Верхний баннер
11:50 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:37, 24 декабря 2015

«Понимаете, мы не поедем в здание, где не будет соответствующего климата, это я ответственно заявляю», — Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи

«Понимаете, мы не поедем в здание, где не будет соответствующего климата, это я ответственно заявляю»,  — Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи
«Понимаете, мы не поедем в здание, где не будет соответствующего климата, это я ответственно заявляю», — Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи
Тема: Пермская государственная художественная галерея сегодня и планы на будущее

Гости: Юлия Тавризян, директор галереи

Программа: «Красный человечек»

Дата выхода:22 декабря 2015 года

Ведущий: Анна Букатова

- Добрый день, уважаемые слушатели «Эха Перми», в эфире программа «Красный человечек», меня зовут Анна Букатова, и в гостях у нас сегодня Юлия Борисовна Тавризян, директор Пермской художественной галереи. Вообще, мы с вами давно не виделись, да, но вот сколько существует моя программа, как-то под конец года пыталась построить планы и поняла, что здесь у меня были уже представители большинства, почти всех учреждений культуры наших, а галереи любимой нашей как-то не было, поэтому я уж точно решила – надо это под конец года исправить, позвала вас, очень рада, что вы нашли время.

- Здравствуйте, спасибо, что позвали.

- Слушайте, ну раз уж про Новый год, про конец года молвилось, каким этот год был для галереи, чем запомнился, с какими чувствами вот вы его завершаете?

- Ну, наверное, так, общее место, все говорят, год был тяжелый, напряженный и т.д.

- Так сейчас все говорят.

- Поэтому я бы хотела сказать как раз о тех достижениях, которые произошли, и, прежде всего, это крупные проекты, которые были реализованы галереей. Дело все в том, что мы делаем не просто локальные выставки, хотя, конечно, на местном материале не часто, но мы делаем выставки, которые выводят нас на российскую или международную арену, Пермь выводят, не только нас как галерею, да, и вот, скажем, программа, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне – это была вот такая крупная важнейшая программа. Что выставка «Тыл – железные башмаки», которую делала московский куратор Катя Бочевар, очень известная.

- О, я с ней общалась, очень интересная такая женщина.

- Очень, нет, правда, это личность, это фигура. И делали с ней вместе наши пермские дизайнеры Дмитрий Меркушев. С другой стороны, это была выставка, которая была на пермском материале и которая впервые в России вообще подняла тему эвакуации культурных ценностей, именно музейных ценностей – куда, как, как перевозили, что было, что происходило с вещами, что вообще было с произведениями искусства, которые вывозились из зоны оккупации, как их спасали, как их оберегали, какие усилия для этого прилагали, и все это было в такой яркой, эффектной форме, которая помогала почувствовать жизнь в эвакуации, ее уплотнение. Это вот с одной стороны. С другой стороны, произошло расширение международных связей, и российских связей наших профессиональных, потому что конференция, которая прошла – «Мост памяти» под эгидой Эрмитажа и Союза музеев России.

- Тоже в рамках юбилея Победы?

- Да, в рамках юбилея Победы, но прошел президиум Союза музеев России здесь, на нашей площадке, это тоже очень важно, потому что все директора крупнейших российских музеев были у нас.

- И Пиотровский тоже?

- Да, включая Михаила Борисовича Пиотровского, это тоже было такое событие яркое. Мы сейчас работаем над темой, связанной со Строгановыми – это второе направление, и здесь мы получили гранты от крупных грантодателей, крупных фондов, это Музей русского Севера – фонд «Северстали», и благотворительный фонд Владимира Потанина, и мы, с одной стороны, делаем виртуальную историю Строгановых, такой виртуальный музей, а, с другой стороны, мы делаем книгу, посвященную Строгановым.

- Ой, слушайте, а можно я вас тут перебью… Я помню, когда я еще общалась с Михаилом Пиотровским, он сказал, что будет какой-то по итогам его визита сюда большой проект со столичным музеями, с нашими музеями, это как раз вот об этом, да, проекте речь шла?

