Верхний баннер
10:23 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:13, 02 мая 2017
Автор: Сергей Хакимов

«Мы всегда должны помнить, чей хлебушек едим», — Евгений Тверетинов, главный дирижер Пермского губернского оркестра

День добрый, дорогие друзья! 91.2 FM, радио «Эхо Перми». Время 14.05 в столице Прикамья. Меня зовут Сергей Хакимов. В ближайшем эфирном часе мы будем с вами, будем говорить о музыке, о духовой музыке, и в целом о музыкальной культуре Пермского края. У нас в гостях сегодня, я рад вам об этом сообщить, художественный руководитель, главный дирижер Пермского губернского оркестра, заслуженный работник культуры России, полковник Евгений Тверетинов. Евгений Александрович, здравствуйте!

Евгений Тверетинов: Добрый день!

Сергей Хакимов: Рады приветствовать вас в нашей студии. Поговорим сегодня, постараемся охватить как можно более широкий спектр тем. Я напомню, что вопросы Евгению Александровичу можно задавать в мессенджерах WhatsApp, Telegram и Viber, разумеется, по номеру 8-963-870-1000. Задавайте вопросы, если вам что-то будет непонятно или, например, вы захотите спросить еще что-то у маэстро. Хотел бы начать с ваших планов и с вашей творческой деятельности. На сайте есть сообщение о том, что губернский оркестр готовит сюрприз для своих поклонников. А что это будет, узнаете 31 мая. Это интрига, но я вас попрошу немножко раскрыть карты. Что ждать?

Евгений Тверетинов: Каждую свою концертную программу мы готовим персонально под какую-то идею и, естественно, хочется удивлять своих поклонников, не просто военный марш или вальс должен звучать в исполнении нашего оркестра. Наша задача обратить внимание, в первую очередь, молодежи на такой жанр, как духовая музыка, поэтому мы стараемся находить темы, которые интересны для молодежи. Хотим этой молодежной темой привлекать внимание и не только внимание, но и приглашать их на свои концерты, чтобы кроме молодежных тем подавать им, так сказать, между строчек ту главную тему, которую мы обязаны нести. И, в первую очередь, через музыку идут духовность и идеология воспитательного направления. Потому что в слове «духовой» изначально корень «дух». «Духовность», «духовой оркестр» - они имеют общий корень. И всегда предназначение духового оркестра – быть на острие важных тем, которые переживает государство в то или иное время.

Сергей Хакимов: Вы все-таки заинтриговали, попрошу вас несколько подробнее рассказать о приятном, которое вы совмещаете с полезным, и полезное, которое вы укрепляете. Какая это музыка, та и другая?

Евгений Тверетинов: Главная задача духового оркестра, как говорил мой наставник, Владимир Иванович Лицман, уважаемый дирижер Перми, всегда помнить, чей мы хлебушек едим. Поэтому главное предназначение военного любого оркестра – это поднимать дух и настроение, в первую очередь, воинов, но это в замкнутом, так сказать, армейском пространстве. Нести в народ идеи любви к Родине, любви к городу, любви к государству – в этом и предназначение военного духового оркестра. Поэтому неслучайно один из немногих творческих коллективов – это военный духовой оркестр, которому доверено право исполнять главный символ нашего государства – гимн России. И неслучайно я сегодня пришел к вам с подарком и подарил Анне Букатовой, чтобы этот наш подарок здесь остался, текст гимна России с фотографией нашего оркестра, которую мы сделали в Санкт-Петербурге на одном из фестивалей.

Сергей Хакимов: Вы замечательную фразу сказали, на мой взгляд, несколько неоднозначную: «нужно помнить, чей мы хлебушек едим». Поясните, что вы имеете в виду.

Евгений Тверетинов: Мы должны проводить в жизнь политику нашего государства и политику нашего правительства, и в музыкальных госзаказах это присутствует. То есть через музыку, которая воспевает нашу страну, труд наших героев, т.е. символы, главные в государстве, мы должны выражать в своем музыкальном творчестве.

Сергей Хакимов: Наше государство – это все-таки не в полной степени, наверное, наше общество, и любое государство априори не отвечает интересам 100% жителей.

