Верхний баннер
08:29 | СУББОТА | 16 ФЕВРАЛЯ 2019

$ 66.7 € 75.25

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

214-47-70

16:53, 23 января 2019

О новых обязанностях нотариусов в России и нововведениях в оформлении сделок по регистрации недвижимости говорим с представителем Нотариальной палаты Пермского края Марией Борониной

С 1 февраля 2019 года у нотариусов появятся новые обязанности, а у россиян появится возможность значительно быстрее и легче оформлять различные сделки по регистрации недвижимости. Говорим без посредников с представителем Нотариальной палаты Пермского края Марией Борониной. 


«Эхо Москвы — Пермь»

Ведущая: С 1 февраля 2019 года у нотариусов появятся новые обязанности, а у россиян появится возможность значительно быстрее и легче оформлять различные сделки по регистрации недвижимости. Именно об этом говорим сегодня в программе с нотариусом Нотариальной палаты Пермского края, Марией Борониной. Мария Николаевна, здравствуйте!

Мария Боронина: Добрый день!

Ведущая: Вот смотрите, летом прошлого года Госдума представила Совету Федерации на рассмотрение проект закона «о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он был подписан президентом, и часть положений начали действовать уже с 1 января 2019 года, а изменения, касающиеся деятельности нотариальных контор вступают в силу с 1 февраля этого года. Так вот, в чем суть изменений, которые коснутся нотариальных контор?

Мария Боронина: На самом деле часть этих изменений вступило в силу еще в прошлом году.

Ведущая: В октябре?

Мария Боронина: В октябре прошлого года. Действительно. Суть этих изменений заключается в следующем. Если раньше, еще с 2015 года, при нотариальном удостоверении сделки с недвижимостью клиенты могли нотариуса попросить передать документы на регистрацию в зависимости от выбранного ими способа. Если в бумажном виде, тогда нотариус ножками шел в многофункциональный центр, либо в органы Росреестра и сам за людей без всяких доверенностей подавал документы на регистрацию. Если же люди выбирали электронный вариант, и многие, действительно, выбирали электронный вариант, то нотариус сканировал все эти документы и по защищенным каналам связи передавал с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия эти документы в электронном виде на регистрацию. И в зависимости от выбранного способа люди получали либо документы на бумажном носителе, либо электронные документы. Кому нужно было, нотариус мог перевести электронные документы так же на бумажный носитель, при этом документы не теряли свою юридическую силу. Равен будет и электронный документ, и бумажный документ своей юридической силой. Разница же с октября заключается в чем? Если за это действие, за регистрацию, раньше люди платили 1000 рублей, то сейчас с октября это бесплатно. Что же меняется с 1 февраля. Если до 1 февраля это право граждан и право нотариуса…

Ведущая: Право выбора между документами на бумажных носителях и электронных носителях.

Мария Боронина: А также правом выбора: сам пойдет гражданин или все-таки он попросит нотариуса, чтобы нотариус за него это сделал, - то с 1 февраля это обязанность: сдать документы на регистрацию по всем удостоверенным нотариусом сделкам с недвижимостью, если стороны не предусмотрели в своем договоре иной порядок, а также по всем свидетельствам выданным нотариусом о праве на наследство, а также свидетельствам о праве собственности, которые нотариус выдает пережившему супругу в доверие вдовцу. Если у наследников нет права выбора, и они не могут сказать: «Нет, нотариус, не сдавай документы наши на регистрацию!», - то вот по сделке клиенты могут сказать…

Ведущая: По сделке о регистрации недвижимости.

Мария Боронина: По продаже квартиры, по мене квартир, или дачу вы решили купить в начале весеннего сезона пока цены не поднялись. Вы можете сказать, что «мы пока не рассчитаемся», допустим, «мы сделали рассрочку на месяц и договорись, что мы будем передавать документы только через месяц». Вот в этом случае мы понесем документы сами. Либо если вы взяли кредит в каком-нибудь большом или не очень большом банке, и банк говорит, что «под кредит нас будет заложена квартира». В силу закона ипотека возникает сразу же в момент регистрации, но банк желает, чтобы была закладная. Закон об электронных закладных у нас действует, но банки до сих пор пока делают закладные на бумажном носителе. Понятно, что бумагу в компьютер не засунешь, и поэтому передать в электронном виде такие сделки, скорее всего, нотариус не сможет. Если же будет электронная закладная, то никаких проблем с передачей на регистрацию нет. Нотариус точно так же электронную закладную прицепит к общему пакету электронных документов и передаст их на регистрацию.

