Верхний баннер
05:08 | СРЕДА | 24 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:06, 05 ноября 2015

"Нужно сказать, что вот эта система межмузейных путеводителей – это уникальный опыт, он есть только в России", — Юлия Глазырина о проекте музейной игры-путешествия для детей "На старт. Внимание... В музей!"

"Нужно сказать, что вот эта система межмузейных путеводителей – это уникальный опыт, он есть только в России", — Юлия Глазырина о проекте музейной игры-путешествия для детей "На старт. Внимание... В музей!"
"Нужно сказать, что вот эта система межмузейных путеводителей – это уникальный опыт, он есть только в России", — Юлия Глазырина о проекте музейной игры-путешествия для детей "На старт. Внимание... В музей!"
Тема: музейная игра-путешествие для детей "На старт. Внимание... В музей!"

Гости: Юлия Глазырина, куратор музея Пермских древностей; Светлана Федотова, член редакционного совета журнала «Компаньон- magazine», член союза писателей России

Дата выхода: 30 октября 2015 года

Программа: «Дневной разворот»

Ведущие: Анна Букатова и Андрей Денисенко

- Добрый день, друзья! «Дневной разворот» на «Эхе Перми», Анна Букатова и Андрей Денисенко в студии, и мы тут не одни. У нас в гостях Юлия Глазырина, куратор музея Пермских древностей, один из авторов и разработчиков музейного путешествия «На старт. Внимание… В музей!». Юлия, здравствуйте!

Юлия Глазырина: Здравствуйте!

- И Светлана Федотова, член редакционного совета журнала «Компаньон-magazine», член союза писателей России. Светлана, здравствуйте!

Светлана Федотова: Здравствуйте!

- Светлана представилась как сочувствующий гость этого проекта. У нас музейная тема уже который день из эфира не уходит, у нас Михаил Борисович Пиотровский посетил Пермь, мы по этому поводу очень много о музеях говорили. Аня еще продолжит в «Красном человечке» во вторник об этом говорить, будет развернутое интервью. Ну а сейчас мы сконцентрируемся на проекте «На старт. Внимание… В музей!», который уже четвертый раз у нас в Перми проходит. Юлия, расскажите, что это за проект, для тех, кто еще не знает.

Юлия Глазырина: Очень радостно говорить, что это партнерский проект пермских музеев: краеведческого, художественной галереи и музея современного искусства. Я допускаю, что часть людей в один из этих музеев или во все придет первый раз и получит в руки такие замечательные детские игровые путеводители. Нужно сказать, что с 1 июня этого года для детей вход в музеи бесплатный и вход на проект также бесплатный. Вы приходите бесплатно, получаете путеводитель и отправляетесь совершать эксперименты.

- Погодите, там ведь только по средам было бесплатное посещение?!

Юлия Глазырина: На самом деле теперь детям до 16 лет вход в музеи абсолютно в любой день бесплатный.

- Это в рамках проекта или вообще?

Юлия Глазырина: Вообще.

- Мы с тобой дремучие люди, где мы живем вообще, ничего не знаем про наш город.

Юлия Глазырина: И поэтому до 22 ноября можно успеть участвовать в нашем проекте, посетить разные музеи, но не просто пассивно посмотреть на экспонаты, а найти разные удивительные мостики между музеями, совершать разные открытия. Например, узнать, что общего между музеем динозавров и музеем изобретателя сварки.

- Расскажите, сразу хочется спросить, что?

Юлия Глазырина: Этот маршрут называется «Все мирные эксперименты», он рассказывает об открытиях природы, науки и древности, ну и в музее пермских древностей мы рассказываем об эксперименте «Полет». О том, как природа пыталась научить мирных существ летать – рыб, насекомых, или птиц с динозаврами. А, например, в музее Славянова можно разбираться со всемирными экспериментами науки, которые не знают административных границ, поэтому мирные эксперименты должны становиться всеобщими экспериментами.

- Путеводители классные, но, к сожалению, слушатели не могут их видеть. Они замечательные, правда. «Дорогой друг, я мозг! Я принимаю умные решения, иногда фантазирую, иногда про мои мечты и выдумки говорят – полет фантазий». И дальше разворачиваем, тут действительно замечательно. Юлия рассказала нам за эфиром, что это все оформлено нашими пермскими дизайнерами и художниками. Наверняка же проделана большая работа. Это же каждый путеводитель – целый большой проект. Как вы собирали людей в один проект?