Евгений Тверетинов: Нет, безусловно. Но мы, коль являемся государственным учреждением… В искусстве всегда идет большой спор, что имеет право творческая личность или творческий коллектив нести для народа. Это и в Перми очень тема злободневная. И 50 на 50%, одни разделяют мнение о том, что государство оплачивает, значит, оно заказывает конкретный материал, а творческий человек обязан в рамках этого госзаказа соответствовать тому требованию, за которое он получает денежку, грубо говоря. Я не говорю о том, что нельзя самовыражаться в каком-то другом видении в искусстве. Пожалуйста. И я считаю, что для этого есть творческие коллективы, которые не являются государственными, и поэтому ты создаешь свой театр, ты создаешь свой творческий коллектив, и здесь у тебя есть право на все, что угодно. И тут уже критика должна быть такая, что закон нарушается или не нарушается, а дело вкуса – у каждого вкус свой. Поэтому какой мы хлебушек едим: если нас государство кормит, значит, мы должны соответствовать этим требованиям.

Сергей Хакимов: Евгений Александрович, но ведь у государства нет своих денег. Деньги-то народные. Это деньги – налоги, это деньги бюджета, они не принадлежат государству.

Евгений Тверетинов: Да, безусловно, но у государства есть право распределять эти деньги и строить то здание, которое сегодня видит это государство. Потому что мы же выбираем руководство, мы же с вами идем выбирать это государство. Поэтому если что-то не устраивает нас, значит, мы тогда выбираем что-то другое. Если мы попадаем в рамки этих взаимоотношений государство и подчиненность, я считаю, что в рамках государства надо соответствовать.

Сергей Хакимов: Расскажите немножко о творческой работе, о планах оркестра. Как у вас сейчас строится взаимодействие с органами власти, поскольку вы краевое учреждение, и вообще, как работа идет?

Евгений Тверетинов: Планов у нас, как всегда, громадье. Я рад, что востребованность у духового оркестра очень высока. Единственное, что за большой перестроечный период, пока мы переходили, как говорится, с этого света на тот, мы очень много потеряли. Это касается не только духовых оркестров, в принципе, в нашем государстве возникло много проблем и потерь. Что касается духовой музыки, то 20 лет назад в Пермском крае было свыше 60 духовых оркестров. Это и детские, это заводские, это сельские. И это было первое звено, с которым сталкивался молодой человек, делая первый шаг в искусство. В любом колхозе, в любом клубе был свой оркестр, и это было самая простая возможность соприкоснуться с искусством, а, может, потом попасть в большое искусство через самодеятельные духовые оркестры. И в свое время в Перми настолько были высоки традиции фестивалей духовой музыки, что в 20-х числах мая ежегодно проходили фестивали духовых оркестров. Это был, пожалуй, второй после ноябрьского парада национальный, народный праздник. На Октябрьской площади собиралось такое количество зрителей, что это было как государственный праздник в Перми. Сегодня же у нас в Перми  действующих 5 оркестров, из них 2 детских, а в крае можно только 4-5 насчитать. И то мы иногда себя обманываем тем, что, там 12 человек, мы это называем оркестром, не духовым ансамблем. Уровень очень упал и много потеряно, потому что не было востребованности 20 лет, и исчезли руководители, исчезли музыканты. И приоритеты в культуре изменились, технологические процессы вмешались в наш жанр. Но сегодня правительство, я так думаю, решило задуматься о проблеме этого жанра, самого популярного в народе – духовой музыке. В ноябре в Москве состоялось совещание руководителей духовых оркестров, заметных в России, министров культуры, вице-губернаторов со всей страны, и это совещание проводила Ольга Голодец, вице-премьер.

Сергей Хакимов: Она, по-моему, председатель хорового общества у нас в России, кроме всего прочего.

Евгений Тверетинов: Да, она курирует такое направление в культуре. И появилась инициатива создать в России Всероссийское духовое общество.

Сергей Хакимов: Духовое еще общество.

