Верхний баннер
13:09 | ЧЕТВЕРГ | 01 ОКТЯБРЯ 2020

$ 78.78 € 92.43

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:12, 22 ноября 2016
Автор: Егор Тверетинов

«Мы побывали на Кольском полуострове, на самой северной оконечности европейской части нашей страны, в единственном месте, где можно подъехать к Северному Ледовитому океану на автомобиле», — Сергей Аверьянов, автопутешественник

Добрый день, пермяки! В эфире «Дальний свет». У микрофона Егор Тверетинов, за звукорежиссерским пультом Мария Зуева. У нас в гостях Сергей Аверьянов, психиатр, фотограф, путешественник, и в том числе автопутешественник, который повидал у нас так много, что хочется прям сразу же начать расспрашивать о том, где, как, когда, и вообще, что у нас было.

– Здравствуйте!

Ну давайте вы про себя сначала немножечко расскажите.

– Я по основному роду занятий медик, я врач-психиатр, но так получилось, что всю жизнь я путешествую, разными способами, в разных местах, в том числе на автомобиле, пешком. В течении десяти лет я профессионально занимался организацией путешествий, туризма, немножко фотографирую на этой почве.

Понятно, спасибо. Сразу вопрос: откуда вернулись и куда собираетесь?

– Этим летом я предпринял довольно большое путешествие на автомобиле, около восьми тысяч километров…

Сразу перебью. Автомобиль какой? Нужно обязательно рассказать.

– Мой автомобиль «Тойота Пассо», это маленькая праворульная «Тойота» с объемом двигателя 1,3 литра.

1,3. Ну это примерно формата «Тойота Ярис», на наше, континентальное.

– Ну да, примерно.

Так, и куда?

– На Кольский полуостров, на самую-самую северную оконечность европейской части нашей страны, единственное место, опять же, в европейской части, где можно подъехать к Северному Ледовитому океану на автомобиле.

Вы буквально исполнили мою мечту, я очень хочу действительно запечатлеть свой автомобиль на берегу Северного Ледовитого океана. Так вот именно вот это была цель путешествия, правильно?

– Я очень люблю север, не только Северный Ледовитый океан. Мы побывали в Хибинах, еще в нескольких интересных местах на Кольском полуострове побывали, в Карелии. На обратном пути заехали на Ладожское озеро, на севере Ладожского озера, в Шхерах немножко походили на байдарке. Но, конечно, самой главной, интересной, высшей точкой во всех смыслах, это было время, которое мы провели на берегу Баренцева моря, в окрестностях Териберки.

Мощно, мощно. А это был какой месяц?

– Это был июль.

Июль. И как там с точки зрения дорог, не дорог, как доехать-то реально на обычной машине? Или это какое-то прям сверхпутешествие получилось такое, чуть ли не внедорожное, на выживание?

– Нет, сверхпутешествия не было, ничего сверх кроме расстояния там не произошло. Дороги доступны для любого легкового автомобиля, самая худшая часть, самая труднопроезжаемая – это на границе Пермского края. После этого дороги сносные, а от Санкт-Петербурга до Мурманска идет новая трасса – «Кола», она там длиной 1300 километров, она изумительная по качеству, по ней очень легко ехать. Между Мурманском и Териберкой, вот местом, где непосредственно можно подъехать к Баренцеву морю…

Ну к морю.

– Да, там чуть больше ста километров грунтовки, но она в неплохом состоянии.

Терпимая, в принципе, то есть доехать можно.

– Терпимо, да.

То есть на севере дороги в принципе даже лучше, чем у нас тут.

– Ну конечно, да. Всю дорогу, все оставшиеся три тысячи километров дороги лучше, чем у нас здесь.

Ага, вот у нас все говорят: климат, климат не тот. Все нормально с климатом у нас, дело не в этом. Но не об этом сейчас речь. И состав экспедиции-то какой был?

– Я ездил со своей семьей.

Сколько это вас там человек?

– С супругой гражданской, с двумя детьми.

То есть…

– Вчетвером.

Четыре человека на этом маленьком автомобиле. Одна машина, да, шла, я правильно понимаю?

