Верхний баннер
23:07 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 27 ноября 2007

Черный пиар: с какими его примерами вы уже встретились или планируете встретиться?

Роман Попов:
Доброе утро, Пермь. «Утренний разворот» на пермском «Эхе» вступает в свои законные права. У микрофонов Константин Духонин…

Константин Духонин:
Здравствуйте. И Роман, не побоюсь этого слова, Попов.

Р.П.:
Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. Я тут давеча пообщался со специалистами политологами, социологами, пиарщиками. Некоторые из них специалисты практикующие, некоторые только теоризирующие, но все они сходятся в одном. Все мне объясняли, так популярно раскладывая по полочкам, что любая кампания, какая-то агитационная кампания, тут не важно предвыборная эта кампания, политическая или, может быть, какая-то рекламная коммерческая кампания, или, может быть, это противостояние каких-то структур друг с другом, и в этом противостоянии используются пиар-технологии. Не важно, любая из подобных кампаний преодолевает несколько обязательных этапов.

К.Д.:
Ну и последний этап?

Р.П.:
Последний этап везде, всегда, по всем законам пиара последний этап - это черные, грязные технологии. Черный пиар всегда…

К.Д.:
Избыток которого приходится на последнюю неделю до часа «икс». Есть у нас всякие «черные августы», «черные вторники». А вот сейчас можно условно обозвать текущую неделю «черной неделей». То есть до 2-го декабря у нас польется с экранов телевизора…

Р.П.:
И уже льется.

К.Д.:
Да. И уже льется куча всякой неожиданно вскрывшейся, так скажем, «правды» о том или ином кандидате, партии и так далее, и тому подобное. Так вот, мы бы хотели сегодня с вами, уважаемые радиослушатели, поговорить на тему «какие виды черного пиара вы уже успели оценить, опробовать?» Возможно, даже пофантазировать на тему, что бы можно было придумать партиям друг против друга.

Р.П.:
Итак, льется грязь. И оказывается, как объясняли мне специалисты, эта грязь – закономерность. Это неизбежный этап кампании. А если это закономерность, если это неизбежно, давайте мы, по крайней мере, будем к этому готовы. Давайте мы будем знать, что сейчас всё, что происходит на экранах телевизоров, на страницах газет, нужно, как минимум, делить на несколько частей. То есть всё это в любом случае будет, будет литься грязь. Поэтому давайте относиться ко всему серьезно и пофантазируем с вами.

К.Д.:
И таким образом сегодняшний эфир посвятим вакцинации против вот этой заразы.

Р.П.:
Абсолютно верно. Попробуем вакцинировать собственный мозг и попридумывать какие ещё черные пиар-технологии можно использовать в этих выборах. Например…

К.Д.:
Включимся в процесс и обшутим. Например…

Р.П.:
Вот смотри. Я рассказываю, то есть давайте сейчас… Кстати, не придираться к каким-то определенным партиям и не кричать, вот у них там пиар, у этих не пиар. Нет, не надо, ну зачем? В конце концов, мы же не знаем, откуда это проплачено. Может быть, это не пиар, а журналистское расследование. Особенно журналистскими расследованиями в последнее время жжет телеканал «Рифей». Это хорошо, кстати. Это хорошо, когда в предвыборный период у них вот именно такая хватка, цепкая хватка журналистская просыпается. То есть тут они находят какой-то материал.

К.Д.:
Социальная ответственность.

Р.П.:
Конечно.

К.Д.:
Ответственность перед потенциальными избирателями, о том, как бы донести правду о партиях.

Р.П.:
Конечно. Это не то, что как государственные телеканалы сели и давай показывать, как один из кандидатов в депутаты стоит перед многотысячной толпой и что-то вещает. Тут, понимаете, никакой фантазии в голове не надо. А вот найти!

К.Д.:
Найти и обезвредить.

Р.П.:
Показать, кто конкретно скотина, это, мне кажется, очень важно. Для того чтобы определиться потом, 2-го декабря.

К.Д.:
Да. То есть тут со всем соглашаюсь, абсолютно.

Р.П.:
Смотри, вот такая фантазийка на тему. У наших федеральных коллег, «Эха Москвы», в последнее время появилась не то чтобы проблема, но некая трудность. Видимо, радиостанция «Эхо Москвы», федеральная, воспринимается политтехнологами как сопутствующее каким-то политическим течениям, рядом идущее. И вот по ним вот этим локотком черного пиара тоже вдали. Выглядит это следующим образом. Распространяется в Москве какая-то книжка, которая чистой воды агитлитература одной из крупных партий, не так давно пошла массовая спам-рассылка, так же по Москве, по электронным адресам. Дескать, от имени радиостанции пишется вот эта книжка, эта полнейшее фуфло и макулатура, не читайте, приносите её нам. Мы обменяем её вам на последний роман о Гарри Поттере. То есть сотрудники радиостанции, я не говорю сейчас о ведущих, о эфирниках каких-то, об эфирных сотрудниках, нет, обычные простые секретарши, люди, которые просто помогают, может, на охране стоят. Они получили огромную проблему, такую небольшую назойливую, но тем не менее, проблемку.

К.Д.:
На месте федеральных наших коллег я бы взял сейчас комментарий у Гарри Поттера, выпустил бы его официальное опровержение примерно с такими заголовками: «Гарри Поттер не участвует в черных технологиях пиар-машины политической» и так далее, и тому подобное. То есть тут необходим комментарий Гарри Поттера, как ни крути.

Р.П.:
То есть, что он думает по этому поводу?

К.Д.:
Да. Интервью развернутое, в конце концов. Бороться нужно честно и открыто с этими делами.

