Верхний баннер
13:51 | СРЕДА | 24 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:51, 15 февраля 2016
Автор: Ирина Колущинская

«Выбор избирателей в РФ преимущественно и в основном персонифицирован. Вне зависимости от масштаба выборов люди ищут фигуру», – Юрий Исаев, политолог

«Выбор избирателей в РФ преимущественно и в основном персонифицирован. Вне зависимости от масштаба выборов люди ищут фигуру», – Юрий Исаев, политолог
«Выбор избирателей в РФ преимущественно и в основном персонифицирован. Вне зависимости от масштаба выборов люди ищут фигуру», – Юрий Исаев, политолог
- Добрый день, Пермь! Я Ирина Колущинская. У меня в гостях политолог, кандидат социологических наук, господин Юрий Исаев, чему я очень рада.

- Да, добрый день, уважаемые радиослушатели, добрый день! Ирина, очень рад, что пригласили. Спасибо!

- Ну только что мы пришли сюда и только что мы выяснили, что оказывается теперь не радио, но и телевизор.

- Я до сих пор, находясь в студии, этого не ощущаю, не вижу. Но я вроде как на радио.

- Трансляция идет на сайт картинкой.

- Прекрасно.

- Предупреждать надо. Значит, у нас очень важная задача. Мы будем говорить о выборах. Но дело в том, что они уже стартанули, несмотря на то, что еще только летом объявят начало этой компании. И поэтому, конечно, хотелось бы подумать, поговорить о той необыкновенно яркой и очень информативной пресс-конференции, которая вдруг организовала «Справедливая Россия». И замечательная пресс-конференция была вчера в ОНФ. Там просто безобразная история с материнским капиталом. Это все очень интересно, но начались выборы. Говорить о том, как работает «Справедливая Россия», чем занимаются коммунисты – мы не можем, потому что не можем. Вот в этой связи давайте будем говорить о выборах без партий и без кандидатов.

- Непростая задача.

- Чем отличается сегодняшний электоральный цикл? Что это за такие выборы? Как они вообще называются, чтобы так было наслоено. Как называется вообще?

- Политическая ситуация в стране в целом, в Пермском крае, в частности, она определяется той ситуацией, немножко казенно скажу, социально экономически и политически, которая сложилась как внутри России, так и за пределами России. Этот фон напряженный во всех отношениях. В конечном выходе этот фон выходит на тот глубокий социально психологический стресс, который переживает населения. Вот на фоне этого стресса и будут происходить все события. Этот стресс будет для кого-то подспорьем для населения всей России, для кого-то он будет тем, не знаю, дамокловым мечом, от которого та или иная политическая партия, если не погибнет, то серьезно пострадает. Поэтому социальный стресс сегодня в обществе – колоссальный механизм, который сложно и трудно управляем, и тот, кто понимает его, тот, кто сможет управлять процессом формирования и направлением этого стресса, тот будет держать победу. Вот и все. Все очень просто.

- Но ведь при этом то, что на нашем языке называется большая матрешка – это выборы в Госдуму. В законодательное собрание и в Перми в городскую Думу. Я не помню таковых выборов, чтобы такое было настроение?

- Вы имеете в виду настроения избирателей?

- Нет. Я говорю по поводу того, что много выборов одновременно. И вот, сколько получается в Перми мандатов. Приходит Марья Ивановна на избирательную кампанию на участок. Дают ей красивые с водяными знаками бумаги, разноцветные.

- Да, практика была заложена в России, когда для разного уровня выборов, проходящих в один день, бюллетени печатались разного цвета. Я думаю, что так будет нынче, в 2016 году, чтобы люди не запутались и понимали. Поэтому такие бюллетени в виде цветных документов будут выдаваться.

- Сколько штук.