– Одна машина, да, но я рассчитал ее грузоподъемность так, чтобы не значительно ее превысить.

Ага.

– То есть пассажиры – двое взрослых, двое детей, и минимум багажа – они как раз укладывались в предельную грузоподъемность автомобиля и мне удалось его не перегружать. Но для этого постоянно приходилось следить за бензином.

А, ну правильно.

– Чтобы не возить с собой лишний бензин, каждый раз…

Да, да, да, да, да, ну я понял, да. Интересно, вот вы говорите – минимум багажа. То есть палаточный как бы отдых получался или нет, или все-таки там есть какая-то инфраструктура и мы не можем брать свои палатки, а можем…

– Инфраструктура есть везде, но мы жили в палатках, потому что все-таки это поход, путешествие, старались жить вдали от городов, разбивали лагерь, готовили еду на костре, а там, на севере, там нет дров, пользовались и газовой горелкой. Единственное, что, опять же, по причине маленькой грузоподъемности машины у нас не было запаса еды, мы постоянно его пополняли. Поэтому кемпинг, палатка, минимум посуды и однодневный запас еды. Да, инфраструктура существует везде. И если под рукой интернет, и погода или какие-то обстоятельства препятствуют ночевке под открытым небом, всегда можно найти отель или хостел, как вот мы однажды только сделали, в Петрозаводске. Мы ехали весь день под дождем и вот как-то не захотелось на улице-то ночевать, поэтому забронировали, нашли и забронировали хостел.

Просто я говорю, среди моих знакомых, в том числе и я, очень хочу побывать в той стороне. Но действительно у многих куча страхов по поводу того, что там дикий край, там нет ничего, и если туда уезжать, то это нужно уезжать с прицепом всяческих вещей – и там холодно, нет связи, нет дорог, нет отелей. Или это все-таки становится уже таким более-менее туристическим маршрутом? Потому что то, что я смотрел, это некоторые так называемые джип-туры, 69-я параллель, у них вот так называлось, там-то прям ориентированы они на бездорожье и на джипы. Поэтому все вот эти форумы какие-то я читал, что вроде как я такой на своей BMW-1 небольшой сел и поехал, и это вроде как нереально. Хотя, в принципе, когда я ездил на Алтай, мне говорили то же самое, что «ты, чувак, на своей машине туда не доедешь». Ребята, вот мое путешествие по сравнению с путешествием Сергея – это вообще прогулка детей в детский сад получается.

– Побережье, северное побережье Кольского полуострова, там можно ехать от Мурманска на запад или на восток. На восток вот Териберка как раз, где мы были. Туда нормальная дорога, хорошая, туда можно доехать на любом автомобиле. Если поехать на запад, в сторону Норвегии, там есть Рыбачья, или Рыбачий…

Ну вот этот полуостров, который Рыбачий, песня про который есть.

– Да, вот туда желательно, конечно, на 4ВД, и с собой надо…

Ага, туда уже надо готовиться по серьезному.

– Да, там надо по серьезному готовиться.

Что посмотреть? Вот вы ради чего туда уезжали? Помимо… Ну, наверное, мне кажется, я бы туда поехал ради природы, наверное. Но еще там были и есть, я знаю, места воинской славы, что называется. Вы ради чего туда ездили?  

– Полярный день – что может быть прекраснее полярного дня, когда солнце не садится вообще и когда в три часа ночи и три часа дня выглядит одинаково.

Ага.

– Природа. Мы из своей палатки видели, как выныривают киты по вечерам.

Нереально, я даже это представить не могу.

– Два моря, мы побывали и на Баренцевом море и на Белом море, это Терский берег так называемый, это южное побережье Кольского полуострова. Приливы и отливы, океанский прибой, вот это все, заброшенность, то есть там в середине прошлого века были цивилизованные обжитые места. Сейчас количество населения сократилось в разы и вот кому интересно побродить по…

То есть люди ушли, а места остались?

– Места остались, да. И то, что вы назвали местами боевой славы, да. Ну не совсем боевой славы, это места, связанные со Второй мировой войной.

