Верхний баннер
14:03 | ЧЕТВЕРГ | 01 ОКТЯБРЯ 2020

$ 78.78 € 92.43

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:18, 14 октября 2016
Автор: Егор Тверетинов

«Сильный мороз — это ниже 35-ти, если машина сутки простояла, конечно, заводить не то что просто опасно, может что-нибудь в двигателе провернуть», — Сергей Седов, автоэксперт

Доброго дня, пермяки! В эфире «Дальний свет». У микрофона Егор Тверетинов. За звукорежиссерским пультом Мария Зуева. Сегодня мы продолжаем нашу беседу о зимнем вождении, о зимней эксплуатации автомобиля, у нас в гостях снова Сергей Седов, директор Центра повышения водительского мастерства. Сергей, здравствуй!

– Добрый день!

Предлагаю начать с такого вопроса. Вот у каждого автомобиля есть регламент по техобслуживанию, по ТО, но этот регламент зачастую не привязан никак к временам года, соответственно, люди, проходящие ТО зимой, весной, осенью, делают совершенно примерно одинаковые вещи. Что нам необходимо сделать непосредственно перед зимой, вот в осеннем, крайнем осеннем ТО?

– Перед зимой, вот относительно уже сейчас, нужно, в первую очередь, это, конечно же, заменить соответствующее масло, т.е. залить его более такое, вязкостью 5w30, 0w30, что-то вот такое, 10w40, если вы заливали летом, то его уже надо, соответственно, слить. Потом проверить всю электрику, т.е. чтобы у нас аккумулятор был работоспособен. Они обычно служат 2-3 года в наших морозах, аккумуляторы, т.е. либо его выбросить, купить новый, либо довести до требуемого заряда, до нормы, также проверить. Потом свечи зажигания обязательно, т.е. выкрутить, посмотреть, если они пробивают, то их заменить, т.е. обычные свечи зажигания желательно менять 20-30 тысяч в зависимости от топлива, которое заливаете. Если это иридиевые свечи, то они меняются чуть подольше, но все равно лучше всё это заменить. Посмотреть антифриз, охлаждающую жидкость, что с ней, в каком состоянии она, если особо сильно черного цвета не имеет, то можно не менять. Если она уже черная, какие-то там масляные покровы, то лучше заменить. Также, соответственно, и тормозную жидкость лучше менять раз в 2 года по регламенту, т.е. можно чуть пораньше заменить. Тоже посмотреть, если она уже черного цвета, соответственно, ее тоже нужно заменить. Ну и, соответственно, шины, это первоначально, их нужно тоже заменить на шипованную зимнюю резину.

–  Да, друзья, повторяюсь, вот еще из прошлого эфира, не доводите, скажем так, до предела, не ждите того дня, когда внезапно выпадет снег и уже вы не сможете спокойно выехать со стоянки, поменяйте резину заранее. Зима придет. Выпадет снег. Лягут сугробы. Может быть что-то необходимо дополнительное положить в багажник или там на заднее сидение автомобиля, чтобы комфортно его эксплуатировать зимой.

– Ну да, т.е., соответственно, если мы готовимся к зиме, то мы должны в багажник что-то положить необходимое. Первоначально, это, конечно, трос. Трос рекомендуется взять не вот такой ленточный, обычный, который на авторынках продается, а просто отдельно приобрести, как она называется… скалолазы лазают, вот это вот.

Стропа.

– Нет, не стропа, а веревка вот эта вот обычная.

Альпинистская.

– Да, альпинистская. Альпинистская вот эта веревка, т.е. 2 крючка, соответственно, там на 2 узла завязали, т.е. это будет самый надежный трос, который может вытащить огромное количество автомобилей. Потом лопатка обычная, саперная, т.е. которой можно откопать автомобиль свой. Лучше ее тоже купить обычную на черенке, потому что она дольше вам прослужит. Ну и, соответственно, всё, что положено быть, т.е. это знак аварийной остановки, огнетушитель, и так далее, т.е. вот основное я перечислил, что должно быть обязательно.

Стоит, наверное, также положить и так называемые «крокодилы» для прикуривания автомобиля, потому что...

