Верхний баннер
23:13 | ВТОРНИК | 16 ИЮЛЯ 2019

$ 62.81 € 70.68

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

214-47-70

14:00, 08 марта 2019

Генеральный директор группы компаний «Кортрос» Станислав Киселёв о пермском рынке недвижимости, девелоперском бизнесе в Прикамье и отношении к долевому строительству

Ведущий: Как всегда по четвергам на «Эхе Перми» передача «Районы кварталы», меня зовут Артём Жаворонков. Даниил Проскуряков за звукорежиссёрским пультом. И сегодня у нас в гостях генеральный директор группы компаний «Кортрос» Станислав Киселёв. Станислав Владиславович, добрый день.

Станислав Киселёв: Здравствуйте.

Ведущий: Много тем, которые связаны с изменениями в отрасли, с её развитием или деградацией, разные есть оценки того, что будет происходить в строительстве в ближайшее время. И мы их обязательно обсудим в ходе сегодняшней программы, но начать-то мне хотелось бы немножко с другого. Многие пермяки знают вас, как человека, который сегодня возглавляет одного из ключевых игроков на рынке недвижимости, по крайней мере Пермского края. « Кортрос» на слуху. Ну и с другой стороны, немногие знают, что вы как руководитель крупной федеральной структуры свой собственный личный старт взяли на территории Пермского края. Если так можно выразиться. Корректно это вообще было бы сказать? Вы проработали в Перми без малого…

Станислав Киселёв: Три года. Старт моей деятельности, как руководителя проектной компании действительно начался с Перми. До этого немного другой фонд у меня был, но по факту непосредственно девелоперский бизнес, руководство девелоперским бизнесом в регионе, началось с Перми, слава богу.

Ведущий: А почему слава богу?

Станислав Киселёв: Ну потому что, достаточно успешно я оцениваю результаты работы и тот задел, который был сделан, и та команда, которая была создана показывает результаты вполне достойные.

Ведущий: Но Пермь можно оценить, как непростой регион в части развития бизнеса девелоперского всё таки?

Станислав Киселёв: Ну конечно да, при этом своей сложностью либо простотой Пермь не выделяется из других регионов.

Ведущий: В негативном смысле?

Станислав Киселёв: Да нет, я ни в коем случае ни в негативном  смысле, ни в позитивном смысле. У каждого региона есть свои особенности. У каждого региона есть своя специфика, как с точки зрения клиентов, покупателей, так и с точки зрения особенностей ведения девелоперского бизнеса. В принципе, модели, правила, технологии они везде одни, а дальше включается региональная специфика и усилия конкретной проектной команды, которая показывает результаты.

Ведущий: Сегодня задели «Кортроса» только один крупный объект, это жилой квартал «Гулливер» в центре Перми с парком, но пока очень осторожны представители компании в части того, как будет развиваться бизнес на этой территории.

Станислав Киселёв: Вы знаете, самое главное настрой и желание. И ни настрой, ни желание развиваться в Перми у нас никак не поменялись. Слишком много труда, усилий мы вложили в Пермь. Мы показали здесь результаты, мы доказали свою состоятельность. Я изначально говорил, что «Кортрос» в Перми всерьёз и надолго и буду следовать этому посылу. Поэтому да, на сегодняшний день мы заканчиваем «Гулливер». В следующем году мы вводим в эксплуатацию последний объект их. И дальше вопрос нашего развития на новой площадке. Сегодня мы очень серьёзно смотрим на территорию. Понятно, что для «Кортроса» главное технология, главное компетенции в технологиях комплексного освоения территории. И мы в первую очередь смотрим на крупные площадки. По большому счёту сегодня в нынешних реалиях жилищного строительства именно проекты комплексного освоения территории показывают достойные результаты. Как с точки зрения динамики строительства, так и с точки зрения формирования комфортной социальной городской среды.

Ведущий: Правду ли говорят о том, что «Кортрос» это один из тех, кто в принципе концепцию подхода к комплексному освоению в современные реалии рынка недвижимости в России внедрил?