Напоминаю, что в эфире «Дальний свет», У микрофона Егор Тверетинов, за звукорежиссерским пультом Мария Зуева. У нас в гостях Сергей Аверьянов, и он рассказывает, как он на своем небольшом автомобиле покорил Кольский полуостров. Мы закончили на местах воинской славы, да, местах Второй мировой войны. Давайте продолжим.

– Там много мест, связанных со Второй мировой войной. Тогда там ожидался немецкий десант, не знали, как будут немцы наступать, поэтому были расположены подразделения, которые готовились к встрече и отражению атаки. Поэтому береговая линия, она носит еще следы укреплений, в камнях видны окопы, фортификационные сооружения, места, где находились батареи, колючая проволока, видимо, остатки каких-то металлических сооружений, броня разорванная местами попадается, потому что с воздуха-то бомбили. И в одном месте целая сохранившаяся артиллерийская батарея, брошенная с тех пор, в хорошем состоянии.

Ну и там прямо ко всему этому можно подойти и посмотреть?

– Да.

То есть это не охраняется, это не входит в заповедные места.

– Нет, нет, не охраняется, нет.

Вот у меня сейчас сразу вопрос возник: опять же, рассматривая различные варианты путешествий, в том числе Кольский полуостров, я на многих также форумах наткнулся, что это, получается, ты въезжаешь в приграничную зону в некоторых местах и нужно готовить загранпаспорта, получать визы и так далее.

– Там нет такого, нет.

Нет, вы в такую историю не заезжали?

– Нет.

А вообще, да, кстати, с какими трудностями столкнулись в путешествии? Что нужно учесть, если мы направляемся туда? Направляемся туда летом, сразу хочу сказать, потому что зимой там это вообще отдельная история.

– Ну трудности? Все те же трудности, которые связаны с дальней дорогой, то есть, если не считать технических проблем, которые, естественно, могут возникнуть, в моем путешествии единственная техническая проблема – это когда села батарейка в смартключе на берегу Белого моря.

Вроде как бы батарейка, но вот как в такой ситуации, да.

– Да. Но очень облегчает путешествие интернет. То есть все путешествие происходит в онлайн-режиме, от прогноза погоды почасового до расстояния до автозаправок, это очень облегчает жизнь, не приходится возить с собой лишний бензин, когда не знаешь, когда в следующий раз сможешь заправиться. Можно из прогноза погоды планировать путешествие туда, где хорошая погода ожидается и вовремя уехать оттуда, где плохая, ну и так далее.

То есть там зона покрытия интернета, получается, везде есть?

– Ну рядом с городами и поселками везде есть, конечно, и вдоль трассы.

Ну вот с этим проблем не составит?

– Нет, со связью никаких проблем.

Заправки? Все с ними там тоже хорошо?

– Все хорошо с заправками, но на таких расстояниях всегда беспокоишься, не обсохнуть бы.

Не была ли это последняя заправка.

– Да, да. Поэтому навигация, прогнозы погоды, возможность что-то забронировать заранее. Ну, естественно, трудности связаны с покрытием больших расстояний.

Ну чисто бы вот физически что-нибудь…

– Да, иногда хочется проехать побольше, но я давно выработал для себя алгоритм движения, и в принципе, если его придерживаться, то и трудностей нет. Его главная особенность – это не уставать, когда чувствуешь усталость, надо отдыхать.

А за рулем-то вы один были, или вы с женой менялись, нет?

– Я был один, один.

Один. И сколько… Из Перми, да, выезжали?

– Да.

Сколько получилось туда и обратно, ну вообще вот все путешествие в километраже?

– Без сорока километров восемь тысяч.

Без сорока километров восемь, ага.

– 7960.

Ну это получается не космическое такое расстояние-то.

– Нет, не космическое.

Просто по карте-то всем кажется, если мы едем на север, то все, это 20-30 тысяч километров. То есть, в принципе, сгонять-то так-то и можно, получается.

– На 20000 километров сложно уехать из Перми.

Ну да, да. А что касается финансов? Ну вот так вот для… Дорого это вообще получилось, не дорого? Потому что наши слушатели так все равно прикинут, свои кошельки приоткроют и подумают: «Так, а смогу ли я тоже сгонять на Кольский?»