Ведущая: То есть вы назвали как бы одно ограничение, когда, скажем, банк выдает закладную, например, в бумажном виде, а на бумажном носителе, соответственно, нотариус не может дальше продолжить цепочку действий в электронном виде. Есть еще какие-то ограничения, где онлайн-регистрация сделок по каким-то причинам не может быть проведена? Или для каких-то случаев не может быть проведена?

Мария Боронина: В принципе, других ограничений нет. Единственное, министерство юстиции у нас установило список уважительных причин, когда нотариус не передал в тот же день,потому что в законе написано, что нотариус обязан передать все эти документы на электронную регистрацию не позднее окончания рабочего дня. Если вы сегодня удостоверили у нотариуса сделку, один продал, другой купил, то нотариус сегодня же обязан посредством этого электронного канала связи в Росреестр передать ваши документы. У нас бывает так, что граждане, бабушка подарила — и забыли, и не пошли, и не дошли до Росреестра, а все мы не вечные, бабушка умерла. Потом получается, что людям необходимо ходить по судам из-за своей забывчивости, когда люди знали, что им нужно пойти передать документы на регистрацию, но не передали. Других ограничений технических нет. Понятно, что все компьютеры могут сломаться.

Ведущая: Интернет тоже может «отпасть».

Мария Боронина: Да, интернет может «отпасть». У нас был случай, когда на самом Ростелекоме перегорели какие-то каналы связи и по всей России были сложности с передачей информации. Резервные каналы не справлялись. Вот на эти случаи как раз предусмотрено, что нотариус, в этом конкретном случае, может передать документы не позднее рабочего дня, как в законе написано, а ему еще дается 2 дня вот по этим техническим причинам. Понятно, позвонить клиентам, извиниться, что не от нас зависит, что тут проблемы какие-то с интернетом, не наши, не потому что нотариус не заплатил за интернет, а потому что какие-то технические сборы. Есть об этом письмо, допустим, того же Ростелекома, поставщика услуг связи. Либо если какие-то регламентные работы проводятся на сервисах Росреестра, которые обязаны принимать.

Ведущая: Какие-то технические вещи, которые не позволяют, действительно, в режиме, достаточно быстро, в течение суток передать данные в Росреестр.

Мария Боронина: Как правило, обо всех технических работах нас стараются предупреждать заранее, во-первых. Во-вторых, они стараются устранять их в течение нескольких часов, потому что, вы понимаете, вся Россия регистрировать недвижимость не может.

Ведущая: При этом на руки клиенту что выдается? Если раньше на бумажном носителе, все понятно, выдают свидетельство о государственной регистрации.

Мария Боронина: Свидетельства у нас отменены уже несколько лет.

Ведущая: Вот так вот.

Мария Боронина: Свидетельства сейчас не выдаются, даже если вы будете сдавать на бумажном носителе. Сейчас выдается выписка, которая подтверждает, что ваши права на недвижимость зарегистрированы. В отличие от свидетельства, помните, там были сначала цветные красивые, потом зелененькие, желтенькие.

Ведущая: Давно я просто не покупала и не продавала недвижимость.

Мария Боронина: Потом стали выдаваться свидетельства на обычной белой бумаге. У нас люди любят красивые документы, но выписка более информативна, нежели свидетельство. Там есть вся информация о доме, в котором находится квартира, его кадастровом номере, кадастровом номере земельного участка, на котором этот дом построен. Есть информация о технических характеристиках квартиры и даже есть план этажа, на котором находится квартира, и чертеж квартиры. И это все в одном документе. Если раньше это был отдельный техпаспорт БТИ, еще какие-то документы, то сейчас вся эта полная информация содержится в одном документе, в выписке. Что нужно понимать. Самый главный документ – не выписка. Самый главный документ, он так и называется, правоустанавливающий документ. Это тот договор, по которому вы купили или поменяли, или подарили вам квартиру. Это свидетельство о праве на наследство или свидетельство о праве собственности, которое вам выдал нотариус при оформлении наследственных прав. Вот эти документы главные, а выписка регистрации права, по факту, действует 1 день. Почему? Именно в ней отражаются сведения о том, есть залог на квартиру, нет залога, есть арест или нет ареста. Вы понимаете, что, если вдруг вы задолжали за квартиру, в том числе за коммунальные платежи, ваш поставщик услуг коммунальных обратился в суд, передали документы приставам, и приставы за любой долг могут наложить арест на вашу квартиру. Если вы не ходили в суд, то вы об этом можете узнать не сразу. В выписке у вас будет написано, что все хорошо, никаких арестов нет, а если вы запросите выписку, обратившись в органы МФЦ, вам скажут: «Нет, извините, дорогой дружок, у тебя приставы наложили арест, иди разбирайся».

