Верхний баннер
20:48 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

19:23, 21 октября 2015

Почему художники перестали рисовать красиво? Анастасия Шипицына и Анна Суворова о Всероссийской конференции «Диалоги о культуре», проходящей в Перми в эти дни

Почему художники перестали рисовать красиво? Анастасия Шипицына и Анна Суворова о Всероссийской конференции «Диалоги о культуре», проходящей в Перми в эти дни
Почему художники перестали рисовать красиво? Анастасия Шипицына и Анна Суворова о Всероссийской конференции «Диалоги о культуре», проходящей в Перми в эти дни
Тема: Всероссийская конференция «Диалоги о культуре»

Гости: Анастасия Шипицына и Анна Суворова, PERMM

Программа: «Красный человечек»

Дата выхода: 20 октября 2015 года

Ведущий: Анна Букатова

- Добрый день! На «Эхе Перми» программа «Красный человечек», у микрофона Анна Букатова. Сегодня говорим о Всероссийской конференции «Диалоги о культуре» и выставке, созданной нашими сегодняшними гостями – представителями музея PERMM Анастасией Шипицыной и Анной Суворовой. Расскажут они сразу о нескольких событиях, что на этой неделе пройдут в Музее современного искусства. Главные из них – Всероссийская конференция «Диалоги о культуре» и выставка, созданная зрителями. Добрый день!

Анна Суворова: Добрый день, Анна!

- Расскажите, что за конференция, звучит красиво – Всероссийская? Впервые ли проходит? Кого ждем?

Анна Суворова: Конференция «Диалоги о культуре и искусстве» в этом году проходит уже в пятый раз. В то время, когда мы задумывали эту конференцию, она была очень маленькая. Это был домашний, почти стихийный формат.

- Она всегда проходит у нас в Перми?

Анна Суворова: Да, в Перми, и она долгое время проходила в институте культуры и искусства. В этом году у конференции появился очень значимый партнер – Музей современного искусства, и формат конференции немного изменился. Потому что мы сейчас заинтересованы в том, чтобы говорить о проблемах искусства и культуры. Не только на уровне научного сообщества, не только для ученых, не только для узких специалистов. Нам очень интересно рассказать о процессах современного искусства с позиции современного города. Очень важно увидеть, каким образом проблемы искусства влияют на процессы современного города, как они связаны с экономическими изменениями.

- И сразу несколько вопросов: мы уже точно говорим, что Пермь – это современный город?

Анна Суворова: Да, мы не неизбежно к этому приходим, как бы мы не говорили и не обсуждали, что Пермь это полусельская агломерация, которая растянута на 70 км вдоль Камы. Но все же пространство современности определяется теми практиками, которыми следуют люди. И все же большая часть – городское население. Мы с вами живем в очень похожих практиках как жители столиц и крупнейших городов. Так же, как жители Москвы, мы каждый вечер стоим в пробках, так же мы знаем глобальные новости намного лучше, чем новости локальные. Мы не слушаем, чем занимаются наши соседи.

- И кофе на вынос у нас на каждом углу.

Анна Суворова: У нас все практики современного мегаполиса в Перми.

- А по проблемам современного искусства какие можно выделить основные? Не ходим в музеи?

Анна Суворова: То, что можно обсуждать вокруг современного искусства и то, что можно обсуждать на протяжении всех трех дней конференции. Здесь речь пойдет о очень специфических, теоретических проблемах искусства с одной стороны мы будем пытаться понять, каким образом современное искусство связано с искусством классическим. Что изменилось в практиках искусства и почему произошли эти изменения? Как современное искусство пытается отреагировать на изменяющуюся повседневность? Как современное искусство влияет на экономику? Есть ли креативная экономика, например, сегодня в современной Перми, в современной России? Мы очень много будем говорить о современных институциях, арт-резиденциях, современных музеях, современных учебных заведениях, которые связаны с полем искусства и культурного производства. Будем пытаться выяснить, влияет ли художественный процесс на жизнь современного горожанина, и если влияет, то каким образом. Будем пытаться выяснить, каким образом можно музей и проблемы современного искусства приблизить к жизни современного горожанина.