Станислав Киселёв: Один из. То есть на старте вообще в принципе комплексного освоения территорий. Это порядка семи лет назад, десяти. Несколько площадок было зафиксировано в постановлении правительства Российской Федерации как пилотные площадки. Но сегодня можно сказать. что «Кортрос» с «Академическим».

Ведущий: Это екатеринбургские?

Станислав Киселёв: Да, да, екатеринбургский проект. Доказал свою жизнеспособность и «Академический» сегодня развивается очень серьёзными темпами.

Ведущий: А что там есть кроме жилых домов?

Станислав Киселёв: Там есть четыре школы, девять детских садиков. Сегодня строится ещё одна школа. В заделе одна школа и два детских садика. Но всё это делается в формате государственного частного партнёрства. Мы берём на себя затраты планированию, предоставляем землю под строительство этих объектов. Дальше город, область и федерация финансируют строительство этих объектов.

Ведущий: Недавно, буквально три недели назад, было подписано соглашение о стратегии развития такой технологии, как «Умный город». Среди подписантов был как раз президент группы компаний «Кортрос» Вениамин Голубицкий. Тоже кстати пермяк. Знаю об этом. И это тоже можно рассматривать как пример государственного частного партнёрства? И вообще вот в этом направлении какова стратегия сегодня у компании?

Станислав Киселёв: Ну скажем так — технологическое развитие компании было всегда в приоритете. Мы очень серьёзно продвинулись с точки зрения технологий строительства. Сегодня «Кортрос» это компания с опытом строительства не просто высотных объектов, а именно небоскрёбов. Компания, которая может вести строительство в очень стеснённых условиях, в условиях достаточно серьёзных ограничений городской среды. Мы это показали как в Перми, так в Москве и Петербурге. Компания, которая может вести масштабную застройку в одной локации — это «Академический». То есть у нас сегодня в «Академическом», в стройке свыше 350 тысяч квадратных метров. Это почти 35 домов одновременное строительство. Вот представьте себе технологии организации всего этого процесса. То есть одним из элементов движения в нашем технологическом развитии является цифровизация. Ещё семь лет назад стартуя «Академический» мы закладывали базис, основу для для современных технологий «Умного города». Ещё в то время мы задумывались над современными технологиями безопасности, над современными технологиями энергоэффетивности, энергообеспечения. Сегодня на этом базисе мы движемся в развитии технологии интернета вещей, в развитии цифровых платформ. которые позволяют не только правильным образом организовывать процесс строительства, но и коммуницировать с социальной средой и правильным образом настраивать эту социальную среду. То есть цифровизация для нас сегодня приоритет. Мы понимаем, что за этими технологиями стоит трансформация нашего продукта и серьёзные перспективы в финансовом плане.

Ведущий: А если опускать это прямо на уровень земли — речь идёт о безопасности, обеспечении безопасности, речь идёт об экономии ресурсов?

Станислав Киселёв: Скажем так: для «Кортроса» это уже вчерашний день. Сегодня мы задумываемся над тем, чтобы перейти в цифру всей технологии проектирования, причём от градпроектирования, до получения рабочей документации на конкретный объекты. Сегодня мы говорим о том, что мы тащим цифру прямо в технологии взаимодействия с клиентами, то есть сегодня задача, чтобы клиент мог не просто приобрести квартиру через свой айпад, айфон и прочие гаджеты и так далее, но и весь жизненный путь наших клиентов в наших проектах мы будем сопровождать этой технологией. По факту мы видим серьёзный потенциал для развития цифровых технологий с точки зрения обеспечения стройматериалами, обеспечения продуктами новыми. То есть если говорить про стройматериалы, то сегодня на фоне роста цены на отдельные виды строительной продукции, возникает вопрос, успешен будет тот, кто способен в нынешних ограничениях доставать нужную продукцию как можно быстрее, за меньшие деньги. Цифровизация в этом помогает. Насколько сеть у тебя разбросана очень серьёзно с точки зрения поставщиков и условий работы с ними, а в этом цифра очень здорово помогает, настолько ты будешь успешен. То есть по факту цифра помогает нам тащить все ресурсы прямо на площадку, а дальше генподрядчик способен за счёт своего инженерно-технического состава правильно организовывать стройку. Вот в этом фактор успеха.

