Верхний баннер
04:52 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:59, 16 февраля 2016

«Я думаю, что будет достаточно весело и зажигательно, особенно в Перми, где три кампании», – политолог Виталий Ковин о предстоящих выборах

«Я думаю, что будет достаточно весело и зажигательно, особенно в Перми, где три кампании», – политолог Виталий Ковин о предстоящих выборах
«Я думаю, что будет достаточно весело и зажигательно, особенно в Перми, где три кампании», – политолог Виталий Ковин о предстоящих выборах
- Начинается программа «Особое мнение» на «Эхе Перми», меня зовут Артем Жаворонков, Мария Зуева за звукорежиссерским пультом. И сегодня свое особое мнение, в большей части по политическим вопросам, так мы договорились в начале, представит Виталий Ковин, старший научный сотрудник отдела по исследованию политических институтов и процессов Пермского научного центра. Виталий Сергеевич, здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Выборы нынешнего года, говорят, станут в какой-то степени маркером всего происходящего в стране на протяжении последних лет 15-ти, при этом есть убеждение, что далеко не единообразную картину мы можем или вправе ждать по части того, как будут развиваться события на выборах в те или иные органы власти, того или иного уровня.

- Да.

- Скажем, городская Дума абсолютно неинтересна избирателям, Государственная дума интересна в большей степени, чем Законодательное собрание. Вот это ранжирование законодательных органов власти различного уровня и определяет накал страстей, хотя сейчас объективно видим, что никакого накала-то нет. С кем из политтехнологов не удавалось говорить, никто не говорит, что у нас выборы на носу, говорят, что болото и тихо все. С чем это может быть связано?

- Ну я, во-первых, не соглашусь, что выборы показательны для 15-ти лет, вот мне кажется, тут несколько преувеличение все-таки, ну лет 5-7, по крайней мере то, что произошло там в 11-12 году, все эти собственно последствия тогда тех федеральных выборов, вернее, результаты тех федеральных выборов и их последствия вот сейчас мы будем подводить, на самом деле, этого 5-летия. Потом я не соглашусь с тем, что есть такое четкое ранжирование в головах избирателей и политтехнологов по поводу вот этих трех избирательных кампаний, которые у нас будут в Перми – Государственная дума, Законодательное собрание и городская Дума, мне кажется, что в той или иной степени интересные вещи, эти выборы, вернее, все три, и более того, скажем, наибольшая интрига, на мой взгляд, на сейчас и на сегодняшний момент, она даже касается не Государственной думы, по большому счету, вот выборы в Государственную думу сейчас мало что определяют для жителей Пермского края, вот, т.е. мы видим, как мы, условно говоря, пермское сообщество, пермский бизнес, пермские элиты вообще мало на что можем на федеральном уровне повлиять.

- А вообще кто-то из регионов может?

- Есть регионы, безусловно, которые влияют очень сильно.

- За пределами Садового кольца, ну не Москва и Московская область или Санкт-Петербург.

- Да, конечно, да, да, и Санкт-Петербург, и кавказские регионы, посмотрите, там Чечня в последнее время особенно, без нее уже вообще ничего не делается у нас в стране, так, ну и Татарстан, и Дальний Восток вполне себе способны привлекать пристально внимание федерального центра и получать за счет этого соответствующие дивиденды. Мы на это неспособны, надо признать, поэтому...

- Это хорошо или плохо, по-вашему-то, пока не ушли далеко от темы?

- Ну, опять же, смотря из каких позиций, из каких целей смотреть, прошу прощения, значит, на это дело, если как бы исходить из того, что не очень хотелось бы на себя привлекать какое-то там федеральное внимание, чтобы здесь процессы каким-то образом контролировались, в ручном управлении все это осуществлялось, ну может быть и хорошо, Бог с ним, что нас так особо не замечают, и, значит, наши представители особо на федеральном уровне не светятся.

- А значит ли это, что по-тихому здесь можно что-то такое делать или ничего не делать вообще?

