Верхний баннер
17:52 | ВТОРНИК | 23 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.25 € 99.36

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

18:00, 07 октября 2015

«Театр не должен быть элитным, он должен быть уютным», — Михаил Скоморохов, художественный руководитель Театра юного зрителя

«Театр не должен быть элитным, он должен быть уютным», — Михаил Скоморохов, художественный руководитель Театра юного зрителя
«Театр не должен быть элитным, он должен быть уютным», — Михаил Скоморохов, художественный руководитель Театра юного зрителя

Тема: успехи ТЮЗа на фестивале «Волга театральная», премьеры нового сезона

Гость: Михаил Юрьевич Скоморохов, художественный руководитель Театра юного зрителя

Программа: «Красный Человечек»

Дата выхода: 6 октября 2015 года

Ведущий: Анна Букатова

- Добрый день, слушатели «Эха Перми»! В эфире программа «Красный человечек», меня зовут Анна Букатова. В гостях у нас сегодня Михаил Юрьевич Скоморохов – художественный руководитель Пермского ТЮЗа, художественный руководитель, если не ошибаюсь, более 30 лет. Много у вас регалий, конечно. Повод хороший – спектакль «Господа Головлевы» вернулся только что с фестиваля, причем даже не с одной наградой. Рассказывайте.

Михаил Скоморохов: Здравствуйте дорогие радиослушатели! Только что побывали в Самаре на очередном фестивале, это краевой фестиваль, Приволжского федерального округа – «Волга театральная». Мы были рады побывать в этом большом красивом городе и показать свой спектакль. Мы получили Гран-при – это высшая награда, тут входит всё: и актерская игра, и режиссура, и сценография, и пластика, и музыка. Я думаю, что это самое главное. И, конечно же, наше жюри не могло не дать еще две высших награды – лучшая женская роль Елены Бычковой, которая играет главную роль в спектакле «Господа Головлевы» – Арину Петровну (мать), и Александр Красиков, который играет Иудушку Головлева. Такова наша поездка, таковы итоги. Мы этому очень рады, поскольку предыдущий фестиваль со спектаклем «Господа Головлевы» мы тоже получили приз.

- Этот спектакль побывал на многих фестивалях?

Михаил Скоморохов: Нет, пока только на двух, ему еще меньше года. Мы через неделю уезжаем на фестиваль русской классики, фестиваль в Липецке, где обязательно должны быть спектакли по литературным произведениям наших классиков, поэтому Салтыков-Щедрин написал эту классику, поэтому мы туда и попали, нас отобрали. Как съездим, расскажем.

- О постановке напомните, говорят, что обычно театр ставит главного героя Иудушку, а вы пошли другим путем?

Михаил Скоморохов: Здесь вся затея была в том, что вместе с драматургом Ярославой Пулинович сговорились заранее, что мы будем ставить спектакль, как написан роман. Ведь «Иудушка» – это одна треть романа, последняя часть, а первые две части – это семья, Арина Петровна. И, конечно, для ТЮЗа ближе всего разговор о семье. И вопросы, которые мы поднимаем этим спектаклем – о воспитании детей. Поэтому мы берем со свадьбы главной героини Арины Петровны с Головлевым Владимиром Михайловичем, начиная с ее 18-тилетнего возраста до ее смерти, когда все ее дети умирают, и остается один Иудушка в конце жизни у Арины Петровны. Конечно сложная вся эта история, драма, но она поучительна для нас сегодня и для ТЮЗа она ближе всего.

- Еще прочитала, что члены жюри, дав нашему Пермскому ТЮЗу три награды, они нарушили правила обычные.

Михаил Скоморохов: Тому, кому дается Гран-при, уже не дается ничего. А здесь нарушили, потому что настолько отличались две актерские работы – женская и мужская, над остальными спектаклями, что они не могли не дать главные призы еще и актерам. Лучшей режиссуры не было, просто были отмечены режиссеры. Сценография, музыка, пластика вообще не отмечались, потому что это все принадлежит Гран-при. А вот актеры второго плана, там еще получили, ну и поддержали молодых режиссеров – это правильно, все по заслугам.

