Верхний баннер
16:53 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:14, 17 февраля 2022

Профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Наталья Зубаревич о понижении Пермского края во всероссийском рейтинге качества жизни

Профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Наталья Зубаревич рассказала о понижении Пермского края во всероссийском рейтинге качества жизни.

Профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Наталья Зубаревич о понижении Пермского края во всероссийском рейтинге качества жизни

Фото: «Собеседник» / Наталья Зубаревич

Н. С. - Прикамье ухудшило свои позиции в рейтинге качества жизни среди 85-ти регионов России. По результатам исследования, которое провело РИА "Новости", в 2021-м году наш край опустился на одну позицию, заняв 49-е место. Сигнал ли это для властей региона или нет? Каково это - находиться в середине списка, ну, если честно говорить, то чуть ниже середины списка, мы поговорим прямо сейчас с профессором МГУ имени Ломоносова  Натальей Зубаревич. Наталья Васильевна, добрый день.

Н.З. - Здравствуйте.

Н.С. - Наталья Васильевна, самый первый вопрос - ваше отношение вообще к подобным рейтингам. Насколько это лукавая цифра, насколько они действительно, отвечают реалиям?

Н.З. - Ну, отношения абсолютно философское, поэтому я на них вообще внимания не обращаю. Ну, то, что по уровню и качеству жизни Пермский край где-то в середке - в итоге это верно. А вот, там, плюс один, минус один, место какое... Господи, какая разница. Какие цифры вы выберете для оценки, так у вас он и будет. Но по совокупности социальных индикаторов - да, Пермский край где-то серединка, потому что есть большие проблемы, как и большинства регионов страны, связанные и с инфраструктурой социальной. Ну, и доходы населения существенно как бы отличаются от соседей, в Свердловской области они выше. Поэтому серединка - это правда. А то есть плюс один, минус одни - да расслабьтесь, пожалуйста.

Н.С -  Ну, Екатеринбург, например, если я не ошибаюсь, согласно даже этому рейтингу - на девятом месте, а мы вот аж на 48-м.

Н.З. - Подождите, имеется в виду город или регион?

А.Ш – Регион.

Н.З. -  Там доходы дают большой вклад, а доходы в Свердловской области повыше. Что там еще много лучше? Ну, наверное, какая-то обеспеченность вузами повыше. Я ж не знаю, что входит в состав этого рейтинга. Главное - знать методику...

А.Ш. -  Объясним. Смотрите, уровень доходов населения, занятости населения и рынок труда, жилищные условия, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия. Вот так.

Н.З. -  Ну, с экологией мы как бы со Свердловской областью оба хуже, что называется, да. Жилищные условия тоже не думаю, что как-то сильно отличаются. Ну, если они там смотрят ветхое, аварийное - у вас немножко может быть побольше. По рынку труда у вас - вот это. По рынку труда вы похожи, как близнецы-братья. Не вижу я, как там... Только, я говорю, главный вклад вносят более высокие доходы населения Свердловской области.  Ничего другого... я выделить большие различия не могу.

Н.С. -  Наталья Васильевна, мы все ездим по стране. Раньше, до пандемии, по крайней мере, многие из нас ездили по миру и могли сравнивать жизнь в мире и жизнь в России. Мы сейчас ездим по России. Вы тоже много бываете в разных регионах и, самое главное, изучаете эти регионы. Какие критерии вообще могут быть, если мы отойдем от этого рейтинга в оценке качества жизни вообще и городов? Потому что мы ездим... ну, я, например, там, летом езжу по разным городам, в основном Приволжского федерального округа, и вижу, что, ага, здесь мы по сравнению, там, грубо говоря с Самарой, Кировом, да, с Кировым, да мы вообще практически столица. По сравнению с Самарой - то мы очень сильно отстаем. А если брать с научной точки зрения, как определить критерии?

