Верхний баннер
19:13 | СУББОТА | 21 ОКТЯБРЯ 2017

$ 57.51 € 67.89

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
18+

11:58, 25 июля 2017

«В Германии бабули обвязывают танки, заборы украшают, берут инициативу в свои руки, и нам бы тоже хотелось, чтобы в Перми такие группки организовались», - Вера Леонидовна Трифонова, участница проекта для пенсионеров «Общий двор» Музея PERMM

Анна Букатова: Добрый день, уважаемые слушатели «Эха Перми»! В эфире программа «Красный человечек», я её автор и ведущая Анна Букатова представлю сегодняшних гостей. Ну, во-первых, Светлана Лучникова, сотрудник Музея современного искусства PERMM и куратор того самого проекта, о котором мы сегодня говорим, проект «Общий двор». Светлана, здравствуйте!

Светлана Лучникова: Здравствуйте!

Анна Букатова: И Вера Леонидовна Трифонова, участник этого проекта, вы сейчас поймёте, почему я обращаюсь к этой женщине именно так. Здравствуйте, Вера Леонидовна!

Вера Трифонова: Здравствуйте!

Анна Букатова: Интересный проект. Когда я общалась с Наилей Алахвердиевой, когда она здесь была в эфире, рассказывала о том, что происходит в Музее - не так давно был эфир, она говорила вот об этом проекте, проект, ориентированный на зрителя возрастной категории 55+. Мне кажется, это безумно крутая идея, рассказывайте, что она собой представляет, когда началась и в каком виде она сегодня.

Светлана Лучникова: Вообще этот проект существует довольно давно, и он такой текущий, и он такими яркими фазами проходит - проект «Общий двор».

Анна Букатова: Это вообще ваша идея, Светлана?

Светлана Лучникова: Да, т.е. как я пришла работать в Музей современного искусства, я подумала, что здорово заниматься каким-то своим проектом конечно, и с того же момента началась работа с людьми старшего поколения, в общем-то Музей современного искусства, хотя до этого тоже были какие-то разовые мероприятия, и это уже второй такой большой проект, прошлый большой проект - это «Музей без возраста», он прошёл в 2016 году, в 17-м - «Общий двор». В 2016 году у нас была концепция, что участники проекта - люди старшего поколения - они придумывали свои какие-то экспонаты, объекты, перформансы, инсталляции для большого мероприятия в Музее - для мероприятия «Ночь искусств», и помогали придумывать это мероприятие и проводить.

Анна Букатова: Ну, как пример, я помню, была выставка деревянных досок разделочных.

Светлана Лучникова: Да-да-да-да-да.

Анна Букатова: На которых мы обычно режем, готовим еду дома, и на этих досочках участницы проекта «Музей без возраста» рисовали свои портреты.

Светлана Лучникова: Да.

Анна Букатова: А потом была выставка.

Вера Трифонова: Вязали.

Анна Букатова: Вера Леонидовна, вы рисовали на досочке?

Вера Трифонова: Обязательно.

Анна Букатова: Расскажите.

Вера Трифонова: Ну что, я впервые взяла кисти, нам сначала объяснили, что, как делать.

Анна Букатова: Так это художник мастер-класс провёл или...?

Вера Трифонова: Обязательно, сначала художник с нами работает, объясняет всё и мы начинаем работать. Мы рисовали свой образ молодости, как мы себя видим.

Анна Букатова: Откуда, как вы себя видели?

Вера Трифонова: Я себя всегда молодой вижу, всегда красивой.

Анна Букатова: Вы вот, я хочу сказать нашим слушателям, что это не только в молодости, как вот говорит нам наша гостья, подключитесь, пожалуйста, к Фейсбуку - нашей трансляции, и увидите, что наша гостья и сейчас о-го-го, ваша шляпка прекрасна, Вера Леонидовна.

Вера Трифонова: Спасибо.

Анна Букатова: Откуда досочку взяли, на которой вы рисовали?

Вера Трифонова: Досочку мне приятельница подарила, она у меня была старинная, потому что нам сказали, принесите доски с историей, чтоб была у каждой доски своя история. Мне вот посчастливилось, у меня доска, наверное, самая древняя, ей где-то 40 лет.

Анна Букатова: Ничего себе! И где сейчас эти досочки, в Музее?

Светлана Лучникова: Они, конечно же, сейчас хранятся в Музее, но изначально мы, когда нам приносили эти досочки кухонные, мы договорились, что кому-то мы их, конечно же, вернём, потому что они все там у кого 30 лет эта доска, у кого 20.

Анна Букатова: Если это какая-то домашняя реликвия маленькая уже, да?

Светлана Лучникова: Это такая условно реликвия, и они же как бы уже родные, на них готовят многие годы.