- Всех наград не соберешь.

Михаил Скоморохов: Всех – нет, да и зачем? У нас их и так достаточно. Спектакль отмечен – самое главное, что для меня прозвучало в обсуждении, оно длилось 1,5 часа, выступали три критика, ни одного замечания, только то, как мы раскрываем произведение. И уже третье обсуждение было подробное, где шел разговор о том, что сегодня с новыми формами, различиями, средствами, я имею в виду, современные средства дополняют театры – и свет, и видео, и что угодно.

- Вы думаете, это лишнее?

Михаил Скоморохов: Нет, я не думаю, что это лишнее. Просто психологический театр немножко уходит в прошлое. И как возрождение психологического театра, конечно, когда вспоминаются такие образцы, как молодой Ефремов в «Современнике», Товстоногов – и наряду с ними называют наш спектакль, конечно, приятно. Я и ставил этот спектакль учитывая сегодняшний день, используя сегодняшние какие-то средства воздействия на публику. Но он все равно драматический, психологический театр.

- Я не видела, расскажите, какие там новые средства?

Михаил Скоморохов: Нет там новых средств, просто психологический театр – это жизнь человеческого духа. Мне очень понравилось, как Басилашвили говорил о столетии Товстоногова, вот что он исповедовал после Станиславского, Немировича-Данченко – жизнь человеческого духа. Что происходит с человеком изнутри? Раскрыть через паузу, через слово, через жест – это самое главное. Наверное, психологический театр, он в этом.

- Вы ходите в наши другие пермские театры, где много вот этого?

Михаил Скоморохов: Стараюсь бывать на премьерах. Мне импонирует режиссерская работа Владимира Львовича Гурфинкеля, который пытается сохранить психологический театр. Из всех остальных режиссеров в нашем городе я выделяю его. И в его спектаклях всегда это есть. Закваска на психологической русской драме.

- Вы ведь ставили «Головлевых» на юбилей театра?

Михаил Скоморохов: Этот спектакль выпускался в преддверии 50-летия нашего театра, 4-го декабря прошлого года. Это и классика, и то, что нужно родителям, и молодые смотрят с удовольствием, кто попадает на спектакль, тем более, он камерный.

- Я читала интервью наших коллег только что с вами в «Трибуне», и вы что-то говорили про детей, что всегда надо в спектакле завершать его чем-то позитивным, чтобы если в зрителях дети, чтобы они с надеждой уходили.

Михаил Скоморохов: Это существенно. В данном случае этот спектакль не относится к этому разряду. В интервью я имел в виду это спектакль для детей-подростков. Я говорил о том, что в них нельзя убивать веру. Веру в себя, веру в следующий день, тогда ты будешь хозяином этой жизни. Потому что вам строить, вам жить. Как меня воспитывали, и как я учился в двух высших театральных учебных заведениях и плюс Свердловское театральное училище как актер. Все мои учителя, они вселяли в меня надежду, и я верил в себя, я знал, что завтра мне становиться руководителем театра, мне вести за собой. Я был в этом абсолютно уверен. Вот эту надежду нельзя убивать в детях, в подростках. Они должны знать, что завтра им заправлять страной. Сегодня Путин, а завтра ты. И он должен думать: а завтра я стану во главе театра, во главе банка, гаража. Кто чем болеет, чем увлекается. Я буду таким же блестящим художником, а я учителем, а я врачом, и у меня все получится – вот эту веру. Я говорил о вере, которую нельзя убивать в ребенке. Есть спектакли, которые убивают веру, зачем я родился и все такое, у меня ничего не получается, я не состоюсь, я плохой ученик. Ну и что? У тебя не получается по математике, и не надо в нее лезть, найди себя в другом, в чем ты можешь. А кто разбирается в машинах так, как ты, кто любит ковыряться в моторе, кто восстановит любой двигатель? Это тоже очень важно и почетно. Каждый должен найти свое место и верить в себя.