Н.З. - Множество методик. Нет единой концепции, ее не существует в принципе. Вот тот рейтинг сконструированный, который вы цитировали, сделали, ну, в принципе, по базовым направлениям правильно: безопасности, экологии, доходов, рынка труда и так далее. Вопрос, какие показатели для этого использовали? Адекватны ли эти показатели? Нет никакой единой научно обоснованной методики. Их множество. И всегда получается примерно одно, если мы берем Россию: вверху будет Москва с Питером, а внизу - Тыва. Остальное - вот где-то середина. Там по любым методикам считайте, там будет разница в десятые доли процента или, там, чего-то, баллов, как они считают, и место не имеет ни малейшего значения. Огромная середина, где, если складывать в кучку, более-менее похоже.

Н.С.- Но, в любом случае, это какие-то объективные показатели наверняка. На ваш взгляд...

Н.З. -  Качество российской статистики, особенно статистики доходов населения, оставляет желать лучшего. Измерение занятости... Вопрос: как вы ее меряете? По уровню мартовской безработицы - одна история, по зарегистрированной - другая. Ну, что я сейчас вам буду читать лекцию про качество российских показателей, что они отражают и чего они отразить не могут. И доля ветхого и аварийного жилья вообще-то - самая большая в Дагестане и в Якутии. Ну, так они себе вот как бы посчитали. И никто мне не докажет, что именно в Дагестане она столь велика. Так посчитали. Поэтому давайте поймем, что качество жизни - очень разнородное, многоплановое понятие, и засовывать туда можно множество индикаторов. В России, что ни засовывайте, получаются огромные разрывы с концов: Москва, которая не Россия, и Питер, который к ней подтягивается, ну, и Мособласть может ничего, а внизу - вот всякая Тыва и Ингушетия. А говорить, что есть принципиальная разница между Свердловской областью и Пермским краем, хотя они разнесены черте-как на этом рейтинге, я бы не рискнула. Свердловская область чуток побогаче. Грязи там, в смысле, выбросов тоже немало. Хотя у вас тут ПНОС под боком, да, и дымит прямо в Перми.

Н.С: Это правда.

Н.З. -  Это правда. По рынку труда... Ну что, Нижний Тагил как-то сильно лучше, я не знаю, Добрянки? Ну, давайте посмеемся вместе, да. Везде проблема есть с рабочими местами качественными.

Н.С -  У нас есть вот тот самый угольный бассейн, города угольного бассейна.

Н.З. - Депрессивные, да, депрессивные.

Н.С - В принципе, закрытые уже практически города - Кизел, Горнозаводск, Гремячинск и так далее. Их довольно большое количество - моногородов, которые сегодня уже не живут полнокровной жизнью. Там огромная безработица. Вот эти города могли наш регион вниз чуть-чуть опустить в том самом рейтинге?

Н.З. - Нет, не могли, потому что по уровню безработицы, если вы смотрите, регион в целом, у вас по ноябрю-декабрю, ну, то есть октябрь, ноябрь, декабрь в среднем по 2021 году, у вас уровень общей безработицы, это той, которая опросами меряется, четыре процента - даже чуть лучше, чем в среднем по стране. А уровень зарегистрированной безработицы - 0,9, примерно как у свердловчан. У них около этого тоже. В стране - 1,1. Поэтому как меряется - это большой вопрос. Если мы будем мерить только депрессивное Приуралье - одна история. Если будем мерить Пермь, Добрянку, да, часть региона, где добывается нефть - другая история. 

Н.С.- У нас в регионе есть крупнейшая нефтяная компания, которая, там, отчиталась, что в прошлом году они заплатили большое количество налогов, и больше того, даже выделили там гораздо... ну, огромную сумму денег на поддержку региона. И сегодня они у нас работают. У нас, там, есть "Уралкалий", например, компания, есть, опять же я упомянула, "ЛУКОЙЛ". А если что-то случится в стране... В нашей стране может все случиться, там, испортятся окончательно отношения, например, с Белоруссией, это я говорю уже про "Уралкалий"или нашу нефтяную компанию...

