Верхний баннер
17:30 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:47, 31 октября 2017

«Некоторые говорят: я такой же активный в детстве был, это пройдет. На самом деле нет. Синдром дефицита внимания может перейти во взрослый возраст. Человеку будет тяжело адаптироваться в коллективе и общаться с коллегами», - Ольга Шугар, врач-невролог клинического санатория-профилактория «Родник»

«Некоторые говорят: я такой же активный в детстве был, это пройдет. На самом деле нет. Синдром дефицита внимания может перейти во взрослый возраст. Человеку будет тяжело адаптироваться в коллективе и общаться с коллегами», - Ольга Шугар, врач-невролог клинического санатория-профилактория «Родник»
«Некоторые говорят: я такой же активный в детстве был, это пройдет. На самом деле нет. Синдром дефицита внимания может перейти во взрослый возраст. Человеку будет тяжело адаптироваться в коллективе и общаться с коллегами», - Ольга Шугар, врач-невролог клинического санатория-профилактория «Родник»
Плохая успеваемость в школе, конфликты со сверстниками и нарушение дисциплины. В чем причины школьной дезадаптации и как в решении этой проблемы могут помочь врачи? А также о синдроме дефицита внимания и гиперактивности говорим с кандидатом медицинских наук, врачом-неврологом клинического санатория-профилактория «Родник» Ольгой Шугар в программе "Здоровый подход".

Ведущая: Евгения Романова.

Ведущая: – Всем доброго дня. У микрофона Евгения Романова. Программа «Здоровый поход» как всегда по вторникам в эфире «Эха». Тема сегодняшней программы – школьная дезадаптация. С понятием «школьная дезадаптация» связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически здоровых детей и у детей с различными нервно-психическими расстройствами. Согласно научному определению – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтов. Проще говоря, дети, которые раньше назывались хулиганы или по каким-то причинам отстающие дети в учёбе, сейчас это называется умным словом «дезадаптация». Так? Спрашиваю я нашу гостью, враче-невролога Ольгу Павловну Шугар, которая работает в клиническом санатории-профилактории «Родник».

Гость: – Добрый день, уважаемые радиослушатели.

Ведущая: – По поводу школьной дезадаптации. Мало кто, наверное, из родителей приходит, приводит ребёнка и такими научными понятиями оперирует: «У нас – школьная дезадаптация», – ведь такого не бывает?

Гость: – Такого не бывает, по большей части говорят, что ребёнку тяжело адаптироваться, особенно на начальных этапах в учебном году, сейчас как раз сентябрь-октябрь, тяжело ребёнку выдержать ту школьную нагрузку, которая появляется в новом учебном году с какими-то заданиями тяжело справляться, и вообще взаимодействовать с детьми в новом учебном году тяжело. Это возникает по ряду причин. Это психологические причины либо эти причины имеют какую-то неврологическую основу.

Ведущая: – Вы как врач-невролог сталкиваетесь с такими ситуациями?

Гость: – Конечно, сталкиваемся. В общем-то школьная дезадаптация, вы совершенно правильно сказали, это нарушение адаптации в школьном коллективе, это и учиться тяжело, и взаимодействовать со сверстниками или учителями, и с родителями плохо взаимодействует такой ребёнок, особенно это усиливается в возрасте 10-12, в основном это пубертатный период, либо препубертатный период, это 9-10-11-12-13 лет.

Ведущая: – Есть такие цифры, я встретила, специалисты считают, что примерно 20% школьников требуется помощь психотерапевтическая у подростков как раз 12 лет, и 8% у тех, кто только начинает учиться, у младших школьников.

Гость: – Смотрите, здесь от того, из-за чего эта школьная дезадаптация формируется. То есть  если возвращаться к теме нашего разговора о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – сейчас это достаточно распространённый диагноз и, можно сказать, что это модный диагноз в какой-то степени, но тем не менее – такой диагноз существует, и это одно из распространённых нервно-психических расстройств детского возраста сейчас, которое встречается, и оно диагностируется, верифицируется, то что действительно есть у ребёнка, то что действительно такой диагноз есть –  от 6 лет его можно ставить смело. Говорить, что да, действительно у того или иного ребёнка есть данная проблема – это с 6 лет. Если говорить вообще о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – она встречается от 5 до 15% популяции в мире, и сейчас есть тенденция к тому, что это увеличивается, то есть к тому, что данная патология прогрессирует. Прогрессирует и создаёт определённую проблему в обществе, то есть для социума это значимая патология, которую действительно надо корректировать.

Ведущая: – Если мы начали разговор с школьной дезадаптации, а перешли на синдром дефицита внимания…

Гость: – Это основа.

Ведущая: – Два этих понятия связаны, то есть у детей с дефицитом внимания означает, что, возможно, в будущем, чаще всего в школе будут проблемы.

Гость: – Будут проблемы с адаптацией, будут проблемы с обучением, будут проблемы с взаимодействием со сверстниками и со взрослыми людьми – да, действительно. То есть можно говорить, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это основа школьной дезадаптации. Один из постулатов, так сказать.

Ведущая: – Если тогда брать этот синдром дефицита внимания, СДВГ – будем тогда так говорить – его причина какова, откуда тут основа? Возможно ли будущим родителям при планировании дитя как-то это предусмотреть, или мы не можем этот процесс контролировать?

Гость: – Смотрите, на сегодняшний день, согласно всем литературным источникам, которые я смогла изучить, СДВГ – это такая разнородная группа, из-за чего оно возникает. То есть да, является причиной его различные до беременности, то есть пренатальные и перинатальные факторы нарушения развития ребёнка, внутриутробно и во время родов что-то происходит, что ведёт к тому, что происходит нарушение кровоснабжения мозга ребёнка, либо это… много факторов. То есть одной из основных причин да – это гипоксия, либо это токсические факторы поражения нервной системы.

Ведущая: – Где-то травмы в родах.

Гость: – Либо это внутриутробная, допустим, гипоксия хроническая. Гипоксические факторы – это анемия, это повышение тонуса матки, это различные обострения хронических заболеваний. То есть много причин внутриутробных. Затем это какие-то проблемы в родах, это сложные роды. Либо в дальнейшем это чаще гипоксические, постгипоксические факторы, токсические факторы влияния на нервную систему. Нервная система – это достаточно такой уязвимый орган у новорожденного ребёнка. В дальнейшем всё это, конечно, за счёт процессов… за счёт того, что мозг ребёнка достаточно пластичный, всё это нивелируется, всё это уходит. И всё зависит от того, как повлиять на то, чтобы это как можно быстрее регрессировало, и как можно быстрее мозг ребёнка восстановился к нормальной жизнедеятельности.

Ведущая: – Вы как врач-невролог, при каком возрасте можете поставить СДВГ?

Гость: – Считается, что от 6 лет уже допустимо говорить, что у ребёнка действительно есть проблема в адаптации и какие-то проблемы с вниманием, то есть это возраст, когда ребёнку на фронтальных занятиях в детском саду дают определённые задания, упражнения.

Ведущая: – И смотрят, как они выполняют.

Гость: – Да, смотрят, как они сидят, работают. То есть там от 10, 15-20 минут и далее. И если есть какие-то проблемы в данном случае, то здесь родителей ставят в известность, что действительно, присмотритесь.

Ведущая: – Например? Хочется примеров, с чем приходят родители шести лет и говорят: «Он не воспринимает информацию, крутится на стуле».

Гость: – Ну, смотрите, ещё немножко теории. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это сборка. Есть синдром дефицита внимания, а есть синдром гиперактивности и импульсивности, а есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью и импульсивностью.

