, это Александр Балакин. Александр, здравствуйте!

Александр Балакин: Здравствуйте!

- И Анна Бордунова. Анна, здравствуйте!

Анна Бордунова: Здравствуйте!

- Ребята к нам приехали из Москвы… На самом деле они не из Москвы к нам приехали… Короче говоря, они работают на такое издание, портал, точнее, «Частный корреспондент», и исследуют вопрос того, сколько стоит Россия, то есть едут… Откуда, получается, вы едете?

Александр Балакин: От Камчатки.

- От Камчатки до Карелии. И пытаются, во-первых, посмотреть природы наши, красоты, погоды разные – у нас тут на Урале уже в который год плохое лето, в отличие от всех остальных регионов – и заодно пытаются выяснить, сколько же стоит Россия на самом деле. Давайте начнем с начала. Собственно, наверное, вопрос к Александру, как к руководителю проекта. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея сделать именно такой проект? То есть именно стоимость жилья, развлечений, еды и так далее в городах России.

Александр Балакин: То, что сейчас с российской экономикой происходит, наверное, напрямую наталкивает на подобный вопрос, и если не этим летом, то когда, спрашивается? Я искренне надеюсь, конечно, что к следующему лету ситуация более-менее стабилизируется, и таких вопросов возникать не будет, но вот этим летом этот вопрос возник, поэтому в редакции «Частного корреспондента» было принято решение, что нужно делать интересный и масштабный, привлекательный именно своим масштабом проект, потому что, согласитесь, за два месяца от Камчатки до Карелии – это все-таки определенная заявка, вот. Ну и потом, лето - время путешествий. Когда, как не летом, ехать?

- Понятно. По каким городам вы намерены проехать?

Александр Балакин: Если провести по карте России линию от Камчатки до Карелии вдоль Южной границы…

Анна Бордунова: ...получится смайлик.

Александр Балакин: И по Поволжью через Нижний Новгород, Владимир и Ярославль, Петербург и Петрозаводск. На данный момент мы посетили… Это 15-й город.

Анна Бордунова: 15-й или 16-й.

Александр Балакин: Где-то после Байкала перестал считать уже. В общем, Камчатка, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Кемерово, Томск, Новосибирск. После Новосибирска Омск, потом Тюмень, что было дальше? Дальше Екатеринбург и Пермь, наконец.

- Получается, если смотреть по карте, то Екатеринбург должен попасть в любом случае, судя по описанию. Расскажите, пожалуйста, вы ведь уже добрались до Перми, дальше у вас еще сколько-то городов перед тем, как вы закончите свой проект – что уже удалось вам выяснить? Во-первых, что удалось посмотреть, что выяснить по своему вопросу именно о стоимости России?

Александр Балакин: Ну можно однозначно сказать, что первыми двумя словами, которыми мы ответим на вопрос «Сколько стоит Россия», будут слова «долго» и «дорого». Это вот сейчас уже могу с уверенностью сказать. В остальном, слишком много увидели, наверное, пока рано делать какие-то выводы, и всякий раз, когда меня спрашивают, как вы ответите на этот вопрос, я говорю, для каждого ответ будет свой, я пока не готов дать ответ. Есть какие-то цифры в сухом остатке, мы делаем какую-то выборку по ключевым показателям - среднюю зарплату, стоимость продуктовой корзины, какие-то такие вещи, которые простому смертному неинтересны.

- Чтобы статистику показать?

Александр Балакин: Конечно, проект неординарный, но тем не менее имеет очень серьезную практическую и применимую по итогу какую-то подоплеку. Пока кроме этих цифр, наверное, по нашему вопросу ничего не дадим.

Анна Бордунова: А выводы будут у каждого свои, то есть для кого-то это будет повод задуматься, что, может быть, в Перми жить лучше, чем в Екатеринбурге, или наоборот, и попробовать переехать или просто приехать посмотреть. Для кого-то будет увлекательный маршрут, он правда увлекателен, то есть попробуйте, повторите. У каждого будет свой итог, свой выход.

- То есть помимо цифр, которые будут показывать ту или иную стоимость жилья, зарплаты, продуктов, вы еще будете рассказывать о том, что можно увидеть в тех или иных городах?