Ведущая: Если раньше при продаже или покупке квартиры ты мог запросить у своего контрагента вот это самое свидетельства государственной регистрации права, и, таким образом, ты как бы был уверен в том, что, сопоставив какие-то личные данные, с указанными в свидетельстве, паспорте, ты мог быть уверен в том, что вот эта квартира находится в собственности. Сейчас.

Мария Боронина: Сейчас вам предъявят выписку, но, что тогда, что сейчас, ориентироваться на документы даже месячной давности не нужно. Реестр регистрации недвижимости открытый, вы сами самостоятельно, дабы не попасться на удочку мошенников, можете запросить эту информацию. Если у вас есть доступ к Госуслугам, есть электронная подпись, либо можете воспользоваться платными сервисами того же Росреестра, вы можете запросить эту информацию в режиме онлайн самостоятельно и получить выписку на текущий момент, кто же собственник. Потому что у нас на текущий момент они так и назывались «продавцы свидетельств», а не квартир. Некоторые граждане просто печатали, некоторые которые уже продали квартиру, обнаружили у себя: «О, у меня свидетельство лежит, красивая бумажка, а давайте я сейчас ее кому-нибудь продам!»

Ведущая: Потрясающе!

Мария Боронина: Кроме того, дабы мошенничества такого не было, все это было отменено. Появились выписки, и теперь отношения грждан уже, понятно, что красивые свидетельства – это красиво.

Ведущая: А лучше, что бы было надежно.

Мария Боронина: Да, здесь не о том, здесь все-таки о надежности, безопасности сделок. Безопасно, это когда вы сегодня, сейчас проверили. Если вы в этом не понимаете, либо если сделки в некоторых случаях подлежат обязательному нотариальному удостоверению, то нотариус запросит это сам.

Ведущая: В каких случаях?

Мария Боронина: Сделки с недвижимостью, если речь идет о несовершеннолетних, о недееспособных, независимо от того вся квартира им принадлежит или другой объект недвижимости, либо, если недвижимость принадлежит нескольким гражданам но в ДН на праве долевой собственности. Во всех этих случаях и продажа, и покупка, и залог недвижимости будет только через нотариуса. Нотариус сам запросит все эти выписки. Выписки он запросит бесплатно. Если вы пойдет сами ножками запрашивать, вы заплатите в зависимости от вида выписки: электронный – от 100 рублей до 750 рублей, - если вы обратитесь к нотариусу, то вам эти запросы делать самостоятельно не нужно будет, нотариус сделает все сам.

Ведущая: Это касается только недвижимости? Движимое имущество тоже можно так вот регистрировать?

Мария Боронина: В основном это касается самого дорогого – это недвижимость. Понятно, что какие-то транспортные средства могут стоить примерно как самолет и больше чем квартира в привычном понимании. Те граждане, которые действительно такие дорогие автомобили покупают, обращаются к нотариусу за оформлением этих договоров. Поскольку именно на базе нотариата создана специальная система регистрации уведомления о залоге движимого имущества.

Ведущая: То есть вы сотрудничаете не только в этом плане с Росреестром, но и с ГИБДД, где хранятся данные по автомобилю?

