Верхний баннер
04:39 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:20, 12 мая 2017

«Мнение мое однозначно – я за выборы глав территорий. Я сам избирался. Я знаю, что это такое. Я за выборы», - Геннадий Тушнолобов, бывший премьер-министр края

«Мнение мое однозначно – я за выборы глав территорий. Я сам избирался. Я знаю, что это такое. Я за выборы», - Геннадий Тушнолобов, бывший премьер-министр края
«Мнение мое однозначно – я за выборы глав территорий. Я сам избирался. Я знаю, что это такое. Я за выборы», - Геннадий Тушнолобов, бывший премьер-министр края
- Здравствуйте, дорогие друзья, 13 часов и 6 минут в Перми на «Эхе» прямой эфир. Меня зовут Артем Жаворонков, Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. Как и обещали еще в конце минувшей недели, в гостях у нас Геннадий Петрович Тушнолобов, бывший премьер-министр Пермского края, председатель совета директоров «Корпорации развития Пермского края». Геннадий Петрович, добрый день

- Добрый день.

- Очень много вопросов пришло от наших слушателей по каналам обратной связи. Я думаю, они будут набрасываться еще по ходу, тому обязывает прямой эфир. Я понимаю, что некоторые вопросы покажутся слишком жесткими, но мы с вами договорились, что отвечать будем на любые вопросы, от кого бы и в какой форме они бы не поступали. Естественно, что и у меня есть целый список, и начать хотелось бы с общей темы «Наследие Виктора Басаргина»  и вообще работы в должности руководителя прикамского правительства. Спустя какое-то время можно оглянуться назад, посмотреть, выделить что-то главное. Может быть, какие-то неудачи в той работе, которую вы осуществляли в этой должности.

- Непростой вопрос. Но он понятен. Первое, что я хотел бы отметить, многие журналисты знают, что я был самым открытым человеком в правительстве, многие знали мой прямой телефон, в том числе и вы. Я всегда отвечал на все вопросы, которые интересовали журналистов, и старался не лукавить. Что касается наследия, я считаю, что пора заканчивать обсуждать эту тему, потому что есть новые исполняющие обязанности губернатора, создается новая команда, и здесь надо будет говорить и двигаться дальше с новым человеком наш любимый Пермский край. Безусловно, 4 года оставили у меня осадок, есть и положительные моменты, есть и отрицательные. К положительным отношу то, что я старался очень много общаться напрямую с людьми, и во второй раз я протопал весь Пермский край. Был в таких отдаленных поселках, встречался с людьми, решал их вопросы, в которых, как они говорят, никогда никто не бывал. Это очень помогло познать проблемы Пермского края, постараться скоординировать те ресурсы, которые были, решать эти проблемы. В частности, по дорожному строительству, по конструированию и строительству объектов социальной сферы. Вы знаете, что много детских садов, сельских клубов, и практически везде приходилось бывать и смотреть, как ведется работа. Что касается минусов, то, безусловно,  для меня всегда была некомфортна одна проблема, которая выливалась в другие проблемы –то, что я был лишен возможности, это прописано в уставе, решать кадровые вопросы. То есть, я получал то, что есть. Хотя всегда вспоминаю своего бывшего руководителя, президента нефтяной компании ЛУКОЙЛ. «Я всегда работал с теми людьми, что дал мне отдел кадров и господь бог»,- эту фразу я всегда вспоминал и старался наладить отношение со всеми, кто работал, получилось со всеми, за исключением двоих.

- Мы не будем их фамилии называть?

- Да сейчас это уже не секрет, и многие люди знают, что у меня не сложились отношения с Маркевичем и Демченко.

- Этих людей нет в Пермском крае сегодня, и многие ожидали, что они пропадут отсюда, когда уедет губернатор. Вопрос от нашего слушателя по поводу вашей личной репутации. Работая в таких условиях, при невозможности принимать кадровые решения, но отвечая в дальнейшем за действие этих кадров,  это так или иначе должно было сказаться на ваших взаимоотношениях с коллегами, с представителями промышленного корпуса. Ваша репутация, простым языком, не оказалась подмоченной, что вы имели отношение к этой команде, на которую не могли влиять?

