Верхний баннер
04:14 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 29 января 2008

Почему депутаты не услышали студентов?

Анастасия Сечина: Анастасия Сечина в этой студии. Дмитрий Торбеев, редактор пермского бюро экспертного канала «УралПолит.Ру».

Дмитрий Торбеев: Здравствуйте.

А.С.: Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. Мы сейчас поговорим с сопредседателем независимого студенческого профсоюза «Студенческая солидарность» Александром Резником. Доброе утро, Александр.

Александр Резник: Доброе утро.

А.С.: Итак, что у нас произошло? У нас произошло то, что, по сути… Я буду права, если скажу, что вас депутаты не услышали?

А.Р.: Конечно.

А.С.: Расскажите всю хронику взаимоотношений. То есть какие вы предприняли действия, грубо говоря, какие провели акции, сколько раз у вас состоялись переговоры с администрацией. Вот все, что вы делали для того, чтобы все-таки быть услышанными. Расскажите, напомните.

А.Р.: Хорошо. Очень кратко. Ну, по декабрьским событиям вы более-менее, наверное, знакомы. То есть мы там собрали подписи, сколько сумели, за пару дней в разгар сессии, отнесли Шубину.

А.С.: Сколько там было подписей?

А.Р.: Где-то порядка полутора тысяч. Были сохранены проездные, правда про повышение цены, разумеется, ничего не было сказано. Была отменена акция перевозчиков. То есть, видно, в администрации задобрили их, обещали грядущее повышение и так далее. Вот после январских выходных мы начали новый этап нашей деятельности. Было решено запланировать три акции протеста. А до этого решили мы походить по чиновникам, поискать правду. То есть был такой период неформального хождения по чиновникам. Тогда выяснилось, что они нам очень сочувствуют, в частности, глава транспортного комитета Сасунов, потто заместитель Каца по городскому хозяйству Храпков. Но понижать цену они не хотят, хотя были бы рады, если бы депутаты, допустим, выделили на это деньги. Ну и вообще, как бы в неформальном общении они говорили нам примерно следующее: «Ну вы же понимаете, для рыночной экономики вот эти вот проездные – это же как бы все такие архаичные такие вещи, надо их отменять, и так далее. И вообще, вы же студенты, так работайте, вот мы работали в свое время. Вот вы тоже работайте. Что вы ходите и из-за всякой мелочи… На 150 рублей вам проездные повысили. Ну пускай, еще хотят повысить даже до 800 рублей, а может быть, даже и отменить, ну что вы из-за этого волнуетесь?»

А.С.: Ну а я насколько понимаю, что сейчас утвержденная стипендия она у нас сколько? Тысяча рублей составляет?

А.Р.: Ну да, чуть больше там…

А.С.: Опять же, насколько я понимаю, поскольку я не студент уже какое-то время, ученики средних профессиональных заведений, которые получают среднее профессиональное образование, они тоже ведь ездят по студенческим проездным?

А.Р.: Конечно.

А.С.: И стоимость его сейчас превышает стипендию, верно?

А.Р.: Да.

А.С.: Хорошо. Вот у меня такой вопрос. В «Российской газете» говорится о том, что будет введена таки система адресной поддержки, к разработке которой чиновники приступили сейчас. В ее основу заложат несколько критериев, к которым относятся доход учащихся, их успеваемость, а так же дальность проживания. Вот вас, собственно, такой вариант неужели не устраивает?

А.Р.: Вот теперь мы возвращаемся к переговорам с чиновниками. Мы изначально добивались создания открытого некоего органа, согласительной комиссии. Но было принято решение в чиновничьем мире под уже воздействием известия о том, что мы уже заготовили акцию протеста, все-таки они решили провести круглый стол, он состоялся 21-го, по результатам которого мы поняли, что нас опять слушать не хотят. То есть во-первых, не привели ни перевозчиков, ни депутатов. Во-вторых, заговорили о том, что может быть, но не отвечали на вопросы, конкретно а что же случилось. То есть по каким расчетам, по каким, собственно, обоснованиям они уже сделали вот это повышение. А то, что они выдвинули вот этот совершенно фантомный какой-то, нереальный план адресной помощи, ну, там просто нечего обсуждать. И это не только наша позиция, то есть представители студенческих профкомов они точно также не согласны, потому что сейчас администрация использует некий такой бренд, который отвлекает внимание: социальная помощь, адресная помощь. Это красиво все звучит, но нет абсолютно никаких… Собственно, никакого плана, никакой механики.