Ведущий: Ну а как все те сложности, которые возникают на этапе согласования с государственными органами? Часто можно слышать от девелоперов, что во-первых постоянная смена правил игры, а во-вторых ну всё таки, будем откровенны, государство не всегда поспевает за теми новшествами, которые хотелось бы внедрить с точки зрения девелопера.

Станислав Киселёв: Все девелоперы, не все девелоперы — постоянно все скрипят там и так далее, но понятно, изменения. Приятно жить в постоянных не меняющихся условиях, но не факт, что полезно. Изменения всем на пользу. Тем более, что тот тренд, который выбран сегодня властью с точки зрения трансформации рынка жилищного строительства, это тренд на оздоровление отрасли. Мы это все видим. То что треть застройщиков сегодня уйдут с рынка, я думаю, что это будет только в плюс для всей отрасли. То, что сегодня крупные игроки очень серьёзно занимаются продуктом, очень серьёзно занимаются работой с клиентом — это тоже большой плюс.

Ведущий: А не жалко тех, кто уйдёт? Это ведь потеря для конкуренции, а значит и потеря, например, в стоимости.

Станислав Киселёв: Ну здесь выбор, кого больше жалко: либо тех, кто уйдут, либо тех, кто у тебя квартиры покупает. Мы делаем ставку на тех, кто у нас покупает квартиры, поэтому не жалко.

Ведущий: Сегодня говорят, что рынок всё таки потребителя: это связано и с внешними условиями, и с экономическими факторами, не самыми благоприятными последнего времени. В таких условиях легко ли сохранить покупателя? Легко ли ориентироваться и угодить ему самое главное, чтобы сохраняться на плаву?

Станислав Киселёв: Ну здесь есть две вещи. Первая: это тендеции 18-го года, с точки зрения спроса, динамики цен. То есть все крупные, серьёзные застройщики по прошлому году зафиксировали заметный рост спроса. И все крупные игроки зафиксировали положительную динамику поступлений от продаж и выручки от продаж. Значит мы столкнулись с дополнительным спросом, к нам пришёл дополнительно покупатель по прошлому году.

Ведущий: Вы не ждали этого?

Станислав Киселёв: Ну скажем так: мы ждём всегда и всех, вопрос что к нам пришли больше, чем мы ожидали, да, действительно. Второе: это динамика цены — за прошлый год в среднем по России цена выросла на 6,3%. Данные Росстата. При этом в 17-м году цена росла всего на 1%. Существенно заметная динамика роста цены. В 18-м году мы забыли про скидки больше 10%, сегодня найти скидку у нормального застройщика 4-5% это уже надо поискать постараться. Поэтому я бы не сказал. что рынок покупателя на сегодняшний день сохраняется. Сегодня идёт изменение. Но с точки зрения требований — конечно же да. Если сегодня мы не можем отвечать, как застройщик требованиям покупателя, к нам просто никто не придёт. Покупатель идёт только туда, где есть высокое качество продукта.

Ведущий: Но ведь для того, чтобы эти требования как-то сформулировать для застройщика, покупатель должен быть определённым образом воспитан, он должен обладать какой-то информацией. Откуда эти требования взялись? Раньше мы были неприхотливые: покупали панельки и было всё прекрасно.

Станислав Киселёв: Ну все серьёзные застройщики не первый году уже работают над качеством продукта. Мы прошли не один кризис, мы прошли не одну трансформацию с точки зрения подхода к обеспечению качества. Сегодня мы готовы представлять линейку продуктов для различных покупателей — мы знаем, кому чего надо. И более того опять же движение в цифру позволяет нам очень серьёзно понимать своего клиента. В этом смысле мы сами вырастили вот этот вот качественный спрос и сегодня опять же сталкиваемся с дополнительными требованиями со стороны покупателя. Это здорово, это движение вперёд, это серьёзное развитие.

