Верхний баннер
12:39 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 02 августа 2007

Положительные и отрицательные черты русского национального характера

Роман Попов:
Здравствуйте. Вячеслав Дегтярников…

Вячеслав Дегтярников:
Роман Попов…

Р.П.:
Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. «Утренний разворот» на пермском «Эхе». Мы добрые и пьяные, Слава, мы добрые и пьяные, знаешь почему?

В.Д.:
Это ты про что?

Р.П.:
Смотри, очень просто. Открываем сайт «Новый регион» и читаем здесь очень забавную публикацию московскую: Главная положительная черта русского национального характера – это доброта. Главная отрицательная черта – это пьянство. Таковы данные исследовательского центра портала SuperJob.ru, который провел опрос 1800 россиян в возрасте старше 18-ти и попросил их назвать две самые очевидные – положительную и отрицательную – черты русского национального характера. К числу явно отрицательный черт русского менталитета опрошенные отнесли тягу к пьянству. 22% взрослых таких россиян отметили, что отрицательная черта русского характера – это пьянство. Лень - 20%, разгильдяйство - 10%, излишнюю доброту, щедрость, доверчивость, терпеливость как отрицательные черты отмечали 9%. 6% считали главным недостатком русского характера надежду на авось, и зависть - 5%. Ну и 2% опрошенных сказали, что у русских вообще нет положительных черт в характере никаких, полностью. Когда говорили про положительные моменты в нашем менталитете, 23% участников отметили доброту, доброжелательность, добродушие. Душевность – 14%, гостеприимство – 11%, терпение – 8%. 5% восхищаются верой, милосердием, всепрощением, которые отличают россиян. Любопытно, что щедрыми россиян считают только 4% опрошенных, простыми и добродушными – 3%. Про смекалку вспомнили только 2%. Ну, и те же 2% сказали, что в русском характере отрицательных черт не существует.

В.Д.:
В общем, давай тогда про особенности национального характера поговорим. И обратимся к нашим радиослушателям. Телефон прямого эфира 261-88-67. как вы считаете, что является самой положительной чертой русского характера, а что является самой отрицательной чертой?

Р.П.:
Причем давайте… Вот, например, «Новый регион» здесь тоже такие специфичные ребята. Они очень часто… Ну, вот для них синонимы – русский, россиянин. Давайте мы все-таки будем говорить именно про россиян, то есть про массу жителей России как таковых. Вот поговорим об этом, попытаемся обобщить. В конце концов у нас же такое сплавное государство, у нас…

В.Д.:
…очень много национальностей.

Р.П.:
Многонациональное, да.

В.Д.:
Ну вот, на самом деле, по поводу пьянства и то, что россияне много пьют, вот готов поспорить, честное слово. Наблюдал картинку высадки с парома в Стокгольме, значит, там финнов просто увозили, знаешь. Вот такие тележки, которые в универсаме бывают, на которые заваливают продукты, на них грузили финнов, они оттуда просто выезжали… Вот это вот пьянство, русские так не пьют.

Р.П.:
Ты ошибаешься. У нас просто некому вывозить. У нас где напился, там и упал. Вот. Ну смотри, тут же не говорили, что русские – пьяницы. Тут говорили, что отрицательные черты русского характера, и вот большинство отметили, что вот отрицательная черта характера российского – это пьянство. Вот так вот. Причем лень, лень. Меня вот это тоже удивило. Лень и пьянство. Пьянство и лень – отрицательная черта. Зато положительные – душевные и добрые.

В.Д.:
Вот тут тоже готов спорить. Вот опять возвращаясь в свою любимую Болгарию, да. И если приехать в какой-нибудь традиционный город болгарский, там, не знаю, не Солнечный берег, не Золотые пески, ну, какой-нибудь маленький городишко, Сазопул, например, или там уехать еще в глубь страны, тут и увидишь, что изначально русских встречают совсем по-другому, чем когда уже провожают. То есть изначально те болгары, которые живут в стране, которую освободили русские, где главные улицы страны называются улицей царя освободителя, ну, то есть Александра Второго, главный собор – Александра Невского, улицы графа Игнатьева и так далее… Вот они встречают русских именно как освободителей, это все еще осталось. Но когда сталкиваются с современными русскими, они их не понимают. То есть они желают именно увидеть доброту, а получают какую-то озлобленность и немножко… Характер у нас изменился за 70 лет.

