Верхний баннер
11:28 | ВТОРНИК | 19 МАРТА 2024

$ 91.98 € 100.24

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

10:58, 30 марта 2017

«На хорошую идею деньги у людей есть всегда», — Сергей Бровцев, партнер проекта, совладелец ресторана «Экспедиция», о первом питч-марафоне «Разведка боем»

«На хорошую идею деньги у людей есть всегда», — Сергей Бровцев, партнер проекта, совладелец ресторана «Экспедиция», о первом питч-марафоне «Разведка боем»
«На хорошую идею деньги у людей есть всегда», — Сергей Бровцев, партнер проекта, совладелец ресторана «Экспедиция», о первом питч-марафоне «Разведка боем»
Всем добрый день! У микрофона Мария Хлобыст. За звукорежиссерским пультом Сергей Слободин. Это программа «Со вкусом свободы». И в студии партнер проекта, совладелец ресторана «Экспедиция» Сергей Бровцев. Сергей, добрый день!

Да, добрый день!

Ну, что ж, обещали мы нашим слушателям поговорить о питч-марафоне стартапов «Разведка боем», который прошел в Перми в эти выходные. Не скажу, что вы долго к этому готовились, как-то все очень быстро, очень мобильно, так по-бизнесовому все произошло. Встретились за несколько недель до вот этого мероприятия, идея, видимо, где-то витала, она была оформлена, раз - и мероприятие прошло. Так вот, какие проекты были заявлены, какие стартаперы пришли, какие больше всего понравились инвесторам, почему, и самое главное, что из этого получится хотелось бы сегодня выяснить в течение нашего эфирного часа до 45 минут. Я напомню нашим слушателям, что у нас работает мобильный эфирный телефон: 8-963-870-1000 – это Viber и Telegram, а также у нас есть эфирное ICQ: 404-582-017. Ну, и можем мы, конечно, включить телефон прямого эфира: 2-066-066, по которому вы можете задавать Сергею свои вопросы. Знаете, после этого мероприятия полезла, естественно, в наш любимый Facebook, и там один из инвесторов проекта, Дмитрий Сутормин, насколько я понимаю, это такой серьезный предприниматель, серьезный бизнесмен из Москвы.

Известный, да, так скажем.

Известный, да. Он написал следующее буквально: «Закончилась «Разведка боем», почти 50 проектов. Улеглись эмоции, подвожу итоги. Вот на что я обратил внимание», - пишет Дмитрий, - «практически никто из проектов не говорит о бизнесе, о зарабатывании денег. Все фаундеры увлечены своей блестящей идеей, социальной полезностью, решением грандиозных проблем человечества – чем угодно, но только не тем, как заработать деньги, а ведь деньги – это универсальный измеритель полезности, чем больше делаешь пользы, тем больше денег. И второе, на что обратил внимание, очень слабо фаундеры изучают рынок и конкурентов. Это, подозреваю, следствие, опять-таки, нежелание думать о том, как продавать свой продукт и как на рынке заработать денег». И вопрос, которым задается Дмитрий Сутормин: как поменять ментальность фаундеров? А я добавлю: а вообще нужно ли ее менять и можно ли вообще привить и воспитать предприимчивость?