- Но ситуация, я уверен, в разном количестве соотношений для избирательных городов, разных районов Пермского края. Если говорить, например, о городе Перми, то в Перми будет 6 бюллетеней. Два получат по Госдуме, по одномандатникам и по пропорциональным спискам, два по законодательным собраниям и два по городской Думе. Потому что нынче в Перми впервые в истории города выборы проводятся по смешанной и мажоритарной пропорциональной системе. Одни также по аналогии Госдумы и государственного собрания. Один вводит бюллетень по одномандатным округам, второй по пропорциональной системе. Люди будут голосовать за партии  отдельно по одному бюллетеню. Итого будет примерно 6 бюллетеней. Итого, конечно, документы в руках, кому-то чуть повезет, у кого-то будет пять не в городе, а, к примеру, в других муниципальных образованиях. Потому что в один день законодательные и Госдуму пройдут, в местные органы и представители местного самоуправления. И где-то просто в Перми, по-моему, только, если я не ошибаюсь, только в Перми выборы по смежной системе. А другие муниципальные образования, где выборы пройдут в этот день, выборы будут только по одномандатным округам местного представительства самоуправления. Поэтому это 5 бюллетеней. Но это все равно много и люди к этому не привыкли.

- В Чайковском там, значит, выборы земского собрания получается, что 2 бюллетеня, значит, госдумовских, 2 ЗСовских и 1 бюллетень в ЗС района. В Чусовом, однако, тоже 6, потому что там еще до кучи и городская Дума.

- Ну то есть мы имеем с вами цифру – 5,6. Она будет гуляющая такая по краю. Но это много.

- Марья Ивановна с ума сойдет.

- Я скажу, вы знаете что, я как бы не спорю с вами. Просто напоминаю, в том числе нашим радиослушателям, о нашем прошлом недалеком. Мы уже имели выборы, где было много бюллетеней. Это было все. Помните, у нас выборы когда-то совмещенные с Госдумой не совпадали, но было и 3 и 4 бюллетеня. Эта история была, поэтому будет 5 или 6. Согласен, чуть больше, но это было у нас такое уже.

- Так, чтобы в Перми Госдума, ЗС и Гордума не было никогда.

- Нет, в таком массиве одновременно – такого нет, конечно.

- Ну так вот вопрос. А может быть это все дело закончится голосованием метода тыка?

- Нет, всегда в таком массиве документов дается человеку, который приходит голосовать, не всегда политическими партиями проводится большая работа и разъясняют избирателям комиссии разного уровня – конечно, людям тяжело ориентироваться, и чем выше у человека возраст, чем он старше – сложнее принимать решение. Вот для этих целей политические партии и занимаются технологиями, чтобы акцентировать внимание на статусе, на имидже своей партии, на людях, которые ее представляют. Это касается, в том числе, и одномандатников. Они тоже выделяются как личности, несмотря на то, что они были выдвинуты либо от партии, либо независимые самодвиженцы. Поэтому акцент касается избирательных технологий и ответственности тех политических игроков, авторов, которые выдвигают кандидаты на выборы. Это работа не государства, не избирательной комиссии. Поэтому ответственность целиком на них, и они это понимают, я надеюсь, все. Обычная история. Надеюсь, что все понимают, и ради такой самопрезентации люди будут работать. Как сделать так, чтобы я выделился, чтобы меня запомнили вот на этом большом месте, документе и в огромном месте информации, о котором пока что с вами не говорили. Вот так вот.

- Предположим, мы с вами руководим скромной кампанией по выборам одномандатника в законодательном собрании, да? Вот у нас есть Иван Петров и работа моего штаба и вашего будет заточена только на этого человека и только на это имя. И мне будет вообще наплевать, какой там гос…, какой не Дума, какой ли, сякой ли – мне все равно. Поэтому я, значит, буду дрессировать штаб: технологи, полевики, бригадиров – чтобы они вообще фамилии другие не произносили, так? Возьмем округ в 70 тысяч, средний. Хочешь, не хочешь – минимальное количество агитаторов, одномандатный округ без поля не бывает однозначно. Это Госдума, которая там по-разному может быть, да? 70 тысяч на ЗС или там 30 тем более в городе. Все равно это поле – так? Полтораста человек минимум на поле. Вообще-то говоря, это, как правило, до 200, потому что там очень много частного жилья.

- Большие расстояния.

- Да, большие расстояния и так далее. Ничем я не буду заниматься, кроме моего драгоценного заказчика – Ивана Петрова.