- Это будет касаться маленького пермяка, который живет от работы до дома?

Анна Суворова: Очень интересный вопрос, потому что маленьких людей не бывает, потому что мы все живем в пространстве города, и мы все видим те новые объекты и изменения, которые происходят в культурной среде, в городской среде. Эти нюансы влияют на нас, а мы можем повлиять на эти изменения, которые происходят. Вспомните ситуацию с появлением арт-объектов, когда каждый маленький пермяк мог сказать и до сих пор говорит о том, что происходит в городе, и говорит – нравится ему или не нравится. В итоге это влияние, оно было осуществлено, влияние на городскую среду. И оно оказывалось не только со стороны художественных институций или со стороны органов власти, и обратное влияние тоже происходило.

- Получается, таким образом каждый пермяк и создает нашу культурную среду, даже высказыванием своей позиции.

Анна Суворова: Да, это взаимный процесс. Но более подробно о том, каким же образом происходит это влияние, можно узнать, просто придя на конференцию. Мы всех призываем прийти на конференцию. Можно прийти и просто быть слушателем этой конференции и задавать вопросы экспертам. К нам приезжает крупный эксперт в области художественных институций и в области современного искусства. 21 октября будет лекция Валентина Дьяконова, лекция будет в 5 часов, он будет рассказывать об историях успехов и провалов современных художественных институций. Или можно прийти 22 октября, с 11 часов начнет работать конференция, где будет выступать Владимир Абашев – наш крупнейший исследователь пермского культурного текста, или будет выступать Лиза Фокина – руководитель объединения выставочных залов Москвы.

- Расскажите, кто приглашен? Я посмотрела в пресс-релизе – культурологи, искусствоведы, философы, историки.

Анна Суворова: Это очень важный нюанс, и мы бы не хотели обсуждать проблемы, связанные с современным искусством, узким кругом искусствоведов. Нам очень важно, чтобы взгляд на современное искусство был озвучен и урбанистами, и философами, и историками, и социологами, и экономистами. Потому что говорить о современном искусстве сейчас невозможно, только находясь внутри теории искусства, а говорить о современном искусстве важно, понимая, как это искусство влияет на экономику и как экономика влияет на него.

- Даже наших «красных человечков» можно будет рассмотреть со стороны исторической и общемировой. Есть же тоже большие красные скульптуры и в других городах и в Европе. Как с политической точки зрения?

Анна Суворова: Вообще, кейс с «красными человечками» – он уникальный и, я думаю, что впоследствии он войдет в учебники. И на примере «красных человечков» в Перми будут рассказывать, как политика смогла внедриться в сферу художественного производства, и как социум отреагировал на эти современные художественные процессы. И почему вокруг этих «красных человечков» происходила такая война, такая колоссальная полемика. Я думаю, что это великолепный пример, который нам показывает, что современное искусство – это не то, что принадлежит сейчас художнику, не то, что принадлежит историку искусства или теоретику искусства, это то, что является частью жизни любого современного человека.

- География участников большая? Раз это всероссийская история?

Анна Суворова: Парадоксальным образом для того, чтобы поговорить в Перми о современном искусстве приезжают люди из Москвы, из Петербурга, из Екатеринбурга и это еще не полная география.

- Воронеж, Самара, Краснодар, Новый Уренгой, Абакан, Калуга, что еще?

Анна Суворова: Да. Это очень важно для нас, потому что, наконец, мы вышли на ситуацию децентрализации науки. Когда не пермские ученые приезжают в Москву, чтобы рассказать о том, что происходит в Перми с культурным текстом. А к нам в Пермь приезжают люди с самых разных ВУЗов и музеев. И мы здесь в Перми обсуждаем глобальные проблемы развития художественного процесса.