Анна Букатова: Вера Леонидовна, забрали домой?

Вера Трифонова: Я забрала, но с удовольствием кому-нибудь могу...

Анна Букатова: Продать, надо сейчас сказать, я сейчас поставлю это на поток и буду продавать. Вера Леонидовна, как восприняли вот такое вот ваше участие в проекте ваши родные, близкие, друзья, что говорили?

Вера Трифонова: Ну что, они приветствуют.

Анна Букатова: Понимают это всё?

Вера Трифонова: Да, понимают, у меня сейчас и очень много знакомых, которые звонят мне, спрашивают, как, что.

Анна Букатова: Светлана, расскажите мне ещё, в памяти, знаете, так въелось - вы ходили с участницами проекта в клуб ночной.

Светлана Лучникова: А, ну это, на самом деле, довольно давняя история, вот сейчас идёт проект «Общий двор», он такой образовательный, а вот до него были не только образовательные проекты, но и такие разные экспериментальные мероприятия, которые мы проводили, но они тоже в каком-то смысле образовательные, но не в таком полноценном, как, например, «Общий двор».

Анна Букатова: Мы сейчас введём, предысторию рассказываем немножечко. Например, зачем вы водили ваших, скажем так, подопечных в бар, в ночной клуб?

Светлана Лучникова: На самом деле это был такой отдельный проект - фотопроект, назывался он «Молодость», мы его делали совместно с Анной Гилёвой - фотографом, вот, и Аня пришла к нам в Музей и предложила попробовать сделать какой-то совместный фотопроект с людьми старшего поколения.  И у меня была реально история, одна из моих участниц, которая ходит ко мне несколько лет, она пыталась сходить как-то вечером в клуб, она очень такая передовая девушка, т.е. она любит танцевать и танцует брейк-данс, она хотела зайти в клуб, и её в общем-то туда не пустили - фейс-контроль.

Анна Букатова: Это участница проекта «Без возраста» танцует?

Светлана Лучникова: Да, у нас есть такая, у нас очень разные люди там собрались, и она хотела сходить в клуб, её не пустили, и когда я сначала сомневалась, стоит ли нам туда идти, и когда я с ними заговорила и спросила, хотят ли они поучаствовать, там в общем-то многие сказали, что да, о, так классно, мы хотим сходить, мы всегда мечтали, у нас там внуки ходят, рассказывают, а мы ничего не понимаем, вот. И до этого была ещё история, что я же приглашаю, приглашала к нам ди-джея на мероприятия Никиту Klassen’а, и мы с ними играли на виниле, т.е. Никита рассказывал, как вообще ди-джеи создают музыку, с помощью чего, участницы сами...

Анна Букатова: Объясняли пенсионеркам?

Светлана Лучникова: Да, и они сами пробовали, т.е. она сами попробовали этим заниматься, и там была история про то, что у всех же людей старшего поколения дома есть эти виниловые пластинки, которые в общем-то лежат чаще всего таким мёртвым грузом, а многие современные ди-джеи как раз играют на виниле и занимаются таким диггингом, т.е. поиском этих виниловых пластинок, вот, и участницы принесли свои виниловые пластинки и Никита как на них тоже попробовал немного поиграть - там Высоцкий, Анна Герман, речи Брежнева.

Анна Букатова: Вера Леонидовна, вы тоже в этом участвовали?

Вера Трифонова: К сожалению, я позже подключилась, да.

Анна Букатова: А какие были эмоции у людей, которые видели вас в барах - вашу группу, как реагировали, это нормально вообще было, какие впечатления потом были у участниц проекта?

Светлана Лучникова: На самом деле, им было очень весело, а мне было страшно.

Анна Букатова: Почему?

Светлана Лучникова: Потому, что у меня есть участницы, которым 84 года, а мы были в этом клубе, значит, до полуночи, и я уже говорила, что всё, давайте пойдём домой, сейчас я вам вызову такси, вот поедете. Они говорят: да нет, давайте ещё останемся.

Анна Букатова: Зажигать.

Светлана Лучникова: И потусуемся, и мне казалось, что у них там поднимется давление, им будет плохо, поэтому мне ещё пришлось их как бы выгонять, настаивать, чтобы мы поехали домой. А по поводу как бы отношения окружающих...

Анна Букатова: Да-да-да.

Светлана Лучникова: Оно было очень разное, в общем-то, как и разных людей, кто-то как бы так очень скептически отнесся, кто-то к нам присоединился и танцевал вместе с нами, была очень весёлая компания. Мы пришли, у нас был столик, мы туда сели, а рядом с нами сидели какие-то молодые люди, и они угостили в общем всех моих участниц шампанским.