- Правильно говорите, конечно. Для него это главная задача. Личная встреча ему и доверенным лицам, работа поля агитационных структур, основа основ.

- Если Иван Петров не дурак, он пойдет избираться от какой-нибудь партии. Потому что учесть одномандатников-самовыдвиженцев, скорее всего, будет печальная. Вычистят, даже не вопрос. А дальше будет вопрос. Предположим, я веду одномандатника от партии, и ко мне приезжает штаб большой. Вот, предположим, что это с вами. Я приезжаю из центрального штаба и говорю: «Слушайте, вот вашим Иваном Петровом, в вашей компании нужно сделать то-то и то-то, потому что он от такой-то партии и нужно партию поднимать. Что вы будете делать?».

- В том случае, когда человек выдвинут от партии, ситуация, она достаточно часто будет встречаться в Пермском крае. И, конечно, кандидат, который выдвигается от партии, он имеет колоссальные преференции. Особенно от той партии, которая является парламентской.  В стране у нас 24. Если мы говорим только о них, то человек, выданный любой парламентской партии, не собирает бонусы, какой-то колоссальный бонус стартовый. Конечно, он чувствует себя более уверенно. То есть, как показывает административная практика, судебная, таких кандидатов, как правило, сложнее снять по разным причинам. Поэтому, конечно, он будет себя чувствовать более уверенней. Его экономят, он получает условия для старта – более ранний, он более подготовлен в этом смысле. То есть если он учитывает этот фактор, что его не на подпись собирать. Риски минимизирует для себя. Поэтому в этой связи, что ваш вопрос, он достаточно такой объемный. То есть мы сейчас сразу выйдем на собственную технологию с таким кандидатом, который выдвинут от партии по одномандатному округу. Вы это имеете в виду, насколько я понимаю, да?

- Нет.

- Тогда конкретизируйте.

- Спасибо за вот эту ремарку. Я имею в виду вот что: вы ведете одномандатника, выдвинутого парламентской партией. И рейтинг вашего кандидата, мягко говоря, повыше, чем партии.

- Это бывает часто. Случается.

- И вот я приезжаю из этого партийного штаба и говорю – подтяни партию. И что ты будешь делать?

- Это объяснимое желание. Бывает и наоборот, когда рейтинг партии выше, чем рейтинг кандидата. Часто бывает у неизвестных людей, и так далее. Ну что делать, ситуации бывают самые разные. Все зависит от местной специфики, где мы с вами находимся, в каком округе мы пребываем. Поэтому в том случае, где рейтинг кандидата выше рейтинга партии, если это случается, то в любом случае первое, я как социолог знаю, что нет прямой зависимости положительной, как социологи говорят – корреляции, да? Нет прямой зависимости между рейтингом кандидата и рейтинга партии. Партия может тянут человека обратно из той ямы, из которой не выберется. Поэтому надо все взвешивать. По этому опыту работы мы знаем. Не только в Пермском крае, но и на территории Российской Федерации, что если рейтинг партии – вещь неподъемная, а это бывает, специфики местной тоже предостаточно. Кандидат выдвинут от партии, который облегчил таким выдвижением стартовые условия. Еще раз говорю. Если это парламентская партия, ему чрезвычайно легко это сделать, он про партию не говорит. Он выдвигается от нее, партия его выдвинула. С моральной точки зрения это, конечно, не очень чисто и честно, но с точки зрения технологической такой кандидат обычно не говорит про партию. Раз она слаба, он может ее подтянуть и есть риски, либо риски электоральные в том смысле, что люди эту партию могут в определенной территории не принимать и такой кандидат со своим штабом часто решают: «Да не будем мы партию подтягивать никуда, мы работаем на одномандатника из партии, дай бог, он изберется». Потом он входит в состав депутатской группы или фракции, если таковая есть по закону. Это вопрос тактики, кто как заходит в органы власти. Поднимают партию или вообще ничего не говорят. Это бывает, это ситуация частая.

- В этой ситуации региональные… То есть окружные штабы – это серьезные ребята. И заставить их работать на партию, если она потащит вниз кандидата, никогда невозможно сделать.

