Верхний баннер
12:46 | ВТОРНИК | 24 ОКТЯБРЯ 2017

$ 57.47 € 67.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
18+

17:13, 02 сентября 2015

«Ну если не может ребенок учиться на пятерки – зачем тогда его ругать?», - Светлана Нечаева, педагог-психолог

Тема: подготовка детей и родителей к новому учебному году, адаптация детей к школе после детсада

Гость: Светлана Геннадьевна Нечаева, педагог-психолог МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Программа: «Здоровый подход»

Дата выхода: 1 сентября 2015 года

Ведущий: Евгения Романова

- Всем доброго дня, у микрофона Евгения Романова, за звукорежиссерским пультом Сергей Слободин. Сегодня мы говорим о такой теме, как подготовка к школе. Ну о чем говорить 1 сентября? Пока не поздно. Я считаю, что это актуальная тема – школа и все, что с ней связано. Что такое для семьи сегодня начало учебного года?  Судя по своим воспоминаниям – такой был праздник со слезами на глазах, потому что кончалось лето, кончалась свободная жизнь. Новая строгая дисциплина, режим, и тоже для родителей было такое бремя серьезного стресса. Стресс для меня был вплоть до сегодняшнего дня как у мамы, но уже расслабилась и почувствовала праздник. Хотя детская линейка будет в школе, а я в это время буду в эфире. Поэтому передаю привет из эфира сыну. Представлю свою гостью – Светлана Геннадьевна Нечаева, педагог-психолог высшей категории, представляет «Центр психолого-педагогической, и социальной помощи детям. Здравствуйте.

Светлана Нечаева: Здравствуйте.

- Скажите пару слов, чем занимается центр?

Светлана Нечаева: Центр, как вы уже сказали, оказывает помощь нуждающимся детям в возрасте от 0 до 18 лет. Любые проблемы, которые у вас возникают с ребенком, вы можете решить у нас в центре. Для этого нужно записаться по телефону 2-700-185, это единая запись, прийти на консультацию к нам (консультация первичная бесплатна) и рассказать о своих проблемах. И, в зависимости уже от первичной консультации, вам подскажут, куда и в каком направлении нужно двигаться и что делать.

- Я так понимаю, есть возможность бесплатной консультации?

Светлана Нечаева: Да, есть бесплатные консультации, есть бесплатные занятия, но это категория детей, которые идут у нас направлением психолого-медико-педагогической комиссии. Дети по направлению комиссии по делам несовершеннолетних.

- Сегодня наша тема касается 1 сентября, школы, подготовки к школе. Что это в себя включает, как минимизировать стресс для первоклашек, и также некоторые советы уже родителям и школьникам. Вот часто говорят «адаптация к школе» – что это означает?

Светлана Нечаева: Адаптация – это процесс привыкания к новому. И, несомненно, когда ребенок – я говорю о первоклашках, а это совершенно другой мир… Детский сад и школа очень отличаются. Совершенно другой режим дня. Если в детском саду ребенок спал, играл, всегда рядом была его любимая воспитательница, то в школе все совершенно по-другому. Здесь работа в достаточно напряженном режиме, новая жесткая система требования. Для этого нужны силы, конечно. Родителям самая первая рекомендация от меня – это помощь, поддержка вашего ребенка, ни в коем случае не ругайте его за какие-то оценки, находите возможность хвалить своего ребенка. Пусть какие-то небольшие достижения, но поддерживайте ребенка.

- На самом деле, если ставить столбик, как мы часто хвалим или ругаем, то столбик «ругаем» превысит. Почему мы так настроены на критику как родители?

Светлана Нечаева: Есть такая пословица – всегда должна быть золотая середина. Наверное, очень большие требования все-таки мы предъявляем к ребенку. Подумайте об этом, это же ребенок. Нужно обязательно и хвалить, и всего должно быть пополам. На период адаптации я просто прошу поменьше ругать ваших детей, потому что им и так тяжело. Они втягиваются в этот процесс учебы после лета, долгие каникулы.