Евгений Тверетинов: Это говорит о том, что правительство обратило внимание на кризис в этом жанре, а этот кризис, конечно, имеет много причин. В частности, инструменты дорогие: в России перестали делать музыкальный инструмент. Буквально в том году мы купили два инструмента производства Санкт-Петербург. Получили довольно неплохого качества два баса, смотрим, а изготовитель-то уже Украина. То есть в России у нас на сегодня этого простого звена, простых инструментов для начинающих музыкантов тоже не делают, все ушло в Китай. Поэтому мы возлагаем большие надежды на возрождение, потому что правительство нас решило поддержать. Но в Перми мы стараемся, пока, так сказать, ноги носят, пока совесть не потеряна, шучу, конечно, мы стараемся не то, чтобы возрождать, мы хотим, чтобы, по крайней мере, не исчезли те оркестры, которые существуют в Прикамье.

Сергей Хакимов: Я немного тогда напомню нашим радиослушателям о ситуации, которая вокруг Пермского губернского оркестра в прошлом году развернулась. В начале 2016 года из-за реформирования Министерства чрезвычайных ситуаций военный оркестр Евгения Тверетинова, с 2002 года находившийся в структуре ведомства, стал государственным автономным учреждением. В конце 2015 года было зарегистрировано ГАУ «Пермский губернский оркестр», на финансирование которого краевой бюджет в течение 2016-2017 годов тратит по 28 млн рублей. Я не ошибаюсь? Это из «Коммерсанта» цитата.

Евгений Тверетинов: Я в финансовую суть не вникаю, потому что для этого у нас есть специальный человек, директор оркестра, и моя задача убеждать зрителей и музыкантов в полезности, необходимости определять горизонты развития нашего коллектива.

Сергей Хакимов: Безусловно. Но что для вас как для творческого коллектива изменилось с переходом из подчинения Министерства чрезвычайных ситуаций в краевое подчинение?

Евгений Тверетинов: За это я могу сказать огромное спасибо и министру, и губернатору.

Сергей Хакимов: Прежнему министру и прежнему губернатору?

Евгений Тверетинов: Да, прежнему. Я надеюсь, что и сегодняшний министр, и сегодняшний губернатор будут нашими союзниками. И я уже более 10 лет стучался в эти двери, доказывая необходимость сохранения оркестра, потому что нищенские оклады и тяжелое положение, естественно, вело к тому, что уходили лучшие музыканты. Играющий музыкант, он же еще и муж, и отец, и хозяин, и он же должен содержать семью, и за копейки это делать было невозможно. Сегодня мир толкает нас на то, чтобы покупать квартиры, а не получать, не ждать от государства. То есть мужчина должен быть добытчиком.

Сергей Хакимов: Безусловно.

Евгений Тверетинов: И моя задача была выстроить такую систему, при которой острых финансовых вопросов у музыкантов не должно быть, и тогда я как руководитель должен ставить творческие задачи, и, соответственно, тогда мы сможем решать очень многие творческие вопросы профессионально, что иногда удается.

Сергей Хакимов: Ваша цитата, цитата, как мне кажется, сильная. После того, как министр Игорь Алексеевич Гладнев покинул свой пост в начале этого года, вы сказали, я цитирую: «Если бы не участие Гладнева в нашей судьбе, музыканты Пермского губернского оркестра уже торговали бы на рынке или охраняли стоянки».

Евгений Тверетинов: Да, это, к сожалению, правда, поэтому я и подчеркиваю то, что это первый министр, который услышал мольбы и понял значимость оркестра, именно духового. Поэтому я только снимаю шляпу и всегда благодарю именно Игоря Алексеевича Гладнева за то, что он нас поддержал и помог нам сохранить коллектив.

Сергей Хакимов: Продолжим наш разговор после небольшой рекламной паузы, оставайтесь на «Эхе». День добрый еще раз, дорогие друзья! 91.2 FM, радио «Эхо Перми». Меня зовут Сергей Хакимов. У нас в гостях сегодня гость, которого мы безумно рады видеть, художественный руководитель, главный дирижер Пермского губернского оркестра, заслуженный работник культуры России, полковник Евгений Тверетинов. Евгений Александрович, здравствуйте еще раз!

