Верхний баннер
21:01 | ВТОРНИК | 28 МАРТА 2017

$ 56.94 € 61.81

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
18+
18:22, 24 марта 2016

«Я, знаете, даже подумал, что если бы мне предложили еще раз пойти на «Голос», я бы туда не пошел», – иеромонах Фотий

Теги: культура

- Добрый день, уважаемые слушатели «Эха Перми»! В эфире программа «Красный человечек», меня зовут Анна Букатова. И сегодня я хотела бы предложить вашему вниманию запись интервью с иеромонахом Фотием. Также он известен как Отец Фотий и победитель четвертого сезона телепроекта «Голос» на Первом канале. На пути концертного тура по стране финалистов шоу была и Пермь. Поздним вечером, благодаря пресс-службе Пермской епархии, я встретилась с самым необычным участником телепроекта «Голос» в гостинице, где остановились певцы. И вот какой разговор у нас вышел с иеромонахом.

- Первый вопрос: как к вам правильно обращаться, т.е. человеку, который может быть далек от церкви, который будет слушать наше радио, как?

- Отец Фотий.

- Скажите, пожалуйста, тоже вот для понимания ситуации, чем вы обычно в жизни занимались, т.е. как церковный служитель?

- Я служил литургии, ну т.е. как литургии. В мои обязанности входит богослужение и пение на клиросе, т.е. я регент.

- Давно ли вы вот в церковной жизни приняли этот сан? Может быть, конечно, я неправильные слова говорю.

- В церковной жизни с 12 лет. Ну, конечно, были какие-то периоды, паузы, и я не ходил когда-то в церковь. А в монастыре нахожусь 10 лет уже.

- Это семейное, вас кто-то привел или это порыв души был?

- Нет, все сам, так получилось. Ну, в 12 лет так получилось, что педагог по вокалу меня пригласил в православный...

- Хор?

- Не хор, а... ну да, участвовать в православном хоре при православном лагере воскресной школы. Это было около Дивеево, и мы часто тогда еще посещали Дивеево, вот там я начал впервые петь на клиросе, первые молитвы выучил.

- Ну все-таки, ну теперь становится понятно, как вообще батюшка поет. Все-таки вот телепроект… зачем священнику телепроект? Все-таки, как-то раньше себе это даже представить было трудно, т.е. для чего? Популяризировать церковь, как-то...?

- Возможно, да, это же миссия, получается, если ты выходишь... Я выходил все-таки как обычный человек. Понятно, что мне нельзя выходить в обычной светской форме, т.е. это одежде, а нужно быть по форме, по статусу.

- Т.е. если ты живешь в церкви, и как священник...

- Да, я не имею права официально появляться без...

- А пошли как человек, т.е. по личным каким-то...?

- Да, хотелось действительно показать свой голос, попробовать поучаствовать в конкурсе. Больше хотелось, конечно, сделать сюрприз своим родным, близким, друзьям. Не было такого желания обязательно победить там, просто поучаствовать, хотя бы даже в «слепых» прослушиваниях.

- Ну т.е. что-то себе самому доказать или...?

- Может быть, да, может быть и себе доказать, может быть как-то смирить себя, потому что когда ты просто выступаешь где-то регионально, ну так, в местах не очень большого значения – там ДК какое-нибудь, выставки какие-то, т.е. небольшая сцена, да, то тут ты сам собой как бы доволен и не чувствуешь, и ни прогресса не чувствуешь, и не понимаешь, где твои рамки возможностей вокальных.

- А тут признания хотелось?

- Не то, чтобы признания, хотелось понять действительно, какие мои, где мои рамки возможностей, потому что когда просто выступаешь на этих концертах, ты сам собой доволен, удовлетворен, и люди тебя хвалят – и в общем-то все на этом. И нужно было именно попасть в такую среду, где профессионалы настоящие, которые много поют, где скапливаются люди, лучшие голоса России, которых собрали на эту передачу, и уже попробовать на фоне их спеть. И, честно сказать, я могу признаться, что ничего особенного тут мой голос не представлял на проекте «Голос», несмотря на то, что за меня много голосовали, но я вижу много своих недостатков. Это, в первую очередь, конечно, волнение, которое было колоссальным, и из-за этого волнения я пел не совсем так, как мог петь в любом другом месте.