Ведущая: – Мы сейчас загрузим наших слушателей.

Гость: – То есть это три категории пациентов, которые у нас есть. Соответственно группа синдрома дефицита внимания, то есть это говорит о том, что ребёнок невнимательный, отвлекается, он неусидчивый, он слушает, но не слышит. Есть определённые критерии, по которым точно можно поставить данный диагноз. И если ребёнок все эти качества демонстрирует на занятиях, то есть педагог с саду говорит, что действительно, есть проблема, обратитесь к неврологу, потому что дальше-то будет хуже, потому что нагрузка возрастёт, в школе нагрузка возрастёт, соответственно ему будет неинтересно, он отвлекаться будет, он уставать будет и всё – и вот весь учебный процесс на этом завершается. Либо это гиперактивность и импульсивность, когда ребёнок не сидит, когда ребёнок не может найти себе места, когда он ведёт себя как моторчик, крутится, вертится, в постоянном движении, его усадить очень сложно. Есть изначально дети, которые… они характерологические живчики, но их при этом… если говорить: «Всё, успокойся», он сидит и работает.

Ведущая: – Есть правила и порядок.

Гость: – Да, они включают определённую функцию в мозгу, саморегулирующую, что да, действительно, мама говорит, или папа говорит, что надо посидеть и успокоиться, он понимает это, и эти правила поведения в обществе у ребёнка сформированы. У ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью страдают именно управляющие функции, то есть саморегуляция, самоконтроль, внутренняя речь, поведение под действием инструкций, то есть понимание, усвоение инструкций – вот это сложно. Для таких детей, начиная с 6 лет, если такие признаки запускаются, видно, что эта есть проблема, если у них это не лечить, то всё будет нарастать. И это приведёт к дезадаптации в коллективе, в социуме – в этом сложность, в этом опасность этого состояния. Если это не лечить, многие как говорят? «Я сам в детстве такой же был активный, это всё пройдёт». На самом деле нет. Синдром дефицита внимания переходит в ряде случаев во взрослый возраст. Понятно, что это под какими-то признаками.

Ведущая: – А во взрослом возрасте как это может проявляться, как это может помешать?

Гость: – Это социальная адаптация, то есть взаимодействие с коллегами на работе, это какие-то межличностные отношения тяжело построить…

Ведущая: – Любые коммуникации.

Гость: – Любые коммуникации.  – в этом сложность. Плюс присоединяется патология соматическая так или иначе.  По мере роста, взросления и жизни всё равно какие-то болезни. Плюс вот этот психологический фактор, который давит уже с детства, то есть определённая есть модель поведения, патологически формирующаяся под действием этого синдрома.

Ведущая: – Действительно, сентябрь прошли, как кто-то выкладывает картинки «Ура! Первая четверть закончилась!»

Гость: – Да, у нас вчера родители радовались, когда привезли детей, что вот, слава богу, выдохнули.

Ведущая: – Каникулы пока идут. Но на самом деле, если существуют такие проблемы – вы рекомендуете неврологу показаться, не бояться признаться, что у нас такие проблемы есть и врач поможет. Многие задаются вопросом, чем? Таблетку дать, чтобы он сидел смирно и ровно?

Гость: – Нет. Вообще, синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это междисциплинарная проблема, которой занимаются неврологи, нейрофизиологи, психологи, педагоги, в ряде случаев психотерапевты.

Ведущая: – И по всему этому спектру придётся проконсультироваться, у всех этих врачей?

Гость: – Не придется проконсультироваться, просто надо понимать, что это такая многоплановая, многопрофильная проблема, где один врач, или один родитель, или один педагог в школе не справится. Здесь надо иметь командный подход, комплексное решение проблемы, потому что это действительно много звеньев в жизнедеятельности затрагивает. Не только мы как неврологи… Мы устраняем нейрофизиологическую причину, или хотя бы корректируем ее до нормального уровня, чтобы именно процессы возбуждения и торможения скорректировать до того уровня, чтобы ребёнок нормально сидел и работал. А всё, что касается психологической части, педагогической части, воспитательной части – понятно, что этот комплекс надо решать командно. Только тогда будет максимальный эффект от лечения.

Ведущая: – Напомню, у нас в гостях врач-невролог, кандидат медицинских наук, Ольга Шугар. Диссертация тоже была как раз по СДВГ у вас?

Гость: – Да.

Ведущая: – Ольга Павловна принимает в санатории-профилактории «Родник». Несколько слов о «Роднике». На сегодняшний день один из ведущих… как правильно? Лечебных учреждений?

Гость: – Да. Лечебных учреждений.

Ведущая: – Я сама была и сама видела, какие очереди стоят к Ольге Павловне.

Гость: – Не только ко мне, но и ко всем нашим коллегам.

Ведущая: – Специалистам.

Гость: – Да. На сегодняшний день санаторий-профилакторий «Родник» – это центр, который прицельно занимается проблемами опорно-двигательного аппарата и нервной системы. У нас приём и детского и взрослого населения, соответственно работа по этим направлениям.

Ведущая: – То есть как ни к кому нужно идти именно к вам, если по каким-то причинам школьник учится плохо, неусидчивый, невнимательный, конфликтный со сверстниками – начинать надо с невролога.

Гость: – В первую очередь с невролога, а там уже дальше решим, какой маршрут определять ребёнку, хотя бы чтобы родителю было понятно в этом отношении.

Ведущая: – Мы продолжаем разговор о школьной дезадаптации, как с нею быть родителям и детям. Понятие школьной дезадаптации мы разобрали, как она проявляется. Родители когда к вам приходят с детьми, как диагностируете вы это заболевание? Это можно назвать заболеванием кстати?

Гость: – Это можно назвать заболеванием, это нозологическая единица, то есть по международной классификации болезней это гиперкинетическое расстройство, и как подпункт – это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Когда приходит ребёнок на приём с родителем, что в первую очередь? Если есть проблемы, в основном приходят, когда говорят, что есть проблемы с вниманием, с концентрацией, приходят. Я начинаю ребёнка смотреть. Понятно физикальный осмотр, неврологический и дальше уже по специально разработанной международной анкете я провожу опрос по тем признакам, которые достоверно позволят сказать что да, действительно, такое состояние у ребёнка есть. Это шкала, она международная, она распространена…

Ведущая: – Несколько признаков, какие?

Гость: – Там три блока вопросов. Это блок по невнимательности, гиперактивности и импульсивности, и 6 положительных ответов по блоку невнимательности позволяют говорить, что действительно невнимательность есть. Либо гиперактивность и импульсивность.

Ведущая: – Опять же, например, для наших слушателей, которые сидят у радио, подозревают эту невнимательность у детей?

Гость: – Повышенная отвлекаемость, слушает, но не слышит, плохо организован, часто теряет свои вещи в школе и дома, забывчивый в повседневной жизни. Если по гиперактивности и импульсивности говорить, то ребёнок активен настолько, что он не может усидеть на месте, как моторчик, всё время расторможен, перебивает, встревает в разговоры, в большинстве своём не может очереди своей нормально дожидаться, начинает плаксивить и так далее. И 6 положительных ответов по каждому из блоков поставляют поставить такой диагноз. Кроме того, это состояние должно проявляться не только в школе, в учебной деятельности, но и дома. То есть это затрагивает все сферы жизнедеятельности ребёнка, и это мешает ему жить. Мешает жить ребёнку, мешает жить окружающим людям, то есть дествительно есть что-то, какой-то диссонанс, который надо устранять, который надо как-то корректировать.