Мария Боронина: Мы сотрудничаем и с ГИБДД, сотрудничаем с банками, с ЗАГСами. У нас система межведомственного электронного взаимодействия пополняется новыми сервисами, но не ежеминутно, но каждый месяц какие-то новые органы, так или иначе, подключаются. МВД предоставляет нам информацию о действительности паспортов, о том, где гражданин прописан, что к нам пришел гражданин не с поддельным паспортом. ЗАГС предоставляет ту информацию, которой они располагают. Планируется, что сейчас с 1926 года вся база будет полностью нам доступна, и, если пришел гражданин, мы по базе видим, что этот гражданин, допустим, девушка-красавица вышла замуж, но забыла поменять паспорт. Мы ей об этом напомним, скажем, что она сначала меняет паспорт, раз она взяла фамилию мужа, а потом уже придет к нам. Либо были у нас мошенничества определенного рода, когда приходили с поддельными свидетельствами о смерти и пытались завести наследственное дело к имуществу живого гражданина. Чтобы таких ситуаций больше не было, сейчас мы имеет возможность доступа к ЗАГС. К сожалению, пока на территории Пермского края эта информация содержится только с 1 октября 2018 года, но вот в ближайшее время пытаются эти две системы, старую и новую, объединить. Я думаю, что нам буквально в течение месяца-двух, эта возможность будет предоставлена тоже в электронном виде. То есть ко всем этим сервисам мы можем подключиться, можем все проверить и тем самым обезопасить граждан при заключении любых дорогих сделок, будь это движимое или недвижимое имущество.

Ведущая: Еще раз напомню нашим слушателям, что говорим мы сегодня о том, насколько расширились возможности нотариальных палат и в части удобств для граждан. Правильно я понимаю?

Мария Боронина: Наверное, так. Если раньше, о самых древних временах говорить не будем, представления о нотариусе были такими: когда кто-то сидит за бумажками, я не знаю, чуть ли не с лучиной.

Ведущая: Огромная очередь.

Мария Боронина: Сейчас такого нет. Сейчас очень много услуг, много действий нотариус выполняет сам. Если раньше нужно было самому сбегать везде и собрать кучу справок, то сейчас нотариус, не вставая со своего рабочего места, все может получить самостоятельно. Если за многие справки нужно было платить, вот за ту же выписку из Росреестра о том, что нет арестов, нотариус получает эту информацию бесплатно. Это прямо в законе установлено, что нотариус обязан самостоятельно запросить эту информацию.

Ведущая: Смотрите, если я хочу обезопасить какое-то свое действие, например, регистрацию сделки «купли-продажи» недвижимости или даже автомобиля.

Мария Боронина: Или решите бизнес продать или купить.

Ведущая: Да.

Мария Боронина: Точно так же.

Ведущая: То есть я могу для того, чтобы обезопасить себя, есть еще один такой рычажок маленький - пойти к нотариусу, и то, что вы удостоверите, это будет железобетонно, что вообще ни один суд не сможет нас. Насколько здесь нотариусы ответственны, насколько вообще есть право на ошибку или нет права на ошибку?

Мария Боронина: Право на ошибку есть у всех, но каждая ошибка должна быть застрахована. Здесь как раз преимущество нотариальной формы в многоступенчатой страховке. Каждый нотариус, который работает на территории РФ должен иметь, во-первых, свою личную страховку, страховка эта составляет не менее 5 миллионов рублей. Кроме того все нотариусы субъекта федерации, допустим, все нотариусы Пермского края застрахованы единой коллективной страховкой Нотариальной палаты Пермского края. Сумма там уже не 5 миллионов, а добавим 2 или 3 нолика. Следующий уровень страхования ответственности – нотариус отвечает своими карманами. Это не шутка, нотариус отвечает всем своим имуществом, по всем сделкам, по всем нотариальным действиям, по которым он удостоверяет. Понятно, что в какую-то аферу нотариус из-за этого не полезет, потому что расставаться со своим никому не захочется. Следующий момент, мало ли, ошибка оказалась серьезной, и не хватило ни страховки нотариуса, ни страховки Нотариальной палаты края, не хватило личного имущества нотариуса, чтобы возместить ущерб. Имущество же может быть очень дорогостоящим. В этом случае создан единый компенсационный фонд на территории РФ.

Ведущая: Что-то типа агентства по страхованию вкладов?

