Верхний баннер
03:37 | ЧЕТВЕРГ | 22 ОКТЯБРЯ 2020

$ 77.03 € 91.34

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

10:45, 26 июня 2017

«Я исхожу из программ и идеологий тех партий, которые для меня близки и понятны. Мы работаем, если хотя бы на 90 процентов наши позиции совпадают», - Олег Хараськин

Артём Жаворонков: Добрый день, дорогие друзья! В прямом эфире на «Эхе Перми» Олег Алексеевич Хараськин, руководитель Института регионального муниципального развития поддержки общественных инициатив. Меня зовут Артем Жаворонков. Очень рад, Олег Алексеевич, что вновь мы с вами имеем возможность пообщаться, причем пообщаться действительно в прямом эфире. Здравствуйте!

Олег Хараськин: Добрый день, Артем!

Артём Жаворонков: Почему я про прямой эфир? Потому что слушатели, дорогие, есть у вас возможность задавать свои вопросы по ходу нашего разговора, который сегодня будет посвящен, как мне кажется, исключительно политике. Мне бы хотелось, чтобы он был посвящен сегодня исключительно политике, предстоящим выборам губернатора. +79638701000 смс, вайбер, воцап и телеграм. 404582017 наше эфирное icq. Итак, официально дан старт предвыборной компании. 10 сентября единый день голосования, Пермский край впервые за много лет будет выбирать губернатора. Мне бы хотелось, чтобы вы, как человек, находящийся в политике уже тоже много лет, дали свою экспертную оценку в начале именно политической ситуации накануне этой компании. Говорят, что не все так гладко, многие считают, что опять, не смотря на наличие выборов, пермяки останутся без выбора.

Олег Хараськин: Ну конечно, очень бы не хотелось, чтобы так произошло для жителей Пермского края, но если все-таки в целом давать оценку сложившейся предвыборной..ну.. уже выборной политической ситуации, надо все-таки, я считаю, дать оценку в целом политической системе, которая сегодня у нас сформировалась за последние годы и в настоящее время в Пермском крае. К сожалению конечно все-таки, я считаю, что система остается закрытая. Административно-политическая система остается закрытая. И отсюда, по большому счету, многие вытекающие последствия для выборной компании губернатора Пермского края. Поэтому есть все опасения, об этом тоже уже много пишется и говорится, что выборы могут быть такого, как говорят, референтного типа, с одним потенциальным кандидатом, так называемого, как вот главы территории говорят «согласованный кандидат», за которого сейчас вся работа будет организована. Я считаю, что это будет плохо для нашего Пермского края. Это плохо не только для ситуации выборов, это, я считаю, с последствиями в целом не только для политической системы Пермского  края, она останется такой же закрытой, а в  том числе для важных процессов социально-экономического развития Пермского края. Я считал и считаю, что только открытая власть, открытая политическая система дает шанс для успешных процессов в отрасли экономики, социальной сферы и вообще всей жизни региона, в данном случае нашего Пермского края.

Артём Жаворонков: По поводу закрытости, достаточно жесткие у вас заявления на вашей странице в социальной сети фейсбук, на некоторые тезисы оттуда я буду ссылаться сегодня по ходу эфира. Все-таки, неужели невозможно при условии, ну скажем опять же в кавычках так, условного согласованного кандидата, основного претендента на губернаторское кресло, исходя из его персоны, все-таки добиться какого-то позитивного результата? Неужели этот человек не может быть настолько компетентен, пусть и согласованный кандидат, но все-таки поработать на благо?