Ну, на самом деле, мы много и после мероприятия сидели, уже с инвесторами общались, и после этого страсти кипели, и в личном общении, и в Facebook. Надо сказать, что площадок, на которые приходят достаточно хорошего уровня проработанные проекты, их, в принципе, и так достаточно. То есть, если брать разные акселераторы и разные эти площадки, которые либо грантовые, либо там что-то финансируют, они требуют, чтобы туда проект приходит с хорошим бизнес-планом, с проработанным рынком, с маркетингом. И люди, которые дошли до этой стадии, так скажем, они уже примерно понимают, о каком бизнесе они говорят, сколько он может стоить и за него хотят уже, как всегда, приличные деньги. А здесь была идея как раз для таких людей, которые на уровне идеи пришли, рассказали эту идею. Она у них, может быть, где-то даже не дооформлена у самих в голове, кто-то реально и рынок совсем не изучал, есть уже эти истории на рынке и успешные, и неуспешные. Поэтому это была такая, свободная площадка для общения людей, на которой, я сейчас смотрю, как кипят в публичном пространстве страсти, и при этом никто не подозревает, что происходит вне рамок этого публичного пространства. Люди реально между собой стали собираться, обсуждать. Я думаю, что какие-то проекты - стартаперы и инвесторы- точно объединятся, скучкуются, и об этом будет понятно через какое-то время, во что это переросло. Но, как я изначально говорил, идея все-таки – людям дать эту возможность пощупать рынок, а кому-то, например, найти каких-то партнеров в проектах, на наш взгляд, она очень хорошо сработала и после того, как мероприятие закончилось, это все не умерло на три месяца до следующего мероприятия.

А у вас периодичность именно такая будет?

Ну, да, мы сейчас смотрим. Наверное, в июне будет следующая история. Что-то мы будем тоже докручивать как организаторы, но в целом отметили и стартаперы, и инвесторы, что очень все было динамично. Вы хоть и сказали, что такая, незаметная была подготовка, как-то все быстро, на самом деле…

Ну, это исходя из того, что я на бизнес-завтраке была за три недели или за месяц до этого, где эта идея каким-то образом была упакована, а потом уже раз… Я понимаю, что я не видела, может быть, всей подготовки, но…

Конечно, т.е. ее, как обычно, никому не видно и эта подготовка, конечно, нн в годах измерялась, но это был не один месяц. Ведь это история этого года, обсуждать в разговорах мы ее обсуждали и в том году, но вот в этом году решили попробовать сделать. И тут тоже было много вопросов: делать это платно – не платно, собирать – не собирать с кого-то деньги и какой это бюджет. Но в целом мы нашли энтузиастов, которые, так скажем, просто скинулись на все это мероприятие. И, на мой взгляд, из этого что-то получится хорошее, потому что там было несколько интересных проектов, в рамках этих проектов, мы потом с инвесторами обсуждали, многие отметили, как минимум, 10-12 проектов, отметили их в анкетах и сейчас уже получили обратную связь. Мне, вот буквально на этой только неделе, позвонило уже пять человек, которых я отмечал.

Инвесторы?

Нет. Стартаперы, с которыми мы договорились на следующей неделе встретиться и поговорить. Потому что в некоторых проектах люди, так скажем, ищут счастье в одном, идут в одно направление и не видят, какой багаж у них уже сейчас создан, наработан, и они его не развивают. И вот здесь задача инвестора как раз это рассмотреть и, наверное, на ранней стадии вот это «вкусное» выбрать для себя путем где-то помощи физической, где-то юридической, где-то финансовой. И я думаю, что, как минимум, проектов пять точно найдут своих инвесторов после этой площадки, а кому-то уже помогли, так скажем, дистанционно. Там была, например, команда ребят, которые занимаются нанопорошками, и уже на сегодня они получили, в принципе, достаточно развернутый ответ от «Роснано» через одного из участников этой программы нашей, и теперь они понимают, т.е. как движется технология, где, кто лидер в этих технологиях, и плюс, я так понимаю, они для себя нашли еще и какую-то тестовую, экспериментальную площадку, где они могут теперь поиспытывать то, что они делают. Поэтому тут не всегда вопрос только найти человека с деньгами. Некоторые, кстати, из стартаперов прямо говорили: «Слушайте, денег нам не надо. У нас такая идея, мы ее озвучили. Давайте общаться, обсуждать, что из этого выйдет, а там будем смотреть, надо будет еще денег или своими обойдемся».

А это вообще правильный подход, на ваш взгляд?

А тут нет понятия правильный – не правильный

С точки зрения бизнеса. Ну, вот вы же бизнесмен.

Ну, условно говоря, вчера писали в новостях про проект «Ешь Фреш», что он попал в заочную акселерацию во ФРИИ.

