Верхний баннер
02:42 | ЧЕТВЕРГ | 22 ОКТЯБРЯ 2020

$ 77.03 € 91.34

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:55, 05 октября 2017

«Некоторые мероприятия просто не были предусмотрены генпланом, в т.ч. массовое строительство детсадов, школ и т.д. Мы даже те приоритеты, которые поставлены в этой отрасли, выполнили и перевыполнили», - Андрей Ярославцев, начальник департамента градостроительства и архитектуры г.Перми

А. ЖАВОРОНКОВ: Добрый день, друзья, как всегда по четвергам на «Эхе Перми» программа «Районы-кварталы». Меня зовут Артем Жаворонков. Мария Зуева за звукорежиссёрским пультом. И сегодня у нас в прямом эфире Андрей Геннадьевич Ярославцев, заместитель главы администрации города, начальник департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми. Андрей Геннадьевич, добрый день.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Добрый день.

А. ЖАВОРОНКОВ: Признаться, долго я звал вас в эфир на разных мероприятиях, связанных с недвижимостью и наконец-то получилось, так что вы всё-таки нашли время пообщаться в прямом эфире со мной и с нашими слушателями. И пообщаться по темам, которые буквально ещё несколько месяцев назад не сходили с информационных полос. Речь идёт о пресловутых коэффициентах плотности застройки. На эту тему не высказывался разве что ленивый. Ну, по крайней мере, все представители отрасли от застройщиков до риэлторов, чиновники, депутаты, все готовы были, по крайней мере, позицию свою озвучить, причём публично. Причём позиции эти были разные. Ну, вот 26-го сентября состоялось, я так думаю что по этой теме ключевое заседание городской думы, на котором депутаты приняли изменения в правила землепользования и застройки. Ну давайте начнём с того что напомним слушателям: вообще откуда идея с изменением плотности застройки возникла, как долго она обсуждалась, прежде чем стать и достоянием общественности, ну и темой для дискуссии на разных площадках?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Да, спасибо, Артём. Тема действительно довольно старая, впервые возник проект такого решения ещё в декабре прошлого года, когда на комиссию по П.З.З. департамент вынес такую инициативу. А зрела она ещё в более ранние сроки, поскольку для этого были свои причины. Причины состоят в том, что проектирование многоквартирных домов, отвлечёмся от проектирования других объектов, оно руководствуется, проектировщик различными сводами правил которые регулируют эти отношения. И соответственно при проектировании у проектировщиков довольно большая свобода в выборе расположения площадок, в выборе расположения временных автомобильных стоянок, и так далее. Вплоть до того, что они могут быть расположены на других земельных участках, совершенно не на тех, на которых планируется строительство многоквартирного дома. Более того, такие расстояния, которые отрегулированы сводами правил, на которых могут располагаться такие площадки, они довольно значительные. К примеру, площадки, которые предназначены для временного хранения автотранспорта. Что это такое? Это вот я подъехал с семьёй к подъезду дома высадил семью и должен поставить. Вот это и есть площадка для временного хранения транспорта. Поставил, вышел, занёс домой…

А. ЖАВОРОНКОВ: Продукты.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Мешки с картошкой я, соответственно, потом уже поставил на стоянку постоянного хранения. Так вот эта стоянка временного хранения транспорта, откуда я должен продукты вынести в подъезд, может находиться, если я не ошибаюсь, в 100 или 150 метрах от входа в жилое здание. Ну, трудно себе представить стоянку в 100 метрах от входа. То есть довольно тяжёлые бывают поклажи. И эта площадка может располагаться не обязательно на земельном участке, на котором проектируется здание, а, например, на участке, который застройщик снял в аренду на период строительства, чтобы доказать при получении разрешения на строительство, что все нормы соблюдаются, а после окончания строительства от этого договора аренды отказаться. И тем самым жители этого дома теряют возможность использовать такую площадку.

А. ЖАВОРОНКОВ: Но в какой-то момент времени и забор может появиться на этой площадке, потому что земля окажется в пользовании другого собственника, и он решит оградить этот въезд.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Это правда. Более того, не только такая площадка может оказаться за границами территории многоквартирного дома, а и детская площадка, площадка хозбытовая и спортивная площадка этого дома. Поэтому жильцы дома или будущие жильцы дома, которые покупают квартиру, они просто об этом не знают, что эти территории никогда в собственности жильцов не окажутся. Что касается участка, на котором строится многоквартирный дом, если площадки располагаются на этом земельном участке, то они обязательно окажутся в собственности общедолевой жильцов, будущих жильцов этого многоквартирного дома. Вот это в основном и послужило поводом вот такой инициативы департамента градостроительства.

А. ЖАВОРОНКОВ: Долго вы разрабатывали? И ведь это все-таки не на пустом месте взятые предложения, так или иначе, нужно было проанализировать сложившуюся ситуацию. Вы сталкивались с тем, что застройщики часто вели себя не совсем корректно, будем так это называть.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, долго. Нам пришлось создать много моделей, потому что аналогов, к сожалению, в российских П.З.З. совсем немного. К этому подступился Новосибирск, к этому подступился Екатеринбург. Анализа применения таких норм вообще нет, такого хорошего, по-настоящему. Поэтому, для того, чтобы эти нормы предложить, пришлось создать множество моделей, которые нам описали ситуацию, приемлемую для комфортного использования земельного участка жильцами дома. О чём я говорю, что мы, например, зная площадь секции обычного жилого дома, зная минимальное необходимое количество площадок и минимальное количество автостоянок временного хранения, моделировали, играя высотностью такой секции на земельном участке, где жилые дома. И, соответственно, считали а какой все-таки площади дом при комфортном его расположении может разместиться на участке той или иной площади, с учётом того, что площадки тоже должны быть на этом земельном участке. Вот таких моделей было сделано множество, и в результате этих моделей был построен график, который и символизировал, в общем-то, зависимость необходимую площадь земельного участка, вернее, площадь здания от площади земельного участка.

А. ЖАВОРОНКОВ: Сегодня много говорят об оценке регулирующего воздействия так называемого, я понимаю, так что при обсуждении, при моделировании, в любом случае вам приходилось иметь дело с застройщиками уже действующими и консультироваться по тем или иным позициям. Вот на этапе согласования, прежде чем предложения ваши были обнародованы, там какие-то предложения от застройщиков звучали? Это ведь серьёзно влияет на их экономику изначально.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Конечно. Вот когда мы предложили эту норму впервые, сначала, но не сразу, появились такие серьёзные вопросы от застройщиков, которые пытались аргументировать свои подходы вот к этой норме. И надо сказать, что в самом начале норма была гораздо более жёсткой, нежели вот она того вида, который был принят решением Пермской городской думы. Скажу, что в отличие от принятой нормы, где коэффициент плотности рассчитывается только с учётом жилых помещений в здании, первый коэффициент предлагался в зависимости от общей площади здания. Соответственно, сейчас гораздо более мягкий коэффициент, поскольку в него можно не включать, например, жилые помещения. И площадь тех площадок, которые мы предлагали размещать на земельном участке многоквартирного дома, она тоже была в 2 раза больше. То есть на сегодняшний день норма содержит требования 7 квадратных метров на каждые 100 метров жилья площадок, в том числе спортивных, детских, и 3,5 квадратного метра на каждые 100 квадратных метров жилья это стоянки временного хранения автотранспорта. Вот эти нормы были в 2 раза больше. И действительно, здесь нам помогли застройщики своей аргументацией, чтобы, как говорится, не переубедить. Потому что тоже они предлагали свои модели, где доказывали, что нет необходимости такие огромные пустыри оставлять, и на комфортность это также влияет негативно. Поэтому вот в разговорах, в обсуждении нашли ту золотую середину, которая вылилось в решение Пермской городской думы впоследствии.