- Психологи ругают поколение моих родителей, которые нам говорили: ты звезда, у тебя все получится. Сейчас психологи говорят, что не надо так говорить ребенку, потому что на всех звездных мест не хватит.

Михаил Скоморохов: То, что ты звезда, этого не может быть. Как говорят у нас в Одессе: мы все так умеем, мы просто стесняемся. Я никогда не скажу своим детям, что вы будете блестящими, что будешь самым лучшим и самым красивым. А зачем? И я про себя так не считаю. Я не потерял в свои 66 лет чувство юмора, и я не потерял критический взгляд на себя самого. Я могу всегда признать свои ошибки, и я могу сказать, что этого я не знаю. Я могу своим коллегам сказать: как ты здорово это сделал, я так не умею, у меня так никогда не получится. Я все равно буду ставить так, как я умею, я буду о жизни говорить так, как свойственно мне, как я ее понимаю. А восторгаться другими, когда у них все замечательно, я восторгаюсь, меня здесь не гложет никакая ни зависть, ничего остального. Надо говорить: ты найдешь свое место. И надо говорить о том, что каждое место прекрасно. Ты понимаешь, что лучшего повара, чем ты, наверное, не будет, у тебя такие способности к кулинарии…

- Способностей у нас ого-го сколько.

Михаил Скоморохов: Но быть в своем деле мастером. Где работает лучший повар? В Кремле? Зачем мне это надо?

- Шеф-поваром ресторана у нас, например.

Михаил Скоморохов: Хороший шеф-повар хорошего, простого, для людей хорошего кафе – для меня это гораздо дороже, чем шеф-повар «Националь».

- Почему?

Михаил Скоморохов: Потому что это для людей. А там уже не люди, большая часть не те люди. Потому что их единицы, этих богатых, миллиардеров, которые не знают, что им сегодня есть, что им заказать. У хорошего повара за сутки проходит 1000 человек – и все довольны. И я считаю, что и театр не должен быть элитным. У нас и цены не могут повышаться так, как в других театрах. Люди повышают очень цены на билеты, мы – нет. Мы для людей, мы для нашего брата. Я имею в виду, кто к нам ходит – такие же нищие. К нам ходят учителя, врачи, вот та интеллигенция, работники культуры нашей занюханной, которая тоже в бедности. Вот сейчас опять бюджет обсуждает государство. На культуру опять сокращают средства, на все что угодно можно добавлять, на культуру сокращают – это же ужасно.

- На что они рассчитывают, что все своими силами, культуре не нужны деньги? Вот вы как человек, который создает эту культуру, можете это понять?

Михаил Скоморохов: Я вырос в деревне, я знал, что самое красивое место – это был наш сельский клуб. Самое замечательное, что там были все инструменты, там классы репетиционные, они были оборудованы лучше, чем в школе и дома у себя. Это очень много значит. Я думаю, что место для проведения встреч, как театр, он должен быть уютным, удобным, мебель должна быть удобная, буфет должен быть недорогим, но очень приятным, а спектакли должны радовать душу и сердце.

- Не могу вас не спросить о вашем отношении к нашему министру культуры, ко всей этой истории с петициями с сотней подписей, которые люди собирали, которые зовут себя «культурным сообществом Перми» и просили губернатора отставить нашего министра, заменить его непонятно кем, но вот такая история была. Вы подписывались? Что вы об этом думаете?

