Верхний баннер
17:39 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:17, 13 января 2016

«Чувствовать пластику, объем, пытаться создать что-то новое – это для меня интересно», — Альфиз Сабиров, скульптор

«Чувствовать пластику, объем, пытаться создать что-то новое – это для меня интересно», — Альфиз Сабиров, скульптор
«Чувствовать пластику, объем, пытаться создать что-то новое – это для меня интересно», — Альфиз Сабиров, скульптор
Тема: Проект «Честное искусство. Моя истина» в рамках международной выставки «АРТ Пермь»

Программа: «Красный Человечек»

Гость: Альфиз Сабиров, скульптор

Дата выхода: 12 января 2016 года

Ведущий: Анна Букатова

- Добрый день, уважаемые слушатели «Эха Перми». В эфире программа «Красный человечек», меня зовут Анна Букатова, и сегодня у нас в гостях пермский скульптор Альфиз Сабиров. Мы поговорим, помимо прочего, и о Международной выставке искусства «АРТ Пермь», что пройдет в Перми уже совсем скоро в начале февраля, а также о совместной работе журналистов и людей искусства на этой выставке. Не знаю было ли что-то подобное или нет, в общем, Альфиз, здравствуйте.

- Добрый день.

- Я немножко приоткрою такую тайну, потому что перед праздниками Альфиз предложил поучаствовать мне в этом проекте. То есть, какая-то из скульптур на «АРТ Перми» будет немножечко напоминать меня, это очень интересно, спасибо вам большое. И вообще, такое сотрудничество «Эха Перми» и пермских скульпторов – это очень круто, насколько я знаю, такого не было. Но об этом немножечко попозже. Пока о самой выставке «АРТ Пермь». 18 Международная выставка-продажа живописи, графики, скульптуры, фотографии, изделий декоративно-прикладного искусства, все это пройдет с 4 по 14 февраля на Пермской ярмарке. И там чего только не будет. Расскажите, что там от пермяков?

- От пермяков там будет очень много живописи и графики, скульптуры, плюс декоративно-прикладного характера работы, ну и конечно же, мы вдвоем со скульптором Павлом Боязитовым представляем проект «Честное искусство. Моя истина».

- Что это будет такое?

- Это будет в некоторой степени откровение творцов, скульпторов перед зрителями, перед обществом в какой-то степени. Нам бы хотелось именно рассмотреть этот вопрос и показать с другой стороны немножко. То есть показать даже может быть саму кухню скульптора.

- Это что значит, будете на глазах у зрителей что-то ваять?

- Да, именно так и есть, этого никогда не было у нас в Перми, тем более на Пермской ярмарке, в рамках выставки-продажи «АРТ Пермь» 2016. И вот мы взяли на себя такую миссию. Именно познакомить зрителя поближе с такой вот творческой средой. То есть, помимо самих работ, которые будут экспонироваться на экспозиции, прямо там же будет происходить процесс слепки и создания скульптуры. И каждый день в определенное время мы будем лепить скульптуры, каждый свою. И само собой, у каждого из нас свой стиль, свои какие-то отличительные черты, касаемо формы, объема, пластики, и это должно быть интересно, мы так думаем.

- Естественно, это будет интересно. Это будет одна тема? Ну вот, представим, два скульптора…

- Будет глина, гипс и другие материалы, которые связаны со скульптурой, и в течение определенного времени мы должны создать, может быть, даже не окончательную форму скульптуры, но хотя бы эскизочного характера объем, и тем самым мы должны показать этот процесс, то есть зритель, видя этот процесс, должен для себя что-то новое открыть. И само собой новое должны открывать и мы, и модель, которая будет присутствовать на площадке.

- То есть вы будете прямо с модели?

- Да, каждый день будут разные модели, и в этом то и весь интерес, когда мы видим общение двух скульпторов, общение скульптора с моделью.

- Не будете друг другу мешать?

- Вот в этом то и построена сама идея, потому что как это всегда есть такие позиции разные, у одного одна позиция, у другого другая.

- Ну это же лучше не смотреть…то, что делает твой конкурент, потому что это испортит твой стиль.

- Здесь интересно, когда две точки зрения встречаются. И идет вот такой вот диалог, а может быть даже и борьба.

- Тема «истина» -  очень серьезная, история большая, масштабная. Что вы хотели этим сказать, почему выбрали именно ее, как предмет исследования и изучения? У нас звонок. Вы в эфире, как вас зовут, здравствуйте.