- Скажите, пожалуйста, что вы скажете людям, ответите, которые скажут, что это занятие все-таки не для батюшки? Батюшка должен заниматься своим делом, он не должен лезть в телевизор, потому что есть церковь, а есть какие-то такие вещи, которые церковь обычно даже и отвергала.

- Что сказать? Ну, можно сказать, что они формально правы, что, действительно, это несовместимые вещи, но можно иногда – раз в столетие – делать исключение, если это действительно принесет пользу, а мы видим, что положительный эффект от моего присутствия был.

- Расскажите, какой, в чем видите положительный эффект? Т.е. люди обращают свое внимание, или приходят больше в церковь, и вот это внимание как раз и привлечет людей в церковь?

- У них рушатся стереотипы по отношению к священникам, у них меняется понимание того, какой может быть монах, они видят, что может быть даже я как-то реабилитировал даже священство, несмотря на то, что я вышел в светский проект, все равно своим поведением там я показал, что священники – достаточно такие открытые люди.

- Ну т.е. они тоже люди, простые люди?

- Ну, нормально...

- Ведь обычно священник – это человек, приближенный к Богу, на которого смотрят с придыханием, а здесь все-таки церковь, ну, или не церковь, да, но все-таки надо осовременить что ли это образ вот в нашем мире в таком?

- Осовременить не нужно, осовременивать, нужно показать просто, что он такой же человек, как все, он не то, что он не приближенный к Богу, он просто несет служение, а так он просто такой же человек. И как вот мы можем защищать, допустим, инвалидов, мы часто делаем мероприятия с людьми с ограниченными возможностями и говорим, что они такие же люди, как мы. Мы на самом деле лукавим, да, может быть для них это приятно, для них это приятно, потому что чтобы они почувствовали себя неущербными, а нам на них смотреть больно все равно, потому что видим, что они больные, это получается какая-то карикатура, когда они участвуют на колясках в баскетболе или глухонемые начинают петь в каких-то странных проектах. И вот смотрите, тут можно такую аналогию сделать и с монашеством. Конечно, монашество – это не ущербность, это не приговор, если человек ушел в монастырь, он сам себя обрек на такой вот аскетический образ жизни, т.е. отдельно от мира, только молитва, только послушание. И вот тут как раз-таки хорошо показать, что монах, хоть он и отшельник, но он такой же человек в общем-то, и уходит он в монастырь не потому, что он отчаялся… То, что многие люди не понимают причины ухода в монастырь, а когда видят человека в светском обществе вдруг из монастыря, начинают его в чем-то осуждать, т.е. они как бы испытывают такое чувство духовного садизма или, не знаю, какого-то злорадства, что раз уж он ушел в монастырь, пусть там и сидит, не высовывается, т.е. пусть соблюдает все законы, причем это люди говорят часто неверующие.

- Которые об этих законах мало что знают?

- Да, и которые сами ничего этого не соблюдают, а почему-то требуют от монахов соблюдения этих законов. Кто лучше монаха знает, как правильно их соблюдать, и что является сердцевиной их духовной жизни.

- Я напоминаю, что в эфире программа «Красный человечек», меня зовут Анна Букатова. Сегодня я предлагаю вашему вниманию запись интервью с иеромонахом Фотием, также он известен как Отец Фотий, победитель четвертого сезона телепроекта «Голос» на Первом канале. Сегодня он в числе других финалистов телепроекта окончил концертный тур по городам центральной России и вернулся в свой монастырь. Иеромонах Фотий, в миру Виталий Мочалов, родился в ноябре 1985 года в советском городе Горький – современный Нижний Новгород. Семья была нерелигиозна, мальчик окончил общеобразовательную школу, мечтал стать музыкантом, обучался игре на фортепиано, пел сольно в музыкальной школе. Там его заметил преподаватель и пригласил в детский церковный хор. Вообще, мальчиком иеромонах мечтал стать композитором и писать музыку для кино. В 16 лет он прервал обучение в музыкальном училище и иммигрировал со своей семьей в Германию. Там он учился игре на органе, зарабатывал игрой на католических и протестантских службах, участвовал в органных концертах. Спустя 3 года, это был 2005-й, будущий отец Фотий решил вернуться в Россию, чтобы посвятить себя монашеской жизни. В Германии в православном приходе ему посоветовали Пафнутьево-Боровской монастырь Калужской области за не слишком аскетичный устав. В монастыре, узнав о певческих талантах юноши его отправили в Москву на курсы вокала, и когда голос совсем развился, Отец Фотий стал давать небольшие концерты, даже записал два кавер-альбома песен. Он принял иноческий постриг в 2010 году, в 2013 рукоположен в сан иерея, иеромонаха. В настоящее время регент или управляющий хором в Свято-Пафнутьевском монастыре Калужской области. В свободное время он занимается дизайном и версткой в монастырском издательстве, также увлекается фотографией, видеомонтажом, изучением иностранных языков. Даже келья монаха больше напоминает студию звукозаписи – она с шумоизоляцией и звукозаписывающей аппаратурой.

