Верхний баннер
11:44 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:12, 11 февраля 2016
Автор: Вячеслав Дегтярников

«Вы можете даже не смотреть отчет по коммунальным услугам, потому что на них никакая управляющая компания зарабатывать не может», – Ольга Колоколова

Теги: ЖКХ

«Вы можете даже не смотреть отчет по коммунальным услугам, потому что на них никакая управляющая компания зарабатывать не может», – Ольга Колоколова
«Вы можете даже не смотреть отчет по коммунальным услугам, потому что на них никакая управляющая компания зарабатывать не может», – Ольга Колоколова
Тема: Приборы учета, отношения собственников и УК

Программа: «Домоуправ»

Гость: Ольга Колоколова, эксперт в области ЖКХ

Дата выхода: 10 февраля 2016 года

Ведущий: Вячеслав Дегтярников

- Программа «Домоуправ», в студии Вячеслав Дегтярников, Мария Зуева за звукорежиссерским пультом. И как обычно в нашей студии наш постоянный эксперт в области ЖКХ Ольга Аркадьевна Колоколова. Здравствуйте!

Ольга Колоколова: Добрый день!

- С сегодняшнего дня нас можно не только слушать, но и смотреть на сайте «Эхо» в разделе «Смотреть радио», так что заходите, смотрите, рядом с нами находится веб-камера, мы даже можем с вами поздороваться уже не только по радио, но и по веб-трансляции. Очень много вопросов возникает у пермяков, и, в частности, достаточное количество публикаций было по этому поводу в связи с резким увеличением стоимости услуги отопления. Мы, конечно, с вами говорили об этом еще до Нового года, мы предупреждали, что будут повышающие коэффициенты. Давайте еще раз на этом моменте остановимся. И, в частности, часть вопросов пришла на сайт «Эха». Там также конкретная ситуация обсуждается, и в большей части люди сообщают о том, что выставляются счета не по общедомовым приборам учета, а по нормативу, и, соответственно, с повышающими коэффициентами.

Ольга Колоколова: Все, что касается наших коммунальных услуг, регулируется правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением № 354. Это постановление говорит о том, что вы платите коммунальные услуги, либо по факту их предоставления, по приборам учета общедомовому или индивидуальному, либо по нормативу, если приборы вы не установили. Для того, чтобы разобраться, есть ли у вас прибор учета общедомовой, индивидуальный вы знаете точно, стоит или нет, а вот общедомовой – вы должны посмотреть в свою квитанцию. В этой квитанции в обязательном порядке, поскольку она единого образца, должен быть указан прибор учета, по крайней мере, его показания. Вы можете также обратиться в свою УК, если они не отвечают, то на сайт «Реформа ЖКХ», в котором по каждому вашему дому есть информация по каждому прибору учета, когда он установлен. То есть там стоит информация: услуга «коммунальное теплоснабжение,» и прибор – есть или не есть.

- Возможен ли вариант, что прибор учета есть, но его как бы нет. И на сайте «Реформа ЖКХ» он тоже может быть не обозначен. То есть собственникам УК выставляет по нормативу, плюс повышающий коэффициент. А ПСК собственника не видит. А УК расплачивается по прибору учета.

Ольга Колоколова: Все возможно. Например, получить счет, который выставляет ваша УК ресурсоснабжающей организации – это сложная затея. Но в каждом доме, по крайней мере там, где выбран способ управления, управление УО, должен быть выбран совет многоквартирного дома. По крайней мере уже очень много времени прошло с того момента, когда это было установлено Жилищным кодексом, эти советы должны быть. То есть некое лицо, которое вы выбирали на собрании. Если вы не ходили на собрание, то пенять поздно, если вы не принимали участия в заочном голосовании, не составляли письменное решение о выборе этого совета, об установлении прибора учета, выделении денежных средств на этот прибор, то, соответственно, вам сейчас будет очень сложно, потому что вы не принимаете участие в жизни дома.

- А если вы и принимаете участие в жизни дома, но ничего подобного… Это как прибор учета, вроде бы было общее собрание, а вроде и нет.

Ольга Колоколова: Что значит – вроде бы было, а вроде бы нет? На этом сайте «Реформа ЖКХ» должны быть вывешены все решения общих собраний. Если в вашей квитанции вы уверены, что стоит норматив, а не прибор учета, а вы уверены, что прибор учета стоит и ваша УК определённо что-то не так делает, то вы можете написать согласно Жилищного кодекса и стандарта раскрытия информации УК, заявление в УК с тем, чтобы она разъяснила вам: стоит или не стоит, если стоит, то с какого момента, каковы показания этого прибора учета, заодно спросить по какой формуле и на каком основании, и из расчета чего был произведен расчет отопления.