Р.П.:
Характер изменился. Именно за 70 лет?

В.Д.:
Ну, вот за последние годы, когда мы жили при социализме.

Р.П.:
261-88-67. Давайте, уважаемые слушатели, мы хотим послушать, что вы думаете по поводу отрицательных и положительных черт нашего характера. Ну, нашего, в смысле не Романа Попова и Вячеслава Дегтярникова, а нашего - в смысле российского.

В.Д.:
В смысле, национального характера.

Р.П.:
Нашего национального характера. Считаете ли вы, что нам присущи лень и пьянство, или, может быть, вы уверены, что мы действительно добрые и душевные, например, гостеприимные.

В.Д.:
Вот такая вот пятничная тема. Давайте порассуждаем, пофилософствуем, помыслим.

Р.П.:
Вот смотри, мне кажется, что в любом случае, когда вот останавливает такая девочка с опросным листом, останавливает человека на улице и говорит: «Здравствуйте. Можно я вас отвлеку на две минуты?» Ну, там кто-нибудь ей говорит, допустим: «Ну, давайте, отвлекайте». «Вот как вы считаете…» И там человек начинает вспоминать… Понимаешь, вот все эти опросы, они показывают стереотипность нашего мышления.

В.Д.:
Ну конечно же. Смотри, вот если мы берем тут то же направление, которое называется «пьянство», да, вспоминаем: все популярнейшие фильмы (там особенности национальной охоты, рыбалки и так далее) там же все построено на этом. То есть это берется как национальная черта и, в общем, внедряется в сознание, что это вот национальная черта. Хотя если мы возьмем тех же старообрядцев, староверов, которые, в общем, где-то оторвались немножечко от цивилизации и живут замкнуто, там этого просто нет, там совсем другое народонаселение, совсем другое. Если ты выйдешь у нас в Верещагинский район, допустим, посмотришь на русских, которые остались в какой-то изоляции определенной, ты увидишь абсолютно другие черты русского народа.

Р.П.:
Вот так вот?

В.Д.:
Да, конечно.

Р.П.:
Вот смотри, я просто еще раз хочу сказать, что вот, допустим, если бы останавливали человека на улице и говорили: «назовите, пожалуйста, две своих самые отрицательные черты и две своих самые положительные черты». Своих, вот именно своих. Да? Чтобы каждый отвечал за себя. А потом на основе этого пытались бы делать какой-то вывод. Это бы еще, ну, куда ни шло. А когда вот: назовите, пожалуйста, две черты национального характера, там отрицательные две и положительные два, и тогда человек сразу вспоминает извечные стереотипы. Извечные стереотипы, по которым он живет. Он сразу вспоминает: ага, что у нас там присуще – доброта, милосердие… Да помилуй, господи, какая доброта? О чем они говорят? Какая доброта присуща вообще в современном обществе?

В.Д.:
кстати, по поводу доброты. Тут наблюдаю.. Довольно часто езжу в сторону Северного кладбища, там, значит, есть у меня один приятель, к которому я часто заезжаю, не на могилку, имеется в виде, вот, соответственно, сталкиваюсь там постоянно вот с этими микроавтобусами, которые туда идут, и оттуда люди тоже садятся. Ты не представляешь, что там творится – там драки чуть ли не каждый день происходят. То есть народ, который пытается в пять часов уехать с Северного кладбища… Казалось бы, приезжая к вечным ценностям, к своим родственникам, они выходят оттуда, не знаю, настолько озлобленными, они готовы рвать там всех подряд, лишь бы попасть вот в эту самую маршрутку. Вот о доброте, пожалуйста.