– Ну провода, да. Ну провода тоже сейчас идут китайские, т.е. они не такие надежные. Они там трескаются, лопаются, т.е. тоже старайтесь купить это всё подороже, покачественнее, чтобы они силиконовые были, чтобы они на морозе не треснули, не лопнули, не нагрелись, т.е. вот эти китайские, дешевые провода, их лучше вообще не брать, они не выдерживают, т.е. один-два раза прикурили и всё, а то вообще один.

Могут не спасти. Не экономьте на тех вещах, которые могут помочь вам зимой. В последнее время появилось много, скажем так, примочек для, скажем так, утепления автомобиля, т.е. различные автоодеяла, какие-то... вот, утепление аккумулятора есть, я знаю, такие услуги. Что вы скажете по этому поводу? Стоит? Не стоит? Приобретать? Не приобретать? Пользоваться такими услугами или нет?

– Ну я бы как бы с осторожностью относился к этим всем примочкам. Что касаемо утепления аккумулятора, особенно если автомобили немецкого производства, где аккумулятор лежит сзади в багажнике и он в принципе не нагревается вообще зимой, т.е. он... ну если обычный аккумулятор под капотом нагревается и как бы уже, так скажем, теплый становится, то в этих автомобилях он всегда холодный, что зимой, что... ну, вернее, что автомобиль заведенный, что незаведенный, он все равно холодный, т.е. его рекомендуется утеплить в багажнике чем-то теплым, т.е. это без разницы чем, лишь бы было теплое. Это те машины, где аккумуляторы в багажнике лежат. Те машины, в которых лежит аккумулятор под капотом, т.е. его такими мохнатыми штучками лучше не утеплять, а утеплять какими-то твердыми такими утеплителями, которые и грязь не пропускают, и тепло держат. По аккумулятору такие рекомендации. По автоодеялу, в принципе, не желательно, потому что ну это всё пожароопасно. Хоть и пишет производитель, что это не горит, это тлеет, но это может куда-то попасть на что-то, что-то на что-то попасть и может воспламениться автомобиль, т.е. я бы не советовал это делать, т.е. совсем уж так утеплять-то и смысла нет, в принципе, у нас же не Якутия, т.е. нет такого 50-градусного мороза.

Ну вот люди склоняются к тому, что надо вроде как утеплить и машина вроде легче заводиться будет и салон быстрее прогревается.

– Да, еще вот по утеплению радиатора, т.е. если вы не ездите по трассам на хороших скоростях зимой, да, т.е. нет смысла утеплять вот это радиатор, ставить эту злополучную картоночку впереди, т.е. она не несет никакого смысла. Если вы едете по трассе и автомобиль разгоняете до 120, 140, и на улице лютый мороз, там 25-30 градусов, тогда есть смысл поставить ее, тем самым в салоне будет теплее, но в городе это просто смысла нет, т.е. автомобиль может закипеть, потому что были случаи, когда люди ставят между радиаторами эти... т.е. там стоит радиатор кондиционера и обычный радиатор охлаждения двигателя, между ними ставили картонку и автомобиль потом закипал, именно зимой, поэтому вот с этим нужно аккуратно. Сейчас современные автомобили, они, в принципе, не особо это требуют.

Современные автомобили готовы, в принципе, к эксплуатации зимой. Вот, мы заговорили о морозах, да, 25-30 градусов. У многих стоит так называемый автозапуск на автомобилях и этот автозапуск зачастую настроен, что ночью машина прогревается каждые, ну, условно, 2-3 часа. Если я правильно понимаю, машина завелась, поработала минут 15, заглохла, потом снова завелась, поработала, заглохла. Это ведь высаживает аккумулятор. Так оно или не так? Может получиться такое, что она поработала, поработала ночью, а потом я утром вышел, повернул ключ – и привет.

– Нет, это может такое быть, если вы стараетесь сэкономить на топливе, т.е. пусть она у меня заводится не каждый час, а раз в 4 часа, т.е. вот это, да, т.е. вы автомобиль еще хуже делаете, т.е. у вас получается... вот, вы вечером ее заглушили, ушли, а утром завели, в мороз, у вас получается один холодный пуск, т.е. там если это в 30 градусов, то плюс 500 километров износа двигателя, а так она у вас за ночь каждые 4 часа сколько раз заведется, т.е. у вас износ двигателя намного больше, поэтому лучше заводить ее чаще, чтобы она заводилась на теплую, т.е. допустим, если 30 градусов мороза, ну сделайте через 1.5 часа, через 2. Это будет лучше, чем будете через 4, через 6 часов некоторые делают. Чем чаще она будет заводиться и работать по полчаса, то, соответственно, это будет нормально, она будет стоять всегда в теплом состоянии и двигателю никакого особого износа такого нет, а вот когда реже это делается, то тогда, да, этим автозапуском.