Евгений Тверетинов: Еще раз добрый день!

Сергей Хакимов: Мы говорим и поговорили уже о духовой музыке, о том, какие цели и задачи должна, по мнению маэстро, ставить перед собой эта музыка и говорим о приоритетах вообще в развитии музыкальной культуры в той части, в которой это развитие происходит при непосредственной поддержке государства, при поддержке бюджета. Вернемся к Игорю Алексеевичу Гладневу. Надо сказать, что этот момент я бы отметил отдельно, потому что обычно представители музыкальной культуры или просто известные люди говорят хорошо о должностных лицах или политических деятелях, пока те самые находятся у власти. Евгений Александрович высказался в поддержку Игоря Алексеевича Гладнева, когда Игоря Алексеевича уже сняли и, как бы там ни было, это, безусловно, на мой взгляд, очень достойный поступок. Но некоторые детали мне бы хотелось обсудить. Вы говорите, что согласны с подходом Игоря Алексеевича Гладнева к культурной политике, к формированию повестки в этой культурной политике. В частности, говорите вот что: «Странно, что правительство нашей страны указывает нам одни ориентиры, Игорь Алексеевич Гладнев держится их, а на местах патриотизм и честность с принципиальностью оказываются не в почете. Для меня увольнение Гладнева – это большая потеря, я разочарован в принятом нашей властью решением». Ваша цитата по «59.ru».

Евгений Тверетинов: Да.

«Мы всегда должны помнить, чей хлебушек едим», — Евгений Тверетинов, главный дирижер Пермского губернского оркестра

Сергей Хакимов: Игоря Алексеевича Гладнева тогда процитирую, чтобы более широко раскрыть тему отношения к культурной политике. Он говорит о взаимодействии Министерства культуры при нем с Театром оперы и балета, это цитата: «Есть отношения, связанные с административно-творческой доктриной, причем административной в первую очередь. Прекрасно отдаю себе отчет в том, что дело, которым я занимался, это служба в государственном органе». Вы согласны, что в административно-творческой доктрине в отношениях исполнительного органа власти, занимающегося культурой, и творческих организаций прежде всего должна стоять административная составляющая, а не творческая?

Евгений Тверетинов: Любой творческий коллектив состоит из творчества и администрации, и для того, чтобы команда работала творчески, для этого должна быть вторая команда, которая будет администрировать любые технические вопросы, включая зарплату, свет, тепло и прочее. И, соответственно, есть какие-то государственные подходы, есть какие-то государственные нормы, есть какие-то государственные задания у каждого творческого коллектива, в рамках которых все мы находимся. И я в конце определенного периода должен отчитаться, что за это время мы сделали столько спектаклей, столько премьер, на наших концертах побывало столько-то зрителей, т.е. есть какие-то рамки госзадания. Я полагаю, что Игорь Алексеевич об этом и говорил, что контролирующим органом и смотрящим за всем этим является Министерство культуры, которое распределяет бюджет, которое направляет и организовывает какие-то массовые мероприятия фестивального плана и, естественно, несет за это ответственность, вплоть до уголовной, соответствуют ли этим нормам или не соответствуют коллективы, правильно ли они используют свой бюджет – не правильно они используют. Для этого, я так полагаю, и существует Министерство культуры. И, конечно, как мы говорили, чей мы хлебушек едим, если мы получаем государственные деньги, значит, мы должны выполнять государственные задания.

Сергей Хакимов: Я напомню, что у меня несколько другая позиция по этому вопросу – по вопросу, чей хлебушек едим. Я не считаю, что государственные деньги, в принципе, существуют, я считаю, что деньги исключительно народные. Скажите, на ваш взгляд, где граница между ответственностью Министерства культуры перед выполнением госзадания и цензурой, она в чем, на ваш взгляд?