Юлия Глазырина: Этот проект существует уже четвертый год, и у нас очень дружеские отношения с музеями, которые я назвала. И, кроме того, мы все эти годы ведем работу с пермскими дизайнерами Петей Стабровским, Славой Субботиным, Ксюшей Васильевой, Сашей Кошелевым – со всеми теми, кто в душе ребенок и готов своим задором делиться и выплескивать это все в такие прекрасные иллюстрации. Этот проект готовится несколько месяцев, все начинается с того, что мы собираемся зимой, когда вокруг сугробы. И думаем о том, какая концепция, какая идея, какой задор может заманить детей, чтобы они с удовольствием исследовали музеи. Потому что некоторые до сих пор продолжают думать, что музеи – это что-то очень скучное, забывая о том, что с музеями можно экспериментировать.

- Безусловно, самая распространенная ассоциация – это когда ты ходишь, боишься дыхнуть, чтобы на тебя бабушка в уголочке не наругалась. Ну от из советских воспоминаний о музеях именно такая ассоциация рождается. Хотя мы знаем, что во многих музеях уже все давно не так. Светлана, вы, как человек сочувствующий, у которого ребёнок на себе испытал эту программу, расскажите, поделитесь эмоциями?

Светлана Федотова: Мы с моей шестилетней дочерью пришли в музей современного искусства, на кассе нам дали карту, путеводитель, и мы отправились по музеям. Я была страшно удивлена, я перед этим как взрослый человек посмотрела экспозицию, и представить себе не могла, что же тут детям могут предложить. Однако вот эта интересная брошюрка сделана в виде комикса и там большое количество для детей посильных занятий. Самое главное, что создается дружелюбная среда. У меня ребенок плюхался на пол и ни одна смотрительница не подошла и не сказала: «Девочка, тихо, стой смирно, не трогай». Но, самое главное, ребенок с помощью этих брошюр учится видеть красоту, учится понимать современное искусство.

- Это непростая задача даже для взрослого мира – сложный мир современного искусства каким-то образом донести до детского сознания. Мне кажется, это не очень просто. Иногда и среди взрослых нет понимания, что хотел сказать автор. Скажите, а вам пришлось вашему ребёнку что-то объяснять: мама, это что?

Светлана Федотова: Конечно. Путеводитель построен так, что создается диалог с ребенком. Вот это самое главное. Потому что в музей мы ходим часто и все уже видели, а здесь ты по-новому смотришь на музейные экспонаты. Тут есть путеводитель, что не нужно делать за ребенка, но помогать ребенку обязательно. И вот с этим путеводителем любящий родитель можно провести, наверное, целый день в музее. Потому что здесь нет ограничения по времени, допустим, можно каждое задание делать и пять минут и 50 минут. Здесь на внимательность и на диалог с родителями рассчитаны путеводителями.

- Я держу в руках путеводитель по последней выставке в Музее современного искусства, там современное искусство Азербайджана, после которой мне захотелось в эту страну. Жалко, мой ребенок еще читать не умеет.

Юлия Глазырина: Для тех, кто не умеет читать, новинка этого года – специальный путеводитель «В музей с малышом» для родителей с детьми до трех лет. Полны подсказок о том, имеет ли смысл идти в музей, если ваш ребенок не умеет ходить, говорить или читать.

- Давайте я расскажу, как мы ходили, а вы потом расскажите, как должно быть. Моей дочке 2,5 года. И я точно понимала, что рановато, меня в таком возрасте не водили в музей. И когда мы пошли, она устроила там визги, и все экскурсоводы, все люди, которые там работают, они ей объясняли, на руки ее поднимали – там картина, где надо надеть очки и она меняет свой вид, так вот ее поднимали, надевали очки… То есть, мама, отдыхайте, мы с вашим ребенком разберемся. Жаль, что такой брошюрки у меня не было…

Юлия Глазырина: Вы правы, что в музее рады принимать посетителей с самыми маленькими детьми.

- А вообще с какого возраста вы рекомендуете начинать детей приобщать к музеям?