Олег Хараськин: Вообще, знаете,  конечно влиять на изменение ситуации общеполитической в том числе, выборной, буду повторяться, конечно можно сегодня. За счет политиков Пермского края, которые готовы озвучивать свою точку зрения, давать оценку, во многом может быть критическую оценку. И это нужно делать, собственно говоря, сейчас я тоже пытаюсь это делать. Но понимаю, опять же исходя из сложившейся ситуации, здесь в первую очередь все-таки это будет зависеть от главы региона. Насколько он понимает эту ситуацию, насколько он сегодня оценивает ее с точки зрения негативных последствий, что это даст в дальнейшем для Пермского края. Здесь все-таки считаю, что руководство региона вправе и может, если будет на то политическая воля, кардинально, еще время есть, ситуацию развернуть. Здесь просто, я считаю, должно быть заявлено о том, что выборы должны быть открытыми, я бы даже может бы предложил бы.. считаю, что это может было бы правильно, собрать всех потенциальных претендентов на пост губернатора, на котором сказать, что уважаемые друзья, коллеги, ну соперники, да, политические, считаю, что в интересах Пермского края, с точки зрения уважения к избирателем, к политической системе, что касается допустим в настоящее время муниципальных депутатов, было бы правильно, чтобы все было открыто и прозрачно. Сегодня уже, к сожалению, поступает информация о том, что есть, к примеру, административное давление на муниципальных депутатов. Мы, конечно, тоже эту информацию пытаемся проверять, анализировать, есть к сожалению такая информация. Я все-таки очень надеюсь, что это идет не с посыла руководства региона, а это что называется уже там, на местах. Когда я говорю сложившуюся политическую систему, понимаю, что это уже годами отработано. Я вот слышал не раз уже там термин «согласованный кандидат». Все так уже, знаете, политики, главы начинают… У них уже полуобморочные состояния начинают происходить от того, что значит вот согласованный кандидат. Т.е. система выстроена под согласованную партию, под согласованного кандидата работать. Там даже не нужно давать команды, что каким образом делать. Система сама уже работает. Поэтому я очень надеюсь, что сегодня не было таких команд со стороны руководства Пермского края, это первое. И второе, соответственно, она может это сделать. Ну, она может сделать от обратного, так сказать о том, что если сегодня появится информация, что это происходит, то опять же вот эта встреча может быть, руководства Пермского края и претендентов на пост губернатора, если такая информация будет, давайте с ней разбираться будем вместе. Я считаю, что это принципиально важно. Может быть, конечно, это звучит настолько идеалистично в наше время, да. Но я считаю, что это правильно. В первую очередь, это элемент элементарного уважения в первую очередь, к жителям, к избирателям. Это элемент политкорректности по отношению к претендентам на пост губернатора. Ведь мы сегодня понимаем, что в сложившейся, так сказать, административной, политической ситуации у главы региона абсолютная фора. И как говорят «перст президента», который назначил временно исполняющего обязанности. Огромные административные, информационные ресурсы и т.д. Поэтому это сегодня можно так сравнивать, как ну на ринг выходят значит там спортсмены 50-60 кг и выходит тяжеловес больше 100 кг, поэтому борьба будет не равная. Это уже очевидно и понятно. Поэтому, конечно, в этой вот, по большому счету, изначально не равной борьбе, еще так сказать запускать еще административные вот такие барьеры, такое давление. Сейчас вот это касается муниципальных депутатов, есть информация во всяком случае такая, которую надо проверять. Это не правильно, я считаю, что наш Пермский край, его жители и политики Пермского края заслуживают совсем другого к себе отношения. И в первую очередь, повторюсь, уважительное отношение к их мнению. И об этом я тоже уже писал зимой этого года, в материалах «Нового компаньона» о том, что пусть это будет открытая борьба. Конечно, надо взять обязательства всех претендентов, чтобы она была без грязи, без компроматов, это все возможно. И эта борьба будет открытая команд, программ, кандидатов! И вот только такие открытые честные выборы – это будет всегда давать залог и будет давать шанс. Что наш Пермский край в дальнейшем будет активно развиваться по всем его основным направлениям. Я даже образно может быть так еще пример приведу: с точки зрения оценки политической ситуации в Пермском крае – это знаете как закрытая комната, в которой сквозняк, значит, даже порой не долетает. Поэтому такой посыл сегодня от руководства Пермского края собрать всех и взять под контроль отсутствие административного ресурса. Еще раз говорю, как бы может это идеалистично не звучало, но так должно быть, это правильно.

Артём Жаворонков: Ну если власть хочет знать о себе или отношения к себе потенциальных избирателей. Хотя бы в этой части она могла бы получить просто искрометный обратный ответ по результатам выборов 10 сентября.