- Перейдем к событию – выставка зрителей.

Анастасия Шипицына: Выставка называется «Перемещение зрителей» – это результат большого образовательного проекта, который проходил в музее 8 месяцев, начиная с марта 2015 года, когда мы начинали делать эту выставку. Как мы ее делали? Мы предложили всем желающим прийти к нам в музей и стать художниками, искусствоведами, кураторами, экспозиционерами, и создать свою собственную выставку в нашем музее. У нас набралась группа, сначала их было 60 человек, сейчас их осталось 8.

- А почему?

Анастасия Шипицына: Это те, кто дожили до конца. У всех были разные цели участия, кто-то хотел поучаствовать именно в образовательной части, кто-то хотел делать именно выставку. Вся выставка посвящена и основывается на коллекции МАНИ – искусство московских романтических концептуалистов 1970-80-х годов, это разные предметы, фотографии, документы, которые хранятся в нашем музее. Мы предложили всем участниками проекта проинтерпретировать эту коллекцию. Сначала мы долго изучали, что такое московский романтический концептуализм, Анна Александровна читала у нас лекции и проводила мастер-классы. Затем мы старались реконструировать разные художественные акции московских концептуалистов. На третьем этапе мы делали свои собственные арт-объекты, отталкивая от объектов МАНИ. Мы интерпретировали объекты из нашей коллекции. Результат всей нашей долгой работы можно будет увидеть с 21 октября, в 7 часов, в музее PERMM.

- Что за история МАНИ? Расскажите, что это?

Анна Суворова: В период 70-х годов в СССР художники рисовали не только картины, которые рассказывают о достижениях социализма, но создавали объекты, связанные с практиками современного искусства. Это удивительная и парадоксальная ситуация, когда в середине 70-х годов, в период застоя, когда всем казалось, что советская система навсегда и никогда не закончится. Все жили в ситуации, с одной стороны, давления идеологией, но давление было не слишком жестким, а жили в ситуации комфортной социалистической системы. Но, тем не менее, у каждого человека, который находился внутри этой системы, было ощущение того, что нужно сказать «НЕТ!» этой системе, но не нужно выходить на площадь, а можно собираться кружками по 10-15 человек и придумывать искусство. Искусство, которое будет в скрытой форме, в ироничной форме критиковать эту советскую систему.

- Чтобы не кричало прямо?

Анна Суворова: Да, это очень специфическая ситуация латентного протеста. Они собирались и придумывали разные художественные акции, когда могли собраться и выехать за город и повесить среди сосен лозунг, в котором было написано: «Мне здесь все нравится, хотя я ничего не знаю и никогда не был в этих местах». Эти практики продолжались на протяжении всего советского периода. Сначала это была маленькая группа энтузиастов, которые не были в обычной жизни художниками, а были сотрудниками научно-исследовательских институтов или библиографами, или школьными учителями. Они придумывали свою альтернативную систему существования внутри советской системы, они придумали идею концептуализма и адаптировали ее для советских реалий. Эта группа постепенно разрослась до десятков и сотен людей, которые принимали участие в этих акциях. Группа называлась «Коллективные действия», их идея называлась «Поездки за город». У нас в Перми в музее современного искусства оказалась коллекция московских художников. Тех самых, которые создавали что-то похожее на концептуализм в период 70-х, начала 80-х годов. Коллекция, которой обладает музей абсолютно уникальная, потому что там есть архивные записи, небольшие произведения, чаще всего объекты которые сделаны по принципу редимейдов – готовые вещи. Там есть фотографии, которые документируют художественные акции и рисунки. Думаю, все слушатели помнят фильм «Асса», когда приходит главная героиня в гости к Бананану и он ей показывает разные диковинные объекты, например, железный занавес или коммуникативную трубу. И как раз первый рисунок этой коммуникативной трубы, он находится в коллекции музея современного искусства.

- Они будут представлены на этой выставке? Как история, откуда все пошло?