Ведущая: – Есть множество, что называется, стереотипов, связанных со школьной дезадаптацией, начиная с того, что это не считается болезнью в обществе. «Они не больные, они разбалованные дети, пороть их надо» – возможно где-то со стороны родители таких детей такие фразы слышат.

Гость: – Воспитательный компонент немаловажен в коррекции этого состояния, но это не избалованность, это, может, как проявление характера или какой-то дефект воспитания, но есть физиологическая основа данного синдрома. Есть сведения о том, что мозг ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности функционирует не так, как у нормативной группы, то есть как у здорового ребёнка того же возраста. Есть данные о том, что здесь происходит разбалансировка функционирования определённых областей: это лобные доли, это височные доли, это глубинные структуры мозга – таламические и стволовые структуры. Действительно много исследований проводится, с 60-70 годов точно проводятся данные исследования, и на уровне физиологии это подтверждено, что есть отличия функционирования нейромедиаторных систем мозга (спецтермины неразборчиво17:14). Есть нарушения функционирования межполушарного взаимодействия вот этого баланса, считается, что есть незрелость определённых взаимосвязей внутри полушарий, между полушариями мозга и клинически это проявляется в обычной жизни, мы видим и нарушение адаптации, и нарушение в обучении.

Ведущая: – Речь не об избалованности, и строгостью здесь не поможешь?

Гость: – Педагогический компонент здесь немаловажен, родительский контроль здесь немаловажен, только родитель должен понимать, что это не то, что ребёнок так себя плохо ведёт, и ему так хочется себя вести. Понятно, что в определённые возрастные периоды дети проявляют характер. Есть определённые критические периоды развития, но при этом есть физиологическая основа, почему так ребёнок себя ведёт. Понятно, что исключая поведенческий компонент, физиология остаётся. Именно физиологический компонент неврологи или психотерапевты корректируют, может быть, препаратами, может быть, какими-то процедурами нейротерапевтическими. Здесь надо всё равно определённый алгоритм лечения или коррекционных мероприятий подбирать таким детям. Им помогать нужно, да.

Ведущая: – Нужно помогать, нужно этим заниматься, нужно лечить вкупе невролога и педагога. Ещё говорят также, что дети себя не контролируют, они больны. Значит им надо всё прощать, всё спускать с рук.

Гость: – В какой-то мере – да, но это опять к вопросу о педагогике родителей или педагогике учителей в школе, чтобы определённые комплексы не сформировать на психологическом уровне. Но надо учитывать всё-таки, что это ребёнок, мозг которого функционирует не как у здорового ребёнка, а есть проблемы. Поэтому здесь надо всё равно не сформировать все те комплексы, которые в дальнейшем надо будет прорабатывать у психотерапевта.

Ведущая: – Ещё один из стереотипов, связанных со школьной дезадаптацией – этим детям не место в нормальной школе, им необходимо учиться где-то отдельно, в спецшколах.

Гость: – Нет, нет. Видите, сейчас это один из мейнстримовых диагнозов, который ставят детям. Но надо точно понимать, надо разбираться – это СДВГ или это поведенческие или какие-то психологические вопросы, которые надо решать. Если это неврология, таким детям ну как это не место? Сейчас  очень активно у нас в России же инклюзия внедряется.

Ведущая: – Инклюзивное образование.

Гость: – Инклюзивное образование. СДВГ не сказать, что это – тяжёлая патология, это –дисфункция, это – дисбаланс функционирования определённых областей мозга, определённых иерархических уровней мозга, если возвращаться к физиологии. А если это дисфункция, то в принципе это излечимо, это поправить можно, довести до оптимального уровня функционирования головного мозга можно. Поэтому здесь надо таким детям помогать. Изолировать их или как-то исключать из общего образования ни в коем случае нельзя.

Ведущая: – Не изменятся, сделаем только хуже.

Гость: – Нет, они должны взаимодействовать в нормальном коллективе. Понятно, что есть определённые правила работы и общения в том коллективе, но он должен это принимать. Как развивающаяся личность, ребёнок должен понимать и принимать правила этого коллектива и учиться взаимодействовать, функционировать в этом коллективе. Вот и всё.

Ведущая: – Ещё одно из мнений, связанных со школьной дезадаптацией: такие дети были всегда, это новомодное название для двоечников и хулиганов.

Гость: – Эти дети… Вообще, первоначально когда этот случай был описан? Это ещё с середины XIX века, так называемый непоседа Фил, которого невозможно было – это историческая справка, когда я собирала информацию к диссертации, как литобзор – да, действительно, такой ребёнок существовал, был впервые описан в конце XIX века в Англии. И потом стали обращать внимание, что действительно такие дети есть, и у них есть определённые поведенческие нарушения, которые не вписываются в нормальную жизнь. Потом случилась эпидемия энцефалита, которая привела к массовому возникновению этого состояния в результате посттоксического, постинфекционного страдания мозга – это тоже было показано. И на сегодняшний день, опять возвращаясь к причинам, кроме внутриутробных и во время родов какие-то страдания есть – понятно, что и посттравматические факторы, которые привели, и постинфекционные, и посттоксические и так далее. Это не заболевание, при котором детям не место среди нормальных, нет. Их надо вводить в коллектив, их надо адаптировать и помогать им.

Ведущая: – Я задам вопрос, но он, наверное, будет неправильным. Готовясь к эфиру, я его записала, но в течение эфира я уже поняла, что он неверен. Лечение СДВГ нацелено на то, чтобы ребёнок сидел смирно?

Гость: – Конечно же нет. Лечение нацелено на то, с моей стороны как невролога, чтобы у него нормализовался уровень возбуждения и торможения, то есть чтобы нейрофизиологическая основа совпадала с поведенческой основой, чтобы его адаптация в коллективе и усидчивость были нормальными, чтобы не было жалоб.

Ведущая: – Синдром дефицита внимания, часто ли случается, что вместе с этим диагнозом есть ещё и другие? Какие это диагнозы?

Гость: – Это так называемая коморбидность, то есть те состояния патологические, которые при этом синдроме встречаются. Чаще всего это нарушение формирования школьных навыков. Таким детям очень сложно даётся навык письма, как правило. Ещё раньше, если это дошкольный период – это нарушения речевые, то есть это различные дизартрии, либо это моторная дисфазия. Но в любом случае, когда идет активный период становления речи у ребёнка, у него есть нарушения произношения, а это неправильная основа того, как он слышит этот звук, то есть он неправильно его говорит, произносит, соответственно он его неправильно воспринимает. Из-за этого у него возникают проблемы в дальнейшем с письменной речью. Кроме того, это проблемы с мелкой моторикой, то есть это почерк сам по себе, почерк и процесс письма. Неаккуратный, не держит строчку, либо буквы скачут, либо это перестановки в слове, то есть он пишет, переставляя буквы или слоги. То де самое можно наблюдать в процессе чтения, то есть это дислексические нарушения. Мы говорили про письмо – это дисграфия, дисграфические нарушения, и дальше – это чтение, либо медленное чтение, либо опять-таки перестановки, когда он читает, прочитывает, он переставляет слоги или буквы – это дислексические нарушения. Есть еще дискалькулические нарушения, то есть это нарушение счёта. Восприятие задания тоже тяжело даётся.

Ведущая: – Понятно. Мы весь эфир говорим о том, как это проявляется. Что с этим делать, как могут помочь в санатории-профилактории «Родник» и вы как невролог? Ребенок пропивает курс таблеток и что – он сразу же пишет аккуратно?