Ведущий: Вопрос по поводу сегментации: всё таки «Кортрос» рассчитывает на какого покупателя и в каких категориях ваше жильё в основном — эконом?

Станислав Киселёв: Эконом понятия уже не существует, существует понятие стандарт. Мы существуем в продукте комфорт класса, комфорт плюс, ну и в отдельных регионах, там Москва — это бизнесс-класс, в основном. Санкт-Петербург у нас проект элит-класса.

Ведущий: А «Астра»?

Станислав Киселёв: «Астра» — пермский бизнесс-класс.

Ведущий: По поводу изменений, которые коснутся рынка — много об этом уже сказано и интересны позиции каждого конкретного игрока, тем более такого крупного федерального, как «Кортрос». Вы чего ждёте от эскроу-счетов, от де-факто ухода инструмента финансирования стройки в лице дольщиков, сейчас ведь банки стали по сути вашим инвестором, хоть и были до этого?

Станислав Киселёв: Ну понятно, что ситуация изменений принципиальных на рынке, она в некотором смысле осложняет нашу жизнь, но учитывая, что объявлены были эти изменения достаточно давно, мы провели серьёзный объём работы по подготовке к этим изменениям, мы серьёзно трансформировали нашу работу по взаимодействию с банками, мы перенастроили работу финансовых служб, мы к этим изменениям готовы.

Чего ждём? Ну наверное того, что переход на систему эскроу-счетов снизит проблемы или сократит кардинально проблемы обманутых дольщиков. Это для всех хорошо. Нет, наверное, ничего страшнее, чем ситуация обманутого дольщика, который вложил всё, что у него есть в квартиру, причём всю свою зарплату на перспективу 7-10 лет и всё потерял в один момент.

Ведущий: Но вы же бизнес, у вас нет обманутых дольщиков, вам то здесь какой интерес?

Станислав Киселёв: Ну проблемы обманутых дольщиков, это проблема отношения к рынку в целом. Если рынок имеет подобного рода болячки, то это осложняет работу всех. Всё равно, что болезнь в организме — болит что-то, весь организм страдает. Так и здесь. Поэтому покуда есть подобного рода проблема, дор тех пор мы будем иметь сложности в взаимодействии с нашим клиентом. Чем больше доверия в рынке, тем быстрее сделки, тем динамичнее развитие.

Ведущий: Возвращаясь к вопросу государственно-частного партнёрства — каковы перспективы вообще подобного рода отношений? Ведь не всегда это выгодно опять же для бизнеса? Не всегда это хорошо для конечного потребителя, потому что ни для кого не секрет, что стоимость социальной инфраструктуры, если она возводится за счёт застройщика, ложится в конечном итоге на потребителя. 

Станислав Киселёв: Я всегда говорил, что работа крупного девелопера, системного игрока на этом рынке, она сопряжена с необходимостью выстраивания государственно-частного партнёрства. Во всех смыслах, как бы тебе тяжело не было, как бы тебе легко не было, какие бы плюсы либо минусы не сулили вот эти вот варианты работы с властью — ты вынужден работать именно в этих условиях. Успеха в ГЧП добивается тот, кто проявляет себя как ответственный застройщик. Тот, кто иногда готов инвестировать в социальные объекты, как в свою бизнесс перспективу. В Перми было у нас примерно тоже самое. То есть мы изначально делали детский сад в квартале на Механошина так, чтобы показать всей Перми, всему Пермскому краю, что мы социально ответственный девелопер и готовы двигаться в этом направлении. Когда мы занимались «Астрой», мы доказывали всем, что мы способны встраивать в городскую среду, в жёстких условиях существующих ограничений градостроительных делать нечто особенное и добиваться более того ещё и самого масштабного проекта реставрации в Пермском крае.

Ведущий: Вы про пассажи?