Евгений Тверетинов: Я так полагаю, в этой ситуации был смещен акцент именно на цензуру, хотя Игорь Алексеевич об этом не говорил, и было важно поднимать общественное мнение. Это, в принципе, я тоже считаю, что не очень правильно, распечатать листовочки «Руки прочь!», я не буду сейчас конкретизировать от кого. И речь шла о каких-то технических, административных нарушениях, но не о цензуре. Поэтому проще было перевести это в цензурное русло для того, чтобы поднимать общественность – вот душат, не дают. Абсолютно не об этом была речь. Тем более, я знаю Игоря Алексеевича Гладнева лично, и мне очень приятно то, что такая личность как Игорь Алексеевич нам с вами сегодня не дает покоя, мы к этой фигуре возвращаемся.

Сергей Хакимов: Дело в том, что Игорь Алексеевич, как мне кажется, сформулировал некоторые принципы. Мы говорим не о фигуре Игоря Алексеевича сейчас, а о тех принципах, которые он сформулировал. Здесь, собственно, потому и разговор.

Евгений Тверетинов: Да.

Сергей Хакимов: Хорошо. Тогда другой пример, тоже из интервью Игоря Алексеевича, полного и, мне кажется, хорошо описывающего личность этого министра и его отношение к культуре. Почему мы об этом говорим? Потому что это отсчетная точка в современной культурной политике, которая, на мой взгляд, до конца еще не сформировалась у нынешних краевых властей. Так вот, например, скандал с отменой показа фильма «Перми-36». Игорь Алексеевич признается, что позиция о нежелательности показа этого фильма была сформулирована в его министерстве и дальше говорит: «Есть приоритеты, которые подтверждены планом и обеспечены финансированием», - это мы уже слышали. – «Мнений и суждений может быть огромное количество: вам нравится, а кому-то нет, вы считаете, что это хорошо, а кто-то – плохо. Кому-то нравится полоскать наши культурные традиции и считать, что искусство – это все, что хочу, то и делаю». Ну, в общем, он признается, что разговор действительно был с руководством пермской фильмотеки о нежелательности этого фильма. Это не цензура?

Евгений Тверетинов: Я думаю, что не могу выступать как консультант по всем вопросам. Я не музыковед, не идеолог какого-то там направления. Мы, я думаю, отошли от темы про духовые оркестры.

Сергей Хакимов: Хорошо.

Евгений Тверетинов: Я желаю Игорю Алексеевичу доброго здоровья. Человек, который определил принципы, взял на себя большую ответственность. Он понимал, что можно было отсидеться, так сказать, пригнуться, увильнуть, но человек не постеснялся взять на себя большую ответственность, понимая, что все камни и копья полетят в его сторону. Это мужской поступок, это достойный поступок. И, к сожалению, до Игоря Алексеевича на посту министра культуры не было таких людей, у которых была своя именно государственная позиция. И почему я с уважением к нему отношусь? Потому что, человек, у которого есть позиция, и эта позиция государственного мышления, вызывает большое уважение. А все остальные до этого были люди, которые занимались распределением бюджета. И это отличает Игоря Алексеевича от всех предыдущих представителей.

Сергей Хакимов: В чем разница между распределением бюджета Игорем Алексеевичем в приоритетах и теми министрами, которые были до него?

Евгений Тверетинов: Первая разница началась с темы «Пермь – культурная столица». Когда нам предложили, работникам культуры эту идею, вы знаете, как мы все загорелись. И первый раз я пришел на совещание и вдруг представляют нам мадам по фамилии Гор из Нижнего Новгорода, и приходит ее команда из Нижнего Новгорода. Это такие мальчики, которые, наверное, еще и музыкальную школу не закончили. Мы с Юрием Лапшиным на этом совещании сидим, и они начинают нас учить высокому, так сказать, культурному мастерству. А потом в итоге ты понимаешь о том, что распределение бюджета было сориентировано на команду, которая приехала из Нижнего Новгорода, а все пермские творческие коллективы остались в дураках, они были не нужны. И я был удивлен, какая же «Пермь – культурная столица», если в Пермь привозят иноземцев. А как же нам развивать свою пермскую культуру? Что у нас остается после разделения и разбазаривания бюджета? А ничего. А денежки уезжают туда, из коих мест приехали вот эти, так сказать, учителя нашей культуры. Поэтому проект «Пермь – культурная столица» - для пермских творческих коллективов был большой шок.