А.С.: Ну они же только сейчас приступили к разработке этого самого плана.

А.Р.: А почему тогда они говорят, что мы уже согласились на это? Вот ведь в чем дело. Они, по сути, 25-го января, когда прошла первая рабочая группа, они дезинформировали весь город. Тогда вот Надежда Кочурова, которая курирует проведение рабочей группы, взяла и в интервью (по крайней мере, «Вести-Пермь» я видел), что вот, все согласились. Хотя никто не согласился, на самом деле, на такое.

А.С.: Хорошо, Александр, коротко последний вопрос. Если вы считаете, что вас власти не услышали, то выскажите свою позицию: почему не услышали, почему вы не добились результата?

А.Р.: Здесь есть как глобальные, так и совершенно локальные причины. То есть глобальные – то, что у нас студенчество крайне неорганизованно, крайне несознательно, они прекрасно это знают. То есть мы организовывали митинг на 25-е января – пришло довольно-таки мало студентов. Конечно, кто-то в пробках застрял. Но все-таки 60-70 человек – это мало. Ну, там милиционеров чуть ли не больше было. Это глобальное. Что касается локального, я думаю, что они считают, что все это волнение поуляжется, что пыл у инициативной группы тоже иссякнет, и в конце концов они проведут свои какие-то планы, я так считаю, в принципе по уничтожению вот этих вот льготных проездных билетов.

А.С.: Спасибо, Александр. Итак, хотелось бы сейчас вместе с вами порассуждать и поотвечать на вопрос, почему у студенческой общественности, в частности у профсоюза «Студенческая солидарность» не получилось добиться желаемого? Можно подумать, что здесь вроде бы все просто, все лежит на поверхности, все ясно на первый взгляд. Но тем не менее, мне бы хотелось услышать ваше мнение по этому поводу. Если вы каким-то образом находились в этом процессе, например, вы студент, вы наблюдали за этим, вы можете это сказать. Или если вы наблюдали за этим процессом опять же с помощью новостей. Все мы видели, что они предпринимали довольно активные действия. И они довели все-таки этот процесс до процесса переговоров. То есть мы реально видим, как какая-то определенная группа общества организовалась, все-таки организовалась, вышла сначала на акции протеса, организовывала какие-то, ну, может быть, флеш-мобы назовем это, хотя это у них…

Д.Т.: Смарт-мобами это все называлось.

А.С.: Смарт-моб. Что такое смарт-моб? Я, флеш-моб что такое, понимаю.

Д.Т.: Приносили дружно по 8 или по 10 рублей в монетках по 10 копеек к администрации.

А.С.: Это я помню. Я имею в виду сам термин «смарт-моб».

Д.Т.: Ну, то есть «умный флеш-моб».

А.С.: А… Все понятно. То есть какие-то действия в результате привели к тому, что они сели за стол переговоров, и нем за один. Ну, потом опять же случилось то, что случилось. Были озвучены какие-то разные варианты решения этой проблемы. И вот вчера бы заявлено, что вроде бы сейчас мы приступаем к разработке системы адресной поддержки. Ну, по словам Александра Резника, немного странно заявлять о том, что приступаем непосредственно к разработке этой программы, не имея четкого представления о том, что это будет за программа. Ну, хотя надо же с чего-то начинать, в конце концов.

Д.Т.: Ты знаешь, я больше всего боюсь, что эта программа опять скатится к тому, что студент будет доказывать, что он не верблюд, что ему на самом деле это нужно. Ходить, бегать и доказывать опять. Вот это будет самым отвратительным.