Олег Хараськин: Это будет разумно с точки зрения такого. Умозрительного. Потому что это даст активность избирателям. Это тот свежий воздух в открывшиеся двери и окна политической системы. Это совершенно другая будет энергетика у всех: у избирателей, у политиков пермского края. Живая открытая дискуссия, тем более еще раз повторюсь, что чего бояться-то? При сегодняшних конкурентных условиях… квазиконтурентных... уж по большому счету, чего бояться-то и почему этого не сделать? Почему сегодня, еще раз говорю, есть информация, что уже происходят такие не красивые ситуации в районах, когда депутатов возят на автобусах к нотариусам и т.д. Все это не красит никого, в первую очередь политиков Пермского края и руководства. Поэтому считаю, что это принципиально важный вопрос.

Артем Жаворонков: По поводу закрытости. Ведь одной из важных власти нынешней одним из серьезных аргументов, в свое время, когда фактически были свернуты выборные компании по главам регионов, было то, что это прямые открытые выборы – состязания PR-штабов, а не программ и самых кандидатов. У кого сильнее пиарщик, тот и побеждает. И какие-то ограничения разумные, я полагаю, все равно должны быть по части выбора кандидатов или тех претендентов, которые хотя бы могли бы задуматься об участии в избирательной гонке.

Олег Хараськин: Я все-таки считаю, что победа на выборах она обеспечена процентов на 70 содержанием. То, что себе претендент, кандидат в депутаты или на пост главы, тем более губернатора, это все-таки содержательно то, что в себе данный кандидат несет. А 30 процентов – это уже ресурсы, в том числе работа политтехнологов конечно. Поэтому все-таки в основе – это то, что хочет человек предложить избирателям.

Артем Жаворонков: По поводу закрытости. Вообще не должно быть никаких фильтров в отношении кандидатов? Или здесь должны быть разумные ограничения?

Олег Хараськин: Вы знаете, ведь сама идея муниципальных фильтров ведь она тоже… В ней есть, Артем, рациональные на самом деле зерна. Иногда высказывают во многом справедливо, что если сегодня будет совсем открыто, с точки зрения выдвижения кандидатов и т.д. могут люди прийти из криминала, из какого-то экстремистского толка и т.д. То вот муниципальный фильтр депутатов как раз и должен сыграть тут роль. Что у нас сегодня наши депутаты они совсем там ничего не понимающие, за кого они подпись свою отдадут и т.д. Поэтому там как раз это отсечение и может произойти и я считаю, что это главное назначение муниципального фильтра: отсечь потенциальных кандидатов, которые в себе несут какие то элементы экстремизма.

Артем Жаворонков: Ну а правоохранительные органы для чего?

Олег Хараськин: Они тоже на самом-то деле да. Здесь этапов несколько. Раз уж мы говорим про муниципальный фильтр, это муниципальный фильтр. В конце концов избирательная комиссия будет поверять. Есть у нас тоже ограничения по федеральному законодательству, по регистрации кандидатов, которые могут иметь какие-то ограничения. В том числе, в конце концов, и правоохранительная система, ну наверное в последнюю очередь все-таки. Они должны работать не в рамках выборного законодательства, а в текущей своей деятельности должны работать. Поэтому я считаю, что при правильном использовании муниципальный фильтр может сыграть ту функцию, я считаю, для чего на самом-то деле он придумывался.

Артем Жаворонков: Вы написали на своей странице в фейсбуке: «отсутствие самовыдвижения и  муниципальный фильтр создают двойной барьер для появления в избирательном списке достойных конкурентов. А действующему временно исполняющего обязанности губернатора». Ну если муниципальный фильтр с ним все понятно и вы говорите, что этот инструмент может быть эффективным в случае правильного применения, то самовыдвижение, как фактор появления на политической арене новых лиц. Вы за возвращение этой меры или против нее?

Олег Алексеевич Хараськин: Ну вы знаете, я не против точно. Но если уж наш региональный законодатель принял такое решение, что у нас идет движение только от партий политических..ну я считаю, тоже вполне такая норма, которая дает возможность выдвижения и регистрации людей, которые обладают своими взглядами на развитие Пермского края.