Юлия Глазырина: Судя по этой прекрасной книжечке, от нуля до трех лет вполне можно. И, на самом деле, самое важно, что можно узнать, что музей – это еще одна среда, которая расширяет кругозор ребенка. Конечно, вы можете сидеть дома на диване, взять пластмассовые синие и желтые кубики и научится считать на них. Но куда интересней прийти в музей с динозаврами, и научится считать не синие кубики, а хвосты динозавров или их ноги. Или, например, прийти в историческую экспозицию в дом Мешкова и попробовать рассмотреть не только рванные джинсы в шкафу у папы, но и камзолы других нетрадиционных сейчас цветов или тканей, или фасонов. То есть можно расширять свой кругозор, изучать посуду, предметы быта, какие-то удивительные вещи не только дома, но и на выставке.

Светлана Федотова: Такая дружелюбная среда для маленьких детей совсем недавно. В принципе, я могла бы начать отсчет с музея пермских древностей. С того, как он появился, как появилась эта прекрасная зона, где можно динозавров пооткапывать, где стоит палатка. На самом деле придите туда с ребенком, ему понравится не сколько экспозиция, где можно полежать, поиграть с компьютером. И это очень здорово, потому что вот такому проекту, наверное, лет 5, дружелюбному по отношению к маленьким детям. И я считаю, что, как говорят, антикваров нужно воспитывать с детства. Когда он еще лежит в люльке с прекрасными хорошими вещами, вот тогда мы воспитаем хорошего антиквара, так же и с искусством.

- Мы тут не только человека искусства воспитываем, мы развиваем кругозор ребёнка, закладываем фундамент для формирования личности в будущем. Он же может совершенно в разную сторону повернуться. Может ему в музее Славянова больше понравится, когда он сварку увидит. Юлия, у нас прозвучало, что такая дружна атмосфера уже несколько лет, и проекту несколько лет, он и задумывался потому, что с детьми было там как-то сложновато себя вести, да?

Юлия Глазырина: Нужно сказать, что вот эта система межмузейных путеводителей – это уникальный опыт, он есть только в России. Конечно, в очень многих зарубежных музеях есть так называемые «фэмили трэйл», маршруты, инициирующие диалоги ребенка и взрослых. Но это всегда маршруты внутри одного музея. И только в Петербурге около 10 лет назад решили соединить разные непохожие музеи какими-то мостиками. Этому проекту четыре года и нужно сказать, что очень многие хорошие пермские инициативы продолжаются со времен того, что мы теперь стесняемся называть «культурной революцией». Но на самом деле проект «На старт. Внимание… В музей!» – это позитивные ростки.

- Позитивное наследство. Мы тут перебирали брошюры, которые Юлия принесла с собой. Их много, потому что каждая предназначена для определенного возраста. Вот 8-12, вот 13+, например, брошюра «Знаешь ли ты, кто такой бунтарь», воспитывающая бунтарские чувства. Это очень характерное состояние психоэмоциональное для детей такого возраста, когда они восстают против системы, когда кажется, что родители ничего не понимают. А кто разрабатывал эти программы? О чем ребенку в определенном возрасте надо сказать или начать говорить?

Юлия Глазырина: Разрабатывает программу команда трех музеев: краеведческий, художественной галереи, музей современного искусства. Плюс при необходимости мы привлекаем психологов, которые могут нам помочь. И еще нас есть фокус-группы родителей, это касается маршрута 13+, он действительно нам дается сложнее всего.

- Бунтуют?

Юлия Глазырина: Бунтуем мы, потому что он всегда находится на грани, говорить с этими 13-летними ребятами как со взрослыми или еще как с детьми? Маршрут этого года называется «Экспериментируй это». Он объединяет музей-диораму в Мотовилихе, где модно узнать, как себя чувствовали подростки 100 лет назад на примере одного конкретного мальчика, который работал на Мотовилихинском заводе, и потом участвовал в разных выступлениях в Мотовилихе. Потом можно продолжить путешествие в музее Славянова и там познакомится с такими более серьезными вещами, ну и завершить в музее современного искусства, где попробовать разобраться с тем, кто ты есть и какой твой путь дальше.

- У вас тут вообще целая карта. Она ориентирована по возрастам? Или как? Потому что тут больше трех музеев. Или это красные и зеленые линии наши?

Юлия Глазырина: Это наши маршрутные линии. Действительно, есть три маршрута, есть 5-7 лет, 8-12, 13+. Но и, кроме того, есть маршрут-история для большой компании. Когда педагоги могут привести целый класс на маршрут «Всемирные эксперименты», и мы готовы им уделить внимание, не только выдав путеводители, но и помогая освоить экспозицию. И чтобы не запутаться, все музеи-участники обозначены на этой карте, и все возрастные категории.