Р.П.:
Да, к вопросу о доброте. То есть представить себе, что может стоять какая-то очередь, да…

В.Д.:
Хотя вроде бы, казалось бы, они только что соприкоснулись с вечным. Ну, то есть с вечностью, буквально, в буквальном смысле слова.

Р.П.:
Алло. Здравствуйте.

Слушатель:
Здравствуйте. Владимир.

Р.П.:
Владимир, давайте подумаем с вами, как вы считаете, положительные какие есть черты национальные наши российские?

Слушатель:
Национальные? Ну хорошо, я человек старый. Где-то до войны, ну, так в 39-38-ом мы ездили в деревню… Не деревенские жители, а просто были знакомые – туда ездили. Вот что мне с тех бросилось: проходишь по деревне тогда – дверь… В доме никого нет, дверь приперта палочкой и все. Спрашиваешь: почему? А, ушли куда-то. Теперь, вот сейчас, пойди пройди по любой деревне… Голову на отсечение даю: замки вдоль всей двери, хотя ушли там, ну, может быть, до магазина.

В.Д.:
Да, это есть такое, на самом деле.

Слушатель:
Второй момент. Вы говорите… Вот сейчас иди по Комсомольскому вечером, упади – не важно, что у тебя: порок сердца, ну, что-то там, больной ты – ни одна скотина не подойдет.

В.Д.:
Все будут думать, что вы пьяный.

Слушатель:
Да он у вас на глазах упал – и то не подойдет. И то не подойдет. Извините, раньше, ну, в трамвае… Ну, вот нету у человека – дадут тебе и на хлеб, и на все…

Р.П.:
Владимир, давайте подведем итог.

Слушатель:
Зачем итог? Я факты, а не итог, мне итог не нужен! А итог можно скомбинировать…

Р.П.:
Ну, давайте попробуем с вами. И все-таки, какие черты присущи теперь нашему национальному характеру? Вот именно словами скажите.

Слушатель:
Зависть – это точно могу сказать. Ну, и, я бы сказал, озлобленность.

Р.П.:
Зависть и озлобленность. Спасибо, Владимир, большое. Вот у нас появилась первая точка зрения человека, который помнит, как было раньше, и говорит, что стало сейчас. Зависть и озлобленность. Не доброта…

В.Д.:
Кстати, вот по поводу замков и ключей. Заметь, да, ведь это, действительно, в общем, стало проблемой. Я просто представляю: раньше там у меня ключ от дома влезал… В общем, маленький ключик был от дома. А сейчас это же просто… Этим же убить можно просто.

Р.П.:
да, связка ключей превращается в такое…

В.Д.:
Это же орудие убийства.

Р.П.:
Вполне, вполне, конечно. Если еще на цепочке, да, это уже, знаете…

В.Д.:
И причем это у всех. Я смотрю просто, наблюдаю. Сейчас у всех стали огромные ключи. То есть люди закрывают замки, двери. Кстати, вот в той же моей, опять-таки возвращаюсь, любимой Болгарии двери не закрывают. Понимаешь? То есть там уходят – оставляют дом открытым. И никто не заходит, никто не берет ничего, нет преступности такой. У нас это все развито. Поэтому говорить о том, что россияне добрые, как бы сложно.

Р.П.:
Сразу сказал: как бы сложно. То есть ты себя пытаешься поправить, ждешь, что я тебе сейчас докажу, что на самом деле мы все добрые и пушистые.

В.Д.:
Только сейчас болеем.

Р.П.:
А вот ты знаешь, я тебе сейчас вот что скажу… Я тебе вот что скажу. Вот если мне сейчас будут приводить следующий довод и будут говорить: когда вели немецких военнопленных, русские женщины выносили им пожрать…

В.Д.:
А вот это я тебе отдельно тему расскажу, я этой темой занимался. Давай телефонный звонок послушаем. А потом я тебе расскажу про немецких военнопленных.

Р.П.:
Алло. Здравствуйте.