- Можно, можно, по-тихому можно, в тихом омуте, как известно, черти водятся, вот, т.е., соответственно, чем меньше внимания, тем меньше контроля, тем больше возможности что-либо там реализовывать в своих целях и интересах. Я думаю, что все, кто следят за тем, что происходит в Пермском крае, это прекрасно понимают и чувствуют. С другой стороны, понимая, в каких мы сложных экономических ситуациях сейчас оказались все, естественно, что лишние ресурсы, привлеченные из федерального центра, за счет федерального центра никому не помешают. И, кстати, если посмотреть тпоследние, ну скажем так, сценарии, анализы и будущего, ближайшего развития в условиях кризиса, то в основном там крупнейшие специалисты, экономисты и сходятся в том, что в общем регионы каждый будет выживать в силу своих сил, мер и возможностей, так, т.е. соответственно...  

- Каждый сам за себя пойдет?

- Ну в определенной степени да, вот, соответственно, дифференциация между регионами, вот это вот пресловутое выравнивание, которым занимались последние 10 лет, оно уже, в общем, про него все забудут, оно уже будет никому не нужно, потому что нечем выравнивать, соответственно, нужно опираться на свои силы, ресурсы, на свои возможности, в том числе и возможности лоббистские, соответственно, в этой ситуации отсутствия сильных пермских игроков на федеральном уровне, в общем, пользы особой не принесет.

- Как это отсутствие? Вот посмотрите, Юрий Петрович Трутнев.

- Юрий Петрович Дальним Востоком занят, и дай Бог ему там с этим делом справиться, , поэтому я не думаю, что у него есть возможности каким-то образом вообще существенно по-прежнему влиять на те процессы, которые происходят в Пермском крае… это такой, Юрий Петрович, надо понимать, это безусловно замечательный человек.

- Но уже давным-давно оторвавшийся от Пермского края?

- Это некая легенда Пермского края, вот я предлагаю к этому относиться так, вот мы живем уже реально в посттрутневской политике, , ну да, можно о нем периодически вспоминать, иногда на какие-то вещи там...

- Плакать.

- Да, приглашать, к нему пенять, но в общем у человека есть своей фронт работ, и опять же, обращаться к нему в этой ситуации – это в общем показывать собственную несостоятельность.

- Ну а Кузяев, например?

- Ну нет, хорошо бы, чтобы эти люди, и Кузяев иже с ними каким-то образом, ну я не знаю, хорошо, не хорошо, но тут по-разному можно смотреть, ну в общем-то от таких людей хотелось бы большей публичной активности на территории Пермского края.

- Нынешние тогда представители власти, исполнительной в частности, неужели не способны каким-то образом лоббировать интересы нашего региона?

- Нет, ну в меру своих сил и способностей.

- Там можно персонализировать, ведь средства массовой информации рассказали, что Олег Демченко за пределы Пермского края, отправившись в Москву представлять интересы нашего региона, он способен на то, чтобы адекватно их там представлять?

- Вы знаете, беда нашей политики в последнее время в том, что те фигуры, которые вы называете, да, и там другие можно называть, о них могут судить те люди, которые с этими людьми находятся в очень тесных и близких контактах, я в таких контактах не нахожусь, и вообще мало кто находится с этими людьми в очень тесных и близких контактах, имею в виду из публичных фигур, так, т.е. мы вообще мало знаем, так сказать, в публичном пространстве, кто, как и чем в нашем правительстве и в руководстве вокруг губернатора занимается и кто на что способен, т.е. в отличие от предыдущих...

- А это проблема?

- В этом проблема, конечно, политика – это публичное дело, в значительно степени, не максимально, конечно, но чем больше публичности в политике, с точки зрения, тем лучше. У нас, к сожалению, за последние 5 лет, ну, не 5 – меньше, этой публичности становится все меньше и меньше.

- А с чем это связано, как вы думаете?

- Ну это стиль руководства такой.

- Но он отвечает потребностям и вызовам, которые идут снизу из региона, из ситуации, которая вокруг создалась?

- С моей точки зрения, нет, потому что это как бы общее, понимаете, мы не можем жить вот в нашем пермском болоте как бы изолированно от всего остального окружающего мира. Знаете, можно конечно как бы вот закрыться, замкнуться, все проекты с внешним миром свернуть и как-то этим успокоиться, ну и так и будем тогда в этой непонятной жиже барахтаться, опять же, в условиях кризиса надо понимать,  что придется выживать тогда исключительно за свои собственные ресурсы, и кто к нам, в условно «болото», придет, кому вот это надо все это дело разгребать?