Анна Букатова: Сколько людей, люди все разные

Светлана Лучникова: Да.

Анна Букатова: И здесь тоже было разное.

Вера Трифонова: Увидели своих.

Светлана Лучникова: Тут история на самом деле про стереотипы же, это как бы этот проект - он не только про то, что современное искусство для всех, оно действительно для всех, и для людей старшего поколения в том числе, но и про то, что окружающие, когда люди старшего поколения делают свои выставки в Музее современного искусства, когда они ходят в клубы, когда они пробуют диджеить, они тоже меняют своё отношение к этому возрасту.

Анна Букатова: И свои барьеры какие-то преодолевают.

Светлана Лучникова: И свои барьеры тоже преодолевают, т.е. это обоюдоострое как бы такое явление.

Анна Букатова: Мы сейчас рассказали немножко, мало ли, есть слушатели - 100% они есть, которые не слышали об этом проекте, люди, которые сидят дома, на пенсии, например, и хотели бы так жить, т.е. друзья, есть такой проект, вот такая уникальная у него предыстория, а как он выглядит сейчас? Т.е. очередной этап вот этого проекта взаимодействия со зрителем старшего возраста - возрастной категории 55+, на этом этапе вот в эти пару месяцев чем вы занимались?

Светлана Лучникова: У нас проходит проект «Общий двор», он так называется, потому что мы решили из Музея выйти на улицы и попробовать создать искусство на улицах, потому что мы уже пробовали...

Анна Букатова: Ну, не вы, а ваши...

Светлана Лучникова: Мои участницы, да.

Вера Трифонова: Сначала нас...

Светлана Лучникова: Мы - это имею в виду я и мои подопечные, вот. История про то, что мы уже сделали свои выставки в Музее и подумали, что очень классно попробовать выйти на улицы, к тому же, у людей старшего поколения есть же потребность вот эта к благоустройству, к изменению среды, в которой они живут, т.е. к посадкам каким-то, созданию каких-то объектов во дворах.

Анна Букатова: Из старых шин.

Светлана Лучникова: Да-да-да,  вот это есть, и мы, «жаккард» так называемый, и мы подумали, что это на самом деле, ну, понятно, что все спорно относятся к этому жаккарду, но есть у них потребность и желание что-то делать, значит надо как бы эти потребность и желание удовлетворить, но средствами современного искусства вместе с художниками, так чтобы было красиво, приятно всем.

Анна Букатова: Вера Леонидовна, вы как об этом проекте узнали и как вы стали частью его вот на этом этапе?

Вера Трифонова: Как я нашла? Меня, наверное, нашли, скорее всего. Позвонила приятельница, говорит, будем продолжать ходить? Я говорю, естественно, потому что этот проект интересен тем, что происходит знакомство с городским культурным пространством. Понимаете, я сейчас спокойно по городу уже не могу ходить - я постоянно рассматриваю, буквально всё рассматриваю, потому что есть такие вещи, которые когда спешишь или едешь на машине, не видишь. Ну вот, например, меня пример обрадовал такой - на остановке Горького стоял электрический шкаф, и на нём очень красиво написано: «Здесь был Вася». Вы знаете, такой восторг вызвала у меня эта надпись, что я своих приятельниц туда отправляла. Я говорю, будем...

Анна Букатова: Анализировать?

Вера Трифонова: Анализировать. Но, к сожалению, их закрашивают, вот. Я что хочу сказать, вот Музей сумел какую-то вот  сделать культурную среду, туда приходишь, там обычно дети, подростки, вот там очень интересно, и мы не чувствуем, что мы в таком возрасте, что у нас, вот как вы говорите, как смотрят? А мы не обращаем внимания, как уже на нас смотрят.

Анна Букатова: Что раньше думали о современном искусстве? Вообще было ли желание зайти в этот Музей PERMM?

Вера Трифонова: Ну, когда был он на вокзале...

Анна Букатова: На граффити когда смотрели?

Вера Трифонова: Да, граффити вообще мне нравится.

Анна Букатова: Всегда нравилось?

Вера Трифонова: Да, некоторые вещи, потому что дети стараются, и вот надо как-то у нас всё-таки вот цель, первая такая цель у нас была, ну, я немножечко скажу, что нам дали двор, у каждой группы у нас свой двор.

Анна Букатова: Сейчас нам расскажет Светлана.