А.С.: В том-то и дело. Я примерно представляю, поскольку моя сестра не так давно стала мамой. Я примерно представляю, через сколько инстанция она прошла, для того чтобы доказать, что она родила. И это мама. Через что придется пройти студенту, для того чтобы доказать, что ему надо, что он вообще хочет знания получать, а не деньгу зашибать, что в первую очередь он хочет заниматься этим… А уже аргумент, который, как рассказал Александр Резник, был озвучен, о том, что идите работать… Я понимаю, я тоже начала работать, когда мне исполнилось 17 лет…

Д.Т.: Все работают студентами.

А.С.: А это правильно?

Д.Т.: Это правильно, но не надо на это списывать подобные вещи. То есть нельзя лишать студента даже вот этого какого-то мизерного дохода в виде того же самого проездного хотя бы.

А.С.: Доброе утро.

Слушатель: Доброе утро. Николай. Вот я хотел сказать, зачем Дума придумала так через соцзащиту справки добывать и все? Есть студенческий и ученический билет. Тот, кто ездит на «Мерседесе», тот не будет проездные брать. Это ясно. То есть за ними пойдет тот, которому необходимо.

А.С.: Кому надо.

Слушатель: Так ведь? И дальше мы рассуждаем эту проблему. Рыночная, рыночная, рыночная…Вчера пенсионеры, сегодня ЖКХ, послезавтра это. У нас есть уникальный случай: прочитать программы президентов всех. Кому за что нравится – за то проголосовать. Так ведь?

А.С.: В смысле? Что вы имеете в виду?

Слушатель: Дело в том, что нас рынок уведет далеко. Мы сейчас ни жилья, ничего не имеем. Студенты бастуют, пенсионеры бастуют, жители выходят с пустыми кастрюлями и прочими. Рост цен…

А.С.: Все понятно.

Слушатель: Надо заменить, значит, этот строй, который нам не подходит, и вернуться снова к социализму.

А.С.: Понятно. Спасибо, Николай. Ну, про социализм мы сейчас не будем, вопрос политических пристрастий, да, естественно обсуждать. Но факт остается фактом: администрация говорит о том, что студенческое общество расслоено. Мол, вот кто-то на «Мерседесе»… Но ведь это очевидно, что если я приезжаю на лекции на «Мерседесе», мне не нужен проездной, я не буду его покупать.

Д.Т.: И что его будут покупать только те, кому они реально нужны.

А.С.: Хорошо. На твой взгляд, почему все-таки студенты не добились того, чего хотели? Потому что мне казалось, спортивный такой термин: хорошо идут. Мне казалось, что у них что-то получится.

Д.Т.: Они хорошо шли по сравнению с какими-то их предыдущими акциями. Ну, во-первых, ребята нацелены были на протест, а не на диалог, то есть у них не было никаких документов и параллельных примеров того, что проездной может быть. И он может стоить меньше, и проезд может стоить меньше. Хотя просчитать это, принципе, возможно: взять примеры других городов. И поэтому на рабочей группе они столкнулись с тем, что… им читали лекцию, по словам очевидцев. Ну и дальше, вторая причина, о чем говорил уже господин Резник, это о том, что студенческое общество все-таки оно хоть расслоено, вот в случае с автобусом – «Мерседесом», но к сожалению, те, кто ездит на автобусе, не очень-то хотят отстаивать свои права на проездной. Ну, значит, так тому и быть.

А.С.: Значит, да, значит, так тому и быть. Доброе утро.

Слушатель: Алло. Вы слышите меня? Девушка, вот знаете, вот повышение тарифов на проезд…

А.С.: А мы сейчас о студентах говорим, а не о как таковом повышении.

Слушатель: Ну, студенты. Вы знаете, это все происходит по той причине, вот вспомните, когда в октябре месяце прошлого года было сообщение, что рост цен на все продукты – Пермский край занял первое место в России, опередил Москву, Чукотку, все. Все это связано… Я не знаю, как назвать: коррупция что ли, или бог ее знает. В чем причина? Вот вы подумайте. В том, что, я считаю, вот большие цены на имущество на это, как оно называется…

А.С.: Хорошо. Спасибо. Направление мысли понятно. Я помню о том, что у нас инфляция по итогам 2007-го года превысила среднероссийскую.