- Как результат, что ли, вот этого исследования нашего и как результат взаимодействия с крупнейшими музеями, да, действительно, будет выставка из Эрмитажа и Русского музея, это тоже проект, уже поддержанный в Эрмитаже фондом Владимира Потанина, и, наверное, в 17-м году, это большой проект, требующий большой подготовки.

- Расскажите, раз уж мы затронули.

- Это тема Строгановых как образцовых хозяев земли, что ли, не знаю.

- Образцовых уральцев?

- С одной стороны, да, я считаю, что это наша тема, вот основная пермская – это Строгановы, конечно, потому что это люди, которые развивали свой бизнес, развивая свою землю при этом. Не случайно ведь у них девиз «Отечеству принесем богатство, себе – имя». И они вкладывали для того, чтобы получать, они не вытягивали все соки и потом уходили, типа, все, добыли всю свою соль, скважину исчерпали, все, до свиданья. Нет, они же строили города, они строили церкви, они строили храмы, они учили людей, которые там жили, они давали им профессиональные навыки, учили тому, к чему они были склонны, да, кого-то инженерному делу, кого-то ремеслу, кого-то художественному ремеслу, они приглашали, на свои земли какие-то вершины… один Воронихин, допустим, как один из лучших архитекторов Строгановских и вообще российских, т.е. они заказывали иконы самым знаменитым, самым тонким мастерам в оружейную палату для того, чтобы привезти их сюда, не для того, чтобы оставить в Москве, а для того, чтобы привезти их сюда, для того, чтобы здесь жизнь была красивой. И те памятники, которые хранятся и у нас, и, скажем, в Сольвычегодске, откуда они, да, пришли к нам сюда, Строгановы с Севера, и большая часть в русском музее в Эрмитаже, огромное собрание, вот их все мы попытаемся собрать в 17-м году и сделать вот такую большую комплексную выставку, которая стала бы событием, в том числе, и, как мне кажется, поводом для такого событийного туризма, поскольку именно Строгановы, опять же, стали нынче победителями в номинации событийного туризма Пермского края.

- А, да?

- Тема Строгановых, да, и планируются большие события ежегодные, связанные с этим родом, этим именем и этими местами, ведь у нас, вот у нас, например, галерея, зал, экспозиция открывается картой рода Строгановых Сольвычегодске картой тех мест, где те или иные Строгановы строили, вкладывали, как бы развивали их, и, оказывается, что с севера на юг, весь Пермский край покрыт, фактически, вот этими вот, условно сказать, фишками этими, портретами, на которых представлены представители Строгановых за всю их историю развития.

- Юлия Борисовна, а вот эта большая выставка, она будет на площадке галереи или она будет из нескольких каких-то состоять?

- Она будет на площадке галереи, но мы считаем, что каждый проект должен быть комплексным, т.е. он должен выходить на улицу и в такое онлайн пространство, и, может быть, охватывать какие-то города Пермского края, особенно связанные...

- Т.е. это передвижная выставка, последняя, которая у вас была?

- Вся выставка, конечно, не будет передвижной, понятно, что этого нам не позволят.

- Слишком дорогие экспонаты.

- Да-да, у нас никакой страховки не хватит на это. Выставка – вообще дело такое недешевое, но какие-то части...

- Какие-то из экспонатов увидят жители края в маленьких городах?

- Возможно, т.е. в какой форме, я пока не могу сказать еще.

- Слушайте, замечательно, так это у нас 17-й год, но пока вот тоже такая из основных наших предметов гордости – это деревянная скульптура, она в последнее время очень часто в пресс-релизах, на почте вот у нас, у журналистов, в новостях, потому что с ней много чего происходит. Ее на какое-то время закрывали, сейчас несколько проектов, вот сейчас один называется «К свету», ее сканировали в рентгеновских лучах даже. Расскажите, что сейчас с ней происходит?