- Возвращаясь к вопросу, с которого начали, о невысоком интересе. Это не мое личное мнение. Мнение целого ряда экспертов, которое попадалось в тех или иных изданиях или высказано, например, в социальной сети, но ведь и там, почему я и сказал о том, что невысокий интерес, много дискредитировано сегодня, например, пресловутые выборы в Городскую думу, когда мы отказались от одномандатных округов, и сейчас...

- Мы не отказались, это нас заставили отказаться.

- Хорошо, нас заставили отказаться, к этому я и веду, это тоже следствие стиля руководства сегодняшнего, или это опять же какими-то объективными причинами вызвано?

- Нет, никаких объективных причин нет, более того, Конституционный суд 1 декабря 2015 года в своем постановлении утвердил, что нет никаких конституционных причин для отмены прямых выборов глав, по крайней мере на уровне сельских и городских поселений. В этом постановлении очень четком зафиксировано, о чем мы кстати вчера на коалиции публично еще раз обратили внимание и заявили, просто тоже очень характерные вещи, я обращаю внимание, что вот после того, как это постановление было 1 декабря принято 15-го года, т.е. сколько уже прошло – 2,5 месяца, да, значит, ну, я перечислю: Челябинская область, Омская, Новосибирская, Курганская область, Оренбургская область – там уже созданы рабочие группы, внесены где-то уже законопроекты, которые возвращают прямые выборы глав сельских и городских поселений. Вы что-нибудь слышали вот про эту тему у нас в Перми?

- Абсолютное молчание.

- Нет, абсолютное молчание. Почему? При этом ведь я уверен, что все, от кого зависит исполнение этого решения, об этом прекрасно знают, знает администрация губернатора, знает правовое управление Законодательного собрания, и уверен, что знает, не может не знать, это их профессиональное дело, знает Пермская краевая избирательная комиссия. Никаких телодвижений, никаких заявлений, никакой информации ни в одном из СМИ по этому поводу в течение 2,5 месяцев не прошло.

- Но ведь закручивание гаек...

- Кстати, в вашем тоже.

- По части выборов, кстати, ведь закручивание гаек – это тенденция прошлого года в большей степени, когда целый ряд глав муниципалитетов у нас избирался, и до сих пор выборы эти, предвыборные кампании идут, и комиссии утверждают.

- Идут с большими мучениями и сложностями, как мы видим, да, ведь нам это все преподносилось, что вот придут профессионалы, будет консенсус, соглашение элит, вокруг они соберутся этих глав, сити-менеджеров, и, значит, там будет эффективное руководство. Но мы же видим, что все далеко не так, что какой конкурс не возьми, если только этот регион полностью не контролируется какой очень четкой обозначенной и доминирующей элитой экономической и политической.

- Пермский район, например.

- Ну, или Пермский район, или Березники, например, взять, ну и все, там проблем нет. Как только мы получаем регион, район чуть более сложный, где несколько элитных групп – Кунгур, Краснокамск возьмите, там все сплошные бесконечные вот эти ссоры, разборы, скандалы, разборки по поводу всех этих комиссий, так вот, процессы затягиваются, бюджеты не принимаются. Кизил вот сейчас думу распускает.

- Потому что нелегитимная она, сразу 6 депутатов ее покинули.

- А они почему вышли? Потому что были не согласны с тем, кто и как назначается на эту должность. Получили мы эффективность в результате этого? Нет, не получили.

- Наоборот, усугубили?

- Получили нестабильность в этих регионах с точки зрения управления, консенсуса элит.

 - Нет, не получили.

- Это усугубляет?

- Конечно, более того, в кризисной ситуации  лица, которые приходят к власти в результате этого, приходят на фоне раскола элит и полной апатии населения, естественно, что власть этих людей, она воспринимается, так сказать, крайне неоднозначно или даже, я бы сказал, она малолегитимна, вот поэтому их решения будут постоянно, даже если они потом побеждают по конкурсу, становятся руководителями, главами соответствующего района или муниципалитета, их решения будут постоянно подвергаться сомнению.

- Ну и стопориться, соответственно?

- Конечно.

- Затягиваться.