А вот еще бывает. Приходишь на стоянку также зимой и просто обращаешь внимание, что некоторые автомобили просто банально работают всю ночь. Можно, не можно?

– Всю ночь, когда автомобиль работает, он находится без контроля, т.е. там просто что-нибудь пошло не так и автомобиль может закипеть, т.е. электроника не отключит двигатель, ну там термостат сломался, допустим, и завоздушилась система – и всё, вентилятор не включился и закипели. То есть это опасно на всю ночь так оставлять, тем более если это дизельный двигатель.

Может получиться только хуже, правильно я понимаю?

– Да.

Раз уж мы заговорили опять-таки о морозах, многие эксплуатируют, в принципе, свои автомобили в любые морозы, зачастую передвигаешься по городу в минус 35, и когда-то у нас были и минус 40 морозы, машины на улицах есть. Есть ли какая-то предельная температура для эксплуатации автомобиля. Понятно, что в зависимости от марки автомобиль заводится при разных температурах. Какие-то автомобили перестают заводиться при минус 20. Какие-то автомобили дают себя завести и в минус 42. Можно ли вообще это делать?

– Сильный мороз – это ниже 35-ти, если машина сутки простояла, это уже считается сильный мороз, т.е. в такой мороз, конечно, заводить это как бы... не то что просто опасно, может что-нибудь где-нибудь провернуть. Поэтому, просто если даже вы и завели, и поехали, если мотор прогрелся, остальное ничего не прогрелось, т.е. это надо прогреть стойки, это надо прогреть тормоза, чтобы они всё начало работать, автомат, если у вас коробка автомат или механика, это всё должно поработать, т.е. нельзя завезти в такой мороз машину, у вас тепло в салоне, вам кажется, что машина тоже уже вся горячая, нет, такого нет. Все эти трамплины, все лежачие полицейские проезжать нужно очень медленно, потому что иначе можно пробить стойку, еще что-то повредить, т.е. даже в двигателе может что-нибудь провернуть, сальник какой-нибудь в такой мороз, поэтому к этому нужно очень аккуратно относиться, лучше, конечно, автозапуск, т.е. она поработает, каждые 2 часа заводится, по 30 минут. Бензин единственно только сожжет, но зато автомобиль целый останется.

Какие-то особенности по прогреву именно АКПП?

– Ну если вы сели, двигатель уже нагрелся, т.е. в каждой позиции, в каждом селекторе – в «драйв», «нейтраль», «реверс», подержать там какое-то количество времени, попереключать, чтобы все режимы начали работать, т.е. именно вот прогреть автомобиль, прогреть вот эту коробку, потому что она не прогретая и к движению еще не готова, и после этого только уже двигаться, т.е. чем дольше... минут 5 уделите времени вот этому прогреву такому спокойному, т.е. не то что там с паркинга сразу вниз и сразу вверх, т.е. в каждом режиме остановите, подождите, пусть она покрутится, повертится, масло там начнет, система работать, поэтому... вот так вот.

Понятно, спасибо. Итак, мы прогрели автомобиль, прогрели коробку, прогрели двигатель, прогрели салон, подвеску, и поехали, соответственно, в город. В городе на дорогах мы видим результат работы нашего замечательного реагента, которым посыпают наши замечательные улицы. Вот как мы говорили в прошлой передаче, вот, например, в Финляндии реагентами не пользуются и, в принципе, дороги белые, и это не страшно, а у нас предпочитают все-таки посыпать так, чтобы это всё не просто растаяло, а превратилось в такую вязкую, жидкую массу, и, насколько я понимаю, эта масса, наверное, пагубно влияет и на лакокрасочное покрытие, и на резину, может быть еще на какие-то агрегаты. Правильно я понимаю?