Слушатель:
Здравствуйте. Светлана меня зовут. Посмотрите, даже в больницах находятся люди, и не умеют выслушать даже того, что им советуют на добро. Неумение сочувствовать, неумение выслушивать, неумение вообще… даже нежелание помочь кому-то тут вот рядом, лежащему в больнице. Это должна делать санитарка, которых нет. И так далее. Вот это ведь везде. Не знают, кто живет рядом на площадке…

В.Д.:
Может быть, это, Светлана, именно особенность того, что мы живем с вами в мегаполисе? А вот, скажем, где-то в Чайковском знают, кто где живет на площадке? А вот у нас в Перми – нет, просто большой город.

Слушатель:
Очень часто люди, приехавшие, вот старые, из деревень, пытаются как-то установить такой порядок, как в деревне: надо помочь – значит, помогают; надо что-то делать – значит, делают. И его воспринимают как дикаря.

Р.П.:
Нецивилизованного такого человека, да?

Слушатель:
Да.

Р.П.:
Светлана, и все-таки, давайте постараемся, поднапряжемся, давайте вспомним, ну а положительные какие-то черты у нас есть? У современного-то нашего человека?

Слушатель:
Ну конечно есть.

Р.П.:
Какие?

Слушатель:
Да много хороших черт. Действительно, вот говорят о доброте. А доброта – она у нас какая-то тоже с какими-то уклонами. Мы добрые, но одновременно никогда не думаем о том, что нас могут в любое время обмануть. Вот совсем недавно, неделю назад мне пришлось поймать молодых девушек и парня, которые ходили, переписывали удостоверения у пожилых людей, якобы для того чтобы их поздравлять. А в это время, пока бабушка достает удостоверение, у нее и пенсия там лежит, и какие-то накопления лежат. В это время вторая девушка при открытых дверях приходит, роется и забирает эти деньги.

В.Д.:
Понятно. То есть, наивные мы еще ко всему прочему.

Слушатель:
Да, наивные.

В.Д.:
Спасибо, Светлана. Вот смотри, на самом деле вот это… Потом расскажу немножко про немецких военнопленных – это отдельная история… Вот это получается синдром Мавроди. Вот смотри, что было. То есть, Мавроди «обул» всю страну. Просто всю страну. При этом те же вкладчики, которых Мавроди «обул», они же стояли и защищали того же Мавроди. Вот это вот, понимаешь, несопоставимые вещи.

Р.П.:
Почему? Абсолютно сопоставимые. Мне кажется, человек вбухал все свое состояние для того, чтобы стать еще более, ну, там не знаю, еще более состоятельным человеком. И вот тут ему говорят: тебя обманули. Кому он будет верить? Он будет верить человеку, который будет говорить: «Это неправда! Это неправда, я отдам вам все деньги, вы будете богатыми!» или человеку, который говорит: «Да тебя обманули!»? так что не надо, никакой нестыковки нет.

В.Д.:
То есть мы будем все еще надеяться на то, что тебе кто-то чего-то вернет?

Р.П.:
Конечно, конечно.

В.Д.:
ну, ладно. В общем-то, интересная ситуация. Давай еще один телефонный звонок примем. Здравствуйте. Алло.

Слушатель:
Алло. Добрый день. Меня Вячеслав зовут (помехи)

В.Д.:
Скажите, Вячеслав, вот на самом деле по вашим наблюдениям мы, вот как россияне, как русские отличаемся, не знаю, от тех же американцев, французов?

Слушатель:
Да нет, я еще раз говорю: мы не лучше и не хуже, мы такие, как все. То есть, по образу и подобию раз создал нас всевышний, значит, нам все присуще, все черты. Другой разговор, боремся ли мы с этим. На сегодняшний день, наверное, все-таки больше культивируем отрицательное в массе (неразборчиво). Радио, конечно, в меньшей степени – больше музыку гоняем там. Ну, ваша радиостанция – исключение, потому что, ну, в силу обстоятельств. Вот это, наверное, единственная радиостанция, а все остальное – так (пропал звук). Больше отрицательного сейчас.