- Конечно.

- А если посмотреть на Пермскую Городскую думу, эта история с изменением порядка выбора депутатов.

- Да.

- Я вот об этом хотел в первую очередь спросить, переход от одномандатных округов к части формирования городского парламента за счет партийных списков.

- Ну тут, как вам сказать, тоже по этому поводу я и мои коллеги высказывали достаточно однозначную позицию, причем с разных сторон, я знаю идеи «единороссов», есть противники этой системы, которая утверждает, что на муниципальном уровне вообще собственно партийных и идеологических вопросов ну практически нет, вот, поэтому давать особое представительство, привилегию партиям для попадания в муниципальный представительный орган, да, в Городскую думу, с этой точки зрения как бы нет никакого смысла, но есть другой момент, т.е. если мы вообще в принципе заинтересованы в развитии партий как институтов основных политических для развития нашей, хотелось бы надеяться, в конце концов демократической политической системы, да, то тогда нужно для этих партий и создавать как бы условия, некое пространство для деятельности, и тогда наличие партийного представительства в столице региона было бы оправдано. Но я и так понимаю, что введение этой смешанной системы, в том числе и вот этих партийных списков в Пермскую Городскую думу, было обусловлено совсем не этим, не желанием развивать партии, так, а опять же, некой мифической управляемость и эффективностью Пермской Городской думы, что мы, дескать, получим там вот...

- Консенсус и консолидацию.

- Ну да, на основе этих партийных фракций, например, кто-то так мыслил, а кто-то мыслил очень прагматично, ну потому что все политтехнологи и люди грамотные, они прекрасно знают, сколько из этих 12 партийных мест достанется «Единой России», тут к гадалке, что называется, не ходи, и сколько достанется всем остальным партиям. И в этой связи я критиковал, и другие критиковали, что эта схема, она вообще максимально коррупционна.

- Сейчас ходят слухи о том, что можно просто...

- Да, просто продаются, вот и все, понимаете, т.е. здесь ну не надо быть шибко умным политологом, чтобы понять, что там одно место гарантированное, я не знаю, КПРФ там, тому же «Яблоку» или ЛДПР, ну вот все, вся история.

- Все партии в той или иной степени отличились, начинают они предвыборную кампанию, ну давайте с «Единой России» начнем, история с праймериз, как она вам? Вообще по идее лично мне казалось, что задумка-то неплохая.

- Мне тоже казалось и кажется, что задумка неплохая, и вообще я как человек, ну скажем так, демократических либеральных взглядов, я за то, чтобы, я как бы считаю, что, скажем так, в плане общей демократии и управления государством, да, не может быть без демократии внутренней, т.е. внутри политических институтов, т.е. должны быть внутрипартийная демократия, соответственно, все вот эти вот внутренние выборы, конкурсы, похожие на настоящие выборы, да, я как бы их приветствую.

- Вы видели список вот этого самого наблюдательного совета.

- Да.

- Я с этими формулировками запутался уже, ну типа организационный какой-то комитет для проведения майских праймериз.

- Да, видел. С моей точки зрения, список странный, вот, т.е. в нем объединены чиновники и...

- Чиновников-то как раз там нет, хотя есть работники муниципальных учреждений.

- Да, там есть работники муниципальных учреждений, там есть Демкин и другие лидеры, да, и там есть общественники, вот, там представители общественной...

- Журналисты.

- Олег Русских, если я не ошибаюсь.

- Да, заместитель руководителя общественной палаты.

- Да, достаточно такая странная вещь, потому что вообще-то, давайте так, значит, речь идет о внутрипартийном деле, да, т.е. это исключительное дело «Единой России», и, соответственно, я считаю, что оно должно быть организовано за счет партийных ресурсов, за счет партийных средств и за счет партийных кадров, так, т.е. если все те люди, которые вошли с состав этого комитета, там я, честно говоря, не знаю, не разбирался, не выяснял, являются ли активными членами «Единой России» и это ли их партийное поручение.

- Но очевидно, что это не так.

- Не знаю.

- Это уже сейчас.