- Деревянная скульптура, конечно, это основная наша коллекция, главная, это наше все, и, конечно, наша задача будет как-то сделать более яркую экспозицию в новом здании, нужно подумать, как это сделать, потому что те проектировщики, которые уже брались за концепцию галереи, вы знаете, что было их там очень много вариантов, все они, в первую очередь, сосредотачивались на том, как будет выглядеть экспозиция деревянной скульптуры. Здесь у нас купол, здесь мы постепенно поднимаемся, поднимаемся, и, в конце концов, как кульминация там под куполом – ах, открывается деревянная скульптура, самая-самая, действительно. Там у нас будет прямое здание с коридорной системой, поэтому как сделать, как выделить эту экспозицию? Об этом думают разные художники, в том числе и молодые, которые попытались это сделать на выставке «К свету». Но то, о чем вы говорите, вот рентгеновские пленки – это на самом деле ведь старые рентгеновские пленки.

- Да?!

- Дело все в том, что любая коллекция – она не только показывается, для того, чтобы она показывалась, она должна изучаться. Для того чтобы она изучалась, нужно, ну вот, в частности, в деревянной скульптуре, для того, чтобы понять, какое это именно время, как она сделана, а вот там, в 17 веке, скажем, еще не было токарного станка обработки, а в 18-м уже был, и, соответственно, это будут по-другому созданные какие-то крепления для соединения рук и тела или это будет единый ствол дерева, а какого времени ствол сам, да, а что это было – повторное использование или заново срубалось дерево для того, чтобы сделать деревянную скульптуру христианскую здесь в регионе, где язычество, собственно, до начала 20 века еще бытовало.

- Ну и что можно о наших сказать, они...

- Так вот, как раз и все эти скульптуры прошли рентгеновские исследования, т.е. их просто смотрели на рентгене для того, чтобы понять, как это составлено, как это происходит. А дерево оказалось старое, т.е. скульптура относится к 17-18 веку, а специалисты оценили возраст дерева как 15-й век, т.е., вполне вероятно, не знаю, трудно сказать с уверенностью, но вполне вероятно, что, скажем, идолы какие-то, которые были языческие, перерабатывались, переделывались в христианскую скульптуру, тогда, когда в край пришло христианство. Оно приходит сюда гораздо позже.

- Т.е. приходила новая власть, меняла всех богов и прямо выстругала из существующих?

- Не столько власть, столько вообще менялась жизнь, Урал становился частью России, эти места как раз Строгановыми были присоединены при Иване Грозном, в 1558 году они получают жалованную грамоту на Пермские земли, вот, и, конечно, начинается активное христианское строительство, конечно, активное такое насаждение христианства и принятие его.

- Т.е., велика вероятность, что вот эти наши боги вырезаны из каких-то вот древних языческих?

- Какие-то из них, Боже мой, не хочу сказать, что вот они были идолы, а потом стали боги, нет-нет-нет. Конечно, христианская скульптура, но какие-то фрагменты могли быть использованы.

- Нельзя не сказать про переезд галереи, о нем все говорят, всех он волнует, видим, что ремонт здания идет. Расскажите, что там происходит?

- То здание, в которые мы должны будем переехать, которое было куплено правительством Пермского края, оно как раз законсервировано пока, там никаких ремонтов пока не происходит, все, что на момент покупки было сделано, на том этапе оно и заморожено. Ремонт нашего здания, в котором мы сейчас находимся, Спасо-Преображенского кафедрального собора, ведет епархия как собственник.

- Т.е. они уже готовятся к переезду?

- Ну конечно.

- Вот, церковь готовится въезжать, а вы как?

- Ну и мы пытаемся.

- Что делаете?

- Мы тоже пытаемся, конечно, готовиться, хотя здесь очень много вопросов, очень много проблем, но первый самый важный шаг был сделан – это покупка здания, приобретение его в собственность Пермского края, и на сегодняшний день этим зданием занимается управление капитального строительства Пермского края, и, соответственно, именно УКС дал техническое задание, объявил, вернее, конкурс на проектирование на основании того технического задания, которое было составлено специалистами УКСа. Конкурс прошел, появилась потенциальная фирма-проектировщик, это московская компания, в которой есть инженеры, архитекторы, специалисты.

- А о сроках каких-то идет речь?

- Нет, в техзадании там точные сроки оговорены, понимаете, там в техзадании было сказано, что проект должен быть сделан за 150 дней. Честно, не понимаю, как это возможно, но будем надеяться. Все дело в том, что изначально все-таки было 290 дней, которые даются на проект, плюс экспертиза и т.д., т.е. мы считаем, что реально сделать проект за год, и важно, чтобы это был проект именно музея, а не как некоего общественного здания...

