Верхний баннер
20:52 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 28 ноября 2007

К чему приведет запрет продажи алкоголя в ночное время?

Анастасия Сечина:
Олег Коневских, редактор издания «Парламентской газеты» в Перми сегодня в этой студии вместе со мной. Анастасия Сечина у микрофона. Евгений Велесюк за звукорежиссерским пультом. Мы ему помогаем. Итак, мы тут размышляли, что бы такое с вами обсудить. Решили: хватит политики…

Олег Коневских:
Надоело.

А.С.:
Надоело. Тем более выборы уже скоро пройдут – там посмотрим. Тем более что с инициативой-то с этой выступил Вадим Чебыкин, депутат Законодательного собрания…

О.К.:
Беспартийный депутат.

А.С.:
Который беспартийный. Поэтому у нас вообще тема, лишенная политики напрочь. Суть в чем: депутаты хотят лишить пермяков возможности купить спиртное ночью в юбых магазинах. Это материал в сегодняшней газете «Известия – Пермский край». Он называется «Трезвый сон». Идея ограничить время продажи алкогольной продукции возникает в умах законодателей разных уровней с завидным постоянством. Год назад муниципалы из Лысьвы предлагали передать этот вопрос в ведение местных органов. Но тогда инициативу не поддержали. Вадим Чебыкин вышел с инициативой ограничить время продажи алкогольной продукции (тут внимание, деталька!) с содержанием этилового спирта больше 15%. То есть сюда у нас что не попадает? Пиво не попадает, портвейн 14,7, как ты сказал, не попадает, винцо не попадает.

О.К.:
Большая часть вин, кстати.

А.С.:
То есть крепкого алкоголя. И ограничить продаже спиртного в ночное время с 23 до 8 утра в предприятиях розничной торговли и организациях общепита, которые расположены в жилых домах. При этом не встроенные в дома магазины и, наверное, предприятия общепита…

О.К.:
Это тоже очень важный пунктик.

А.С.:
…могут продавать алкогольную продукцию без всяких ограничений. Вот в этом суть законопроекта. Далее. Подобные правила уже действуют во многих российских городах: Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Новосибирская, Челябинская области, республика Башкирия, Чувашия, Карелия, Краснодарский край, Чукотский автономный округ и другие. То есть много, где это действует. У нас это еще не действует, но предлагают ввести. Хочется услышать ваше мнение. Я не знаю, для меня оно предсказуемо, но ведь я могу и ошибаться. Каким образом повлияет вот собственно этот запрет, этот законопроект в случае его принятия? Кстати, заседание Заксобрания у нас сегодня ведь, да?

О.К.:
Да.

А.С.:
Ну, узнаем в течение дня… Тем не менее, вы можете так же высказывать свои точки зрения по этому поводу. К чему приведет запрет продажи алкоголя в ночное время? Варианты ответа я могу, конечно, предложить.

О.К.:
У меня тоже есть свое мнение на этот счет.

А.С.:
Но можете сами с этими вариантами ответа определяться. Вот здесь на одном мурманском форуме шел такой опрос… В нем, правда, приняло участие всего 21 человек, но варианты ответа какие здесь были: что «это приведет к росту самогоноварения и числа алкогольных интоксикаций от отравления некачественными спиртными напитками» – так ответили 3 человека; «к переходу ночной торговли спиртным в нелегальное русло, например, к таксистам» – так ответили 15 человек, то есть большинство; на вариант ответа «нанесет ощутимый удар по алкогольному одурманиванию населения» - так не считает никто; и «благоприятно скажется на криминогенной обстановке в городе в ночное время» - такой ответ дали 9 человек.

О.К.:
Вот я в процентном соотношении, пожалуй, соглашусь. Вспомни, Анастасия, если ты, конечно, помнишь, как боролись с синдикатами.

А.С.:
Вообще, очень приятно слышать «если, конечно, ты помнишь».

