Верхний баннер
14:34 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

09:38, 30 октября 2015
Автор: Евгения Романова

«Мне удивительны переживания чиновников министерства, мы возбудили дело исключительно в отношении хозяйствующих субъектов», — глава краевого УФАС Антон Удальёв об оспаривании конкурса на строительство обхода Чусового

Теги: УФАС, ФАС РФ

«Мне удивительны переживания чиновников министерства, мы возбудили дело исключительно в отношении хозяйствующих субъектов», — глава краевого УФАС Антон Удальёв об оспаривании конкурса на строительство обхода Чусового
«Мне удивительны переживания чиновников министерства, мы возбудили дело исключительно в отношении хозяйствующих субъектов», — глава краевого УФАС Антон Удальёв об оспаривании конкурса на строительство обхода Чусового
Рубрика "Экспертное мнение" в рамках итоговой информационной программы "Эхо дня"

Гость: и.о. руководителя Управления антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю

Дата выхода: 29 октября 2015 года

- Всем доброго вечера, у микрофона Евгения Романова. Герой последних заметок в СМИ сегодня у нас в гостях – Антон Удальёв. Антон Вадимович, здравствуйте!

Антон Удальёв: Здравствуйте!

- Руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю. Я говорю руководитель, но везде вас пишут и.о. Почему и.о.?

Антон Удальёв: Уже третий год скоро как закончится, но видимо есть на то причины.

- В этом прецедент некий, я не помню чиновников в Пермском крае, которые бы так долго были и.о.

Антон Удальёв: На самом деле такие есть, я не буду называть фамилии. И по России тоже есть.

- А с чем это может быть связано? Кто-то говорит, что там какой-то конфликт с губернатором, до сих пор никак не ставят руководителем. Есть ли правда в этих словах?

Антон Удальёв: На сегодня я и.о. руководителя. Был бы я руководителем, мои функциональные обязанности бы изменились, как вы считаете? Разумеется, нет. Ответственность я несу как руководитель, поэтому тут говорить о том, есть приставка или нет приставки, мне кажется, нет смысла. То, что в свое время не был согласован, об этом также известно. Не был согласован в различных структурах, но так все и затихло.

- Это еще при Чиркунове?

Антон Удальёв: Нет, это уже при новом губернаторе нашем. На самом деле не только губернатор участвует в согласовании, там еще и полпред – это у нас в Нижнем Новгороде находится – тоже было отказано в согласовании, поэтому так и.о. и есть.

- Ну хорошо, но в нашем эфире я вас буду называть руководителем ФАС по Пермскому краю. Вам будет приятно, а мне проще произносить. В общем, Пермское управление заинтересовалось одним из крупных дорожных аукционов, который в настоящее время проводит местные власти. Ведомство возбудило дело по признакам сговора между участниками торгов по отбору подрядчика по строительству обхода города Чусового. Деньги немалые, как я понимаю, около двух миллиардов. Расскажите все подробности. Как проходили торги, кто на кого написал заявление, кто на кого пожаловался, доступно.

Антон Удальёв: Был объявлен электронный аукцион на выполнение работ по строительству обхода. Соответственно, что у нас происходит при проведении аукционов? Подача заявок. Было подано несколько заявок и одна из них была отклонена. Это «Уралмостострой», челябинская организация, филиал которой находится в Пермском крае, «Мостоотряд № 123». Соответственно, заявка «Мостоотряда» была отклонена и, поскольку закупка стоимостью свыше одного миллиарда рублей, рассмотрение жалоб на такие торги проводится в центральном аппарате ФАС России, такая жалоба была направлена в ФАС России «Мостоотрядом». И там рассмотрена. В ходе рассмотрения жалобы было установлено нарушение аукционной комиссией порядка рассмотрения заявки «Мостоотряда», и было указано, что те основания, по которым отказано в допуске, являются незаконными. В связи с чем отменены не все торги, а именно процедурные документы – протокол подведения итогов аукциона и протокол рассмотрения заявок. До определенного времени предписанием установлено рассмотреть заявки повторно. Но на сегодня, насколько я знаю, еще нет протокола рассмотрения заявок повторного после предписания ФАС России. Ждем. Это то, что происходило по закону № 44-ФЗ, это закон о контрактной системе. Нам поступили материалы, у нас, разумеется, имеется и решение ФАС России, имеется заявление, направленное на ЗАО «Уралмостострой», «Мостоотряд № 123». Ряд документов, которые говорят о том, что необходимо провести проверку о наличии либо отсутствии признаков сговора дух допущенных компаний на участие в аукционе. Соответственно, при рассмотрении документов, нами были выявлены признаки сговора при проведении этого аукциона.