- Кстати, у нас Соловьев Руслан, председатель совета дома № 15 по улице Калинина подобный вопрос и задает. Дом находится в управлении УК «Кама». Суть в том, что «Кама» в лице директора намеренно не начисляет за поставленное тепло по узлу учета тепловой энергии, который имеется дома. Узел учета находится в эксплуатации подрядной организации, которая ежемесячно снимает показания, но эти показания не отправляются в ПСК, так как узел тепловой энергии не принят в коммерческую эксплуатацию с 2012 года, когда он был установлен на доме.  Жалобы в прокуратуру и инспекцию госпожнадзора, и в ОБЭП Кировского района, дали результат только на период проверки. Тут вопрос у меня: если он не принят в эксплуатацию, то как он дал результат?

Ольга Колоколова: Скорее всего принят, если дал результат после проверки.

- То есть на период проверки директор УК начислял по тарифу, за январь начислено по нормативу, то есть примерно два месяца тепла в трехкомнатной квартире – это около полторы тысячи рублей, за январь более 3500 за коммунальные услуги, итого 5 тысяч. Дом небольшой, в нем проживает много пенсионеров и малообеспеченных, для которых такие траты непомерны. Всего в доме живут 50 человек. Опять прибор – то ли есть, то ли нет.

Ольга Колоколова: Вы все помните историю о том, как у нас были установлены дифференцированные нормативы. В свое время, еще года 4 назад, нормативы на отопление были для всех одинаковые, и для 9-20-этажных домов и для 1-2-этажных домов. После того, как им определили нормативы разные, то сразу стало понятно, что сделано это опять же не для замечательных потребителей. Это сделано для ресурсоснабжающих организаций, которые могли бы получить максимум от потребителя. Если 50 человек – это двух-трёхэтажный дом, им необязательно устанавливать прибор учета, если технически это невозможно. Но если УК, есть такие примеры, устанавливает прибор учета, то, в среднем, тот норматив, который был раньше и показания прибора учета сейчас очень сильно разливается. По прибору учета люди начали платить больше. Конечно, нужно поддерживать со своей УК нормальные отношения, чтобы они не шли в какую-то конфликтную ситуацию, а объяснили людям по-человечески, выгодна установка этого прибора учета или нет. Если по каким-то основаниям они решили, что он вышел из строя и ремонтировать его не будут, потому что нормативу предъявляют меньше, то история должна касаться и самих потребителей.

- В теории.

Ольга Колоколова: Тогда такому дому, где всего 50 человек, проще переизбрать УК или создать ТСЖ. Потому что 50-ти людям договориться проще намного, чем 250-300. Это более сложная задача. Кроме того, избран председатель совета дома. Я так понимаю, что, судя по тому, что он указывает свой статус, он понимает, что он председатель совета дома и понимает, что у него есть права намного больше, чем у обычного собственника. Поскольку он может собрать совет дома и потребовать у УК предъявить все документы. Если обычному собственнику это будет проблематично, пишется запрос в УК. А УК говорит, что придите и посмотрите. То здесь собирается совет дома с повесткой дня: отчет УК по теплу, и эта УК обязана будет предоставить. И если действительно видно, что рассчитываются по прибору учета общедомовому, и показания этого прибора намного меньше… 50 человек я понимаю, что это квартир 20-24, наверное, здесь очень просто взяли и сложили эти квитанции и посмотрели, на сколько гигакалорий по всем квитанциям у вас. В моей практике были такие случаи, когда люди просто своим упорством и принципиальностью это делают. Кроме того, Руслан пишет о том, что они уже обращались в жилищный надзор. Я думаю, что им нужно повторить это обращение, потому что именно с 2016 года УК не только должна будет вам вернуть разницу… Раньше было как: наказали, поймали за руку, пересчитали и дальше делают. В этом году в связи с изменением законодательства УК должна будет заплатить штраф. Здесь, я думаю, что ситуация двойного наказания, она намного более серьезная для УК. Одно дело пересчитать, а другое дело – пересчитать и заплатить штраф.

- Еще один вопрос наша слушательница Настя вам адресовала. «У нас оплата возросла в квитанции за октябрь 2015 года с 1900 рублей до 2800. В УК говорят, что сломался общедомовой прибор учета. Они заказали деталь, но она импортная и когда она будет неизвестно. Должны ли они считать оплату за отопление последним показателем расхода по счетчику или мы должны платить в нашем случае по нормативу. Сейчас начисляют по нормативу, насколько я понимаю, с повышающим коэффициентом».