О.К.:
Я имею в виду, если ты, конечно, была в дееспособном возрасте…

А.С.:
Ну, я вот и говорю, что очень приятно слышать.

О.К.:
Как боролись с синдикатами. Они же были вообще непотопляемы и непобедимы до тех пор, пока алкоголь не появился в свободной продаже. То есть это был единственный способ победить синдикатчиков: выложить алкоголь в свободный доступ. Так случилось – синдикаты сдохли просто-напросто. В них нужда отпала. А тут просто-напросто есть шанс возродиться. Это будет продажа как вполне фабричного алкоголя, так и продажа всякой сивухи, которой травились у нас в течение года прошлого.

А.С.:
Смотри, я бы воспринимала этот законопроект как очередную дурь, если бы не аналогичные правила, действующие во многих регионах, в частности, в нашей столице, и в том числе северной столице.

О.К.:
Надо смотреть на практику и на суть законов, которые приняты.

А.С.:
Вот я так почитала, поскольку эта тема у нас на повестке дня и в «Развороте» возникла только в связи с обзором прессы, ранним утром, вот сейчас что успела почитать, в принципе, везде примерно то же самое: алкоголь выше 15%, запрет не распространяется на вот эти точки, специализированные магазины…

О.К.:
И общепит.

А.С.:
И на общепит. То есть примерно суть закона в этих регионах одинакова.

О.К.:
Все равно это полумера, потому что…

А.С.:
Полумера, ну и что, с чего-то надо начинать.

О.К.:
…сидит компания угорает, а вот кончилось – недогон у всех. И кто-то поленится лишний квартал пробежать? Да не верю я.

А.С.:
Ну а с другой стороны, живет в семье… Вот есть семья, в ней есть мужчина…

О.К.:
Или женщина.

А.С.:
Или женщина, действительно, что за дискриминация. Или женщина, которая так не против вечерком спуститься вниз и пропустить стаканчик во встроенном в доме магазинчике. Соответственно, такой мужчина или женщина, мне кажется, не будет брать такси и ехать в специализированный магазин. И в этом отношении…

О.К.:
То есть в качестве ликвидации провоцирующего фактора ты имеешь в виду?

А.С.:
Вот, да, да. Ну ладно, ну полумера, ну и что?

О.К.:
да, это хоть что-то. А не получится так же, как с запретом распития пива?

А.С.:
А что у нас получилось с запретом распития пива?

О.К.:
А что, у нас люди перестали пить на улице пиво?

А.С.:
Они его в пакетик складывают. В этом же была суть.

О.К.:
В Перми?

А.С.:
Нет…

О.К.:
Ты меня удивила, понимаешь.

А.С.:
У нас человек на проводе. Доброе утро.

Слушатель:
Здравствуйте. Меня Виталий зовут. Мысль, может быть, хорошая, но ник чему хорошему она не приведет

А.С.:
Отлично вообще: хорошая мысль не приведет ни к чему хорошему! Давайте, поясняйте.

Слушатель:
Просто дело в том, что так же начнутся несанкционированные продажи, как раньше эти синдикаты – вы уже упоминали об этом. Это первое. Второе: человек побежит за квартал, как вы тоже сказали, получит по голове лишний раз – повышенный травматизм.

А.С.:
Не знаю, не знаю...

О.К.:
Грабители просто не успевают стукнуть ему по башке.

А.С.:
Когда он спускается в магазинчик, встроенный в его дом, грабители не успевают среагировать. Виталий, а вам не кажется, что, вот смотрите, у нас как-то уже такая сознательная часть населения привыкла к более-менее нормальным напиткам. И сознательно пьющей части населения ничто не помешает закупиться еще днем. И в этом отношении…

Слушатель:
Мне так не кажется.

А.С.:
Не кажется?

Слушатель:
Нет, потому что купили… Знаете, пошли дурака за бутылкой – он одну и принесет, пословица такая.

А.С.:
Понятно.