- Это, возможно, условия разные в разной территории. Это возможно все, и это необходимо иногда бывает даже.

- Минуточку. Сейчас у нас реклама, а потом я не соглашусь с вами.

- Вот вы говорите, что бывает по-другому. И большой партийный штаб может повлиять так, сяк, десятый, или это во благо, да? Я извиняюсь, а платить это кто будет?

- В ходе избирательной компании. Если мы говорим о том, что компания будет объявлена официально на уровне Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Соответственно, законодательное собрание Пермского края избирательной комиссии и так далее, соответствующая своему уровню выборов – определять будут избирательные фонды, и фонды эти будут наполняться. Поэтому…

- Дело все в том, что мы ведем одномандатные округи. У нас есть смета, у нас есть бюджет. Сейчас вообще очень смешная история с этим бюджетом. Но ко мне приходит большой начальник, и говорит: «Ирина Владимировна, будьте любезны, господин Исаев в рамках вашей одномандатной компании, вы должны сделать вот это, вот это и вот это, потому что так надо». И мы задаем вопрос: на какой бюджет? У меня в смете этих мероприятий нет. Этих затрат у меня нет. Кто это будет платить?

- Нет, ну если человек выдвинут от партии, он обязан основные идеологемы, партийные клише, партии… Это важный момент.

- А мероприятия?

- Все это совместимо. Партии могут проводить как свои мероприятия, как вот вы хорошо сегодня провели сравнения с матрешкой. Это два в одном, если хотите, то семь может быть в одном. То есть, когда кандидат проводит свою избирательную кампанию, одновременно агитируя за партию, проводя совмещенные мероприятия. Поэтому это минимизирует общие затраты на партию, так и одномандатники. Причем работает один. Он работает на партию, а партия работает на него. Мы только что говорили с вами о рейтинге и о слагаемых разных авторитетов, которые могут работать на кандидата. Он и его доверенные лица поднимают таким образом имидж партии. И, наоборот, партийный имидж, бренд партии может работать как на кандидата. То есть, это возрастной механизм. Поэтому за счет одних и тех же мероприятий можно решать две задачи, в том числе, так бывает часто и это хорошо. Мы поэтому, когда на выборах работаем, это партийные списки или кандидаты партии, мы этот фактор именно учитываем. Мы делаем так, чтобы партия воспринималась органично в лице кандидата и органично работала на партию. Чтобы люди говорили: «О, это одно целое». И человека этого надо поддерживать, Потому что партия имеет отношение. И это действительно эффективный политический механизм. И надо поддерживать одномандатника, потому что он достойно представляет свою организацию партийную. Поэтому, я думаю, что в этом ничего страшного нет.

- Я посмотрела социологию. Значит, 16-18 процентов населения хотело бы, чтобы кандидат был представителем какой-то партии. Приблизительно 12-14 процентам населению хочется, чтобы кандидат был независимым, беспартийным. А вот всем остальным это абсолютно до лампочки, им абсолютно безразлично, представляет партию какую-то человек, выдвинут из партии. Электорату ведь до лампочки все это. Я вот думаю, что вот эти разговоры про партийную кампанию – это, конечно, очень красиво и демократично, но Марье Ивановне это до лампочки.