А. ЖАВОРОНКОВ: Немногие понимают, очень дилетантский вопрос сейчас будет: в чём разница, в каких документах закреплены эти коэффициенты? Это правила землепользования и застройки? Это документ, живущий отдельно от генплана, к которому мы сегодня в разговоре ещё подойдём, но всё-таки какие документы первоочередные для выполнения?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Нет, конечно, первоочередной и основополагающий документ - это генеральный план города Перми. Но такой детализации генеральный план, конечно, не содержит.

А. ЖАВОРОНКОВ: То есть это концептуальные документы?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, что касается плотности застройки, то, конечно, об этом речь есть в генплане, она немножко в другом контексте, мы, конечно, можем поглубже об этом поговорить.

А. ЖАВОРОНКОВ: По поводу правил землепользования и застройки. Их универсальных для всех городов нет. Каждый город, муниципальное образование, опираясь на федеральное законодательство, разрабатывает их исходя из своей собственной ситуации. Правильно?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Это так, и Правила землепользования и застройки – это как раз тот документ, который должен быть принят с учетом генерального плана города Перми. В нашем случае города Перми и, соответственно, генерального плана любого поселения.

А. ЖАВОРОНКОВ: Спрашивают слушатели: я прошу представиться, когда вы задаёте какой-то вопрос, напомню с вашего позволения телефоны для обратной связи: 89638701000 это смс, вайбер, вацаб и телеграмм. 404582017 наши эфирный айсекью. В гостях программы районы кварталы сегодня в эфире Андрей Геннадьевич Ярославцев - заместитель главы администрации города – начальник департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми. Спрашивают, какая конкретная польза для каждого конкретного гражданина содержатся в тех изменениях, которые были приняты, вот мы заскочим вперёд. Уже 26-го сентября эти нововведения были закреплены депутатами.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, собственно мы уже об этом сказали, может быть, просто акценты не до конца расставили. Польза заключается в том, что в собственность жильцов многоквартирного дома после окончания его строительства приобретается земельный участок с площадками необходимых размеров для комфортного проживания.

А. ЖАВОРОНКОВ: Это та самая придомовая территория.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Та самая придомовая территория. До принятия такой нормы такие площадки могли находиться на другой территории, которые в собственности граждан не оказывались и к примеру могли быть застроены другими объектами или использованы другим способом. Поэтому это позволяют те нормы, которыми пользуются застройщики при проектировании, к сожалению. Поэтому эта норма ужесточает требования к проектированию жилых зданий и заставляет застройщиков при проектировании предусмотреть стоянки и площадки именно на том участке, который является придомовой территорией, и который будет являться собственностью граждан после окончания застройки.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну, то есть мы это увидим уже тогда когда сейчас объекты, реализующиеся по новым правилам, будут введены в строй. Это ну не ранее чем через год. Потому что все объекты, которые начали возводить в прежних правилах они к сожалению…

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Могут отличаться, и требования эти не обязательны к их исполнению для уже строящихся объектов.

А. ЖАВОРОНКОВ: То есть получается, если вдруг во дворе вашего дома условно вдруг опять же неожиданно начинает расти какое-то здание,  вы понимаете что его там быть по идее не должно, но по документам может быть всё совершенно не так, и строительство это законно.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Да, получается, вот та часть, где возводится какое-то новое строение, это было именно их земельным участком, не тем, на котором строился многоквартирный дом, в котором вы купили квартиру. Соответственно, он может использоваться иначе, поскольку он был приобретён застройщиком только для обоснования строительства того здания, в котором вы купили квартиру. После этого он застройщику не нужен. 

А. ЖАВОРОНКОВ: 20 секунд у нас до рекламы, краткий вопрос, краткий ответ. А много таких случаев и обращений было со стороны граждан, прежде чем норма была разработана?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Да, достаточное количество. Таких несколько домов было в городе, когда обращения граждан заставили нас произвести мозговой штурм и подумать над новыми нормами чтобы права граждан не нарушались.

А. ЖАВОРОНКОВ: Андрей Геннадьевич Ярославцев - заместитель главы администрации города – начальник департамента градостроительства и архитектуры. В прямом эфире в программе районы кварталы 89638701000 это смс, вайбер, вацаб и телеграмм. 404582017 наши эфирный айсикью.

Районы-кварталы.

А. ЖАВОРОНКОВ: 14 часов 20 минут в краевой столице. Артём Жаворонков зовут меня. Мария Зуева сегодня звукорежиссер. Это программа «Районы-кварталы». Сегодня у нас в гостях заместитель главы администрации Перми, начальник департамента градостроительства и архитектуры Андрей Геннадьевич Ярославцев. Ну, вот давайте по поводу всё-таки решения городской думы. Вы также упоминали, что те предложения, которые были одобрены депутатами, те изменения в правила землепользования и застройки оказались несколько мягче, чем вы предполагали в начале. Этому предшествовали серьёзные прения. Кто оказался убедительнее? Депутаты, которые следовали, наверное, желанию избирателей? И застройщики, которые постоянно говорили об отсутствии экономики стройки? Если речь пойдёт о нововведениях предложенных вами в самой жёсткой формулировке или какие-то третьи силы?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Депутаты Пермской городской думы очень активно участвовали в обсуждении этого вопроса, от них было много предложений, но знаете, я скажу так, что тут не кто возобладал, а, скорее, вот наше первое предложение, которое было достаточно жёстким, оно скорее выглядело просто в форме взброса, скажем, такого, который надо было обсуждать. Потому что когда оно было сформулировано, мы понимали что напрямую оно никогда не будет принято и последуют долгие обсуждения этого вопроса, поэтому оно изначально было очень жёстко сформулировано.

А. ЖАВОРОНКОВ: Чтобы было куда отступать.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну не то чтобы отступать, а чтобы это как минимум простимулировало все заинтересованные стороны обсуждать этот вопрос. Потому что если бы мы, какую-то норму такую знаете, аморфную мягкую сформулировали, там вроде бы обсуждения то и не состоялось, и правды бы никакой не нашли. Здесь вот при обсуждении жёсткой нормы возобладал разум. Потому что было много вопросов и предложений от застройщиков, которые через руки чувствуют все эти нормы. Было много предложений и вопросов от депутатов, которые через обращение своих избирателей чувствуют действие этих норм, прогнозируя действия этих норм. Поэтому нам всё это очень помогло, при корректировке той нормы, которая была предложена в окончательном варианте и принята Пермской городской думой.

А. ЖАВОРОНКОВ: По поводу биографии нововведений. Этот коэффициент долгое время привязывали к центру Перми, потому что там ситуация наиболее острая. Причём там насколько я понимаю, это было одним из упрёков, звучавших в адрес администрации города и вас лично как руководителя департамента градостроительства и архитектуры. Достаточно жёсткий, бескомпромиссный коэффициент. И всё-таки сегодня ситуация как выглядит? Это ситуативно? Каждый проект рассматривается по отдельности? Или всё-таки есть зоны, где коэффициент будет достаточно жёстким?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Да, не все зоны накрыты такой нормой. Это только зоны c2, j1, j2, это зоны, где преобладает жильё. Самая центральная зона – зона ядра c1, предложено не вводить такой коэффициент в этой зоне, поскольку…

А. ЖАВОРОНКОВ: А что это за зона, если вот географию посмотреть?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Зона ядра, это самый исключительный центр. Это улицы: Петропавловская, улица Ленина, все центральные улицы.