Д.Т.: Да.

А.С.: То есть я не берусь утверждать, что от Санкт-Петербурга и до Чукотки мы опередили все регионы России. Она превысила среднероссийский показатель. Я прочитаю сообщение по ICQ: «Студенты сегодня никто, они никак не влияют на подобные процессы. Управляемое быдло, ликующая «гопота», Так, кстати, говорят в Кремлевской администрации». Пардон, вы откуда это знаете? «Вот и все…» Поясните, все-таки, нам по ICQ, откуда такие сведения. «Вот и все, игры какие-то детские. Пример с «нашистами» четко показал, для чего студенты нужны сегодня. Пока машины не начнут жечь, выражая собственный протест, ничего не поменяется. Сегодня не хватает грамотных, а главное независимых лидеров у студенчества, способных реально защищать интересы молодежи».

Д.Т.: Я бы так сказал: не хватает не то чтобы грамотных… Ну, отчасти да, грамотных. То есть квалифицированных не только в плане протеста, но и в плане каких-то знаний по экономике, умение отстоять свою позицию, по крайней мере, вот даже в этом случае.

А.С.: Мне как-то понравилась формулировка, я уже не помню сейчас, чья. Понравилась формулировка слова «бюрократ». Тогда говорили, что вот именно в гражданской жизни важно наличие этих самых… ну, таких гражданских бюрократов. Что такое «гражданский бюрократ» - человек, способный к формальным действиям.

Д.Т.: Да, и обладающий достаточной для этого квалификацией.

А.С.: То есть не только каким-то уличным движением и так далее... Ну, понятна мысль. Примем еще один телефонный звонок. Доброе утро.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Ирина. У меня сын студент, студент дневного отделения. И работает. Но вы знаете, от этого действительно страдает учеба. Я считаю так, что парни и девчонки, которые учатся на дневном отделении, они поступают для того, чтобы приобрести реальные знания и профессию, чтобы стать квалифицированными специалистами. У нас действительно сейчас не хватает умных, грамотных, адаптированных к современной жизни специалистов. И сейчас они должны потратить свое время на то, чтобы стать такими специалистами. И я считаю, что пусть они подрабатываю там… Не знаю, кем они могут сейчас работать? Дворниками, сторожами? Какие деньги они сейчас могут на этих должностях заработать? Их задача сейчас, ну, жизненная, скажем так, задача – получить знания, получить профессию. Поэтому я категорически против того, чтобы им отказано было в каких-то минимальных льготах.

А.С.: ну, штука в том, что им уже отказано. На ваш взгляд, почему они все-таки, несмотря на довольно активно предпринятые действия, не добились результата?

Слушатель: Вы знаете, я боюсь тут какой-то точный диагноз поставить. Но на мой взгляд, те люди, которые приходят во власть, которые обещают пенсии, зарплаты, стипендии, как только они достигают желаемого, они как-то вот отодвигают вот эти вот задачи на более дальний план. Вот это мое мнение. Очень горестно это осознавать, но мне кажется, что это так.

А.С.: Спасибо, Ирина, за звонок. Тут единственное, что стоит добавить, почему механизм обещания работает где-то в другом месте, грубо говоря, почему там депутат, что-то пообещав, должен прийти и это самое сделать, да? Просто потому, что в противном случае он эту власть потеряет. То есть он, будучи делегирован во власть народом, потеряет доверие этого самого народа, и соответственно, может просто-напросто потерять кресло. Вот и все. У нас этот механизм не действует.

Д.Т.: Есть два вида мандатов. И по одному из них люди могут организовать достаточно просто процедуру отзыва депутата, любого избранного лица.

А.С.: Но вопрос в том, почему у нас механизм этот не действует…

Д.Т.: А потому что у нас нет такого закона об отзыве.

А.С.: Как? У нас же есть закон…

Д.Т.: Ой, Насть, там такой закон, что лучше б его не было.

А.С.: Понятно.

Обсуждение
30594
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.