- Какие?

Антон Удальёв: Первое, и, наверное, основное, это наличие двух крупных участников и шаг аукциона всего полпроцента от такой огромной суммы. Один из участников фактически отказался от конкурентной борьбы. Второе – наличие заявок, которые фактически полностью со всеми параметрами друг друга даже… Есть характеристики бетона, гвоздей, у нас что только не делают, вплоть до каждой единицы измерения совпадают у обеих допущенных заявок. Что также является признаком заполнения этих заявок одними и теми же лицами. Это те два основных признака, которые позволили нам принять решение о возбуждении дела по признакам сговора. Чем мне на самом деле хотелось бы поделиться. Чем интересно это дело и что оно может дать? Вот мы зачастую слышим такие вещи, что это случайность по заполнению заявок, или мы обратились к одним и тем же людям, которые нам помогли заполнить заявку. Хотя они, насколько я помню, находятся в разных городах, но такое тоже возможно. По поводу снижения на полпроцента, тоже может быть объявлено, что нам нужно было вот ровно за такую сумму, ниже мы не готовы были торговаться.

- Это странно очень.

Антон Удальёв: Тоже такое может быть и мы с таким часто сталкиваемся. Мы, разумеется, будем давать оценку всем доводам уже по факту рассмотрения дела. Я еще раз обращаю внимание, что я не говорю о наличии сговора, что вот он есть.

- Вы говорите о признаках сговора. Никого не обвиняете, потому что еще рано?

Антон Удальёв: Мы не обвиняем в сговоре, мы обвиняем в наличии признаков сговора. Признаки я вам назвал. Соответственно, на сегодняшний день, я полагаю, что интересно… Если «Уралмостострой» будет допущен к участию в торгах, к примеру, уже будет три компании. Понимаете, есть определенные моменты, связанные с тем, что для других компаний, одна из Тюмени, вторая из Ямала, по-моему. Достаточно тяжело и сложно пригнать огромное количество техники и найти трудовые ресурсы, чтобы вести работы здесь. Разумеется, мне кажется, это легче сделать той компании, которая находится уже на территории Пермского края и обладает определенными ресурсами. И я полагаю, что, к примеру, допуск, как об этом сказал ФАС России, компании из Пермского края, позволит уж точно снизить цену контракта. Снижение цены контракта – это, как минимум, дополнительные денежные средства для бюджета, что тоже неплохо.

- Насколько это такой важный стратегический объект государственный? Дорога в обход Чусового включает в себя проведение буровзрывных работ, возведение мостов через реки Лысьву и Вильву, и т.д. Действительно, два миллиарда – это адекватная цена?

Антон Удальёв: Я никогда в жизни не скажу, что цена адекватная или нет, пока нет соответствующего решения компетентных органов. У нас любое решение в утверждении стоимости любого объекта определяется на основании заключения государственной экспертизы. Таковое есть. Поэтому мы не можем говорить адекватно или неадекватно, сумма соответствует тем нормативам, тем нормам, которые действуют на территории РФ. По поводу тех работ, которые необходимо выполнить, мы сами должны понимать, что действительно достаточно сложные и серьезные работы. Любое возведение моста требует серьезных затрат и огромного количества времени на выполнение этих работ. Я считаю, что здесь, как минимум, должны бороться за этот контракт серьезные компании, которые имеют опыт соответствующий.

- Сегодня вышла такая информация, у меня открыт «Коммерсант»: «в министерстве госзакупок посчитали, что руководство Пермского УФАС вышло «за пределы своей компетенции». «Выходит за пределы своей компетенции и входит в противоречие с позицией вышестоящего органа – ФАС России». Вы понимаете, о чем? Я не понимаю. Растолкуйте.