Сергей Хакимов: О привозной пермской культуре поговорим после федеральных новостей, оставайтесь на «Эхе». День добрый, дорогие друзья, еще раз! 91.2 FM, радио «Эхо Перми». Меня зовут Сергей Хакимов. А в гостях у нас сегодня маэстро, главный дирижер Пермского губернского оркестра, заслуженный работник культуры России, полковник Евгений Александрович Тверетинов. Здравствуйте еще раз, Евгений Александрович!

Евгений Тверетинов: Еще раз да, добрый день!

Сергей Хакимов: Говорим сегодня о духовой музыке, и в целом о приоритетах в культурной политике, поскольку тема у нас сегодня более широкая, и это не случайно. Пермская и не пермская культура – мы затронули эту тему, уходя на рекламу, вернее, на новости, и хотелось бы к ней вернуться. Вы считаете, что на сегодняшний день снова приоритет отдается не пермской культуре?

Евгений Тверетинов: Я бы, наверное, сказал, что культуре, которая не рождается, воспитывается и выращивается в Перми, а завозится за счет заманчивых финансовых предложений. Да, я это утверждаю.

Сергей Хакимов: Тогда я опять-таки вернусь к вашим цитатам. Цитирую по «59.ru» о художественном руководителе Пермского театра оперы и балета Теодоре Курентзисе: «О нашем театре…». «О нашем оркестре», - прошу прощения, это ваша цитата, - «знают многие, но мы не работаем так, как команда Курентзиса, когда в штате масса компьютерных крикунов, которые поднимают пыль, шум и панику на всех, кто пытается критиковать Курентзиса и его команду. К сожалению, Гладнев не смог справиться с этой командой». Вот скажите, пожалуйста, вы всерьез думаете, что комментарии в Интернете вроде «Курентзис гений» или «Спасибо вам за волшебство» пишут те, кто находятся в штате либо получают какие-то деньги от Курентзиса?

Евгений Тверетинов: Вы знаете, я с уважением отношусь к Курентзису как к музыканту и дирижеру и бесспорно констатирую тот факт, что оркестр, которым он руководит, очень высокого уровня. Но я и хочу подчеркнуть, что местная культура за счет перераспределения средств в сторону именно оркестра Курентзиса очень много теряет. И посмотрите на состояние хотя бы, я его называю, музыкального училища. Это раньше была… Это музыкальное училище, которое было одним из лучших, так сказать, по производству музыкантов. Очень хорошие традиции, прекрасные духовики, скрипачи, хоровики, пианисты. И в каком критическом состоянии находится сейчас это училище. И бедному директору Олегу Згогурину очень сложно и содержать педагогический состав: уходят старые педагоги, которые дорабатывают до своей пенсии, а молодежь не приходит, и традиции прерываются. Вот куда необходимо, в первую очередь, в Перми уделять большие средства. Можно создать школу, как Центральная музыкальная школа в Москве, для того, чтобы собирать лучших детей-музыкантов, воспитывать их для Перми, как это делает пермское хореографическое училище. Когда есть школа, есть развитие, есть перспектива. Сейчас предложат уважаемому мною и всеми Курентзису другие условия и, как это было и в Новосибирске, оркестр снимется с места вместе с Курентзисом, и останется выжженное поле, потому что лучшие местные музыканты разъехались, кто куда. Я знаю конкретных музыкантов из Перми, которые уехали и в Питер, и в Москву, и в Казань.

Сергей Хакимов: А я знаю многих музыкантов, которые оттуда приехали сюда играть.

Евгений Тверетинов: Вы знаете, они приезжают на разовые мероприятия, будем искренними. Приехали, премьеру отработали. Вот сейчас будет Дягилевский фестиваль. Сейчас со всего мира соберутся лучшие музыканты. Хорошо? Да, безусловно, хорошо. Но через две недели, когда закончится фестиваль, их не будет здесь в Перми.

Сергей Хакимов: Ну, подождите…

Евгений Тверетинов: Вы посмотрите афишу Оперного театра. 20 лет, 15 лет тому назад на афише было 32 спектакля в месяц. Посмотрите сегодня на афишу.