Р.П.:
Нет, тут ситуация какая? Причем я не услышал информацию об этом из уст наших федеральных коллег открыто в радиоэфире. Не услышал, я прочитал об этом в «Живом Журнале» одного из сотрудников. Потом информация подтвердилась в «Живом Журнале» другого сотрудника. В принципе, открыто в эфир они это, по-моему, не выпускали. И это нормально. То есть я сейчас даже прочитаю сообщение в этом «Живом Журнале». Я не думаю, что что-то страшное, он открыт для доступа. «Наивных граждан призывают покупать какие-то пропутинские книжонки и приходить в нашу редакцию, где эту макулатуру якобы будут обменивать на «Гарри Поттера». Всё это не что иное, как типичная провокация. Цель её, на мой взгляд, с одной стороны - помешать нормальной работе редакции, отвлекая сотрудников от обычной деятельности; с другой - провокаторы хотят вызвать недовольство тех граждан, которые расстроятся из-за того, что не получат «Поттера». Ну и вывод: «Интересно, кто на нас решил наехать? Неужели Павловский мстит за воскресный прокол?». Если ты помнишь, там Глеб Павловский не очень хорошо сработался с госпожой Альбац в её программе.

К.Д.:
Напомни, что там было?

Р.П.:
Он не смог толком ответить на вопрос и вышел из эфира. В середине эфира он просто стал и вышел. То есть то, что советовал сделать журналистке Киркоров, Павловский сделал без совета.

К.Д.:
Спавловничал.

Р.П.:
Слушай, у тебя сегодня как-то не в голове фантазийки, мне кажется.

К.Д.:
Это нормально не выспавшемуся человеку.

Р.П.:
Давай, попробуй раскрутить маховик сарказма у себя в мозгу. Это черный пиар в данном случае? По-моему, характерный пример? В данном случае характерный пример для чего? Если хотя бы у 5-6 человек возникнет сомнение, и они посчитают: «Какие же все-таки эти с «Эха Москвы» сволочи, даже книжки обменять мне не могут, хотя обещали». Если хотя бы у 5-6 человек возникнет сомнения, значит, укольчик дошел.

К.Д.:
Мне кажется, что ход абсолютно бездарный и глуповатенький, мягко говоря. Потому что аудитория у «Эха Москвы» всё-таки думающая. И это достаточно дешевая провокация. То есть если уж абсурдировать, то до грани доводить абсурда и там бабахать так, чтобы мало не показалось. Или делать наоборот, по-умному очень.

Р.П.:
У нас есть телефонный звонок? Нет, показывает звукорежиссер Сергей Слободин, телефонного звонка. Ну что, тогда скажу телефон прямого эфира 261-88-67. «Польётся грязь? Польётся», - давайте пофантазируем какая.

К.Д.:
Кто-то, может быть, считать, что грязь уже давным-давно льётся, с самого начала предвыборной гонки.

Р.П.:
И тут вот я с вами не соглашусь. Понимаете, в чем дело? Заготовить компроматик, и его так порционно выпускать в телеэфир, это одно. Но вот именно лить абсурдную, непонятную, ничем не подкреплённую грязь - вот это черный пиар. Понимаете, вот грязь ничем не подкрепленная.

К.Д.:
Кстати, объясню сразу же, как немножечко специалист, почему это делается в последнюю неделю. А для того, чтобы ответка не пришла. Хотя на самом то деле никакой ответки не будет. Просто все одновременно выплеснут всё, что есть.

Р.П.:
Абсолютно верно. А потом никто ни на кого не подаст в суд, потому что это уже будет не важно. Но вылить как можно больше дерьма, простите, вот мы сейчас находимся в этом.

К.Д.:
Будь культурнее – какашек.

Р.П.:
Телефонный звонок есть? Есть. Здравствуйте, алло.

Слушатель:
Здравствуйте. Вячеслав Григорьевич. Вот моя точка зрения. Я жену похоронил в 2004-ом году. А «Единая Россия» прислала ей приглашение, чтобы она проголосовала в этом году. Как вот быть с этим? Я ещё живой - мне нет этого письма. А ей пришло.

Р.П.:
Вячеслав Григорьевич, вы знаете, дело в том, что я не хотел бы об этом говорить сейчас.

К.Д.:
Нам буквально сегодня перед эфиром одна сотрудница…

Слушатель:
Видите ли, пришло письмо только-только.

Р.П.:
Абсолютно верно. Я ещё раз говорю, я бы не хотел об этом говорить. Мы посчитали, что это ошибка в базе данным. Потому что буквально перед эфиром нам одна из сотрудниц рассказала точно о таком же факте. Когда умершему недавно человеку пришло это извещение.

Слушатель:
Но это 3 года тому назад уже.

К.Д.:
Значит очень старая база. То есть мы бы не стали это называть черным пиаром. Как нам кажется, конечно…

Слушатель:
А мне кажется, что это чернота полная.

Р.П.:
Хотя, возможно, вы знаете, возможно, в принципе, если бы я захотел сформировать негативное отношение к определённой партии, наверное, я бы попробовал поднять такие старые базы и раскидать родственникам эти письма для того, чтобы пошла волна такого негатива: «Как они смеют, сволочи?». Другое дело, что, понимаете, я не представляю, кто бы играл против «Единой России». Вот этого я не представляю. У нас в основном играют-то в одну сторону, заливают грязью-то только одних. Так что, это либо…

Слушатель:
Они сами себе дорожку стелют. Повышают налоги и прочее. Повышают проезд, повышают киловатт-часы.

К.Д.:
То есть вы полагаете, что эта партия, не будем называть как, сама против себя черным пиаром?

Слушатель:
Да, она сама себя топит.

Р.П.:
Понятно. Спасибо. Не знаю, мне кажется, что всё-таки, наверное, тут стоить говорить об устаревшей базе данных, о некоторых ошибках. Тем более что это бывает перед каждыми выборами. И действительно очень печально, когда случаются такие штуки. Родственникам ведь крайне не приятно. Вообще, когда на людях начинают отыгрываться, на простых, на избирателях, такое ощущение… Тошновато. Если уж вы подрядились в политике участвовать, вы, в политике – лейте грязь друг на друга, играйте друг с другом. Не надо сейчас оборачиваться в сторону трибун и что-то там, какие-то действия производить. Не надо. В конце концов, мы - зрители, вы - игроки. Идёт футбол. Вы на поле. Играйте на поле. Не надо на трибуны запрыгивать. Мне кажется, это нужно обязательно соблюдать.