Анна Бордунова: Вообще стоит отметить, что проект так или иначе нацелен на вопросы внутреннего туризма. Развитие их в стране, опять же, в связи с нынешней экономической ситуацией – это очень важно и интересно заставить того же москвича приехать в Пермь или человека из Санкт-Петербурга отправить на Байкал, ну это более такие уже внутренние цели.

- А почему именно от Карелии до Камчатки вы сделали такой свой путь?  Есть же ещё, вы не цепляете, получается, так скажем, не континентов, а сторон России?

Александр Балакин: Ну как бы да, согласен, но мне кажется, сроки были бы немножко другими, если бы мы составляли более полный маршрут. Да, меня многие спрашивают, почему не заехали на юг? Ну если бы мы заехали на юг, я не знаю, когда бы мы вернулись, сложно прогнозировать. Так маршрут был составлен с учетом более-менее нормальных дорог, потому что мы возымели некую смелость и отправились все-таки в автомобильное путешествие по России, то есть мы не пользуемся поездами, самолетами, мы едем исключительно автомобилями, и, если присмотреться, всю боль российских дорог можно на наших лицах увидеть, от Владивостока и до Перми на данный момент. Возможно, в будущем какие-то проекты будут по другим маршрутам, посмотрим.

- Вот скажите о своем путешествии, о качестве дорог, расскажите, ну чтобы, к примеру, власти задумались.

Александр Балакин: У нас в радиоэфире цензура?

- Нет.

Александр Балакин: Ну хорошего я мало скажу о российских дорогах.

- Если вы будете дороги описывать, особенно региональные или межрегиональные...

Александр Балакин: Вообще мы живые люди, и в нашем проекте нет как таковых граней, что мы описываем и что не описываем. Вот эти два месяца мы живем, и мы делаем вывод о том, как живется в данном регионе. Я не могу не описывать дорогу, если я еду от Владивостока до Хабаровска, и там нет дороги, хотя федеральная трасса «Уссури» была сдана, на минуточку, в 12-м году к саммиту АТЭС – но ее там нет. Парадокс. Я не могу об этом не написать, потому что об этом нужно написать, в остальных местах дорог как бы тоже мало, есть только направления.

- Помнится, в прошлом году к нам заезжали московские коллеги из «Эха Москвы», когда у них был первый этап вот этого вот трипа, посвященного 25-летию станции, в этом году у них второй этап идет, они как раз заезжали к нам в Пермь и говорили о том, что дороги у вас вроде как ничего, но вот инфраструктура по части тех же придорожных кафе, каких-то мест, туалетов и так далее – этого вообще нигде нет.

Анна Бордунова: Это вообще отдельная история, этого нет до сих пор.

Александр Балакин: Вот мы в Перми сутки, и мы уж успели оценить пермские пробки, интересное зрелище. Вчера и сегодня, наверное, оценим. Вчера на въезде в город мы порядочно постояли, я вижу, что город умирает по вечерам, ну вот все, там нигде просто нет движения.

Анна Бордунова: Сегодня нас настроили, что все будут уезжать из города, не планируйте ничего.

- Будут уезжать из города, буквально еще минут 30-40 и люди помчатся на дачи и т.д.

Александр Балакин: Как называют дачников-то - «садисты»? От слова «сад»?

- Действительно. Расскажите, сколько вот в каждом из городов вы проводите примерно времени?

Анна Бордунова: В среднем 2-3 дня.

Александр Балакин: Исключением была Камчатка, потому что я там провел неделю, там нельзя меньше, серьезно.

- Почему?

Александр Балакин: Потому что если мы говорим о городах, то в городах есть дороги, есть инфраструктура. Камчатка - это другая планета. Там упор даже в самом тексте, который по итогу получился, он уже опубликован на сайте. Камчатка - это полуостров исключительно природы, и там если и смотреть, то только на природу. Там городской культуры даже как таковой нет. Петропавловск-Камчатский как краевая столица существует как дань условности, знаете, должно быть место, где собраны городская краевая администрация, парочка больниц, главпочтамт, в общем-то и все. А в остальном Камчатка - это исключительно природа.