Мария Боронина: Это еще круче, потому что от каждой нотариальной сделки определенный процент отчисляется в этот единый компенсационный фонд, и количество нолей там очень большое. Мы посчитали с учетом того количества сделок, которое оспариваются в сравнении со сделками, которые заключаются в простой письменной форме, где оспаривается больше чем не каждая десятая, но каждая двадцатая, тридцатая сделка доходит до суда. Что же касается нотариальных сделок, то до суда доходит меньше тысячной процента. Вы понимаете, если что-то произошло, какой-то форсмажор, бывают ситуации, когда нотариусу предоставили поддельные документы, и выявить подделку не удалось. Правда, после этого были по тем случаям, которые дошли до судов, нотариусами была предоставлена возможность эти подделки проверять, но речь в том случае конкретном шла о паспорте. Сейчас мы можем проверить, что паспорт не поддельный, что паспорт действительно выдавался как раз вот из этих решений судов. Во всех случаях, когда нотариус оказался виноват, он возместил полностью, на 100%, ущерб гражданам. Если речь идет о недвижимости, гражданин, который остался без недвижимости, у нас указано в законе, по вине регистраторов, то есть работники Регпалаты что-то недосмотрели. В этом случае, вы понимаете, что это государственный орган, он отвечает за действия своих сотрудников, но в законе указано замечательно. Сумма выплаты будет составлять не более 1 миллиона рублей, если вы потеряли свое единственное жилье. Если это единственное жилье стоило у вас 8 миллионов, то вам больше миллиона никто не возместит.

Ведущая: Один миллион погоды не сделает.

Мария Боронина: Да. В этом плане отличие нотариальной формы в плане защищенности, помимо того, что нотариус все проверит, все перепроверит, потому что он отвечает не только за вашу сделку. Самое дорогое это что? Репутация. Потерять репутацию в некоторых профессиях, в нашей в том числе, это, как говорят, смерти подобно. Поэтому нотариус проверит, закажет все выписки и именно из-за этого может быть отсрочка по заключению. Вот сейчас прибежали, понравилась красивая красная «Ферари», и я хочу ее купить. Вот прямо сейчас это не получится. Почему? Потому что нотариусу нужно будет сделать определенного рода запросы, чтобы он проверил, что вы вменяемая абсолютно, и вы понимаете, что вы хотите купить «Ферари», что вы не лишены дееспособности. Эта информация нотариусу приходит от суток до трех. Так в законе установлено, и мы никуда не может от этого деться.

Ведущая: Наверное, и продавца, и чистоту самой этой машины «Ферари» нужно проверить?

Мария Боронина: В том числе, да. Как раз нотариус проверит, что автомобиль не заложен. Проверка по тому, заложен автомобиль или не заложен, занимает у нас от трех до пяти секунд, поэтому это не так долго. Проверка информации, как раз, по самому человеку занимает некоторое время. Некоторые горячие головы за это время успевают остыть: «Ой, что-то я погорячилась, я нашла «Ферари» подешевле, наверное, зря». В каких-то случаях выясняется, что тот гражданин, который быстренько хотел продать эту «Ферари» с большим дисконтом, просто имущество от жены скрывал. Жена успела за это время, к его большому сожалению, наложить запрет на совершение регистрационных действий. В какие-то моменты, может быть, нужно немножко выдохнуть, остановиться.

Ведущая: Подождать.

Мария Боронина: С холодной головой прийти к нотариусу на подписание договора.

Ведущая: Перед тем, как мы уйдем на региональный выпуск новостей, давайте все-таки напомним, что с 1 февраля 2019 года Нотариальные палаты вообще по всей России имеют возможность регистрировать, удостоверять сделки по регистрации объектов недвижимого и движимого имущества.

Мария Боронина: На территории РФ все нотариусы вправе удостоверять сделки с недвижимостью, с движимым имуществом. В каких-то случаях обязаны совершать эти действия. Что касается самых главных изменений, с 1 февраля нотариус при удостоверении сделки с недвижимостью, выдачей свидетельства о праве на наследство обязан передать документы на регистрацию в Росреестр сам бесплатно и электронно.

Ведущая: Говорили мы в первых двух частях об изменениях, которые произойдут в нотариате с 1 февраля 2019 года. Частично, с 1 января какие-то нововведения уже произошли и с октября прошлого года, но вот основные удостоверения, то есть то, что нотариусы должны передавать.

Мария Боронина: Регистрировать.