Станислав Киселёв: Да, пассажи. Ну и «Гулливер», когда нам поставили задачу делать детский сад, мы согласились, потому что понимаем, что мы в Перми хотим двигаться на долгие годы вперёд, а это наш вклад в перспективу.

 

Ведущий: Просто сегодня комфортная городская среда, это один из приоритетов деятельности краевой власти, и это значит, что уже мы имеем свидетельство того, что будет огромное количество недовольных с точки зрения ну в первую очередь как раз со стороны бизнеса. Этот подход с детскими садами — значит ли это то, что вы предусмотрели подобный сценарий развития. Ведь никто не ожидал, что раз и вдруг неожиданно начнут со всеми разговаривать с позиции того, что нет детского сада, нет социнфраструктуры — нет дома.

Станислав Киселёв: Ну всего не предусмотришь. МЫ понимаем, что социальная среда это элемент дополнительной маржи, дополнительного спроса в перспективе, это понятно. Но опять же ,мы подчёркиваем, что на любом региональном рынке возможности застройщика с точки зрения дополнительной нагрузки по социальной инфраструктуре — они ограничены. Но всегда открыто говорим с властью о своей экономике, о своих возможностях из этого исходим Сила в правде, как говорят.

Ведущий: Ну удаётся договариваться? Если смотреть не только на Пермь, а вообще широко. У вас ведь сколько регионов присутствие?

Станислав Киселёв: На сегодняшний день в активной фазе у нас Москве, Петербург, Подмосковье, Екатеринбург и Пермь. Смотрим другие регионы.

Ведущий: То есть экспансию свою вы не прекратите по регионам?

Станислав Киселёв: Мы свою экспансию не прекратим, более того, мы видим наш успех в формате мультирегионального присутствия, этой стратегии будем следовать и далее. А возвращаясь к вопросу удавалось ли договариваться? Пока всегда да.

Ведущий: А по поводу перспектив ещё раз Пермского края — всерьёз и надолго ну уж простите меня за прямоту, весьма расплывчатая определение. Никто не скажет о том, что мы свернём работу где-то в регионе, если это уже не  свершившийся факт. Вы присматриваете площадки, вы ведёте переговоры, как вообще обстоят в этом дела, если это не коммерческая тайна

Станислав Киселёв: Мы вели переговоры по «Красным казармам», это не секрет наверное уже для рынка, но не договорились. Мы сегодня смотрим на площадку «Дэкаже» — это одна из немногих площадок в городской среде, которая может быть сформатирована под проект комплексного освоения территорий. Сегодня я могу без ложной скромности сказать, что «Кортрос» одна из немногих компаний, которая умеет правильно делать проекты комплексного освоения территорий. На нас можно положиться в этом смысле. Мы делаем эти проекты, что называется от первого росчерка пера до ввода в эксплуатацию, причём в соответствии с самыми высокими стандартами. Мы способны справиться с любым проектом комплексного освоения. Мы в этом профессионалы, это наше кредо.

Ведущий: Вы видите всё таки девелоперская компания, вы инвестируете в стройку, но это требует привлечения огромного количества субподрядчиков со стороны, начиная от тех, кто непосредственно кладёт кирпичи, кладёт фундамент и заканчивая проектировщиками. Я знаю, потому что об этом мы говорили в том числе в нашем эфире, что допустим проект «Гулливера» создавало французское архитектурное бюро, но Пабло Лорензино он…

Станислав Киселёв: Это Anthony Beshu, французское архитектурное бюро.

Ведущий: Где вы их берёте? Почему не делаете ставку на местных архитекторов? Они обижаются и обижаются публично в этой студии.

Станислав Киселёв: Но люди-то не обижаются. Где мы их берём? Там, где они и находятся. По факту штаб квартира Anthony Beshu находится в Париже. Но их реальное присутствие во всём мире. Таких проектных архитектурных бюро немного, но мы смотрим на успехи западных коллег по всему миру, собираем лучшее и тащим в регионы. При чём надо сказать, что и в Екатеринбурге и в Перми нам удаётся сохранить вот ту концепцию, что дают иностранные архитекторы. Не у всех это получается. У нас получается.