- То есть чтобы там как-то функционировать, нужно..

Александр Балакин: Ну это время конечно, и на полуострове две дороги есть, одна поперек, вторая по побережью, вот и все. Как хочешь, так и выбирайся, там меньше недели не проведешь.

- Хорошо, расскажите, а как вы собираете свои данные именно для того, чтобы ответить на вопрос «Сколько стоит Россия?», как выборка делается?

Анна Бордунова: Мы стараемся жить непосредственно у людей, то есть останавливаться либо у знакомых, либо через какие-то другие связи выходить, и жить именно при ком-то. Потому что именно так можно заглянуть в холодильник, посмотреть, что человек ест, спросить про уровень зарплаты, понять, сколько он тратит на бензин, как долго ему ехать до работы, и сколько стоит доехать до работы.

Александр Балакин: То есть получается, что данные для нашей статистики мы получаем из первых рук. Вот мы остановились в простой семье, которая в этом городе живет во 2-3 поколении, и мы видим, как они живут, что могут себе позволить, какие магазины выбирают, чтобы покупать продукты и так далее, и так вот по всем статьям, которые нам интересны, мы получаем информацию от них.

- Мы успели до эфира с ребятами пообщаться, и они действительно приехали, учились они в Москве, но сами из других городов. Анна, вы откуда?

Анна Бордунова: Из Сочи.

- Александр?

Александр Балакин: Я в Ярославле родился и вырос.

- Если сравнивать, к примеру, то, что вы уже видели, с вашими городами, где вы выросли, где вы родились, учились, как они выглядят, ваши города, по сравнению с остальными, которые вы уже видели в этом проекте?

Александр Балакин: Если отключить какую-то метафизику, связанную с семьей, она в моем родном городе осталась, все равно, чем дальше я еду, тем больше хочется в Ярославль. Потому что я вижу, что Ярославль на порядок чище, на порядок разумнее, на порядок привлекательнее для туристов, и люди в Ярославле это понимают. С достопримечательностями умеют работать, умеют их подать. Про Пермь мы отдельно поговорим, но в Перми я этого не заметил, не почувствовал, и мало где вообще почувствовал. Город люди, живущие в нем, не знают или не хотят знать? В Ярославле если ты спросишь дорогу на улице, тебе скажут, покажут, проводят. В большинстве городов, где мы побывали за эти 1,5 месяца, с 5-6 раза люди готовы как-то помочь сориентироваться, это удивительно для меня. Более того, Ярославль не имеет тех проблем с дорогами, с инфраструктурой, и в области в общем-то тоже. Я проеду через Ярославль в рамках этого проекта, посмотрю, может что-то изменилось, но пока как-то так.

- Анна, а ваше мнение? Если сравнивать с Сочи.

Анна Бордунова: Нужно понимать, что специфика Сочи в целом отличается от других городов, потому что это курорт, потому что так или иначе финансирования туда привлекается больше, то есть опять же я могу сказать, что дороги там лучше, что сфера того же внутреннего туризма там лучше развита, потому что это курорт. Я понимаю, что городу не хватает исторической основы, у нас почти нет никаких музеев, кроме дачи Сталина и еще парочки чего-то аналогичного, то есть только природа. Но в целом я понимаю, что город очень комфортен для жизни в плане доступности до магазинов, доступности до больниц, в целом гармоничного устройства города, он очень удобный.

- А как же вопрос самый главный, сколько же стоит ваш город по сравнению с теми, где вы побывали?

Анна Бордунова: Сочи - это Москва, это московские цены, это даже не удивление, это ожидаемо.

- А Ярославль?

Александр Балакин: Ярославль всегда был очень спокойным в плане цен. Я приехал в Москву и удивился, что Москва дороже. Но когда я приехал на Камчатку, я понял, что в Москве весьма комфортно жить. Камчатка в принципе, я сказал уже, что это отдельная планета, просто там люди существуют по каким-то непонятным для меня необъяснимым причинам. Я провел там неделю, я неделю жил в недоумении, что люди там в принципе существуют. Представьте себе место, где собраны все условия, чтобы не было людей, а они там все равно есть. Не знаю… Вы водите машину?