- Знаете, если бы я ставил постоянно перед собой этот вопрос, который вы мне задали о своей репутации,  я бы ничего не делал. Я вспоминаю одного преподавателя в институте на военной кафедре, мы ему задали вопрос, что делать, если начнется атомная война. Он ответил: «Да ничего, ложитесь, накройтесь белой простынью и ждите». Понимаете, о себе можно всегда беспокоиться, но тогда никаких решений, нормальных взаимодействий не произойдет. У руководителя всегда должны быть следующие качества: он должен принимать решения, если оно плохое, можно его отменить, если оно недостаточно отработано, можно подкорректировать, но если ничего не принимать, как говорят, ноль на ноль сколько не умножай, всегда будет ноль. Поэтому, никогда не думал о своей репутации, о своей карьере. А люди, которые меня знают, прекрасно знают, что ни я, ни мои родственники, ни мои дети нигде никогда не замараны. В крайнем случае, об этом нигде никогда не говорил, я уверен, что это так и есть.

- Тут же вопрос следует, а действительно Басаргин был таким никчемным губернатором, как об это много говорят и говорили еще в его бытность?

- Да нет, я так не думаю. У меня с ним неплохие взаимодействия, он ушел, я никаких камней в его сторону бросать не буду. Я бы наоборот хотел, чтобы он был более жестким, более требовательным человеком, и самое главное, более объективным. Вот этого нам чуть-чуть не хватало. А так это был толковый человек, с которым можно было говорить на разные темы, он очень много ездил по Пермскому краю, общался с людьми, у него есть свои плюсы, но появились и минусы, когда необходимо было принимать очень четкие, ясные решения.

- А они не принимались?

- Не то чтобы не принимались, принятие их затягивалось. Два случая могу отразить, связанные с такими знаковыми моментами, как аэропорт и зоопарк. Я убеждал его изменить форму проведения мероприятий по аэропорту, долго убеждал, он согласился, но прошло немалое время. Вы помните всю эту историю, я останавливаться не буду. То же самое по зоопарку. Когда было принято решение леса, я подошел и обозначил все проблемы, потому что очень хорошо знаю этот участок Перми. Знаю, какие сети идут, предупредил, что будут проблемы, узнал мнение людей, и убеждал очень долго, одно убеждение сработало, он согласился, когда я показал документы, где было написано, почему нельзя реализовать этот проект.  

- Спрашивают по поводу продавливания некоторых решений, которые исходили из кабинета губернатора, как принято считать сегодня, и переламывали через колено. Вспоминают историю зоопарка, со сменой зонирования Бахаревки, эти ключевые моменты, когда не договаривались.

-  Продавливания было больше через политические моменты, в том числе и к городской власти. С точки зрения экономики, управления ничего не продавливалось, и это было невозможно сделать, потому что система не позволяет это решить. Через политические моменты: будешь, не будешь работать, и так далее это существовало. Но в итоге все закончилось нормально с тем же зоопарком. Я подчеркиваю, что у нас было очень много серьезных разговоров. В итоге, к моему мнению прислушивались.

- Это, наверное, обрадовало многих пермяков. Что касается вашей персональной ответственности, для многих людей не очевидно разделение властей, так как структуру управления государством часто путают, подменяя органы законодательной власти, органами исполнительной. Вы отвечали за кабинет министров. И одним из наследий этого периода были уголовные дела, связанные с министрами. В сознании людей это прямое подчинение, министр подчиняется премьер министру. И это значит, что вы были ответственны за то, что происходило в министерстве спорта. Павел Александрович сейчас под домашним арестом. А то, что говорил о мин.сельхозе после того, как Огородов ушел в отставку. Как можете прокомментировать уголовные дела, связанные с чиновниками Пермского края самого высокого ранга.