Это Фонд развития интернет-инициатив.

Да, Фонд, который помогает вот таким начинающим интернет-стартапам правильно продвигаться, и они, как говорится, молодых учат. И вопрос в чем. Когда этот проект вообще только начинался, это все сложилось из обычного приглашения ребят как экспертов в «Высшую школу экономики». По сути, на защиту дипломных работ. И там порядка 20 было таких проектов дипломников, они рассказывали какие-то свои истории, что бы они хотели, какие стартапы реализовать. И тему, которую они там озвучили, ее покритиковали, поговорили, будет она – не будет работать. Но, тем не менее, была видна команда, были видны люди, и после этого мы выбрали эту команду, стали общаться. Формат проекта совсем поменялся в обратную сторону, и ребята пошли дальше. Это говорит о том, что не всегда все получается изначально правильно. А там знаете, сколько людей приходит с кучей бизнес-планов красивых, с маркетингом, но никогда не доходят до проекта? А есть истории, когда люди приходят, у них вроде ничего нет, только идея, а потом, бамс, и получается какой-то проект, да еще и который заслуживает внимания акселераторов таких, они выделяют на это деньги.

Хорошо. А все-таки вы и другие инвесторы, как эксперты, как оцениваете результаты проведенного питч-марафона? Вы сказали, что из порядка 50 проектов где-то проектов 5, они точно «выстрелят». Из 50 5 – это одна десятая часть.

Ну, во-первых, это мое такое пока предположение. Я думаю, что раз отметили, порядка 12 проектов, причем разные инвесторы разные отмечали, у кого где есть интересы и компетенции. В целом, может быть, если всех сложить, может быть, проектов 15-17 заинтересовали всех вместе. Что из этого выйдет, пока сказать сложно. Но я еще раз скажу, что, например, когда ты идешь в рамках какой-то программы грантовой, то там грант один, а претендентов, например, 100 или 200 на него, и там грант может быть, например, 500 000. А здесь безгранично, т.е. здесь инвестор идет своим путем.

От идеи и до…

Конечно, т.е. здесь история чем хороша. Ты можешь вначале зацепить хорошую идею за относительно маленькие деньги.

Это вы уже говорите с точки зрения инвестора.

Да. Дальше посмотреть, дорастить ее до какого-то состояния, оценить вообще эту идею в деле, и если ты вдруг увидишь, что в этой идее есть реальная экономика, то вопрос, где искать деньги, это уже там другой вопрос. На хорошую идею деньги есть всегда у людей. Соответственно, наша задача была как раз посмотреть идеи-проекты, а не просто готовые бизнесы с бизнес-планами, которые на свои деньги дошли до какого-то этапа и теперь хотят часть инвестиций вернуть.

Возвращаясь к вопросу Дмитрия Сутормина под своим постом, который он уже постфактум выложил после питч-марафона, как все-таки поменять ментальность фаундеров и нужно ли ее менять? Потому что люди, которые комментируют пост Дмитрия Сутормина, пишут о том, что бизнес-предпринимательство – это врожденная способность, ее не надо вроде бы никак прививать, она либо есть, либо нет. Это как талант художника, футболиста и прочие наклонности, привить невозможно.

Генетическая предрасположенность.

Да, вот как вы с Егором Прохорчуком говорили. Вот и тут невозможно этот генный код поменять.

Пока.

Но вы-то ведь другую историю продвигаете! Вы-то как раз пытаетесь из тех ребят, которые приходят, как вы говорите, на различные конкурсы, акселераторы, и которые не могут там получить поддержки, вы пытаетесь их собрать здесь и пытаетесь сделать что-то с ними. То есть вы, по сути дела, пытаетесь поменять ментальность.