- Выбор избирателей в Российской Федерации преимущественно и в основном, он персонифицирован. Вне зависимости от масштаба выборов люди ищут фигуру. Это важный момент, это специфика современной России. И вот мы внимательно изучаем электоральную типологию, так называемую. То есть, как люди голосуют не только на территории Пермского края, а по всей Российской Федерации. Более того, мы занимаемся этим вопросом углубленно. Я и мои коллеги социологи, кто это дело ведут, при этом занимаемся за рубежом, обращу внимание. Электоральная типология, способы, картина голосования – она сложилась в разных регионах России, в целом по России и в Пермском крае тоже она своя, она имеет свою природу, ее перетекание, картинка. Мы ее хорошо понимаем. Поэтому, тем не менее, люди… Это я сейчас говорю о партийном голосовании. Тем не менее, в рамках партийного голосования – преимущество. В основном, люди голосуют не за идеологию, а за персоны. Они ориентируются на персон. Многие партии, работая с партийными списками у себя в территории, когда люди голосуют. К примеру, выборы будут в Пермском крае, по территории Пермского края, законодательного собрания. Жители города Юго-Камского будут голосовать по партийному списку, например, за партии, они у себя найдут из бюллетеней законодательного Пермского края. И, например, любая партия – она будет стремиться в список поставить честного человека. Из Соликамска, а округ охватывает не только Соликамск, но и другие территории. Также туда поставить человека вторым в список. Чтобы люди, которые будут получать бюллетени за партии в тех регионах, видели свои персоны, своих людей, с их территории, это важно, партии это учитывают. Это еще раз говорит о том, в поддержку с нашей с вами версии о том, что как бы люди даже не голосовали за партию, они все равно на персону ориентируются. Разные способы. Ориентации на персону, местные на персону. Известной партии, партии выбирают людей местных и ставят их в список, чтобы их узнавали. И это способствует во многом в поддержке за ту или иную партию. Это такая, я бы сказал, аксиома, что ли. Все студенты об этом знают, но мы не пользуемся, потому что мы когда-то сами начинала. Без этого нельзя.

- Удивительная страна. Посмотрите, какая штука. Вот, предположим на округе есть референтные симпатичные люди, хорошо известные и человек, который сроду никуда не выбирался. Мы проводим социологию и видим, что товарища знают больше половины и, что называется, коэффициент 0,5, который голосует. И дальше очень смешно. Это вот не то, что он смотрит, от какой партии выбраться. Можно… он может сидеть и говорить: товарищи-партии, на кастинг, пожалуйста. Это я буду выбирать, от какой партии я буду выбираться.

- Ну, я думаю, таких людей у нас не так много в Пермском крае. Даже на местных выборах. Может, я заблуждаюсь. Это тоже нормально.

- То есть это какая-то игра в партии. Похоже очень на то. И вот в этом драматическом моменте у нас новости. Может что-то случилось хорошее. Я вам должна сказать, что я знаю ну, по крайней мере, до десятка человек, которые имеют бюджет, имеют команды и которые сейчас и думают, от какой партии идти на выборы. Потому что вы совершенно правы. Этот сбор, пусть и немного подписей – это такая головная боль. Но ведь сейчас, наверное, на отрицании выбираться как-то более электорально. Да ведь население в более сложной ситуации. По социологии социальные ожидания, ощущения в каком состоянии находятся? Что сейчас самое главное? Самые большие тревоги.

- Самые большие тревоги, они ведь те же, которые были много лет подряд. В динамике, в режиме мониторинга, если посмотреть. Там выселение происходит в отношении определенных позиций с точки зрения ожидания людей. А так главная проблема сегодня – рост цен у людей. Конечно, ценами обеспокоены, потому что резко сократилась возможность у людей выехать за пределы… я уже не говорю за границу. За пределы Пермского края. У нас порядка 15-ти процентов людей в среднем за последние 10 лет переезжают вообще куда-либо из Пермского края. Жители Пермского края живут на даче, в основном. И когда я вот в силу своей производственной жизненной необходимости часто летаю и тоже складываюсь с впечатлением, что у нас все летают. На самом деле, нет, я здраво к этому отношусь. Все данные показывают исследования – люди мало перемещаются. Если у нас в летнее время город Пермь – 500 тысяч человек, полгорода сидит за пределами, находится в ближайших районах, Пермский район, Добрянский, и так далее, это, в принципе, характерно для жителей всего Пермского края. Люди мало перемещаются и чем дороже, тем тяжелее жить. Это главная проблема – рост цен и отсутствие свободы перемещения это, конечно, людей сковывает очень сильно. Это формирует стресс.

- Все правильно, но дело все в том, что порядка более 30-ти процентов говорят о том, что денег не каждый месяц хватит только на еду. Какая тут политика?