- Это ведь не только у первоклашек? Любой ребенок приходит в класс, и у него весь сентябрь – адаптация. Или сколько месяцев это длится?

Светлана Нечаева: Адаптация измеряется от 2-3 недель до полугода. Если, конечно, вы говорите не о первоклассниках, и когда ребенок уже приходит в знакомую среду, он знает всех своих сверстников, он знает учителей, ему намного проще адаптироваться. А когда ребенок – это первый и пятый класс, и 10-й класс, это три как раз… Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс, пятиклашка из «началки» переходит в среднее звено, и десятый класс – в старшее звено…

- Меняются учителя, добавляются новые предметы.

Светлана Нечаева: Да.

- Какие-то классы объединяют, и все это стресс.

Светлана Нечаева: Это уже в школах психологи измеряют адаптацию, смотрят как ребенок прожил этот период. Прошла у него адаптация, либо это дезадаптация, и ребенок не хочет идти в школу, ревет.

- Многие педиатры и педагоги говорят, что подготовка к школе должна уже с августа начинаться?

Светлана Нечаева: Правильно, подстраивать режим ребенка уже нужно с августа. Не спать до 11 утра, а немножечко, на 5-10 минут пораньше, и подтягивать как раз к этому подъему в 7 утра. Соответственно, вечером не засиживаться за телевизором или компьютером, а ложиться часиков в 9-10, потому что очень важно, чтобы ребенок высыпался. Во время сна отдыхает, и мозг дозревает, особенно у ребят из начальной школы. Потому что у них все процессы внимания, памяти и мышления, все это идет в процессе дозревания.

- Если следовать вашей логике – не очень хорошо учиться в первую смену. Все-таки любят дети поспать и многим очень тяжело вставать по утрам.

Светлана Нечаева: Если у вас будет правильно выставлен режим, если ребенок не будет засыпать в 12 ночи или в час, если он будет в 9 хорошо засыпать, и просыпаться он будет легко в 7 утра.

- В год-два дети просыпаются в 7 утра замечательно, в воскресенье уже на ногах бегут, а как в школу – можно понежиться. А кто-то выяснял вообще из педагогов или психологов, какая полезнее смена, первая или вторая для организма, для нервной системы?

Светлана Нечаева: Насколько мне известно, школы сейчас переходят на первую смену. Сейчас есть биоритмы, которые… Самая работоспособность у нас отмечается с 11 до 13, когда очень продуктивно ребенок может поработать. И во вторую половину дня – это с 16 до 18. Вот когда надо идеально выполнять домашнее задание.

- Ну мой ребенок учится во вторую смену, и я вижу минусы. Сегодня читала новость о том, что 68% школ в первую смену учатся. Я, конечно, за первую смену, но есть сравнения, есть с чем сравнивать, когда, по-моему, до 5 класса.

Светлана Нечаева: А когда ребенок у вас выполняет домашнее задание?

- После второй смены вечером. А оставлял что-то он на утро. Пойдет в секции, поэтому я настраиваю его на вечер. Ребенок придёт после школы уставший, ему все равно нужно отдохнуть, особенно побегать, снять физическое… И вот эти несколько часов уговора – садись за уроки. Я думала, что у меня одной такие проблемы, но, действительно, многие родители с этим сталкиваются – не хочет садиться за уроки. Конечно, он должен отдохнуть.

Светлана Нечаева: Психологи не рекомендуют делать домашнее задание вечером после второй смены. Ребенку нужно дать погулять. Наверное, тоже немаловажный аспект после сна (то, что ребенок должен высыпаться) – необходимо много времени проводить на воздухе.

- Светлана, дети сейчас не гуляют, вы заметили, что они с гаджетами. Что с этим делать, выводить насильно?

Светлана Нечаева: Есть нормы, которые говорят о том, что до 13 лет ребенок вообще час только может проводить за компьютером.

- Час в день?

Светлана Нечаева: Да.

- Сюда включается компьютер и телевизор?

Светлана Нечаева: Да. И тогда у вашего ребенка будет замечательное зрение, здоровье и никакого сколиоза. 