Р.П.:
Ясно. Ясно, Вячеслав, спасибо, не очень хорошо было вас слышно, но тем не менее, в принципе…

В.Д.:
Зато хорошо было слышно дождь.

Р.П.:
…суть ясна: присущи все черты, но вот культивируем мы, к сожалению, сейчас отрицательные. Расскажи про немецких военнопленных.

В.Д.:
Расскажу. Совсем недавно это было. Развивали мы эту тему. Попытки были, знаешь, найти какое-то вот отношение к немецким военнопленным. У нас же здесь очень много их было на самом деле. И в селе Григорьевское мы обнаружили, значит, немецкое кладбище. Там был немецкий госпиталь. И вот там была девочка у нас в сюжете, просто помню хорошо, девочка, у которой дед был пленным немцем. И в семье очень долго это скрывали. И только сейчас как бы они начали об этом говорить. И отношение меняется. Хотя вот тогда это было табу, вот на это все. Но тем не менее, понимаешь, люди действительно шли, несли немцам - пленным немцам, казалось бы, которые только что убивали, грабили нашу страну - несли хлеб, обменивали… Мне принесли, у меня до сих пор дома лежат, две открытки немецкие, то есть их, видимо, немцы обменяли на что-то. Причем такие старые-старые открытки, со времен еще 14-го года войны. Вот то есть кто-то кому-то писал.

Р.П.:
Я просто еще раз говорю: идет колонна, огромная колонна солдат, которые только что воевали на фронте с твоими братьями, отцами…

В.Д.:
Заметь, их камнями не закидывали как раз…

Р.П.:
Нет. Вот если вспоминать этот эпизод, я буду обеими руками «за», я буду говорить: да, доброта, безусловно.

В.Д.:
Доброта и прощение.

Р.П.:
Доброта и прощение. Другое дело, что что бы было сейчас? Вот сейчас, если бы эта ситуация, не дай бог, повторилась сейчас…

В.Д.:
Ну, тут можно пообсуждать на самом деле. Давай телефонный звонок послушаем. Все-таки надо дать возможность нашим радиослушателям высказаться. Здравствуйте.

Слушатель:
Здравствуйте. Галина. Прекрасный пример вы сейчас привели, пока я ждала. Действительно, для русского народа вот это милосердие, исконно русского народа, ну, приемлемо. Оно присуще, оно является главным – доброта. Ум, вот это самое главное – ум, идущий от человеческого сердца.

Р.П.:
Смекалка.

Слушатель:
К сожалению, это вот сегодня, если бы эта ситуация была такой, я не уверена, что она бы повторилась именно так, ну, то, что вы рассказали. А отрицательные черты сегодня – да, жестокость. Да, я бы сказала, зависть, которую уже повторили. Самое главное, сегодня у нас в России не любят умных людей. Вот это самое главное, что порождает все остальное. Спасибо.

В.Д.:
Спасибо, Галина, за звонок.

Р.П.:
Жестокость, зависть, нелюбовь в умным людям… Ты не поверишь, Слава, ты не поверишь, я слушаю, я сейчас слушаю - и я вспоминаю Стругацких. Я вспоминаю Стругацких. Каждый раз я вспоминаю Стругацких – я вспоминаю «Трудно быть богом». Я вспоминаю это произведение и ловлю себя на каком-то очевидном, жутком дежавю. Понимаете? Помнишь, ты ведь читал, наверняка, вспомни: серые… Да, вспомни, когда сжигали книги. Вспомни, когда основным признаком нормального человека было его недумание. А человек думающий был обречен на изгнание. Я вспоминаю, и я в каком-то шоке нахожусь сейчас, потому что…

В.Д.:
Ну, не надо все вот так вот, все вот в такие черные краски закидывать. Не надо.