- Это и формирует протест. То есть ситуация, она на сегодняшний день лучше не становится в экономическом плане, поэтому это формирует протест и протестные сегодня настроения, они в легкой форме загнаны внутрь. И это говорит еще о том, что большое количество людей сегодня, которые не определились с тем, пойдут ли на выборы они вообще в конце этого года – для людей это очень большой срок, а на фоне таких тревожных ожиданий, высокой социальной напряженности, для людей тем более вопрос: идти или не идти, он сегодня вообще не стоит. Люди выжидают, поэтому формируют как раз ту зону, в которой неприятие выборов как таковых вообще чрезвычайно высоко. Поэтому риски того, что люди могут не прийти, в большом количестве они остаются. Будет протест внутри политических партий и за пределами политических партий среди неопределившихся. И будет протест среди тех, кто не придет. Так называемые абсентеисты.

- И в то же время голосуют все-таки не против кого-то, а за что-то.

- Но это не так, я не соглашусь с вами. Извините, что вас перебиваю, но…

- Думаете?

- Да, я думаю, что это так, потому что раньше была голова против всех. Люди приходили и голосовали против всех. Поэтому в протест уходят другие формы. Есть по итогам 2011 года, ярко очень проявилась, особенно в Перми, где протестный электорат голосовал против одной из партии и за другую партию. Потому что он против той партии. Выразить все никак не может, люди шли им на зло и мстили просто. Это массовое явление было, зафиксировано неоднократно многими исследованиями. То есть протест приходит. Кто-то не идет вообще. Это одна форма протеста, я не буду оговаривать еще раз. А другая часть людей придет голосовать против чего-то, она придет за другую партию и против чего-то. Это все разные слои, как слоенный пирожок, разные слои протестных групп. И эти люди себя таким образом проявляют. Ничего феноменального нет. Это явление, которое не раз…

- То есть вы считаете, что явка все-таки будет.

- Я думаю, что все-таки с учетом федерального масштаба выборов и многих выборов, та матрешка, которая вы сказали, я думаю, что в пределах 50-ти процентов.

- Все-таки будет?

- Думаю, что да. 50 где-то будет. А в городе будет меньше Перми, протест высокий. В целом, я думаю в пределах 50-ти, я думаю, гулять будет цифра. В пределах этого.

- Теперь по поводу денег. Значит, у нас два закона. Один по выборам законодательного собрания, второй по выборам Гордумы. Федеральный закон – там будут серьезные изменения, непонятно, потому что пока сейчас избирательный фонд в городе Перми на 30 тысяч избирателей 2 миллиона рублей. В законодательном собрании на 70 тысяч 4 миллиона. Дальше избирательные объединения, партия – на выборах законодательного собрания, в крае, по краю 120 миллионов. А вот выборы по спискам в городе Перми – 5 миллионов. Это как может быть?

- Ну что же, деньги всегда волновали человека, особенно их количество.

- Да нет. 120 – приличные деньги. Но у нас в городе живет треть избирателей. Как можно по законодательному собранию 120, а в треть в Гордуму за 5 миллионов. Это что-то кто-то накрутил?

- Смотрите, я не буду цифр касаться. Не потому что я не хочу отвечать на ваш вопрос, нет. Я сейчас отвечу на него с радостью. Просто я о самом подходе, о принципе расскажу. Я сколько помню, на территории Пермского края тоже в свое время я очень активно принимал участие в подготовке избирательного законодательства, особенно в 90-е годы. Всегда была одна большая проблема, что формальные фонды, которые определены законодательством, избирательные фонды, они всегда, как бы их не хватало, их всегда не хватало, и депутаты законодательного собрания, тоже еще в 90-е годы, их добавили. Это же нелегально, чтобы в большой фон.... Раньше была другая идеология, она была больше советская и в 90-е годы она попадала в советские лейтмотивы. Старались подтянуть как можно больше людей на выборы. Это считалось ценностью. И это было очень важно. Я утверждаю это, это считалось ценностью, чтобы на выборы шли люди, которые не обладают большими финансовыми ресурсами, и они могут вписаться в маленький неизбирательный фонд. Был такой подход. Сейчас мотивы…

- Если ты такой умный, почему ты такой бедный.

- Да, глобальные мотивы сейчас не очень понятны, хотя, на мой взгляд, фондов тоже часто не хватает по размеру, и тут выкручиваются все кандидаты и партии как могут. А как они могут – это, как говорится, тут предмет другой беседы. Кто как может, тот так и выкручивается. Поэтому, да, денег не хватает на выборы всегда.