Вера Трифонова: Да, и вот меня потрясло, что там такие интересные грАффити или граффИти - как лучше, вот, и у нас возник спор между нами, одни говорили, надо закрашивать, мы в общем-то спорили и говорили, что нет, это тоже искусство, люди старались. К сожалению, у нас графитчики в основном работают ночью, по ночам, а у нас вот цель - мы хотели бы призвать молодежь, чтобы вот изучали то место, где они пишут, рисуют, и чтобы был вот какой-то восторг. Вот, например, идёшь, смотришь, вроде бы была клякса, эту кляксу ребёнок, кстати, да, он приезжал сюда в Пермь, не наш пермский мальчик, рисует метлу и здесь человечка прям на асфальте, да. Потом дети уже этим занимаются, идёшь, смотришь, это всё находится около Музея, смотришь, а там пчёлки где-то, где-то в уголочке там космонавт, в общем, очень интересно.

Анна Букатова: Вы, кстати, своих друзей сейчас пропагандируете вот этой историей с современным искусством?

Вера Трифонова: Обязательно, мне завидуют, потому что у многих огороды,  завидуют мне.

Анна Букатова: Мы сейчас прервёмся на рекламу буквально на пару минут, оставайтесь на 91,2.

Возвращаемся в студию «Эха Перми». В эфире программа «Красный человечек», меня зовут Анна Букатова, и герои эфира сегодня, или «красные человечки» наши на сегодня Светлана Лучникова, куратор проекта «Общий двор» Музея современного искусства PERMM. Ещё раз здравствуйте, Светлана!

Светлана Лучникова: Здравствуйте!

Анна Букатова: И Вера Леонидовна Трифонова, участница этого проекта. Здравствуйте ещё раз!

Вера Трифонова: Здравствуйте!

Анна Букатова: Светлана, подошли мы наконец-то к этому проекту, «Общий двор» -что это значит, сколько участников и вообще вот идея ваша?

Светлана Лучникова: Вот общая идея была в общем-то украсить дворы руками людей старшего поколения совместно с пермскими художниками. Как мы к этому шли? Понятно, что просто так не позовёшь людей во дворы и не скажешь: «Так, делаем ту вот это вот!». Нет, мы решили, что сначала нужно большую такую теоретическую часть организовать, в рамках который мы расскажем вообще о том, какие бывают виды уличного искусства, что такое ленд-арт, паблик-арт, сто такое стрит-арт, чем это всё отличается от памятников, например, от советского искусства, которое оно было раньше. И у нас была такая большая теоретическая часть, всего мы набрали около 30 человек участников, это потому, что лето и вообще очень тяжело сейчас собирать.

Анна Букатова: Т.е. это мало?

Светлана Лучникова: Это мало.

Анна Букатова: Ого!

Светлана Лучникова: Хотя я думаю, художники радуются, что их не так много, потому что в прошлый раз было человек 50 в общем, но они конечно же кто-то ходит, кто-то не ходит, потому что у всех разное время, разные дела, вот, и в рамках этой большой теоретической части чем мы занимались - сначала у нас вообще было 2 больших таких экскурсионных тура по городу, во время первого мы познакомились с советским монументальным искусством, которое у нас есть, вообще какие советские особенности города существуют, например. Анна Александровна Суворова - это доцент искусствоведенья и сотрудник тоже нашего Музея современного искусства рассказывала про разные там из графита мозаики, которые существуют, вот. Потом это всё, понятно, мы обсуждали и как-то сравнивали, все вспоминали свои истории о городе, которые у них были, и вообще какие-то свои любимые места городские.

Анна Букатова: Вера Леонидовна, вы помните эту экскурсию?

Вера Трифонова: Естественно.

Анна Букатова: Один момент - что вас зацепило, и пример нам приведите, что вам объясняли?

Вера Трифонова: Объясняли очень много, но дело в том, что было у нас состояние какое-то двоякое, такой город с богатым таким наследием, и в то же время у нас как-то неприбрано выглядит всё, как-то в серых тонах. Понимаете, обидно, что у нас город - как-то мало он...

Анна Букатова: Не облагорожен.

Вера Трифонова: Да.

Анна Букатова: Т.е. вы это обсуждали?

Вера Трифонова: Да, даже это обсуждали, а как?

Анна Букатова: Ещё был интересный автобусный тур, где вы объясняли и рассказывали о пермских арт-объектах.

Вера Трифонова: Да.

Светлана Лучникова: Да, вот это была вторая часть, и она логично вытекала из первой, т.е. мы познакомились условно с советским искусством.

Вера Трифонова: С традиционным таким, да.

Светлана Лучникова: И стали знакомиться с современным уличным искусством, и конечно, у нас Пермь уникальная в своём роде, потому что у нас есть паблик-арт программа, была раньше, длительная довольно таки, которую курирует Наиля Аллахвердиева, как раз арт-директор Музея современного искусства, и я подумала, что всё прекрасно срослось, и мы поехали опять же с туром по пермским паблик-арт объектам. Встречались мы у «Счастья не за горами», конечно же как самого популярного, обсудили «Красных человечков», обсудили «Яблоко» Жанны Кадыровой.