Ведущая: Регистрировать сделки с движимым и недвижимым имуществом и, самое главное, бесплатно передавать данные в Росреестр, ГИБДД, насколько я понимаю, онлайн.

Мария Боронина: В ГИБДД мы не передаём сведения, пока работники этой системы не согласны, а вот что касается регистрации недвижимости, да, действительно нотариус сам все это передаст на регистрацию и выдаст людям зарегистрированный пакет документов после регистрации. Самый приятный бонус это то, что нотариус сам это сделает бесплатно, но ещё и граждане могут сэкономить. Почему у нас многие и раньше просили электронную регистрацию? Если ты сам ножками идёшь в МФЦ, сдаёшь документы на регистрацию, допустим, ты купил новую квартиру, то понятно, что государство это регистрирует не бесплатно, есть государственная пошлина, установленная налоговым кодексом. В МФЦ, если сдаешь, оплачиваешь 2 тысячи за регистрацию права на квартиру, если же в электронном виде, в данном случае, когда отправляет нотариус ты можешь сэкономить 30%. Ты оплачиваешь 70% стоимости, это 1400 руб. Мало того, что тебя зарегистрирую всего лишь за сутки, а не за 5 дней, если ты пойдёшь ногами, так ещё и сэкономишь 600 рублей на регистрации 1 объекта недвижимости. Можно сэкономить не только время, которое дорого, декабрь у нас показал, что многим именно это нужно было даже по тем сделкам, которые не подлежали обязательному нотариальному удостоверению. Не зря же говорят в поговорке: время - деньги. Когда люди хотят ускорить процесс, они обращаются к нотариусу и просят, чтобы нотариус именно в электронном виде зарегистрировал. Льгота по госпошлине в 30% - это такой приятный бонус.

Ведущая: Опять же в прошлом году шла речь о том, что уже в феврале этого года вступит в силу закон, который разрешит гражданам прямо в нотариальной конторе создавать юридически значимые электронные документы. Например, заявление в налоговую или суд, и потом эти файлы можно будет направлять в официальные инстанции, там их примут. А человек сможет в присутствии нотариуса, например, расписаться на планшете, и документ буде готов. Тоже говорилось о том, что будет открыт лёгкий доступ к созданию электронных документов, достаточно обратиться к ближайшему нотариусу, оформить файл. Это уже реальность?

Мария Боронина: Смотрите, здесь все завязано на замечательном законе об электронной подписи. Если у нас раньше была электронная цифровая подпись, то потом появилась электронная подпись. Что касается электронной подписи, она есть 2 видов. У всех нотариусов, у всех регистраторов у нас существует квалифицированных электронная подпись. В законе о нотариате и сейчас есть право удостоверять нотариусу электронные сделки. Когда два представителя, допустим, вы и ваш контрагент приходите, у вас у каждого есть флэшечка с усиленной квалифицированной электронной подписью. Вы у нотариуса в компьютер вставляете эти электронные подписи, нотариус вставляет свою, вы подписываете электронный документ, то есть там нет графической подписи изображения, цифровая подпись это немножко другое. Вы получаете каждый свой электронный документ в том виде, в котором вам необходимо. Дальше вы предъявляете его туда, куда вам необходимо. Нужно понимать, что само обладание этой электронной подписью, само ее издание стоит определенных денег. Квалифицированная электронная подпись, в отличие от обычной, стоит приличных денег. Понятно, что многие граждане из-за этого не согласны. Так вот, с 1 февраля в основу законодательства о нотариате внесены изменения, они тоже вступают в силу с 1 февраля. Участники смогут подписывать простой электронной подписью. Федеральной нотариальной палатой вместе с министерством юстиции были приняты правила и требования к этой простой электронной подписи. Там указано, что достаточно подписать документ простой электронной подписью. В каком виде она будет: подпись на планшете, как существует в Чехии.

Ведущая: Мы говорим о графической подписи? Это не логин и пароль, коды и так далее?

Мария Боронина: Это не логин и пароль. Вы же согласны, что подписать просто на планшете проще.

Ведущая: Конечно.