- На самом деле такое удавалось, когда ребенок был загружен и ходил на секции. Чем больше ребенка загружать посторонними делами – секциями, плавание, рисование, тем меньше времени у него остается на компьютер.

Светлана Нечаева: Правильно. Но для этого надо организовать его режим, чтобы у него на все хватало времени – и на выполнение домашних заданий.

- С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу? С 6 или с 7?

Светлана Нечаева: Я не могу сказать просто возраст. Надо смотреть психологическую готовность ребенка. В детском саду психолог, на выходе из детского сада, проводит такую диагностику, где смотрит, готов ли ребеночек пойти в школу в первый класс, либо не готов. Это может быть и в 6, и в 7 лет, а кто-то идет уже практически и в 8. Поэтому необходимо продиагностировать ребенка, посмотреть его. Есть два блока: физиологическая и психологическая готовность. Физиологическая готовность – это здоровье ребенка, развитие моторики пальчиков, координация движений, ребенок также должен соблюдать и понимать важные правила гигиены, осанка – это все, что касаемо здоровья. И психологическая готовность – это интеллектуальная готовность ребенка, личностно-социальная и эмоционально-волевая.

- Что это означает?

Светлана Нечаева: Интеллектуальная – это развитие памяти, мышление, внимание. И если у ребенка на момент поступления в первый класс не сформировано логическое мышление, то в первый класс ему идти не стоит.

- Кто проверит?

Светлана Нечаева: Психолог в детском саду, при поступлении в школы – психологи в школе.

- У многих родителей стереотип, что как так, остаться на второй год в саду? Все идут в школу – а нам остаться. Мало кто на это решается.

Светлана Нечаева: Если родители все-таки пойдут в школу, проблемы-то возникнут позднее, в 1-2 классе, когда ребенок не потянет программу.

- Не нужно торопить к школе, успеете!

Светлана Нечаева: Конечно. У меня дочь тоже вот шла не по возрасту со своими детьми, она у меня 2 года была в подготовительной группе. А я на тот момент была психологом в этом детском саду. И как заведующая меня ни уговаривала («Давай все-таки Машу отправим в первый класс»), я чувствовала, что она не готова.

- Сейчас не жалеете? Она не говорит вам, что я самая высокая, я самая развитая в классе.

Светлана Нечаева: Нет, она пошла со своим возрастом, она пошла в 7,5 лет, а так нам надо было бы в 6 с половиной идти.

- Дети, которые идут в 6 лет, бывает, что это просто амбиции родителей?

Светлана Нечаева: Наверное, кто-то считает, что он уже писать и читать… А это не показатель совершенно.

- Я правильно понимаю, что бывают такие вещи, которые ребенок просто не знает. Он знает какие-то английские слова, очень много ненужной информации. А как поднять руку и попроситься в туалет, он не знает, он стесняется?

Светлана Нечаева: Да. Это вот как раз социально-личностная готовность. Это то, о чем я еще недорассказала. Ребенок должен четко понимать, что мне нужно высидеть 45 минут урока, что потом будет небольшая перемена, и снова урок. Он должен настроить себя на это. Ребенок должен научится навыкам самообслуживания, переодеться на физкультуру, завязать себе шнурки, не потерять вещи. Ребенок, если захотел в туалет, и если он не знает, где он, то он может подойти к взрослому и спросить. Если не знает, где столовая, то тоже он должен о себе позаботиться сам. Если ребенка отправляем еще недозревшего, дошколенка, который играет еще, то он потеряется в школе, и ему будет очень сложно.

- Итак, я попросила вас привести примеры, с какими трудностями и проблемами приходят к вам мамы первоклашек и не только первоклашек?

Светлана Нечаева: Очень часто встречаются у нас проблемы с синдромом гиперактивности, сейчас таких детей очень много. В школах, конечно, с таким ребенком тяжело и учителю, и детям, поэтому гиперактивность – это одна из самых важных проблем.

- А какие синонимы? Он не может усидеть, у него рассеянное внимание?