Артем Жаворонков: Ну а если он, этот потенциальный кандидат оказался в условиях, когда нет партий подходящих? Ведь их у нас на самом деле ведь немного осталось. А раньше там чуть не партия любителей пива и созерцания заката были на заре 90-х. Сейчас-то ведь с этим все серьезнее.

Олег Алексеевич Хараськин: Ну, так или иначе 59 региональных отделений в Пермском крае.

Артем Жаворонков: 59? В 59 регионе?

Олег Алексеевич Хараськин: Да, так точно. В 59 регионе. Такое стечение может быть. И я не скрою, мы сейчас тоже на самом деле эту работу проводим по..т.е. я как и говорил раньше, я не исключаю выдвижение своей кандидатуры на пост губернатора Пермского края. И мы сейчас анализируем партии, которые есть. Выбор, честно сказать, обширный: на самом деле на любой вкус по большому счету с точки зрения внутренние диалоги, в программах, каких-то вещей т.е. да, это есть.

Артем Жаворонков: И эти программные установки партийные должны соотноситься с установками программными самого кандидата. Ну давайте об этом сразу после короткой рекламы на «Эхе Перми».

Продолжается прямой эфир на «Эхе Перми», меня зовут Артем Жаворонков, Александр Назарчук сегодня звукорежиссер. Олег Алексеевич Хараськин, руководитель Института регионального муниципального развития поддержки общественных инициатив у нас в гостях. По поводу не исключения вами возможности участия в избирательной кампании, об этом вы говорили в том числе и на пресс-конференции, когда презентовали собственный институт с коллегами. Мы тогда эту тему оставим. Вот как только будет предмет, тогда мы и поговорим. Вот хотелось бы к самовыдвиженцам и партиям вернуться. Хотелось бы вернуться к конкуренции программ. Вы на своей странице в фейсбуке в том числе отметили факт того, что открытые выборы, открытая конкуренция программ ляжет конструктивно, в не зависимости на стол какого союза, вне зависимости от того, кто бы не победил. Потому что победитель, если он действительно в здравом уме и если он действительно целью ставит перед собой развитие в данном случае Пермского края, он должен быть открыт и будет открыт к принятию каких-то установок своих конкурентов на самих выборах. Это ваша принципиальная позиция? Вы готовы к тому, чтобы я сейчас фантазирую, став губернатором например, вы бы программные установки ваших конкурентов по выборам приняли к себе и какие то их здравые предложения включили в собственную программу?

Олег Хараськин: Ну это конечно абсолютно разумно, по поводу может быть вообще причин основных, возможно мое выдвижение на пост губернатора Пермского края, вот мы за 3 месяца проанализировали те материалы, те выступления, заявления которые бы делались руководством Пермского края, главой региона, к которому я с уважением на самом деле отношусь, потому что считаю, что это очень серьезная должность естественно. Потенциальным кандидатам, значит, от других партий. Но к сожалению, по трем-четырем позициям, принципиально важным с нашей точки зрения для Пермского края, я к сожалению в этих программах или там выступлениях, я не услышал. И основной причиной все-таки выдвижения это донести сегодня нашу… потому что это не моя точка зрения, а точка зрения экспертов, точка зрения нашего института.. донести сегодня до Пермского края, до избирателей Пермского края, для политиков и для руководителей как минимум. Если в дальнейшем определенной поддержки, это тоже будет показатель, потому что эти идеи и эти взгляды находят поддержку среди избирателей Пермского края. Я считаю, что в случае победы того или иного кандидата, я считаю что эти идеи могут войти в программу развития Пермского края.

Артем Жаворонков: Ну как минимум должны обсуждаться за круглым столом.