- В связи с этим вопросом ваши коллеги, люди из вашего окружения в церкви были, которые осуждали вас или с хором поддержали?

- Поддерживали, конечно, большинство, конечно, были разные мнения.

- Что говорили?

- Что говорили? Ну что я как бы позорю церковь, ну это все-таки больше от прихожан я слышал.

- И что ответить таким людям?

- А священство, архиереи – буквально вот прямо один процент, даже за глаза я слышу, какие-то батюшки на «Лента.ру», ой, не на «Лента» – «Русская линия», там писали такие радикальные статьи, ну почитать их, вообще другие какие-то статьи, поймешь, что они всю жизнь за что-то борются, просто такой у них дух, неспокойны вообще по жизни.

- Отец Фотий, тогда скажите, пожалуйста, может ли священник, ну, например, пойти в спорт тогда? Если вдруг у него… захотелось вот, захотелось его душе?

- В принципе, это не мешает.

- Не мешает?

- Есть даже такие футбольные команды, из священников делали, ну это, конечно, не афишируется, но оно, да, где-то освещалось в СМИ, вот, ну это такие клубы, когда уже точно знаешь, что это вот священнослужители там.

- Скажите, а есть где-то предел, куда священнику нельзя? Ну вот, например, ну хорошо, на телевидение – мы можем это понять, что это вот какой-то… пусть даже вот миссия добрая какая-то – представить церковь немного посовременнее, да, спортивный… есть секции для своих, а вот куда церковному служащему ну табу, нельзя. В какую часть современного мира нельзя ему?

- Наверное, заниматься бизнесом, заниматься не тем, к чему ты призван, даже я бы так сформулировал. Любое дело, чтобы ты ни делал, если оно становится выше твоего служения, как бы не выше, а если ты больше ему посвящаешь сил, энергии и души, то, значит, твое служение уже не оправдывается, т.е. происходит уже такая подмена внутренняя, внутренних ценностей. И если ты считаешь, что тебе нужно заниматься чем-то вот сторонним, а не заниматься спасением душ людей, то значит тебе надо просто уйти из священства и не быть таким вот нерадивым и недостойным человеком. 

- У вас в последнее время это на балансе, т.е. вот когда вы успеваете и телепроект, и «Голос», и заниматься пением, все время учить какие-то вещи, выступления, съемки, когда вы успевали еще заниматься и духовными практиками?

- Ну, молитва, она поддерживает, в принципе, можно молиться и во время всех переездов, я молюсь и действительно чувствую такой вот гнет какой-то внутренне, ну, рассеянность внутренняя, тревога, стресс, потому что в таком ритме тяжело постоянно находиться. И хорошо, что существует молитва, она как раз восстанавливает гармонию и мир внутри, а что касается жизни в монастыре, то я в любое время могу вернуться, как только у меня сейчас неделя закончится, я уже возвращаюсь, наступает Великий Пост, и весь Великий Пост у меня нету благословения от правящего архиерея выступать, и я буду просто в монастыре.

- Значит ли вся вот эта история с телепроектом, что церковь стала как-то, ну, менее требовательна что ли к людям? Ну, например, не значит ли это, не приведет ли это все к тому, что женщины будут ходить в церковь в брюках и что это будет нормально. Вообще нормально ли это, как вот вы относитесь к женщине в брюках?

- Я отношусь, конечно, так, ровно, т.е. и хорошо, и как бы и ничего плохого. Конечно, лучше, чтобы женщина одевала более женственные наряды, т.е. какие-то может быть юбка, платье в пол, потому что это намного красивее, женственнее.