Светлана Нечаева: Да. Ребенок может посреди урока встать, пойти погулять между рядами, может залезть под стол, выйти из класса, может громко разговаривать. Гиперактивность – это не потому, что ребенок такой нехороший и плохо себя ведет, это физиологическая особенность, это незрелость мозга.

- Был у нас невролог как-то на эфире, и целый эфир мы посвятили гиперактивности. И она умоляла родителей – не ругайте, дети не виноваты.

Светлана Нечаева: Да. Родители должны это четко понимать. Ребенок это делает не специально, это его физиологическая особенность. Но тем не менее учителям от этого не легче.

- Как вы помогаете в центре таким детям? Психолог каким образом может помочь, сколько это занимает времени?

Светлана Нечаева: Есть у нас нейропсихологические программы, по которым мы занимаемся с детьми. Программы Сиротюк, где ребеночек делает всевозможные упражнения, которые включают в работу правое и левое полушарие головного мозга.

- А как это выглядит? Он сидит у компьютера и отвечает на вопросы?

Светлана Нечаева: Нет, он не сидит у компьютера. Это он делает разные упражнения – с ладошками мелкая моторика, глазодвигательные упражнения, упражнения на дыхание, какие-то игры, например, «Колпак мой треугольный» – это когда мы показываем движениями. Мы это ускоряем, потом убираем слова и только жестами. Вот такое вот упражнение.

- Что они дают, как они помогут гиператкивному ребенку в учебе?

Светлана Нечаева: Развивают его внимание. Там, кстати, блок на внимание, развивается его концентрация внимания, и мозг начинает работать, и результат очень хороший. Также у нас есть в центре очень хорошие программы «Волна», «Босс», которые непосредственно с компьютером, когда на ребеночка надевают датчики. Вот про «Волну» пару слов. Ребенок учится правильно дышать, и вот эти упражнения успокаивают. У нас были случаи, когда дети засыпали за компьютером, до такой степени они входили в транс. И таким образом детки обучались. А когда заканчивались курсы этих занятий, то мы рекомендовали: если вы разволновались, вас захлестывает перевозбуждение, то посиди, подыши, попускай пузыри воздушные…

- Он подышал, а потом пришел домой после занятий, и опять окунулся в свою жизнь и стрессы, то есть и дома есть какие-то рекомендации, чтобы дома выполнять?

Светлана Нечаева: По гиперактивным детям есть рекомендация – обязательно физические нагрузки вводить, чтобы он мог выбегаться. Для такого ребенка рекомендованы секции, но не бокса, дзюдо…

- А чем вам не нравится бокс? Травмоопасно?

Светлана Нечаева: Да. Какие-то статистические упражнения, бег, плавание, ушу. Для гиперактивных просто необходим режим, потому что им нужно высыпаться. Вот у них как раз головной мозг дозревает период сна.

- Кроме гиперактивности есть еще и другая сторона – стеснительность. Они не могу выйти к доске, они не могут прочитать при всем классе стих. Как с этим бороться?

Светлана Нечаева: Да. Такие дети к нам тоже приходят, и мы с ними также проводим занятия, учим быть более смелыми, кричим: «Я все смогу, у меня все получится». Для таких детей мы рекомендуем занятия в театральных кружках, когда ребенок может со сцены, перед зрителями прочитать стихотворение, показать какие-то сценки.

- Это получается, максимально неудобную ситуацию ребенка выставлять. Мало того, что он стесняется, а тут ему еще на сцену выходить?

Светлана Нечаева: Это же не сразу, это все постепенно.

- Это все помогает побороть страх?

Светлана Нечаева: Конечно. Как вариант — это очень терапевтично для стеснительных детей.

- Про оценки давайте поговорим. Вот в первом классе оценок не ставят, ставят какие-то плюсики и палочки, а во втором начинается. И все родители все равно требуют пятерок, а когда между собой встречаются родители: «Ну как, на какие оценки учится?» Это все равно единственное, что волнует родителей, связанное со школой. Правильно ли это?