- Знаете, если вы назвали Павла Александровича Ляха, то я могу сказать, что это был один из самых эффективных руководителей не только в Пермском крае, но и в Российской Федерации. То, что он подписал, он согласовал с Виктором Федоровичем, очень рано выпал снег 3 октября. Я абсолютно уверен, что Павел Александрович ничего не поимел лично для себя. Да, он подписал, это административное нарушение, и оно должно получить какую-то оценку. Но, что касается стадиона «Динамо», я не думаю, что он там что-то поимел лично для себя. Я не буду говорить о людях, которые ниже работали, это сложнее мне сказать, потому что это другой уровень управления. Что касается остальных фигурантов, так получилось. Я всегда говорил своим коллегам, что работать надо так, чтобы у вас были не испачканы руки и чтобы вы не косились на те деньги, которые проходят мимо вас. Вы находитесь на государственной службе и ваш функционал абсолютно другой. На нашем уровне невозможно было по нормативным документам, которые я подписывал как председатель правительства, они все проходили через ведомство прокуратуры, там никаких условий для коррупции не было. А ниже, когда подписывались акты выполненных работ, видимо какие-то сговоры были. Я не хочу это как-то замылить или сказать, что люди действовали в чьих-то интересах, у них возможно и это было. Но лично на меня никто никогда ни с какими предложениями не выходил.

- Когда вас  назначили руководителем кабинета министров, для многих эта новость стала приятной. Говорили, что вы с учетом опыта работы в исполнительной и законодательной власти способны стать буфером между командой варягов и теми, кто живет, работает и зарабатывает в Пермском крае. В первую очередь, пермская промышленность. Басаргина представляли как человека дела, человека, который способен вернуть Пермскому краю историю как промышленного опорного края державы. Получилось ли поработать в этом направлении? Насколько мне известно, это общее представление. Я не погружен в эти вопросы глубоко, как тот, кто находится в структурах власти.  Удалось достичь консенсуса с промышленниками? Ведь говорили о том, что многие были недовольны действиями Виктора Федоровича и вас на посту премьер министра.

- Если вы найдете такого промышленника, которого пригласите в эфир со мной побеседовать, то вряд ли у нас получится предметный, конструктивный разговор. Я всегда говорю, я же не с луны упал. Слава богу, прошел все пути на производстве от простого мастера до руководителя предприятия. Но, дело не в этом, у нас наоборот создана соответствующая нормативная база, и она всегда создавалась в Пермском крае благоприятная для работы промышленности. Кто первые спец.инвест. контракты в Российской Федерации внедрил? Мы. У кого льготные ставки, с точки зрения инвестирования, в основные фонды? Только в Пермском крае, и многое другое. Я готов это обсуждать на отдельной программе, готов с кем-то дискутировать. Очень серьезная и плодотворная работа была как раз с промышленниками. То, что удалось сохранить промышленный потенциал, и эту оценку уже дает сейчас Решетников, это хорошая, планомерная и совместная работа с промышленниками о создании условий для их работы в Пермском крае. Я знаю, о чем идет разговор. К сожалению, большая часть промышленности досталось по наследству, не принадлежит пермякам, вот в чем проблема. Сегодня один-два руководителя являются собственниками предприятий, все остальные входят в другие структуры, находящиеся за пределами Пермского края.

- Это значит налоги?

- Это все. Налоги они платят, но инвестиционная политика в предприятие зависит от принятия решений на стороне. Это большой минус в Пермской промышленности.

- Но ведь были проекты промышленного развития для привлечения инвестиций, которые не сработали. Вокруг Чусового очень много споров и разговоров различного толка. Целый ряд площадок, которые сегодня оказались пустыми и в отсутствии инвестирования в эти крупные предприятия Пермский край винили как раз власти.