Н.З. -  "Уралкалий" торгуют уже отдельно. Они иногда делают альянсы по продажам, но торгуют, насколько я знаю, они уже отдельно. И вообще за прошлый год, как вам, наверное, известно, бешеный рост прибыли именно у металлургов и производителей минеральных удобрений. У вас регион в этом году получил налога на прибыль больше в 2,4 раза. Ну, правда, прошлый 2020-й был такой проблемный, скажем. И у вас общий уровень ваших собственных доходов, то есть то, что регион сам зарабатывает, без федеральной помощи, вырос почти в 1,5 раза, на 46 процентов. Поэтому у вас 2021 год - сказочный по доходам бюджета. Вы не одни такие. Челябинск - также, Липецк - также, Вологда - также. Металлурги и производители минеральных удобрений дали регионам очень большой дополнительный налог на прибыль. Но это только разовая история. В 2022-м такого уже не будет. А добывающая вот отрасль... как раз вы меня очень удивили, потому что в Пермском крае итоги 2021 года: если в целом вся промышленность все-таки +5, как и в среднем по стране тоже +5 процентов роста, то по добывающей-то - 1. У нефтяников не очень здорово. Потому что, во-первых, они сидели в спаде сильно из-за сделки ОПЕК+. Они же вынуждены были сокращать добычу в рамках этой сделки - ограничения, чтоб цена не рушилась, вот. А обрабатывающая отрасль +7 с лишним, почти 8 - это как раз и калийщики, и ПНОС, и далее по списку.

Н.С. - Ну, по крайней мере отчитываются так, что вот мы вас содержим, мы вас, ну, в хорошем смысле, там, кормим, по крайней мере в плане выплаты налогов...

Н.З. -  Доля налога на прибыль, доля налога на прибыль в доходах бюджета, консолидированного бюджета, суммарного бюджета региона и муниципалитетов, консолидированного бюджета Пермского края - 34 процента по 2021 году. Это хорошая доля, правда. Извините, у вас так было и несколько лет раньше. Это же очень сильно связано с конъюнктурой на промышленное производство, с ценами, с доходностью. Да, они в основном и обеспечивают это поступление налога на прибыль - нефтяники и, соответственно, калийщики - это главный кормильцы пермского бюджета. Но сказать, что он жирует, я никогда не смогу.

Н.С.: Ну, по сути без них мы не выживем.

Н.З. -  А куда они денутся-то? Я вполне себе реалистичный человек. И "ЛУКОЙЛ" - вторая по объемам добычи в России нефтяная компания, вполне себе устойчивая. Другое дело, что Пермский край, как и Татарстан, и Башкортостан, да и вся вот Волга-Предуралье - это регионы, где падающая добыча нефти. Уже месторождения истощены, и объем добычи сжимается. Но не только у вас, и Татарстан тоже самое, и в Башкирии. Да, это есть вопросы. То есть в долгую надо думать, что делать, потому что нефтянка будет продолжать сжиматься в силу просто условий добычи, да. У калийщиков все шикарно. Вопрос: продают ли они? Они очень хорошо продают. У нас вообще, если вы знаете, взять если отрасль минеральные удобрения, так до 80-ти процентов мы отправляем на экспорт. Это экспортная отрасль. Там, конечно, очень много зависит от конъюнктуры мировых рынков - когда густо, когда бывает более пусто. У них тоже не совсем стабильная ситуация. Ну, есть вопросы. Все регионы, у которых есть крупные плательщики налога на прибыль, они страдают от этих, это, как правило, компании, связанные с экспортом, все эти регионы и их бюджеты страдают от нестабильности, то больше, то меньше, это правда. 

Н.С. - Наталья Васильевна, еще вопрос, связанный с отношением таких городов как Пермь и, например, столицы. Когда-то была очень распространена эта фраза, правда, она имеет отрицательную коннотацию, что вот регионы кормят столицу. Сохраняется ли это по-прежнему, и насколько это справедливо в отношении Перми?