Мы пытаемся дать, так скажем возможность и площадку, чтобы эти люди могли встретиться. Потому что, к сожалению, наверное, такой истории, когда кто-то официально где-то собирает такие вещи нет. То есть официально есть акселераторы. Иногда что-то проводят, например, власть в рамках своих программ по малому предпринимательству и по поддержке, туда, несомненно, многие ребята тоже ходят, обращаются. И, на самом деле, есть куча государственных программ, как получить деньги, просто многие не верят в это, считают, что это какая-то вообще сложная история. Есть куча примеров получения реально денег от государства, и это не настолько космический процесс, и мы это тоже доносим. Но вот чтобы куда-то ходить, у тебя должен быть определенного уровня уже сделан, ну, как минимум, презентация, бизнес-план. И мы-то как раз пытаемся на уровне бизнес-идеи дать обратную реакцию, мы пытаемся донести до стартапа, что то, что он придумал, например, это уже придумано до него, надо просто открыть Интернет и там это найти, либо доказать, что это что-то новое или, может, надо удешевить уже существующее. И пытаться воспитывать предпринимательскую какую-то жилку, наверное, уже бесполезно в этом возрасте. Мне кажется, что это какая-то природная предрасположенность у людей, которым это интересно делать, и они по природе такие люди сами по себе.

То есть, получается, мы делим людей на творцов, художников, которые могут генерировать какие-то идеи, что-то делать, но при этом они не могут или не хотя, сделать, как вы говорите, бизнес-план, маркетинговую историю просчитать.

Ну, в этом и история главная - вокруг чего и спор был.

А есть инвесторы, задача которых думать о рынке, конкуренции, о деньгах.

Конечно, т.е. любой гениальный человек, который может что-то такое придумать, очень редко когда может это капитализировать, и очень много есть идей, которые умирают на стадии того, что люди не смогли правильно этим знанием распорядиться. Либо еще одна беда у стартапов есть – это такая паталогическая жадность на старте, т.е. человек в силу того, что считает идею гениальной, считает, что вот ему с нуля…

Она должна стоит безумных денег.

Да, она стоит безумных денег. Поэтому, когда нет даже прототипа, например, какого-то продукта, а люди приходят и говорят: «Вот мне надо 100 млн, я буду там чего-то делать, потому что я полжизни этим занимался и хочу часть денег уже сейчас себе заработать», они умирают. Есть куча примеров, которые, к сожалению, так и не развили эту идею, а идея, она, как и ложка, хороша к обеду всегда.

Хорошо, вот под этим же постом Дмитрия Сутормина есть еще такой комментарий, я бы его как тезис выделила: «Чем больше пользы делаешь, тем больше денег». Вы с этим согласитесь?

Ну, в чем-то, наверно, да. Тут не всегда есть прям такая стопроцентная зависимость «польза – деньги», но, очевидно, если ты смог придумать полезный продукт, то он тебе даст, конечно, больше денег, чем продукт сложный, бесполезный и еще какой-то.

Это такая, этическая уже составляющая появляется?

Ну, это же вся история опять-таки психологии, маркетинга. И вот что такое там хорошее делать там или доброе, или еще какое-то. То есть, на самом деле, как говорят, надо дарить эмоции, а эмоции, они разные, есть хорошие, есть плохие эмоции. Но это эмоции. Вот безэмоциональность, она не привлекает никого, а вот такие вещи, они… Люди ж на разном бизнес делают, кто-то на хороших эмоциях и на радостных событиях, кто-то делает бизнес на печальных событиях и тоже делают бизнес хорошо и дают какой-то качественный продукт, и при этом они рады, довольны, что они этим бизнесом занимаются, хотя сам продукт радости людям большой не приносит.

Возвращаясь опять же к этой истории, пишут, что хорошие проекты выявлять не надо, они и так на слуху.

Ну, не соглашусь. Потому что очень часто люди, например, не могут донести хороший проект. Ну, вот кто-то не публичен, кто-то так увлечен своим продуктом, что он его все время пытается улучшить, усовершенствовать, и он его не выводит на рынок, а он все время его делает лучше, и люди могут год-два-три приходить и показывать развитие своего продукта, как он у него с первой встречи улучшился, и у них есть идея, как его дальше улучшать, и живут в этом продукте. Они получают от этого удовольствие, а инвесторы понимают, что это такая, вечная история.