Ольга Колоколова: С 2014 года у нас установлены нормативы на 7 месяцев и 8 месяцев по северу региона равными долями, норматив одинаковый. Если раньше по прибору учета дом Насти платил самое меньше в октябре и апреле, а самые большие платежи были в январе и декабре, смотря какая зима была, то здесь если прибор учет действительно сломался в сентябре, что странно, но бывает, то, соответственно, в октябре они заплатят по нормативу также как в январе. Естественно, это может быть, но если по прибору учета ресурсоснабжающая организация рассчитала объем не по нормативу, а по среднему за 6 месяцев, то это в любом случае это счет, делайте запрос в УК с просьбой разъяснить на каком основании 2800 и просьбой предоставить формулу с расшифровкой. То есть прибор учета либо среднее показание, либо счет ресурсоснабжающей организации, сколько пошло тепла на нагрев горячей воды, если там у них горячая вода считалась вместе с отоплением, а не была отдельно, и, соответственно, общие квадратные метры дома. Эта формула одинакова для всех.

- У нас есть телефонный звонок. Здравствуйте, как вас зовут?

- Здравствуйте, это тот самый председатель дома Руслан. Я хотел уточнить. У нас в доме 58 квартир, у нас прибор учета с 2012 года установлен, но целенаправленно УК в коммерческую эксплуатацию не вводила. Вчера вот были ПСК представители, они по факту обследования не приняли его, и это каждый раз случается.  Так понимаю, что сговор существует.

Ольга Колоколова: А на каком основании? Что они в акте написали?

- Они написали несоответствие проекту, то есть там есть моменты, которые не соответствуют проекту. То есть это злонамеренно, и УК заинтересована в этом. И, соответственно, ПСК тоже заинтересованы.

Ольга Колоколова: А вы не уточняли, счета они тоже по нормативу им выставляют и оплачивают?

- Да, счета выставляются по нормативу, но ежемесячно УК снимает показания.

Ольга Колоколова: А зачем снимают?

- Была проверка, потому что начислялось по тарифу, сейчас ПСК собирается пересчитать, потому что я не знаю вообще каким образом то было посчитано. Счета пришли, люди крайне недовольны.

- То есть вы хотите сказать, что на период проверки счета вдруг резко сократились?

Ольга Колоколова: Или они по результатам проверки пересчитали?

- Нет, как раз два месяца проверка была тех структур, которые я назвал.

- То есть пока проворящие ходили…

Ольга Колоколова: А копию акта вам не выдали?

- Акт проверки пока не готов, там еще промежуточные были. Там было указано, что заплатить … У нас по электричеству то же самое, по воде, и по отоплению, где у нас самые большие расценки. Разговоры с директором приводят к тому, что он вызывающе ведет себя – я считаю правильным то, как начисляю.

Ольга Колоколова: Вы не пробовали поменять УК или создать ТСЖ?

- Дело в том, я недавно являюсь председателем совета дома, я планировал, что те деньги, которые виртуально есть по текущему ремонту, использовать их на ремонт по дому, но я так понимаю, что директор в принципе не хочет работать по расценкам, которые ниже его заявленных. За полгода ничего не сделано, мы очень хотим уйти, но он просто не переведет деньги в то ТСЖ или новую УК.

Ольга Колоколова: Это понятно, что вам деньги не вернут. И если вы создадите другой способ управления, очень трудно будет доказать, что что-то он не исполнил. Попытаться можно, но история с коллективными исками сейчас не очень приятная, не очень много выигранных исков таких.

- Просто я боюсь, что придется вводить приборы в коммерческую эксплуатацию только через суд. Потому что они не заинтересованы в каких-либо действиях по нашему дому конкретно.

Ольга Колоколова: Тем более вам нужно скорее менять способ управления, это лучший вариант. При такой вашей активности лучше создать ТСЖ. И если 78 квартир, то это реально, и если дом не очень старый, то вы сэкономите то, что вы планировали.

- Дом – старый, 60 лет, сталинка. Спасибо вам!

- Спасибо вам, Руслан, удачи вам! Надеюсь, что все получится. Вам терять, насколько я понимаю, нечего. Потому что в результате банкротства этой УК там останется стол и 10 тысяч рублей уставного капитала. У нас есть телефонный звонок, Юрий, здравствуйте!