Олег Хараськин: Обсуждаться, да. Я считаю, что сегодня у каждого кандидата из тех, кто уже заявились, не зависимо от партийной принадлежности в любом случае есть какие-то рациональные зерна. И что в дальнейшем для победившей кандидатуры, важно будет собрать то, что будет озвучено кандидатами на пост губернатора за этот период за это время. И это ведь сбор программы, ведь многие из этого исходят и для меня, для нас в этом случае, встреча с избирателями – это тоже пополнение программы. Что-то в итоге в процессе кампании может быть мы для себя подкорректируем. Что-то мы услышим то, что люди скажут, а мы пока этого не видели, какие-то инструменты, пути решения тех или иных проблем. Поэтому я считаю, что каждый кандидат он должен из этого исходить, заходя в выборную компанию и в дальнейшем конечно, как минимум, обсуждать и надеюсь, что-то войдет в программу развития Пермского края.

Артем Жаворонков:  Возвращаясь к вопросу самовыдвиженцев и кандидатов от партий, если сегодня законодательство не позволяет самовыдвиженцам собственные программы, отличные от программ каких бы то ни было партий, выходить на политическую арену. Всегда ли можно кандидату, не являясь членом какой бы то ни было партии, свои программные установки соотнести, сбалансировать с программными установками партии, от которой в конечном итоге он решит выдвигаться. По-другому нельзя. Нужно, чтобы обязательно была партийная принадлежность. И как поступать здесь? Пытаться договариваться с руководствами партий об изменении их программных установок под себя или свою программную установку, свои предложения корректировать с учетом предложения партии?

Олег Хараськин: Ну все-таки мне кажется, здесь как говорят, право первой ночи должно все-таки принадлежать партии, от которой ты будешь выдвигаться. Сегодня свое желание выдвинуть свою кандидатуру и пытаться целую программу какой-то партии,  так сказать, повернуть под свой взгляд, ну это в принципе я считаю, что не правильно. Все-таки выдвигает партия и она принимает то или иное решение. Поэтому здесь в данном случае, я исхожу из тех программ и идеологий тех партий, которые есть и сегодня имеют региональные отделения, насколько они для меня близки и понятны, как я говорил, процентов хотя бы на 90, если видим, что позиции совпадают.

Артем Жаворонков: Они чисто гипотетически могут рассматриваться в качестве ваших партнеров?

Олег Алексеевич Хараськин: Конечно и это будет основным критерием отбора. Для меня, вы знаете, лишь бы от кого-то выдвинуться, ну точно я для себя такое не рассматриваю. Процентов хотя бы на 90, если мы видим, что наши позиции совпадают, тогда я считаю что, это просто тоже честно в конце концов. А использовать какую-то партию чисто технологически: «вот вы меня выдвиньте, а мен вообще дела нет до ваших программ, до вашей идеологии».

Артем Жаворонков: Ну может ли так статься, что в конечном итоге, ведь вы говорили о том, что очень многое зависит от персоны самого кандидата, что он будет не самостоятелен в принятии каких то ключевых решений,  если над ним будет довлеть партия. Если тебя выдвигает политическая партия, совсем ведь не обязательно, что ты разделяешь ее политические установки, особенно, если ты находишься сегодня у руля целым регионом.

Олег Хараськин: Артем, я может быть так немножко скажу больше, чем планировал сказать. С точки зрения переговоров с партиями. В настоящее время мы находимся в таких переговорах практически, по большому счету. Почти приняты решения. Может даже принято решение. И вот то, о чем я в теории сказал, как оно должно быть. В практике мы так и сделали. Такой у нас вот диалог там практически такой длительный состоялся по идеологии партии и т.д. И мы увидели, что на самом деле у нас нет принципиальных расхождений с программами, заявлениями, с идеологией этой партии.

Артем Жаворонков:  Слушайте, ну вы в этом случае находитесь в более выгодном положении, чем временно исполняющий обязанности губернатора. Вы можете выбрать партию. Есть люди выдвиженцы уже конкретно понятные например от КПРФ или ЛДПР. Конкретные представители партии. Это был их выбор вступления в конкретную партию.  Вы можете партии выбирать. У Максима Геннадьевича такой возможности не было. «Единая Россия» и все тут. Мы вынуждены сейчас прерваться. На «Эхе» федеральные новости, Олег Алексеевич Хараськин, руководитель института регионального муниципального развития поддержки общественных инициатив, и общение с ним минутки через 3,5.