- Здравствуйте, меня Владимир Семенович зовут. Альфиз, у меня к вам такой вопрос, извините, буду немножко грубоват. Тут жулики у нас были, во главе с Гельманом или кем-то – не помню фамилию, и заманили меня, говорят давай приходи, тут ночью будет выступать наш эстрадный коллектив на площади, приходи-ка. Я пришел и «о, ужас» - с двух до четырёх четыре коллектива посадили рядом. Пели, барабанили, мешали друг другу, хаос был фантастический, ребята-исполнители потом все переплевались, говорили, что жульничество чистой воды, чтобы просто отмыть деньги. А не получится и то же самое у вас – не будете ли вы мешать друг другу? Вот зритель придет, и куда ему смотреть? На одного, второго третьего? Не нанесет ли это вред? Может наоборот, один поработал, чрез какое-то время другой?

- Творческий процесс – это процесс небыстрый и тихий. Здесь один автор не может мешать другому, не может мешать зрителю. Задача зрителя – прийти и посмотреть, если он этого пожелает. И посмотреть не только работы, но и сам процесс создания скульптур. И приемы работы у каждого разные. Если брать команду, которую вы упомянули, то там были другие приемы, у нас будут совсем иные.

- Ну это совсем другая история. У нас еще один звоночек. Здравствуйте, вы в эфире, как вас зовут?

- Добрый день, это Вадим. Действительно будет интересно на это посмотреть. Альфиз упомянул, что в какое-то время это будет происходить, а можно уточнить в какое именно? Когда?

- Тот самый удивительный момент двух скульпторов и моделей, все это будет происходить пока в рабочем нашем понимании с 16.00 до 18.00 каждый день, с 4 по 14 февраля. Это именно то время, которое должно быть самым интересным. Будет подготовка еще, а это именно начало создания. Хотя кому-то интересен сам процесс от и до.

- Об истине. Почему истина? Вам на взгляд не так много лет, почему вы думаете о таких серьёзных вещах? Молодые художники о любви думают, о чем-то таком, а вы…

- Для нас истина будет – женский образ. Это может быть даже самая основная тема. Так как искусство всегда обращается к женскому образу, так или иначе это имеет место быть. И здесь мы хотели показать ту самую истину, которую мы понимаем сейчас на данный момент. Она у меня может быть одна, у Павла Боязитова другая, а у зрителя третья. Но в целостности это организует общее, от которого мы можем начинать общий диалог.

- То есть, когда мужчина-скульптор говорит об истине и представляет женский образ, многое и самое важное в жизни мужчины идет через женщину и на ней сосредотачивается?

- Именно.

- Мне нравится. Давайте про вас поговорим. Раз нас слушатели не могут видеть. Вы – молодой человек, сколько вам лет, простите?

- Мне 30 лет.

- И удивительно, что в таком возрасте вы состоявшийся скульптор. Расскажите у вас были персональные выставки, я знаю, что по городу во многих учреждениях стоят ваши скульптуры. Расскажите об этом.

- Выставок было много, и в России, и в Перми, и за рубежом. Если брать историю с самого начала, то первые работы появились с 2009 года. Н самая интенсивная част работ именно с 2013 года. То есть постепенно было движение, сейчас это движение усиливается. На данный момент есть скульптуры, исполненные в бронзе, мелкая пластика, более крупные объемы. Так как я начинал с мелкой пластики 5-10 сантиметров, то сейчас это 70 см, около метра.

- То есть человеческий рост?

- Да.

- Как вы начинали, почему скульптура? Родители редко отправляют своих детей в искусство, расскажите, как вы определились? Где учились?

- В первую очередь помогло воспитание, все берется с детства.

- У вас в роду были скульпторы?

- Нет. Но отношение к предмету, к своим таким способностям. И в последствии все это развивалось, я поступил в училище, в академию. Очень много помогали преподаватели, когда-то это было бессознательное состояние, только в последние годы обучения я понял, что скульптура – это мое. Потому что чувствовать пластику, тактильно объем, пытаться создать что-то другое, отличительно от того, что было ранее – это для меня интересно. То есть раньше были одни скульптуры, моя попытка – создать немного другие скульптуры.

- А кстати, все мы знаем скульптуры Микеланджело, Родена, я поискала современных скульпторов и пермских в том числе, вот Алексей Залазаев, вы его наверняка знаете…

- Да.