Светлана Нечаева: Конечно, нет. Оценивает ребенка один человек – учитель. И его оценка не всегда может быть правильной. Оценивать ребенка нужно действительно за его знания, стремление узнавать. Ну вот не может он учиться на пятерки, но вы видите, что он выложился за эту четверку по полной – зачем же его тогда ругать? Или получил он тройку по математике, но для него математика – это такой камень преткновения, он не может, не понимает. Каждый ребенок индивидуален, и у каждого разные возможности.

- Родителям зачастую тяжело примериться, что, например, хорошо в одном предмете, а математика провальная – двойки, тройки. Как тут быть? Репетитора нанимать? А ребенок все равно не понимает. Просто решить, что он гуманитарий, и принять это очень мало кто из родителей так может.

Светлана Нечаева: Я считаю, что это правильно. Если ребенок не справляется с программой по математике, ну хотя бы стандарт этот он может усвоить пусть на тройку – пусть будет так. Зато у него у него замечательная история, литература, русский, и в этом он преуспевает, это же очень хорошо.

- То есть надо находить моменты, где он преуспевает, подбодрять, обращать его внимание. Потому что, не знаю, у меня очень амбициозный ребенок – он расстраивается за плохие предметы, но ничего поделать не может. Ну пусть по этому предмету будет четверка тогда, говорит он. Я говорю: а почему ты не хочешь лучше? А он: нормально, пусть будет четверка.

Светлана Нечаева: Если он чувствует, что выложился на этом предмете, сделал все, что мог и получил четверку, и это для него потолок – похвалите его за эту четверку обязательно. Если вы видите, что он где-то поленился и не сделал урока, и вот так вот – «А может быть как-то прокатит, меня не спросит»… Ну вот явно когда не выучил и получил плохую оценку – то тогда можно поругать.

- Вот в 1-2 класс дети идут – и у них горят глаза, они хотят получать знания, у них есть стремление, а вот последующие года…Я заметила это на 5 классе, когда ребенок шел – некоторое равнодушие и апатия.  С чем это связано, нормально ли это?

Светлана Нечаева: Дети не хотят учиться. Это проблема, конечно. Почему ребенок не хочет учиться, почему ему там неинтересно, и здесь это надо выяснять. Здесь, может быть, тяжело, перегруз. Когда просто помимо школы ребенок ходит на всевозможные секции и музыкальные школы, и у ребенка просто идет мощное переутомление, усталость и уже нет никакого желания этим заниматься. И он говорит: все, хватит, не хочу, не буду. Второй момент, когда ребенок не справляется с программой школы, и он чувствует, что не понимает, не справляется, и, может быть, есть смысл поменять маршрут образовательный, как вариант. Может быть проблема взаимоотношений со сверстниками. Разговаривайте со своим ребенком, узнавайте, как у него дела в школе, с кем он играет, с кем он дружит. Вы должны знать имена его друзей, где они живут, что за семья, чем они занимаются, в какие игры играют – обязательно доверительные отношения должны быть с ребенком. И, наверное, еще немаловажны взаимоотношения с учителем. Часто встречается, когда ребенок приходит – «Меня учитель не понимает, ставит заниженные оценки». Это тоже проблема, и это надо решать.

- Кстати, такой тонкий момент с учителем. Я так понимаю, что учитель все равно должен быть авторитетом. Никогда в разговоре «родитель–ребенок» нельзя критиковать учителя. Где-нибудь на кухне родители между собой – но для ребенка это должен быть авторитет. Получается, что он всегда прав. Или как тут быть? Идти разговаривать с учителем, выяснять, или закрыться в свою конуру, в панцирь, и пусть сам разбирается?

Светлана Нечаева: Сразу родителям бросаться на амбразуру, идти разбираться, конечно, не нужно. Постарайтесь все-таки с ребенком обговорить, прямо разбирать ситуации, почему так получилось, почему такую оценку поставили. Может быть, действительно что-то ты сделал не так. Может, учитель был прав. И если все-таки ребенок утверждает, что учитель был неправ и занизил оценку, нужно, чтоб ребенок сам попробовал эту проблему разрешить – поговорил с учителем. Простройте этот разговор с ним, чтобы это был конструктивный разговор, а не ругаться.