Прямой эфир на «Эхе Перми» продолжается, меня зовут Артем Жаворонков. Александр Назарчук за звукорежиссерским пультом. Олег Алексеевич Хараськин, руководитель института регионального муниципального развития поддержки общественных инициатив у нас в гостях. +79638701000 смс, вайбер, воцап и телеграм. 404582017 наше эфирное icq. Некоторые вопросы кстати которые я задаю, я переадресовываю вам уже от наших слушателей. Не стесняйтесь, дорогие друзья. Обычно у нас такая практика..

Олег Хараськин: Кому-то тема интересна. Все-таки?

Артем Жаворонков: Интересна. Под конец эфира обычно сыпятся вопросы. Так вот у нас практика сложилась.

Олег Хараськин: Я думал никому не интересно то, о чем мы тут с вами говорим. И кого-то не волнует. Все уже так сказать, что называется все решили.

Артем Жаворонков: А вот кстати насчет волнения и решения. Низкая явка – одна из опасностей, о которой говорят политтехнологи, эксперты и которая будет подстерегать всех без исключения кандидатов, не важно, в каком статусе они к этим выборам подойдут. И об этом бы мне хотелось с вами поговорить. Но прежде давайте к той теме вернемся, которую оставили открытой и это то, о чем мы говорили перед федеральными новостями.

Олег Хараськин: Ну если честно, я никогда не завидовал назначенному временно исполняющему обязанности губернатора, потому что я понимаю, что ему досталось не простое: сложности и в экономике и в бюджете и т.д. И с точки зрения политической системы, которая собственно говоря, ему, на сколько я понимаю, даже не члену партии даже «Единая Россия», он беспартийный, вынужден.. т.е. он без выбора. Он сам остался без выбора по большому счету, все ему так было предложено. Но это уж так сказать, было его решение принимать – не принимать.  Но людям то должны дать возможность этого выбора. Люди пусть сами выберут. Если снова возвращаться к выборам. А то меня заставили – я всех заставлю. Это ж не правильно.

Артем Жаворонков: А выберут ли? Вот теперь про явку. 30 процентов – это максимум от общего числа избирателей в Пермском крае ожидается 10 сентября. Ну по крайней мере, таковы социологические данные на момент конца мая-начало июня. 30 процентов - это значит, что из подавляющего большинства ну так..сколько придет на выборы? Это немного. Это свидетельство того, что все-таки у нас есть определенный кризис в этой истории, люди выборам перестали доверять. Что вы думаете по поводу явки и убеждения – это ведь отдельная задача опять же для каждого кандидата. Не просто предложить проголосовать и предложить свою программу и проголосовать за себя, но и убедить людей, что от их решения у избирательной урны что-то зависит.

Олег Хараськин: Ну в принципе, мы с этого начали наш эфир и я об этом сказал, что только открытая выборная компания проявит интерес. Люди когда поймут, что оказывается, за них оказывается далеко не все решили. Ведь сегодня в большинстве уже пребывает мнение: а что выбирать? Все давно уже решено. Зачем идти на эти выборы? Поэтому еще раз говорю, вот то с чего мы начали, если таким будет посыл от самой власти, к открытым выборам, это все-таки я думаю, что оживит выборный политический процесс, это на самом деле будет конкуренция команд, кандидатов, идей и программ.  Если этого не произойдет, это будет низкая явка,  эти 30 процентов, я не буду спорить с экспертами, социологами, я думаю, что они не ошибаются в сегодняшней ситуации. Плюс еще там прибавить, сколько будет испорченных бюллетеней. И соответственно предположим, придет там и проголосует за согласованного кандидата 60 процентов, при явке 30 процентов, минус еще испорченные бюллетени 25 процентов, это получится, что как то мы считали получится порядка 15 процентов избирателей проголосуют в данном случае за вот согласованно..

Артем Жаворонков: То самое меньшинство, которое в конечном итоге определит будущее большинства.