- Вы сказали и про школьников с учителями, и про маму с детьми. И как? То есть просто приходишь с детьми, и ты участник программы, или надо куда-то звонить? С чего начинать, где вот эта точка старта, где тебе дадут путеводители, карты, брошюры?

Юлия Глазырина: Самое главное, что нужно запомнить, что начинать путешествие можно в любом музее своей возрастной категории. Все маршруты выложены на нашем сайте. Что касается педагогов и организованных школьников, мы очень просим предварительно заказать экскурсию, поскольку сейчас в каникулярное время во всех музеях горячая пора. И чтобы найти какое-то место удобное и время, чтобы никто не мешал, лучше сделать предварительную заявку. Сразу скажу, что экскурсию нужно будет оплатить – это минимальные суммы, ну а вход для детей бесплатный.

- Фактически работа экскурсовода оплачивается только.

Юлия Глазырина: Да.

- Скажите, а кроме таких экскурсий, где можно поглядеть визуально, познакомиться с экспонатами, может быть есть что-то, где ребенку нужно что-то поделать?

Юлия Глазырина: Да. Вы не случайно догадались. Тема эксперимента не позволяет быть наблюдателем, она провоцирует на какие-то самоделки, поле научной мысли или даже кухонный абстракционизм. Я назвала сейчас несколько примеров специальных игровых лабораторий, которые впервые в рамках проекта подготовили разные музеи. В большинстве музеев эти лаборатории проходят по воскресеньям днем в течение всего срока действия проекта. В двух музеях: музей-диорама в Мотовилихе и музей современного искусства, по четвергам. Темы очень разные: как рисовать картины словами – это мастер-класс музея современного искусства. Или, например, «Экспериментально-кристально» – специальная интерактивная лаборатория в специальной селенитовой комнате на нашей пешеходной улице Пермская. И ближайшее занятие уже в это воскресенье.

- У нас так много путеводителей, для каждого возраста прописано, продумано. Вы, Юлия, в авторстве этих путеводителей? Сколько времени было на это потрачено? Наверняка, психологи должны были привлекаться. И сразу меркантильный вопрос: деньги откуда?

Юлия Глазырина: Это действительно большая работа на 10 месяцев, которую мы начали зимой. В этом проекте комплексное софинансирование трех музеев и министерства культуры Пермского края.

- Я вот себе брошюрочку прибрала. Теперь я знаю, что мне с ней можно сходить в Пермскую государственную художественную галерею и там с ней заняться. Например, рядом с пейзажем проговорите, какое время года писал художник и какую цветовую гамму он использовал. Рядом с портретом обсудите, какого пола и возраста человек…В общем, тут все прописано. Это инструкция для родителей? Как малыша тащить и прививать искусство с малолетства. Как его увлечь этой картиной. И даже еще написано в пометке «Важно», что в здании нет специальных подъемников для колясок, их можно оставить в зоне гардероба. Я оставлю эту брошюру себе. А остальным надо брать в библиотеках?

Юлия Глазырина: Путеводители для мам и пап с детьми до трех лет мы буквально вчера выложили в открытый доступ, и можно скачать ее в наших соцсетях и на сайте проекта musgame.ru.

- Вы говорили, что продумана для мам с маленькими детьми схема маршрута.

Юлия Глазырина: На самом деле мы подсмотрели позитивный опыт лондонских музеев и поняли, что если уж мама с маленьким ребенком выезжает куда-то в город, то ей очень важно посмотреть не только музей, но и посмотреть все вокруг. Поэтому все наши путеводители для мам с детьми до трех лет содержат полезные советы. Например, если вы идете в дом Мешкова – филиал Пермского краеведческого музея, то рядом обязательно нужно посмотреть памятник паровозу, дом со львами, посчитать чаек на речном вокзале, рассмотреть пароходы, ледоход. То есть приключений масса.

- Светлана, вы рассказали, что достаточно взрослых людей встречали с этим путеводителем 13+.

Светлана Федотова: Да, мы, когда были в музее современного искусства, я была потрясена тем, что большое количество взрослых тетенек ходят с этим путеводителем, отмечают, с интересом что-то считают. А потом оказалось, что это коллеги-музейщики из Владивостока, которые приехали изучать пермский опыт. Юлия, что они сказали?