Антон Удальёв: Дело каждого органа власти – это защита своей позиции. Ну то, каким образом определённые чиновники выражаются на примере даже антимонопольной службы Пермского края. В свое время, когда у меня заместитель определенным образом высказывался по части деятельности одной из компаний государственных Пермского края, ну это дело каждого – выражаться, как он считает нужным. Что касается этого замечания, если это можно отметить как замечание… Я еще раз повторюсь, что мы никоим образом не пытаемся обвинить министерство, комиссию министерства по развитию контрактной системы. Ни в коем случае! Есть решение ФАС России по конкретному случаю – это рассмотрение жалобы «Уралмостострой», где было сказано, что жалоба должна быть признана обоснованной в части незаконного отказа в допуске определенному участнику – «Мостоотряду». Я изначально говорил, что в нашей компетенции по 44-му федеральному закону, закону о контрактной системе, у нас нет. И как я могу сейчас говорить и вообще мог говорить, что кто-то что-то незаконно сделал. Я никогда такого не говорил.

- Но заварили кашу большую.

Антон Удальёв: Хорошо. Вы представляете, какое сейчас внимание будет, и как внимательно все будут всё изучать. Это тоже хорошо. Во-вторых, наша компетенция, и, я так полагаю, она даже не оспаривается никем, это компетенция по 135-му федеральному закону, закону о защите конкуренции. Который не ставит никаких ограничений по суммам контракта или еще по чему то, и не ограничивает наши полномочия как территориального органа. Поэтому, я еще раз повторю для всех, есть ФАС России, которая принимает решения. Комиссия и министерство должны строго действовать в рамках того решения, которое принимает ФАС России. Я не говорю о некомпетентности министерства.

- Но они почему-то в ваш адрес говорят об этом.

Антон Удальёв: Пусть говорят. Если кто-то хочет какого-то конфликта, то пусть этот конфликт будет, я в этот конфликт не ввязываюсь. Не та ситуация.

- Вы считаете, что СМИ раздувают лишний раз?

Антон Удальёв: Ну и пусть.

- Смотрите, в министерстве сообщили, что повторное рассмотрение заявок на участие в аукционе по строительству обхода Чусового состоится 30 октября, и в случае допуска к участию в нем двух и более лиц торги будут проходить 2 ноября. То есть заново будут проходить торги?

Антон Удальёв: Разумеется. Должно быть отменено, как минимум, два протокола.

- А вы можете сказать примерно, как будут проходить торги, как вам кажется, предсказать немножко?

Антон Удальёв: Опять возвращаемся к тому, что вы сейчас прочитали. Есть аукционная комиссия, есть министерство по развитию контрактной системы, и они принимают ровно те решения, которые предписывают ФАС России. Я не могу выйти и войти в их компетенцию. Поэтому, вот, смотрите объективно. Сейчас может принято несколько решений – либо пересматривают и учитывают ту позицию, которая указана в ФАС России, рассматривают заявки и вдруг находят еще какие-то нарушения у той же заявки «Уралмостостроя», такое тоже возможно. Опять их отклоняют. Вдруг они неожиданно находят какие-то недостатки или недочеты в рамках решения ФАС России у других участников. Объективно – возможно все. И на практике нашего территориального управления такое происходило. Мы рассматриваем часть тех доводов определённых, которые нам указываются в рамках жалобы, отменяем какие-то протоколы, потом комиссия рассматривает повторно. И бывают случаи, когда объективно были новые какие-то вещи увидены и рассмотрены комиссией.

- То есть непонятно, как будет развиваться ситуация дальше?

Антон Удальёв: Разумеется. Я не могу это сказать, потому что я не член комиссии, и я даже не видел то, каким образом комиссия собиралась и принимала решение.

- Пока вы возглавляете УФАС, вот за то время, были истории с такими большими суммами, или это прецедент?

Антон Удальёв: Честно говоря, для меня как-то суммы не запоминаются. У нас были серьезные дела не только по сговору между хозяйствующими субъектами, о чем мы сейчас говорим. Мне удивительны переживания чиновников министерства. Мы возбудили дело исключительно в отношении хозяйствующих субъектов – двух обществ. И никаких государственных органов власти ни каким образом не фигурирует в рамках нашего дела. Претензий к министерству никаких нет. Ранее были дела по 16 статье – это сговор между органами власти и хозяйствующими субъектами, когда органами власти делалось все, чтобы победила та или иная компания. Здесь мы ничего этого не говорим.