Анна Букатова: Мне интересно, Вера Леонидовна, что думаете про «Красных человечков»?

Вера Трифонова: Про «Красных человечков», я считаю, что они радуются жизни и нас призывают к радости, потому что у них поднята рука.

Анна Букатова: А сколько скандалов было вокруг этих арт-объектов.

Вера Трифонова: Вы знаете, скандалы происходят от незнания, от того, что мы очень мало читаем, видимо, мало знаем, а когда мы послушали лекции художников, тем более, они нам показывали искусство других стран, вы знаете, ведь люди интересно живут. Во Франции... нет, не во Франции, или во Франции тоже, в Германии бабули обвязывают танк, заборы украшают просто сами, берут инициативу в свои руки, и вот нам бы тоже хотелось, чтобы у нас в Перми такие вот группки организовались. 

Светлана Лучникова: Ну, и на самом деле главное такое последствие было - это экскурсии, мы осознали, что... т.е. участницы проекта - они раньше даже не замечали эти паблик-арт объекты.

Анна Букатова: Серьёзно?

Вера Трифонова: Да.

Светлана Лучникова: Как бы замечали, но их не понимали.

Вера Трифонова: Не понимали.

Светлана Лучникова: Не понимали. потому что не было какой-то аннотации, не было никакого текста, а Наиля очень всё по полочкам расписала, почему они тут, что это такое вот расцвечивание, привнесение краски в наш город, и все как-то так очень влюбились в эти паблик-арт объекты, мне кажется, во власть, все понравилось, и потом, когда её ненадолго убирали там в общем, сделали дорогу.

Вера Трифонова: Мы беспокоились, мы хотели уже...

Анна Букатова: На собрании это поднять?

Светлана Лучникова: Да, первый вопрос был в этот день: «А власть действительно убрали, её никогда не вернут?».

Вера Трифонова: Т.е. мы говорим, что мы будем отстаивать такие вещи.

Анна Букатова: Вера Леонидовна, какой ещё может быть есть любимый арт-объект теперь у вас в Перми?

Вера Трифонова: Мне очень понравился и запомнился немецкая художница сделала на ЦУМе, она отразила окна 5-этажного дома пайетками, и мы не просто посмотрели этот арт-объект, а нам показали кусочек, пластиночку такую, как это делается, и у нас в общем-то у многих даже возникло делание что-то своими ручками сделать.

Анна Букатова: Вот про «своими ручками», вы ведь как раз этим и займётесь на днях или уже занимаетесь?

Светлана Лучникова: Уже долго занимаемся.

Вера Трифонова: Мы вот в «Ночь музеев» пытались вязать крючком изделия, и в общем-то у нас, конечно, появилось желание, потому что во Франции, по-моему, да, Света, я забыла, обвязывают деревья очень красиво, понимаете, нам бы тоже не мешало некоторые деревья «одеть», потому что они у нас уже погибают, но очень красивые есть деревья.

Анна Букатова: Если сейчас нас слушает человек, который хочет к вам присоединиться, куда ему идти, где вас, Вера Леонидовна, искать? В Музее современного искусства, я так думаю, да?

Вера Трифонова: Да.

Светлана Лучникова: В Музее современного искусства или со мной нужно связаться, мне кажется.

Анна Букатова: Ну, Светлана, и дворы, сколько их всего, этих дворов?

Светлана Лучникова: Вообще дворов всего 6, дворы как мы выбирали? Т.е. мы не просто так взяли такие там самые плохие дворы и подумали, вот там сейчас что-то сделаем.

Вера Трифонова: Да.

Светлана Лучникова: Конечно, мы исходили из того, где живут наши участницы и сами  участницы предлагали свои дворы, т.е. из тех, что предложили, мы уже выбирали. т.е. нам важна была мотивация, что они не просто для кого-то делают, они делают для себя, украшают свой двор, как-то его благоустраивают. Всего у нас 6 дворов, они все очень разные, есть те, которые рядом с Музеем, есть те, которые в индустриальном районе, есть в центре города, вот, и к каждому двору определённая группа участниц, которые живут рядом, вот, и художник пермский, который и помогает придумывать эти объекты. Вообще все дворы у нас сейчас... есть уже законченный двор.

Анна Букатова: О нём уже можно рассказать.

Вера Трифонова: Да.

Анна Букатова: Как пример, где вы чего сделали.

Светлана Лучникова: Вот у нас 2 почти законченных двора, один находится недалеко от Музея, и это бывшее садоводческое товарищество №24, таки до сих пор существует, это, знаете, огороженное забором место, где люди сидят, у  них свои огородики и они там что-то сажают.