- Нет, к сожалению.

Александр Балакин: Вот обратил внимание, в Перми литр 92-го бензина стоит 33 или 34 рубля, на Камчатке литр 92-го бензина самого ходового стоит 47-48 рублей, и это нормальные цифры. Более того, вот этот индекс - 2-2,5 раза - он актуален для всех показателей. Да, люди там получают, наверное, побольше, но для зарплаты этот индекс не очень актуален, а вот для цен на продукты, для цен на коммунальные услуги, для цен на транспортные услуги - там дороже все. Более того, природные условия, несмотря на то, что это невероятная красота, природные условия там (по фотографиям местных жителей могу судить) - зимой выходишь из подъезда, еле-еле открываешь дверь, потому что все завалено снегом, и не видишь своей машины, потому что она под снегом. И несмотря на это люди там с какой-то маниакальной страстью существуют, они получают удовольствие от того, что эти трудности из года в год преодолеваются ими, что они находят варианты заработать побольше, что они находят варианты купить машину помощнее, чтобы выехать на вулкан с семьей. Когда я вижу видеокадры, как люди в купальниках катаются на сноуборде в кратере действующего вулкана, который снегом засыпан… Ну, это вдохновляет.

- Они доказывают всем, что они умеют жить интересней, чем вся остальная Россия, и умеют жить так, чтобы было еще и все хорошо, хотя, если вы говорили, что они существуют там, а не живут. Кстати, на сайте «Частного корреспондента» можно уже посмотреть некоторые отчеты, вот я вижу тут о Чите и рассказы и фотографии, пожалуйста, описание дней - 1-й, 2-й день. Даже религию успели посмотреть, интересно. Вообще, расскажите, пожалуйста, как потом, в какой форме будет изложен этот отчет о том, как вы путешествовали, помимо того, что вот мы уже сейчас видим?

Анна Бордунова: На сайте это формат статьи, плюс будут выкладываться ссылки на так называемые лонгриды, когда кроме текста и фотографий на сайте больше ничего нет.

Александр Балакин: Лонгрид просто позволяет посмотреть фотографии в более высоком качестве. В принципе, каждый город заслуживает фотографии в более высоком качестве, поэтому мы стараемся делать какие-то красивые вещи. Я думаю, что к середине сентября уже весь проект обретет какую-то полновесную форму, мы сделаем финальный выпуск, когда вернемся в Москву, и все 23 выпуска можно будет спокойно смотреть, читать на нашем сайте chaskor.ru. Там же указано, каким способом мы передвигаемся и как составляем маршрут, все это можно смотреть на нашем сайте. Вперед.

- Видео вы не снимаете, такой формат документального фильма не стали делать?

Александр Балакин: В рамках проекта – нет, могу сказать, что для себя я что-то снимаю, потому что техника, которая с собой, она позволяет, но это не относится никоим образом к проекту.

- Жаль, просто интересно посмотреть именно в форме документального фильма, условно, нарезку из разных городов, разных людей. А интервью с людьми местными вы делаете?

Александр Балакин: Да, конечно, стараемся. Например, во Владивостоке я общался с представителями Дальневосточного Федерального университета, это вот тот самый вуз, который получил какие-то невероятный субсидии в рамках модернизации острова Русский, общался с представителями всероссийского детского центра «Океан», в Хабаровске общался с людьми, которые курируют проект «Территории опережающего развития». И в каждом городе находится какой-то уникальный проект или человек, который достоин разговора. В Благовещенске (к слову, это был один из самых интересных разговоров) удалось назначить встречу с представителем генподрядчика на строительстве космодрома «Восточный». Правда, немыслимый подход к секретности, никаких фотографий, ни имен, ничего, голая информация.

Анна Бордунова: В Томске нам повезло, и мы договорились о встрече с редактором ТВ-2 Мучником.

Александр Балакин: Виктор Моисеевич Мучник, большое спасибо ему за эту встречу, наверняка вы эту историю слышали в ТВ-2.

- С закрытием?

Александр Балакин: Да. Разговор был просто невероятно насыщенный по фактам, по цифрам, ну и сам Виктор Моисеевич - очень интересный человек. И в каждом городе находится кто-то, кто вот поражает знанием города, и какой-нибудь уникальной вещью, с этим городом связанной.