- Ну, смотрите, если священник может пойти в телепроект, то может ли женщина прийти в брюках в церковь, если, например...

- Ну, это вещи несопоставимые.

- Нет?

- Тем более, что женщины в брюках ходят, есть просто храмы, где на это закрывают глаза. Или на Западе, в Иерусалиме, там никогда не сделают тебе замечание, это уже просто внутренние традиции.

- Сегодня понятие «традиция», оно вот видоизменено все-таки. Вот человек верующий сегодня – его не сравнить с человеком верующим, например, полвека назад, это все-таки разные будут люди.

- Ну да, потому что все равно люди идут на компромиссы, люди же сами себе создали эти все законы, каноны.

- Не церковь?

- Церковь… а что такое церковь? Те же самые люди, просто облаченные... полномочиями какими-то наделенные, наделенные полномочиями создавать эти каноны.

- Вот я читала, что на телепроекте вас даже осудили может быть ваши коллеги за то, что вы общались с членом жюри – певец Баста, за то, что он был в татуировках, вы даже не могли, т.е. церковные люди, люди в церкви не могут даже общаться с людьми в татуировках?

- Ну, я считаю, что это полный бред, какая разница, что у человека на теле? Это уже личная какая-то неприязнь, это не имеет ничего общего с христианской моралью, т.е., если человек как-то одет не так, что-то у него там – пирсинг или еще что-то, это не повод для того, чтобы его не уважать и не любить.

- Я напоминаю, что в эфире программа «Красный человечек», меня зовут Анна Букатова. И сегодня я предлагаю вашему вниманию запись интервью с иеромонахом Фотием, также он известен как Отец Фотий или победитель четвертого сезона телепроекта «Голос» на Первом канале. Интересно, что примером для монаха стала участница аналогичного, только итальянского проекта «Голос» – 25-летняя монахиня Кристина Скучча. Сицилийка исполнила песню Alicia Keys «No One» и получила одобрение всех 4 судей проекта. Ролик с выступлением Кристины в первый же день набрал около миллиона просмотров на канале YouTube, а на 4-й день их было без малого уже 20 миллионов. Наш иеромонах Фотий подавал заявку на участие в российском проекте «Голос» дважды, первый – в 2013 году, тогда был второй сезон шоу. Был приглашен на кастинг, но не решился обратиться к митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту за благословением, и потому не участвовал в конкурсе. В 2015 году вновь подавал заявку и Первый канал уже сам написал официальное письмо на имя митрополита с просьбой отпустить Отца Фотия на конкурс. Разрешение было получено, на первом «слепом» прослушивании Отец Фотий исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», чем сразу завоевал благосклонность судей. Попал в команду Григория Лепса, с которым дошел до финала и одержал победу в проекте. На следующий же день победителя поздравил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

- Вы вызываете симпатию, потому что вы очень лояльны ко многим вещам – к татуировкам, к женщинам в брюках, потому что, например, даже каждая вторая бабушка, которая ходит в церковь и считает себя человеком верующим, все это будет проклинать.

- Ну да.

- Что это за разница такая, что человек из церкви к этому относится очень спокойно, а человек, который считает себя верующим, ходит в церковь, соблюдает, например, даже посты, он… его это все откровенно бесит. Что тогда верующий человек сегодня?

- Ну потому что это от чего происходит? От того, что эти бабушки, они забывают, для чего они сами-то в церкви, они думают, что они в церкви только для того, чтобы соблюдать вот эти вот мелочи, все на мелочах, как можно примитивнее сделать свое присутствие в церкви, я не знаю, как можно так придумать. Если вся их вера сводится только вот к тому, как креститься, как доставить свечку, то это не вера, потому что православная вера, она, прежде всего, это работа над собой, над своим сердцем, над отношением к другим, к ближним.

- Т.е. человек осуждающий – это вряд ли человека можно...

- Больше грешит, чем тот, кто зашел в церковь в брюках. Господь не спросит нас за брюки, он спросит, кого мы любили и как относились друг к другу.

- Расскажите о вашем приезде в Пермь, это получается целый музыкальный тур, у вас концерт ведь в Перми?

- У нас, значит, сейчас концертный тур по России, несколько городов, и один из них в Перми, в 19 часов, завтра.