Гость: – Нет, я же говорю, поскольку это междисциплинарная проблема, соответственно подход должен быть комплексный, со многих направлений. Это психолог, либо нейропсихолог, даже лучше будет.

Ведущая: – Расскажите, чем отличается психолог от нейропсихолога.

Гость: – Психологи – это же общего действия, а нейропсихологи это те психологи, которые занимаются нейрокоррекцией, либо это метод замещающего онтогенеза. Те мероприятия, что они проводят – это «умные движения», либо «мозговая гимнастика» – это нейрогимнастика, которая ведёт к тому, чтобы доформировать все эти связи в головном мозге через систему определённых движений.

Ведущая: – Я видела. Ребёнок садится напротив компьютера, ему показывают какие-то картинки…

Гость: – Нет, это вы говорите про биологическую обратную связь, об этом мы с вами тоже можем поговорить.

Ведущая: – Хорошо.

Гость: – А если говорить о нейропсихологии и нейрокоррекции – ему дают выполнять определённые задания попеременно правой и левой рукой, либо правой и левой ногой. На таких занятиях дети ползают по-пластунски, катаются брёвнышком. Может быть, это смотрится достаточно просто, но ребёнку в общем-то это сложно выполнить. Подключаются все те взаимосвязи в головном мозге, моторные области, и за счёт их активации – это самая крупная зона в головном мозге, моторная – идёт активация межполушарных, межцентральных, внутриполушарных связей, которые недозрели.

Ведущая: – Кстати, пока не забыла, связь со спортом здесь может быть?

Гость: – Да, да. Я обычно рекомендую циклические виды спорта таким детям. Это те виды спорта, где участвуют попеременно правая и левая половина тела – это плавание, это бег, это велоспорт, это конькобежный спорт, скалолазание хорошо будет таким детям. Обязательно нужно ребёнка организовывать в спортивную секцию туда, куда он хочет, где ему нравится заниматься. Потому что это благотворно влияет и на его активность, энергию, и на его физиологию, нейрофизиологию, на развитие головного, спинного мозга и периферической нервной системы. Поэтому я только за спорт.

Ведущая: – Возвращаемся к «Роднику». Какие ещё методы коррекции?

Гость: – Методы коррекции. То, что вы могли видеть – это биологическая обратная связь.  

Ведущая: – БОС так называемая.

Гость: – Да, биосвязь, это или нейройога, или функциональное биоуправления. Суть её в следующем. Ребёнку предъявляют на экране компьютера картинку. К ребёнку в это время подключают датчик к головному мозгу, на голову надевают специальный ободочек, в который встроен электрод, фиксирующий ритмы мозга. Как энцефалограмма, только с одного канала получается. В результате этой фиксации ритмов мозга мы видим по этому каналу, как функционирует мозг, и это напрямую связано с той картинкой, которую видит ребёнок. То есть ребёнок получает задание смотреть и концентрировать внимание на картинке таким образом, чтобы картинка не блёкла, не гасла, не уезжала, чтобы она была  нормальная, яркая, красивая. И если он начинает рассеивать внимание – эта картинка гаснет, уезжает, исчезает. То есть, электрод, который встроен в это устройство, фиксирует ритм мозга. Если ритм хороший, соответственно картинка удерживается. Это визуализация работы мозга, это самоуправление, самоконтроль. В результате этих сессий – их там от 10 до 15 занятий – ребёнок учится вырабатывать навык внимания, абстрагируясь от внешних отвлекающих факторов. То есть «надо» и он всё отключает и только на эту картинку смотрит. Это такая тренировка под своим контролем. Самоконтроль – это очень важно, и он уже знает, как удержать внимание, находясь в том же классе, в условиях учёбы, не обращая внимание на отвлекающие факторы.

Ведущая: – Какие ещё методы коррекции?

Гость: – Если говорить непосредствен о наших нейротерапевтических методах, то я провожу процедуры транскраниальной микрополяризации головного мозга – ТКМП.

Ведущая: – Суть её?

Гость: – Суть в том, она патогенетически обоснована, то есть влияет непосредственно на причину этого заболевания. Как мы с вами в начале сказали, что есть проблемы в функционировании нейромедиаторных систем мозга и есть нарушение взаимосвязей между определёнными функциональными блоками мозга, то есть первый, третий – в основном эти блоки мозга страдают при СДВГ. Эта процедура направлена на нормализацию, на коррекцию всех этих связей между областями, внутри области.

Ведущая: – Внешне-то смотрится – ребёнок сидит в шапочке.

Гость: – Да, в шапочке, накладываются электроды на определённые зоны мозга, зоны головы. Электроды из токопроводной резины накладываются прицельно на те зоны, которые нужно корректировать.

Ведущая: – А детям, которым сложно сконцентрироваться не сложно сидеть это время?

Гость: – Нет, в основном нет, там либо чем-то занять его можно, либо книжку почитать.

Ведущая: – Кроссворды.

Гость: – Либо кроссворды, судоку, либо просто он лежит, отдыхает.

Ведущая: – Есть какие-то противопоказания?

Гость: – Противопоказания есть. Это, во-первых, различные воспалительные процессы, банальный насморк – нельзя., так как усилит кровоток, усилит насморк. Затем, это онкология, и это эпилепсия, эписиндром.

Ведущая: – Из перечисленных коррекций, когда курсы проходят, вы видите, как меняются дети? И какие-то примеры..

Гость: – Я вижу, родители видят. Определённые изменения происходят уже в процессе лечения в зависимости от того, что нужно корректировать. Если проблемы с почерком – всё равно так или иначе улучшается процесс мелкой моторики, улучшается концентрация внимания, улучшаются поведенческие… Если ребёнок изначально тревожен… Возвращаясь к тому, с чем может сочетаться СДВГ – это…

Ведущая: – Неврозы?

Гость: – Эмоционально-волевые нарушения, это либо повышенная возбудимость, импульсивность, либо это повышенная тревожность, либо плаксивость, либо агрессивное поведение. То есть модели, сформировавшиеся в результате всех тех условий, в которые ребёнок попадает.

Ведущая: – Проще говоря, ребёнок становится спокойнее.

Гость: – Спокойнее, да. Нормализуется же там в процессе данной процедуры процессы возбуждения и торможения. Так или иначе, в большинстве случаев всё так и происходит.

Ведущая: – Давайте подведём итог эфира. Итак, школьная дезадаптация – это болезнь, заниматься ей нужно.

Гость: – Обязательно.

Ведущая: – занимаются комплексно неврологи, педагоги…

Гость: – Психологи

Ведущая: – Нейропсихологи. Закрывать глаза родителям на это не нужно, надеяться, что само пройдёт. А проявляется как? Плохой почерк, неусидчивость…

Гость: – Поведенческие расстройства.

Ведущая: – Где-то замыкается, а где-то наоборот ссорится с окружающими. Если ребёнок грызёт ногти, ломает постоянно ручки – это тоже невротические состояния. Всё это можно скорректировать специальными вашими методами, которые вы перечислили, в «Роднике». Они действительно современные, кто-то о них вообще впервые в эфире услышал, но существуют они десятки лет. Существуют долго, а главное – есть результат, ещё раз можно сделать акцент на нём. Такие дети начинают лучше учиться, концентрация внимания…

Гость: – Лучше взаимодействовать в коллективе, в первую очередь лучше учиться, нормализуется психоэмоциональная сфера, то есть спокойнее становятся.

Ведущая: – Что не нужно делать родителям, когда у них такой диагноз —школьная дезадаптация? Какой-то итог от вас хочется.