Ведущий: Этот баланс, ставка на местные компании.

Станислав Киселёв: Ну местные компании вот если брать опыт «Гулливера», то сама концепция родилась в диалоге местных и французских архитекторов. Более того, доведение её до ума с точки зрения соответствия нашим градтребованиям это всё рука пермских архитекторов.

Ведущий: И строится это руками пермских строителей, я вот к чему веду?

Станислав Киселёв: Да, руками пермских строителей эт овсё строится.

Ведущий: Это потому что так рынок определил или потому что у вас есть где-то в стратегии позиция того, что пытаться лучше на местном уровне работать с местными подрядчикам.

Станислав Киселёв: Пока объективно у подрядчиков складывается модель бизнеса чётко привязанная к локации. Немногие умеют выйти за границы территории, потому что цепочка производственных контактов, цепочка поставки материалов и оборудования, она вся такая, достаточно инертная. То что мы сейчас с цифровизацией движемся, то наверное у нас появятся мультирегиональные генподрядчики. То есть сегодня генподряд достаточно серьёзно претерпевает трансформацию с точки зрения возможности удержаться на рынке. Цена на материалы растёт, где-то по отдельным позициям от 10 до 15%, объём производства по 18-му году по отдельным позициям стройматериалов от 2 до 5% падения в физическом выражении. Сегодня не каждый может справиться вот на это сложном рынке турбулентном. И сегодня мы ощущаем серьёзно проблему с генподрядчиками во всех регионах присутствует. В Москве есть турецкий подрядчики, которые там ведут в цене генподряда с премией порядка 15-20% за счёт этой допмаржи они себя чувствуют уверенно. Возвращаясь к теме цифровизации — возможность выстроить вот эти цепочки с использованием цифровых технологий, наверное приведёт к трансформации работы генподрядчика таким образом, что достаточно будет в регионе инженерно-технических работников, которые будут выстраивать мультирегиональные связи на основе цифровых технологий. И поставка точно в срок по заданной цене, заданным качествам, будет обеспечивать искусственный интеллект. А дальше на площадке будет задача правильно организовать производственный процесс, чтобы в срок и вовремя получить заданный результат.

Ведущий: А то и раньше срока, как это обычно бывает.

Вопрос про амбициозные планы, озвученные президентом по ежегодному вводу по России жилья на уровне свыше 120 миллионов квадратных метров. Эта цифра вообще реальна? Вот вы сейчас, глядя, оценивая рынок, что можете сказать?

Станислав Киселёв: Скажу так, что эта цифра, которую требует рынок жилищного строительства с точки зрения европейских нормативов обеспеченности. Это то, к чему мы должны все прийти, чтобы понимать, что да, мы живём в комфортных условиях.

Ведущий: То есть президенту не просто принесли бумажку, он с потолка озвучил эту цифру подсунутую какими-то экспертами.

Станислав Киселёв: Ну точно нет, не с потолка.

Ведущий: Тогда ваша динамика ввода?

Станислав Киселёв: По 18-му году группа компаний «Кортрос» ввела в эксплуатацию 251 тысяч квадратных метров. Мы приросли к прошлому году почти на 100 тысяч квадратных метров. Мы продолжаем эту динамику. В прошлом году мы проинвестировали в стройку почти 13 миллиардов, задача текущего года уже 16 миллиардов.

Ведущий: 19-го?

Станислав Киселёв: Да, 19-го.

Ведущий: По всем регионам присутствует?

Станислав Киселёв: Да, да, да.

Ведущий: Ну слушайте, это значительный прирост, несмотря на сложности опять же в экономике. Всегда была проблема денег, тем более, что сегодня одним из ресурсов источников денег перестали быть собственники, потенциальные будущие собственники квартиры за введение эскроу-счетов. Денег на рынке сегодня хватает, для того, чтобы осуществлять какие-то масштабные проекты? Как вообще с точки зрения вашей финансовой стабильности подушки наличие собственных средств для того, чтобы завершать стройки или вести их в таком объёме. на который вы рассчитываете в 19-м году?