Мария Боронина: Буквально на днях мне принесли посылку, и я расписывалась в получении этой посылки простой подписью на планшете и это тоже электронная подпись. Мне тут же пришло СМС: «Вы получили, мы поздравляем! Вы расписались в получении посылки своей электронной подписью». Издание этой подписи, вы понимаете, что не требует никаких затрат со стороны человека, и это удобно.

Ведущая: Чтобы я получила возможность пользоваться такой электронной подписью, я что должна сделать? Я где должна ее идентифицировать?

Мария Боронина: Подпись на планшете, понятно, что разовая. Вам нужно только одну единственную сделку подписать в электронном виде, потому что ваш контрагент на этом настаивает. Вы пришли к нотариусу, подписали у нотариуса, нотариус подписал сверху этот документ своей квалифицированной электронной подписью и выдал вам на диске или на флэшке, на каком носителе вам удобно.

Ведущая: В какой момент происходит идентификация вот этой электронной подписи?

Мария Боронина: Вы будете подписывать при нотариусе. Нотариус установит вашу личность, нотариус проверит вашу дееспособность. Все, что касается проверки сделки, остается в том же самом формате.

Ведущая: Просто подпись будет на планшете.

Мария Боронина: Просто разница будет в том, что это будет либо флэшка с простой подписью, стоит она просто гораздо дешевле, в разы, либо это будет подпись на планшете, либо это будет, как у нас сейчас Сбербанк подписывает электронные документы, путем обмена СМСками. Это тоже простая электронная подпись, и это нужно понимать. Я думаю, что это будет удобно и востребовано. Как у нас будут принимать эти документы государственные органы. Эти органы определяются вот буквально в ближайшие дни, и по возможности мы вас проинформируем, что те или иные органы теперь тоже готовы принимать данные подписи.

Ведущая: Если говорить о суммах все-таки. Разница оплаты между квалифицированной электронной подписью и до самого простейшего варианта?

Мария Боронина: Самый простейший вариант скорее всего будет вообще бесплатным, когда вы расписались при получении.

Ведущая: Единоразово.

Мария Боронина: Единоразово. Вам, может быть, никогда она больше не понадобится, вы квартиры не каждый день покупаете, согласитесь.

Ведущая: Да.

Мария Боронина: И дорогие «Ферари» тоже, наверное, не частая покупка. Что касается продажи акций, что касается продажи долей в бизнесе, здесь, это тоже какие-то разовые акции, скажем так, поэтому не так часто она и нужна будет. Поэтому люди и говорят, что оплачивать 10-15 тысяч за квалифицированную подпись при том, что она мне понадобится 1 раз в 5 лет, нам не хочется. Простую электронную подпись, некоторые удостоверяющие центры издают ее стоимость в 1 тысячу. Тысяча рублей в год, вроде, как бы, не сильно накладно на какую-то такую разовую сделку.

Ведущая: Можно ли через нотариуса оформить брак или развод. Потому что в некоторых странах, я знаю, уже есть такие услуги, причем это можно даже сделать в разных городах, оформить брак или развод с помощью нотариуса.

Мария Боронина: На сегодняшний день у нотариуса пока возможно только, если будущие супруги хотят зарегистрировать брак в разных городах, к нотариусу пока нужно прийти ножками одному из желающих, брачующихся, как у нас их называют, представить бумажное заявление по форме ЗАГСа, заполнить и поставить свою обычную подпись. То есть не на планшете расписаться, а обычно на этом заявлении расписаться и передать в бумажном виде второму супругу, чтобы он предъявил в тот ЗАГС, куда вы намерены подать заявление.

Ведущая: То есть переслать по почте?

Мария Боронина: Если необходимо передать в электронном виде, нотариус имеет возможность удостоверить равнозначность бумажного документа электронному, переслать либо тому, с кем вы желаете заключить брак, либо передать нотариусу, где он сможет перевести обратно из цифры на бумагу, и уже этот документ передать непосредственно в органы ЗАГС.

Ведущая: Развод таким же образом можно оформить?

Мария Боронина: Аналогичным образом, если нет препятствий для развода без суда, то есть, если нет несовершеннолетних детей…

Ведущая: Раздела имущества.