- Здравствуйте! Вот я хотел бы заступиться за такие домики как двухэтажные, шлакоблочные. Реально установить общедомовые счетчики на этих домиках невозможно. И если там работает УК, то никаких повышающих коэффициентов жильцам не может быть.

Ольга Колоколова: Там даже не в том, что УК переданы права и обязанности, а в том, что есть закон, по которому органы местного самоуправления ставят на учет и теплоснабжающие организации решают свою проблему сами. Если нет технической возможности для установки этих приборов учета, то там нет никаких повышающих коэффициентов.

- У нас есть еще один телефонный звонок. Здравствуйте, как вас зовут?

- Здравствуйте. Меня зовут Юрий. Есть решение общего собрания об установке в доме общедомового прибора учета тепловой энергии. Техническая возможность есть, а УК саботирует установку по той причине, что сальдо дома отрицательное. А это сальдо образовалось за счет тепла и прочее. Как быть?

Ольга Колоколова: По поводу сальдо… у нас нет такого понятия в жилищном кодексе. Там история очень простая. Жилищные и коммунальные услуги – это два разных понятия и две разных статьи затрат. Коммунальные услуги в том объеме, в котором перечисляет население, должны быть перечислены в ресурсоснабжающие организации. А вот содержание и текущий ремонт должны быть потрачены исключительно на содержание и ремонт. Заставьте вашу УК отчитываться по двум этим статьям отдельно. Вы можете даже не смотреть отчет по коммунальным услугам, потому что на них никакая УК зарабатывать не может. А вот содержание и текущий ремонт – пусть выводят начальные сальдо, конечные сальдо и т.д. Эти деньги не должны уходить ресурсникам, что бы ресурсники и другие органы по этому поводу не думали.

- У нас есть телефонный звонок. Владимир Николаевич, здравствуйте, вы в эфире?

- Здравствуйте! Мы пенсионеры, большинство просто плачем от УК. За январь принеси по 4 тысячи с лишним за отопление, по 210 рублей за ОДН на холодную воду в каждую квартиру. Это 15 тысяч. Если перевести, то это 504 кубометра воды. Не обращают внимание, ничего не делают. С июня месяца добиваемся поставить счетчики на холодную воду, горячую, отопление. Бились полгода и только сейчас начали ставить. Поставили, но к нам никто не подходит и ничего не говорит. Они ведь должны нам сдать, мы должны записать показания и принять. Где поставили в 2001 году трубы на горячую и холодную воду пластиковые, одинаковые. Горячие трубы рвут постоянно, в неделю в двух-трех квартирах. Постоянно. Деньги снимают с текущего счета, ремонтируют, а они же сами поставили брак.

Ольга Колоколова: Если у вас есть председатель совета дома, то он должен не то что принять этот прибор учета, но его должны поставить в известность. Он может прийти, обозреть собственными глазами, что он действительно там физически присутствует. Они имеют право, и вы можете потребовать акт ввода в эксплуатации. Кроме того, на квитанции по воде у вас должны быть показатели общедомового прибора учета указаны. Потому что квитанция у нас единого образца по всей стране. И там есть специальная табличка, одна специально для индивидуальных приборов учета, а вторая для общедомовых. Если вы посмотрите эти таблички, они у вас пустые пока, но как только появится прибор учета, они будут заполнены. По поводу ОДН… Печальная история, но пока вы не запросите у своей УК основания, почему именно в таком размере начислено ОДН, и пока УК не распишет формулу, по которой все это начислено, трудно понять. Может быть, это какие-то утечки, потери. Либо это отсутствие общедомового прибора учета.

- У нас есть телефонный звонок. Как вас зовут, здравствуйте, вы в эфире?

- Здравствуйте! Меня зовут Алексей. Мы снимали квартиру, где стояли персональные счетчики тепла и платили именно по счетчику. Сейчас мы купили квартиру в соседнем доме, у нас также стоят счетчики персональные, но с нас берут деньги не по счетчикам, а с потолка, почему так?

Ольга Колоколова: Возможно всё, как показывает практика. Пишите запрос в вашу УК, чтобы УК написала вам показания общедомового прибора учета, если стоят, если не стоят, то смысл рассчитываться по персональным у них отсутствует. И формулу, по которой рассчитывается это отопление. Поскольку вы молодой потребитель, вы можете зайти в интернет и перепроверить, в соответствии с постановлением правительства № 354, которое утвердило правила предоставления коммунальных услуг – правильно или неправильно эту формулу применяет ваша УК.

- У нас есть телефонный звонок. Вячеслав, здравствуйте, вы в эфире?

- Добрый день! Я предлагаю, может быть, рассмотреть, какую-то степень децентрализации?