Анна Букатова: Серьёзно?!

Вера Трифонова: Да.

Светлана Лучникова: Да.

Анна Букатова: Внутри города такое есть?

Светлана Лучникова: В Мотовилихе есть, т.е. там прямо за забором высотные здания, а внутри там даже нет электричества, его там просто не существует, они там чайник кипятят на костре, в общем, это очень такое маргинальное немножко место.

Анна Букатова: Так.

Светлана Лучникова: И оно нам как понравилось, потому что там есть своё такое сообщество участниц.

Анна Букатова: Они вас пустили туда к себе?  

Светлана Лучникова: Да, они нас пустили, но там все в основном тоже конечно уже постарше, и они прямо все собрались и все нам помогали делать этот двор, и там был художник Петр Ставровский, и мы придумали вместе с участницами, которые там в общем-то находятся, идею дополнения пространства.

Анна Букатова: Т.е.?  

Светлана Лучникова: Как бы само пространство там очень красивое, потому что оно такое необычное.

Анна Букатова: Колоритное.

Светлана Лучникова: Странное, колоритное, и мы решили, что туда какой-то ставить отдельный объект будет странно, и поэтому мы придумали разные небольшие объекты - там где-то стоят зеркала включённые, где-то какие-то шумящие объекты, сделали там такое большое лобное место для встреч и тем самым преобразили чуть-чуть это пространство, т.е. облагородили в какой-то такой вот странной форме.

Анна Букатова: Сейчас мы прерываемся на федеральные новости, потом продолжим обсуждать проект.

Добрый день, уважаемые слушатели «Эха Перми»! В эфире программа «Красный человечек», я её автор и ведущая Анна Букатова. В завершающей стадии программа, но интересно будет. Она посвящена проекту Музея современного искусства PERMM, который называется «Общий двор», ориентирован на людей старшего возраста - возрастной категории 55+,  и гости эфира сегодня Светлана Лучникова, как раз  куратор этого самого проекта. Здравствуйте ещё раз!

Светлана Лучникова: Здравствуйте!

Анна Букатова: И Вера Леонидовна Трифонова, участница проекта, которая меняет свои дворы, меняет свою жизнь и сейчас расскажет, как это происходит. Здравствуйте ещё раз!

Вера Трифонова: Здравствуйте!

Анна Букатова: Всё-таки у нас это история про выход из зоны комфорта со своей, правильно, Светлана?

Светлана Лучникова: Ну да, вообще название «Общий двор» - оно такое невпечатляющее, но мы подумали, что оно самое подходящее, потому что общий двор - это не только про благоустройство двора средствами современного искусства, но и про выход из зоны комфорта. То, что человек живёт в квартире и выйти за зону своей квартиры уже тяжело, т.е. там прибраться в подъезде, что-то сделать во дворе своём очень тяжело, потому что ты находишься вот в этом стеклянном цейтноте.

Анна Букатова: Надо с кем-то взаимодействовать, законнектить.

Светлана Лучникова: Да, и вообще название «Общий двор» - оно характеризует добрососедскую историю, т.е. добрососедство, что люди не общаются со своими соседями, не знают друг друга, хотя живут в одном дворе и здорово выйти вместе там и что-то сделать, как-то всё это изменить и сделать красивым.

Анна Букатова: Вера Леонидовна, вы какой двор красивым делали или делаете?

Вера Трифонова: Делаем. Нам достался очень знаковый такой двор в центре города. Наверное, многие вспомнят, что там был кинотеатр «Красная звезда», вот, на этом месте где-то построили магазин «Океан» сейчас семья, все знают, и вот если вы немножечко повернёте налево, там двор, осталась стена от этого кинотеатра, и что нас впечатлило, когда мы зашли во двор, мы все были потрясены, это старинная такая стена, и внизу нарисовано граффити. И когда нам сказали, что, ну, давайте, вот как мы будем оформлять этот двор. Мы, конечно, так как мы уже с историей сами, мы решили, что нам нужно обязательно подчеркнуть, что здесь был культурный очаг, и там, кстати, жили и проживают творческие люди - бывший директор театра оперного, балерины, солисты, вот мы Елина недавно встретили во дворе, когда работали, он нас очень хорошо поприветствовал, и поэтому мы делали, каждый себя выражал, что вот ему здесь понравилось. Я, конечно, вот могу...