Михаил Скоморохов: Знаете, самое потрясающее, что я об этой петиции первый раз слышу. Я как-то прошел мимо. Дело в том, что по натуре я не революционер, и я какой-то реакционер, и обычно начальство меня недолюбливало. Если меня введут в какой-то совет, то меня постараются на следующий год убрать. Я очень часто говорил против их затей. Так было. Еще раньше, когда было управление культуры, ко мне уважительно относились, любили мои спектакли, ценили, как я руковожу театром. Но участвовать в каких-то обсуждениях – я всегда вносил, на их взгляд, все планы их разрушал.

- Вы не с большинством?

Михаил Скоморохов: Я узнал, что сегодня что-то возникло по телевидению между Игорем Алексеевичем и Борисом Леонидовичем Мильграмом, что-то между ними. Но ведь нельзя забывать, что, когда в Пермь вернулся из Москвы Мильграм, так Боря прежде всего Игоря сделал директором театра. Они замечательно бок обок, рука об руку работали год, потом они разошлись. Борис Леонидович ушел в министерство, он побыл у нас министром, потом он стал вице-губернатором, он же тоже был министром культуры. А Игорь Алексеевич, он был депутатом, где-то еще работал, но не в театре, на телевидении работал, сейчас он вдруг стал министром культуры, а Борис Леонидович возглавляет театр. Мало ли какие конфликты бывают. Я думаю, что разрешать их нужно не столь публично и не гнать никакую волну. Когда я смотрю, что поддерживает губернатор – это симпатично. Он поддерживает развитие культуры в крае. Его волнуют села, как проводят свободное время, досуг рабочий класс. Он очень много ездит по нашим районам, особенно там, где лукойловцы помогают, строят. Особенно в тех, где много татаро-башкирского населения, он на сабантуях бывает, не все показывают это. И, в тоже время, губернатор поддерживает различные фестивали наши краевые. Министр культуры все равно исполняет волю своего руководителя – вице-губернатора. Наш театр сейчас ездит на фестивали – город не может оказать помощь. Вот мы ездили в Самару за свой счет, в Екатеринбург – за свой счет, потому что нет денег у нашего управления культуры городского. Город, единственное… Средства на новые постановки всем театрам край дает – опера, драма, даже Кудымкарский театр. Он на этот год получил и тратит около 8 миллионов рублей. А нам на все городские театры – это и мы, и «куклы», «У моста», Балет Панфилова – нам на всех даже 8 миллионов не выделили. Хотя бы по 2 миллиона, ну это же безобразие. И мы каждый год с этим бьемся. Так вот мы ездим на фестивали, нам очень мало может помочь город, городское управление культуры и молодежной политики. А край нам раз в году обязательно на фестиваль дает. В Липецк мы сейчас поедем за счет министерства культуры. Не города, а края. У меня хорошее отношение к Игорю Алексеевичу, он понимает, я слушаю его интервью с разными деятелями искусства, я слушаю его выступления, мне понятна его политика. Но он проводит политику, которую проводит губернатор. Если раньше губернатор Чиркунов – я с губернатором был в чем-то не согласен, то политику, которую проводил Борис Мильграм, я ее принимал и в чем-то с ним был за. Я всегда говорил, что там было очень много хорошего сделано для нас, работников искусства и деятелей культуры. Это было. Было и хорошее, но в чем-то были и негативы. По инициативе же губернатора и министра нас перевели из краевого подчинения в муниципальное, и мы это терпим, меньше финансирования получаем. А что делать? Но я сказал честно. Сегодня идет вопрос и поднимает его Гладнев – вернуть наши театры из муниципального в краевое.

- Из последней повестки, что культуры в нашем городе нет, что все разрушено, что министр это все разрушил. Вы человек, который создает культуру, что скажете о пермской культуре? Даже поднимались вопросы, как выглядит наша пермская культура и что это такое?