К.Д.:
Не всегда это получается. Если шоу должно продолжаться, то это не обязательно, что партер и все ряды зрителей должны быть забрызганы чем-то.

Р.П.:
Дальше смотрим. Какие ещё есть варианты черного пиара? Смотри…

К.Д.:
Звонки среди ночи…

Р.П.:
Вот! Очень хорошая штука. Звонки среди ночи. То есть…

К.Д.:
Якобы от какой-то партии вам в 3 часа ночи, скажем, звонят, или в 4 часа ночи, когда у вас наступает сон покрепче и послаще, и представляются, что мы вот от такой-то партии и хотели бы вам задать пару десятков, тройку десятков вопросов, утоняющих вашу политическую позицию

Р.П.:
Уделите нам, пожалуйста, 30 минут. Вам ведь всё равно нечего делать.

К.Д.:
Ошеломленный от такого внимания избиратель начинает говорить какие-то…

Р.П.:
Не совсем цезурные вещи.

К.Д.:
Да, собственно. И у него таким образом по замыслу политтехнологов формируется негативный образ партии, работы её штаба.

Р.П.:
И всё-таки это не черный пиар. Нет. И я ещё раз объясню почему.

К.Д.:
Ну почему? Всё ночью происходит? Ночью.

Р.П.:
Нет. Это элемент предвыборных технологий, это элемент грязных технологий, да. Но это не черный пиар. Черный пиар - это знаешь… Я тебе сейчас просто навскидочку. Смотри, набирается массовка актеров. Берётся актёр из какого-нибудь заштатного новосибирского театра. Я почему говорю новосибирского - потому что это далеко. Можно из Владивостока кого-нибудь взять. Привозится в какой-то другой город. Платятся деньги телевизионщикам местным. И тут же создается, если хотите, такой вариант сюжета, репортажа такого. Допустим, скандал в штабе какой-нибудь партии. Понимаешь? Есть массовка актеров, есть какой-то персонаж… Никто не будет заморачиваться: есть в этой партии скандал, нету скандала в этой партии. Никто…

К.Д.:
Да и не успевают. Поскольку как мы уже говорили…

Р.П.:
…и уже не успеет. Но в последний момент этот материал выйдет: «Смотрите, мол, они у себя разобраться…» Нормально? Черный пиар? Я уверен, да. Другое дело, что, конечно, партия потом может заморочиться. Конечно, партия потом может пойти, разбираться, таскать кого-то по судам. Но мне кажется, что это уже будет…

К.Д.:
На самом деле робота любого штаба нацелена на поднятие рейтинга своего кандидата или своей партии и на опускание рейтинга соседних партий и так деле. Само определение черного пиара оно настолько не устоявшееся и размытое, что…

Р.П.:
Поле для фантазии…

К.Д.:
Да, поле для фантазии абсолютно, и вот я лично подразумеваю для себя любой черный пиар – это любые действия, провокации и т.д., и т.п. способствующие понижению рейтинга конкурентов.

Р.П.:
Кстати, насчет звонков, вот тебе ещё такой вариантик. Смотри, берется пара десятков волонтеров, и они нанимаются мной, лидером партии, и они обзванивают по среди ночи всех, кого не попадя, и играют против меня же. А зато потом, допустим, по всем городам и весям носится: «Смотрите, какие же всё-таки сволочи играют против этой конкретной партии».

К.Д.:
Нет, я думаю, что это не совсем подходит. Потому что такие вещи нужно делать где-то хотя бы за две недели, чтобы у кандидата была возможность громко заявить, как его зажимают и так далее.

Р.П.:
Точно! Это как вариант. Именно это и не попадёт под определение черного пиара, постольку поскольку грязь должна литься в самый последний момент.

К.Д.:
Да, чтобы ответка не поступила.

Р.П.:
Да, грязь должна литься в последний момент. То есть на кого что можно вылить? Я не знаю. Честное слово, не знаю. Мне кажется, попробуем конкретизировать. Возьмем все наши партии и, скажем, попробуем представить, что на кого можно полить. Чтобы потом, когда мы увидели это с телеэкранов, мы уже знали: ага, наша задумка!

К.Д.:
В принципе, все уже льется. То есть можно подытожить, что вылилось и что можно полить.

Р.П.:
Давай, Константин, в третий раз…

К.Д.:
В черном-черном лесу черной-черной ночью разговор пойдет о черном-черном пиаре.

Р.П.:
Итак, по оценкам специалистов, любая кампания, в том числе и избирательная, проходит через несколько этапов. Последний этап любой кампании избирательной, естественно, тоже - это этап так называемого черного пиара. Когда безосновательно на соперников выливаются горы грязи, дерьма, мусора и всего остального. Почему это всё делается в самый последний момент? Очень просто.

К.Д.:
Чтобы не прилетела ответка.

Р.П.:
Ответить на это практически невозможно. Сейчас мы находимся как раз в той самой ситуации, когда последний этап пошел. Причем пошел уже достаточно давно.

К.Д.:
И назовем эту последнюю неделю до выборов «неделей черного пиара».

Р.П.:
Осталось совсем немного. Во-первых, никто не пойдет на открытую антиагитацию или «за»-агитацию, если хотите, открытую в последний день. Никто на нарушение закона не пойдет. Всё-таки это слишком серьезное нарушение закона. Но черный пиар и тут не дремлет. Мне кажется, будут вбрасываться листовки, будут развешиваться баннеры.

К.Д.:
Будут звонки раздаваться в ваших квартирах. То есть много-много чего. Но сейчас-то мы с вами хотим поговорить, с какими примерами черного пиара вы уже встретились и планируете встретиться? Давайте пофантазируем.

Р.П.:
И к каким примерам, каким элементам черного пиара вы уже готовы?

К.Д.:
Сегодняшний эфир посвящен вакцинации против промыва мозгов.

Р.П.:
Итак, вакцинируем мозги.

К.Д.:
У нас телефонный звонок. Добрый день, слушаем вас.

Слушатель:
Алло, здравствуйте. Николай.