То есть инвесторы должны быть еще и немножко психологами, чтобы выделить ту суть идеи, которая сможет потом работать на рынке? Все-так вам как инвестору, лично вам, какие проекты больше всего понравились?

Ну, тогда мы потом скажем, какие понравились. Я помню, один у меня товарищ сказал такую, наверно, глубокую, философскую мысль, что за деньги никогда, говорит, хороший проект не сделаешь, т.е. все гениальное делается без денег, а деньги уже потом. И, наверно, это тот случай, когда ты не тот инвестор, который приходит и, например, в акции «Газпрома» инвестирует в ожидании стабильных каких-то доходов, а ты именно ищешь на рынке какие-то эмоциональные ниши, новые ниши, которые прорывные совсем. И все же видят примеры. Сейчас есть, примеров много в мире, когда за рубль купил, а потом это стало миллиарды стоить. И мы в процессе, в перерывах общались и встречались уже после. Было несколько таких, прагматичных проектов, которые интересны нам в свете нашей сегодняшней деятельности. Там были опять же ребята с «Высшей школы экономики», которые…

Поставщик кадров для бизнеса.

Да, которые пытаются сделать историю с курьерской службой и с доставкой. И мы, наверно, с ними как-то посотрудничаем.

Переплюнуть «Почту России»?

Да. Вчера они, кстати, объявили, что кучу наберут курьеров, будут им давать с собой платежные терминалы, и жизнь у почты наладится. Это был ведь анекдот, сейчас не помню, про какой продукт, по-моему, про какую-то рыбу. Говорит: «Откуда взялась такая рыба?». «Это, - говорит, - «Почта России» придумала. Пока доставляли, вот маленько она подсушилась». Потом был интересный, наверное, проект в области образования. Он интересный с разных сторон, не только с идеей, которую сейчас хотят реализовывать, но и то, что уже реализовано. Был там один интересный паренек, уже не первый раз мы его видели на проекте, который…

С велосипедом который?

Нет, с велосипедом – это отдельная тема. С аппаратом по очистке воздуха.

А, да, тоже видела.

То есть там сама идея, наверное, интересная. Весь вопрос сейчас промониторить рынок таких устройств, есть он или нет, отличаются ли от принципа, который есть у него от тех, которые реализованы уже, потому что рынок достаточно широкий для применения. Это как рынок всяких аллергических заболеваний до рынка очистки комнат в каких-то научных учрежденияхт. Поэтому это мы договорились тоже посмотреть. Была там одна история, связанная с ресторанным бизнесом. Многие не поняли, чего ребята хотят, видно, что из этой области мало было инвесторов, а там, на самом деле, тоже были интересные идеи, поэтому мы тоже с ними договорились встретиться. Ну, и в целом я смотрю, какие-то проекты, может быть, от нас не в плане какой-то такой прям финансовой поддержки могут получить, а с точки зрения…

Консультационной, менторской?

Где-то консультационной, где-то менторской поддержки. Там были два проекта по поводу раздельного сбора мусора и вообще запуска в городе такой технологии. Я понимаю, что представления ребят, так скажем, немного идеалистичны о том, как устроен рынок уборки мусора в нашей стране, и там много есть нюансов. Но сама идея, опять же как для жителя города, нам она понравилась. Что у тебя, во-первых, стоят такие штуки… 

Контейнеры.