– Ну это получилось дешевле, чем четыре авиабилета до Мурманска и обратно.

Ага. То есть это получилось, ну какой-то вы подсчет не вели, не вели, на человека сколько получилось?

– Сумму сказать?

Ну сумма примерно, да.

– Около двадцати тысяч на человека.

Около двадцати тысяч на человека – это с питанием, с бензином и с жильем, со всем, со всем?

– Да, да, от Перми до Перми.

Так ребята, выбор-то очевиден становится.

– Ну видите, расходы-то, собственно, это бензин, еда, ну и музеи кое-где.

Да, вот, кстати, может быть вы скажете какие, ну такие рекомендательные точки. Мы едем из Перми в Мурманск, туда, на Кольский. Вот что прям надо посетить? Мы можем не знать, но посетить надо и об этом останутся хорошие впечатления.

– Зависит от того, какой дорогой едете и сколько у вас времени. Конечно, интересно заезжать во все города по пути. Зависит от того, по какому берегу Онежского озера решите ехать, то есть, если по западному, там можно переночевать, хорошие места для того, чтобы подъехать. Восточный берег, он высокий, но там интересные места, связанные с Беломорканалом, в Медвежегорске, там управление Беломорканала и вот эти все исторические места.

Ну музеев вот вы, например, тех же, много…

– Музеев?

Задам, вот так вот задам вопрос: много ли мест для «посмотреть», которые платные, то есть музейного формата, музейного или заповедного, и вот так вот?

– В Мурманске, конечно, ледокол «Ленин», атомный ледокол «Ленин» – достопримечательность номер один, краеведческий музей. В Хибинах, в Кировске очень интересный музей минеральный, там месторождение апатитов и там очень интересная экспозиция. Если будете на обратном пути, как мы, посещать Санкт-Петербург и Москву, то там…

Ну по Санкт-Петербургу и Москве-то это вообще можно отдельную передачу делать, да.

– Все, все, что угодно, да.

По времени-то сколько у вас это заняло? Потому что ну вот у обычного нашего, что называется, офисного планктона среднестатистический отпуск две недели.

– Ну я точно не помню, 25 или 26 дней. Но учитывая, что мы неделю были на Ладоге и никуда не двигались. Но вот две недели для такого путешествия маловато.

То есть это получится галопом по Европам, не все везде посмотреть.

– Ну да, да.

То есть, друзья, как-то если захотите, выкарабкивайте себе еще одну неделю, чтобы было все в комфорт, в удовольствие, и не было цели проезжать там тысячу, полторы, две, не знаю, за сутки, чтобы добраться до какого-то места. Ну и еще вот, я думаю, что последний вопрос перед выпуском новостей наших федеральных коллег. Что там с погодой? Потому что, опять-таки, все считают, что это север, там даже летом лежит снег, холодно, и вообще могут белые медведи съесть.

– Ну для кого-то это цель – летом походить по снегу. Я так всегда радуюсь, когда есть такая возможность. Погода на берегу океана непредсказуемая, она меняется каждый день и также меняются прогнозы. Могут идти дожди неделями, может быть ясно. В нашем случае было и то и другое, но благодаря тому, что солнце светит круглые сутки, мы могли выбирать, когда нам гулять. Если хорошая погода ночью, мы прогуливались…

Условной ночью, условной ночью по тем местам, получается.

– Да. При ночном солнце гуляли, а если днем… И нам очень повезло с насекомыми, вернее, с их отсутствием, потому что север – это всегда проблема, всегда большие сложности, но в этот раз долго стояла жаркая погода и по этой причине их не было. Но всегда надо готовиться к их большому количеству.

Я напоминаю, что в эфире «Дальний свет», у микрофона Егор Тверетинов, за звукорежиссерским пультом Мария Зуева. У нас в гостях Сергей Аверьянов, автопутешественник, психолог, фотограф, и вообще очень-очень крутой человек. Ну мы только что обсудили его путешествие на Кольский полуостров, к Северному Ледовитому океану, человек исполнил мою мечту буквально. А теперь немножечко посмотрим вперед. Вы куда собираетесь дальше?