Анастасия Шипицына: Сами объекты и подлинники не будут представлены на выставке, однако, все они будут присутствовать на этикетках, можно будет увидеть фотографии этих объектов, описание этих объектов и получить информацию об архиве МАНИ, прочитать, что это такое.

- Что делали пермяки?

Анастасия Шипицына: Объекты у пермяков получились очень личные и очень интересные. Если мы заговорили о коммуникативной трубе, одна из работ, которая опирается на этот объект – это работа Любы Шмыковой, называется она «Ты в Шанхае, я в Гималаях». Это объект, который связан с личной историей Любы. У нее есть подруга Инга, сейчас Инга живет в Шанхае, а Люба в Гималаях. Ну не живет, а находится там в отпуске и на данный момент там находится. Они очень скучают друг по другу, и у них нет возможности напрямую общаться, они общаются через Инстаграм, социальные сети, отправляют друг другу маленькие видео, которые рассказывают об их жизни. Например, Любе понравилась сцена на рынке, она отправила ее Инге, а Инга отправила похожую сцену Любе. Это тоже такая коммуникационная труба, только выполненная при помощи современных технологий. Таким образом мы видим, что идеи московских концептуалистов получают свое измерение у всех участников проекта, и они не просто копируют идею, они ее просто продолжают, интерпретируют и представляют свое видение.

- На выставке будут фотографии инстаграмные или как?

Анастасия Шипицына: Это будет видео, нарезка из видео, которые показывают эти красивые картинки из Шанхая и из Гималаев.

- Много объектов было на этой выставке?

Анастасия Шипицына: Всего 11 объектов.

- Правильно или нет, открывает эту конференцию выставка зрителей?

Анастасия Шипицына: Не совсем так. Дело в том, что мы совпали по времени, и выставки открытие будет проходить во время конференции. Но выставка открывается завтра, а конференция начинается сегодня, поэтому сегодня же можно приходить в наш музей.

- Впервые или не впервые? Почему именно «Перемещение зрителей» она называется?

Анастасия Шипицына: Этим названием мы цитируем известную акцию группы «Коллективные действия», она тоже называлась «Перемещение зрителей». Нам показалось, что это название очень подходит нашему проекту и нашей идее, потому что мы с позиции зрителей и обычных посетителей перемещаемся на позицию художников, музейных экспертов, знатоков искусства. На позицию тех, кто может менять музейное пространство и привносить в него свои смыслы. Мы действуем в парадигме музея-участия, потому что мы стараемся открыть двери музея для максимального количества пермяков, для зрителей. И сделать так, чтобы посетитель музея оставался не только наблюдателем, а актором, созидателем и мог сам менять музейное пространство.

- За время подготовки этой выставки удалось воспитать искусствоведов и критиков. Вы говорили, что они тоже могут появиться.

Анастасия Шипицына: На данный момент мы не профессиональные искусствоведы, критики. Но важно то, что нам удалось попробовать себя в разных ролях и побывать в шкурах разных людей – искусствоведов и художников-экспозиционеров, примерять на себя эти роли и получить новый опыт.

- И что-то понять в этом деле?

Анастасия Шипицына: Да.

- Если говорить об участниках, мы говорили, что их было 60, в итоге осталось 8 человек. По возрасту это какие люди? По образованию и специальности?

Анастасия Шипицына: Среди наших участников есть студенты, они самые младшие участники. Например, Лена Новожилова, ей 20 лет, она самая младшая участница. Из старших участников – Александр Агафонов, он профессор медицинских наук, работает в медицинской академии. Есть специалисты по ай-ти, те, кто обучают медиков пользоваться компьютерными программами. Есть студенты из института культуры, есть менеджеры. Состав достаточно пестрый. Также приняли участие молодые пермские художники, Слава Суботин, Петя Стебровский, Студия ГД.

- Эти не удивляют. А менеджеры? У нас завтра в Перми открывается новый арт-объект «Счастливый кондуктор», его автор – девочка, менеджер.