Р.П.:
Так не я ведь. Я ведь читаю «Новый регион» и готов просто расплакаться от умиления: доброта, душевность, гостеприимство. Но слушаю наших слушателей…

В.Д.:
Еще один пример приведу из жизни. В Верещагино в том же есть замечательный такой батюшка – отец Борис. Он там создал приют, два приюта сейчас уже, мальчишечий и девчоночий. И когда-то, ну, это было уже давно – лет 7 назад, я туда приезжал, в Верещагино, снимать сюжет. И просто картинка из жизни: подходит к забору… Ну, там у него вот этот приют, рядом МТС стояла – все развалившееся в этой МТС. У него там все работает, все хорошо. И приходит к забору председатель этого колхоза. Значит, на одной половинке задницы, извиняюсь, красная заплата, на другой – зеленая. В хламину пьяный. И орет: «Я тебя раскулачу!» Понимаешь? Ну, что произошло дальше? Дальше пришли колхозники, у них там как раз пруд, мол, батюшка, возьми пруд – ты рыбу там будешь разводить. Он говорит: «Да не буду брать пруд – вы же здесь пьете все». Но закончилось это все тем, что сейчас этот председатель колхоза у него работает старостой, пруд он взял и рыбу разводит. И продолжаем разговор. Насколько я понимаю, у нас уже есть телефонный звонок. Слушаем вас, здравствуйте.

Слушатель:
Добрый день. Меня зовут Юрий Сергеевич. Я бы хотел несколько слов к постановке вопроса. Мы говорим уже о сформировавшихся традиционных качествах. Но я думаю, что нужно вспомнить ещё и обстоятельствах, которые эти качества, в одних проявляются, в других обстоятельствах проявляются другие качества. Это во-первых. А особенностью является так называемый принцип, по-моему, географического детерминизма. То есть широта пространства, широта души, и иногда это играет положительную роль, иногда - отрицательную.

В.Д.:
Понятно. Какие бывают обстоятельства, при которых всё это меняется?

Слушатель:
Обстоятельства, ну, возьмем войну прошедшую. Народ испытывался недостатком. Проявлялись чувства коллективизма, взаимовыручки, как правило. Потом, ну, в период хрущевского десятилетия многим стало понятно, что всем всё возможно. Начинают проявляться другие качества. Сейчас правила игры несколько изменились, и качества тоже начинают одни выходить на первый план, а вторые как бы оставаться в тени.

В.Д.:
На ваш взгляд, какие сейчас качества выходят на первый план?

Слушатель:
Индивидуализм, который культивировался 10 лет при 90-ых годах. Индивидуализм до эгоизма. Вот сейчас это хорошо. Потому что национальной идеей у нас являются деньги.

В.Д.:
А вы считаете, что всё-таки вот этот вот то, что долго искали, и то, о чём долго говорили про поиск национальной идеи, это всё-таки нашли её - деньги?

Слушатель:
Кстати говоря, это не я считаю. Я слушал очень интересную передачу. Это главный раввин в Российской Федерации, когда ему задали вопрос, что вы считаете национальной идеей, он говорит: «А что можно считать национальной идеей в капиталистическом государстве? Конечно, деньги». Мне понравилось.

В.Д.:
Возможно. Спорная ситуация, на самом-то деле. Хотя, наверное, раввину виднее.

Слушатель:
Да. Спасибо.

В.Д.:
Спасибо. Вот видишь, ребе, главный ребе России считает, что деньги являются национальной идеей. Вот это всё так завязано, слушай, мы такую тему с тобой интересную подняли. С одной стороны, черты характеры, с другой стороны, всё это упирается в ту же самую национальную идею. И кстати, ты вот когда идёшь по городу, да, и видишь людей идущих, ты среди идущих людей отличаешь иностранцев?

Р.П.:
Да.

В.Д.:
Всё ещё да. Понимаешь?

Р.П.:
Да.

В.Д.:
То есть, видимо, мы всё-таки разные.

Р.П.:
Наверняка. Здравствуйте, алло.

Слушатель:
Здравствуйте. Ирина. Я хочу сказать про немцев.

Р.П.:
Про немцев? Ну, давайте.