- Ну, может быть. Если это и было бы их партийное поручение, ради Бога, Бог с ним, без проблем, так, если это попытка привлечь к внутрипартийному собственно делу некие внешние общественные, а еще не дай Бог государственные ресурсы, ну тогда сразу возникает куча к этому вопросов, так вот, ну, во-первых, давайте вспомним, что у нас существует принцип равенства между политическим партиями, кроме «Единой России», насколько я знаю, праймериз собираются проводить и демократические партии, так называемая демкоалиция, т.е., соответственно, тогда по принципу равенства они могут претендовать ровно на те же самые общественные государственные и иные ресурсы, что и «Единая Россия». Т.е. тогда давайте будем этот принцип равенства соблюдать в полном объеме.

- Но ведь и праймериз, который собирается проводить «Единая Россия», декларировался как возможность любого человека, даже не состоящего в «Единой России», проявить себя, прийти, попроситься, да, конечно выступать потом от лица «Единой России», но, фактически, насколько понятно было из этих сообщений, вступления в партию никто от этих представителей возможных не ожидал.

- Не, ради Бога, ради Бога в плане там кандидатов, возможно даже избирателей, ну там же есть, даже если сравнивать с американской системой, там же в разных штатах по-разному, где голосуют исключительно члены партии, а где голосуют все, кто хочет. Да, соответственно, здесь пошли по максимально широкому пути, есть такая возможность, но организовывать все это дело, я считаю, партия должна исключительно за счет своих собственных ресурсов, к конце концов, ей на это выделяются государственные средства из бюджета, вот поэтому, что называется, надо посмотреть, как все это будет сделано, организовано, но попытка, значит, как бы показать, что «Единая Россия» – это некая такая общественная коалиционная какая-то широко представленная разными слоями населения политическая сила, да, вот я так понимаю, что это такая попытка выйти за сугубо свои партийные рамки. Посмотрим, как это будет.

- Не дискредитировала себя «Единая Россия, как вы думаете, на территории Пермского края, который, кстати, всегда был достаточно оппозиционен, и у нас «Единая Россия не снискала большой славы, ну как, например, СПС в свое время, ведь мы были чуть ли не вторым регионом в России по количеству тех, кто проголосовал за Союз правых сил.

- Более того, я уверен, что те люди, которые все время голосовали за Союз правых сил, они по-прежнему живы и они ждут, за кого же им проголосовать, где найдется та либеральная сила демократическая, которая их призовет за себя проголосовать. Ну а что касается «Единой России», все ведь не так как бы однозначно, ну в чем-то дискредитировала, в чем-то, наоборот, закрепила свои позиции, все-таки партия власти, уж на что ни пошло.

- Ну с учетом персоналий, которые в нее входят, тут это, наверное ,тоже имеет не последнее значение.

- Ну, кстати, обратите внимание, что персоналии-то пермские, в основном.

- Да.

- Персоналии пермские, соответственно...

- Причем были до нынешней власти.

- И сейчас, и, соответственно, претензии к «Единой России» – это претензии прямиком к пермякам.

- Вот эта вот географическая дифференциация, такое уж она имеет большое значение, какое ей сегодня придают, варяг – не варяг, это вообще принципиально? Ну вот этот вопрос я еще задам во второй части программы по поводу списка четырех, который вроде как неофициально предложил губернатор по части депутатов в Госдуму по одномандатным округам от Пермского края, но, все-таки, имеет ли значение, кто ходит в партию – пермяк он или нет? Коротко, полминуты у нас до новостей федеральных.

- Ну может тогда перерыв сделаем?

- В двух словах не ответить?

- Нет, в двух словах не ответить.

- Тогда давайте прервемся, федеральные новости на «Эхе», Виталий Ковин, старший научный сотрудник отдела по исследованию политических институтов и процессов Пермского научного центра гость программы «Особое мнение» на «Эхе», не пропустите.

 

«Особое мнение» на «Эхе» сегодня - это мнение Виталия Ковина, старшего научного сотрудника отдела по исследованию политических институтов и процессов Пермского научного центра. Мы закончили с вами, ну давайте, закончили с «Единой Россией», с их праймериз и перешли к вопросу «варяг – не варяг», и как это вообще сказывается на политическом пространстве Перми, только коротко, если можно, я понимаю, что коротко не получилось перед московскими новостями, но, тем не менее.