Олег Хараськин: Это да. И это на самом деле ляжет таким ярлыком в дальнейшем на победившего кандидата. И с точки зрения легитимности, я вот сейчас не буду читать лекцию по политологии. Любой студент ее прочитает. Есть понятие легитимности, она будет очень низкая а в дальнейшем я просто убежден, что кто бы не стал победителем на этих выборах, времена предстоят не простые, мы находимся в условиях кризиса, серьезные проблемы в бюджете, в экономике и т.д. Куча социальных проблем,  которые достались в наследство сегодня нынешней власти и поэтому это будут не только меры популярного характера. В том числе возможно это будут меры и не популярного характера. И здесь очень важно, когда у тебя высокая степень поддержки населения и избирателей, которые тебе верят, которые тебе доверяют. А так идет очень быстро: а кто голосовал, а никто не голосовал, понимаете? Поэтому, я считаю, что здесь не только вот это. По совести правильно открыть всем возможность. И людям делать выбор и политикам принимать участие в этой кампании. А в том числе это совершенно еще и разумно.

Артем Жаворонков: Говорят о некой уже сложившейся российской политической культуре. Уже сегодня, когда очень многие избиратели потенциальные, обеспечивающие эту самую низкую явку своим не хождением на выборы, вряд ли поддадутся на убеждения и уговоры, только потому, что сами по себе они совершенно иначе мыслят и представляют себе то, как у нас работают процессы и политические, экономические. И это неверие в то, что их выбор не будет учтен, основано на том, что они вообще его не видят, как такового. И помыслить не могут. У нас убеждение сложилось: есть начальник, он примет решение, он лучше знает. Вот согласитесь с экспертами, которые говорят, что очень тяжело сегодня народ в целом раскачать на какое-то иное отношение к происходящему. Вы общаетесь, кстати, часто с людьми?

Олег Хараськин: Да, с людьми конечно, у нас встречи есть, они проходят, есть возможность услышать мнение людей. Ну вопрос политической культуры он конечно в целом достаточно большой такой и серьезный. Тут, конечно, может быть, не стоило много об этом говорить. То, что у нас политическая культура сегодня находится не на высоком уровне, это очевидно всем и понятно. Она ведь потом во многом зачастую заменяется не уже.. не политической культурой, а административным воздействием: «что там с ними разговаривать? Пусть идут и голосуют!». И гоним мы значит сегодня этими административными палками избирателей. Что порой в кампаниях вот даже предыдущих происходило.. ведь об этом ну  может кто-нибудь писал, кто-нибудь говорил. Это на избирательных участках наших корпораций крупных особенно конечно дежурят мастера, начальники цехов, которые значит так сказать делают галочки: пришел Петя-не пришел Петя.. ну зачем людей в общем-то так вот унижать? Что мы в итоге-то получим? В итоге мы получим, народ-то наш в этом плане он такой все-таки самостоятельный. Он потом под столом, что называется, кулачки складывает. Как бы да? Это же протест, значит. Это же не желание уже сегодня людей верить власти. Доверять ей. В том числе тема нашего института поддержка общественных инициатив. Какие общественные инициативы, если сегодня люди не верят в то, что кто-то их может услышать. Это ведь вот это сегодня основная проблема нашего общества, нашей политической системы, когда я говорю про закрытость. Если опять же говорить про политическую систему, про политическую культуру, понятно же это естественное желание любой власти. Это же когда ты хочешь поговорить о чем-то таком сокровенном, мы что делаем, мы что двери что ли открываем? Мы говорим так, закрой дверь. Мы тут сейчас поговорим при закрытых дверях, поэтому власть это такое желание постоянно двери закрывать. И отсюда потом идут ведь многие явления этой закрытой системы. В том числе коррупционные. Есть такой термин «деньги любят тишину». Понимаете? Поэтому власть всегда будет склонна зачастую..

Артем Жаворонков: Вне зависимости от персоналий, просто так сама система выглядит и не только наверное в России даже.

Олег Хараськин: Это в целом, конечно, это явление.. это природа человека. Она наиболее ярко проявляется, когда человек попадает во власть. Поэтому  задача гражданских институтов общества, да и все-таки я считаю что власти думающие на самом деле не о своих амбициях, в том числе  политических амбициях, а о развитии территории. Это на уровне политического руководства территории, района, города, региона… т.е. как бы все-таки открывать окна и двери. Делать систему власти открытой, доступной и понятной для людей.