- Куда кто-то должен переехать?

- Понимаете, мы не поедем в здание, где не будет соответствующего климата, это я ответственно заявляю. Если там не будет музейного климата, мы не сможем перевезти государственную коллекцию.

- Ну-ка расскажите, что за музейный климат?

- Вообще здания музеев – это самые сложные в архитектурном, инженерном, вернее сказать, ну, и в архитектурном, потому что хочется вообще, чтобы произведения показывались в каких-то, ну, не казармах в чистом виде, да, но и, главное, в инженерном виде, это самые сложные здания, потому что...

- Вы сейчас про уровень влажности?

- Температура и влажность свои для каждого вида искусства. Если фотографии нужно хранить при температуре около «0», то живопись это, скажем там, 18-22 градуса. Если графика должна храниться и экспонироваться в почти полной темноте только с искусственным светом, то живописи нужен свет естественный. Если для бумаги влажность – это самое страшное вообще, что может произойти, просто вся 15-тысячная коллекция пойдет волнами, или там для дерева, допустим, нельзя, то для фарфора, допустим, не имеет такого значения, будет такой-то процент влажности или чуть ниже. А у нас огромное количество коллекций - 53 тысячи единиц хранения, что это такое, понимаете, это живопись, это графика, это скульптура каменная, это скульптура деревянная, это стекло, фарфор, кость, дерево, металл в нумизматике и т.д., и т.п., т.е. это огромное количество самых разных вещей самых разных эпох, там есть вещи из Египетского периода, Древнего Египта, или там античности, а есть произведения, созданные вчера. И они все требуют разных условий, и они все разного веса, кроме всего прочего.

- Юлия Борисовна, ну ведь очевидно, что за эту сотню дней не будет ничего сделано?

- Ну вдруг эти проектировщики проявят чудеса профессионализма!

- Маги и гении.

- Какой-то срок у вас в голове есть?

- Нет, на самом деле, конечно, за год реально это сделать.

- Т.е. через год где-то?

- За год проект пройти, и чтобы были проведены исследования почвы на влажность, на чистоту воздуха – от результатов этих исследований зависит то, какое оборудование должно быть в этом здании, не просто кондиционер вынести, как они говорили – бородавки, нет, не бородавки – наросты, вот эти кондиционеры, которые на улицу вынесены, вот этого нельзя.

- Да, весь вид…

- Тут не только вид, они просто не подходят, это специальное оборудование регулирует климат внутри, в зависимости от погоды на улице, и, соответственно, это очень сложно, плюс свет, который тоже музейный и тоже не просто для красоты точечное освещение – ах, создать там драматический накал вокруг деревянной скульптуры, понимаете. Кроме всего прочего, это тоже проблема сохранности и взаимодействия отдельных предметов.

- Юлия Борисовна, многие уже шутят, что эта история будет как с нашим зоопарком, со многими нашими проектами. Вы вообще сами верите в то, что вы поедете куда-то?

- История длится 40 лет вообще-то, это началось ведь ни с 11-го года, когда здание передали в собственность Пермской епархии, гораздо раньше, нам, правда, тесно, на протяжении многих лет об этом думали, и каждый раз что-то мешает, что-то каждый раз происходит, что нас держит и не дает возможности.

- Слушайте, ну тут уже церковь готовится к освоению нового места, а вы, я так понимаю, еще нет?

- Нет, ну как мы не готовимся, мы готовимся, подготовка – это длительный процесс, да, это технические параметры, которые нужно задать проектировщикам, это сам проект, который нужно сделать, это концепция экспозиций, как будут показаны вещи. Проектная работа – это очень сложная длительная работа, она должна быть, этот процесс нельзя выпустить, его нельзя отменить. И только после этого переход к реконструкции. Затем, если, опять же, делать все по уму, если будут какие-то дополнительные площади, если будут нормально финансировать эти работы, если будут нормально рабочие работать, то тоже за год это вполне реально сделать. Другое дело, что мы можем переехать… просто там взять эту цепочку живую поставить и сказать, что, ребятки, передайте-ка из одного здания в другое, да, т.е. это все равно упаковка.