- Ну у меня логика какая… Смотрите, значит, если мы рассматриваем политику опять же как некий процесс конкуренции среди элит, среди элитных групп и т.д., да, то должны быть некие как бы каналы по достижению своих целей, задач, для достижения власти и т.д. Соответственно, должность главы губернатора, главы региона, вот это, условно говоря, та заветная цель, к которой местные элитные группы должны стремиться для того, чтобы реализовать свои интересы в регионе в полном объеме, так, значит, и если тебе эту цель обрезают и устанавливают, что, ребята, извините, вам эта должность никогда, ни при каких условиях не будет вами достигнута, вот вам присылают, значит, сверху некоего человека, как сейчас было в Тульской области.

- Что-то не слышно протеста со стороны туляков.

- Ну, я думаю, что пока не слышно, т.е. смысл в том, что есть некий внутренний политический процесс в рамках региона, у которого должны быть некие логические завершенные какие-то цели и результаты, в том числе и обладания властным ресурсом. А когда тебе ставят здесь барьер и говорят, что, ну, ребята, извините, вот все что угодно, но кроме этого, тогда как бы и цели, и задачи политической деятельности решаются ограничивать, а потом местные какие-то лидеры, политики, элита, ну зачем они будут гнаться за тем, что невозможно, переключаются на другие интересы там, федеральный министр, еще куда-то.

- Противопоставление свой-чужой здесь какое место...?

- Т.е., конечно, происходит.

- В нашем случае это может и произошло, потому что губернатор наш не наш.

- Да, это происходит практически всегда и везде, понимаете, т.е. если ты шел к некой цели политической, а тебе потом без, ну скажем, без конкурса и несправедливо, с твоей точки зрения, да, на эту должность поставится какой-то другой человек, ну у тебя какие отношения будут с ним?

- И ты будет препятствовать ему в осуществлении его собственных...

- Ну, по крайней мере, вряд ли ты ему будешь очень серьезно помогать, тем более, приходя варяг в любой регион, он не интегрирован, никак не инкорпорирован и не связан с местной элитой. Регион считает, вернее, федералы считают, что это хорошо, ну, дескать, они будут там вести себя как-то независимо. Ну слушайте, надо же с людьми взаимодействовать, а он же там не в золотом ларце сидит, не в хрустальном дворце.

- И многое зависит от персоналии самого приходящего, у нас есть просто наш пример.

- Да, соответственно, человеку нужно как-то себя в регионе закрепить, в том числе, и через человеческий ресурс, как он это делает? Он приводит с собой своих, значит, соответственно, еще больше отбирает мест у местной политической элиты, она становится от этого более счастлива? Менее счастлива, конечно.

- Т.е., смотрите...

- Т.е., условно говоря, те же должности, которые там занимает Демченко, Абузярова, Маркевич занимал в свое время и т.д., могли эти должности заниматься пермяками? Конечно, могли, они и занимались в бытность губернаторов пермяками. Соответственно, чем более как бы с большими амбициями варяг приходит в регион, с большей командой, тем он дальше отодвигает от ресурсов местных деятелей. Соответственно, у них в результате этого вырастет только сопротивление.

- А Кировская область – наш Никита Юрьевич Белых, и вроде как не слышно там о такой серьезной конфронтации.

- Там по-разному, там тоже по-разному. Нет, когда он, насколько я помню и знаю, в первое время, когда он зашел, были очень серьезные проблемы, конечно.

- Но он смог с ними стравиться?

- Там были и свои кировские, причем достаточно активные люди, ну надо, знаете, покопаться, как он с этим справился, там парочка всяких и дел было, и люди посидели, потом вышли, ну в общем, это их история, я бы не хотел…

- Возвращаясь к партиям и политической активности сегодня на пермской земле, вот мы про «Единую Россию» и их праймериз. Я бы очень хотел спросить вас и о КПРФ, и о «справедливороссах». Первые тут, пусть негромко, но тоже начали какую-то активную деятельность, при этом на самые высшие уровни определять, кто пойдет, эти самые партийные списки, прислали человека из Подмосковья, уроженца Казахстана. А местным оставили только то, что в буквальном смысле на земле – Городскую думу, от Законодательного собрания немножко, да и все, пожалуй, причем позиционировалось это как тренд федеральный и давно апробированный, давно оправдавший себя в таких вот кампаниях. Что вы скажете по этому поводу?