Р.П.:
Итак, попробуем провакцинировать друг другу мозги, Николай.

Слушатель:
Вот я считаю, что пиара нету партий. Наоборот, они очень самокритично относятся к себе. И лозунги выдвигают те, которые заслуживает та партия. Например, лозунг большой: «Не врать и не бояться» с портретом вождя. Это относится как раз к той партии. То есть он самокритично подошел к этому вопросу через 20 лет нахождения у власти.

К.Д.:
То есть до этого он врал и боялся, а теперь…

Слушатель:
Конечно. Сейчас он сам себе дает задание не врать и не бояться. Вот это я считаю, что самокритично подошел. Дальше, следующая партия. Тут большое было послание… Кто в 90-ые годы обманул людей, развалил экономику страны?

К.Д.:
Не я.

Слушатель:
Изменяя наименование партии, звал пролезть любой ценой во власть. В настоящее время просит у обманутых людей поддержки для сохранения своих приобретённых благ. Кто? То есть они стараются как-то бы сгладить это.

Р.П.:
Кто?

Слушатель:
Кто партия-то?

Р.П.:
Я не знаю.

Слушатель:
Заявляющая такие… Критикующее всех против. Вот они такие сякие, а мы вот такие-то.

Р.П.:
Кто? Я не знаю. «Демократический союз», «Аграрии»?

Слушатель:
Я не знаю, там много было партий. Они меняют друг друга, были всегда у власти, меняя наименование партий. Сейчас они будут исправляться, наверное.

Р.П.:
Слушайте, это точно не ЛДПР. Они изначально были.

Слушатель:
ЛДПР это, наверное, первый лозунг был с портретом «не врать и не бояться». Дальше, следующая партия. Она в начале призывала нас к капитализму, сейчас говорит: «Нет, пожалуй, мы перескакали далеко. Давайте поможем пенсионерам. Что-то мы прыгнули слишком далеко в Европу».

Р.П.:
А это кто?

Слушатель:
Это не знаю. Тут… «Достройка». Или «перестройка». Не знаю, тут что-то такое получается.

К.Д.:
«Достройка капитализма», все-таки.

Слушатель:
Случилось с ними, что они в капитализм вдруг резко не пошли. И слушайте, давайте хвост подтянем немножко. Это они самокритично, по-моему, относятся сами к себе. Про коммунистов я не могу сказать. Они как, в общем-то, в хвосте были, так и единственные на хвосте остались. То есть лозунги тун, не знаю, менялись, не менялись? А может быть, потому что у меня к ним больше…

Р.П.:
Уважения?

Слушатель:
Любви. Да.

Р.П.:
Пиетета, любви. Понятно.

Слушатель:
Вот такие мои понятия о пиарах. Поэтому я пиара не вижу. Я вижу самокритику.

Р.П.:
Ясно, ясно.

К.Д.:
Тут можно продолжить аналогию. Практически все партии были перечислены, там: СПС, КПРФ, ЛДПР, добавлю – «Единая Россия». То есть, «План Путина – победа России». То есть у них у самих плана-то никакого нет. И не было никогда.

Р.П.:
Они очень самокритично отметили, что наконец-то у нас хоть что-то появилось.

К.Д.:
Можно и с этой точки рассматривать. В принципе, мы вот в перерыве говорили, что ощущение складывается в этой предвыборной кампании, что многие штабы просто вот… Либо засланные казачки у всех подряд, либо еще что-то, но вот многие предвыборные ходы – это черный пиар против самих себя. То есть играют однозначно на понижении рейтинга, но тем не менее, они продолжают тупо это делать, вперед и с песней. Телефонный звонок давайте послушаем.

Слушатель:
Здравствуйте. Меня Ольга зовут. Вот знаете. Я сегодня утром посмотрела рекламу СПС на Первом канале. Небритый Никита Белых, который говорит, что он сейчас скажет правду. И понимаете, до этого говорили, что их не пускают никуда, все запрещают, литературу арестовывают. П здесь пустили. И вы понимаете, эффект абсолютно другой.

К.Д.:
А что вы хотели сказать, что Никите Белых надо побриться?

Слушатель:
А ему без разницы. Весь этот вот клип теперь, когда его в последние дни пустили, после того, как показали по телевизору, что в 90-е годы эта олигархия…

Р.П.:
Ольга, я вот одного не могу понять: вы вот сейчас возмущаетесь. Вы в пользу кого возмущаетесь? И против кого? Просто вот в голове не укладывается.

К.Д.:
Вы чем возмущены-то, собственно, я не совсем могу понять.

Слушатель:
Я не возмущаюсь – я восхищаюсь.

Р.П.:
Тем, что госканал наконец-то выполнил условия предвыборного законодательства и предоставил эфирное время все партиям, в том числе и тем, кого раньше валил? Так это по закону так положено. Они не имеют права отказаться. Есть бесплатное эфирное время, и в этом бесплатном эфирном времени обязаны крутиться ролики. Никуда от этого не деться.

Слушатель:
Я восхищаюсь. Восхищаюсь, как это построено. То есть после того, как показали по телевизору, что такое 90-е годы, как людям было плохо, как мы просто наплевали на них, пенсионерам плохо, всем плохо, и теперь вот показывают. Понимаете, это антипиар, вот про что вы говорите.

К.Д.:
Ольга, а вот м мы про черный пиар говорим. Вот вы говорите: после того, как показали по телевизору про 90-е годы. А вы в то время-то не жили, я так понимаю, или просто-напросто не интересовались, что вокруг вас происходит?

Р.П.:
Или вы, может быть, вообще из другой страны к нам приехали?

К.Д.:
Почему про 90-е годы вы узнаете из телевизора?

Слушатель:
А у меня есть вопросы. Вот по мифам. Они у меня, эти мифы, тоже есть. Вот у вас какие ассоциации с 90-ми годами?

К.Д.:
Нет, погодите, давайте про ассоциации…

Р.П.:
Класс! Ассоциации с 90-ми годами. Я вам расскажу. У меня ассоциации с 90-ми годами просто самые замечательные.