- Контрольный вопрос: в Перми с кем вы уже успели поговорить или намерены поговорить?

Анна Бордунова: Пока только с пресс-службой администрации. Мы провели с ними весь день, потому что показывают город, достопримечательности.

Александр Балакин: На самом деле, есть прицел, по чистой случайности мы нашли одно очень колоритное для Перми место, и с его владельцем получилось контакт наладить, пока в форме интервью ничего нет, мы просто договорились, я думаю, что завтра в течение дня мы этот разговор оформим. Но пока не будем раскрывать все карты.

- Потом на сайте можно будет посмотреть, с кем они тут общались, с кем виделись и так далее. Вообще, как вам Пермь, что уже успели увидеть, что вам успели показать сотрудники пресс-службы?

Анна Бордунова: Были определенные ожидания в связи с тем, что Пермь позиционирует себя как культурная столица Урала, мы слышали много про «Зеленую линию», слышали много про маршрут Живаго, про букву «П».

- Деревянную на вокзале.

Анна Бордунова: Да. Про «Счастье не за горами»… То есть какой-то набор стереотипов, он был. Но, собственно говоря, мы всех их и увидели, наверное. Впечатления неоднозначные, наверное, то есть это интересное, это необычное, производит впечатление. Однозначно, Пермь нельзя ни с чем спутать, глаз не замылится, опять же, благодаря каким-то вот вещам, которые были названы.

Александр Балакин: Могу честно сказать, что Пермь производит впечатление города в упадке. Аня уже сказала про некие ожидания, в моем случае ожидания всегда работают как балласт, груз лишний. Серьезно, потому что ты едешь с какими-то ожиданиями, и они никогда не оправдываются. С Пермью это очень болезненно, потому что ожиданий, связанных с этим городом, было очень много. Практически в каждом городе, где я был, находился хотя бы один человек, который когда-то был в Перми, и видимо это было в период той самой культурной революции, этого подъема, и были какие-то невероятные отзывы, он очень чистый, насыщенный какими-то классными местами, и я ехал, заряженный на Пермь, и вчера, когда мы встали в эту пробку, и что? И вот выдохнули. И сегодня мы целый день в Перми провели, и я пока могу сказать одно, что город производит впечатление города в упадке.

- Да, я соглашусь с вами, уже очень многие у нас культурные деятели - сегодня вот до вас был в эфире телеведущий, его как раз и спрашивали о культуре, как он ее расценивает, он просто поставил твердую «двойку» нашим властям за все вот эти проекты, которые были, так скажем, переформатированы или уничтожены, и вот, да, действительно, у вас правильные такие ощущения достаточно о Перми на данный момент. Единственное, хочется спросить ещё: а дороги наши вам как?

Анна Бордунова: Ну тоже, наверное, ничего хорошего сказать не сможем.

- Ну да, многие приезжие, вот те же москвичи, когда приезжали в прошлом году коллеги, они тоже жаловались, говорили: «Боже, почему у вам такие дороги? У вас здесь раскопано».

Александр Балакин: Да, этот эффект обманутых ожиданий, он, наверное, больше всего с Пермью ассоциируется.

- Это только с Пермью только так произошло или с каким-то другими городами было так?

Анна Бордунова: Да может, просто меньше ждали от другого.

Александр Балакин: Лично я могу сказать, что вот этом маршруте было всего два города, от которых я вообще что-либо ждал – Владивосток (в силу того, что я в свое время служил на флоте, и для меня морской город, он к этому привязан, этой культурой пропитан, мне было интересно) и Пермь, потому что, как я уже сказал, было очень много отзывов со стороны. Хотя совершенно… Если о плохом, можно, да?

- Пожалуйста, нам интересно мнение людей, которые приезжают и со стороны видят это так.