- Можно констатировать, отметить, что в КПРФ вот эти вот два, наверное, месяца, там шли активные такие штабные, ну не знаю, игры, учения или строительство штаба, да, там все началось с того, что наш коллега Юрий Исаев, политолог, политконсультант, социолог, вошел в штаб, был там объявлен координатором, потом там еще другие люди появились, ну в конце, т.е. такой идет, шло такое вот в какой-то мере планомерное строительство избирательной машины. Я так понимаю, что все оно построено, и теперь, видимо, она будет разворачиваться и запускаться.

- И надо определиться с кандидатом.

- Вот, т.е. КПРФ, видимо, региональное отделение КПРФ, понимая, насколько, опять же понимая, извините за тавтологию, что есть определенные проблемы вот с этим, с управлением, с руководством, насколько я помню, были достаточно сложности там в прошлый раз, на прошлых выборах там то ли 2 штаба, то ли 3 штаба, кто за что отвечал, сейчас решили как-то тут это все...

- Консолидировать.

- Консолидировать, да, ну я так понимаю, что в плане как бы таком тактическом, технологическом, политтехнологическом ну, наверное, это правильно. То, что у них проблемы с кадрами, имеется в виду, с кандидатами, тоже всем известно, и ходят слухи от самых разных людей со всех сторон, что то к одному обращались с предложением войти в список, то к другому, то к третьему, и т.д., т.е. идет такой активный поиск.

- А почему отказываются-то? Не хотят себя каким-то образом ассоциировать с КПРФ или условия?

- Конечно, кто-то не хочет, но вот, грубо говоря, я там никуда не собираюсь, но если бы мне предложили, я бы конечно отказался по всяким идеологическим, ценностным и всяким другим соображениям.

- А так ли важны идеологические ценности и установки, когда есть возможность прийти к власти?

- Для кого-то важны, эти люди отказываются, для кого не важны, они соглашаются. Я думаю, что скоро узнаем некоторых интересных фигур, да.

- В том числе...

- Из общественности, которые согласились войти в список КПРФ.

- Это хорошо или плохо, опять же?

- Ну, опять же, с моей точки зрения, такой политологической и политически-ценностной это плохо, т.е. когда человек совершенно не придерживаясь ни коммунистических, ни социалистических, никаких близких им левых взглядов только ради того, чтобы попасть в представительный орган, соглашается, подписывается, значит, вступает, берет на себя обязательства следовать и т.д., вот ну мы, кстати, видим ведь, как заканчивается жизнь фракции КПРФ у нас в Законодательном-то собрании.

- Люди выходят из нее, бегут.

- Ну вот, т.е. все равно, рано или поздно, человеку придется делать выбор ценностный, он, грубо говоря, за портрет Сталина на улице или против, вот и все.

- А партийная дисциплина, особенно КПРФ, не подразумевает инакомыслия?

- Вот, да, конечно.

- Как оно и было раньше.

- Но и «справедливороссы», замечательные представительницы этой партии – Дарья Эйсфельд, Лилия Ширяева, подписались, ну это обращение всех «справедливороссов» с ультиматумом.

- Я так понимаю, что у «справедливороссов» здесь немножко такая обратная ситуация, в отличие от КПРФ, да, они рано определились со своими лидерами, кадрами, условно говоря, человеческим ресурсом, пошли уже некие такие идеологические, политические заявления.

- А что-нибудь выгорит из этой истории с…?

- А вот здесь это как раз зависит от другой стороны этого дела, это уже зависит от стороны политтехнологической, от команды, от штаба, который будет на всех этих людей работать, т.е. здесь как бы обратная ситуация. Мы про КПРФ только что говорили, много знаем, сейчас, как оказалось, про их всякую штабную жизнь, но мало знаем про лиц.

- Про кандидатов.

- Кандидатов, в «Справедливой России» наоборот ситуация, т.е. насколько будет дееспособной, боеспособной вот их эта электоральная машина, что называется, поживем-увидим. А эта электоральная машина зависит от ресурсов, от политтехнологов, которые будут работать на них.

- Ультиматум-то премьер-министру – это что?