- Вы с ним немножечко похожи, у вас стиль с ним какой-то космический, и если сравнить с классиками, то это совершенно разные жанры, работы. Почему так? У меня в гостях были наши искусствоведы, и они говорили, что сейчас не очень модно делать такие красивые в классическом стиле предметы искусства, потому что сейчас есть интернет, можно увидеть там, поэтому на это не очень интересно смотреть. Интересно смотреть на что-то странное. Объясните вот это!

- Да, я считаю, что красота в понимании каждого художника и скульптора – это разные понятия. То есть кто-то приспособлен к более таким классическим понятиям, реалиям, а у кого-то идет больше работа над созданием чего-то нового, которое все равно основывается на старом. Если брать космические образы Залазаева Алексея Львовича, все равно этому есть история, это работа фантазии и видение мира по-другому. И если есть другое видение, отличительное от других, можно долго рассуждать над этой темой, это другая красота и другое энергетическое наполнение самой скульптуры.

- У вас много скульптур сказочных, необычных животных, воинов с мечами старинными, это откуда?

- В большей степени здесь этнические включения имеют место быть, но и сама тематика работ – это легенды и мифы. Раньше это были сказки, потом истории, легендарные мифические создания, где выражается свой отдельный мир, интерпретация вот этого реального нашего мира.

- Почему современному мужчине это интересно? Сказки, мифы – это больше история женская. И удивительно, когда мужчина этим интересуется. Откуда это у вас, тоже из семьи?

- Может быть, а может быть и окружение, которое сейчас у меня есть, это все влияет. Есть одна история, вторая, третья, обращаешь внимание на какие-то фразы, картинки, взгляды – все это собирает общий материал и рождается сама скульптура.

- Это родные, которые чтят какие-то традиции своего рода, вспоминают легенды, или это уже все-таки парень нашел книгу в библиотеке?

- Это все-таки семья. И все-таки корни, которые передаются и чтят поколения.

- Есть любимая сказка, легенда?

- Их много. Я думаю, это я буду долго рассказывать.

- Давайте тогда непосредственно о нашем сотрудничестве скульптора и журналиста с «Эхо Перми». Расскажите о том. Что мы там будем делать? Сейчас все пойдут на «АРТ Пермь», вся наша редакция пойдет, что мы там увидим?

- Ну, в первую очередь выставку «Честное искусство. Моя истина», так как сама экспозиция называется именно так. Вы должны понимать, что там должна присутствовать скульптура, которая так или иначе должна отражать истину. И на мой взгляд, скульптура, которая будет называться «Истина».

- То есть мы этой скульптурой и займемся?

- Да. И само собой, если я тут вспомнил про женский образ в искусстве, в частности в скульптуре, то эта скульптура будет носить женский образ. А какая она будет – это узнают зрители, посетив экспозицию. Будет ли это связано с легендами, или с какой-то конкретной легендой, в частном случае эта легенда выступает в более частном характере, некоторое искусствоведы выделяют такое понятие как личностная мифология. И я думаю, что возможно эта истина будет связана с ангелом, или с каким-то другими мифическими образами, то есть совмещение реального и вымышленного состояния.

- Вот так вот, друзья, Анна Букатова будет в образе женщины с крыльями.

- Именно.

- Спасибо, Альфиз, что вы это нам предложили. Вы вообще сотрудничали с журналистами, артистами, вообще сотрудничество было с людьми другой сферы деятельности?

- Нет. Именно такой сильной информации мы пока не доносили. Надеюсь, именно в рамках «АРТ Перми» мы это донесем, пусть не до всех зрителей, но люди услышат, увидят, узнают.

- Ну вообще, в правильном ключе, потому что так вы собираете аудиторию совершенно разную, мне кажется, в этом ключе надо точно двигаться, и с артистами нашими поработать.

- Я думаю, да. Это интересно.

- Пообщалась я с художниками, видела, как они работают, видела поэтов и писателей наших. И вот очень удивительно, как работает скульптор. Потому что писателю – посетила муза и ты написал пару строчек, а как со скульптурой и у скульпторов, это очень трудно понять? Расскажите о вашем вдохновении?