Слушатель:
Какие? Свобода слова? Что у вас ассоциации? Давайте вот ряд приведите ассоциативный.

К.Д.:
У меня ассоциация – я выполнил в 90-х годах норматив кандидата в мастера спорта.

Слушатель:
Нет, а вы про революцию – у нас революция в 90-е годы была.

Р.П.:
Да какую революцию… В 90-е годы я учился в школе, понимаете, замечательное время: школьная дружба…

Слушатель:
А я голосовала.

Р.П.:
Жвачка...

Слушатель:
А я вот голосовала. Для меня это была революция, я была счастлива даже где-то этому. А потом оказалось, что это олигархи, бедность, нищета…

Р.П.:
Да, потом оказалось, что вы жили плохо.

Слушатель:
Что там еще-то? Понимаете… И передачи прошли по телевизору такие. А теперь они сами себя антипиаром занимаются. Их выпустили на три дня.

Р.П.:
Все понятно, Ольга. Все, спасибо. Ну не переживайте вы так, вы успокойтесь немножечко. Здесь ничего страшного нет в этом. Смотрите…

К.Д.:
Это нормально, на самом деле, то, что вы не могли оценить окружающую вас действительность в 90-е годы, где демократии было, уверяю вас, гораздо побольше. А сейчас с помощью телевидения вы узнаете всю правду о тех правдивых годах, а не с помощью своих личных ощущений.

Р.П.:
Это интересно. В 90-х годах, вроде, мы все жили. Но только сейчас ведь нам объяснили, что народ спивался, что страна стояла на коленях. Нам объяснили это? Объяснили. Рассказали популярно? Очень популярно рассказали. Все нормально. Что мы делали в 90-е годы? Мы что, спали 10-ть лет что ли, друзья? Что вы, в конце концов.

К.Д.:
Спасибо вам, уважаемые телевизионные коллеги, открыли нам глаза. Что бы мы без вас делали?

Р.П.:
Это, согласись, замечательно. Особенно когда вот этим бьет, по-моему, телеканал НТВ. Вот эта вот передача, где актриса, которая играла прокуроршу в каком-то из сериалов, сейчас не помню точно, как ее зовут. И вот у нее «Лихие 90-е» называется сериал. Они ведь достают из архивов эти видеосъемки, где они снимали бомжей, где вот они специально шарились по помойкам. Показывают самые страшные вещи. Они набирают актеров, создают эту массовку… Анастасия Мельникова ее зовут – подсказывают нам. Спасибо огромное… Они показывают эту массовку, как все ломились за водкой. Они рассказывают об ужасных случаях, как людей давили в очередях. Все это лихие 90-е. Слава богу, закончилось.

К.Д.:
А вот сейчас бомжей нет, оказывается. По крайней мере, на телеэкране их не увидишь.

Р.П.:
Конечно. И водкой сейчас никто не травится.

К.Д.:
Я как рядовой гражданин обращаюсь к телевизионным коллегам: верните на телеэкран бомжей! Этих колоритнейших персонажей. Потому что бомжи с Рублевки меня уже мало интересуют.

Р.П.:
Да, действительно. А вообще, наши телевизионные коллеги, особенно федеральные, они в этом плане очень большие молодцы. Они всем раскрыли глаза. Они всем рассказали, какие сволочные у нас были 90-е годы. Ребята, 90-е годы, по-моему, эти было не самое плохое время, мне кажется.

К.Д.:
Будем это защитывать как элемент черного пиара, вот эти вот телевизионные промывания мозгов?

Р.П.:
Нет, нет, мой друг.

К.Д.:
Не по теме, значит, Ольга вот вы чуть-чуть позвонили. Тем не менее, мы уважаем вашу точку зрения.

Р.П.:
Это не черный пиар – это просто планомерная промывка мозгов. Она давно уже продолжается. Вообще, это в духе, на самом деле, это в духе. Смотри, дело в том, что одни и те же политтехнологи… Политтехнологи – это же вообще самые сволочные люди на свете, как мне кажется, такие абстрактные политтехнологи. Они могут сегодня работать на одних, завтра – на других. Но своей точки зрения у них нет – у них есть задача, которую они выполняют. Так вот те же самые политтехнологи, как мне сейчас кажется, которые в 90-х годах кричали и развешивали портреты Зюганова с надписью «Купи еды последний раз» или «Голосуй сердцем или проиграешь»…

К.Д.:
Кстати, мы в перерыве обсуждали: над казино можно повесить хороший было слоган «Голосуй или проиграешь» в преддверии. Очень буквально он воспринимается, вот если на казино висит такой плакат. У нас телефонный звонок.

Р.П.:
Подожди, я сейчас просто завершу свою мысль. Так вот те же самые политтехнологи применяются сейчас. Если в 90-х годах все строилось на антипатии (нет, не допустим возвращения в «совок»), то сейчас не допустим возвращения в 90-е.

К.Д.:
Сейчас вообще все смешалось. То есть КПРФ кричит о том, что мы возвращаемся в советские времена и так далее… Тем не менее, выслушаем телефонный звонок. Здравствуйте.

Слушатель:
Здравствуйте. Это Ольга Ивановна. К нам вот в подъезд забросили листовки, жалобные такие листочки, «Спасем пенсионеров!». И там действительно Никита Белых такой малобритый. А я знаю, что в Перми – об этом тоже говорили на вашем радио – у него было какое-то развлекательное учреждение со страшной музыкой до трех часов ночи…

К.Д.:
О чем вы хотите сказать сейчас, Ольга Ивановна?

Слушатель:
Я хочу сказать, что это все лицемерие и цинизм.

К.Д.:
В чем он заключается?

Слушатель:
И не бриться он потому решил, чтобы не таким упитанным казалось лицо. Это тоже ловкий ход. И что когда его просили не шуметь, чтобы люди спали, он сказал: «Ну, какие-то старушки. А я молодой – хочу развлекаться». Надо было в скобках добавить: и получать от этого прибыль. 90-е годы Сергей запомнил по жвачке – он был младенец.

Р.П.:
Роман меня зовут. Сергей моего сына зовут.