Н.З. - Пермский край, конечно, отдает больше, чем получает, потому что он отдает налог на добычу полезных ископаемых, который идет не в столицу, а в федеральный бюджет. Потом эти налоги все, так называемая нефтяная рента, будучи собраны на федеральный бюджет, она частично потом в виде трансфертов перераспределяется в субъекты. Ну, понятно, что трансфертов пермяки получают не очень, мягко говоря, много, потому что у нас основные получатели трансфертов - слаборазвитые республики: Крым, ну, Чечня в первую очередь, Крым, Севастополь, Дальний Восток, ну, и проблемные регионы, депрессивные. Около вас, там, не слишком далеко Курган получает, да, значительно большую долю трансфертов в своем бюджете. У вас по 2021 году доля всех видов помощи, всех, она составила 19 процентов. В среднем по стране - 21, но это средняя температура по больнице. Поэтому все нефтяные регионы кормят страну. Москву - не совсем. Москву кормят "Сбербанк" и "Роснефть" налогом на прибыль. У них огромные поступления налога на прибыль. Москву кормят гигантские зарплаты москвичей. 40 с лишним процентов всех доходов московского бюджета - это НДФЛ - налог на доходы физлиц. Поскольку зарплаты в Москве вдвое выше средних по стране, это, считайте, если среднее, там и Москва тоже сидит, то НДФЛ с этого гигантский. Поэтому тут слово "кормят" давайте употребим точно. Федеральный бюджет кормят нефтедобывающие регионы. Федеральный бюджет полученные деньги использует на очень многие вещи: от трансфертов Пенсионному фонду, потому что он сам себя прокормить не может, почти 40 процентов - это помощь из федерального бюджета; на военные дела - все эти перевооружения в армии. И тогда кормят вашу Мотовилиху, потому что она с бюджета заказы получает все эти оборонные, и другие ваши закрытые оборонные предприятия. То есть наши кормильцы - это нефтедобывающие регионы и компании, если уж быть точными, нефтедобывающие компании.

Н.С. - Еще не могу не задать один важный вопрос, Наталья Васильевна. У нас сейчас власти снова возвращаются к генеральному плану города, и всем известно, что наш город имеет довольно большую площадь, но всего, там, миллион жителей, там, плюс-минус, всего миллион жителей. И вот сейчас новый генеральный план сконцентрирован на том, чтобы уплотнить, вернее, нет, неправильно говорю, сделать город компактным, не расширять его дальше, не увеличивать количество отдаленных районов, а наоборот все концентрировать... Все концентрировать внутри города, в центре города. Насколько это....

Н.З. -  Очень правильное решение, очень правильное. Пермь не растет. Пермский край, еще, кстати, причина по качеству жизни - регион миграционного оттока, а Свердловская область - регион миграционного притока. Тоже вносит свой вклад в оценку качества жизни. Поскольку население Пермского края уже почти как, ну, постаревшее, но не так, как какой-нибудь Псков, да, но все равно оно стареет, как и вся страна, соответственно, никакого большого роста численности ни города, ни края не будет. Город, действительно, растянут невероятно. Это дико удорожает инфраструктуру, ее содержание и развитие. Поэтому который уже по счету ваш мастер-план, я уже сбилась.

Н.С -  Да, их очень много. Это правда.

Н.З. -  Со времен чиркуновских, да. Ой, мама ты моя, сколько их было. Но, если в нем заложена разумная компактность... У вас большие очень массивы лесные включены в состав города, у вас действительно далеко вынесены внешние микрорайоны. Но уже что есть, то есть. Но то, что дальше вот так себя вести не надо. Это абсолютно правильно, абсолютно правильно.

Н.С. -  Ну, и с точки зрения экономической, наверное, тоже правильно.