Михаил Скоморохов: К своему сожалению и стыду я больше занимаюсь театром. Но кроме помощи от нашего министерства культуры края я ничего не знаю. Был юбилей театра, и я сказал: «Кто-нибудь даст нам денег на ремонт?». И первым это сделал губернатор. А ввел меня туда министр культуры, на это совещание, чтобы я обратился к губернатору, и я ему сказал. И губернатор 7 миллионов нам дал, а потом и город. Но с городом мы потом еще воевали, но они тоже дали 7 миллионов. В итоге мы сделали тот ремонт в театре. Заменили оборудование световое. Это огромное спасибо нашим властям, что они выискивают, но все-таки дают. У меня нет ничего такого, про что наша культура погасла. Мне жалко, что не того уровня стали эти огромные фестивали. Может быть они раньше были помощнее. И «Белые ночи».

- А как все ругали, сколько денег на них уходило.

Михаил Скоморохов: Я никогда не ругал. Я всегда говорил – сколько бы не давали, нам всегда будет мало. Есть такая поговорка: «Дешево да гнило, дорого да мило».

- А мы о премьерах, которые предстоят, если сравнить их с прошлым годом. В общем, рассказывайте.

Михаил Скоморохов: В прошлом сезоне мы поставили 5 новых спектаклей, а этот сезон открыли очень славным спектаклем по сказкам Андерсена «Сказки Оле Лукойе». Замечательный спектакль получился детский. Его уже, кстати, позвали на фестиваль, и мы в декабре поедем на фестиваль в Челябинск с этой сказкой. А скоро в ноябре выпустим «Огневушку-поскакушку» – это спектакль по Бажову. Бажов очень сложный для инсценировки, нам написала пьесу Ярославы Пулинович, драматург из Екатеринбурга, с которым мы дружим. И я думаю, что мы детей порадуем этой сказкой, особенно под Новый Год. Это хорошие, добрые истории, это рождественская история, и заканчивается она очень счастливо, радостно, и, надеюсь, будет красиво. Вообще, весь сезон будет насыщенным. Спектакли ожидаются интересные. Пришел в театр новый главный режиссер, он приступает к работе – Шварц, «Обыкновенное чудо», музыкальный спектакль, все знают. Дело в том, что старшие подростки с радостью пойдут на эту историю. Она умная, остроумная, ироничная и добрая, и, конечно, про любовь. Затем ожидается к открытию нового сезона «Волки, овцы» Островского, это для взрослых. А еще будет спектакль «Лондон» – это камерный спектакль, любовная история. Я не буду всего этого раскрывать, но премьеры будут. Меня все равно больше в детском театре волнуют дети и подростки, я думаю, что здесь мы не должны жалеть ни средств, ни сил, ни возможностей. Потому что хороший детский спектакль живет годами. Я сейчас, перед тем как к вам ехать, получил докладную: «Михаил Юрьевич, у нас спектаклю “Как баба Яга сына женила” исполняется 10 лет, а сыграно 400 спектаклей, и до сих пор он пользуется спросом». Спектаклю 2,5 года, идет «Питер Пен», поставил режиссер из Англии – Майкл Хат. И что вы думаете? За 2,5 года – 100-й спектакль. А ведь «Питер Пен» – это спектакль с полетами, с высокими затратами, и кто нам давал деньги – министерство культуры наше краевое. Я понимаю, что мы выигрывали еще какие-то гранты, за «Огневушку-поскакушку» мы выиграли хороший грант министерства культуры России. Нам, конечно, помогает и наше министерство этими грантами, и управление наше городское по делам культуры, оно тоже помогает с такими вещами. Это же самое замечательное, что дети должны видеть, чтобы было новое, красивое, увлекательное, и не только посмеяться, а для души и для сердца что-то было в этих спектаклях.

- Нам пишут в ICQ: не хотите ли вы создать детскую передачу на «Эхе». Видимо, ваш голос так нравится.

Михаил Скоморохов: Если вы создадите такую передачу, я с удовольствием буду вам вещать, если что-то потребуется. Я могу читать и сказки и все что угодно. У меня был такой опыт.

- Где читали?