Артем Жаворонков: Ну это же тогда чисто психологически человек, потенциальный кандидат должен обладать огромным набором эмоциональных качеств. Ведь это же постоянная критика, это постоянное давление, чем ты открытее, чем больше ты открыт перед потенциальными избирателями, тем больше негатива ты схлопотаешь, особенно когда принимаешь не популярные, но важные для каких-то структурных преобразований решения.

Олег Хараськин: А вы знаете, для политика что является адреналином таким, мотиватором действий и работы? Это, во-первых, выборы. Открытые, опять же еще раз говорю, когда с избирателями прямой открытый разговор. Выборы они проходят там раз в 4-5 лет, а в дальнейшем политик должен проводить систему встреч с избирателями. Уже там не с избирателями, а получается с жителями, слышать, слушать, проводятся личные приемы и т.д.  Я когда работал руководителем района, то каждый понедельник у меня был прием граждан. Именно в понедельник, потому что такого ты адреналина сразу получишь от всех проблем и это весь твой отпечаток на весь твой недельный график работы тоже откладывается, на самом деле. Поэтому это всегда такой мотиватор для людей во власти, для самой власти к активной деятельности, к работе. Доказывать право, что я имею право здесь находиться на этой должности, на этом посту. Каждый день. Именно в системе политической конкуренции. Не только в рамках выборной компании, а и постоянно. Это всегда будет мотивировать, поэтому я считаю, что это очень важно и с этого начинаются успехи.

Артем Жаворонков: Слушатель задает вопрос, а почему власти вообще нужно верить? Вы верите своему дворнику-таджику? А власть такие же наемные работники. Власть нужно только контролировать.

Олег Хараськин: Контролировать надо. Обязательно.

Артем Жаворонков: Вера и контроль

Олег Хараськин: А я считаю, что одно другому не мешает и как говорят, доверяй, но проверяй – есть хорошая русская пословиц. Разве не так, Артем? Доверяй, но проверяй. Я своей власти доверяю. Нашему председателю ТСЖ я доверяю, но я прихожу на собрание, не игнорирую, так сказать, меня же это не касается, у меня же там не бежит ничего и т.д. А иду и слушаю отчеты.

Артем Жаворонков: Но если появится необходимость, вы будете ратовать за то, чтобы этого председателя ТСЖ (условного, это пример такой) убрать. Я думаю, будете против, если..я думаю, слушатели наши будут против, если у них такой возможности не будет.

Олег Хараськин: Ну да. И повторюсь может быть, власть  должна быть под контролем. То чувство, что меня контролируют, всегда будет ее предостерегать от негативных действий, в т.ч. мы с вами об этом говорили в предыдущих эфирах и коррупционные. Коррупция появляется в закрытой системе. При закрытых дверях. Поэтому создают попечительские советы при органах власти и т.д. Они должны быть реальными, не такими марионеточными  только как картинка. А на самом деле должно быть так. И еще раз вернусь: выборы – это важнейший элемент оздоровления политической системы. Если они есть реальные выборы, когда человек идет и выбирает и борются кандидаты за свое право находиться на этом месте, это всегда будет создавать предпосылки и как минимум шанс будет давать, что будучи уже избранным, этот политик будет вести себя в интересах. Ну будет зависеть все-таки от территории, от людей, от избирателей. Это очень важно. Подчиняться руководству сверху любой политик будет всегда. Избранный руководитель исполнительной власти. Это по-другому это не дано. Но очень важна вторая составляющая в его успехе, опорная точка вторая. Это доверие избирателей. То, которое он может получить только путем своей работы, своего общения и прямых конкурентных выборов, а не административного давления, административных палок, загоняющих людей на избирательные участки.

Артем Жаворонков: Олег Алексеевич Хараськин, руководитель института регионального муниципального развития поддержки общественных инициатив был гостем прямого эфира на «Эхе Перми», его провел для вас Артем Жаворонков. Олег Алексеевич, спасибо. До новых встреч!

Олег Алексеевич Хараськин: Спасибо, Артем, огромное и спасибо, конечно, уважаемые радиослушатели. До свидания!

Программа вышла 21 июня.


Обсуждение
1510
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.