В которых все отдельно собирается, потом что-то дальше перерабатывается и превращается в деньги снова, что-то еще в какой-то еще продукт, а что-то уже в отходы уходит. И, на мой взгляд, история властей города и региона на такие проекты обращать внимание, и мы в этой части договорились о том, чем мы можем им помочь, чтобы этот проект как-то зашевелился. Одна из тем была кстати, это возможности объединения усилий стартаперов, потому что у некоторых стартапы пересекаются по тематикам, и я понимаю, что хочется каждому свое, что я главный, это мой проектт. Ну, мы сегодня утром ребятам разъясняли эту историю, я говорю: «Всегда лучше делить прибыль на пятерых, чем убытки на одного, поэтому вы подумайте, может быть, вам не надо каждому иметь свой персональный стартап, а иметь 20% в общем стартапе с повышенными компетенциями».

И работать командой.

И работать командой, да.

Ну, вот смотрите, все-таки конкуренция ведь существует не только у стартаперов, но и у инвесторов тоже. И история-то какая? Что стартап-марафоны - это в общем-то не редкость, их проводят многие структуры. А, например, Фонд Сколково, так тот вообще с гастролями ездит по всей стране и собирает стартапы. И получается, что лучшие стартаперы, или более эффективные, коммерчески интересные находят поддержку как раз за пределами своего региона. Не боитесь ли вы здесь конкуренции? К тому же ваша задача, насколько я понимаю, все-таки оставлять бизнес именно на территории региона.

Ну, бизнес, он вообще границ не имеет, и особенно то, что связано с Интернет-технологиями, это вообще сейчас безгранично.

Интернет-технологии, да. Но ведь есть еще и оффлайн.

На самом деле, хороший бизнес найдет, куда развиваться, и даже появление хорошего стартапа в нашем регионе не говорит о том, что он тут останется или он куда-то уедет. Есть масса примеров, когда, базовая станция всегда находится в том регионе, где появилась, а тиражируется уже по всей стране, и это обычная история развития. То есть тут больше, наверное, рынок диктует. Так же, как вопрос, не боятся ли инвесторы, как они проекты эти делить будут. На самом деле, вопрос тоже такой вставал: что будет, если пятерым, например, инвесторам понравился один и тот же проект. Я говорю, тут вопрос всегда рынка, т.е. каждый…

Кто больше предложит?

Да, кто больше предложит. Или вот, если сейчас эти пять инвесторов договорятся и пойдут вместе, и не будут подымать цену, ну, значит, они договорятся. Тут вопрос всегда определения рынка, и здесь ничего такого страшного нет, это точно не история про то, что давайте на берегу договоримся, что это будет твой проект, это будет мой проект. Нет, конечно. Все люди свободные, все пришли посмотреть и каждый выберет, что ему по душе.

Понятно, что сделать край привлекательным во всех смыслах – это задача не только власти, но и бизнеса. И понятно, что сегодня большинство законов, регулирующих предпринимательскую деятельность принимаются на уровне Российской Федерации, но, тем не менее, у нас есть свои депутаты краевого Заксобрания, которые, во-первых, могут выходить с подобными инициативами в Государственную Думу, а во-вторых, они могут на уровне края принимать какие-то законы, которые будут регулировать здесь местную деятельность. Так вот, во-первых, нет ли у вас уже сегодня каких-то пожеланий, предложений к нашим народным избранникам относительно законов, которые бы касались регулировки правил бизнеса на территории края? Или, может быть, они есть, а вы не выходите, потому что там много лоббистов крупного бизнеса, но нет, например, или мало очень лоббистов среднего и малого бизнеса?

Эта история есть, ну, и вообще к малому бизнесу все-таки власть всегда относится по остаточному принципу, т.е. он вроде должен быть, есть какие-то программы, которые призваны его поддерживать, но все понимают, что есть монстры, и пытаются туда апеллировать. Хотя, как это не парадоксально с точки зрения жизни региона, для региона, конечно, важнее жизнь малого бизнеса. Потому что малый бизнес – это вот те люди, которые…

Это то, что можно получить здесь и сейчас, потрогать.