Александр Балакин: Я сейчас о плохом не в Перми, но об этом тоже можно. Один город, который выбил совершенно из колеи - это Чита. О господи, этот город, даже материал вышел под заголовком «Город, которого нет». Я искренне удивлялся, я провел там каких-то три дня всего, и за три дня я не нашел ни одной причины, почему этот город вообще существует. Город ничего не производит, если Пермь - очень мощный промышленный центр, и это город, который все-таки интересен своими мощностями… В Чите нет ничего, кроме Транссибирской магистрали, это город-вокзал, и он существует как транспортный узел исключительно. Это, кстати, Забайкальский край, один из немногих регионов в стране, который живет в долг, причем долг Забайкальского края - это лидер вообще по всей стране. В Чите люди исключительно в сфере услуг работают, самая привлекательная сфера - это сфера услуг. Они все перепродают из Китая, откуда-то еще, и за счет транспорта наживаются - все, ничего больше в Чите нет. И сам по себе город мрачный. Весь Урал - это город ссыльных, но Чита - это финал, видимо, такая жирная точка.

- Продолжаем «Дневной разворот» на пермском «Эхе», продолжаем говорить о путешествии наших гостей Александра Балакина и Анны Бордуновой. Это сотрудники сетевого издания «Частный корреспондент», ребята пытаются выяснить, едут они от Камчатки до Карелии и пытаются, во-первых, посмотреть города, во-вторых, узнать, сколько же стоит Россия. Вот мне интересна задумка вот этого вашего проекта именно о том, посчитать, сколько действительно стоит проживание, развлечения, жилье, зарплата, бензин в разных городах. Да, конечно, сейчас у нас экономическая ситуация другая, она отличается от прошлого, позапрошлого годов, но, единственное, она вот меняется сейчас на данный момент очень быстро. Если в начале недели у нас курсы на валюту были одни, в районе 60 рублей, сегодня у нас евро почти 72 рубля на данный момент, вот сегодня утром я вела эфир тоже и смотрела заодно, так же и цены на нефть, естественно, за нею меняются цены на продукты, меняется у нас законодательство, вошли еще пять стран, запретили ввозить из них продукты, сжигают контрабанду и т.д. Где гарантия того, что вот ваше исследование сегодняшнее… Вы приедете когда домой?

Анна Бордунова: В сентябре, в начале сентября.

- В начале сентября вы приезжаете, готовите отчет с цифрами - все равно вы его будете делать по каким-то данным, которые вы собираете - где гарантия того, что он будет актуален через месяц или через два?

Анна Бордунова: Понятно, что все меняется, но цены на хлеб, который выпекается здесь, цена на молочную продукцию, которая изготавливается здесь, вряд ли изменится. Понятно, что цена на недвижимость будет как-то меняться, и уровень зарплат будет меняться, но какие-то базовые вещи, которые одинаковы для всех людей, останутся в принципе на том же уровне. То есть мы все равно будем ходить в магазин, мы все равно будем что-то тратить, практический смысл в любом случае останется.

Александр Балакин: Более того, еще на Камчатке я начал прослеживать очень серьезную тенденцию, которая на Камчатке, во Владивостоке, в Хабаровске, наверное, вплоть до Байкала имеет очень серьезный потенциал развития - это бизнес с Китаем. И если вы следите за новостями, буквально впервые за 21 год Китай сегодня утром девальвировал юань, и весь международный фондовый рынок забеспокоился. Россия потихонечку вот в тех регионах, которые более-менее близко к Китаю, они уже давно работают в эту сторону. Камчатка, например, все транспортные компании настраивает на так называемый возвратный бизнес, если вы представляете себе схему транспортных перевозок морских. Например, приходит контейнеровоз со строительным материалом из Китая на Камчатку, обратно он идет пустым. Это не выгодно ни перевозчику, ни заказчику.

- Это, как говорится на простом языке, «порожняк».

Александр Балакин: Так точно. И вот именно за счет этого «порожняка» сама Камчатка начнет наживаться, потому что они налаживают партнерскую сеть, они ищут продукт - для Камчатки это рыба, есть очень крупный производитель безалкогольной продукции - напитков, они налаживают партнерство с Китаем.

- Китай им поставляет одно, а они, чтобы не пустые контейнеры везти, а везти со своей продукцией в Китай.