– Да, это очень такое серьезное вещество, которое разъедает всё, и ботинки, и всё, и всё, и всё, поэтому... в принципе, современные автомобили не требуют какого-то там поверхностного нанесения, ну как раньше делали, вот это всё обрабатывали, там кто-то масло там заливал, чтобы не гнила машина. Сейчас всё это с завода сделано, смысла в этом нет, потому что это может только усугубить, т.е. вы покроете антикором этими, и между антикором и заводским покрытием будет возникать какая-то пленка непонятная. Единственно, почаще мыть, смывать всё это – и всё, а так от него никак, в принципе, не защититься, т.е. обработать ничем не получится, никак не защититься.

Просто держите автомобиль в чистоте.

– Ну да, чаще мыть.

Да. Поменяли резину. Как правильно хранить «лето», как правильно хранить «зиму», потому что зачастую народ сменил резину и такую же грязную, сырую кладут в пакеты, и она в этих пакетах целый летний сезон, скажем так, целый точнее зимний сезон находится. Наверное, это тоже неправильно.

– Да, резину... Есть же определенные нормы хранения резины, там, в каком виде, с дисками она должна в одном состоянии, без дисков в другом состоянии находиться, это всё есть, но единственное, это, конечно, т.е. при перебортовке колес, т.е. вот обычные такие шиномонтажи, они не занимаются тем, что мойкой колес, т.е. взяли там грязное колесо, поставили вам на диск, отбалансировали и всё, и поехали, т.е. балансировка должна выполняться чистой шины. Она должна быть вымыта, все камешки удалены, и потом уже балансируется всё это хозяйство, поэтому шины должны быть чистые.

Я напоминаю, что у нас в студии Сергей Седов, директор Центра повышения водительского мастерства. У микрофона Егор Тверетинов. За звукорежиссерским пультом Мария Зуева. Мы обсудили уже, как правильно прогреть автомобиль, как правильно хранить резину, как вообще провести правильное ТО. Сейчас давайте поговорим о правильности все-таки выезда, скажем так, на дорогу, потому что ездишь по городу зимой и видишь, как немало, скажем так, сугробов с колесиками передвигаются на дорогах, т.е. народ ленится чистить автомобиль свой, протирают только лобовое стекло, зачастую даже боковые стекла не протирают и выдвигаются на дорогу. К чему это может привести?

– Да, это тоже очень опасно. Я видел в том году, да, там действительно выезжают... такая копна снега едет просто, т.е. хотелось бы, чтобы более относились уважительно к другим участникам, потому что если вы не очистили свой автомобиль даже полностью, во-первых, этот снег потом летит весь, когда автомобиль разгоняется, во-вторых, фары все они залеплены снегом, т.е. вас не видно, поэтому ну можно потратить 2-3 минутки, подождать пока она отогреется, сбросить весь снег и спокойно передвигаться, во-вторых, вы сами едете, вы не видите тоже, т.е. вы выглядываете, вам некомфортно, вы можете что-то не заметить, поэтому автомобиль желательно очищать полностью, а именно крышу, стекла, т.е. всё, чтобы просматривалось, потому что сейчас уже сумерки, сейчас придет зима, будет очень темно и все вот эти моменты, они могут быть печальны, т.е. что-то не заметите, где-то не увидите, с утра уже будет всё плохо, поэтому очищайте машину полностью.

Ну и вот за эфиром мы все-таки пришли к выводу, что в любом случае наш разговор так или иначе приходит к теме безопасности вождения, потому что в любом случае зима ассоциируется с увеличением количества ДТП, мелких, и, к сожалению, крупных, и вот буквально вчера, находясь в сервисе, мы задели тему ABS, вообще, правильного торможения, правильной рулежки. Спасает ABS или не спасает? Можно ли вот прям слепо ему доверять?

– Ну как уже я раньше говорил, ABS, она эффективна только на твердом, ровном покрытии. Сейчас зима, сейчас будет скользко, не верьте этой электронике, она вам не поможет. Она всего лишь такой электронный помощник, который как бы зимой не эффективен, т.е. нажали педаль, и она где-то остановится, где – непонятно. Поэтому с электроникой нужно быть очень аккуратно, правильно ей пользоваться и не доверять ей, т.е. она... то, что там педаль пинается, машина как-то вроде замедляется, это не факт, что вы эффективно остановитесь, поэтому электроника – это очень такая вещь, нужно именно тренироваться, знать, за сколько автомобиль у вас остановится. Задайте себе вопрос – вот со 100 км сколько вам метров нужно на этом покрытии остановиться и попробуйте ответить, а потом проверить.