- Если вы эти примеры привели, я готов на них ответить. «KRONO» – они попали под ценз. Просто напросто планировалось финансирование этого проекта, выкупили землю, проект начал согласовываться, в итоге попали под санкции, они финансировались через Райффайзенбанк. Вот в чем проблема. И под санкциями находится вся страна, с точки зрения инвестиций. Где-то что-то протекает, где-то что-то не получается. «KRONO» приняла решение по другим схемам не проходить. По Чусовому ситуация очень непростая. Я помню этот завод, каким он был, перспектив у завода не было, ни политических, ни экономических, никаких. Что касается подписанного соглашения, я еще в 2002 году с Седых заключил пари, что по той схеме, по которой они планируют построить новый завод, эта схема не реализуемая.  Это было заявления. И в конечном итоге так и произошло. Другое дело, сейчас можно разгадывать то, что было, но надо организовывать работу.  Слава богу, сейчас принято решение об утверждении модели территории опережающего развитие. Я надеюсь, что Чусовой имеет все предпосылки получить соответствующее развитие, и два предприятия там уже строятся.

- Какие?

- Одно предприятия по переработке древесины, китайцы пришли. Второе предприятие по ремонту труб. Строятся цеха. Я надеюсь, что тот сигнал, который мы получили, в подписании постановление правительства, территория опережающее развития – это территория льготного налогообложения, позволит привлечь ряд инвесторов, и такие интересанты есть.

- У нас система так устроена, что органы государственной власти не должны вмешиваться в конфликты хозяйственных субъектов, к примеру.  У них есть общая экономическая целесообразность. И я слышал оценки, что та часть работы, которая зависела от правительства и руководства Пермского края, о создании площадок, была вялотекущей. Вспоминая крупные инфраструктурные объекты, про аэропорт вы уже сказали, там понятно, что не экономическая целесообразность была причиной всех бед, но у нас было много других схожих инфраструктурных проектов, которые были не связаны с экономикой. Например, дорожное строительство. Есть огромное количество примеров, обанкротилось большое количество крупных компаний, созданных именно в Перми. И вот эта история с уходом с рынков, причем из небытия, прекращение работы субъектов, созданных в Пермском крае, она особо ярко звучала в паблике. Потеря тех, кто был взращен и работал в Пермском крае, это как можно прокомментировать?

- Вас интересуют дорожники?

- Если есть примеры из других сфер, то, пожалуйста.

- Я могу сказать, что на 99.9 % это менеджмент так работает. Я  разбирался, что там происходит. Ну, если не умеют люди управлять.

- Нет возможности менять этих людей?

- Там собственники работают, вот и все. Что касается той направленности, что в комплексе сказали, это очень большая проблема в Перми и Пермском крае. И она не последних лет. У нас инфраструктурное развитие поставлено, если взять народную поговорку «Мы телегу впереди лошади поставили», так делается до сих пор уже много лет.

- Решение этой проблемы в руках кого?

Геннадий: Я могу привести один пример. Вы знаете, у нас комплекс медицинский в Камской долине. Там сделано все было для того, чтобы площадка была инвестиционно привлекательна, для совсем других целей.

- Подведение коммуникаций?

- Конечно. Там подвели коммуникацию, центр сосудистой хирургии, там инженерная инфраструктура стоит дороже, чем сам центр. Но к ней привязались все остальные. А делать надо все наоборот. Поэтому, у нас на сегодняшний день нет нормальных стадионов, дворцов, различных фитнес центров. И так далее. А в соседних регионах все наоборот поставлено. Знаете, была дискуссия по поводу зоопарка на Братской. А там собственников земли вокруг этого участка сотни. Были готовы для перепродажи, когда узнали, что туда завезут инженерную инфраструктуру. И так практически все делается. А делаться должно наоборот.

- Это же коррупционная схема?

- Вот так.

- Эта информация должна быть закрыта, по большому счету.

- Как закрыта, у нас такие площади по всему городу осваиваются.  Вам аэропорт назвать? Сами знаете всю систему. А кто там собственник? Кто перепродавал? В том числе бывший руководитель города.

- Не будем называть фамилии. Геннадий Петрович Тушнолобов, председатель совета директоров «Корпорации развития Пермского края», бывший премьер-министр нашего региона на «Эхе Перми» прямой эфир. Ваши вопросы на +796038701000 вайбер, ватсап, телеграм, смс. 404582017 наш icq. Прервемся на короткую рекламу. Сразу хочу сказать, что мы без федеральных новостей в половине часа. Ждите новости от наших коллег ближе к 14 часам.