Мария Боронина: Точно так же можно оформить все эти документы. Что касается раздела имущества, то с 29 декабря 2015 года, если супруги желают имущество поделить или бывшие супруги, они должны прийти вместе к нотариусу и удостоверить соглашение о разделе у нотариуса. В этом случае нотариус сам передаст документы все на регистрацию, и вы получите уже зарегистрированный пакет документов буквально на следующий день. Никаких судов не нужно, можно сэкономить на госпошлине очень солидно, потому что, если вы договорились миром, вы у нотариуса оплачиваете только полпроцента от стоимости делимого имущества, а, если вы не договорились и пошли в суд, то вы заплатите уже в 8 раз больше, 4% от стоимости имущества. При этом потолок госпошлины у нотариуса составляет 20 тысяч, а потолок в суде 80 тысяч. Некоторых граждан это отрезвляет, что все-таки мы лучше договоримся, чем тратить такие большие деньги за то, что бы сходить в суд. Понятно, что если вы идете в суд, то это еще оплата услуг представителя, это как правило оплата работы адвоката. Здесь, если вы договорились, нотариус сам запросит все документы, всю информацию по вашим объектам соберет, поможет вам составить договор, иногда поможет договориться, как медиатор. Удостоверит, и вы получите полностью готовый комплект документов, а если вы получаете решение суда, вы самостоятельно должны через месяц после того, как оно вступит в силу, пойти предъявить его в органы Росреестра, а здесь опять-таки время. Тут буквально за пару дней вы все эти вопросы можете решить у нотариуса и никуда особо не ходить.

Ведущая: Смотрите, только в рамках программы мы сегодня проговорили о достаточно многих функциях, которые берут на себя нотариусы. Не получается ли, что в том числе госорганов, не получается ли, что вы потихонечку, так скажем, забираете функции госорганов, и не придется ли при этом расширять, увеличивать институт нотариата.

Мария Боронина: Количество должностей нотариусов у нас установлено на уровне каждого субъекта федерации отдельным законом. Нотариусов может быть не больше, не меньше. Количество нотариусов определяется по разным показателям: в зависимости от количества жителей в том или ином субъекте федерации, втом или ином районе. У нас, допустим, на Пермь одно количество нотариусов, на Пермский район, на Березники, на Чайковский – другое. Если меняется экономическая жизнь, и к нотариусу стали ходить чаще, стало больше нотариальных действий, нагрузка на каждого нотариуса выросла, то в этом случае у нас Законодательное собрание может принимать решение об увеличение количества должностей в том регионе, в том районе, где увеличилась деловая активность. Допустим, когда Газпром переехал в Санкт-Петербург, понятно, что большинство бизнес-процессов переехало в Питер, и законом Санкт-Петербурга было установлено сразу же повышение количества должностей на 10.

Ведущая: То есть это все регулируемо?

Мария Боронина: Да, это все регулируемо. У нас хотелось бы такую экономическую жизнь, но такой экономической жизни нет, с нагрузкой нотариусы справляются. В принципе, такой резкой необходимости в увеличении должностей мы не видим, потому что одни нотариальные действия появляются, а другие нотариальные действия пропадают. Нотариусы берут на себя много работы, госорганы стараются как-то от граждан дистанцироваться, созданы многофункциональные центры, а нотариус наоборот работает с людьми, работает с гражданами, помогает им решить насущные проблемы.

Ведущая: Последний вопрос, который просто не могу не задать. Новые технологии, в частности, технологии блокчейн, распределенный характер баз данных, который позволяет контролировать достоверность транзакций без надзора каких-либо финансовых регуляторов, не убьют ли они институты нотариата в будущем?

Мария Боронина: Я думаю, нет, потому что нотариус проверяет волю, и волеизъявление, а компьютер этого, к сожалению, сделать не может.

Ведущая: Спасибо огромное! Нотариус Нотариальной палаты Пермского края, Мария Боронина была сегодня в программе «Без посредников». Говорили мы о последних изменениях, которые коснутся нотариата и, соответственно, нас, как граждан, пользующихся услугами нотариальных контор. Спасибо вам огромное, на этом наша программа завершена. У микрофона работала Юлия Хлобыст, за режиссерским пультом Данил Проскуряков. Мы с вами прощаемся, всего хорошего, до свидания!

Ведущая: Юлия Хлобыст

Слушайте радио «Эхо Москвы — Пермь» на 91,2 FM или онлайн на нашем сайте.

Обсуждение
1147
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.