- Понимаете, в чем дело, денег всегда хватает. Понимаете, мы ездим, мы говорим, мы хотим, чтобы выборы честные. Не могут у нас быть честными по простой причине, потому что вранье изначальное. Чего смеяться. Два миллиона рублей в городе Перми на мандат Гордумы, ну мы же понимаем, что это непредвиденный бюджет. Законодатель прекрасно понимает, что все участники избирательного процесса будут лгать, и будут нарушать закон и финансовую дисциплину. Зачем?

- Вот я на этих выборах, радиослушатели сейчас слышат и граждане, которые не являются сотрудниками государственных структур, прокуратура, полиция, надзорные всякие структуры, избирательные комиссии, депутаты – все нас слышат. И над этим вопросом надо активно дискутировать. Очень активно, важно, потому что определить потолок этого фонда или минимальную наполняемость фонда – всегда вопрос был, остается с учетом инфляции. Просто беда, поэтому вопрос всегда будет. То, что вы все меня выводите на эту тему, что где-то ходит, гуляет, наверное, черные или серые деньги.

- Почему где-то? Мы прекрасно понимаем, где они.

- Вы ведете меня этой дорогой, чтобы я рассказал, что, как и где происходит.

- Ну вы же политтехнолог. Вы же знаете, что 2 миллиона – это мало. Где держим 6 оставшихся. Где деньги?

- Я уверен и знаю, просто не являюсь членом избирательной комиссии и никогда им не являлся. Есть группы, которые занимаются контролем, в том числе и финансами. Это большая ответственность. Я думаю, что ее нужно усилить и смотреть. Как же все финансируется, и с каких источников. Обычно эта работа ведется, о степени интенсивности по-разному нужно относиться. Ну эту работу ведут. Не хватает денег. Я еще раз говорю. Денег не хватает всегда. Бывают схемы, которые, может быть, не совсем приемлемые. Но за этим государство должно смотреть. У него для этого силы, руки, голова, мозги. У кого-то погоны. Они должны этим заниматься. Поэтому я скажу, что это большая проблема.

- А не надо погон никаких. Давайте честно скажем. Если человек идет на выборы и масса людей готовы вложить свои деньги для того, чтобы он стал депутатом, так? Это не покупка, это поддержка. Хорошей головы, хорошего образования, референдума, в хорошем смысле слова человека.  Вот очень хочется, чтобы вранье на выборах закончилась.

- Тогда фонды законодательные все как гипотетическая ситуация – обнулить и все, чтобы без фондов ходили себе бесплатно. Тогда выигрывают честные, красивые, умные, с одним рублем затрат и скажут: «Это те, кто нам нужны». Вот так вот. На это и на это по честному сдай отчет и объясни, что ты участвуешь на выборах, пользуешься деньгами, которые уже прошли налогообложение. Это чистые белые деньги. И давайте перестанем врать, потому, что, во-первых, ну какие погоны, я вас умоляю. Ну о чем мы говорим. Да Марья Ивановна возьмет свою печенюшку и попробует, пытая не скажет, что эта взятка. Таким образом, мы коррумпируем все население вместо того, чтобы по честному все сделать. Ну, это ведь хорошо. Я ведь думаю, что с этого раза не получится. Но, во всяком случае, я думаю, что ваше поколение, наверное, доживет до этого времени, и мы на выборах не будем врать. И будет нам счастье.

- Я думаю, да, мне сейчас 46 лет и я думаю, наверное, я надеюсь. Занимаясь спортом и ведя здоровый образ жизни, я до чего-то радужного доживу, о чем вы говорите.

- У нас эфир закончился. Большое спасибо! С этой верой в будущее, в честности выборов мы расстаемся и, конечно, очень скоро я вас приглашу, потому что процесс идет. Вообще, это социально симпатичное занятие. Столько людей деньги будут получать. Причем, электорат. Это хорошо. Спасибо, дорогой! Всего доброго!

- Спасибо, до свидания!


Обсуждение
3029
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.