Продолжается прямой эфир на «Эхе  Перми». Артем Жаворонков у микрофона, Геннадий Петрович Тушнолобов у нас сегодня в гостях. Давайте постепенно от итогов работы вас на посту премьер министра, от тех проблем, которые существовали тогда и существуют сегодня, перейдем к тем темам, которые сейчас остаются в поле вашего зрения, в части вашей новой должности. Вы сейчас председатель корпорации совета директоров Пермского края. Два слова о самой корпорации. К ней было много претензий, как минимум со стороны председательского корпуса. Говорили, ребят, столько денег туда вбухали, а где результат. В ведении самой корпорации сейчас какие находятся проекты?

- Я не знаю, о каких деньгах идет разговор.

- Уставной капитал, миллионы рублей.

- Сегодня крупные инвест.проекты, такие как аэропорт, Березники. Мы видим кураторство 179 квартала, строительство в центре Перми. Еще одно из направлений, готовится документация по повышенным кластерам. Некоторые у нас утвердились, и сегодня имеют предприятия, которые говорили, что мы их обижаем, имеют федеральное финансирование.  Оптоволоконный кластер, новый Звездный, сейчас идет стадия окончания, фармацевтические кластеры, и многое другое. Это все делают специалисты, документы соответствующие идут, согласование процедур, обоснование, специалистов совместно с мин.пром.торгом. Возглавляет это дело Чибисов Алексей Валерьевич. Я считаю, что здесь очень неплохо поработали. Что касается ряда денег, которые депутаты ставили в упрек, должны были вернуть и так далее. Мы все это сделаем в течение этого года спокойно, соответствующие графики мною утверждены. Я думаю, что мы в этом плане абсолютно открыты, я сам предложил, будучи еще председателем правительства, направил соответствующее письмо в законодательное собрание в 4 квартале прошлого года, чтобы в совет директоров  собрания «Развитие» вошли 2 депутата члена совета директоров. Члены совета директоров, из них 2 депутата. Кроме председателей. Ради бога, пусть смотрят, пусть участвуют в управлении, никаких проблем нет. Пока депутаты своих предложений не дали. Я надеюсь, что в ближайшее время мы этих кандидатов получим. Должно быть официальное решение законодательного собрания. Я думаю, что оно в ближайшее время будет. Мы наладим в этом плане взаимодействие, никаких проблем нет.

- Березники как один из ключевых компонентов, прогремевших на всю страну. Как выглядят там дела. Неоднократно в СМИ появлялась информация, что ведется строительство нового района с нарушениями технологий, сроков. Как там выглядят обстоятельства?

- Я не знаю, о каких технологиях кто говорит.  Если у них есть какие-то вопросы про нарушения технологий, пусть со мной побеседуют. Я хоть и горный инженер, но строитель. Никаких нарушений технологий там нет. Идет нормальное строительство. Да, задержка. Мы на год задержали этот проект, потому что правительством Российской федерации был предложен вариант под стандартной схеме, социальным выплатам, где мы подсчитали, что половина жителей Березников, которые нуждаются в переселении, потеряли бы в площадях. Там схема утверждена одинаково для переселения ветхого аварийного жилья. Мы целый год добивались и добились в окончательном варианте. Вышло новое постановление правительства только для Березников, чтобы предоставлялось жилье взамен бывшего, метр в метр. Это нонсенс. Год был потерян. В том числе с федеральным финансированием. А в положении финансирование идет равными долями: Пермский край, федеральный бюджет и «УралКалий». Эти задержки постоянно влияют, потому что нет стабильного финансирования федерального бюджета. Они могут дать один раз в год, а, как правило, эту сумму дают в ноябре-декабре месяце, а за два месяца освоить эти деньги очень сложно. Тем не менее, сегодня стройка идет. И я надеюсь, что к концу 2018 года тот первый этап, который запланирован и утвержден в объемах переселения 12000 березниковцев, будет выполнен в полном объеме. С соответствующим благоустройством, потому что там непростые грунты. Вы знаете, откуда пошли проблемы с фенольными домами. Мы сейчас все это дело учитываем, там абсолютно хорошее благоустройство, правильное инженерное решение. Первый микрорайон, который пущен в эксплуатацию показывает, что решения были приняты правильно. Лучше не торопиться, а сделать более качественно. Просто другого места в Березниках нет. На левом берегу все подработано, либо далеко. На правом берегу площадка предусматривалась для комплекса застройки. В 86 году было принято соответствующее постановление совета министров РСФСР о передислокации города Березники на правобережье, но потом об этом деле все забыли. В итоге, эта проблема нагнала нас.