- Что это за концерт?

- Это концерт участников, финалистов проекта «Голос», которые едут в это турне, т.е. это Михаил Озеров, Эра Канн, Ольга Задонская и я. Мы будем выступать по очереди, блоками.

- Ну у этого тура все-таки – цель заработать денег, так ведь?

- Ну, у организаторов, наверное, да.

- А у вас какая цель в этом туре?

- У меня цель в этом туре – поехать к людям, которые за меня голосовали и показаться им, что вот, видите, я настоящий, не клоун, не выдуманный персонаж на ТВ, я человек, который занимается служением, в настоящее время служит, и ну просто чтобы люди почувствовали меня, контакт какой-то. Я думаю, что людям это приятно.

- Т.е. цель, чтобы человек все-таки пришел каким-то образом в церковь?

- Нет.

- Ну такая вот сверхзадача ваша, вот.

- Сверхзадача совершенно обычная – просто нести людям позитив, добро через свой образ.

- Ну это уже, получается, для себя какие-то вещи?

- Нет, не для себя. Именно люди хотят, т.е. не зритель для артиста, а артист для зрителя.

- Как современному человеку объяснить, что такое Бог? Вот если у вас спросить, очень многие на эту тему рассуждают, гости моей программы часто об этом говорят. Если вам задать такой вопрос, что вы скажете?

- Еще раз?

- Ну как вот человек, в современном мире многие рассуждают о Боге – и те же бабушки, и в молодежных средах заходят разговоры, сейчас даже модным это становится, люди ездят в храмы. Вот вы бы что сказали, обычному человеку как объяснили, что такое Бог?

- Ну, Бог – это не что такое, Бог – это кто, это личность, и мы с вами личности, созданные по образу Божьему, это сказано в Библии. И чтобы лучше понять, каков Бог, нужно взглянуть на себя, потому что Господь сделал нас по своему образу. Т.е. это не значит, что он такой же, из плоти и крови, с глазами сидит где-то в космосе непонятно как, его нету территориально и графически нигде, он не вверху и не внизу, он заполняет все пространство Вселенной и находится в каждой клеточке, в каждой молекуле воздуха, в общем, это Святой Дух, это Дух. Но мы созданы по образу, т.е. мы можем видеть – и он все видит, можем слышать – и он все слышит, мы можем творить так, как творит Господь, т.е. мы наделены огромным даром созидать что-то.

- Если бы вы могли со сцены вашим слушателям, вашим поклонникам, поклонникам этого телепроекта, вы бы рекомендовали идти в церковь?

- Ну даже как-то странно звучит, я даже и не говорю об этом.

- Т.е. это само собой разумеется?

- Это разумеется, конечно.

- Последний вопрос. Ваш любимый исполнитель музыкальный?

- Сейчас на данный момент я выделяю Аллу Пугачеву, Григория Лепса. Из иностранных... нет, из наших еще можно назвать может быть Меладзе, потом есть такая певица Ирина Богушевская, Зоя Ященко и «Белая Гвардия». А из иностранных Джоша Гробана. Вот, как-то так.

- Сейчас, закончится когда этот тур, вы вернетесь в храм, в церковь, и будете жить обычной жизнью церковного служителя, да?

- Да, но мне не дадут покоя, потому что уже очень много на этот год запланировано разных мероприятий, разных концертов, и мне вскоре после Пасхи, уже даже в день Пасхи придется куда-то ехать выступать.

- Ну вы все-таки вернетесь в свой дом – в церковь.

- Да.

- Вдруг вас затянет новый проект. Знаете, вас будут делить журналисты.

- Да нет, я, знаете, даже подумал, что если бы мне предложили еще раз пойти на «Голос», я бы туда не пошел.

- Вот как?!

- Не потому, что там плохо, потому что это очень энергозатратное дело, очень переживательное такое, стрессовое, т.е. я там, наверное, добавил себе седых волос.

- Ну а хорошего вынесли, главного из проекта-то из этого?

- Из проекта?

- Для себя.

- Знакомства, как-то вот я увидел, как кипит эта жизнь изнутри.

- Т.е. опыт какой-то?

- Т.е. закулисье вот это, мне это очень нравится, и я счастлив, что побывал на телевидении.

- Спасибо!

Обсуждение
8089
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.