- 53 тысяч экземпляров!

- Из разных материалов.

- Которые по-разному еще и упаковывать надо.

- Конечно. Плюс время года, когда можно переехать – это весна, начало лета, когда не очень жарко, нет дождей и т.д.

- Последние 10 минут программы мы говорим про переезд, потому что уж точно не я одна в этом ничего не понимаю, да, как оказалось, история эта вся очень длинная. Меня интересовала вот эта цифра – 1 год, у вас в голове. Вы сказали, в 18-м бы хорошо паковаться.

- Да, да, хорошо, в 18-м – это было бы идеально.

- А пока вот это вот здание ВКИУ наше желтое, надо что-то придумать с окнами, потому что…

- Надо придумать с климатом, с окнами, потому что там пока насквозь, нужно застроить «карманы» для того, чтобы повысить этажность, потому что там низкие потолки, повысить саму высоту от пола до потолка, туда просто не войдут произведения.

- Ага, некоторые экспонаты.

- Нужно сделать пространство удобное для посетителя, а не просто, чтобы он шел 120 метров и в коридор там.

- Напрямик, и мотал головой по сторонам.

- Это сложная задача, которая стоит перед проектировщиками.

- А вот еще интересный момент… А вот вы сказали про систему кондиционирования, про систему пусть даже охлаждения, выстраивание микроклимата и настройки его, чтобы можно было менять в зависимости от погодных внешних условий. А так как строения, вот эти стенки ВКИУ тонкие, современные, это придется делать очень долго и настраивать все долго. А как сейчас в галерее живут произведения искусства и почему вот там вот этой сложной системы кондиционирования не надо?

- Ну не то, чтобы не надо, ее нет, поскольку это здание 1-й трети 19-го века, когда галерея переехала в это здание в 20-е годы 20-го столетия, уже, естественно, никаких вот этих вот сложных историй не существовало, не было необходимости, потому что здание само по себе держит климат, там толстенные стены – больше метра толщиной, которые не дают возможности быстро нагреваться, быстро остывать.

- Это как у нас – любые 8 градусов, и мы уже чувствуем, а произведения искусства – это все еще сложнее у них.

- Конечно, да. Да, у нас там простейшие сейчас увлажнители, и далеко не идеальный климат, но если мы уже говорим о новом здании для одной из лучших коллекций России художественных…

- Это о масштабном переезде.

- Да, и в том, что это именно переезд, то нам во время этого переезда нужно не потерять главное, и поэтому нужно, конечно, сделать все, как полагается.

- А пока у вас с церковью отношения дружные?

- Пока у нас отношения взаимного сотрудничества.

- Вы мне сами рассказывали про 11-й год.

- Конечно, трудно продлять договор, но церковь идет на вот это продление безвозмездной аренды при условии, что государство предпринимает какие-то шаги для освобождения здания.

- И вот в этом году покупка этого здания…

- В этом году кажется, что покупка здания и проведение конкурса – это вот те самые шаги, которые…

- Которых они ждали?

- Которых уже долго, очень долго ждали.

- Вот еще пару раз точно придется продлять этот контракт?

- Думаю, что да, надеюсь, по крайней мере, что это пройдет без эксцессов.

- Я вот вспоминаю слова Михаила Пиотровского, который тоже, конечно же, рассказывал про этот переезд и сказал, что все музейное сообщество страны, если что, встанет на защиту вашей галереи, потому что пусть это длится год, пусть это длится несколько лет, но они должны переехать в здание, которое будет не просто таким же, будет гораздо лучше и соответствовать всем требованиям, в которых должны храниться вот эти произведения искусства. Ладно, стало хоть что-то мне понятно с переездом, даже звонок, по-моему, у нас есть, что редко бывает. Поговорим со слушателями?

- Да, конечно. Наденьте, пожалуйста, наушники, Юлия Борисовна. Доброго дня, вы в эфире, как вас зовут?

- Здравствуйте, меня зовут Татьяна. Я очень люблю нашу галерею, я ее посещаю с первого класса. Прошло столько лет со всех этих событий, почему нам дают церковь? Спасибо.