Сергей Хакимов: Меньше, согласен, но тем не менее…

Евгений Тверетинов: Слово «меньше» - это вы говорите не сосем правду. Меньше – это…

Сергей Хакимов: А, может быть, лучше меньше, да лучше, как вы считаете?

Евгений Тверетинов: Вы знаете, а надо ведь народ и детей наших, которые растут, воспитывать на детских спектаклях, не на концертном исполнении оперы, когда сидит оркестр и пять солистов в концертной форме. А вообще театр, с моей точки зрения, это машина времени и высокое искусство именно Чайковского. Пермь уникальна тем, что мы могли бы называть ее почти родиной Чайковского…

Сергей Хакимов: Но он здесь был один раз в детстве.

Евгений Тверетинов: Нет, это рядом, совершенно близко

Сергей Хакимов: 250 км, по-моему, по Каме.

Евгений Тверетинов: Да, 200 км, но больше близлежащие города не имеют права, так сказать, заявлять о том, что они земляки великого нашего композитора. И это единственный театр, который носит имя этого великого музыканта. Так вот, я считаю, что наша культура, русская культура и репертуарные театры – вот что является лицом именно музыкальной культуры нашей страны, а в Европе репертуарных театров, я думаю, что, наверно, нет.

Сергей Хакимов: Ну, да, практически нет уже, наверное, там.

Евгений Тверетинов: И люди собрались, отработали и хорошие музыканты. Я не говорю, что это плохо. Это действительно хорошо, но это дорого, не по бюджету.

Сергей Хакимов: Немножко паузу возьму. Дорогие друзья, вы звоните нам в прямой эфир. Я извиняюсь, мы не можем принимать звонки, поскольку это будет слишком долго. Я прошу вас, пишите, пожалуйста, текстовые сообщения в Viber, WhatsApp и Telegram по номеру 8-963-870-1000. Смотрите, буквально на днях пермский театр получил три «Золотых маски» за оперу «Травиата». Оперу «Травиата» в Москву не возили, поскольку ее вывезти невозможно. Наоборот, для того, чтобы посмотреть ее, сюда едут со всей России. Более того, со всего мира. Она идет на одной-единственной сцене – на сцене Пермского театра оперы и балета. Разве это не культурное достояние нашего края?

Евгений Тверетинов: Нет, это достояние и этому хвала. Но есть еще и другие события, о которых вы, может быть, знаете, может, нет, просто когда берут чартерный рейс и летят на самолете Абрамовича на «Лебединое озеро» в Пермь. Хорошо? Да, хорошо. Мои знакомые имели традицию 31 декабря приходить в Оперный театр на балет.

Сергей Хакимов: На «Щелкунчика» чаще всего.

Евгений Тверетинов: Да. А вы знаете, сколько стоит билет 31 декабря?

Сергей Хакимов: Честно говоря, я в последнее время не беру в партер билеты, но бельэтаж меня вполне устраивает…

Евгений Тверетинов: Исколько стоит билет?

Сергей Хакимов: На 31-е число?

Евгений Тверетинов: Да.

Сергей Хакимов: Вот 31-го не ходил. Но в целом я могу сказать, что цены относительно того уровня, который показывает сегодня пермский театр, сравнивая с Мариинкой, тем более с Большим, цены очень демократичные. За 500 рублей посмотреть там, я не знаю…

Евгений Тверетинов: 500 рублей - такой цены, в принципе, нет.

Сергей Хакимов: Зря вы так. Я иногда за 100 рублей покупаю.

Евгений Тверетинов: Нет, 31-го числа. Я говорю о том, что я рад за то, что получают «Маски» и, безусловно, это событийное мероприятие. Я знаю и вторую сторону «Масок», со мной делились номинанты и лауреаты этих «Золотых масок», это тема очень сложная.

Сергей Хакимов:  Любая премия – это подковерные интриги, определенная политика и т.д. Конечно.