А. ЖАВОРОНКОВ: То, что входит сейчас в зону платной парковки.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Это скорее… вы весь центр называете… это зона ядра городского центра. Здесь предложено не вводить такой коэффициент, поскольку мы понимаем что как раз эти территории могут быть ещё более плотно застроены, поскольку самый центр такой насыщенный, даже, может, перенасыщенный должен быть, для того чтобы он не пустовал и чтобы он был активен и так далее. То есть вот в самом центре мы не предлагаем ограничивать плотность застройки. А как раз те зоны, они уже не самые центральные, в них преобладает жильё, они преобладают, в основном в c1 преобладает нежилая функция, а вот те жилые зоны, в них мы предложили такие вот ограничения.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну не весь город: в любом случае Закамск, Гайва, Вышка-II…

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Нет, вы знаете, это не территориально, это территориально везде. Такие нормы везде принимают. И зоны ж1 ж2 и в Закамске и на Гайве. Эти нормы не применяются к зонам с пониженной этажностью. Они не территориально, тоже по всему городу. Например, это зоны ж3, где у нас высотность правилами землепользования ограничена в 4 этажа. Поэтому вот к этой зоне мы предлагаем не применять, поскольку на наш взгляд она и так комфортно застраивается без всяких ограничений.

А. ЖАВОРОНКОВ: Эксперты высказались уже после принятия депутатами решения 26сентября. Архитектор Луговой, например, указал на то, что подобных правил не было как раз извините за туфтологию в правилах землепользования и застройки, этих норм. Но, тем не менее, они были в ген. плане. И сейчас фиксация этих норм в 2-х документах может вызвать разночтения. Опять же достаточно сложная, наверное, на восприятие слушателя формулировка, тем не менее. Я понимаю так, что слушают нас не только обыватели, но и специалисты. Вот для них, наверное, в первую очередь хотелось бы услышать ответ на этот вопрос.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Вы знаете, несколько в разных контекстах плотность применятся в генеральном плане и в правилах землепользования и застройки. Скажу так вот: начну с чего, что все наверняка слышали, что у нас есть такой документ как стратегический мастер-план, который лёг в основу генерального плана города Перми. Вот при разработке мастер - плана вопрос плотности территории, он исследовался после застройки территории. Так называемый фар флор. Это условно. Площадь этажа на площади земельного участка и сколько он занимает в % от площади территории, на которой он расположен. Так вот, что касается мастер – плана и генерального плана, вот этот показатель применяется по отношению ни к земельному участку, а к территории. Вот мастер – план исследовал плотность по отношению к кварталам. И надо сказать, что вся центральная часть города, если поквартально вот такую плотность считать, застроена с плотностью гораздо меньше, чем 2.5. В основном центр города застроен у нас на момент разработки мастер – плана, 2010-й год с коэффициентом до 1.5. в генеральный план каким образом это перекочевало: перекочевало это в виде максимальной плотности застройки на территории стандартного нормирования. Что такое территория стандартного нормирования – это территория, где проживают люди. Попросту говоря, где может быть жильё или оно уже есть. Это такие территории, они большие, они могут занимать более чем квартал. Эта плотность перекочевала в генеральный план. Она действительно установлена для таких территорий, нормирования стандартных, и самая большая плотность как раз и есть 2.5, она для центральных районов города Перми.

А. ЖАВОРОНКОВ: Не все понимают, и снова этот вопрос звучит: всё-таки поясните саму градацию коэффициентов. Плотность 2.5 меньшая плотность, чем 4. Что значат эти цифры?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Конечно, вот смотрите. 2.5 плотность означает что, например на 10 тысяч квадратных метров земельного участка с такой плотностью можно построить 25 тысяч метров жилья на таком участке. Дом может быть площадью и больше, но жилые помещения могут составлять не более чем 25 тысяч. Ну, соответственно, 4 – это 40 тысяч, а тысяча метров земельного участка вполне может быть 2,5 тысячи метров жилья. Единственное что, оговорюсь, что площадь земельного участка зависит от коэффициента. На маленьких участках может он меньше коэффициент плотности застройки, на больших участках он больше.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну и ещё одна тема, которую хотелось бы сегодня обсудить, правда, после паузы на федеральные новости, это тема изменения в ген. план. Об этом тоже говорили, и честно говоря, для меня стало удивлением, почему вдруг об этом заговорили только сейчас. Хотя, наверное, это удивление, напрасно, потому что всё-таки истекает срок действия нашего генерального плана, если я не ошибаюсь.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, первый этап генерального плана он истёк в прошлом году, поэтому надо подводить итоги, надо менять.

А. ЖАВОРОНКОВ: Слушателям напомню: Андрей Геннадьевич Ярославцев - заместитель главы администрации города – начальник департамента градостроительства и архитектуры. В гостях в программе районы кварталы 89638701000 это смс, вайбер, вотсап и телеграмм.

Районы-кварталы.

А. ЖАВОРОНКОВ: 14 часов 31 минута в краевой столице, наврал я, простите дорогие друзья, не было федеральных новостей, но ждут они вас уже буквально через полчаса. А пока мы в прямом эфире общаемся с Андреем Геннадьевичем Ярославцевым – заместителем главы администрации Перми, начальником департамента градостроительства и архитектуры, и речь сейчас пойдёт о ген.плане. первый этап его реализации завершён. Много было претензий к этому документу, ещё больше было нареканий в части его исполнения. То есть и сущностная часть содержательная не устраивала людей, но и исполнение даже того что было прописано в ген.плане тоже вроде как вызывало определённые вопросы. По порядку начнём? Можно уже ведь какую то и черту подвести, и итоги какие-то реализации первого этапа?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Это правда, да, надо подводить итоги. И они подведены были и на заседании Пермской городской думы, в том числе и на круглых столах которые этому были посвящены. Дело в том, что действительно 1-й этап генерального плана в 2016-м году завершён. Это по сроку. 2-й этап у нас до 2022-го года, в перспективу. О чём должен сказать, что наш генеральный план, он, конечно же, очень передовой документ, он базируется на серьёзных исследованиях, в том числе и в стратегическом мастер - плане, вообще один из немногих документов такого уровня в Российской Федерации.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну, в народе он известен как голландский.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, наверное, да, потому что много специалистов принимали участие из этой страны в его разработке. Генеральный план также очень детальный и передовой, но и в его детальности есть некоторый изъян, поскольку, чем детальнее план, тем более он чувствителен к веяниям времени. Например, время не стоит на месте, жизнь не стоит на месте, меняются приоритеты, может быть не по крупному, но по мелочам всё равно меняется направление движения, поэтому детальность генерального плана, она вот здесь, пожалуй, не всегда нужна, такая детализация. И во многом в связи с этим некоторые мероприятия, даже не некоторые, а довольно таки большое количество мероприятий, поскольку всего генеральный план содержит более 500-ти мероприятий, соответственно часть мероприятий просто стала не актуальна. И понятно, что она не выполнялась. Некоторые мероприятия просто не были предусмотрены генеральным планом, но в том числе и массовое строительство детских садов, строительства новых школ и так далее. Мы уже даже те приоритеты, которые генпланом поставлены в этой отрасли мы уже даже выполнили и перевыполнили. Что касается дорожного строительства, то мы идем, пожалуй, в ногу с нашим генеральным планом тут у нас практически никакого  отстранения. Ну, по некоторым мероприятиям и показателям мы пока серьёзно отстаём.