Гость: – Не нужно закрывать на это глаза, нужно обязательно заниматься этой проблемой.

Ведущая: – Не игнорировать.

Гость: – Нужно помогать по максимуму ребёнку, насколько это возможно.

Ведущая: – Не ругать ребёнка, он не виноват в этом.

Гость: – он не виноват, он ведёт себя плохо не потому что ему так хочется, а он со своей нейрофизиологией попал в определённые условия. И он таким образом выживает, он в таких условиях живёт, и так или иначе он приспосабливается, учитывая свои особенности.

Ведущая: – Помогите ребёнку! – хочется сказать.

Гость: – Да, да., обязательно.

Ведущая: – Спасибо большое, до свидания.

Ведущая: – Всем доброго дня. У микрофона Евгения Романова. Программа «Здоровый поход» как всегда по вторникам в эфире «Эха». Тема сегодняшней программы – школьная дезадаптация. С понятием «школьная дезадаптация» связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически здоровых детей и у детей с различными нервно-психическими расстройствами. Согласно научному определению – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтов. Проще говоря, дети, которые раньше назывались хулиганы или по каким-то причинам отстающие дети в учёбе, сейчас это называется умным словом «дезадаптация». Так? Спрашиваю я нашу гостью, враче-невролога Ольгу Павловну Шугар, которая работает в клиническом санатории-профилактории «Родник».

Гость: – Добрый день, уважаемые радиослушатели.

Ведущая: – По поводу школьной дезадаптации. Мало кто, наверное, из родителей приходит, приводит ребёнка и такими научными понятиями оперирует: «У нас – школьная дезадаптация», – ведь такого не бывает?

Гость: – Такого не бывает, по большей части говорят, что ребёнку тяжело адаптироваться, особенно на начальных этапах в учебном году, сейчас как раз сентябрь-октябрь, тяжело ребёнку выдержать ту школьную нагрузку, которая появляется в новом учебном году с какими-то заданиями тяжело справляться, и вообще взаимодействовать с детьми в новом учебном году тяжело. Это возникает по ряду причин. Это психологические причины либо эти причины имеют какую-то неврологическую основу.

Ведущая: – Вы как врач-невролог сталкиваетесь с такими ситуациями?

Гость: – Конечно, сталкиваемся. В общем-то школьная дезадаптация, вы совершенно правильно сказали, это нарушение адаптации в школьном коллективе, это и учиться тяжело, и взаимодействовать со сверстниками или учителями, и с родителями плохо взаимодействует такой ребёнок, особенно это усиливается в возрасте 10-12, в основном это пубертатный период, либо препубертатный период, это 9-10-11-12-13 лет.

Ведущая: – Есть такие цифры, я встретила, специалисты считают, что примерно 20% школьников требуется помощь психотерапевтическая у подростков как раз 12 лет, и 8% у тех, кто только начинает учиться, у младших школьников.

Гость: – Смотрите, здесь от того, из-за чего эта школьная дезадаптация формируется. То есть  если возвращаться к теме нашего разговора о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – сейчас это достаточно распространённый диагноз и, можно сказать, что это модный диагноз в какой-то степени, но тем не менее – такой диагноз существует, и это одно из распространённых нервно-психических расстройств детского возраста сейчас, которое встречается, и оно диагностируется, верифицируется, то что действительно есть у ребёнка, то что действительно такой диагноз есть –  от 6 лет его можно ставить смело. Говорить, что да, действительно у того или иного ребёнка есть данная проблема – это с 6 лет. Если говорить вообще о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – она встречается от 5 до 15% популяции в мире, и сейчас есть тенденция к тому, что это увеличивается, то есть к тому, что данная патология прогрессирует. Прогрессирует и создаёт определённую проблему в обществе, то есть для социума это значимая патология, которую действительно надо корректировать.

Ведущая: – Если мы начали разговор с школьной дезадаптации, а перешли на синдром дефицита внимания…

Гость: – Это основа.

Ведущая: – Два этих понятия связаны, то есть у детей с дефицитом внимания означает, что, возможно, в будущем, чаще всего в школе будут проблемы.

Гость: – Будут проблемы с адаптацией, будут проблемы с обучением, будут проблемы с взаимодействием со сверстниками и со взрослыми людьми – да, действительно. То есть можно говорить, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это основа школьной дезадаптации. Один из постулатов, так сказать.

Ведущая: – Если тогда брать этот синдром дефицита внимания, СДВГ – будем тогда так говорить – его причина какова, откуда тут основа? Возможно ли будущим родителям при планировании дитя как-то это предусмотреть, или мы не можем этот процесс контролировать?

Гость: – Смотрите, на сегодняшний день, согласно всем литературным источникам, которые я смогла изучить, СДВГ – это такая разнородная группа, из-за чего оно возникает. То есть да, является причиной его различные до беременности, то есть пренатальные и перинатальные факторы нарушения развития ребёнка, внутриутробно и во время родов что-то происходит, что ведёт к тому, что происходит нарушение кровоснабжения мозга ребёнка, либо это… много факторов. То есть одной из основных причин да – это гипоксия, либо это токсические факторы поражения нервной системы.

Ведущая: – Где-то травмы в родах.

Гость: – Либо это внутриутробная, допустим, гипоксия хроническая. Гипоксические факторы – это анемия, это повышение тонуса матки, это различные обострения хронических заболеваний. То есть много причин внутриутробных. Затем это какие-то проблемы в родах, это сложные роды. Либо в дальнейшем это чаще гипоксические, постгипоксические факторы, токсические факторы влияния на нервную систему. Нервная система – это достаточно такой уязвимый орган у новорожденного ребёнка. В дальнейшем всё это, конечно, за счёт процессов… за счёт того, что мозг ребёнка достаточно пластичный, всё это нивелируется, всё это уходит. И всё зависит от того, как повлиять на то, чтобы это как можно быстрее регрессировало, и как можно быстрее мозг ребёнка восстановился к нормальной жизнедеятельности.

Ведущая: – Вы как врач-невролог, при каком возрасте можете поставить СДВГ?

Гость: – Считается, что от 6 лет уже допустимо говорить, что у ребёнка действительно есть проблема в адаптации и какие-то проблемы с вниманием, то есть это возраст, когда ребёнку на фронтальных занятиях в детском саду дают определённые задания, упражнения.

Ведущая: – И смотрят, как они выполняют.

Гость: – Да, смотрят, как они сидят, работают. То есть там от 10, 15-20 минут и далее. И если есть какие-то проблемы в данном случае, то здесь родителей ставят в известность, что действительно, присмотритесь.

Ведущая: – Например? Хочется примеров, с чем приходят родители шести лет и говорят: «Он не воспринимает информацию, крутится на стуле».

Гость: – Ну, смотрите, ещё немножко теории. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это сборка. Есть синдром дефицита внимания, а есть синдром гиперактивности и импульсивности, а есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью и импульсивностью.

Ведущая: – Мы сейчас загрузим наших слушателей.

Гость: – То есть это три категории пациентов, которые у нас есть. Соответственно группа синдрома дефицита внимания, то есть это говорит о том, что ребёнок невнимательный, отвлекается, он неусидчивый, он слушает, но не слышит. Есть определённые критерии, по которым точно можно поставить данный диагноз. И если ребёнок все эти качества демонстрирует на занятиях, то есть педагог с саду говорит, что действительно, есть проблема, обратитесь к неврологу, потому что дальше-то будет хуже, потому что нагрузка возрастёт, в школе нагрузка возрастёт, соответственно ему будет неинтересно, он отвлекаться будет, он уставать будет и всё – и вот весь учебный процесс на этом завершается. Либо это гиперактивность и импульсивность, когда ребёнок не сидит, когда ребёнок не может найти себе места, когда он ведёт себя как моторчик, крутится, вертится, в постоянном движении, его усадить очень сложно. Есть изначально дети, которые… они характерологические живчики, но их при этом… если говорить: «Всё, успокойся», он сидит и работает.