Я правильно понимаю, что... вот, человек рассчитывает на ABS, но чтобы правильно ABS сработала, нужно… вот давлю тормоз в пол. Правильно?

– Да, именно встать на педаль всем весом и тогда электроника поймет, что экстренное торможение, она начнет работать в полную силу, и мы тоже должны помнить, что при нажатой педали тормоза мы можем объезжать препятствия, не отпуская, т.е. нажали и видите, что мы сбиваем, ищите глазами, куда уезжать. В основном, конечно, нужно уезжать направо, но если направо занято, надо 200 раз подумать, выезжая на встречную полосу. Вы должны быть 100% уверены при объезде через встречную полосу это препятствие, что там никого нет, потому что вы можете объезжать налево, там выйдет КАМАЗ, произойдет ДТП, та машина, которая вам это всё способствовала, развитию этой ситуации, уедет, и вы будете виноваты, вы выехали на встречную полосу, поэтому 1000 раз подумайте, выезжая на встречную полосу при объезде препятствия, т.е. мы рекомендуем, если нет возможности уехать направо, уехать по возможности налево, потому что другого, к сожалению, нет, иначе будете вы виноваты и это будет ваша уже ответственность.

Да, и потом не доказать то, что маневр какого-то другого автомобиля, который уже давным-давно уехал, все-таки стал причиной того или иного ДТП. Соблюдайте еще дистанцию, друзья. И вот так вот, наверное, лично мой совет из практики – не смотрите на автомобиль, который идет непосредственно впереди нас, посмотрите дальше, посмотрите через один, через два автомобиля, как они себя ведут. Если я не ошибаюсь, у нас даже в правилах, скажем так, включена обязанность, если водитель видит, что слева или справа идущий впереди автомобиль притормаживает, то водитель тоже должен, догоняющий его, притормозить. Это касаемо и, наверное, пешеходных переходов и вообще, насколько я понимаю, вообще дороги.

– Ну да, у нас водители вообще тормозить не умеют. Их в автошколе этому не учат. Их там учат парковаться, но они и парковаться не умеют, но вот тормозить вообще... вот водители, которые выходят, они не умеют. Они не знают, как электроника работает, что такое торможение, как оно происходит, что там крутится, вертится, замедляется, поэтому научиться тормозить – это тоже правильно. Поэтому, если у вас хороший стаж вождения, то просто разгонитесь где-нибудь на пустой дороге и затормозите, посмотрите какое замедление автомобиля у вас, и если после вашего торможения с ABS не включилась аварийка, значит, вы не полностью продавили педаль тормоза, значит, вы замедлились очень неэффективно и нежно, так скажем. Сейчас уже на всех современных автомобилях при резком замедлении, торможении включается аварийка. Вот если у вас включилась аварийка, значит, вы затормозили правильно, эффективно, быстро, т.е. электроника поняла ваши импульсы. Если ничего не включилось, значит, вы нажали ее нежно, оберегая свой автомобиль, нажали вот чуть-чуть, а если вы нажали чут-чуть, она вам чуть-чуть и будет тормозить, т.е. это нужно тоже понимать, разницу, как нажать.

То есть доводить, что называется, дело до конца. Если приняли решение тормозить, то тормоз в пол.

– Ломая педаль, т.е. не жалея никого, тормозим, тогда электроника будет работать, иначе она не будет работать в полную силу, она считает действия водителя по-своему.

Вот, кстати, я знаю некоторых водителей, которые вообще пренебрегают антиблокировочной системой, просто внаглую достают предохранители или в автосервисах ее отключают, ссылаясь на то, что ABS мне не помогает, мне без нее лучше.

– Решение с одной стороны верное, но если стоит коробка автомат, не рекомендуется такое делать, потому что просто электроника, она работает вся в комплексе, и выдирая одно вот это звено, остальное не поймет, как себя вести, поэтому, если у вас коробка автомат, не надо отключать ABS, выдергивая предохранитель, потому что... ну представляете, на 100 км вы чуть-чуть передозируете тормоз и у вас колеса ведущие заблокируются, передние, допустим…

И всё, машина уже по большому счету становится...