Н.З. -  Дешевле. Но нельзя территориально разбрасывать город, потому что замучаетесь строить и эксплуатировать и дотировать инфраструктуру. Или надо повышать тарифы на все так, что население будет крайне недовольно. Оно и так не очень довольно, мягко говоря. А если чтоб это не дотировать, при таких коммуникациях растянутых вам придется очень резко повышать тарифы и для бизнеса, и для населения. Что уж тут хорошего-то?

Н.С. -  Мы сейчас активно готовимся к празднованию 300-летия Перми. И, возвращаясь к тому рейтингу, с которого начали...

А.Ш. - Качества жизни.

Н.С. -  С качества жизни. Что должны наши власти сделать для того, чтобы, ну, хотя бы пусть в этих непризнанных, пусть в других каких-то рейтингах Пермь чуть-чуть, чуть-чуть повысить? Либо это уже от действия властей не зависит, и это наша объективная реальность: вот мы есть в серединке, и всегда там будем, и не надеемся на то, что повысимся.

Н.З. - Давайте так. Первое: Пермский край - никакая не серединка экономически. Если вы берете базовый экономический параметр "валовой региональный продукт", то Пермский край входит в состав относительно развитых регионов. Другое дело,  что его позиции  не улучшалась. Он немножко сползал, начиная с нулевых, и вот так вот чуть-чуть ухудшается. Не быстро, но все же. Второе: поскольку изымается большая часть денег в виде нефтяной ренты. Бюджет края, мягко говоря, небогат. 250 миллиардов на такое население, да, и на такую территорию - это мало. Пермский край по душевым доходам и расходам в бюджет, ну, поскольку помогают очень мало, соответственно, вот он даже в Приволжском федеральном округе, он заметно уступает Татарстану. Поэтому денег особо нет. Значит, их надо тратить по уму. А чтоб тратить поуму, надо видеть приоритеты. Но, к сожалению, региональные власти сейчас не в состоянии выбирать приоритеты, потому что они выполняют президентский указ, где все расписано, это называется нацпроекты. Им, кстати, добавляют, и Пермскому краю добавили денег на субсидии - это отдельный вид трансферта. У нас все посокращалось, по всем делам убавили вас... Хорошо, бюджет подрос. А вот... Простите, все дотации в виде трансфертов убрали, а субсидии добавили. И у вас субсидий дали больше аж на 29 процентов. Почему не все 40 процентов помощи субсидиям. А что это такое? Это расписано на каждый чих. Вот эти деньги тратишь на это, эти - на то. Власть региональная не в состоянии влиять толком на этот процесс. Она еще должна софинансировать спущенные сверху указания, на что тратить.

Н.С. -  И выполнять 

Н.З. -  И выполнять. Поэтому говорить: а что надо делать. Так вот сейчас система уже дошла до такой учености, Такой вертикали, что от региональных властей не так-то много что зависит, к сожалению.

Н.С. - Ну, То есть даже то, что нам, например увеличили субсидирование - это не заслуга конкретно власти региона.

Н.З. - Нет, абсолютно. Субсидии в целом по всем субъектам Российской Федерации, да, выросли почти на 20 процентов, ну, вам - на 29. Видимо, вам докинули больше на дорожное строительство немножко. Край протяженный, дороги в достаточно плохом состоянии. Может, на это, может, еще на что-то. Надо смотреть просто...

А.Ш. -  Ну, на инфекционную больницу на новую, допустим, дали. Вот тоже поздравьте. 

Н.З. -  Вот тоже по здравоохранению - находить на какое-то капитальное строительство. да, вот этот... Один говорят так, другой говорит сяк. Но это все сверху. Вы пробивали, конечно, на что, но решения принимает профильное федеральное министерство. И регионы лоббируют, пытаются доказать, что им надо, но ведь по каждому министерству своя история. Заморешься ходить, министерств-то федеральных много.

Н.С. - Спасибо вам большое за интервью! Профессор МГУ имени Ломоносова, специалист в области социально-экономического развития региона Наталья Зубаревич была у нас в эфире.


Обсуждение
2493
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.