– Моя мечта вообще – это Киргизия и Иссык-Куль и, собственно, этим летом я и собирался туда поехать, но возникла какая-то политическая нестабильность в Казахстане, который предстояло пересечь. В принципе, по расстояниям, по особенностям и по трудностям это сравнимое путешествие с тем, которое мы совершили, за исключением двух границ, которые предстояло пересечь, и несколько более худших дорог там.

Ну вот, кстати, отчасти именно эти же причины остановили меня, тоже просто должен был ехать в Казахстан. Казахстан, Узбекистан, мы хотели Аральское море объехать. Но еще очень смущало – опять же на форумах, когда я всю эту историю читал – в большей части отсутствие реальных дорог, реальное отсутствие дорог, потому что мы даже по гугл-картам смотрели, там есть какая-то условная дорога и видно прямо, что рядом по пустыне накатано. И еще смущало отсутствие – вот там реально – инфраструктуры, потому что ребята говорят: «Мы пересекаем какую-то границу…», и просто форум пишет: «Заправляйте бензином все, что есть, дальше бензина может не быть там километров четыреста». Ну и там условный +60 в пустынях. Вы как к этим всем историям?

– Так надо ехать весной или осенью на юг. Конечно, там жарко, и вот в пустыню-то не рекомендуется ездить летом.

Ну я как еще не самый опытный автопутешественник. Ну вот такой вот у нас, была такая идея.

– В Киргизии отличные дороги. Сложности – это вот именно пересечение Казахстана, там не очень.

Там дороги не очень.

– Да, и пересечение границ.

Ну вот я, кстати, слышал, я только вот немножечко географически не понимаю, где эта дорога проходит, что через Казахстан построили чуть ли не автобан, который идет через весь Казахстан туда, в Китай, к Желтому морю. Потому что у меня знакомый ездит на Балхаш и он говорит, что вот когда выезжаешь и на него прям встаешь и там можно чуть ли не 130 километров в час – ограничение, можно спокойно ехать.

– Ну так это с востока на запад, а нам-то надо на самый юг, в Киргизию.

То есть там вообще, да, все не очень, получается, с дорогами?

– Ну я пока не ездил, но судя по отзывам, не очень.

То есть там на маленьких машинках-то, наверное…

– Нет, нет, можно и на маленьких, почему? Там ведь не на джипах же ездят.

То есть вопрос в разбитости асфальта, я правильно понимаю?

– Да, да.

А, ну в этом плане.

– Ну и там стокилометровые участки грунтовки, которые тоже проезжаются на легковой машине.

Да, ну вот вы говорите, на Кольском проехали по грунту 100 километров, и я думаю, что это не страшно теперь уже, теперь уже не страшно. Вот вы рассказали про машину, про то, что она у вас, в принципе, небольшая. А я у вас видел фотографии, и там есть велосипеды, вы с велосипедами куда-то ездили. Потом видел фотографию, где стоит большущий рюкзак. Видел даже фотографию, где у вас кот в машине. Он с вами путешествует?

– Ну кот путешествует на недалекие расстояния. А велосипед – ну по причине того, что машина у меня небольшая, я могу только себя и велосипед взять. Два человека и два велосипеда туда уже не помещаются. Ну этой осенью я съездил на Качканар, поднялся на гору на велосипеде, машину оставлял под горой. Да, совмещаю и, строго говоря, автопутешественником-то меня нельзя назвать, потому что много я путешествую и пешком, и автомобиль – это средство доставки в места, где происходит дальнейший маршрут какой-то, либо пеший, либо лыжный, если зимой. Вот это суровое, напряженное преодоление природы на автомобиле, на джипе – это не мое, я этим не занимаюсь и стараюсь избегать по возможности.