Анна Букатова: Что вы придумали,

Вера Трифонова: Что, какое у меня было, мы сначала хотели сделать киноленты, показать, как фильм идёт, а потом решили, граффити нам стирать как-то не захотелось, потому что это труд, и потом, вы меня извините, это очень красивые краски, правда мы Светлане предлагали, чтобы найти этих ребят, которые сделали, они их могут найти, но они, наверное, после наших передач, вероятно, зайдут в этот двор, посмотрят на наши работы и я думаю, они свои как-то обновят, потому что мы хотели это сделать, но как-то вот уличных художников это не...

Анна Букатова: Т.е. вы тоже рисовали?

Вера Трифонова: Конечно, мы сначала делали трафареты, мы сидели вырезали всё - по 3 трафарета, это очень сложный длительный процесс. Во-первых, нас снимали в полный рост, затем на компьютере распечатывали, мы всё это склеивали, потом на фанеру переносили, в общем, это длительный процесс, и мы потом уже брызгали из баллончиков.

Анна Букатова: Что этот рисунок изображает?

Вера Трифонова: Я изобразила себя, что я стою и работаю граффити, и у меня написано слово «Вера».

Светлана Лучникова: Это тэг, имя такое.

Вера Трифонова: Да, это не просто имя моё, а я выразила, что я верю в то, что вот это наше творчество совместное, там кто-то у нас сидит с фотоаппаратом наблюдает, кто-то сидит на парапете как бы, в общем стоят показывают, что здесь «Красная звезда».

Анна Букатова: Какой там адрес, куда идти смотреть?

Светлана Лучникова: Нет-нет-нет, не смотрите, скажем.

Вера Трифонова: Смотреть пока нельзя.

Анна Букатова: Нельзя, да?

Вера Трифонова: Мы пока доделываем.

Анна Букатова: А, хорошо.

Вера Трифонова: Потому что двор неухоженный, кто живёт там, вот, кстати, сегодня будет собрание, и мы, конечно, будем с ними беседовать.

Анна Букатова: Учить их...

Вера Трифонова: Да, мы не допустим, сломанная детская площадка там железная, мы всё сами приносим, там Светлана нам привозит кисточки, краски, мы всё красим, пусть попробуют только сказать, что им не нравится. Вы знаете, у нас там живые фигуры, вот если вы зайдёте в этот двор, я думаю, что вы сразу увидите объём, это не просто так сделано.

Анна Букатова: Вера Леонидовна, я ведь знаю, у вас ещё интересная история, вы вот свой коллектив участников этого проекта «Общий двор», которые работают в этом конкретном дворе, вы ведь название себе какое-то придумали?

Вера Трифонова: Да, у нас название, художники - «Фрукты-врукты».

Анна Букатова: Ну, это Витя художник.

Вера Трифонова: Да, а мы решили, мы очень Виктор, художник, который нами руководит, а мы решили тоже назвать себя «Сухофрукты», или «Компот», в общем у нас вот идут споры, но в общем-то мы бы хотели, чтобы у нас тоже было, пусть будет «Сухофрукты».

Анна Букатова: Т.е. надо с юмором относиться к возрасту?

Вера Трифонова: Естественно, естественно. Счастье - это состояние души, и вот как ты вот будешь себя чувствовать, вот это и будет.

Анна Букатова: Вера Леонидовна, если сейчас нас слушает пенсионер или пенсионерка, которым одиноко дома, у которых есть какие-то творческие силы и они не знают, куда себя направить, ну, вот страшно выходить из дома, что вы посоветуете?

Вера Трифонова: Что посоветую - приходить к нам, у нас очень много работы, я думаю, несмотря на то, что мы закончим этот проект, мы ещё что-то начнём. Женщины, которые вяжут, приходите, мы с вами решим, что нам сделать и украсить наш прекрасный город.

Анна Букатова: В Музей современного искусства?

Вера Трифонова: Да, обязательно. Надо любить наш город, понимаете?

Анна Букатова: Светлана, я думаю, надо рассказать о сроках программы, т.е. когда эти дворы будут готовы, где будет этот список вывешен, да, куда смотреть приходить.

Светлана Лучникова: Дворы будут готовы до конца июля точно, но мы решили, что не просто они будут готовы и там стоять готовые объекты, а нужно ещё жителей, которые там живут, тоже познакомить с новыми объектами, поэтому у нас будет церемония открытия официальная, о которой будут отдельные даты и время, на которое можно будет прийти познакомиться с объектами и что-то помастерить ещё вместе с детьми или самому помастерить.

Анна Букатова: Наверняка ведь там были какие-то истории согласования этих проектов с местными жителями?

Вера Трифонова: Да.

Светлана Лучникова: Конечно, они до сих пор длятся, мы вот придём сегодня на общее собрание дома, будем рассказывать про наш проект.

Анна Букатова: Были такие, кто встречают в штыки и против однозначно?

Светлана Лучникова: Конечно, они всегда есть, но чаще всего всем просто всё равно, и нужно как-то делать так, чтобы им было не всё равно.