– Она уже заскользила, там может и двигатель заглохнуть, а коробка находится в режиме «драйв» и она не понимает, как так резко мы остановились, что произошло, т.е. это как бы такой нюанс, поэтому... Если на механике, то, да, если вы уверенно чувствуете себя без ABS, вы понимаете, что намного эффективнее остановитесь, хотя ABS в секунду в современных автомобилях импульсы удара идет от 100 до 120 импульсов в секунду, т.е. супергонщик ногой столько не сделает, ну, максимум, 9-10.

Все равно, когда ты ударяешь 9-10, ты, получается, ударяешь все равно не в полную, времени не хватит...

– Это нужна тренировка, т.е. если опытный пилот, он, понятно, тренирован, он это сделает с какого-то раза, да, тренируется, всё, а гражданский водитель, он не готов к этому, он просто заблокирует колеса и всё, а заблокируются передние колеса, ведущие, двигатель заглохнет, его надо потом снова завести, а он в «драйве» не заведется.

То есть там всё, получается, одно из другого вытекает.

– Вообще, тут я не знаю, что можно наделать, поэтому надо просто с умом относиться ко всему, к таким вещам, но вот так просто вмешиваться в электронику. Одно дело на занятиях, если коробка не автомат, можем выдернуть предохранитель, чтобы человек понял разницу, вот так и так, но повседневно это нельзя делать с ABS. Просто нужно уметь пользоваться этой электроникой. Есть же еще системы ESP, противозаносная.

Вот, вот, я как раз хотел к этим системам тоже еще обратиться. ABS – понятно. Если я правильно понимаю, что мы выдергиваем ABS и, наверное, на всех машинах перестают работать все остальные системы безопасности?

– У всех по-разному. Где-то они разделены, где-то они вообще одним реле достаются и по антибукс, и противозаносная, и ABSка достается, и горит вся гирлянда на панели, т.е. ее потом даже можно, если всунешь обратно этот предохранитель или релюшку, уже всё, все равно продолжает всё гореть, т.е. это надо уже через официального дилера сбрасывать идти.

В машине все равно уже зафиксируется ошибка.

– Да, т.е. ошибка уже... нужно ошибки сбрасывать, поэтому во всех машинах, в принципе, по-разному.

Я вот на самом деле приверженец того, чтобы ничего лишнего на панели не горело и всё работало, но опять же, садишься к кому-нибудь, да даже к тем же таксистам в автомобиль и видишь, что постоянно выключена система курсовой устойчивости и какие-то... в общем, какие-то системы стабилизации, активной безопасности, и люди говорят, что «ой, они мне мешают, они не дают мне ни повернуть нормально, ни затормозить», и отключают эти системы, т.е. машина полностью доверена получается водителю. Я считаю, что эти системы, наверное, сделаны не просто так и ими нужно пользоваться, они должны работать. Прокомментируйте, пожалуйста, вот эту вот ситуацию.

– Они, конечно, если и стоят, то они должны стоять, т.е. если вы достаете, вы должны либо потренироваться и понимать, куда у вас автомобиль поедет и что с ним происходит. Если, в принципе, вы тренированы и понимаете, что в этом повороте вы проедете, если вдруг что пойдет не так, то вам система эта и не нужна, ну проскользите и уедете дальше, потому что ESP, она вас пытается постоянно капотом туда повернуть, наружу, т.е. если у вас идет занос, она вас пытается вернуть. Ну, как говорят, если без системы ESP вы можете проскользить боком, тем самым оттормозиться немножко и уехать дальше, а с системой ESP вы приезжаете прямо в дерево в наружу, потому что она не даст никакого крена, она не даст угла вот этого так называемого, она будет вас постоянно возвращать туда, наружу.

То есть, правильно я понимаю, она создана для того, чтобы машина была прямо, не скользила боком.

– Да, она же не понимает, что у нас поворот, она пытается у вас занос этот закончить, а занос она пытается прекратить, у нее же нет больше никаких функций, именно колесами, путем оттормаживания тех колес, ну как вот на лодке, если взять, весла в разные стороны крутануть, раз – на месте развернулся, тоже самое она колесами делает, она оттормаживает колеса в такой последовательности, чтобы автомобиль...