Станислав Киселёв: Да. Политика финансовой устойчивости, политика управления рисками всегда были в приоритете в «Кортросе», мы всё таки работаем на достаточно ответственном рынке. Поэтому управление финансами у нас в числе приоритетов, хотя этим наш бизнес не ограничивается. Мы понятные для банков, мы понятны для клиентов. Деньги следуют за надёжностью по факту сегодня. Поэтому то, что мы компания прозрачная с точки зрения международных стандартов, финотчётности, с точки зрения международных рейтингов, с точки зрения рейтинговых агенств российских, даёт нам серьёзные основания для развития именно с точки зрения вот финансовой подпитки. С точки зрения подушки безопасности у нас всё в порядке слава богу. С точки зрения нашего движения вперёд мы тоже видим и динамику и перспективы.

Ведущий: Но основные сегодня источники финансирования собственные средства компании, заёмные средства банков, ну и раньше были ещё средства дольщиков. Есть ли какие-то альтернативы, ведь я знаю, что крупные игроки на рынке, они пытаются искать иные варианты?

Станислав Киселёв: Пытаются, но у компании «Кортрос» есть опыт размещение долговых обязательств на рынке. Мы понятные в этом смысле для финансовых рынков игрок. Если смотреть на перспективу, то сегодня что можно сказать прошлый год рынок жилищного строительства продемонстрировал достаточно заметную динамику по росту цены, это раз. Второе — в нынешних условиях, остаются системные игроки и уходят рисковые застройщики с рынка.

Ведущий: Освобождаться площадки будут?

Станислав Киселёв: Да, да. Цена земли привет всем землевладельцам, она падает и причём кардинально. Вот если бы я был инвестором финансовым, я бы точно сейчас внимательно смотрел бы на рынок жилищного строительства. Я думаю, что может быть не в этом году инвесторы подождут, посмотрят кто и как справится, кто и как справится с новыми требованиями законодательства, но в следующем году рынок точно столкнётся с приростом инвестиций.

Ведущий: Сегодня рынок помимо количественного, переживает ещё и очень мощный качественный скачок. Мы уже об этом говорили, постольку поскольку. Хотелось бы спросить вас о части связанной реновацией, это тоже одно из очень модных слов в последнее время, когда огромное количество территорий, высвобождающихся из-за переезда или закрытия промышленных предприятий. И Москва сегодня задала этот тренд с пятиэтажками хрущёвскими. Если посмотреть на рынок вторички и на реновацию площадок, которые никогда под строительство жилья вроде бы и не рассматривались даже. Насколько там велики перспективы и насколько вы, компания «Кортрос» смотрит в эту сторону?

Станислав Киселёв: Ну Москва в своё время объявила, что программа реновации будет реализовываться без участия профессиональных игроков, независимых девелоперов. Поэтому в деталях судить об успехах либо недостатках этой программы мне сложно. Но то, что эта программа на рынке Москвы приведёт к серьёзным изменениям — это да. Поэтому опять же фокус внимания в нашем развитии на столичных рынках это работа с продуктом. Конкурировать с большими объёмами, которые выйдут на рынок по программе реновации, мы сможем только одним способом — давая рынку новое качество. Сегодня первые результаты этой программы есть, ну мы себя вполне уверенно чувствуем. Мы изначально говорили, что «Кортрос» как компания с достаточно большим портфелем и земельным банком и портфелем реализуемых проектов готова оказывать содействие и участие в этой программе. Власть позовёт — придём. Мы готовы.

Ведущий: Это по расселению пятиэтажек?

Станислав Киселёв: Но не с точки расселения пятиэтажек, здесь всё таки больше специфической работы и где-то даже наверное судебной работы, властной работы. А вот с точки зрения формирования нового городского пространства на реновируемых территориях — это да.