Нет, ну я тоже не об этом, потому что у меня тоже нет такого подготовленного джипа, у меня небольшой такой городской автомобиль, тем более задний привод, и низкий. Поэтому вот мне тоже это интересно. Я думаю, что у большинства наших слушателей, которым нравится и которые хотели бы начать путешествовать на автомобиле, но все сидят и думают, что «ой, наверное, для этого нужен джип или минивэн, вот был бы он, я бы поехал». Вот у нас осталось буквально пять минут. Новогодние праздники, новогодние каникулы впереди. Для тех, кто может начать путешествовать после ваших слов на автомобиле, вот в эти небольшие каникулы куда можно съездить так, чтобы это было без ущерба, что называется, для здоровья, для автомобиля, но интересно и оставило кучу впечатлений?

– Ну в первую очередь зимой надо ехать туда, где можно переночевать не под открытым небом.

То есть палатки для начинающих зимой, ребята, это пока не надо, пока в тепло езжайте.

– Не советую, да. Так все лыжные базы, лыжные курорты, горы, Северный Урал, Южный Урал, сейчас там есть приюты, турбазы. На Южном Урале это Тюлюк, окрестности Иремеля, Таганай. Северный Урал – это главный уральский хребет Конжак. Там везде есть туристическая минимальная инфраструктура, контакты, которые можно найти в интернете.

Ну в том же интернете, да.

– Расстояния небольшие – 300, 500, 600 километров.

Ну так это вообще терпимо.

– Преодолевается за день, да.

Вообще спокойно, терпимо. И там мы катаемся на лыжах, правильно?

– Ну везде по-разному.

Или там мы также смотрим природу?

– Смотрим природу.

Чисто от себя интересно. Может быть, задам глупый вопрос. Я куда-то могу в эти праздники уехать недалеко и – моя детская мечта – я хочу увидеть северное сияние.

– Северное сияние – вещь вообще непредсказуемая и оно бывает в последние годы даже и у нас, в Перми, но…

Что-то не доводилось как-то замечать.

– Не доводилось. Чаще его наблюдают в Красновишерске. Если уедете еще севернее, Сыктывкар, например…

То есть там это прям все видать будет?

– Там шансов больше. На Кольском полуострове оно почти постоянно.

Нет, ну Кольский-то понятно, да.

– Но туда ехать далековато.

Да, далековато, да. За эти выходные не успеть сгонять. У нас вот остается буквально три минуты. Давайте совет нашим будущим или уже настоящим автопутешественникам. И буквально пару слов о том, как облегчить себе путешествие, может быть есть какие-то фишки, какие-то лайфхаки, вот что нужно взять, чтобы было прям гораздо проще? Ну я не знаю, какие-нибудь газовые горелки, какие-то там примочки для телефонов, для интернетов. Есть ли какие-то у вас уже выработанные такие, опытные? Вот вы знаете, что вы выезжаете куда-то в путешествие и вот эту вещь мы точно с собой берем, без нее, оказывается, в дороге плохо?

– Должен быть автомобиль в порядке и все, что к нему прилагается должно наличествовать. Поэтому не стоит так надеяться на то, что колесо можно подкачать в шиномонтаже. Насос возьмите. Нет особенных каких-то приспособлений. Конечно, вот этот минимум, который нужен для разбивки лагеря – фонарь, топор, какие-то костровые…

Но не всегда рассчитываете на инфраструктуру?

– Да. И если вы едете зимой, то будьте готовы к тому, что может случиться такое, что придется провести много времени на свежем воздухе.

На свежем воздухе?

– Конкретно на морозе.

И может быть, даже с лопатой.

– С лопатой, с чем угодно, потому что техника непредсказуемая.

Не рассчитывайте, да, не будьте стопроцентно уверены ни в технике, ни в инфраструктуре, берите с собой какие-то запасные колеса, берите с собой то, что может вас обогреть на улице зимой, если вдруг машина встанет. Не рассчитывайте, что вы спокойно доедете до какого-то теплого приюта. Друзья, сегодня хочется закончить немножечко не своей фразой: «Путешествуйте подольше и подальше!» С нами был Сергей Аверьянов, очень интересный человек, путешественник, фотограф, психолог. У микрофона был Егор Тверетинов, за звукорежиссерским пультом Мария Зуева, услышимся через неделю. Пока!

___________________

Программа вышла в эфир 9 ноября 2016 г.


Обсуждение
1784
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.