В режиме трактора получается работает. Ага, понятно, и если все-таки человек почувствовал в себе уверенность, как ему тогда себя натренировать, во-первых? Одно дело – тренироваться, ездить на какой-то площадке, где кроме конусов ничего нет, другое дело, какую-то такую ситуацию увидеть и вообще в потоке машин в городе, где все остальные машины, ну и, не дай бог, конечно, какие-то есть пешеходы, и так далее. Как себя натренировать?

– Самообразование, конечно, хорошо, но оно в меру должно быть, т.е. все равно должен быть человек, который со стороны подскажет ошибки, какой-то свой опыт передаст, т.е. просто ездите по площадке, ну что, выехали вы, покатались, т.е. надо все равно понять, как действовать в этой ситуации, когда автомобиль пошел мимо поворота, какие приемы применить, исходя из того привода, на котором вы ездите, т.е., в принципе, техника должна быть такая, т.е. мы должны медленно, пешком зайти в поворот и быстро из него выйти, т.е. это не должно быть наоборот. Тот, кто пытается быстро залететь в поворот, он обычно остается там, снаружи где-то, т.е. мы должны медленно въехать в поворот и быстро из него выехать, как из рогатки. Вот наша основная цель – и будет безопасная манера, безопасная техника. В основном это бывают такие улеты, когда водитель перебрал со скоростью и очень быстро залетел в поворот, и потом приходится применять какие-то всякие методы, поэтому если будем медленно заезжать, быстро выезжать из него, то, соответственно, это будет и быстро, и безопасно на общественных дорогах.

Понятно. Жалко, что многие думают за рулем, что они прям очень профессиональные водители и они максимально контролируют свой автомобиль. Мне вообще кажется, что грамотный водитель, чем больше у него опыта, тем больше он понимает, наверное, что он не идеальный водитель.

– Тут процесс же тренировки, т.е. если мы всегда ездим со скоростью 40 км в час по городу и никогда ничего не было, это тоже как, соответственно, такая защита. Сейчас, к сожалению, это не всегда проходит, поэтому мы должны понимать в экстремальной ситуации, она возникает ежесекундно, раз – и возникла, мы к ней должны быть, во-первых, готовы, во-вторых, сделать те действия, которые нас уберегут от последствия или хотя бы смягчают последствия какие-то.

А можно ли как-то попробовать смоделировать эту ситуацию на площадке? Там, не знаю, попросить кого-то, чтобы он сделал что-то, или самому?

– Ну, нет, смоделировать, конечно, можно. Все равно, если человек применяет все приемы управления автомобилем и может там, грубо говоря, из одного заноса в другой машину переставить и ехать в таком темпе сколько угодно, то это уже считается профессиональный водитель, он уже... То есть занос, это же ничего страшного в принципе нет, это торможение автомобиля. Мы идем по прямой, у нас возникает занос, мы тормозим боком, в принципе, то, что тут такого, ну притормозили чуть-чуть, выровняли, прямо опять едем, опять чуть притормозили, ничего страшного-то в этом нет, потому что автомобиль на прямых колесах, летя по инерции прямо, он тормозит хуже, чем он летит боком, даже если вот смотреть какие-то ролики при обгоне, допустим, со встречной возвращается обратно, его занесло и он начал виражи крутить, он буквально 2-3 виража и всё, и машина остановилась, если встречки нет, т.е. он тормозит эффективней боком за счет вот этого вращения.

То есть, друзья, заносов бояться не надо. Нет, нет, поймите меня правильно. Их не надо и провоцировать. Если вашу машину занесло, не надо паниковать, надо просто сбросить газ, немножечко...

– Это всё тренировки, т.е. теоретически это можно найти на любом ресурсе, посмотреть, там куча людей вам расскажет, как это правильно сделать, но практика, т.е. без практики никуда, зная теоретически, вы ничего не сделаете, поэтому именно практика должна быть. Возникает занос, вы должны правильно отработать рулем первоначально. Основная, 70%, это руль. Если вы рулем не отработали, даже если вы на переднем приводе тупо нажали газ, а рулем ничего не сделали, вы уедете не туда, куда хотели.

Спасибо большое, Сергей, за советы! У нас был в студии Сергей Седов, директор Центра повышения водительского мастерства. У микрофона Егор Тверетинов. За звукорежиссерским пультом Мария Зуева. Далее советы от автоюриста по поводу страховых выплат. Оставайтесь на «Эхе».

______________________

Программа вышла в эфир 12 октября 2016 г.


Обсуждение
5215
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.