Ольга Колоколова: Нет, вы, конечно правы, и мы это несколько раз обсуждали, если вы имеете в виду централизованное отопление, из-за которого существуют монополисты, законодательство, которое лоббирует их интересы. Ну да, мы говорили о том, что это очень политизированная сфера бизнеса – ЖКХ. И заложниками этой ситуации, что бы кто бы не думал, является и ТСЖ, и УК, а уже тем более потребители. Сейчас, к сожалению, у нас все сделано только в пользу монополистов. Поэтому здесь пока не захочется поменять что-то, то будем бегать по кругу. Иногда задаются такие вопросы в эфире, они кажутся элементарными, каждый раз одно и то же, но приходится отвечать на них.

- Вот в Болгарии, там у них тоже была система единая, но как только распалась советская история, они отошли от нее, но там был меньше этот период, когда люди перестали быть собственниками.

У нас есть телефонный звонок. Здравствуйте, вы в эфире, как вас зовут?

- Здравствуйте, меня зовут Владимир Семенович. Я 15 лет был председателем жилищно-строительного кооператива. Как только приняли новый жилищный кодекс, был круглый стол в администрации. Меня пригласили и говорят, что давайте послушаем Владимира Семеновича, он, как практик что-то скажет нам ценное. И вот этот жилищный кодекс практически сейчас оставляет население жильцов нашей страны один на один с жуликами, которые приклонились к правительственному корыту на уровне края и области. Они все полезут в обязательном порядке управлять и руководить, потому что ответственности никакой. И тогда меня поправили – вы что, население будет обращаться в прокуратуру и тогда будут их к ответу привлекать. Попробуйте обратитесь и получите отрицательный результат, И, как показывает практика, УК, ТСЖ, и прочее, пока не наворуют как минимум два миллиона рублей, прокуратура или полиция даже не рассматривает эти вопросы. Люди у нас обречены, и ничего нельзя с этим поделать. И правительство принимает такие по теплу, электроэнергии, законы и постановления, которые просто убивают население. Приведу пример: раньше у населения были заключены индивидуальные договоры на потребление электроэнергии. Правительство вынесло постановление, согласно которого расторгло эти договора без согласия жильцов, без судов и всего, и говорит – устанавливайте общедомовой счетчик и будете по нему платить. А почему нарушили конституцию, почему расторгли договора? Только в интересах монополиста.

- Мы вас поняли. К сожалению, многие вопросы, которые вы задаете, актуальны, но в большей части вопрос не к нам, а в воздух. Мы тоже это отлично это понимаем.

Ольга Колоколова: Мы об этом и говорим, но иногда людей интересуют просты бытовые вопросы, намного проще. Конечно, кардинально вопросы ваши правильные, но на уровне региона, города, эти вопросы не решить. Их можно решить только законодательно. Вы не совсем правы по поводу договоров, которые должны были ресурсоснабжающие организации расторгнуть, поскольку с принятием жилищного кодекса они должны были это сделать. Сам жилищный кодекс установил другие правила игры. И все их законодательство оказалось намного ниже этого жилищного кодекса. Да, действительно, очень долго поставщики электроэнергии сохраняли эти прямые договоры, потому что понимали, что жители за электроэнергию будут платить лучше, чем за все остальное. Потому что электричество можно отключить и без него невозможно ничего практически в нашей бытовой жизни. Ну а потом с появлением ОДН и всевозможных общедомовых приборов учета, естественно, они подстраховались дополнительно. Кто же их лоббирует, всем же это известно.

- У нас последний телефонный звонок. Здравствуйте, вы в эфире.

- Здравствуйте. У меня в «новогоровской» квитанции стоит еще почему-то куб воды горячей из ОДН!?

Ольга Колоколова: Все очень просто. Если у вас два прибора учета и две входящих трубы – холодная и горячая, то, естественно, что эти приборы учета у вас считают только кубометры. Естественно, «новогоровская» квитанция включает воду холодную, и воду, которая пошла на горячую воду, которая холодная. А вот нагрев у вас в квитанции либо УК, либо ресурсоснабжающей организации, которая предоставляет тепло. Естественно, все кубы и ОДН начисляет «Новогор».

- То есть в начале перед тем как стать горячей водой, это была холодная вода, а потом в бойлерной нагрели, и она стала горячей. Мы на этом прощаемся, оставайтесь на 91,2 FM, мы встретимся с вами в этом составе через две недели. Всего доброго! Спасибо вам!

Ольга Колоколова: До свидания!


Обсуждение
4343
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.