- Сам вид искусства, сама технология – это сложный процесс. Начиная от моделировки, заканчивая переводом в один, другой, третий материал, литье. У нас получается очень много временных и материальных затрат. У скульптора может по-разному происходить. Может видеть образ в голове, мой частный пример. Он может быть до конца не ясный, но желание уже появляется. Что связано именно с созданием, обычно делается эскиз или набросок, на бумаге. Но у меня совершенно все по=другому. Наверное, здесь, скорее всего, больше преобладают тактильные ощущения, чем визуальные.

- то есть к вам вдохновение приходит через руки?

- Да, именно. Через тактильные ощущения самого материала. Допустим, возьмем глину, лепной материал, именно только в процессе лепки и создания скульптуры, я могу прийти к уже более окончательному выводу. Когда уже скульптура создана в глине, следующий этап – это формовка в другой материал, отливаем в гипсе саму гипсовую модель, дорабатываем, и если у нас само литье по модели – это из воска, то мы тогда уже в эту же форму заливаем еще воск, и получаем восковую модель. После чего эту модель мы отправляем на литье в литейную мастерскую. То есть весь воск из формы вытапливается, и у нас освобождается пространство, куда заливается металл при температуре 1150-1300 градусов.  Получаем отливку.

- Мне понятно, что ничего не понятно. Это надо видеть.

- Да.

- Поэтому с 4 по 14 февраля все это можно будет увидеть, понять это сложно. Вы так вскользь рассказали о своих выставках, а они были и у нас, и за рубежом. Расскажите. Удивительно, что человек в вашем возрасте делал такие большие проекты.

- Что касается зарубежных выставок, то первая выставка прошла в 2014 году в городе Гренобль, это Франция. Тогда пригласила меня Ассоциация Уральп, которая интересуется уральскими авторами, то есть они не только скульпторов, но и фотографов, и т.д. выставляют. После этого уже в 2015 году прошли три выставки в Париже в рамках разных проектов, разных выставок. Сейчас тоже ведем переговоры с одной галереей и также будем выставляться в марте в Париже, и в Гренобле. С той же самой ассоциацией.

- Пообщалась с коллегами, сказала, что в эфир идет скульптор, и вот начали рассуждать о людях искусства. И вот говорят, что художники – это глубокие люди, с внутренним надрывом, что это люди не очень счастливые, что счастливых художников не бывает, что художник должен быть голодным… Согласны с этим?

- Нет, я с этим не согласен. И думаю, что все мы разные.

- Что для вас счастье тогда?

- Для меня счастье получать полное удовлетворение от своей работы и от взаимоотношений в целом, в творческой среде, это важный вопрос. Взаимоотношения в личном плане, то есть, когда идет полный диалог со всеми.

- А контакт нужен с людьми или с внешним миром, с природой?

- Я думаю и с людьми, и с природой.

- Но художники – закрытые люди, они не умеют общаться.

- Они не закрытые, скорее они общаются по-своему, непохожи на других.

- Еще говорят, что художника сложно любить. Часто, когда мужчины у меня в гостях появляются, я не могу не спросить про любовь. Говорят, еще вот интересная фраза, что если ваша страсть в непонимании и интригах, то любите художника.

- Здесь, да.

- Вы не однолюб?

- Это сложный вопрос, где можно часами беседовать. На мой взгляд, это какое-то непонятное преклонение перед красотой в мире. И обыденный зритель может это понимать по-разному. То есть, чтобы дойти до какого-то определенного этапа, нужно пройти очень много. И здесь два разных человека абсолютно получается.

 - То есть у художника свое отношение к любви?

- В большей степени да.

- Более простое что ли, легкое?

- Где –то более простое, а где-то наоборот.

- Я смотрела фотоотчеты с ваших выставок. Там очень много девушек, такое ощущение как будто на ваши выставки ходят просто толпы барышень. И это не удивительно. Вот какой бы вы совет дали поклонницам вашего творчества?

- Сложный вопрос такой.

- Это ведь приятно?

- Само собой, приятно. Приходите.

- Масштабное мероприятие, за годы существования ставшее визитной карточкой Пермского края, и собирающее на своей площадке более 400 отечественных и зарубежных авторов. И среди этих сотен человек будут и наши ребята, будет большая интересная выставка, будут творить на глазах у зрителей. И одна из скульптур будет наша совместная. На это будет интересно посмотреть. Мы будем заканчивать, спасибо Альфиз, что вы нашли время и пришли к нам.

- Спасибо вам.


Обсуждение
3764
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.