- Это чисто политический ход, политический пиар, ну знаете, тоже как сказать, странно слышать подобного рода заявления от партии, которая все предыдущие 5 лет фактически поддерживала и голосовала за большую часть предложений того же самого правительства Медведева в Госдуме.

- Может устали просто, может действительно пересмотрели, учли ошибки и...

- Почему-то у нас все эти усталости и пересмотры происходят буквально только накануне выборов, вот.

- И в конце, не так много времени, список четырех. Губернатор, пусть неофициально, в «Коммерсанте», который дал эту новость первым, было указано, что это по неофициальной информации, съездив в Администрацию президента, губернатор привез туда с собой список потенциальных кандидатов, поддерживаемых краевыми властями на выборах в Государственную думу по одномандатным округам: Шубин, нынешний сенатор; токарь Трапезников; Дмитрий Скриванов, глава неформальной депутатской «Группы товарищей» в Законодательном собрании, которая всегда позиционировалась как оппозиционная; и Алексей Бурнашов, ну, в данном случае, он «черная лошадка» и менее наверное всех известен самым широким что ли, не знаю, слоям электората.

- Я так понимаю, одно дело составить этот список, другое дело его утвердить, согласовать, и, насколько известно, не все так просто. И по Бурнашову, и по Скриванову, да и по Шубину, тут опять же надо просто время посмотреть, сейчас-то пока что гадать? Потом им же всем по процедуре надо будет праймериз пройти.

- Нет, подождите, мне хотелось бы знать ваше мнение вот по поводу вообще этого списка персон. Понятно, что там их ждут определенные сложности, согласования.

- Но вот опять же, мы в начале передачи говорили, что, с моей точки зрения, вообще значимость Государственной думы и вообще депутатских постов, она все снижается и сокращается, поэтому, ну, по большому счету, будет там Шубин, Трапезников, кстати, ну тоже посмотрите, да, т.е. если у нас от края столь неравновесные фигуры попадут и попадают, да, ну в общем это тоже ведь достаточно четко характеризует вообще значимость этого органа, т.е. можно и токаря отправить, а можно и бывшего сенатора – результат будет, скорее всего, один и тот же, ну скажем, мало такой серьезный. Вот поэтому, по большому счету, какая разница? Есть у меня просто вопросы и сомнения по поводу того, зачем это нужно Бурнашову или Скриванову. Здесь можно по-другому немножко заходить в том смысле, что если людям этот статус нужен для того, что играть еще более активную роль на территории Пермского края, обладая статусом депутата Государственной думы, здесь, значит, во всякие процессы вникать еще активнее и регулировать. Ну, прагматический интерес, возможно, именно такой, ну это опять же для того, чтобы быть не федеральным политиком, ну, одним из 450-ти, да, либо быть одним из 4-х реальных федерального уровня политиков на территории Пермского края, обладая этим статусом. Может быть для них он поэтому и нужен.

- Ну и последний вопрос: что ждать нам от этой предвыборной кампании, от этих выборов, будет интересно или все уже предопределено?

- Будет интересно многое, но далеко не все, вот мы собирались нашим пермским экспертным клубом, как раз про это и говорили, т.е. практически все отметили, что избирательная кампания стартанула намного раньше, чем это было 5 лет назад, фактически, за год, причем она и в публичном пространстве, и в СМИ, активно, все эти баннеры, переговоры и сбор средств уже активным образом идет, естественно, что все эти ресурсы, которые сейчас копятся, они должны выстрелить, и я думаю, что будет достаточно весело и зажигательно, особенно в Перми, где три кампании. Потом, не забывайте, есть городские интересы, есть городские депутаты, городские кандидаты, у которых свои прагматические интересы, которым нужно набрать три тысячи голосов, чтобы пройти в думу, или пять, и люди будут ходить, и набирать, будет все достаточно активно, и разные группы.

- Несмотря на экономический кризис?

- Ну конечно. В условиях кризиса, когда пирог сжимается, очень важными становятся люди, сжимающийся пирог будут распределять и контролировать, конечно.

- Спасибо большое! Особое мнение Виталия Ковина, старшего научного сотрудника отдела по исследованию политических институтов и процессов Пермского научного центра на волнах 91,2 FM.


Обсуждение
3565
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.