- Спрашивают, почему «УралКалий» участвует посредственно в решение этой проблемы?

- Это оценка мнений людей, и я к ней отношусь правильно, нормально, потому что источником аварии является «УралКалий». Другое дело, я сам как бывший руководитель могу прямо сказать, что этим процессом занимались много лет. Месторождение принадлежит государству. И государство вырабатывало правило отработки месторождения, правило использования тех ресурсов, которые там есть. К сожалению, было совершенно очень много ошибок, в том числе и государственными органами. Я все это знаю, ситуация мне знакома. К сожалению, такой печальный исход, что два рода управления в Березниках уже затоплены.

- Слушатель интересуется. Хватит о Березниках, поговорим о Перми. Что вы скажете о фонде капитального ремонта? Что происходит там, и почему таким ужасным образом выглядит эта система?

- Вам надо было эту тему поднять не сейчас, а 5-6 лет назад. Когда я пришел в правительство, была поставлена задача, одна из форм указов президента, это снос ветхого жилья. А у нас никакой документации в 12 году не было. Если Татарстан начал эту работу еще в 2007 году, и до 12 года была уже налажена система, то мы в 12 году ее только начали, и в 13 году, буквально в последний день, прыгнули в федеральную программу, предоставив соответствующие документы, а документы надо было собрать с муниципалитетов. А у муниципалитетов практически никакой документации не велось, той, которая требовалась для включения в программу. Да, она получилось сырой. Понятно, что торопились, понятно, что в спешке, любыми способами запрыгнуть в федеральное финансирование. И обратно не откатишь. Документы, какие утверждены, такие утверждены. Пожинаем эти плоды бездействия, которые происходили с 7 по 12 год. Но это не для того, чтобы сказать, что кто-то плохо работал, была вторая ошибка. Кадровые назначения, которые происходили по фонду капремонта, где приходили люди, далекие от профессиональной подготовленности, реализовывать этот проект, тоже повлияли на выполнение этих мероприятий.

- Вы как премьер-министр не могли влиять на кадровые назначения? Это была работа других, приближенных к Виктору Басаргину людей?

- Он сам принимал решения.

- Люди были абсолютно удивительные. И связи на фонд капремонта.

- Мы с вами сходимся в этом мнении, но подчеркиваю, что основная причина, процентов 80 от всех проблем, это неготовность документов. Я могу сказать, что и сейчас очень большие проблемы есть. Да, деньги есть. Да, они не реализовываются. Но реализовываются, когда представляют документы муниципалитета, когда проходят экспертизу, принимается финансирование. Тогда фонд капремонта заключает договора. Оттуда идут документы очень низкого качества.

- Муниципалитет же тоже имеет своего руководителя, который должен отвечать за своих подчиненных, подбирать кадры? У нас при Викторе Басаргине была изменена система руководства муниципалитетов, и было много споров. Получается, что законодательная власть в лице губернатора назначала руководителя муниципалитета, а те не могли ответить взаимностью, кроме как брать под козырек, ничего делать не умели?

- Я могу сказать, что это политика. Это не работа правительства Пермского края. Мое мнение однозначно, я за выборы глав территорий. Я сам избирался, я знаю, что это такое. Я за выборы.

- Спрашивают, собираетесь ли вы на выборы какого-либо рода?