Ведущая: – Есть правила и порядок.

Гость: – Да, они включают определённую функцию в мозгу, саморегулирующую, что да, действительно, мама говорит, или папа говорит, что надо посидеть и успокоиться, он понимает это, и эти правила поведения в обществе у ребёнка сформированы. У ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью страдают именно управляющие функции, то есть саморегуляция, самоконтроль, внутренняя речь, поведение под действием инструкций, то есть понимание, усвоение инструкций – вот это сложно. Для таких детей, начиная с 6 лет, если такие признаки запускаются, видно, что эта есть проблема, если у них это не лечить, то всё будет нарастать. И это приведёт к дезадаптации в коллективе, в социуме – в этом сложность, в этом опасность этого состояния. Если это не лечить, многие как говорят? «Я сам в детстве такой же был активный, это всё пройдёт». На самом деле нет. Синдром дефицита внимания переходит в ряде случаев во взрослый возраст. Понятно, что это под какими-то признаками.

Ведущая: – А во взрослом возрасте как это может проявляться, как это может помешать?

Гость: – Это социальная адаптация, то есть взаимодействие с коллегами на работе, это какие-то межличностные отношения тяжело построить…

Ведущая: – Любые коммуникации.

Гость: – Любые коммуникации.  – в этом сложность. Плюс присоединяется патология соматическая так или иначе.  По мере роста, взросления и жизни всё равно какие-то болезни. Плюс вот этот психологический фактор, который давит уже с детства, то есть определённая есть модель поведения, патологически формирующаяся под действием этого синдрома.

Ведущая: – Действительно, сентябрь прошли, как кто-то выкладывает картинки «Ура! Первая четверть закончилась!»

Гость: – Да, у нас вчера родители радовались, когда привезли детей, что вот, слава богу, выдохнули.

Ведущая: – Каникулы пока идут. Но на самом деле, если существуют такие проблемы – вы рекомендуете неврологу показаться, не бояться признаться, что у нас такие проблемы есть и врач поможет. Многие задаются вопросом, чем? Таблетку дать, чтобы он сидел смирно и ровно?

Гость: – Нет. Вообще, синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это междисциплинарная проблема, которой занимаются неврологи, нейрофизиологи, психологи, педагоги, в ряде случаев психотерапевты.

Ведущая: – И по всему этому спектру придётся проконсультироваться, у всех этих врачей?

Гость: – Не придется проконсультироваться, просто надо понимать, что это такая многоплановая, многопрофильная проблема, где один врач, или один родитель, или один педагог в школе не справится. Здесь надо иметь командный подход, комплексное решение проблемы, потому что это действительно много звеньев в жизнедеятельности затрагивает. Не только мы как неврологи… Мы устраняем нейрофизиологическую причину, или хотя бы корректируем ее до нормального уровня, чтобы именно процессы возбуждения и торможения скорректировать до того уровня, чтобы ребёнок нормально сидел и работал. А всё, что касается психологической части, педагогической части, воспитательной части – понятно, что этот комплекс надо решать командно. Только тогда будет максимальный эффект от лечения.

Ведущая: – Напомню, у нас в гостях врач-невролог, кандидат медицинских наук, Ольга Шугар. Диссертация тоже была как раз по СДВГ у вас?

Гость: – Да.

Ведущая: – Ольга Павловна принимает в санатории-профилактории «Родник». Несколько слов о «Роднике». На сегодняшний день один из ведущих… как правильно? Лечебных учреждений?

Гость: – Да. Лечебных учреждений.

Ведущая: – Я сама была и сама видела, какие очереди стоят к Ольге Павловне.

Гость: – Не только ко мне, но и ко всем нашим коллегам.

Ведущая: – Специалистам.

Гость: – Да. На сегодняшний день санаторий-профилакторий «Родник» – это центр, который прицельно занимается проблемами опорно-двигательного аппарата и нервной системы. У нас приём и детского и взрослого населения, соответственно работа по этим направлениям.

Ведущая: – То есть как ни к кому нужно идти именно к вам, если по каким-то причинам школьник учится плохо, неусидчивый, невнимательный, конфликтный со сверстниками – начинать надо с невролога.

Гость: – В первую очередь с невролога, а там уже дальше решим, какой маршрут определять ребёнку, хотя бы чтобы родителю было понятно в этом отношении.

Ведущая: – Мы продолжаем разговор о школьной дезадаптации, как с нею быть родителям и детям. Понятие школьной дезадаптации мы разобрали, как она проявляется. Родители когда к вам приходят с детьми, как диагностируете вы это заболевание? Это можно назвать заболеванием кстати?

Гость: – Это можно назвать заболеванием, это нозологическая единица, то есть по международной классификации болезней это гиперкинетическое расстройство, и как подпункт – это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Когда приходит ребёнок на приём с родителем, что в первую очередь? Если есть проблемы, в основном приходят, когда говорят, что есть проблемы с вниманием, с концентрацией, приходят. Я начинаю ребёнка смотреть. Понятно физикальный осмотр, неврологический и дальше уже по специально разработанной международной анкете я провожу опрос по тем признакам, которые достоверно позволят сказать что да, действительно, такое состояние у ребёнка есть. Это шкала, она международная, она распространена…

Ведущая: – Несколько признаков, какие?

Гость: – Там три блока вопросов. Это блок по невнимательности, гиперактивности и импульсивности, и 6 положительных ответов по блоку невнимательности позволяют говорить, что действительно невнимательность есть. Либо гиперактивность и импульсивность.

Ведущая: – Опять же, например, для наших слушателей, которые сидят у радио, подозревают эту невнимательность у детей?

Гость: – Повышенная отвлекаемость, слушает, но не слышит, плохо организован, часто теряет свои вещи в школе и дома, забывчивый в повседневной жизни. Если по гиперактивности и импульсивности говорить, то ребёнок активен настолько, что он не может усидеть на месте, как моторчик, всё время расторможен, перебивает, встревает в разговоры, в большинстве своём не может очереди своей нормально дожидаться, начинает плаксивить и так далее. И 6 положительных ответов по каждому из блоков поставляют поставить такой диагноз. Кроме того, это состояние должно проявляться не только в школе, в учебной деятельности, но и дома. То есть это затрагивает все сферы жизнедеятельности ребёнка, и это мешает ему жить. Мешает жить ребёнку, мешает жить окружающим людям, то есть дествительно есть что-то, какой-то диссонанс, который надо устранять, который надо как-то корректировать.

Ведущая: – Есть множество, что называется, стереотипов, связанных со школьной дезадаптацией, начиная с того, что это не считается болезнью в обществе. «Они не больные, они разбалованные дети, пороть их надо» – возможно где-то со стороны родители таких детей такие фразы слышат.