Да, люди, которые живут, это занятость, это вовлеченность людей в процессы, которые происходят в регионе. И на эту тему сейчас тоже есть и планируются мероприятия, где это будет все обсуждаться. Но хочется сказать о чем? Что у малого бизнеса вариаций идти куда-то там во власть и лоббировать возможностей очень мало. Потому что, во-первых, нет времени, во-вторых, нет каких-то таких созданных, реально созданных больших групп влияния малого бизнеса. Есть много объединений - «Деловая Россия», «Опора России». Много вроде бы предпринимательских историй, которые на федеральном уровне, на региональном постоянно проводят разные мероприятия по улучшению жизни малого бизнеса. Но, как мы видим, малый бизнес все равно живет сам, своей жизнью и поддержкой особой не пользуется. И здесь, на мой взгляд, это все-таки вопрос к самой предпринимательской среде, готовы они объединяться, как-то лоббировать свои интересы или не готовы объединяться и каждый сам по себе живет? А власть дальше либо услышит, либо не услышит, т.е. если предприниматели реально какая-то сила, то ее, конечно, будут слышать, и она будет иметь влияние на какие-то вещи. Но в целом, сейчас, мне кажется, есть опять же уникальная такая история, когда новые технологии, а они реально сейчас прорывные технологии появляются во всем мире, они дают возможность в том числе и регионам как-то запрыгнуть в эту лодку. И понятно, что, если у нас там всегда были какие-нибудь нефтяные или нефтехимические заводы, предположить, что у тебя здесь будет развиваться авиастроение очень сложно. Но появление, например, тех же геномных технологий, про которые мы говорили в прошлый раз, вот есть, например, у края сегодня уникальная возможность попробовать эти технологии здесь развивать в силу того, что пермский бизнес вложился в эти технологии на федеральном уровне. И это можно принести сюда, компетенцию можно здесь выращивать. Она может пересекаться, в медицине, в сельском хозяйстве, в образовании, т.е. закрыть сразу несколько областей и сделать это, может быть, какими-то в будущем прорывными технологиями с точки зрения знаний, компетенций. И на это, несомненно, региону надо обращать внимание, потому что сегодня есть робототехника, которая у нас активно развивается, есть у нас очень сильная IT-школа в Перми, которую тоже можно развивать. И вот таких направлений совсем новых-новых, которые сейчас прям в тренде идут, да, можно Пермский край делать в этом, наверное, одним из лидеров не только в России, а и на мировом, так скажем, пространстве при желании, если это есть в приоритете региональной власти. Если нет, ну, тогда, к сожалению, это будет само все равно развиваться, но каким-то другим путем. Уедут отсюда просто эти люди.

Не будем заканчивать на грустной ноте. Я все-таки хочу повторить ваши слова, то, что власти необходимо хотя бы обращать внимание на инициативы бизнес-сообщества. Одна из них – это ваше объединение по поводу того же питч-марафона стартапов «Разведка боем». Бизнесу быть более активным, поскольку мы прекрасно понимаем, что спасение утопающих – это дело рук самих утопающих, поэтому утопающие здесь не только хватаются за соломинку, но, в общем-то, они ее уже схватили, они уже выбрались на берег, и теперь…

На самом деле, тенденции такие есть. Я считаю, что есть возможность предпринимательской среды как-то в этом участвовать. Я думаю, что через какое-то время мы расскажем, что сейчас происходит в этом направлении, и буквально у всех предпринимателей в душе и в физически…

Волосы дыбом встанут у них, хотите сказать?

Ну, как минимум, появится возможность поучаствовать в мероприятиях, которые будут как раз в тренде развития региона, и если есть желание, мы будем приглашать, пожалуйста.

Сергей Бровцев умеет заинтриговать, поэтому следите за нашими эфирами. Программа наша «Со вкусом свободы» подошла к концу. Спасибо, Сергей, что пришли.

Спасибо, что позвали.

Программа «Со вкусом свободы». Провела ее Юлия Хлобыст, за звукорежиссерским пультом работал Сергей Слободин. На этом мы с вами прощаемся. Всего хорошего! До свидания!

Да, до свидания!

 

Программа вышла в эфир 23 марта 2017 года


Обсуждение
2596
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.