Слушатель:
Извините пожалуйста.

К.Д.:
Кстати, он тоже небритый.

Слушатель:
А мне в 90-е годы было 40 лет. И я помню самоубийства, как люди спивались, приходили в отчаяние. И то, что сейчас есть бомжи, это правда. Но они начались тогда. Эксперименты над страной. И не нужно так развлекаться – это грустно все, драматично, но не так смешно, как вы стараетесь представить.

Р.П.:
Ольга Ивановна, мы сейчас живем в 2007-м году. Вы отдаете себе отчет в этом?

Слушатель:
Конечно. Я хочу, чтоб вы себе дали отчет в том, что настоящее построено на прошлом.

Р.П.:
Да! Вот!

Слушатель:
Не нужно забывать о прошлом.

Р.П.:
То, что вы сейчас звоните нам в эфир, это следствие 90-х годов. Только почему-то об этом никто не может толком вспомнить. Понимаете, то, что вы имеете право, вообще возможность позвонить и сказать то, что вы думаете, это 90-е годы. То, как мы сейчас живем, это 90-е годы. Это фундамент – эти самые 90-е годы. Вы же правильно сказали: настоящее построено на прошлом. Срать на прошлое не надо.

Слушатель:
Не надо таких выражений, зачем, Роман. Вы правы в том, что все не бывает только черным, я с вами совершенно согласна.

К.Д.:
А почему вы только о черном говорите?

Слушатель:
Посмотрите, я вам звоню в эфир. И что в результате-то? И другой позвонит. А они молча делают, свои деньги на Кипр или куда-то, и парень улыбается в пшеничные усы: а ты звони, звони на радио, говори. И что? 0 целых 0 сотых от этого эффекта. Вот так.

Р.П.:
У вас есть возможность сказать. Как вы не понимаете? 0 целых 0 сотых. Ладно.

К.Д.:
Как подытожить этот телефонный звонок? Только незабываемой фразой Сергея Шнурова «Выборы, выборы. Кандидаты (пи-пи-пи)».

Р.П.:
Нет, Константин, на самом деле ты сейчас… Давай тоже без передергиваний. Телефонный звонок подытожим следующим образом. У нас в ближайшее время Никита Белых должен прийти к нам в студию и рассказать немножко о своей партии, о себе, о том, как ему не дают жить. А мы ему скажем: «Никита, надо побриться».

К.Д.:
Роман, тебе, кстати, тоже. Видишь, радиослушатели недовольны вообще в принципе щетиной. Это не электорально. А тебе в прямом эфире тем более.

Р.П.:
Понимаешь, я в прямом эфире как-то в микрофон все больше, а не на телекамеру. Ну, не знаю, побреюсь, хорошо. А то ведь еще подумают, что я не более, чем фанат Никиты Белых. Здравствуйте. Алло.

Слушатель:
Здравствуйте. Татьяна. Дело все в том, что эта вот тетенька, которой 40 уже было в 90-е годы, она что, не жила в 80-е, не ходила с талонами? Она не жила в 70-е и не закрывала рот? Вот ей бы в 70-е точно на радио-то не дали позвонить и выразить свое недовольство. Правда?

Р.П.:
Правда.

Слушатель:
Дальше. Что, они не жили, не видели ничего? Я понимаю, еще молодым дурят мозги вот этим вот проклятым прошлым. Но что они… По поводу СПС выступают. Ну посмотрите, кто что наворовал из них? Давно бы сидели уже. И Немцов, и Белых… Ну Белых маленький был, ладно, он там еще в школе учился.

К.Д.:
Он в школе сидел.

Слушатель:
Точно. А вот Немцов, и Хакамада – это все одна плеяда. Или того же Чубайса бы… Он не врал и сидел бы где-нибудь там вместе с Ходорковским, наверное. Ну что их мучат бесконечно, а? Вот просто вот берут Каспарова показывают по телевизору и говорят: 4 тысячи долларов… Сколько он там срубил бабок-то за выигрыш у «Дип блю»? 2 тысячи долларов, да? Эти 4 тысячи долларов, которые там показывают… Я не видела, я телевизор не смотрю – я смотреть это не могу.

К.Д.:
Давайте вернемся в теме. У нас сегодня тема черный пиар. Вот у меня такое ощущение, что радиослушатели сегодня…

Слушатель:
Так вот черный пиар и есть. Я уж там не знаю, что показывают. То «Яблоко» показывают в безобразном виде. Они почему не показывают (неразборчиво) там вот что-то было такое, это вот у нас светлый пиар.

К.Д.:
У меня такое ощущение, что у нас радиослушатели черным пиаром в прямом эфире «Эха Москвы» начали заниматься.

Р.П.:
Не все.

К.Д.:
Не все, да, вот первый звонок, по-моему, Николай, был такой достаточно политкорректный – он даже партии пытался не называть, хотя мы его вынуждали. А все остальные…

Р.П.:
Таки назвал.

К.Д.:
Таки назвал, да, но тем не менее. А все остальные начинают друг друга мочить. Радиослушатели, разговор у нас о черным пиаре, который идет из предвыборных штабов и каким-то образом на улицах виден и так далее. Давайте мы с вами проанализируем, мы не будем заниматься непосредственно вот этими делами.

Р.П.:
Ты хочешь сказать: друзья, вам же не платили, что вы в самом деле?

К.Д.:
Да, я искренне верю, что вам за эти звонки не платили, что вы это по собственному волеубеждению позвонили и что-то говорите. Ну давайте не будем присоединяться вот к этой всей мышиной возне.

Р.П.:
Мы посмотрим на нее со стороны.

К.Д.:
Да. И попробуем все-таки поговорить о черном пиаре: кто, как и чего? Я понимаю, что все возмущены, что вот кому-то дают слово, кому-то не дают, о ком-то плохо говорят, о ком-то через чур хорошо. Но вот давайте это и оценивать.

Р.П.:
Кстати, через чур хорошо – вот это вот меня тоже забавляет. Вот говорить через чур хорошо про кого-то, мне кажется, тоже элемент черного пиара.