- Я считаю, что надо обновлять кадры, надо давать дорогу молодым. Если меня попросят где-то помочь, поучаствовать, я рассмотрю.

- Но сами на выборы?

- Я всегда был сторонником ротации. Проработав руководителем Соликамска 8 лет, я стал чувствовать, что где-то замыливается глаз, где-то принимаю неправильные решения, решения принимаются на эмоциях. Надо менять кадры. Не может человек десятилетиями сидеть. Другое дело – среднее звено. Здесь должна соблюдаться преемственность, которая готовит соответствующие документы, к этому звену надо относиться очень и очень аккуратно. Когда приходят и поголовно выщелкивают кадры,  которые не являются руководителями высшего звена, там всегда начинаются проблемы с управлением.

- Возвращаясь к зоне ответственности исполнительной власти. Привлечение федеральных средств – это одно из конкурентных преимуществ Виктора Басаргина, так говорили перед его приходом. Он долго работал в министерстве. Я почему про него, в его лице работа исполнительной власти. У нас с этим тоже были проблемы, пытались запрыгнуть здесь, и часто случалось так, что федеральное финансирование было, а мы подкачали. Были примеры, которые характеризуют нашу власть в части лавирования Пермского края на привлечение федерального субсидирования. Как обстояли здесь дела? Что тут, вам кажется, получилось или не получилось?

-  Вы знаете, есть, что получилось, а есть, что не получилось. Здесь всплывает то, с чего мы начали с вами разговор. Плотной дружной работы, когда человек, руководитель получал поддержку, подставляли плечо, этого не было. Я всегда старался создать эту атмосферу у себя в коллективе. Атмосферу доверия, атмосферу надежности, порядочности и честности. Далеко не все получилось, потому что были другие моменты, нюансы, которые не позволяли все организовать в полно объеме. Я думаю, что это актуально для всех, не только для Пермского края. Сейчас для Пермского края создается хороший коллектив единомышленников, коллектив, в который будут верить, который будет открыт  общественности, в том числе и  прессе, тогда будут результаты. А здесь у нас были многие моменты со знаком минус.

- Сейчас приводят в пример информационную повестку вокруг Максима Решетникова. То здесь дополнительные 1.5 миллиарда, то здесь дополнительные 150 миллионов. Почему таких слов не было в последних годах правления Виктора Басаргина, вашей работе в кабинете министров?

- Наоборот, были. Наоборот, сейчас имеются упреки, что наговорил, наобещал и ничего не сделал. Я считаю, что надо более откровенно, более открыто, более правильно, профессионально людям объяснять ту или иную позицию. Я сейчас отношусь ко всем заявлениям именно с этой позицией, которую сейчас сказал.

-  Спрашивают, Геннадий Петрович, как вы относитесь к тому, что Пермский край стал дотационным регионом?

- Это кто вам сказал, что дотационным?

- Я переадресовываю вопрос слушателя. Мы ведь находимся сейчас в условиях дефицита краевого бюджета.

- Все эти сказки про дефицит, про все остальное, нам можно отдельную передачу создать. Во-первых, если взять 100% бюджета, который собирается в крае, у нас оставалось 48%, все остальное забирала федерация. Это в большей степени связано с налогом на добычу полезных ископаемых и ресурсными организациями. Поменяли законодательство. Ничего другого не произошло, и стали называть не дотационными. По факту, не дотационными называют 6 территорий, где абсолютно другая структура налоговой базы. Второе,  дефицит краевого бюджета – это политика. Высказывания отдельных политиков законодательного собрания, ничего не имеющие за основу. Я могу сказать, что дефицит показывали  искусственно, чтобы получать соответствующие преференции федерального центра. Там тоже политика, и в этом плане неправильно. Кто хуже себя ведет в бюджетном процессе, тот больше получает.  Мы два года показывали бюджет бездефицитный, правильный. И в итоге, практически, каждый год снижались дотации на госпрограммы, на государственные полномочия, которые мы выполняли за счет федерации, и так далее. Постоянно шло снижение, поэтому мы просто напросто прекратили. Это очень серьезная проблема.