Александр Балакин: Все верно. Если мы говорим о Владивостоке, который буквально в те дни, когда я был в городе, стал открытым портом, то это перспективы нереальные. Если Владивосток все сделает правильно и воспользуется этим, то это будет очень мощный прирост для бюджета. Забайкалье делает немножко по-другому, они как раз-таки практически в те дни, когда наш проект был у них в городе, они сдали в аренду 10 или 20 гектаров приграничных территорий на 50 лет. Страшно, конечно, подумать, что китайцы за 50 лет сделают с этой землей, потому что китайцам, чтобы возвести 25-этажный дом, нужно 6 дней, что там за 50 лет будет, мне даже страшно подумать.

- Они построят еще один маленький Китай, скорее всего, Чайнатаун будет.

Александр Балакин: И смех, и грех.

- Хорошо, это у нас те, кто близко к Китаю, близко к границе, а другие города, которые уже находятся в центре Сибири, где живут суровые люди, которые не очень любят разговаривать?

Александр Балакин: Здесь мы делаем, начиная с Иркутска, серьезный фокус на внутреннем туризме, и этим нужно зарабатывать. Есть ряд классных проектов, которые развивают так называемый городской туризм, все-таки оригинальный маршрут «Зеленая линия» - это все-таки Пермь, в Иркутске то же самое работает, в Екатеринбурге, в Томске что-то аналогичное пытаются придумать, в Красноярске к Универсиаде-2019 то же самое будет, и это здорово. То есть у каждой администрации городской есть мысль, как заставить людей приехать к ним в город и оставить какую-то денежку у них в бюджете.

Анна Бордунова: Ну то есть, опять же, это еще одна возможность заставить те же регионы начать думать своей головой, ну вот нет поставок из-за границы, вырос курс евро, ну надо же как-то жить, надо же что-то придумывать, так вот надо, наконец, пора.

- Вообще пермяки очень любят ездить в Екатеринбург тот же на выходные, потому что здесь получается небольшое время в дороге, около пяти часов, если это поезд, если машина - чуть меньше, а там и трасса достаточно неплохая – не у нас, на выезде из города, а доезжая до Екатеринбурга. Там, во-первых, есть где погулять, пешеходные улицы длинные с этими статуями, которые можно тереть везде, где ты хочешь, магазины эти же большие - у меня вот есть знакомые, которые постоянно туда ездят на выходные отдохнуть, заодно закупиться одеждой, еще чем-нибудь. То есть вы смотрите на города, которые уже живут сами по себе, не зависят от границы, чтобы они показали свой внутренний туризм, но именно городской, не областной.

Александр Балакин: Любой. В понятие «внутренний туризм» входит и внутригородской туризм, просто не каждый регион может похвастаться чем-то за пределами города. Да, моя любимая Чита, например, не может. Да, например, в Красноярске есть отличный пример - это «Красноярские столбы», потрясающий заповедник, который в свое время, 4 года назад, тоже получил в рамках федеральной программы какие-то серьезные субсидии, и там сейчас очень круто. Это не просто заповедник, это заповедник с инфраструктурой, заточенной под очень большое количество туристов – и российских, и иностранных. И там можно и нужно проводить время.

Анна Бордунова: Он действительно сделан очень стильно. От гостиниц и гостиничных домиков, которые там стоят совсем немного, как могли бы, до элементарно мест под палатку, это здорово, это красиво, там хорошие деревянные настилы, цена которых 300 рублей в сутки за то, чтоб поставить палатку – но, по-моему, весьма бюджетно.

- Такие развитые заповедники – у нас в стране их, по-моему, не очень много, к сожалению. У нас есть тоже заповедник в Пермском крае, но вот так вот, как вы рассказываете, там пребывать нельзя. Чтобы туда попасть, надо там регистрироваться. Это Вишерский, это очень далеко, на севере края. Вообще, в крае у нас есть что посмотреть, единственное, у нас большая протяженность.

Александр Балакин: Да, мы слышали, все никак не можем понять, хорошо к этому относиться или плохо.

- Вообще сами пермяки достаточно плохо к этому относятся, потому что, к примеру, в тот же Екатеринбург поехать на выходные, во-первых, дешевле, с одной стороны, а с другой – это меньше по времени занимает в дороге, потому что доехать, к примеру, до севера края в один конец - это около 8-9 часов на транспорте, на том же автобусе, то есть поездом туда не добраться.