Ведущий: Вот как раз это ведь один из трендов современных и вы несколько раз уже за сегодняшний день произнесли слово продукт и говорили о цифровизации. но одним из сейчас флагманов, озиционируемых «Кортросом» во внешней среде является строительство «Хэдлайнера». Речь идёт об одном из самых высоких на сегодняшний момент запроектированных зданий в краевой столице. Немногие хорошо, сразу скажу, воспринимают высотки в центре города, но тем не менее, зная, что у вас есть опыт подобных проектов и в Москве.

Станислав Киселёв: В Москве мы реализуем названный вами проект в формате жилых небоскрёбов. Это жилые здания.

Ведущий: Он тоже называется «Хэдлайнер»?

Станислав Киселёв: Он тоже называется «Хэдлайнер». 53 этажа. И здесь нам не очень правильно говорить «он тоже называется». Хэдлайнер — это бред с точки зрения продуктового наполнения и стратегии продвижения отработали в Москве. И сейчас понимаем, что есть потенциал его трансляции в регионах присутствия «Кортрос». В той же логике у нас формируется новый бренд и сегодня мы запустили вполне успешно новый проект в Москве под названием «I love». Проект ориентированный на семейную аудиторию и мы также будем его транслировать в регионы присутствия. То есть это некая новая технология работы с брендом. Это уже нейминг проекта, классное красивое яркое название, это уже логика наполнения всего продукта и логика работы с вашим клиентом, когда вы говорите, что «Хэдлайнер» это фокус внимания на молодую аудиторию, динамичную, для которой важно сегодня здесь и сейчас жить, тратя минимум времени и усилий на всё сопутствующее, максимум внимания на карьеру развитие. Дальше посмотрим. Отсюда идёт и продуктовое наполнение, организация всего общественного пространства, формат и квартирография, то что закладывается в жилые комплексы.

Ведущий: То есть даже геометрия самих помещений под бренд разрабатывается?

Станислав Киселёв: Да, конечно. То есть сегодня мы делаем для разных семей и разных форматов семей разный формат продукта. Особая организация для пространства детей и родителей, отдельно организация пространства для родителей, для детей, ну вобщем много чего здесь интересного. Вплоть до того, что мы определяем и рекомендуем, где разместить стиральную машину, куда поставить пылесос, чтобы не тратить дополнительных квадратных метров.

Ведущий: Это вы уже про «I love» говорили? Я впервые вообще слышу.

Станислав Киселёв: Это специфика своя есть и для «Хэдлайнера» и для «I love».

Ведущий: И это пока два таких вот бренда отдельных от нейминга, которые есть в «Кортросе»?

Станислав Киселёв: Скажем так — это технология, которая порождает такого рода бренды и развитие под этим брендом. У нас есть бренд «Академический», как отдельно стоящий, но правда это бренд такой комплексный, что называется. зонтичный, может так его можно назвать, который тоже требует особой работы.

Ведущий: Я слышал о том, что туда собираются большой медкластер помещать.

Станислав Киселёв: Да, это одна из точек роста проекта «Академический». Сложная история, но мы движемся поступательно в её реализации.

Ведущий: Никаких подробностей пока?

Станислав Киселёв: Ну почему никаких подробностей, на сегодняшний день заложен первый камень руководством области в размещение на территории «Академического» института материнства и младенчества. У нас есть логика наполнения этой площадки дополнительно медицинскими институтами, учреждениями и так далее. Есть наше предложение по переносу на эту площадку медицинской академии. То есть мы пытаемся в одном кластере собрать всю цепочку от обучения профессионалов в медицине, до высокотехнологичной медицинской помощи. И естественно это невозможно без анунчого сопровождения.

Ведущий: Последний вопрос: что-то подобное по размаху, по масштабу, возможно ли на территории Перми и Пермского края? По вашим оценкам вот именно находясь здесь и сейчас в марте 2019.

Станислав Киселёв: Но я уже называл площадку «Дэкаже», а вообще я думаю, что в Перми возможно даже больше.

Ведущий: Артем Жаворонков

Обсуждение
1380
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.