- А когда этим 6 регионам удалось достичь иной системы?

- У них другая структура налогооблагаемой базы.

- Это они договорились с федерацией?

- Давайте «Газпром» к нам зарегистрируем, что будет? Они газ добывают и перерабатывают в Питере что ли? Вот вам ответ один. То же самое по Москве. Вторая сторона вопроса, это Ямало-Ненецкий автономный округ, который я тоже неплохо знаю. Там социальных объектов раз, два и обчелся. Это содержание, на которое идут основные ресурсы. Содержание  – это очень дорогое удовольствие, об этом скажет любой глава муниципалитет, любой правитель на уровне Пермского края. Это очень дорогое удовольствие, и на это требуется очень серьезные финансовые ресурсы.

- Детские сады – это одна из немногих работ, на которые обращают внимание со знаком плюс. У нас эта проблема сейчас начала решаться. Но при этом, в минусе здравоохранение, об этом много говорили. И опять же с точки зрения инфраструктуры, недавно появилась новость, что Максим Решетников съездил в Кизил, и сейчас их ждет счастье в лице отказа от прежней инфраструктуры, что там собираются строить что-то новое. Вообще, о Кизиле в двух словах. Я знаю, что вы эту тему до мелочей знаете. Что там происходит? Когда приставка депрессивный может отвалиться от некогда богатейшего региона Пермского края?

- Знаете, когда принималось решение о закрытии шахт, была составлена соответствующая программа. Я был участником и докладчиком на заседании правительства, тогда был председатель правительства Владимир Владимирович Путин. Эта программа была наполнена деньгами. К великому сожалению, через некоторое время, уже новая власть Пермского края эту программу закрыла.  Эти деньги, которые предназначались Пермскому краю,  ушли в другие регионы.  Я один раз Тулеева встретил в аэропорту, он сказал, спасибо Пермскому краю, мы получили 100 миллионов на жилье, потому что вы не израсходовали. А в Кемерово они ушли. Они построили на 100 миллионов в те годы жилья. Программа была закрыта, сейчас этой программы нет. Там был целый раздел с очень серьезным финансированием экологических проблем  - это сточные воды и т.п. Со строительством новой инфраструктуры, со строительством нового водоканала, водоснабжением, канализацией, социальной сферы, и так далее. Вся она была прихлопнута, насколько мне известно, в 2002, 2003 году. Сейчас пожинаем плоды того, что программа не была исполнена.

- Если сегодня перспективы, что эти проблемы разрешатся?

- Что вы имеете в виду?

- Собственную краевую программу, ведь надо что-то делать.

Геннадий: Конечно. Такая программа разработана, но она буксует в Москве. Сейчас она финансирует, с точки зрения, переселения людей, предоставления соответствующих сертификатов для переселения людей, которые находятся в зоне подработки, связанной с шахтами. Другой программы нет, к сожалению. Я считаю, что снова есть идея разработать программу, я высказал желание поучаствовать в разработке этой программы. Мы с Максимом Геннадьевичем эту тему уже начали обсуждать.

- Еще один вопрос, который не могу не задать. По поводу «Перми Великой», по поводу открытого манежа. Говорили, что, так как мы не выполнили обязанности, подписанные паритетным финансированием, федеральные деньги нужно будет вернуть.

- Насколько мне известно, Максим Геннадьевич Решетников договорился, что деньги останутся в Пермском крае. Июнь – июль, манеж будет введен. Очень плохой проект, с огромными недостаткам. Они делались все типовые, раньше их удалось реализовать на других территориях, на год, два соответствующих требованиям. Мы не успели этого сделать.

- К сожалению, наше эфирное время закончилось. Геннадий Петрович Тушнолобов, председатель совета директоров «Корпорации развития Пермского края» был гостем прямого эфира на «Эхе Перми». Геннадий Петрович, огромное спасибо и до новых встреч.

Программа вышла в эфир 4 мая


Обсуждение
4210
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.