А. ЖАВОРОНКОВ: Например?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, к примеру, есть много мероприятий, связанных организационных, в том числе мероприятий, связанных с подготовкой документов, которые у нас буксуют пока, уже на сегодняшний день, и новое постановление Правительства российской федерации возникло, которое регулирует эти вопросы. К примеру, у нас до сих пор не утверждены программы комплексного развития дорожной и социальной инфраструктуры. Мы планируем эту работу, , мы активно ей занимаемся, и думаю, что в ближайшее время, в ближайшие полгода такие программы комплексного развития будут приняты в городе Перми. Программа комплексного развития инфраструктурная у нас есть, но она уже тоже требует корректировки, актуализации, и такой работой мы тоже занимаемся.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну, вот как раз по поводу корректировки и актуализации. Фраза то звучала вполне конкретно не двусмысленно у коллег: изменения в генплан. Я так понимаю, что в изначальной версии после окончания первого этапа предполагалось уже развитие определённых действий на этап2-й. в них как раз сейчас корректировки и будут внесены. Это административный процесс или всё-таки это… он требует, например обсуждения с депутатами городской думы? Или это процесс технический, когда какие-то новые веяния времени наше законодательство просто адаптируется под федеральное?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Конечно, требует обсуждения и более широкого, и с депутатами пермской городской думы в обязательном порядке, и публичное обсуждение требуют эти нормы, поскольку как раз корректировка требуется в части мероприятий генерального плана и частично в части показателей. Скажу так, наш генеральный план разбит на 2 большие части. Это целевые показатели генерального плана и мероприятия генерального плана, которыми достигаются эти целевые показатели. Так вот, те мероприятия, которые сегодня предусмотрены генеральным планом, из них при корректировке этого документа необходимо исключить естественно уже выполненные мероприятия. Дальше исключить мероприятия, которые потеряли актуальность по тем или иным причинам, и включить новые мероприятия, которые жизнь заставляет предусмотреть. Как раз такой вот нехитрый план, пока внутренняя работа, по которому идёт и понятно, что все эти вопросы будут вынесены на публичное  обсуждение и на решение пермской городской думы. Сейчас мы такую работу проводим. Корректировка целевых показателей генерального плана тоже требуется, поскольку, к примеру, целевые показатели генерального плана опирались на ту демографию на сегодняшний день. Как известно демография гораздо более успешная в городе Перми с точки зрения рождаемости, с точки зрения пророста населения поэтому, необходимы корректировки целевых показателей генерального плана, в том числе и социальных.

А. ЖАВОРОНКОВ: Много ведь было нареканий по  части исполнения генерального плана, и речь шла как раз о том, что многие специалисты в этой отрасли говорили о его некой оторванности от реальности. И развитие генерального плана процесс динамичный, но при этом растянутый во времени. Сейчас сидят строители и ждут, когда же появится новая редакция. Это можно представить себе именно так: документ, который можно будет взять и посмотреть? А вот новая редакция. Или они должны ждать изменения, если речь идёт о конкретно каких-то площадках?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, что касается застройщиков, наверное, их-то как раз больше интересует функциональное зонирование генерального плана. Что предусматривает территории, где можно строить, а где нельзя. То есть вот только в этой части, наверное, могут быть какие-то ожидания. Вот скажу честно, что в части функционального зонирования, именно функционального наполнения территории города Перми вряд ли что-то сильно поменяется. Скорее поменяется генеральный план в части мероприятий, которые обеспечивают более комфортное использование уже заселённых территорий. Это и мероприятие направленное, к примеру, на общественное пространство. Сейчас много очень таких возникает проектов, которые потребуют, в том числе изменения в генеральный план.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну, то есть там, где сейчас парковка закрытая грязным железным забором, вполне возможно появится парк. Вы это имеете ввиду?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, не только, и это тоже. И общественное пространство, ну в том числе вот сейчас очень большая работа по набережной. Возможно, подходя к этому вопросу, предположим, потребуется изменение транспортной схемы. Но это всё тоже элементы генерального плана.

А. ЖАВОРОНКОВ: По поводу как раз зонирования и смены зонирования. Некоторое время назад на уровне слухов, на уровне предположений речь шла о том что тогда когда есть необходимость в смене функционального зонирования территорий, сделать это при нововведениях окажется практически невозможно. Сохраняется всё-таки какая-то вариативность, какие-то ворота?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Конечно, и такие изменения порой очень необходимы, поскольку в основном они связаны с изменением функционального выполнения территории предположим производственной, которая находится в таком месте города Перми, где оно просто исторически сложилось, но функционально она там не нужна. Скорее там нужно комфортное жильё или иные объекты социальной инфраструктуры. Уже несколько таких территорий претерпели функциональное изменение, например завод «Морион». Такие территории функционально уже изменили своё назначение в генеральном плане, и в скором будущем они будут совершенно по-другому использоваться, именно строительство жилья и социальной сферы.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну, вот в этой связи слушатели интересуются, что будет с Бахаревкой? И второй вопрос тоже уже локальный, а что, опять запретят строить высотки на иве? Я просто переадресовал этот вопрос. Надо бы как то это прокомментировать.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Вопрос немного не к функциональным зонам, а то, что высотки это градостроительное зонирование, градостроительные нормы. Это уже вопросы к правилам землепользования, которые мы вот с вами в начале передачи обсуждали, в начале эфира. И про бахаревку скажу. На самом деле бахаревка – на сегодняшний день там активно застройщики занимаются планировкой территории, часть территории, как известно там была предоставлена под размещение посёлка, где будут проживать многодетные семьи города Перми. По иве все решения уже приняты, и градостроительное зонирование и функциональное там соответствует тому использованию, которое сейчас в рамках комплексного строения реализует деловой фонд юг.

А. ЖАВОРОНКОВ: По поводу расползания города тоже один любопытный нюанс. Всё-таки мастер-план и генеральный план предполагал остановку этого процесса. Пермь и так достаточно серьёзно вытянута вдоль Камы. Но этот процесс генеральный план, первый этап которого завершился, не остановил, и все-таки расползание имеет место. Есть ли какие-то акценты в этой части не то чтобы в новой редакции, в тех предложениях, которые будут вноситься в генеральный план на второй этап его реализации?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Акценты есть, и на самом деле сейчас мы за этим пристально следим, и развиваем все-таки центр города как наиболее компактную его часть. Направлены, например такие мероприятия, и мы это поддерживаем, и развитие застроенных территорий в центре города в основном всё это происходит. То есть те конкурсы, которые мы проводим с целью развития своих территорий приводит к тому, что сносятся старые аварийные дома, начинают строиться новые кварталы, ремонтируются и строятся новые дороги в городе Перми в основном тоже в центральной части города. Более высокую связанность городской материи тоже работает на компактный город.

А. ЖАВОРОНКОВ: Интересуется наш слушатель. Не предполагает ли развитие генерального плана реновацию по образу и подобию Московской? Опять же я так понимаю что это тренд именно столичный в основном?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Вы знаете, мы эту тему обсуждаем. На сегодняшний день пока таких мероприятий в генеральном плане не предусмотрено, но вполне возможно.

А. ЖАВОРОНКОВ: Вы не исключаете этой возможности?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Не исключаем.

А. ЖАВОРОНКОВ: Это же прямо новость. То есть пятиэтажки по улице Ленина, которые не могут относиться гипотетически к объектам культурного наследия на данный момент могут...

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, у нас ведь сеть не только пятиэтажки. У нас есть и 2-х и 3-х этажки гораздо ранних годов постройки. И поэтому каких-то программ, связанных с реновацией этих территорий, совершенно не исключаю.

А. ЖАВОРОНКОВ: Когда будет завершено оформление всех нововведений и изменений в генеральный план, чтобы это был уже монолитный документ, с которым можно будет уже безболезненно знакомиться застройщикам и интересующимся пользователям.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, в 2 этапа мы эту работу делаем. 1-й этап это проработка мероприятий генерального плана, в будущем включения в программу комплексного развития, в том числе транспортной и социальной инфраструктуры. После этого уже с учётом этих программ и с учётом исследований по генеральному плану, который мы планируем в следующем году сделать по целевым показателям генерального плана. Мы в 2019-м году планируем полностью актуализировать генеральный план.

А. ЖАВОРОНКОВ: В 2019-м году, а конкретнее?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Я думаю, что это середина 2019-го года.

А. ЖАВОРОНКОВ: Будем надеяться. Андрей Геннадьевич Ярославцев - заместитель главы администрации города – начальник департамента градостроительства и архитектуры был гостем программы районы-кварталы на этой неделе, провёл ее для вас Артём Жаворонков, спасибо за вопросы, ну и вам Андрей Геннадьевич спасибо за эфир и ответы на эти вопросы. Всего доброго.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: До свидания.