Анастасия Шипицына: Она участвует в нашей акции, это Лена Новожилова. Елена Рембо ее творческий псевдоним. Когда мы сегодня устанавливали один из объектов и концептуалистский лозунг «Мир, труд, концептуализм», и Лене как раз поступил звонок от «Эхо Перми», и Лена в это время стояла на лесенке и монтировала этот транспарант.

- Да, я брала у нее интервью.

Анастасия Шипицына: Я слышала этот разговор.

- Вы из менеджера сделали художника до такой степени, что сейчас в городе будет стоять ее арт-объект.

Анастасия Шипицына: Я думаю, что не совсем мы это сделали. Она сама проявила инициативу и решила поучаствовать. Я надеюсь, что мы тоже оказали влияние на Ленин интерес к искусству.

- Что можете еще сказать о работе с участниками?

Анна Суворова: Это была удивительная история, когда приходят 60 человек послушать лекции о семиотике, современном искусстве. Это была очень сложная задача, мне казалось, что она будет просто невыполнима. Потому что анализировать современное искусство возьмется не каждый искусствовед и не каждый культуролог. Но в течении этих нескольких лекций мы освоили идеи современного искусства, выяснили, как оно появилось, что такое концепция, почему художники перестали рисовать красиво, почему они начали брать готовые предметы и комбинировать их разном порядке. Мы научились анализировать эти произведения, мы выяснили, что движет художником, когда он создает произведения. Участники проекта работали с реальными произведениями, с артефактами, которые были созданы тогда в середине 70-х годов. Это была очень большая диверсия для музея, потому что музеи и музейщики обычно охраняют свои фонды и не допускают туда лишних людей. Это такое хранилище, которое должно быть неприкосновенным для будущих поколений. Музей современного искусства стал первым Пермским музеем, который открыл свой фонд для работы просто таких маленьких людей с улицы.

- Все в целости?

Анна Суворова: Все великолепно. И, более того, мы видим, что это стало культурным капиталом для этих людей. Новый арт-объект – это результат полугодового проекта.

- Анна, вы сказали очень интересную фразу: художники перестали рисовать красиво. Почему?

Анна Суворова: Потому что появились новые медиа, потому что начали понимать, что фотоаппарат делает картинку намного качественнее, в разы быстрее, и не требуется такого сложного обучения на протяжении десятилетий. Стало понятно, что художнику надо делать что-то другое, нужно делать больше.

- Может сказать, что, где, когда? Что сегодня началось, чем закончится?

Анна Суворова: Сейчас конференция уже во всю идет. Завтра конференция продолжится, сначала на площадке Пермского института культуры. Завтра пройдет несколько публичных лекций, на которые могут прийти все. Это лекции Олега Орансона о проблемах современного искусства, цены и ценности современного искусства. Пройдет лекция Лизы Фокиной, она будет рассказывать о сетевых проектах. В 17:00 будет лекция на площадке музея современного искусства, Валентина Дьяконова. 22 октября весь процесс будет идти на площадке музея – секция междисциплинарного исследования искусств. Два самых ключевых события – открытие выставки «Перемещение зрителей», завтра в 19:00, вход свободный. Завтра как раз музейный день. Событие, закрывающее нашу конференцию, продолжающее разговоры о культуре и искусстве в Перми – 22 октября в 17:00 будет круглый стол «Современное искусство и современный город, краткосрочный роман или долгосрочная стратегия». Мы приглашаем всех заинтересованных, приглашаем людей которым интересно обсудить проблемы современного искусства, отношений искусства и городской среды.

- Такой будет итог Пятой всероссийской конференции «Диалоги о культуре»?             

Анна Суворова: Во время круглого стола мы услышим важные экспертные мнения арт-директора Наили Алахвердиевой и многих других.

- Я думаю, замечательная точка нашей сегодняшней встречи. Спасибо, что пришли! До свидания!


Обсуждение
4909
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.