- Пишет Виталий нам: «А все ли родители уверены, что так уж нужно учиться, и смогут это объяснить это ребенку» Можно, я переиначу вопрос на свой лад. Какие задачи перед ребенком, как мотивировать его, когда он не желает? Чем его замотивировать? «А то будешь дворником», как пугали в советские времена?

Светлана Нечаева: Да, наверное, нужно. Если у ребенка совершенно нет мотивации, он не понимает, зачем идти в школу, есть такие психологические упражнения: «Давай мы с тобой нарисуем картинку, какой ты будешь в будущем». Ребенок рисует себя в какой-то профессии, а потом мы говорим: «А что же нам для этого нужно сделать, чтобы этого добиться?» И таким образом мы подходим к тому, что ведь в школе надо поучиться. И поучиться надо хорошо, чтобы быть успешным, если ты хочешь, чтобы у тебя было такое замечательное и светлое будущее.

- То есть давить на успешность. Что такое успешность? Связана ли успешность с деньгами? Многие пишут: хочу быть богатым. Правильно ли, что дети так считают?

Светлана Нечаева: Я к этому очень негативно отношусь, когда в школу приходят дети, один с телефоном жутко дорогим, у другого вообще телефона нет. Этого не должно быть.

- Но это наша реальность.

Светлана Нечаева: Да, это наша реальность. Дети страдают от этого, но тем не менее родители, которые не могут себе позволить, у которых нет такого достатка, компенсируют это своей любовью, вниманием и заботой. Часто те, которые богаты, свою любовь вот такими подарками выражают.

- Виталий пишет нам на эту тему, объясняет свой вопрос: «Хотел сказать, что ребенок не видит стимулов. Его друзья-двоечники прекрасно получают гаджеты от своих родителей, бывших бандитов, а его собственные высокообразованные родители не могут дать гаджетов». Но вы хорошо сказали – компенсировать любовью. Действительно, соглашусь.

Светлана Нечаева: В обратную сторону никак нельзя. Любовь купить нельзя даже дорогими телефонами.

- Еще один вопрос по поводу подготовки к школе пришел в ICQ: «Когда мы в советские времена приходили в школу, нас не учили в воскресных считать и читать, а всему мы научились уже в школе. Зачем сейчас нужны эти воскресные школы?»

Светлана Нечаева: Я рекомендую родителям год перед школой, когда ребенок в подготовительную группу, походить в воскреску. Для чего? Чтобы ребенок познакомился со школой, побывал в этих стенах, посидел за партой, познакомился с учителем, и, опять же, познавательные игры и занятия. Это на пользу. А когда ребенка ведут в 2-3 года в какие-то такие, я считаю, что это совершенно не нужно, и таким образом мы только мотивацию у ребенка отбиваем.

- Почему?

Светлана Нечаева: Ну так он уже научился. Вообще дошкольный возраст – это возраст игры. А его посадили за парту, он недоиграет, и потом он придет в 1 класс и будет там под партой играть.

- Пишет еще один пермяк: «Почему я свою маму не слушал. Сижу со своими минус 5 в очках и своему сыну не разрешу гаджеты. Буду настойчивым с ним». Уважаемые родители, всего час в день компьютер и телевизор, если вы не хотите, чтобы уже лет в 18 ваши дети были в очках.

Светлана Нечаева: Лучше отправляйте ваших детей в секции, гулять на свежий воздух, велосипед, бассейн, здоровее будут.

- Как из 1 сентября сделать праздник?

Светлана Нечаева: Такая замечательная погода. Я пока до вас добиралась, солнце светит, листочки уже… Прямо 1 сентября, ура, дождика нет. Выходите на улицу, гуляйте! Такие счастливые идут ребята – и школьники, и студенты. Гуляйте, купите шарики воздушные, тортик, вечером попьете чай. Наверное, так.

- Спасибо большое вам, с этим настроением мы заканчиваем эфир.

Светлана Нечаева: Спасибо, до свидания!

Обсуждение
3810
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.