 

А. ЖАВОРОНКОВ: Добрый день, друзья, как всегда по четвергам на «Эхе Перми» программа «Районы-кварталы». Меня зовут Артем Жаворонков. Мария Зуева за звукорежиссёрским пультом. И сегодня у нас в прямом эфире Андрей Геннадьевич Ярославцев, заместитель главы администрации города, начальник департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми. Андрей Геннадьевич, добрый день.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Добрый день.

А. ЖАВОРОНКОВ: Признаться, долго я звал вас в эфир на разных мероприятиях, связанных с недвижимостью и наконец-то получилось, так что вы всё-таки нашли время пообщаться в прямом эфире со мной и с нашими слушателями. И пообщаться по темам, которые буквально ещё несколько месяцев назад не сходили с информационных полос. Речь идёт о пресловутых коэффициентах плотности застройки. На эту тему не высказывался разве что ленивый. Ну, по крайней мере, все представители отрасли от застройщиков до риэлторов, чиновники, депутаты, все готовы были, по крайней мере, позицию свою озвучить, причём публично. Причём позиции эти были разные. Ну, вот 26-го сентября состоялось, я так думаю что по этой теме ключевое заседание городской думы, на котором депутаты приняли изменения в правила землепользования и застройки. Ну давайте начнём с того что напомним слушателям: вообще откуда идея с изменением плотности застройки возникла, как долго она обсуждалась, прежде чем стать и достоянием общественности, ну и темой для дискуссии на разных площадках?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Да, спасибо, Артём. Тема действительно довольно старая, впервые возник проект такого решения ещё в декабре прошлого года, когда на комиссию по П.З.З. департамент вынес такую инициативу. А зрела она ещё в более ранние сроки, поскольку для этого были свои причины. Причины состоят в том, что проектирование многоквартирных домов, отвлечёмся от проектирования других объектов, оно руководствуется, проектировщик различными сводами правил которые регулируют эти отношения. И соответственно при проектировании у проектировщиков довольно большая свобода в выборе расположения площадок, в выборе расположения временных автомобильных стоянок, и так далее. Вплоть до того, что они могут быть расположены на других земельных участках, совершенно не на тех, на которых планируется строительство многоквартирного дома. Более того, такие расстояния, которые отрегулированы сводами правил, на которых могут располагаться такие площадки, они довольно значительные. К примеру, площадки, которые предназначены для временного хранения автотранспорта. Что это такое? Это вот я подъехал с семьёй к подъезду дома высадил семью и должен поставить. Вот это и есть площадка для временного хранения транспорта. Поставил, вышел, занёс домой…

А. ЖАВОРОНКОВ: Продукты.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Мешки с картошкой я, соответственно, потом уже поставил на стоянку постоянного хранения. Так вот эта стоянка временного хранения транспорта, откуда я должен продукты вынести в подъезд, может находиться, если я не ошибаюсь, в 100 или 150 метрах от входа в жилое здание. Ну, трудно себе представить стоянку в 100 метрах от входа. То есть довольно тяжёлые бывают поклажи. И эта площадка может располагаться не обязательно на земельном участке, на котором проектируется здание, а, например, на участке, который застройщик снял в аренду на период строительства, чтобы доказать при получении разрешения на строительство, что все нормы соблюдаются, а после окончания строительства от этого договора аренды отказаться. И тем самым жители этого дома теряют возможность использовать такую площадку.

А. ЖАВОРОНКОВ: Но в какой-то момент времени и забор может появиться на этой площадке, потому что земля окажется в пользовании другого собственника, и он решит оградить этот въезд.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Это правда. Более того, не только такая площадка может оказаться за границами территории многоквартирного дома, а и детская площадка, площадка хозбытовая и спортивная площадка этого дома. Поэтому жильцы дома или будущие жильцы дома, которые покупают квартиру, они просто об этом не знают, что эти территории никогда в собственности жильцов не окажутся. Что касается участка, на котором строится многоквартирный дом, если площадки располагаются на этом земельном участке, то они обязательно окажутся в собственности общедолевой жильцов, будущих жильцов этого многоквартирного дома. Вот это в основном и послужило поводом вот такой инициативы департамента градостроительства.

А. ЖАВОРОНКОВ: Долго вы разрабатывали? И ведь это все-таки не на пустом месте взятые предложения, так или иначе, нужно было проанализировать сложившуюся ситуацию. Вы сталкивались с тем, что застройщики часто вели себя не совсем корректно, будем так это называть.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, долго. Нам пришлось создать много моделей, потому что аналогов, к сожалению, в российских П.З.З. совсем немного. К этому подступился Новосибирск, к этому подступился Екатеринбург. Анализа применения таких норм вообще нет, такого хорошего, по-настоящему. Поэтому, для того, чтобы эти нормы предложить, пришлось создать множество моделей, которые нам описали ситуацию, приемлемую для комфортного использования земельного участка жильцами дома. О чём я говорю, что мы, например, зная площадь секции обычного жилого дома, зная минимальное необходимое количество площадок и минимальное количество автостоянок временного хранения, моделировали, играя высотностью такой секции на земельном участке, где жилые дома. И, соответственно, считали а какой все-таки площади дом при комфортном его расположении может разместиться на участке той или иной площади, с учётом того, что площадки тоже должны быть на этом земельном участке. Вот таких моделей было сделано множество, и в результате этих моделей был построен график, который и символизировал, в общем-то, зависимость необходимую площадь земельного участка, вернее, площадь здания от площади земельного участка.

А. ЖАВОРОНКОВ: Сегодня много говорят об оценке регулирующего воздействия так называемого, я понимаю, так что при обсуждении, при моделировании, в любом случае вам приходилось иметь дело с застройщиками уже действующими и консультироваться по тем или иным позициям. Вот на этапе согласования, прежде чем предложения ваши были обнародованы, там какие-то предложения от застройщиков звучали? Это ведь серьёзно влияет на их экономику изначально.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Конечно. Вот когда мы предложили эту норму впервые, сначала, но не сразу, появились такие серьёзные вопросы от застройщиков, которые пытались аргументировать свои подходы вот к этой норме. И надо сказать, что в самом начале норма была гораздо более жёсткой, нежели вот она того вида, который был принят решением Пермской городской думы. Скажу, что в отличие от принятой нормы, где коэффициент плотности рассчитывается только с учётом жилых помещений в здании, первый коэффициент предлагался в зависимости от общей площади здания. Соответственно, сейчас гораздо более мягкий коэффициент, поскольку в него можно не включать, например, жилые помещения. И площадь тех площадок, которые мы предлагали размещать на земельном участке многоквартирного дома, она тоже была в 2 раза больше. То есть на сегодняшний день норма содержит требования 7 квадратных метров на каждые 100 метров жилья площадок, в том числе спортивных, детских, и 3,5 квадратного метра на каждые 100 квадратных метров жилья это стоянки временного хранения автотранспорта. Вот эти нормы были в 2 раза больше. И действительно, здесь нам помогли застройщики своей аргументацией, чтобы, как говорится, не переубедить. Потому что тоже они предлагали свои модели, где доказывали, что нет необходимости такие огромные пустыри оставлять, и на комфортность это также влияет негативно. Поэтому вот в разговорах, в обсуждении нашли ту золотую середину, которая вылилось в решение Пермской городской думы впоследствии.

А. ЖАВОРОНКОВ: Немногие понимают, очень дилетантский вопрос сейчас будет: в чём разница, в каких документах закреплены эти коэффициенты? Это правила землепользования и застройки? Это документ, живущий отдельно от генплана, к которому мы сегодня в разговоре ещё подойдём, но всё-таки какие документы первоочередные для выполнения?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Нет, конечно, первоочередной и основополагающий документ - это генеральный план города Перми. Но такой детализации генеральный план, конечно, не содержит.