Евгений Тверетинов: Нет, когда есть акцент к театру, к городу это хорошо. То, что Дягилевский фестиваль проводится здесь в Перми, это тоже хорошо. Но надо вспомнить о том, что изначально идея Дягилева заключалась в другом. Дягилев находил спонсорские средства, собирал лучшие российские таланты и вывозил их в Европу. Сегодня эта идея перевернута совершенно по-другому. Очень хорошие приглашенные, безусловно, но я не знаю, так сказать, по нашим ли расходам. При всем при том, что, я говорил, если взять во внимание развитие нашего среднего звена, с которым мы пытаемся воспитывать музыкантов, дальше – высшего звена, Институт культуры, я думаю, что главной, с моей точки зрения, задачей было бы поднять уровень и педагогов, и материальное состояние тех людей, которые живут в Перми, которые остаются в Перми, и которые воспитывают пермские кадры. И этими кадрами мы должны были бы гордиться и в будущем на Дягилевском фестивале, и вывозить их в Европу, показывать уровень культуры России и Перми.

Сергей Хакимов: Слушатели задают вопрос. «Что, на ваш взгляд, значит местная культура? Вы за изоляцию?» – спрашивают слушатели. – «Лучше свое бедное, чем интеграция в глобальный культурный контекст? Разве этот обмен не является катализатором развития?»

Евгений Тверетинов: Да нет, обмен хорош, но когда приезжает оркестр Спивакова, разве это не обмен? Здесь помогает государство, привозит шикарные коллективы, но…

Сергей Хакимов: Но наш оркестр играет в Москве, аншлаги в московской консерватории, просто какие-то головокружительные отзывы от преподавателей московской консерватории.

Евгений Тверетинов: Да, я хочу сказать, что в московской консерватории пустых залов не бывает никогда, это намоленное, святое место, поэтому честь и хвала. Но наивно полагать, что изоляция какая-то.

Сергей Хакимов: Это не я, это наши радиослушатели.

Евгений Тверетинов: Я отвечаю тому, кто задавал этот вопрос. Это какая-то глупость. Моя задача, чтобы пермских музыкантов видели и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Европе. Нам надо создавать базу для воспитания своих музыкантов. Что такое база? Это помещение, в котором занимаются. Вы посмотрите, опять возвращаюсь, на наше музыкальное училище. Ободранное здание и крыша течет, а педагоги вообще нищенские зарплаты имеют.

Сергей Хакимов: Была идея в свое время в оперном театре создать в Перми консерваторию, причем консерваторию с преподаванием по европейским образцам. Вы поддерживаете эту идею?

Евгений Тверетинов: Эта идея хорошо, но она изначально неверная. Почему? Для того, чтобы создавать консерваторию, необходимо иметь сильное среднее звено. Чтобы, во-первых, людям, которые заканчивают эту консерваторию, мы могли предоставить жилье. Или мы должны предоставить тогда такие зарплаты, при которых его можно было приобрести. Это будет опять-таки экономически сложно и не потянуть. Пермяк должен воспитать своего ребенка в музыкальной школе, потом ребенок должен поступить в хорошее музыкальное училище с шикарной базой. Возможно, это и консерватория, но эта идея была придумана изначально для того, чтобы в свободное время музыканты уважаемого оркестра «MusicaAeterna», так сказать, могли выразить себя в педагогической работе.

Сергей Хакимов: Можно говорить еще долго. Спасибо огромное, что пришли. Мы вынуждены закруглять нашу беседу, как ни странно, прошел эфирный час. Спасибо вам огромное, Евгений Александрович, за все мысли, которые вы высказали, и очень надеемся, что они дойдут и в том числе до тех, кто принимает решения. Будем надеяться, что наша культурная жизнь будет гармоничной и каждый сможет найти в ней то, что он ищет в культуре и в искусстве. Спасибо огромное. Сегодня у нас был в гостях художественный руководитель и дирижер Пермского губернского оркестра, заслуженный работник культуры России, полковник Евгений Александрович Тверетинов. Спасибо, маэстро.

Евгений Тверетинов: Спасибо.

Сергей Хакимов: Всего доброго!

Евгений Тверетинов: До свидания!

Программа вышла в эфир 21 апреля


Обсуждение
3661
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.