Слушатель:
Сколько ни купи, все равно мало.

А.С.:
Понятно. Ладно, спасибо. «Мысль хорошая, но ни к чему хорошему не приведет» - это надо записать в цитатник вообще, я так думаю. Давайте ваши точки зрения. Законопроект он сегодня рассматривается. Сейчас вот представьте: слушают нас, например, ну хотя бы помощники…

О.К.:
Думаешь, они такие бездельники?

А.С.:
Хотя бы помощники… Нет, действительно, сейчас нас уде никто не слушает – они уже все на Заксобрании.

О.К.:
Никто из депутатов, я надеюсь.

А.С.:
Никто из депутатов, конечно.

О.К.:
То есть сидим мы с тобой и разговариваем.

А.С.:
Доброе утро.

Слушатель:
Алло. Здравствуйте. Ну, вот по поводу магазинчиков… Виктор меня зовут. Значит, это было уже, когда ограничивали количество спиртного в одни руки. Старались люди набирать запас, а в итоге получалось больше выпитого. Хотел чекушечку взять, а надо было брать две бутылки. Это уже проходили тоже. То есть мне не надо было две бутылки, но я их вынужден был брать.

О.К.:
Вынужден?

А.С.:
Хотел чекушечку, а чекушечку не давали.

Слушатель:
Вынужден был, да, потому что ради чекушечки лишний раз очередь километровую стоять – извините. И тут то же самое: я бы мог спуститься выпить 100 грамм в этом магазинчике, мне хватило, скажем, перед футбольным матчем. Здесь же я буду вынужден идти и покупать уже…

А.С.:
В магазин с таким выбором…

Слушатель:
В магазин, чтобы потом уже больше не бегать мне в магазинчик этот.

А.С.:
Понятно. Это вас спровоцирует на более объемную покупку.

О.К.:
На большее потребление.

Слушатель:
Да.

О.К.:
Здорово.

А.С.:
Так, хорошо, спасибо, Виктор.

О.К.:
Вот все интереснее и интереснее получается разговор, потому что я вот не ожидал, что людей может это спровоцировать на большее потребление алкоголя. Я вообще это не рассматривал.

А.С.:
Вот такая вот логическая цепочка – она тоже имеет место быть. С другой стороны, вот я думаю, например, о людях, которые как-то привыкли к употреблению, скажем, не очень качественного алкоголя. А у них накрайняк в конце концов аптеки есть круглосуточные, а в них спиртосодержащие лекарства разного рода.

О.К.:
Ну, естественно. Это я каждый день наблюдая, когда еду с работы или на работу. На улице 905-го года, которая ведет к заводским проходным. Я, кстати, однажды посчитал, сколько там забегаловок и точек, которые торгуют алкоголем, в том числе и сивушным. В общем, около полутора десятков на вот этом коротеньком отрезке. То есть это вот… И народ идет на завод – что-нибудь закупает. Это очень удобно прятать, потому что это все в полиэтиленовых пакетиках, маленьких бутылочках и так далее. И спокойно на завод это проносится. Потом они выходят с завода, опят это все покупают и тут же, буквально во дворах, распивают.

А.С.:
У нас опять человек. Доброе утро.

Слушатель:
Доброе утро. Меня зовут Андрей. Вот вы говорили, что не будете говорить о политике. Но водка на Руси самый политизированный продукт.

О.К.:
Вот вы прямо по больному.

Слушатель:
Если учесть, что депутаты ничего просто так не делают, то вот продвижение именно вот этой идеи – частичного ограничения потребления – все равно за этим кто-то стоит. Может быть, борьба с конкурентами. Убрать вот все эти десятки забегаловок, в которые заходят люди после работы, и, скажем, заходить в специализированные магазины. Алкогольные специализированные магазины – они сегодня в каждом районе, и недостатка в них нет.

А.С.:
Тоже верно. Вот нас тут недалеко от работы «Норман», пожалуйста.