К.Д.:
Согласен, да.

Р.П.:
Потому что ты просто представь себе картинку: если перегнуть палку, то тогда вообще уже тошно станет.

К.Д.:
Действительно, когда человек там вылизан до глянцевого блеска, то есть уже понятно, что идеальных людей не бывает, все мы с недостатками. Политтехнология. Но, уважаемые, вы когда легенду кандидату, партии, еще кому-то создаете, то вы хоть какую-то перчинку для правдоподобия впендюрьте в эту легенду, потому что иначе просто вот этот вот глянец он и так уже всех задолбал.

Р.П.:
Расскажите, например, о том, как этот полубог, как вы его представляете, я имею в виду такого абстрактного кандидата в депутаты, расскажите о том, как этот полубог семечки воровал в младших классах, допустим. Пикантно? Пикантно. В младших классах – в младших классах, сейчас уже не придерешься.

К.Д.:
Притом ему до сих пор стыдно, что он своровал эти две семечки у своей одноклассницы, и вот он не может пережить. Он с чувством этой вины…

Р.П.:
Да, он чувством этой вины выходит на первый канал и рассказывает об этом, например.

К.Д.:
Хотя бы так, это будет так.

Р.П.:
А тут такая глянцевая хорошесть тоже ведь не хороша. С одной стороны, глянцево плохой, с другой, глянцево хороший. Так же не бывает, правильно? Рассуждаем о черном пиаре в эфире пермского «Эха».

К.Д.:
Или занимаемся черным пиаром. Я уже понять не могу.

Р.П.:
Да, уже всё смешалось в доме Облонских. Смотрите, 261-88-67 – телефон прямого эфира. Сейчас принимаем звонки с мыслями о черном пиаре. Но как только вы начинаете пропагандировать или антипропагандировать какую-то партию, мы вас выключаем. Надоели уже, честно слово.

К.Д.:
Мочим вас по-крупному.

Р.П.:
Конечно. В со…

К.Д.:
В сортире, хотел сказать Роман Попов, но его попросили не выражаться.

Р.П.:
Меня и так уже попросили не выражаться в прямом эфире. Здравствуйте, алло.

Слушатель:
Здравствуйте. Я вам звонила. Меня зовут Ольга. Я вам ещё хотела про телевизоры сказать. Понимаете, сейчас главный пиар - это телевизор.

Р.П.:
Да, это факт.

Слушатель:
Вот Доренко был буквально по Первому каналу, который про СПС сказал, что им нужно уйти. Вы этот ролик видели?

Р.П.:
В данном случае вот этого конкретного ролика я не видел.

Слушатель:
Ну вот. Просто у меня сегодня утром выходной. Я утром смотрю всю эту пропаганду, понимаете. Главная пропаганда и черный пиар… Я вот газету не могу прочитать, у меня времени нет - только телевизор иногда смотрю. И вот про пиар… Это вот сейчас три дня осталось. Главный пиар - это по телевизору.

К.Д.:
Да, естественно. И как вы думаете, что по телевизору у нас будет?

Слушатель:
Я вот смотрю. Вот я видела Никиту Белова…

Р.П.:
Белых.

Слушатель:
…после программ, о том, что 90-ые такие страшные и этот ролик вдруг выдали. Его запретили, потом выдали. Я смотрю, да я не буду, боже, за него голосовать.

К.Д.:
За кого, за Доренко?

Слушатель:
Потом вижу Доренко, который говорит, что им надо уйти. Вот это и есть, черный пиар.

К.Д.:
Так, всё, Ольга. Опять началась эта предвыборная то ли агитация, то ли антиагитация. Будете вы голосовать, не будете, это вот в последнюю предвыборную неделю абсолютно никого не интересует.

Р.П.:
А появление коммуниста Доренко в каком-то предвыборном ролике я не считаю, на самом деле, чем-то уж сверхъестественным. В конце концов, Доренко тоже человек. И его попросили сказать слова соратники по партии, он сказал. Какие проблемы?

К.Д.:
Хочет он призывать своих соратников за кого угодно голосовать, его право. Лишь бы это всё в соответствии с законом было оплачено из избирательного фонда.

Р.П.:
Я подозреваю, что это как раз было оплачено. Никаких проблем я не вижу. Здравствуйте, алло. Как вас зовут?

Слушатель:
Здравствуйте. Меня зовут Андрей.

К.Д.:
Вы черным пиаром у нас в эфире не будете заниматься?

Слушатель:
Нет.

К.Д.:
Ну хорошо. Давайте тогда обсудим.

Слушатель:
Последняя информация, что в Перми нашли человека, у которого было 500 открепительных удостоверений. На мой взгляд, это тоже черный пиар.

К.Д.:
А против кого и на что он направлен?

Слушатель:
В свете последней информации «Эха Москвы», вот вчера передача была с Ганапольским. Не скажу, какая партия, которая способствует именно тому, чтоб люди получали эти открепительные удостоверения. Потому что, в принципе, про другие партии ничего не говорят, и как бы они не связаны с этой тематикой. То есть, что надо получать эти открепительные удостоверения.

К.Д.:
Ясненько. Да, это вы примеры черного пиара привели. А вот как вам кажется, что-то еще стоит нам ожидать или не стоит? И с какими ещё примерами вы столкнулись?

Слушатель:
Вот если честно, вот эта обширная кампания рекламная партии тоже…

К.Д.:
Не скажете какой.

Слушатель:
Да, не скажу какой. Она уже отталкивает. Потому что, на мой взгляд, думающее население России, оно научено теми же опытами АО «МММ» и так далее. Когда вот этот вот прессинг рекламный (пропадание сигнала). Заметьте, все листовки висят во всех магазинах, во всех муниципальных учреждениях.

К.Д.:
А вот смотрите, я понял, про какую партию…

Слушатель:
Это уже отталкивает, заставляет думать, что-то здесь не так.

К.Д.:
Ну смотрите, вопрос вот такой: можно провести аналогию с фашисткой Германией, где вся Германия была завешена нацистскими флагами и так далее. И они ведь пришли к власти, нацисты, демократическим абсолютно путём – взяв большинство в их парламенте.