Слушатель:
Когда кончилась война, да, значит, мы жили в военном городке. Папа был военнослужащим. И вот немцы, значит, делали всё для военнослужащих. Вот они нам кололи дрова, пилили, баню топили, всё. И вы знаете, вот мама всегда им помогала. Они такие голодные были. Вот однажды мама дала им рыбу, они прямо без всякого яку съели. Мы, правда, так испугались, думали, они подавятся. Но ничего не было. И, во-вторых, я хочу ещё сказать о людях. Вот я долгое время жила в другом городе, не в Перми. И там совсем другие люди, добродушные. Здесь такие злые, такие жестокие. Меня прямо в первое время это с ума сводило. Так что люди везде разные.

Р.П.:
Скажите, а в каком городе они добрые?

Слушатель:
Я жила, знаете, в столице Мордовии - Саранск. Совсем другие люди, вот совсем.

Р.П.:
Спасибо.

Слушатель:
Пожалуйста.

В.Д.:
Тут можно конечно поспорить.

Р.П.:
Слава, Слава, слушай, может быть, ну это всё? Может, в Саранск?

В.Д.:
Да, в Урюпинск. Поехали в Урюпинск. Там хорошо. Ты же этот анекдот помнишь?

Р.П.:
Я помню этот анекдот, да.

В.Д.:
На самом деле можно поспорить. Вот смотри, ну, есть такой момент… Мы вот, кстати, в этой же студии обсуждали про пермяков - это отсутствие исторической памяти. Но, с другой стороны, опять-таки берём Пермь - здесь никогда не было еврейских погромов. Никогда! Понимаешь? И Пермь отличается, именно отличается вот этой терпимостью и толерантностью.

Р.П.:
Слава, сводишь разговор не туда, не туда. Я сейчас волевым решением разговор верну в нужное русло.

В.Д.:
Вот ты какой.

Р.П.:
Алло. Здравствуйте. Как вас зовут?

Слушатель:
Здравствуйте. Любовь Максимовна. Я вот что хочу сказать, всё-таки говоря вот об исконных, да, природных национальных чертах, я всё-таки выделяю как, ну, всё равно как незыблемые, пусть это меняется, всё равно - это природная одарённость, милосердие, доброта, открытость и искренность. Что мне вот позволяет так говорить? Во-первых, наша классическая литература - раз. И второе – вот круг моих знакомых. Где среди них вот как раз люди, большинство людей добрых, открытых, искренних, готовых всегда помочь. Понимаете? То есть, всё равно я считаю, что это присуще нам в любых обстоятельствах. Но, тем не менее, я согласна совершенно со многими выступавшими, что обстоятельства меняют людей и накладывают свой отпечаток. Помните у Булгакова: как москвичей испортил квартирный вопрос? Так вот социальные обстоятельства, условия вот, конечно, очень повлияли, ну, испортили будем говорить в кавычках наших людей. И вот то, что проявляется, да, сейчас - и зависть, и злость, и недоверие, и индивидуализм, да, - это сейчас порождение именно вот тех обстоятельств и той идеи, правильно, потому что у нас сейчас деньги - это поставлено всё во главу угла. Вот та социальная несправедливость во многом испортила наших людей. Вот всё что я хотела сказать. Спасибо.

Р.П.:
Понятно. Спасибо большое. Очень хорошо. Я хотел бы добавить, что если в начале века москвичей портил квартирный вопрос, по едкому замечанию господина Волонда, то про пермяков сейчас можно сказать, да ничего не изменилось, но людей сильно испортило отсутствие мест в маршрутках.

В.Д.:
Да, кстати, да, точно. У нас меньше пяти минут остаётся до конца нашего «Разворота».

Р.П.:
Мы продолжаем принимать звонки. Потом постараемся как можно быстрее подвести итог.

В.Д.:
У нас есть телефонный звонок. Здравствуйте, слушаем вас. Добрый день.

Слушатель:
Алло. Это «Эхо»?

В.Д.:
«Эхо», «Эхо».