- Удавалось предотвратить такие истории?

Антон Удальёв: Предотвратить не удавалось. Конкретные случаи, мы возбуждали дела и признавали факт нарушений уже по факту заключенных контрактов. Накладывали огромные штрафы, привлекали к ответственности чиновников. Они были в первую очередь на предупреждении в дальнейшем на подобном нарушении. За последнее время у нас по статье 16 – сговор между органами власти и хозяйствующими субъектами, это очень малочисленное количество дел.

- Удавалось сэкономить денег в бюджет?

Антон Удальёв: Да.

- Для этого и работаете?

Антон Удальёв: Разумеется.

- Еще один момент. Вчера на пресс-конференции вы рассказали о результатах опроса "Состояние конкуренции в Пермском краев 2015 году", который по заказу антимонопольного органа провело агентство "СВОИ". Расскажите здесь нам сейчас. Зачем и для чего вы это проводили? К чему пришли?

Антон Удальёв: У нас один из критериев оценки деятельности властей субъекта, в том числе губернатора, это развитие конкуренции. Для этого вводится необходимость внедрения стандарта развития конкуренции. Это, в первую очередь, обязанность краевых властей. Но активное содействие оказывает во всех регионах антимонопольная служба. И там огромное количество этапов, которые необходимо совершить в рамках этого стандарта. И в целях оказания помощи нашим краевым властям, мы как могли, так и сделали, получили выборку некую по городу Пермь. В рамках понимания стратегии вот этого стандарта и был сделан этот опрос.

 - Бизнес доволен или нет состоянием конкурентности?

Антон Удальёв: В общем, нет. Для чего делался этот опрос и какие есть интересные факты? Есть такой факт, что большая-большая часть предпринимателей недовольна действиями органов власти. И вот опять какие-то СМИ могут сказать, что вот власть у нас какая-то не такая, например, краевая. Нет. Понимаете, предприниматели не выделяют, не разделяют – федеральная власть, краевая, муниципальная. Они говорят – вся власть. То есть в комплексе системно видимо нет взаимодействия всех уровней власти с предпринимателями. Для чего этот опрос сделан и какие выводы мы должны сделать? Сейчас я не могу вам сказать, что вот это потому-то, а это потому-то, и что нужно для этого делать. Есть один основной момент – это наличие огромного количества, как выделяют предприниматели, административных барьеров. Эти барьеры нужно снимать. Видимо, они все-таки есть.

- Они были, есть и будут всегда.

Антон Удальёв: Я всегда говорил и не перестану настаивать на том, что есть административные барьеры, которые мешают предпринимателям, но без них тоже нельзя.

- Например?

Антон Удальёв: Выдача санитарных заключений. Есть проблема, и я об этом говорил, дошкольного образования. У нас очень мало частных учреждений, но чтобы получить лицензию, нужно огромное количество документов, в том числе и санитарно-эпидемиологические заключения. Но, не получая их, освобождая от этого бремени, мы не будем уверены в том, как потом дети будут…

- Все потом могут пострадать.

Антон Удальёв: Разумеется. Но это такой яркий и понятный пример, где и так все понятно.

- Каковы основные секторы, где есть монополисты, против чего обязательно нужно бороться в ближайшие пять лет?

Антон Удальёв: Мы не говорим о монополистах, мы говорим о развитии рынка и рыночных отношений. Опять же, про дошкольные учреждения, у нас там очень слабо развито наличие частных учреждений. Их надо развивать. Мы ведь не говорим о монополии муниципальных дошкольных учреждений, нельзя говорить, это так сложилось. Но просто надо давать развиваться частным. Монополии были, есть, и, я думаю, будут. Потому как невыгодно заниматься нескольким компаниям этой деятельностью.

- То есть это нормально? К ним надо относиться как к воздуху?

Антон Удальёв: Сейчас у ФАС России есть полномочия по регулированию тарифов, в рамках которых будут совершаться те действия, направленные на снижении тарифного бремени, в том числе на потребителя – на население.

- Спасибо большое! Сделали меня чуточку умнее. Наконец-то стала разбираться, что происходит вокруг этих торгов по строительству Чусовского обхода, и будем следить, 2 ноября, чем закончится. Спасибо, до свидания!

Антон Удальёв: До свидания!


Обсуждение
3042
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.