А. ЖАВОРОНКОВ: То есть это концептуальные документы?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, что касается плотности застройки, то, конечно, об этом речь есть в генплане, она немножко в другом контексте, мы, конечно, можем поглубже об этом поговорить.

А. ЖАВОРОНКОВ: По поводу правил землепользования и застройки. Их универсальных для всех городов нет. Каждый город, муниципальное образование, опираясь на федеральное законодательство, разрабатывает их исходя из своей собственной ситуации. Правильно?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Это так, и Правила землепользования и застройки – это как раз тот документ, который должен быть принят с учетом генерального плана города Перми. В нашем случае города Перми и, соответственно, генерального плана любого поселения.

А. ЖАВОРОНКОВ: Спрашивают слушатели: я прошу представиться, когда вы задаёте какой-то вопрос, напомню с вашего позволения телефоны для обратной связи: 89638701000 это смс, вайбер, вацаб и телеграмм. 404582017 наши эфирный айсекью. В гостях программы районы кварталы сегодня в эфире Андрей Геннадьевич Ярославцев - заместитель главы администрации города – начальник департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми. Спрашивают, какая конкретная польза для каждого конкретного гражданина содержатся в тех изменениях, которые были приняты, вот мы заскочим вперёд. Уже 26-го сентября эти нововведения были закреплены депутатами.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, собственно мы уже об этом сказали, может быть, просто акценты не до конца расставили. Польза заключается в том, что в собственность жильцов многоквартирного дома после окончания его строительства приобретается земельный участок с площадками необходимых размеров для комфортного проживания.

А. ЖАВОРОНКОВ: Это та самая придомовая территория.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Та самая придомовая территория. До принятия такой нормы такие площадки могли находиться на другой территории, которые в собственности граждан не оказывались и к примеру могли быть застроены другими объектами или использованы другим способом. Поэтому это позволяют те нормы, которыми пользуются застройщики при проектировании, к сожалению. Поэтому эта норма ужесточает требования к проектированию жилых зданий и заставляет застройщиков при проектировании предусмотреть стоянки и площадки именно на том участке, который является придомовой территорией, и который будет являться собственностью граждан после окончания застройки.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну, то есть мы это увидим уже тогда когда сейчас объекты, реализующиеся по новым правилам, будут введены в строй. Это ну не ранее чем через год. Потому что все объекты, которые начали возводить в прежних правилах они к сожалению…

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Могут отличаться, и требования эти не обязательны к их исполнению для уже строящихся объектов.

А. ЖАВОРОНКОВ: То есть получается, если вдруг во дворе вашего дома условно вдруг опять же неожиданно начинает расти какое-то здание,  вы понимаете что его там быть по идее не должно, но по документам может быть всё совершенно не так, и строительство это законно.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Да, получается, вот та часть, где возводится какое-то новое строение, это было именно их земельным участком, не тем, на котором строился многоквартирный дом, в котором вы купили квартиру. Соответственно, он может использоваться иначе, поскольку он был приобретён застройщиком только для обоснования строительства того здания, в котором вы купили квартиру. После этого он застройщику не нужен. 

А. ЖАВОРОНКОВ: 20 секунд у нас до рекламы, краткий вопрос, краткий ответ. А много таких случаев и обращений было со стороны граждан, прежде чем норма была разработана?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Да, достаточное количество. Таких несколько домов было в городе, когда обращения граждан заставили нас произвести мозговой штурм и подумать над новыми нормами чтобы права граждан не нарушались.

А. ЖАВОРОНКОВ: Андрей Геннадьевич Ярославцев - заместитель главы администрации города – начальник департамента градостроительства и архитектуры. В прямом эфире в программе районы кварталы 89638701000 это смс, вайбер, вацаб и телеграмм. 404582017 наши эфирный айсикью.

Районы-кварталы.

А. ЖАВОРОНКОВ: 14 часов 20 минут в краевой столице. Артём Жаворонков зовут меня. Мария Зуева сегодня звукорежиссер. Это программа «Районы-кварталы». Сегодня у нас в гостях заместитель главы администрации Перми, начальник департамента градостроительства и архитектуры Андрей Геннадьевич Ярославцев. Ну, вот давайте по поводу всё-таки решения городской думы. Вы также упоминали, что те предложения, которые были одобрены депутатами, те изменения в правила землепользования и застройки оказались несколько мягче, чем вы предполагали в начале. Этому предшествовали серьёзные прения. Кто оказался убедительнее? Депутаты, которые следовали, наверное, желанию избирателей? И застройщики, которые постоянно говорили об отсутствии экономики стройки? Если речь пойдёт о нововведениях предложенных вами в самой жёсткой формулировке или какие-то третьи силы?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Депутаты Пермской городской думы очень активно участвовали в обсуждении этого вопроса, от них было много предложений, но знаете, я скажу так, что тут не кто возобладал, а, скорее, вот наше первое предложение, которое было достаточно жёстким, оно скорее выглядело просто в форме взброса, скажем, такого, который надо было обсуждать. Потому что когда оно было сформулировано, мы понимали что напрямую оно никогда не будет принято и последуют долгие обсуждения этого вопроса, поэтому оно изначально было очень жёстко сформулировано.

А. ЖАВОРОНКОВ: Чтобы было куда отступать.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну не то чтобы отступать, а чтобы это как минимум простимулировало все заинтересованные стороны обсуждать этот вопрос. Потому что если бы мы, какую-то норму такую знаете, аморфную мягкую сформулировали, там вроде бы обсуждения то и не состоялось, и правды бы никакой не нашли. Здесь вот при обсуждении жёсткой нормы возобладал разум. Потому что было много вопросов и предложений от застройщиков, которые через руки чувствуют все эти нормы. Было много предложений и вопросов от депутатов, которые через обращение своих избирателей чувствуют действие этих норм, прогнозируя действия этих норм. Поэтому нам всё это очень помогло, при корректировке той нормы, которая была предложена в окончательном варианте и принята Пермской городской думой.

А. ЖАВОРОНКОВ: По поводу биографии нововведений. Этот коэффициент долгое время привязывали к центру Перми, потому что там ситуация наиболее острая. Причём там насколько я понимаю, это было одним из упрёков, звучавших в адрес администрации города и вас лично как руководителя департамента градостроительства и архитектуры. Достаточно жёсткий, бескомпромиссный коэффициент. И всё-таки сегодня ситуация как выглядит? Это ситуативно? Каждый проект рассматривается по отдельности? Или всё-таки есть зоны, где коэффициент будет достаточно жёстким?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Да, не все зоны накрыты такой нормой. Это только зоны c2, j1, j2, это зоны, где преобладает жильё. Самая центральная зона – зона ядра c1, предложено не вводить такой коэффициент в этой зоне, поскольку…

А. ЖАВОРОНКОВ: А что это за зона, если вот географию посмотреть?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Зона ядра, это самый исключительный центр. Это улицы: Петропавловская, улица Ленина, все центральные улицы.

А. ЖАВОРОНКОВ: То, что входит сейчас в зону платной парковки.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Это скорее… вы весь центр называете… это зона ядра городского центра. Здесь предложено не вводить такой коэффициент, поскольку мы понимаем что как раз эти территории могут быть ещё более плотно застроены, поскольку самый центр такой насыщенный, даже, может, перенасыщенный должен быть, для того чтобы он не пустовал и чтобы он был активен и так далее. То есть вот в самом центре мы не предлагаем ограничивать плотность застройки. А как раз те зоны, они уже не самые центральные, в них преобладает жильё, они преобладают, в основном в c1 преобладает нежилая функция, а вот те жилые зоны, в них мы предложили такие вот ограничения.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну не весь город: в любом случае Закамск, Гайва, Вышка-II…

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Нет, вы знаете, это не территориально, это территориально везде. Такие нормы везде принимают. И зоны ж1 ж2 и в Закамске и на Гайве. Эти нормы не применяются к зонам с пониженной этажностью. Они не территориально, тоже по всему городу. Например, это зоны ж3, где у нас высотность правилами землепользования ограничена в 4 этажа. Поэтому вот к этой зоне мы предлагаем не применять, поскольку на наш взгляд она и так комфортно застраивается без всяких ограничений.