Слушатель:
Это звонит Ираида Александровна. Я тоже по поводу людей наших. Мне вот, знаете, что кажется, что идёт такая типа холодная тайная война, и наших людей травят. Травят там, может быть, в продуктах, может быть всё. Потом, значит, мне кажется, со стороны Японии заражённые клещи. Люди не знают, отчего болеют. Понимаете как?

В.Д.:
Не, ну давайте мы не будем про всемирный заговор говорить. Я в это не верю, как не верю в Деда Мороза.

Слушатель:
Вот я вот так вот наблюдаю, что нас просто это самое измором портят.

Р.П.:
Понятно, понятно.

В.Д.:
Спасибо, кончено, за мнение.

Р.П.:
А я вспоминаю Зощенко по этому поводу. Рассказ Зощенко: а может, и правда, а может, и химия это всё.

В.Д.:
Может быть.

Р.П.:
Нет, на самом деле, ну, может быть, за нами у всех у нас летают какие-то маленькие тарелочки, там, знаете, инопланетные, которые управляют нами.

В.Д.:
Нам же тут уже звонили: говорят, из космоса мы все как муравьи. Помнишь, да?

Р.П.:
Ну да. Помню, конечно.

В.Д.:
Так вот, слушай, я тебя хотел спросить… Ты сказал, что иностранцев отличаешь среди толпы?

Р.П.:
Да.

В.Д.:
Чем? Вот как ты выделяешь?

Р.П.:
Чем? Я тебе сейчас скажу. Значит, если у него брюки, рубашка, галстук и ко всему этому рюкзак, такой школьный рюкзак за плечами, очень тупое, дебиловато-улыбающееся выражение лица, с такой короткой полувоенной прической – знай, знай, у него стопудово где-то должен быть бейджик, на котором будет написано: какой-нибудь проповедник мистер Джонс.

В.Д.:
А, ты вот этих отличаешь…

Р.П.:
Да, я про этих.

В.Д.:
Судя по тому, что ты сейчас рассказывал, ты у нас поклонник Задорнова.

Р.П.:
Почему же? Почему же?

В.Д.:
Потому что «американцы – они тупые».

Р.П.:
Я не говорю про то, что они американцы. Они могут приехать откуда угодно. Последний звонок. Здравствуйте.

Слушатель:
Алло. Это опять я. Вот понимаете, тут хают русских…

В.Д.:
Никто не хает русских.

Слушатель:
Ну, не русских, извините, русских людей.

Р.П.:
Да никто не хает здесь русских людей.

Слушатель:
Ну как это, вот смотрите, как вы говорите: русские до революции – это два… Притом бедные и богатые – это совершенно два различных класса. Богатые дома только стараются на иностранном языке. А в деревне? Русский язык. А сейчас богатые, богатые, какой-то богатый, какой-то новый русский поможет разве бедному, тому же бомжу, бывшему товарищу, поможет? Никогда.

В.Д.:
Ну, не согласен с вами.

Слушатель:
Не согласен?

В.Д.:
Всякие разные бывают истории.

Слушатель:
Владимир, ладно. Итак, зависть, озлобленность, неумение выслушивать, нежелание помочи, культивируем отрицательные черты, жестоки, наивны. И в то же время, и в то же время все вспоминают про исконные ценности – да, да, да, милосердны, потому что если сейчас по центральной улицы города Перми пойдет колонна пленных людей, которые недавно убивали, я не знаю, ваших братьев, отцов, дедов, да точно так же вы все пойдете, и не камни вы пойдете в них бросать, а пойдете кидаться в них хлебом и картошкой.

В.Д.:
Кидаться хлебом и картошкой не надо…

Р.П.:
Для того, чтобы было им чего пожрать. Да я уверяю, что так будет. Вы никуда от этого не денетесь.

В.Д.:
В общем, давай пожелаем всем доброты, и чтоб мы действительно стали все немножко более открытыми, более честными, может быть, более прозрачными в наших отношениях.

Р.П.:
Вячеслав Дегтярников.

В.Д.:
Роман Попов.

Р.П.:
Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом.

Обсуждение
44124
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.