Гость: – Воспитательный компонент немаловажен в коррекции этого состояния, но это не избалованность, это, может, как проявление характера или какой-то дефект воспитания, но есть физиологическая основа данного синдрома. Есть сведения о том, что мозг ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности функционирует не так, как у нормативной группы, то есть как у здорового ребёнка того же возраста. Есть данные о том, что здесь происходит разбалансировка функционирования определённых областей: это лобные доли, это височные доли, это глубинные структуры мозга – таламические и стволовые структуры. Действительно много исследований проводится, с 60-70 годов точно проводятся данные исследования, и на уровне физиологии это подтверждено, что есть отличия функционирования нейромедиаторных систем мозга (спецтермины неразборчиво17:14). Есть нарушения функционирования межполушарного взаимодействия вот этого баланса, считается, что есть незрелость определённых взаимосвязей внутри полушарий, между полушариями мозга и клинически это проявляется в обычной жизни, мы видим и нарушение адаптации, и нарушение в обучении.

Ведущая: – Речь не об избалованности, и строгостью здесь не поможешь?

Гость: – Педагогический компонент здесь немаловажен, родительский контроль здесь немаловажен, только родитель должен понимать, что это не то, что ребёнок так себя плохо ведёт, и ему так хочется себя вести. Понятно, что в определённые возрастные периоды дети проявляют характер. Есть определённые критические периоды развития, но при этом есть физиологическая основа, почему так ребёнок себя ведёт. Понятно, что исключая поведенческий компонент, физиология остаётся. Именно физиологический компонент неврологи или психотерапевты корректируют, может быть, препаратами, может быть, какими-то процедурами нейротерапевтическими. Здесь надо всё равно определённый алгоритм лечения или коррекционных мероприятий подбирать таким детям. Им помогать нужно, да.

Ведущая: – Нужно помогать, нужно этим заниматься, нужно лечить вкупе невролога и педагога. Ещё говорят также, что дети себя не контролируют, они больны. Значит им надо всё прощать, всё спускать с рук.

Гость: – В какой-то мере – да, но это опять к вопросу о педагогике родителей или педагогике учителей в школе, чтобы определённые комплексы не сформировать на психологическом уровне. Но надо учитывать всё-таки, что это ребёнок, мозг которого функционирует не как у здорового ребёнка, а есть проблемы. Поэтому здесь надо всё равно не сформировать все те комплексы, которые в дальнейшем надо будет прорабатывать у психотерапевта.

Ведущая: – Ещё один из стереотипов, связанных со школьной дезадаптацией – этим детям не место в нормальной школе, им необходимо учиться где-то отдельно, в спецшколах.

Гость: – Нет, нет. Видите, сейчас это один из мейнстримовых диагнозов, который ставят детям. Но надо точно понимать, надо разбираться – это СДВГ или это поведенческие или какие-то психологические вопросы, которые надо решать. Если это неврология, таким детям ну как это не место? Сейчас  очень активно у нас в России же инклюзия внедряется.

Ведущая: – Инклюзивное образование.

Гость: – Инклюзивное образование. СДВГ не сказать, что это – тяжёлая патология, это –дисфункция, это – дисбаланс функционирования определённых областей мозга, определённых иерархических уровней мозга, если возвращаться к физиологии. А если это дисфункция, то в принципе это излечимо, это поправить можно, довести до оптимального уровня функционирования головного мозга можно. Поэтому здесь надо таким детям помогать. Изолировать их или как-то исключать из общего образования ни в коем случае нельзя.

Ведущая: – Не изменятся, сделаем только хуже.

Гость: – Нет, они должны взаимодействовать в нормальном коллективе. Понятно, что есть определённые правила работы и общения в том коллективе, но он должен это принимать. Как развивающаяся личность, ребёнок должен понимать и принимать правила этого коллектива и учиться взаимодействовать, функционировать в этом коллективе. Вот и всё.

Ведущая: – Ещё одно из мнений, связанных со школьной дезадаптацией: такие дети были всегда, это новомодное название для двоечников и хулиганов.

Гость: – Эти дети… Вообще, первоначально когда этот случай был описан? Это ещё с середины XIX века, так называемый непоседа Фил, которого невозможно было – это историческая справка, когда я собирала информацию к диссертации, как литобзор – да, действительно, такой ребёнок существовал, был впервые описан в конце XIX века в Англии. И потом стали обращать внимание, что действительно такие дети есть, и у них есть определённые поведенческие нарушения, которые не вписываются в нормальную жизнь. Потом случилась эпидемия энцефалита, которая привела к массовому возникновению этого состояния в результате посттоксического, постинфекционного страдания мозга – это тоже было показано. И на сегодняшний день, опять возвращаясь к причинам, кроме внутриутробных и во время родов какие-то страдания есть – понятно, что и посттравматические факторы, которые привели, и постинфекционные, и посттоксические и так далее. Это не заболевание, при котором детям не место среди нормальных, нет. Их надо вводить в коллектив, их надо адаптировать и помогать им.

Ведущая: – Я задам вопрос, но он, наверное, будет неправильным. Готовясь к эфиру, я его записала, но в течение эфира я уже поняла, что он неверен. Лечение СДВГ нацелено на то, чтобы ребёнок сидел смирно?

Гость: – Конечно же нет. Лечение нацелено на то, с моей стороны как невролога, чтобы у него нормализовался уровень возбуждения и торможения, то есть чтобы нейрофизиологическая основа совпадала с поведенческой основой, чтобы его адаптация в коллективе и усидчивость были нормальными, чтобы не было жалоб.

Ведущая: – Синдром дефицита внимания, часто ли случается, что вместе с этим диагнозом есть ещё и другие? Какие это диагнозы?

Гость: – Это так называемая коморбидность, то есть те состояния патологические, которые при этом синдроме встречаются. Чаще всего это нарушение формирования школьных навыков. Таким детям очень сложно даётся навык письма, как правило. Ещё раньше, если это дошкольный период – это нарушения речевые, то есть это различные дизартрии, либо это моторная дисфазия. Но в любом случае, когда идет активный период становления речи у ребёнка, у него есть нарушения произношения, а это неправильная основа того, как он слышит этот звук, то есть он неправильно его говорит, произносит, соответственно он его неправильно воспринимает. Из-за этого у него возникают проблемы в дальнейшем с письменной речью. Кроме того, это проблемы с мелкой моторикой, то есть это почерк сам по себе, почерк и процесс письма. Неаккуратный, не держит строчку, либо буквы скачут, либо это перестановки в слове, то есть он пишет, переставляя буквы или слоги. То де самое можно наблюдать в процессе чтения, то есть это дислексические нарушения. Мы говорили про письмо – это дисграфия, дисграфические нарушения, и дальше – это чтение, либо медленное чтение, либо опять-таки перестановки, когда он читает, прочитывает, он переставляет слоги или буквы – это дислексические нарушения. Есть еще дискалькулические нарушения, то есть это нарушение счёта. Восприятие задания тоже тяжело даётся.

Ведущая: – Понятно. Мы весь эфир говорим о том, как это проявляется. Что с этим делать, как могут помочь в санатории-профилактории «Родник» и вы как невролог? Ребенок пропивает курс таблеток и что – он сразу же пишет аккуратно?

Гость: – Нет, я же говорю, поскольку это междисциплинарная проблема, соответственно подход должен быть комплексный, со многих направлений. Это психолог, либо нейропсихолог, даже лучше будет.

Ведущая: – Расскажите, чем отличается психолог от нейропсихолога.

Гость: – Психологи – это же общего действия, а нейропсихологи это те психологи, которые занимаются нейрокоррекцией, либо это метод замещающего онтогенеза. Те мероприятия, что они проводят – это «умные движения», либо «мозговая гимнастика» – это нейрогимнастика, которая ведёт к тому, чтобы доформировать все эти связи в головном мозге через систему определённых движений.