Юлия Глазырина: Они на самом деле очень довольны тем, как мы отбираем темы. Они очень тепло отзывались о дизайне, и это очень сильная сторона на самом деле пермского проекта по сравнению с московским и петербуржским. Эти книжечки прекрасные и удобные.

- Это, безусловно, высший пилотаж по исполнению. Кто же рисовал?

Юлия Глазырина: Рисовали Петя Стабровский, Ярослав Субботин, Саша Кошелев, Ксюша Васильева – наши большие друзья, которые сотрудничают с музеем не первый раз.

- А что по результатам каким-то проекта, его итогам? Вот получили путеводитель, походили, что дальше?

Юлия Глазырина: После того, как вы пройдете три музея на своем маршруте, обязательно в каждом музее не забывайте ставить печать в карту о том, что вы этот музей прошли. В последнем музее, предъявив карту с тремя печатями, вы получаете диплом путешественника-первооткрывателя и небольшой приз, очень приятный, дети очень любят его. Мы в прошлом году хотели этот приз поменять, провели фокус-группу и оставили, потому что оказалось, что для детей это самый лучший приз. Но, самое главное, что в этом году у нас еще есть суперприз для тех, кто участвовал этом году и прошел два маршрута в прошлые годы. Соответственно, у нас есть суперприз для тех, кто три года из четырех или два, но лучше три, участвовал. И, наконец, мы всех приглашаем на большое праздничное шоу в честь закрытия проекта, которое остудится 19 ноября в рамка выставки-форума музеев Пермского края, на «Пермской ярмарке» вечером. Большой праздник экспериментальный для участников маршрутов этого года.

- Нам в «Вайбере» пишут: «Скиньте, пожалуйста, фото путеводителя в контакт». Скинем обязательно, протранслируем в социальных сетях.

Юлия Глазырина: Во всех социальных сетях есть наша группа, она так и называется «На старт. Внимание… В музей!».

- Юлия, хочу спросить, вы планируете расширять состав участников этой программы? Может быть, какие-то музеи хотелось бы вам еще присоединить, может, кто-то просится?

Юлия Глазырина: Мы каждый год увеличиваем число музеев. Если в первый год их было три, то сейчас на карте шесть музеев-участников. И мы будем рады сотрудничеству на будущий год. И мы рассматриваем возможность, чтобы пригласить частные пермские музеи или ведомственные музеи предприятий к участию в этом проекте.

- Здорово! Я хотела спросить про своего малыша, а как нам заслужить приз?

Юлия Глазырина: Ваш путеводитель «0-3» не участвует в розыгрыше призов. Положены призы тем, кто прошел три музея. Зато по-честному. Мы же по-честному с детьми разговариваем, вот и с вами по-честному.

- То есть вы сказали, что по путеводителю надо пройти не один маршрут, а два?

Юлия Глазырина: На одном маршруте три музея.

- Один его проходишь и в конце получаешь подарок?

Юлия Глазырина: Да.

- То есть для каждого возраста три музея, музеи разные, итого музеев шесть?

Юлия Глазырина: Да. Но они все сложносочиненные. Пожалуйста, не запутайтесь и проверяйте на сайте или в соцсетях, какие музеи участвуют в маршруте вашего возраста. Как только вы разберетесь, вы можете идти в первый в любой из них. Проект работает до 22 ноября, то есть все каникулы и начало следующей четверти.

- Времени еще достаточно.

Юлия Глазырина: А музей современного искусств закрывает выставку 15 ноября. Поэтому, если вы проходите маршрут, который включает этот музей, то лучше начинать именно с него. Поторопитесь!

- Спасибо вам за такую интересную беседу! Я хочу в музей! На самом деле, не часто в музеи удается выбраться, хотя они все рядом. Проблема, мне кажется, с которой люди, переезжающие в Питер, сталкиваются. Говорят, что я там буду ходить по музеям, а на самом деле как-то мечешься между домом и работой, и времени не находишь, и к тому же просто не знаешь иногда, сколько там всего интересного проходит. Безусловно. Ребята, однозначно идите в музеи по программе «На старт. Внимание… В музей»! Она того безусловно стоит. Юлия, Светлана, спасибо большое, что пришли рассказали, было безумно интересно. Успехов!

Юлия Глазырина: Спасибо вам!

Светлана Федотова: Спасибо!


Обсуждение
3802
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.