- Спасибо, Татьяна!

- Такой вопрос, вот видите, не я одна тут что-то…

- Ну потому что существует указ…

- Потому что появился такой закон.

- Закон о передаче церковного имущества, подписанный Президентом Российской Федерации.

- Вот поэтому вся история и началась о переезде галереи, поэтому много споров, потому что многие считают, что не все здания бывших храмов и просто соборов стоит передавать обратно церквям. У нас, кстати, в эфире Михаил Пиотровский рассказывал обо всем этом, множество примеров по стране привел, множество. Слушайте, опять звонки, видимо, хотят с вами пообщаться, такое редко бывает, давайте поговорим. Доброго дня, вы в эфире, как вас зовут?

- Алле, да, добрый день, это Вячеслав. Скажите, пожалуйста, сейчас я вот включился как раз на моменте, когда описывалось здание с толстыми стенами, вот у меня есть вопрос. А вы рассматривали переезд на территорию красных казарм, там, допустим, 3 стоит здания старых, им уже больше 100 лет, они построены по технологии еще толстостенной, именно там они нивелируют перепад температуры наружной, вот, и центр города, и это все пустует и там площади приличные, высота потолков больше 3 метров, и там можно залы целые сделать, несущие стены, внутри нет перегородок. Мне интересно, не было вот такого варианта?

- Такой вот вопрос у слушателя.

- Вы знаете, вообще в прошлом году, когда встал вопрос о том, что мы должны переехать в Речной вокзал, здание Речного вокзала, рабочая группа рассматривала 28 мест по Перми, где могла бы быть галерея.

- Потому что это не галерея решает – туда бы нам поехать, сюда бы нам поехать, а большая рабочая группа, которая учитывает десятки плюсов/минусов.

- Масса всяких параметров, которые учитываются. Ну а что касается красных казарм, то сегодня я слышала по телевизору, что это здание уже в частной собственности.

- Вот так вот. Это вот такие вопросы от слушателей, такое бывает редко. Видимо, вот тоже тема их волнует.

- Спасибо, это очень приятно, очень важно знать.

- И за вас город переживает. Юлия Борисовна, у нас остается буквально несколько минут, расскажите, как будете отмечать Новый год, я знаю, что там какие-то даже курсы необычные по копированию предметов искусства.

- У нас на каникулы много замечательных событий запланировано, связанных и с нашими выставками, и про котиков, с одной стороны.

- Ой, кстати, я вот так хотела спросить, мы с вами все про переезд, потому что у нас редакция… честное слово вам говорю, когда мы получили пресс-релиз, все очень удивились, когда из галереи, из классического нам пришло «Котики в галерее». Мы все очень удивились. Это вот такая дань моде, вот чему-то ми-ми-мишному?

- С одной стороны, как-то надо радовать наших зрителей, мы всегда говорим на очень серьезные темы, а, с другой стороны, ведь эта выставка тоже, тема-то такая.

- Она просто названа так?

- Да, тема близкая, но то, как она решена, это же тоже вот повод поговорить о доме, о единстве, душевности как категории, и показать прекрасные произведения из коллекции.

- Опять же, в преддверии праздника.

- Да, ну и праздники, их будет много.

- Новый год будете отмечать, галерея Новый год будет отмечать? У нас сегодня с утра была в эфире тема, вот эти все корпоративы, празднование Нового года в пермских компаниях. Галерея будет отмечать?

- Ну, все, наверное, компании как-то отмечают Новый год, все поздравляют друг друга, все надеются на то, что вот этот праздник, праздничное состояние, праздничное настроение будет передано, будет длиться в Новом году, пожелания удачи сбудутся.

- Вот чего вы загадали?

- Исполнения желаний вовремя. Хочется слушателям пожелать того, чтобы все мечты сбывались тогда, когда они должны сбыться, а не тогда, когда они уже становятся неактуальными.

- Ну что ж, я думаю, прекрасный у нас сегодня был разговор, спасибо вам большое, Юлия Борисовна, что пришли!

- Спасибо вам!


Обсуждение
3889
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.