А. ЖАВОРОНКОВ: Эксперты высказались уже после принятия депутатами решения 26сентября. Архитектор Луговой, например, указал на то, что подобных правил не было как раз извините за туфтологию в правилах землепользования и застройки, этих норм. Но, тем не менее, они были в ген. плане. И сейчас фиксация этих норм в 2-х документах может вызвать разночтения. Опять же достаточно сложная, наверное, на восприятие слушателя формулировка, тем не менее. Я понимаю так, что слушают нас не только обыватели, но и специалисты. Вот для них, наверное, в первую очередь хотелось бы услышать ответ на этот вопрос.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Вы знаете, несколько в разных контекстах плотность применятся в генеральном плане и в правилах землепользования и застройки. Скажу так вот: начну с чего, что все наверняка слышали, что у нас есть такой документ как стратегический мастер-план, который лёг в основу генерального плана города Перми. Вот при разработке мастер - плана вопрос плотности территории, он исследовался после застройки территории. Так называемый фар флор. Это условно. Площадь этажа на площади земельного участка и сколько он занимает в % от площади территории, на которой он расположен. Так вот, что касается мастер – плана и генерального плана, вот этот показатель применяется по отношению ни к земельному участку, а к территории. Вот мастер – план исследовал плотность по отношению к кварталам. И надо сказать, что вся центральная часть города, если поквартально вот такую плотность считать, застроена с плотностью гораздо меньше, чем 2.5. В основном центр города застроен у нас на момент разработки мастер – плана, 2010-й год с коэффициентом до 1.5. в генеральный план каким образом это перекочевало: перекочевало это в виде максимальной плотности застройки на территории стандартного нормирования. Что такое территория стандартного нормирования – это территория, где проживают люди. Попросту говоря, где может быть жильё или оно уже есть. Это такие территории, они большие, они могут занимать более чем квартал. Эта плотность перекочевала в генеральный план. Она действительно установлена для таких территорий, нормирования стандартных, и самая большая плотность как раз и есть 2.5, она для центральных районов города Перми.

А. ЖАВОРОНКОВ: Не все понимают, и снова этот вопрос звучит: всё-таки поясните саму градацию коэффициентов. Плотность 2.5 меньшая плотность, чем 4. Что значат эти цифры?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Конечно, вот смотрите. 2.5 плотность означает что, например на 10 тысяч квадратных метров земельного участка с такой плотностью можно построить 25 тысяч метров жилья на таком участке. Дом может быть площадью и больше, но жилые помещения могут составлять не более чем 25 тысяч. Ну, соответственно, 4 – это 40 тысяч, а тысяча метров земельного участка вполне может быть 2,5 тысячи метров жилья. Единственное что, оговорюсь, что площадь земельного участка зависит от коэффициента. На маленьких участках может он меньше коэффициент плотности застройки, на больших участках он больше.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну и ещё одна тема, которую хотелось бы сегодня обсудить, правда, после паузы на федеральные новости, это тема изменения в ген. план. Об этом тоже говорили, и честно говоря, для меня стало удивлением, почему вдруг об этом заговорили только сейчас. Хотя, наверное, это удивление, напрасно, потому что всё-таки истекает срок действия нашего генерального плана, если я не ошибаюсь.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, первый этап генерального плана он истёк в прошлом году, поэтому надо подводить итоги, надо менять.

А. ЖАВОРОНКОВ: Слушателям напомню: Андрей Геннадьевич Ярославцев - заместитель главы администрации города – начальник департамента градостроительства и архитектуры. В гостях в программе районы кварталы 89638701000 это смс, вайбер, вотсап и телеграмм.

Районы-кварталы.

А. ЖАВОРОНКОВ: 14 часов 31 минута в краевой столице, наврал я, простите дорогие друзья, не было федеральных новостей, но ждут они вас уже буквально через полчаса. А пока мы в прямом эфире общаемся с Андреем Геннадьевичем Ярославцевым – заместителем главы администрации Перми, начальником департамента градостроительства и архитектуры, и речь сейчас пойдёт о ген.плане. первый этап его реализации завершён. Много было претензий к этому документу, ещё больше было нареканий в части его исполнения. То есть и сущностная часть содержательная не устраивала людей, но и исполнение даже того что было прописано в ген.плане тоже вроде как вызывало определённые вопросы. По порядку начнём? Можно уже ведь какую то и черту подвести, и итоги какие-то реализации первого этапа?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Это правда, да, надо подводить итоги. И они подведены были и на заседании Пермской городской думы, в том числе и на круглых столах которые этому были посвящены. Дело в том, что действительно 1-й этап генерального плана в 2016-м году завершён. Это по сроку. 2-й этап у нас до 2022-го года, в перспективу. О чём должен сказать, что наш генеральный план, он, конечно же, очень передовой документ, он базируется на серьёзных исследованиях, в том числе и в стратегическом мастер - плане, вообще один из немногих документов такого уровня в Российской Федерации.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну, в народе он известен как голландский.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, наверное, да, потому что много специалистов принимали участие из этой страны в его разработке. Генеральный план также очень детальный и передовой, но и в его детальности есть некоторый изъян, поскольку, чем детальнее план, тем более он чувствителен к веяниям времени. Например, время не стоит на месте, жизнь не стоит на месте, меняются приоритеты, может быть не по крупному, но по мелочам всё равно меняется направление движения, поэтому детальность генерального плана, она вот здесь, пожалуй, не всегда нужна, такая детализация. И во многом в связи с этим некоторые мероприятия, даже не некоторые, а довольно таки большое количество мероприятий, поскольку всего генеральный план содержит более 500-ти мероприятий, соответственно часть мероприятий просто стала не актуальна. И понятно, что она не выполнялась. Некоторые мероприятия просто не были предусмотрены генеральным планом, но в том числе и массовое строительство детских садов, строительства новых школ и так далее. Мы уже даже те приоритеты, которые генпланом поставлены в этой отрасли мы уже даже выполнили и перевыполнили. Что касается дорожного строительства, то мы идем, пожалуй, в ногу с нашим генеральным планом тут у нас практически никакого  отстранения. Ну, по некоторым мероприятиям и показателям мы пока серьёзно отстаём.