Александр Балакин: Вообще очень приятно в рамках этого проекта работать с такой категорией, как эмоциональная граница между Москвой и Россией. Как бы это ни звучало, тем не менее эта граница есть. Я как человек, который третий год в Москве живет, я понимаю, что вот есть Москва, какие-то правила и законы существования в ней, если хотите, и вот есть целая Россия за ее пределами, которая живет своей жизнью, своими категориями, и это не значит, что живет плохо. Регионы многие поражают своей внутренней энергией, какой-то страстью к бизнесу, они какие-то собственные сети развивают, то есть я был уверен, что та же IKEA или Ашан (в Москве я привык), они есть везде. Не везде. Я вижу, что многие города – в Красноярске, например, они хоть и глаза в пол, когда мы их об этом спросили, но видно, что они искусственно лоббируют почву под своих производителей, и они искусственно не пускают федеральных ретейлеров или там какой-то фастфуд к себе, поддерживая местных производителей таким образом, и это круто.

- В Перми на самом деле такая же история была с «Макдональдсом», он у нас появился два или три года назад, их всего два в городе, в принципе, у нас просто есть своя сеть фастфудов.

Анна Бордунова: Ну это же очень правильная логика, очень правильная. Обидно приезжать из города в город, покупать одну и ту же марку молока, идти в тот же магазин, это скучно. Интересно пробовать новое, местное.

- У нас чуть-чуть времени остается. Давайте будем заканчивать, и на хорошем остановимся. Какие развлечения вы обычно рассматриваете для того, чтобы понять, сколько стоит Россия? То есть вы приехали в город, да, поселились в семье, смотрите, как они питаются, как они живут, сколько получают, на чем ездят, сколько едут до работы по времени – а вот насчет развлечений, что вы берете в выборку?

Александр Балакин: Есть какие-то флагманские музеи в каждом городе, где-то их много, где-то их мало, тем не менее они есть в каждом городе. В Перми мы уже нацелились на Музей современного искусства, о нем я уже не первый год слышу что-то хорошее, хочется посмотреть, как же здесь это реализовано. Стараемся каких-то местных производителей пробовать, для нас это тоже развлечение, как-никак.

Анна Бордунова: Стараемся открывать даже ночные заведения, бары интересные, кафе с какой-то своей концепцией, историей, атмосферой, как-то так.

- Ну а примерно это какая там социальная лестница, это какие-то очень дорогие места?

Анна Бордунова: Да нет, что вы, мы ездим на машинах по России, живем.

- Можно же посмотреть и дорогое место, и недорогое.

Александр Балакин: Мы пытаемся, если хотите, мимикрировать. Мы простые смертные, которые пытаются прожить в этом городе два-три дня, тем не менее пытаемся и живем.

- У нас осталось чуть-чуть времени до конца эфира, открою вам небольшую тайну… Да, вы говорите о том, что там пробовать местную продукцию, только в Перми есть такая вещь, как  посикунчики.

Анна Бордунова: Мы уже съели.

Александр Балакин: Уже попробовали.

- Отлично! Здорово, что вам рассказали, надеюсь, вам понравилось. Не знаю, где вы ели, у нас много таких мест, где их можно попробовать – мини-пирожки, получается.

Александр Балакин: Слово запомнили. Конечно, извращение дикое с точки зрения языка, но вкусно.

- Местный деликатес ещё у нас есть - пирожки с пистиками.

Анна Бордунова: И это мы слышали.

-  Только их попробовать достаточно сложно, их не готовят у нас в ресторанах, это надо ехать куда-нибудь там в область и проситься у бабушек: «Покормите нас пирожками с пистиками». Но можно это все найти. Заканчиваем мы «Дневной разворот», сегодня с нами были Александр Балакин и Анна Бордунова, они представляют проект «Сколько стоит Россия», сотрудники портала «Частный корреспондент». Мы вам желаем удачи, будем следить за сайтом, почитаем про наш город, интересно будет посмотреть, сравнить с другими городами.


Обсуждение
6127
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.