О.К.:
А я считаю, что для социума это хорошо. Понимаешь, не все пойдут в этот специализированный магазин, где алкоголь дороже. Пусть он лучше эти деньги потратит на лишнее яблоко ребенку. Вообще, когда-нибудь будет осознание, что каждая потраченная на алкоголь копейка – это копейка, отобранная…

А.С.:
Слушай, ты анекдот вспомни: «Папа, папа, мама сказала, что алкоголь стал дороже. Это значит, что теперь ты будешь меньше пить? – Нет, сынок, это значит, что теперь вы будете меньше кушать». Понимаешь, лишнее яблоко… Ты, человек принципиально непьющий, можешь, конечно, так рассуждать. У нас, кстати… Вот то, что говорит Андрей. У нас у Вадима Чебыкина никаких там долей в «Нормане» – «Вивате» нет?

О.К.:
Без комментариев. Я считаю, что не имею права комментировать.

А.С.:
Хорошо. К чему приведет запрет продажи алкоголя в ночное время? Ваши комментарии.

О.К.:
Кстати, по поводу Вадима Львовича. Вадим Львович вполне публичный человек и можно запросто задать ему этот вопрос.

А.С.:
Я так думаю, что мы сориентируем нашего корреспондента, который находится в Заксобрании, на этот вопрос так или иначе. Хорошо. У нас есть телефонный звонок? Да. Доброе утро.

Слушатель:
Доброе утро. Роман меня зовут. Конечно, это не то что полумера – то, что предлагается сегодня принять на Заксобрании – это одна сотая требуемых мер. На самом деле требуется полный цикл реформ, на подобие лигачевских реформ, которые были в 80-х годах, потому что те темпы алкоголизации, которые сейчас фиксируются в стране, то, с какой скоростью у нас спаивается народ… Действительно, это уже статистически отмечается: рабочие идут на смену – закупаются, идут со смены – закупаются. Это все требует ну просто совершенно радикальных реформ.

О.К.:
А кстати, вы помните, что термин, который ввел как раз товарищ Лигачев, «алкоголизация», был запрещен к использованию на всех публичных заседаниях?

Слушатель:
Нет, не помню.

О.К.:
Вот такая вот штука была.

А.С.:
Роман, с другой стороны, надо же с чего-то начинать? Ну пусть хоть с одной сотой требуемых мер.

Слушатель:
Да, я с этим согласен. Пусть хоть какой-то маленький будет прецедент. Что касается синдикатов, ночной продажи у таксистов – да, все это будет, и все это было и в лигачевские реформы. Но статистика показывает, что смертность резко снизилась при этом, заболеваемость снизилась, травматизм, несчастные случаи, самоубийства – все это просто колоссальным образом имело такой вот оптимизирующий скачок в те годы.

О.К.:
Роман, а вычитаете, что магазины вообще будут соблюдать этот закон?

Слушатель:
Это уже опять зависит от политической воли. Я не знаю, почему у нас пиво запретили публично пить, но никто за этим не следит: милиция, которая гоняется за «яблочными» листовками должна, по идее, вот это вот отслеживать.

А.С.:
Роман, опять же Аше мнение: примут сегодня законопроект?

Слушатель:
Сомневаюсь. Мне кажется, здесь очень много будет разных факторов противодействующих.

А.С.:
Мне кажется, что все-таки алкогольное лобби…

О.К.:
Вот вы не видели, какое лицо я скорчил. Я вас уверяю, что закон в первом чтении будет принят.

А.С.:
Почему ты так думаешь?

О.К.:
Во-первых, он популярен.

А.С.:
делаем ставки, господа. Но мне кажется, что алкогольное лобби – оно гораздо сильнее, чем антиалкогольное.

О.К.:
Алкогольное лобби заинтересовано в принятии этого закона по той простой причине, что развиваются торговые сети.