Михаил Скоморохов: На какой-то фирме, негосударственной, я читал сказки Коми-Пермяцкого округа, на радио. Завмуз Марк Ильич Гольдберг все время меня просит: давайте запишем какие-нибудь хорошие сказки.

- У вас голос такой, убаюкивать детей. Возвращаясь все к тому же интервью… Мне так понравились ваши 10 заповедей. И меня удивило знаете что? Вы говорили: публика умнее нас, зрителей нельзя поучать. Я думала, что в театр ходят для того, чтобы тебя там чему-то научили. Поясните, пожалуйста.

Михаил Скоморохов: Буквально нельзя воспринимать фразу, что в театре чему-то учат. Театр открывает двери, взгляд на мир. Я могу посредством художественных образов на сцене открыть ребенку другую точку зрения и расширить его кругозор. Но поучать – что вот так делай, а так не делай – никогда. Если я хочу настроить своего зрителя, что это плохо, я должен показать средствами театра. Вот происходит между подростками драка, и ребенок попал в больницу – вывод, что это плохо, сделает сам зритель. Но мы так подстроим, что это всеми осуждается. Поучать нельзя. Открывать мир, показывать другие точки зрения, ставить серьезные вопросы. Спектакль «Головлевы» ставит вопрос: как же воспитывать детей? Почему все дети гибнут? И вообще, один спился, другой то-то, третий сбежал из дома, умерла природа. Да что же это такое? Потому что она им все выбросила по куску, как от наследства, тебе деревеньку, тебе этот участок. А ежедневного общения с детьми, доброты, ласки, внимания, с ним порешать уроки, с этим попеть. Что и попробовал сделать отец, и оно у него не получилось. Отец никогда не заменит мать. Об этом есть гениальная пьеса, написана Вампиловым, «Старший сын». Отец не может заменить мать, он остался один с детьми и пытался заменить, и понял, что это невозможно. Театр ставит эти вопросы, а ответ дает зритель, но мы наталкиваем на нужный ответ, но не поучаем. Вот в чем разница. А иначе мы превращаемся в занюханную школу, где вдалбливают, это тебе нельзя делать.

- Сейчас школу многие ругают, говорят, что этот институт, в твою голову засовывают, красоту твоего мышления рубят на правила и ломают в тебе что-то твое собственное, и вкладывают правила и понятия, по которым надо жить. Очень часто это осуждается.

Михаил Скоморохов: Есть издержки везде. Они и у нас есть. Когда устают артисты, 3 детских спектакля в день, но халтурить нельзя. Как Раневская говорила – пьеса написана плохая, да еще и сыграть ее неважно, это все равно, что плюнуть в вечность. А мы каждый день выходим на контакт со зрителем, и надо быть искренними, надо гореть самому, надо с отдачей все это делать, от души, и самому получать удовольствие.

- Какую бы вы посоветовали книгу прочитать и посмотреть фильм, который в последнее время видели? Может быть, старый пересматривали, который зацепил.

Михаил Скоморохов: Это вопрос не ко мне, я никому ничего не могу посоветовать. Я единственное хочу сказать, что есть славные передачи на ОТР, в разделе «Размышления про нашу жизнь и культуру», и, конечно, я люблю канал «Культура», там идут драматические и оперные спектакли – это наслаждение, это сопричастие с высоким искусством. Но высокое искусство бывает и у нас в Перми, очень много хороших спектаклей и в оперном театре, в «Театре-Театре», и в других. Прежде всего я говорю о своем. Приходите к нам и не только на премьеру, посмотрите спектакли идущего репертуара. Они вам что-то новое откроют, где-то дадут возможность отдохнуть, от чего-то отвлечься, о чем-то подумать.

- И обязательно «Господа Головлевы» в ноябре.

Михаил Скоморохов: Ждем вас!

- Спасибо, до свидания!

Михаил Скоморохов: До свидания!


Обсуждение
3049
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.