Р.П.:
И всё-таки ты передёргиваешь, Константин. Сначала они пришли к власти, а потом вся Германия была завешана символикой и антуражем. Здесь не «до».

Слушатель:
Нет, здесь идёт речь о рекламе.

К.Д.:
Но тут тоже сохранение власти идёт.

Слушатель:
Реклама иной раз просто чрезмерная, которая отталкивает.

Р.П.:
Чрезмерная реклама отталкивает. Понятно, спасибо. К черным технологиям это отнести сложно. Скорее, это непрофессионализм.

К.Д.:
Тем более, что мы об этом вкратце уже сказали, что у нас такое ощущение сложилось, что многие технологии играют не на руку, а наоборот против.

Р.П.:
С одной стороны, можно говорить о непрофессионализме политтехнологов. А с другой стороны… Ты понимаешь, когда у людей в голове создается ощущение безальтернативности, это очень хорошо играет на руку той партии, которая завесила все везде вокруг. То есть я подозреваю, что есть задача создать ощущение безальтернативности.

К.Д.:
Давай спросим у радиослушателей.

Р.П.:
Здравствуйте. Алло.

Слушатель:
Алло. Значит, я что хотела сказать.

Р.П.:
Вы скажите, как вас зовут сначала.

Слушатель:
Меня зовут Вера Тимофеевна. Я вам хотела сказать вот о чем. Вчера нам агитаторы «Единой России» разносили письмо Трутнева. Так вот это письмо Трутнева я считаю черным пиаром. Почему? Я вот вам зачитаю некоторые выдержки из него.

Р.П.:
Вкратце только.

Слушатель:
Значит, у нас уже появились тут враги внутри, чтобы, как они пишут, «враги России будут спаивать, подкупать людей в глубинке». Но у нас, например, в Новых Лядах спаивали и подкупали только агитаторы «Единой России» с эмблемой. Нам тут и по 100 грамм давали после концертов, и потом, значит, выдавали такие коврижки: «За Пермский край», а в правом углу – «Единая Россия». И выдавали вот именно тоже от «Единой России».

К.Д.:
Ясненько. Все, хватит, наверное, примеров. Давайте не будем ни на кого чернуху лить. Просто будем говорить о примерах, которые там есть. Вот мы вынуждены были послушать, потому что есть такие вещи.

Р.П.:
Я вот одного не могу понять. Вот вы звоните и говорите: Ах, какие они плохие, какие они отвратительные, как они так смеют. А мы же с вами сейчас говорим о некоторых абстрактных вещах, то есть чего нам еще можно ожидать.

К.Д.:
Ну почему, мы же спрашивали так же и с какими примерами вы столкнулись. Но напомню: все-таки цель нашей передачи, нашего «Разворота» сегодня…

Р.П.:
Вакцинация мозга.

К.Д.:
Да, против этого черного пиара. То что вы нам звоните и говорите о том, что вы уже различаете черный пиар от белого уже хорошо. Говорите, звоните, слушаем вас.

Р.П.:
Здравствуйте. Алло.

Слушатель:
Здравствуйте. Меня Сергей зовут. Я хотел сказать, что, в принципе, сейчас у нас не только в Перми, но и по всей России, все медийное пространство – это на самом деле, как мне кажется, черный пиар. Потому как все информационные поводы со знаком «+» - это поводы с заставкой одной…

Р.П.:
Единственной…

Слушатель:
…единственной, да, и неповторимой. А вчера видел сюжет, скажем так, со знаком «+», но, я так понимаю, окрашенный несколько в другие цвета, очень четко было изъято название. То есть камера ни в коем случае не брала названия тех организаций, которые организовывали или были поводом положительного этого…

К.Д.:
Давайте витиевато не будем…

Р.П.:
А можно в двух словах подробно. Вот вас мы подробно спрашиваем, о каком сюжете вы говорите? Что за знак «+»…

К.Д.:
И какая, собственно, партия?

Слушатель:
Я сейчас не могу вспомнить точно, но правозащитная организация, на столе в пресс-конференции стояла ваза с зелеными, скажем так, фруктами.

К.Д.:
Ясно. Яблоками вы говорите?

Слушатель:
Да, совершенно верно. И буклеты показывали только с названием акции. По поводу, по-моему, там призыва это была…

Р.П.:
Все, понял. Ясно.

К.Д.:
А в чем черный пиар состоит?

Р.П.:
Нет, здесь нет черного пиара.

Слушатель:
А черный пиар – это то, что пространство отдано… Медийное пространство отдано только одной… То есть положительные поводы только в одном. Я не говорю о рекламных роликах партий предвыборных, которые там в бесплатное время и так далее. Только то, что является информационными поводами вообще в нашей жизни.

К.Д.:
Понятна ваша точка зрения. Спасибо большое за звонок.

Р.П.:
Я по этому поводу расскажу немножко презабавнейшую историю. Значит, делился со мной слезливым опытом один из операторов местных телеканалов, когда говорил: «Ты представляешь, я туда приезжаю (на событие), мне снимать нужно это все, а у меня приказ, чтобы ни один баннер не попал в кадр. А там, говорит, все баннерами завешено. И что я буду делать?»

К.Д.:
Нет, была бы весна или лето, можно бы было поснимать женские ножки красивые.

Р.П.:
А вот тут смотри: есть одна отдельно взятая политическая партия, которая проводит какую-то акцию правозащитную… Оператор же сработал, сработал правильно, грамотно, профессионально: только название акции и никакого названия партии. А что вы хотели? Должно быть оплачено, да. Они тоже ведь закона боятся. Я надеюсь, что мозг мы провакцинировали.

К.Д.:
Ну, по крайней мере, промониторили, что люди разбираются и отличают черный пиар от белого, зеленого…

Р.П.:
…красного, коричневого и так далее, всех цветов радуги. Константин Духонин это был в эфире.

К.Д.:
Роман Попов.

Р.П.:
Сергей Слободин нам помогал за звукорежиссерским пультом.

Обсуждение
44482
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.