А.С.:
Мы по прежнему принимаем звонки и хотим услышать от вас ответ. Вот была бы возможность – проголосовали. Но, к сожалению, у нас такой возможности, которая существует на московском «Эхе», у нас на пермском нет. Единственное, что я могу озвучить, вот это 2006-го года результаты: отношение жителей российских городов к введению запрета на продажу алкоголя в ночное время. Здесь приведены данные нескольких городов и нескольких соцкомпаний. Ты как социолог, может быть, сейчас прокомментируешь. Екатеринбург – 2 социологические конторы. Фонд «Социум», выборка 143 человека, совсем ничего. «За» - 54 человека, «против» - 46. Тоже Екатеринбург (неразборчиво) 2006-ой, выборка 250 человек. 22% - «за»…

О.К.:
Можно брать суммарную и выводить среднюю запросто, потому что это очень близкие показатели, судя по всему. Если бы они разнились, тогда их нельзя было бы суммировать…

А.С.:
Так вот они и разнятся. По одному данному – 54 «за», по другим данным – 22 «за».

О.К.:
Да… Их нельзя суммировать, потому что как раз наоборот: данные разнятся. И доверять такой выборке я бы не стал. Но тем не менее, это показательно.

А.С.:
Еще есть Челябинск. Выборка 500 человек. 30 «за», 61 «против». Ну по другим вот тут не говорится. Беларусь… Ну Беларусь – это Беларусь. Выборка 317 человек. 46 «за», 54 «против».

О.К.:
И показательна именно цифра, которая «за» 54 и 46. Это гораздо выше, чем, например, в том же Екатеринбурге.

А.С.:
Санкт-Петербург: 54 «за», 25 «против». Так, что еще было? По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2005-м, правда, году, среди 1600 россиян 58% граждан России поддерживают антиалкогольную кампанию, точнее запрет продажи алкоголя в ночное время, 36% против. Вот такие у нас есть циферки. У нас остается буквально две минутки. Если будет еще один звонок по этому поводу, мы примем. Я пока не услышала ни одной точки зрения за запрет продажи в нашем городе, в нашем регионе в ночное время.

О.К.:
А наверное, потому что негативных показателей больше.

А.С.:
Знаешь, учитывая данные, например, ВЦИОМа (58% граждан поддерживают), я ожидала, что все-таки будут люди, которые…

О.К.:
Ну там и выборка, извините, побольше. Но хотя ВЦИОМ…

А.С.:
Должен был попасть хоть один человек.

О.К.:
…это ВЦИОМ.

А.С.:
Понятно. Мы со звонками заканчиваем и каким-то образом подводим итог.

О.К.:
Я считаю, что депутатам не нужно либеральничать, и подойти к этому закону с той де тщательностью, с которой они подошли к закону о запрете пива. Закон о запрете распития пива нельзя трактовать. Он однозначного применения.

А.С.:
Другое дело, как он сейчас работает.

О.К.:
Он никак не работает. Но я имею в виду суть. Это действительно нужен подход, это нужно исполнительной власти уже давать четкое указание, что наказывать тех, кто продает, отслеживать эти вещи…

А.С.:
Так ты выступаешь за запрет?

О.К.:
Конечно, я выступаю за запрет. Во-первых, мысль действительно здравая, во всех пониманиях здравая мысль запретить продажу алкоголя ночью. Действительно, пусть это продают специализированные магазины и общепит…

А.С.:
Но как сказал слушатель Виктор: «Тогда у меня будет более объемная покупка, я больше выпью».

О.К.:
Я думаю, что таких людей будет минимум. Лентяев у нас все-таки больше. Вот такие мы: ленивых людей гораздо больше, чем тех людей, которые согласны ночью побежать до ближайшей забегаловки, чтобы «вмазать».

А.С.:
Ну что ж, Олег Коневских, редактор «Парламентской газеты» в Перми. М посмотрим, что произойдет с этим законопроектом в Заксобрании.

О.К.:
Досвидания.

Обсуждение
29149
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.