А. ЖАВОРОНКОВ: Например?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, к примеру, есть много мероприятий, связанных организационных, в том числе мероприятий, связанных с подготовкой документов, которые у нас буксуют пока, уже на сегодняшний день, и новое постановление Правительства российской федерации возникло, которое регулирует эти вопросы. К примеру, у нас до сих пор не утверждены программы комплексного развития дорожной и социальной инфраструктуры. Мы планируем эту работу, , мы активно ей занимаемся, и думаю, что в ближайшее время, в ближайшие полгода такие программы комплексного развития будут приняты в городе Перми. Программа комплексного развития инфраструктурная у нас есть, но она уже тоже требует корректировки, актуализации, и такой работой мы тоже занимаемся.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну, вот как раз по поводу корректировки и актуализации. Фраза то звучала вполне конкретно не двусмысленно у коллег: изменения в генплан. Я так понимаю, что в изначальной версии после окончания первого этапа предполагалось уже развитие определённых действий на этап2-й. в них как раз сейчас корректировки и будут внесены. Это административный процесс или всё-таки это… он требует, например обсуждения с депутатами городской думы? Или это процесс технический, когда какие-то новые веяния времени наше законодательство просто адаптируется под федеральное?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Конечно, требует обсуждения и более широкого, и с депутатами пермской городской думы в обязательном порядке, и публичное обсуждение требуют эти нормы, поскольку как раз корректировка требуется в части мероприятий генерального плана и частично в части показателей. Скажу так, наш генеральный план разбит на 2 большие части. Это целевые показатели генерального плана и мероприятия генерального плана, которыми достигаются эти целевые показатели. Так вот, те мероприятия, которые сегодня предусмотрены генеральным планом, из них при корректировке этого документа необходимо исключить естественно уже выполненные мероприятия. Дальше исключить мероприятия, которые потеряли актуальность по тем или иным причинам, и включить новые мероприятия, которые жизнь заставляет предусмотреть. Как раз такой вот нехитрый план, пока внутренняя работа, по которому идёт и понятно, что все эти вопросы будут вынесены на публичное  обсуждение и на решение пермской городской думы. Сейчас мы такую работу проводим. Корректировка целевых показателей генерального плана тоже требуется, поскольку, к примеру, целевые показатели генерального плана опирались на ту демографию на сегодняшний день. Как известно демография гораздо более успешная в городе Перми с точки зрения рождаемости, с точки зрения пророста населения поэтому, необходимы корректировки целевых показателей генерального плана, в том числе и социальных.

А. ЖАВОРОНКОВ: Много ведь было нареканий по  части исполнения генерального плана, и речь шла как раз о том, что многие специалисты в этой отрасли говорили о его некой оторванности от реальности. И развитие генерального плана процесс динамичный, но при этом растянутый во времени. Сейчас сидят строители и ждут, когда же появится новая редакция. Это можно представить себе именно так: документ, который можно будет взять и посмотреть? А вот новая редакция. Или они должны ждать изменения, если речь идёт о конкретно каких-то площадках?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, что касается застройщиков, наверное, их-то как раз больше интересует функциональное зонирование генерального плана. Что предусматривает территории, где можно строить, а где нельзя. То есть вот только в этой части, наверное, могут быть какие-то ожидания. Вот скажу честно, что в части функционального зонирования, именно функционального наполнения территории города Перми вряд ли что-то сильно поменяется. Скорее поменяется генеральный план в части мероприятий, которые обеспечивают более комфортное использование уже заселённых территорий. Это и мероприятие направленное, к примеру, на общественное пространство. Сейчас много очень таких возникает проектов, которые потребуют, в том числе изменения в генеральный план.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну, то есть там, где сейчас парковка закрытая грязным железным забором, вполне возможно появится парк. Вы это имеете ввиду?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, не только, и это тоже. И общественное пространство, ну в том числе вот сейчас очень большая работа по набережной. Возможно, подходя к этому вопросу, предположим, потребуется изменение транспортной схемы. Но это всё тоже элементы генерального плана.

А. ЖАВОРОНКОВ: По поводу как раз зонирования и смены зонирования. Некоторое время назад на уровне слухов, на уровне предположений речь шла о том что тогда когда есть необходимость в смене функционального зонирования территорий, сделать это при нововведениях окажется практически невозможно. Сохраняется всё-таки какая-то вариативность, какие-то ворота?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Конечно, и такие изменения порой очень необходимы, поскольку в основном они связаны с изменением функционального выполнения территории предположим производственной, которая находится в таком месте города Перми, где оно просто исторически сложилось, но функционально она там не нужна. Скорее там нужно комфортное жильё или иные объекты социальной инфраструктуры. Уже несколько таких территорий претерпели функциональное изменение, например завод «Морион». Такие территории функционально уже изменили своё назначение в генеральном плане, и в скором будущем они будут совершенно по-другому использоваться, именно строительство жилья и социальной сферы.

А. ЖАВОРОНКОВ: Ну, вот в этой связи слушатели интересуются, что будет с Бахаревкой? И второй вопрос тоже уже локальный, а что, опять запретят строить высотки на иве? Я просто переадресовал этот вопрос. Надо бы как то это прокомментировать.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Вопрос немного не к функциональным зонам, а то, что высотки это градостроительное зонирование, градостроительные нормы. Это уже вопросы к правилам землепользования, которые мы вот с вами в начале передачи обсуждали, в начале эфира. И про бахаревку скажу. На самом деле бахаревка – на сегодняшний день там активно застройщики занимаются планировкой территории, часть территории, как известно там была предоставлена под размещение посёлка, где будут проживать многодетные семьи города Перми. По иве все решения уже приняты, и градостроительное зонирование и функциональное там соответствует тому использованию, которое сейчас в рамках комплексного строения реализует деловой фонд юг.

А. ЖАВОРОНКОВ: По поводу расползания города тоже один любопытный нюанс. Всё-таки мастер-план и генеральный план предполагал остановку этого процесса. Пермь и так достаточно серьёзно вытянута вдоль Камы. Но этот процесс генеральный план, первый этап которого завершился, не остановил, и все-таки расползание имеет место. Есть ли какие-то акценты в этой части не то чтобы в новой редакции, в тех предложениях, которые будут вноситься в генеральный план на второй этап его реализации?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Акценты есть, и на самом деле сейчас мы за этим пристально следим, и развиваем все-таки центр города как наиболее компактную его часть. Направлены, например такие мероприятия, и мы это поддерживаем, и развитие застроенных территорий в центре города в основном всё это происходит. То есть те конкурсы, которые мы проводим с целью развития своих территорий приводит к тому, что сносятся старые аварийные дома, начинают строиться новые кварталы, ремонтируются и строятся новые дороги в городе Перми в основном тоже в центральной части города. Более высокую связанность городской материи тоже работает на компактный город.

А. ЖАВОРОНКОВ: Интересуется наш слушатель. Не предполагает ли развитие генерального плана реновацию по образу и подобию Московской? Опять же я так понимаю что это тренд именно столичный в основном?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Вы знаете, мы эту тему обсуждаем. На сегодняшний день пока таких мероприятий в генеральном плане не предусмотрено, но вполне возможно.

А. ЖАВОРОНКОВ: Вы не исключаете этой возможности?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Не исключаем.

А. ЖАВОРОНКОВ: Это же прямо новость. То есть пятиэтажки по улице Ленина, которые не могут относиться гипотетически к объектам культурного наследия на данный момент могут...

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, у нас ведь сеть не только пятиэтажки. У нас есть и 2-х и 3-х этажки гораздо ранних годов постройки. И поэтому каких-то программ, связанных с реновацией этих территорий, совершенно не исключаю.

А. ЖАВОРОНКОВ: Когда будет завершено оформление всех нововведений и изменений в генеральный план, чтобы это был уже монолитный документ, с которым можно будет уже безболезненно знакомиться застройщикам и интересующимся пользователям.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Ну, в 2 этапа мы эту работу делаем. 1-й этап это проработка мероприятий генерального плана, в будущем включения в программу комплексного развития, в том числе транспортной и социальной инфраструктуры. После этого уже с учётом этих программ и с учётом исследований по генеральному плану, который мы планируем в следующем году сделать по целевым показателям генерального плана. Мы в 2019-м году планируем полностью актуализировать генеральный план.

А. ЖАВОРОНКОВ: В 2019-м году, а конкретнее?

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: Я думаю, что это середина 2019-го года.

А. ЖАВОРОНКОВ: Будем надеяться. Андрей Геннадьевич Ярославцев - заместитель главы администрации города – начальник департамента градостроительства и архитектуры был гостем программы районы-кварталы на этой неделе, провёл ее для вас Артём Жаворонков, спасибо за вопросы, ну и вам Андрей Геннадьевич спасибо за эфир и ответы на эти вопросы. Всего доброго.

А.ЯРОСЛАВЦЕВ: До свидания.


Обсуждение
668
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.