Вера Трифонова: Безразличие.

Светлана Лучникова: Довольно сложно в общем согласования проходят и проходили, но где-то очень быстро, т.е. всё по-разному зависит, вот, но это самый ещё важный момент, мне кажется, что этот проект - он, конечно, закончится в июле - в августе, но не закончится в целом работа с людьми старшего поколения в Музее современного искусства, и это будут тоже такие большие проекты уже в следующем году, так и у нас есть какие-то разовые мероприятия в Музее, когда мы приглашаем на выставки, проводим цикл каких-то образовательных занятий о современном искусстве. поэтому если кто-то хочет присоединиться к нашей большой и дружной команде, обязательно приходите к нам в Музей, узнавайте информацию на сайте Музея, в социальных сетях.

Вера Трифонова: На заборах сейчас висят.

Светлана Лучникова: Да.

Вера Трифонова: И обратите внимание на заборы.

Анна Букатова: Вера Леонидовна, а вот как одно из препятствий в вашем проект - это вот непонимание местных жителей и жителей этих дворов, вот были ещё какие-то трудности?

Вера Трифонова: Вы знаете, особых трудностей не было, просто задают вопросы, а сколько вам платят, и что вы это...? Так я говорю, мы сами для себя это делаем и для вас.

Анна Букатова: Не верят?

Вера Трифонова: Сейчас вроде бы успокаиваются, я думаю, что всё будет нормально, у нас город должен быть красивым.

Анна Букатова: Мне знаете, Вера Леонидовна, интересно вот ваше мнение, если - просто нам часто в эфир звонят - многие мои друзья, знакомые против современного искусства, они его не понимают и высказываются против однозначно, если у вас спросить, что такое современное искусство, Вера Леонидовна?

Вера Трифонова: Так, что же такое современное искусство? Это вот как раз, наверное, в таком плане это искусство, что надо думать, просто так его понять невозможно, и потом, каждый понимает так, как у него выработано с годами понятие, я так считаю.

Светлана Лучникова: Т.е. каждый интерпретирует по-своему.

Вера Трифонова: Каждый понимает по-своему, но в общем-то когда мы слушаем лекции и смотрим, конечно, у каждого художника есть свои приёмы, он объясняет, почему это всё, просто нужно читать, интересоваться этим. Если раньше мы традиционное искусство знали благодаря экскурсиям, да, сейчас нужно тоже вот это вот сделать. Я вот даже предлагаю нашему современному...

Светлана Лучникова: Музею.

Вера Трифонова: Музею опубликовывать какие-то, делать программки. вот программки у них хорошо получаются.

Анна Букатова: Интересная история.

Вера Трифонова: Чтобы люди читали и понимали, почему, в чём дело, почему буква «П» стоит, а то ведь только ругаются.

Анна Букатова: Вы сейчас можете ответить на этот вопрос?

Вера Трифонова: Ну...

Светлана Лучникова: Давайте попробуйте.

Вера Трифонова: Как сказать, это как называется это слово...

Светлана Лучникова: «Пермские ворота» называется.

Вера Трифонова: Пермские ворота, т.е. они видны отовсюду - с поезда, с электрички, люди приезжают, смотрят, и сделаны они по принципу, как сделаны брёвна были в ГУЛАГе, когда были вот эти построены дома, т.е. тоже это всё связано с нашим Пермским краем, каждое брёвнышко - оно обработано, а не просто там лежит, оно обработано и сделано там крепление очень хорошее. Не знаю, мне понравилось, я потрясена. Серьёзно.

Светлана Лучникова: А почему из дерева, скажете?

Вера Трифонова: Почему из дерева? Потому, что Пермский край.

Светлана Лучникова: Да.

Анна Букатова: Так, нас сейчас кто-то может не понять.

Вера Трифонова: Пермский край - это леса прежде всего, и там вот именно лес наш пермский.

Анна Букатова: С вами можно говорить очень долго, но время нашей программы заканчивается. Я напомню, что в эфире были Светлана Лучникова, куратор проекта «Общий двор» в Музее современного искусства PERMM и Вера Леонидовна Трифонова, участница этого проекта  «Общий двор», в июле он завершится и наш город и 5 дворов или 6, да, ...

Светлана Лучникова: Да.

Анна Букатова: Нашего города преобразятся и там будут уже не шины и лебеди из шин, а что-то современно, красивое.

Вера Трифонова: Да, не тазики с грибами.

Анна Букатова: Не тазики с грибами. Это была Вера Леонидовна Трифонова, это вам не тазики с грибами. Спасибо.

 

Программа вышла 18 июля.

Обсуждение
1506
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.