Ведущая: – Я видела. Ребёнок садится напротив компьютера, ему показывают какие-то картинки…

Гость: – Нет, это вы говорите про биологическую обратную связь, об этом мы с вами тоже можем поговорить.

Ведущая: – Хорошо.

Гость: – А если говорить о нейропсихологии и нейрокоррекции – ему дают выполнять определённые задания попеременно правой и левой рукой, либо правой и левой ногой. На таких занятиях дети ползают по-пластунски, катаются брёвнышком. Может быть, это смотрится достаточно просто, но ребёнку в общем-то это сложно выполнить. Подключаются все те взаимосвязи в головном мозге, моторные области, и за счёт их активации – это самая крупная зона в головном мозге, моторная – идёт активация межполушарных, межцентральных, внутриполушарных связей, которые недозрели.

Ведущая: – Кстати, пока не забыла, связь со спортом здесь может быть?

Гость: – Да, да. Я обычно рекомендую циклические виды спорта таким детям. Это те виды спорта, где участвуют попеременно правая и левая половина тела – это плавание, это бег, это велоспорт, это конькобежный спорт, скалолазание хорошо будет таким детям. Обязательно нужно ребёнка организовывать в спортивную секцию туда, куда он хочет, где ему нравится заниматься. Потому что это благотворно влияет и на его активность, энергию, и на его физиологию, нейрофизиологию, на развитие головного, спинного мозга и периферической нервной системы. Поэтому я только за спорт.

Ведущая: – Возвращаемся к «Роднику». Какие ещё методы коррекции?

Гость: – Методы коррекции. То, что вы могли видеть – это биологическая обратная связь.  

Ведущая: – БОС так называемая.

Гость: – Да, биосвязь, это или нейройога, или функциональное биоуправления. Суть её в следующем. Ребёнку предъявляют на экране компьютера картинку. К ребёнку в это время подключают датчик к головному мозгу, на голову надевают специальный ободочек, в который встроен электрод, фиксирующий ритмы мозга. Как энцефалограмма, только с одного канала получается. В результате этой фиксации ритмов мозга мы видим по этому каналу, как функционирует мозг, и это напрямую связано с той картинкой, которую видит ребёнок. То есть ребёнок получает задание смотреть и концентрировать внимание на картинке таким образом, чтобы картинка не блёкла, не гасла, не уезжала, чтобы она была  нормальная, яркая, красивая. И если он начинает рассеивать внимание – эта картинка гаснет, уезжает, исчезает. То есть, электрод, который встроен в это устройство, фиксирует ритм мозга. Если ритм хороший, соответственно картинка удерживается. Это визуализация работы мозга, это самоуправление, самоконтроль. В результате этих сессий – их там от 10 до 15 занятий – ребёнок учится вырабатывать навык внимания, абстрагируясь от внешних отвлекающих факторов. То есть «надо» и он всё отключает и только на эту картинку смотрит. Это такая тренировка под своим контролем. Самоконтроль – это очень важно, и он уже знает, как удержать внимание, находясь в том же классе, в условиях учёбы, не обращая внимание на отвлекающие факторы.

Ведущая: – Какие ещё методы коррекции?

Гость: – Если говорить непосредствен о наших нейротерапевтических методах, то я провожу процедуры транскраниальной микрополяризации головного мозга – ТКМП.

Ведущая: – Суть её?

Гость: – Суть в том, она патогенетически обоснована, то есть влияет непосредственно на причину этого заболевания. Как мы с вами в начале сказали, что есть проблемы в функционировании нейромедиаторных систем мозга и есть нарушение взаимосвязей между определёнными функциональными блоками мозга, то есть первый, третий – в основном эти блоки мозга страдают при СДВГ. Эта процедура направлена на нормализацию, на коррекцию всех этих связей между областями, внутри области.

Ведущая: – Внешне-то смотрится – ребёнок сидит в шапочке.

Гость: – Да, в шапочке, накладываются электроды на определённые зоны мозга, зоны головы. Электроды из токопроводной резины накладываются прицельно на те зоны, которые нужно корректировать.

Ведущая: – А детям, которым сложно сконцентрироваться не сложно сидеть это время?

Гость: – Нет, в основном нет, там либо чем-то занять его можно, либо книжку почитать.

Ведущая: – Кроссворды.

Гость: – Либо кроссворды, судоку, либо просто он лежит, отдыхает.

Ведущая: – Есть какие-то противопоказания?

Гость: – Противопоказания есть. Это, во-первых, различные воспалительные процессы, банальный насморк – нельзя., так как усилит кровоток, усилит насморк. Затем, это онкология, и это эпилепсия, эписиндром.

Ведущая: – Из перечисленных коррекций, когда курсы проходят, вы видите, как меняются дети? И какие-то примеры..

Гость: – Я вижу, родители видят. Определённые изменения происходят уже в процессе лечения в зависимости от того, что нужно корректировать. Если проблемы с почерком – всё равно так или иначе улучшается процесс мелкой моторики, улучшается концентрация внимания, улучшаются поведенческие… Если ребёнок изначально тревожен… Возвращаясь к тому, с чем может сочетаться СДВГ – это…

Ведущая: – Неврозы?

Гость: – Эмоционально-волевые нарушения, это либо повышенная возбудимость, импульсивность, либо это повышенная тревожность, либо плаксивость, либо агрессивное поведение. То есть модели, сформировавшиеся в результате всех тех условий, в которые ребёнок попадает.

Ведущая: – Проще говоря, ребёнок становится спокойнее.

Гость: – Спокойнее, да. Нормализуется же там в процессе данной процедуры процессы возбуждения и торможения. Так или иначе, в большинстве случаев всё так и происходит.

Ведущая: – Давайте подведём итог эфира. Итак, школьная дезадаптация – это болезнь, заниматься ей нужно.

Гость: – Обязательно.

Ведущая: – занимаются комплексно неврологи, педагоги…

Гость: – Психологи

Ведущая: – Нейропсихологи. Закрывать глаза родителям на это не нужно, надеяться, что само пройдёт. А проявляется как? Плохой почерк, неусидчивость…

Гость: – Поведенческие расстройства.

Ведущая: – Где-то замыкается, а где-то наоборот ссорится с окружающими. Если ребёнок грызёт ногти, ломает постоянно ручки – это тоже невротические состояния. Всё это можно скорректировать специальными вашими методами, которые вы перечислили, в «Роднике». Они действительно современные, кто-то о них вообще впервые в эфире услышал, но существуют они десятки лет. Существуют долго, а главное – есть результат, ещё раз можно сделать акцент на нём. Такие дети начинают лучше учиться, концентрация внимания…

Гость: – Лучше взаимодействовать в коллективе, в первую очередь лучше учиться, нормализуется психоэмоциональная сфера, то есть спокойнее становятся.

Ведущая: – Что не нужно делать родителям, когда у них такой диагноз —школьная дезадаптация? Какой-то итог от вас хочется.

Гость: – Не нужно закрывать на это глаза, нужно обязательно заниматься этой проблемой.

Ведущая: – Не игнорировать.

Гость: – Нужно помогать по максимуму ребёнку, насколько это возможно.

Ведущая: – Не ругать ребёнка, он не виноват в этом.

Гость: – он не виноват, он ведёт себя плохо не потому что ему так хочется, а он со своей нейрофизиологией попал в определённые условия. И он таким образом выживает, он в таких условиях живёт, и так или иначе он приспосабливается, учитывая свои особенности.

Ведущая: – Помогите ребёнку! – хочется сказать.

Гость: – Да, да., обязательно.

Ведущая: – Спасибо большое, до свидания.


Обсуждение
2826
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.